- Что такое сравнение? Примеры из художественной литературы
- Сравнение — стилистическая фигура речи
- Способы создания сравнения
- Примеры сравнений из художественной литературы
- Видео «Тропы. Сравнение»
- Сравнение — это прием украшающий образ (примеры из литературы)
- Что такое сравнение
- Способы создания сравнений на примерах
- Сравнительные предлоги
- Существительные в творительном падеже
- Прилагательные и наречия в сравнительной форме
- Слова «похожий» и подобный»
- Примеры развернутых сравнений
- Примеры устойчивых сравнений
- Комментарии и отзывы (2)
- Сравнение это способы выражения
Что такое сравнение? Примеры из художественной литературы
Сравнение — это стилистический приём, основанный на образном сопоставлении
двух предметов или состояний.
Сравнение — стилистическая фигура речи
Между некоторыми предметами и явлениями действительности можно установить уравнительные отношения, что является сложной задачей для писателя. Но в этой необычности и заключается вся сила сравнения как стилистического приема в художественной речи. Сравнение сообщает явлению или понятию то освещение, такой оттенок смысла, какой намерен придать ему писатель.
Сравнение является стилистической фигурой речи, как и следующие образные средства:
Использование сравнения делает восприятие речи многоплановым, вызывает интерес у слушателей или читателей, помогает глубже проникнуть в смысл высказывания, рождает богатые образные ассоциации.
Способы создания сравнения
Сравнения создаются в художественной литературе несколькими способами:
1. с помощью сравнительных союзов «как», «словно», «будто», «точно», «что» (чем):
На Красной площади, будто сквозь туман веков , неясно вырисовываются очертания башен. ( А. Н. Толстой)
Он бежал быстрее, чем лошадь . (А.С.Пушкин)
На небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвлённые молнии. Они не только вспыхивали, сколько трепетали и подёргивались, как крыло умирающей птицы . (И.С. Тургенев)
2. формой творительного падежа:
Из перерубленной старой берёзы градом лилися прощальные слёзы. (Н.А. Некрасов)
Луга превратились в моря. Там плавали не только дикие утки, но и перелетные лебеди. Последние сказочным видением возникали на водной глади, и, зачарованный ослепительной красоты миражом, я сидел часами, наблюдая заслезившимися от волнения глазами, как эти явившиеся как будто из сказки существа кружат вдали, а затем так же внезапно, как и положено призракам, исчезают (М. Алексеев).
3. формой сравнительной степени прилагательного или наречия:
4. лексически — с помощью слов «подобный», «похожий»:
Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы. (А.Серафимович).
Он был похож на вечер ясный… (М. Ю. Лермонтов).
Начинается гроза с воздушного столба, образующего набухающее белое облако, похожее на кочан цветной капусты (З. Ауст).
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил (В. Песков).
Примеры сравнений из художественной литературы
С помощью сравнения в литературе писатель раскрывает образ героя более ярко и полно. Читаем у классика русской литературы А.С. Пушкина:
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье .
Но, как вино , печаль минувших дней
В моей душе чем старше, тем сильней.
Сравнения широко применяются в описании природы:
Внизу, как зеркало стальное ,
Синеют озера струи,
И с камней, блещущих на зное,
В родную глубь спешат струи. (Ф. Тютчев)
Посмотрим, как поэт Николай Заболоцкий мастерски построил стихотворение «Голос в телефоне» на сравнении, чтобы ярко и образно создать настроение этого произведения, более полно донести до читателя свою поэтическую мысль.
Раньше был он звонкий, точно птица ,
Как родник , струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
А потом, как дальнее рыданье ,
Как прощанье с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.
Яркие, выразительные сравнения придают художественной речи особую поэтичность.
