МОУ СОШ № 5 г. Усолье-Сибирского Иркутской области
Состав слова. Сращение
Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие)
Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.)
Изучить материал по теме «Состав слова. Сращение»
Краткое описание работы с ресурсом
(на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора).
Материал о знакомых словах, которые представляют собой сращение нескольких слов, опознать которые возможно порою лишь путем этимологического анализа
Список использованной литературы.
Ссылки на Интернет — источники
Размещается в архиве с материалом
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Автор: Сазонова Ирина Анатольевна → IrinaS
—> 10.01.2011 0 3846 966
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение? Оставьте комментарий
Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного
Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте
Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?
Девиз: поднемите руки выше! по
2007-2021 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU». 12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45 Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45 Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su Домен: https://pedsovet.su/ Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
О работе с сайтом
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
Источник
2.13. Образование новых слов путём сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую
1.Сложение – способ образования новых слов путём сложения двух (или нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без неё. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями.
В зависимости от того, насколько полно производящие слова и основы входят в состав производного слова, выделяются следующие разновидности сложения:
При склонении каждая из частей сложного слова склоняется самостоятельно, ср.: на диване-кровати, в школе-интернате;
сложение производящих основ с помощью соединительной гласной.
Например: лесостепь – лес- о -степь □ ← лес □ , степь □ ; каменотёс – камен- о -тёс □ ← камень □ , тес/а —ть (с усечением глагольного суффикса -а- ); серо-синий – сер- о -син —ий ← сер —ый, син —ий; научно-исследовательский – научн- о -исследовательск —ий ← научн —ый, исследовательск —ий; грязеводолечебница – гряз- е -вод- о -лечебниц —а ← грязь □ , вод —а, лечебниц —а; тренога – тр- е -ног —а ← тр —и, ног —а;
сложение производящих основ без соединительной гласной.
Например: Ленинград – Ленинград □ ← Ленин □ , град □ ; царь-колокол – царь-колокол □ ← царь □ , колокол □ ;
сложение начальной части слова (основы) с целым словом, то есть образование сложносокращённых слов.
Например: комроты ← ком андир рот ы; стенгазета ← стен ная газет а; медсестра ← мед ицинская сестр а; полдня ← пол овина дн я; пол-огурца ← пол овина огурц а;
сложение сокращённых основ (до слогов, букв, звуков), то есть образование сложносокращённых слов.
Например: облоно ← обл астной о тдел н ародного о бразования; Минфин ← Мин истерство фин ансов; ОНН ← О рганизация О бъединённых Н аций; вуз ← в ысшее у чебное з аведение.
Образование сложносокращённых слов называют также аббревиацией, а сами сложносокращённые слова называют аббревиатурами.
Примечание. В ряде пособий аббревиацию, то есть образование сложносокращённых слов, выделяют в самостоятельный тип словообразования.
Для того чтобы не ошибиться в определении способа образования сложного слова, необходимо использовать приём перифраза – дать определение производного слова через производящее, мотивирующее, например:
1.Водопровод («система сооружений, в которой по трубам воду доставляют (проводят) к месту потребления»); вод- о -провод □ ← вод —а, провод/и —ть – сложение основ с соединительной гласной -о- (с усечением суффикса -и- в глагольной основе проводи- ).
2.Сложно-суффиксальный способ и сложно-приставочный способ – это смешанные способы словообразования, при которых новое слово образуется путём сложения основ с одновременным присоединением суффикса или приставки.
Сложно-суффиксальным способом могут образовываться существительные, прилагательные и наречия.
Сложно-приставочным способом могут образовываться глаголы.
Например: у -мир- о -твори -ть ← мир □ , твори —ть – сложение основ мир- , твори- и приставочный способ: у- – словообразовательная приставка.