Однако некоторые сравнения в результате частого употребления приобрели определённую устойчивость и воспроизводимость, то есть превратились во фразеологизмы:
Видео «Тропы. Сравнение»
Источник
Сравнение — это прием украшающий образ (примеры из литературы)
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Наверняка вы не раз слышали выражения СМЕЛЫЙ КАК ЛЕВ или ХИТРЫЙ КАК ЛИСА?! Подобные словосочетания относятся к одному из самых выразительных лексических приемов, который называется сравнение.
Чаще всего такое можно встретить в литературе, а некоторые сравнения уже перекочевали и в нашу повседневную речь. Благодаря им автор многократно усиливает образ.
Ведь согласитесь – одно дело прийти домой и сказать «Я хочу есть», и совсем другое «Я ГОЛОДНЫЙ КАК ВОЛК!». Второй вариант более сильный, и главное, всем сразу понятно, что с ужином тянуть не стоит ни секунды.
Что такое сравнение
Сравнение – это изобразительный прием, в котором сопоставляются два предмета (действия или явления) с целью усилить характеристики одного из них. Причем в отличие от метафор в сравнениях всегда упоминаются два элемента – то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают.
Горят аулы, нет у них защиты.
Врагом сыны отечества разбиты,
И ЗАРЕВО, КАК ВЕЧНЫЙ МЕТЕОР,
Играя в облаках, пугает взор.
В этом четверостишье Михаил Лермонтов сравнивает свет от пожаров с небесным телом, тем самым акцентируя внимание на том, насколько он яркий.
Еще один пример из литературы (поэзии):
Безумных лет угасшее ВЕСЕЛЬЕ
Мне тяжело, КАК СМУТНОЕ ПОХМЕЛЬЕ.
Но, КАК ВИНО, ПЕЧАЛЬ минувших дней
В моей душе чем старше, тем сильней.
А это уже Пушкин Александр Сергеевич. У него в этом четверостишье сразу два сравнения и оба связаны с алкогольной тематикой (понятной многим в нашей стране).
Во-первых, по словосочетанию «веселье – похмелье», мы понимаем, что радость осталась в прошлом, а на смену ей пришла тоска. А во-вторых, яркий образ «печаль – вино» создает ощущение безысходности.
Способы создания сравнений на примерах
Есть несколько базовых способов для создания сравнений:
- с помощью сравнительных союзов «как», «будто», «словно», «что/чем», «точно»;
- с помощью существительных в творительном падеже;
- с помощью прилагательного или наречия в сравнительной форме;
- с помощью слов «похожий» и «подобный».
А теперь приведем примеры для каждого из типов сравнений.
Сравнительные предлоги
- Он бежал быстрее, ЧЕМ лошадь. (Пушкин)
- На Красной площади, БУДТО сквозь туман веков, неясно вырисовывались очертания башен. (Некрасов)
- Молнии на небе не только вспыхивали, сколько трепетали, КАК крыло умирающей птицы. (Тургенев)
- И стоят за дубовыми сетками, СЛОВНО нечисть лесная, пеньки. (Есенин)
- Здесь каждая деревня так люба, ТОЧНО в ней красоты все Вселенной. (Яшин)
Существительные в творительном падеже
- Из разрубленной старой березы ГРАДОМ лились прощальные слезы. (Некрасов)
- Птицы СКАЗОЧНЫМ ВИДЕНИЕМ возникали из водной глади. (Алексеев)
- Луна скользит БЛИНОМ в сметане. (Пастернак)
- Узорным чистым ПОЛОТЕНЦЕМ свисает радуга с берез. (Рубцов)
Прилагательные и наречия в сравнительной форме
- СИЛЬНЕЕ кошки зверя нет. (Крылов)
- Эти глаза ЗЕЛЕНЕЕ моря и кипарисов наших ТЕМНЕЕ (Ахматова)
- Девичьи глаза ЯРЧЕ роз. (Пушкин)
- СВЕТЛЕЕ солнца тронный зал (Цветаева)
Слова «похожий» и подобный»
- Родина ПОДОБНА огромному дереву, на котором не сосчитать листья. (Песков)
- На глаза осторожной кошки ПОХОЖИ глаза твои. (Ахматова)
Примеры развернутых сравнений
Иногда в качестве сравнений писатели и поэты используют не одно-два слова, а целые предложения. Это позволяет создать весьма яркий образ и более точно передать настроение всего произведения.
Вот один из ярких примеров – стихотворение Константина Заболоцкого «Голос в телефоне».
Раньше был он звонкий, ТОЧНО ПТИЦА,
КАК РОДНИК, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
А потом, КАК ДАЛЬНЕЕ РЫДАНЬЕ,
КАК ПРОЩАНЬЕ с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.
В самом стихотворении нет предмета, который сравнивают. Он спрятан в названии. А все четверостишья — это сплошное сравнение в совокупности с метафорами. И используя эти приемы, Заболоцкий очень красочно описывает прошедшую любовь. Ведь именно о ней, как вы могли догадаться, идет речь.
Огромные сравнения встречаются и в прозе. Вот, например, отрывок из знаменитой «Илиады» Гомера.
Бросился АЯКС на ВРАГОВ, СЛОВНО ОГОЛОДАВШИЙ ЛЕВ на испуганно сгрудившихся, потерявших пастуха ОВЕЦ, которые остались без охраны беззащитными, КАК ДЕТИ без присмотра, и способны лишь робко стенать и пятиться в страхе перед львиною жаждой крови и смертоубийства, которое охватывает хищника, словно безумие, усиливающееся, когда он чует ужас обреченных…
Здесь и вовсе сразу два сравнения. Одно «Аякс – лев», а другое получилось даже двойным «враги – овцы – дети». Причем заметьте, что основные слова звучат только в самом начале, а весь остальной и достаточно массивный кусок текста посвящен сравнению. И это очень поэтично описывает характер битвы.
Примеры устойчивых сравнений
А сейчас хотелось бы вернуться к тому, с чего мы начали. Некоторые сравнения уже прочно вошли в наш лексикон. Три из них мы уже упомянули, вот еще:
- Глаза как бездонное озеро;
- Красный как рак;
- Сладкий как мед;
- Как слон в посудной лавке;
- Застыл как памятник;
- Завертелся волчком/вертеться как белка в колесе;
- Бежать как на пожар;
- Смотрит как баран на новые ворота.
И еще немного примеров:
Кстати, подобные устойчивые выражения в русском языке называются фразеологизмами. То есть это уже следующая ступень после сравнений. Но об этом можете прочитать в другой статье на нашем сайте.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
«Стихотворение Константина Заболоцкого». Константина ли? Не Николая Алекссевича Заболоцкого случайно?
Человеку свойственно сопоставлять, мы регулярно сравниваем и делаем это не задумываясь)
Источник
Сравнение это способы выражения
Письмо с инструкцией по восстановлению пароля
будет отправлено на вашу почту
- Главная
- 9-Класс
- Русский язык
- Видеоурок «Различные способы выражения сравнения»
Цель этого занятия – выяснить, какие существуют способы выражения сравнения в современном русском языке, научиться различать сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными и простые предложения со сравнительными оборотами, формировать и совершенствовать соответствующие пунктуационные умения и навыки в указанных конструкциях.
В художественной литературе, в публицистике, в разговорной речи сравнительные конструкции помогают образно представить описываемые предметы, события, факты, реализуясь в виде сравнения – средства художественной выразительности (тропа).
Сравнение – это прием, основанный на сопоставлении двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Отвлеченная мысль становится понятной, если для сравнения привлекается нечто осязаемое, зримое, очевидное. Стилистическая функция сравнения – создание художественной выразительности.
Способы выражения сравнения в современном русском языке многообразны:
1. сравнение может выражаться существительным в форме творительного падежа: Снежная пыль столбом стоит в воздухе.
2. формой сравнительной степени прилагательного или наречия:
Мне теперь все казалось яснее ясного.