1. образование прилагательного гладкошёрстный – гладк- о -шёрст- н —ый ← гладк —ий, шерсть □ ; -н- – словообразовательный суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и суффиксальный способ – сложно-суффиксальный способ);
2. образование прилагательного гладкокожий – гладк- о -кож -Ø-ий ← гладк —ий, кож -а; нулевой суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и нулевая суффиксация – сложно-суффиксальный способ).
3.Сращение, в отличие от морфологического способа сложения, образуется путём слияния воедино целого словосочетания, то есть слияние слов без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных, в той форме, в какой они существуют в исходном словосочетании.
Умалишённый – слово образовано в результате слияния сочетания причастия лишённый и зависимого от него существительного ум в форме родительного падежа – ума , ср.: лишённый [чего?] ума человек, ума лишённый человек.
Сумасшедший – слово образовано в результате слияния причастия сшедший и зависимого от него существительного ум в форме родительного падежа с предлогом с – с ума , ср.: сшедший [откуда?] с ума человек, с ума сшедший человек.
Долгоиграющий – слово образовано в результате слияния причастия играющий и зависимого от него наречия долго , ср.: пластинка, играющая [сколько? как долго?] долго , долго играющая пластинка.
Ср.: водопровод («система сооружений, в которой по трубам воду доставляют (проводят) к месту потребления»); самолёт («воздушный аппарат, который летает сам»).
При определении слова, образованного путём сращения, слово и определение слова полностью совпадают:
4. Образование нового слова путём перехода из одной части речи в другую, как отмечалось, в современном русском языке типично для имён существительных, которые образуются из прилагательных или причастий без каких-либо изменений в морфемной структуре.
Например: учительская, учащийся, мороженое.
В лингвистике этот способ образования слов принято называть субстантивацией. Причиной субстантивации, то есть перехода прилагательных и причастий в существительные, становится использование бывших прилагательных и причастий без главного слова (существительного).
Ср.: Больной (прил.) мальчик уже выздоравливает → Больной (сущ.) уже выздоравливает; Зайдите в учительскую (прил.) комнату → Зайдите в учительскую (сущ.).
Более того, субстантивированное прилагательное или причастие, то есть существительное, образованное путём перехода из одной части речи в другую, как и другие существительные, может иметь при себе согласованные определения.
При переходе из одной части речи в другую образовавшееся существительное сохраняет окончания прилагательного или причастия, то есть продолжает изменяться как прилагательное или причастие.
Ср.: мороженое мясо – мороженое, нет мороженого мяса – нет мороженого, с мороженым мясом – с мороженым.
Однако в ряде случаев субстантивированное прилагательное или причастие утрачивает способность прилагательных и причастий изменяться по родам или числам.
Например, существительное больной в значении «больной человек» не имеет формы среднего рода (больной, больная, больные); существительные столовая, гостиная, горничная, учительская имеют только форму женского рода; существительное мороженое имеет только форму среднего рода единственного числа; существительное сумчатые употребляется только во множественном числе.
а) не имеет каких-либо новых словообразовательных морфем – приставок, суффиксов.
Ср.: вход, выход, пропажа, синь, тишь, гладь;
б) относится к другой части речи, нежели производящее слово:
рассказ ← рассказать; зелень ← зелёный.
Однако при нулевой суффиксации смена части речи приводит к смене системы словоизменения (окончания производящего слова и производного слова не совпадают.
Ср.: рассказ □ , рассказ-а – рассказыва-ть, рассказыва-ю.
2) Не путайте переход одной части речи в другую с приставочным или суффиксальным способом! Особенно часто это происходит тогда, когда субстантивированное прилагательное или причастие имеет приставки и словообразовательные суффиксы.
Например, нельзя утверждать, что существительное гостиная образовано от существительного гость. Эти слова не составляют словообразовательную пару. Они входят в словообразовательную цепочку: гость → гостиный (прил.) → гостиная (сущ.). Таким образом, словообразование данного субстантивированного прилагательного можно графически обозначить так: гостиная (сущ.) ← гостиный (прил.) – переход из одной части речи в другую (субстантивация).