3. при помощи слов «подобный», «похожий»:
Ее любовь к сыну была подобна безумию.
4. оборотами с различными сравнительными союзами (как, будто, как будто, точно, словно, подобно тому как, как если бы):
Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял.
Обороты со сравнительными союзами представляют собой часть простого предложения и могут играть в предложении разную синтаксическую роль.
Чаще всего в предложении сравнительные обороты являются обстоятельствами образа действия, а на письме выделяются запятыми.
Егор двигался бесшумно, словно тень. (В составе этого простого предложения есть сравнительный оборот «словно тень»).
Злые волны, как воры, лезут в окна. (В данном простом предложении употреблен сравнительный оборот «как воры»).
Оборот с союзом «как» может иметь оттенок причинности (его можно заменить конструкцией со словом «будучи») и в предложении являться приложением, а на письме выделяться запятыми.
Она была, как меньшая, любимица отца. (В этом простом предложении употреблен оборот с причинным значением «как меньшая»).
Оборот с союзом «как» и другими сравнительными союзами может входить в состав составного именного сказуемого, при этом на письме он не выделяется запятыми.
Брат с сестрой словно чужие. (В этом предложении оборот «словно чужие» является сказуемым и на письме не обособляется).
Брат с сестрой, словно чужие, не смотрели друг на друга. (В данном случае сравнительный оборот «словно чужие» является обстоятельством образа действия и на письме обособляется).
Не обособляется на письме оборот с союзом «как» и другими сравнительными союзами, если имеет значение в качестве.
Китай известен как страна древнейших традиций. (В этом простом предложении употреблен оборот со значением в качестве «как страна древнейших традиций», на письме не обособляется).
Если оборот с союзом «как» и другими сравнительными союзами образует устойчивое сочетание (фразеологический оборот), то он на письме также не выделяется запятыми.
Олени отбежали немного и остановились как вкопанные. (Фразеологизм «как вкопанные» не обособляется на письме).
Подобных устойчивых сочетаний в русском языке достаточно много, можно привести самые распространенные:
Не видать как своих ушей
Лететь как стрела
Лить как из ведра
Дрожать как осиновый лист
Точно в воду кануть
Как можно скорее
Как нельзя лучше и др.
Важно отметить, что если обороту со сравнительным союзом предшествует отрицание или слова совсем, совершенно, почти, вроде, просто, прямо, то запятая также не ставится.
Он имел славянский тип внешности почти как его отец. – Он имел славянский тип внешности, как его отец.
Необходимо отличать подчинительный сравнительный союз «как» от сочинительного двойного союза «как…, так и».
Барышня увлекалась как музыкой, так и танцами. (В этом случае запятая ставится перед второй частью союза «как…, так и».
Наряду с простыми сравнениями, когда два явления сближаются по какому-то общему у них признаку, используются сравнения развернутые, в которых сопоставляются многие схожие черты.
Нередко художественное произведение целиком строится на сравнении, как, например, стихотворение Валерия Брюсова «Сонет к форме»:
Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка.
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживет в алмазе.
Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.
И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.
Пускай мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!
Сравнительные обороты, которые представляют собой часть простого предложения и имеют значение приблизительного сходства, образного сравнения, сближаются по значению и средствам связи с придаточными сравнительными в составе сложноподчиненного предложения.
Придаточные предложения со значением сравнения отвечают на вопросы как? подобно чему? и присоединяются к главному также при помощи сравнительных союзов как, будто, как будто, точно, словно, подобно тому как, как если бы.
Подводя итоги, можно справедливо заметить, что разнообразные сравнительные конструкции помогают образно представить описываемые предметы, события, факты.
Их отсутствие в речи лишает язык выразительности и яркости. А умение правильно ставить знаки препинания в подобных конструкциях дает возможность формировать и совершенствовать соответствующие пунктуационные навыки и умения.
Источник