Спящий храпя способ связи

Определить вид словосочетаний по главному слову по типу подчинительной связи липовый чай, пилить дрова , идти быстро

Ответ или решение 1

Разберем все словосочетания:

1) чай (Какой?) липовый — именное словосочетание со связью согласование,

2) пилить (Что?) дрова — глагольное словосочетание со связью управление,

3) идти (Как?) быстро — глагольное словосочетание со связью примыкание,

4) любящая (Кого?) тебя — именное словосочетание со связью управление,

5) поющий (Какой?) второй — именное словосочетание со связью согласование,

6) готовый (К чему?) уйти — именное словосочетание со связью управление,

7) милый (Чей?) мой — именное словосочетание со связью согласование,

8) идет (К чему?) к окну — глагольное словосочетание со связью управление,

9) дом (Чей?) чей-то дом — именное словосочетание со связью согласование,

10) желание (Какое?) спать — именное словосочетание со связью согласование,

11) шел (Как?) впереди — глагольное словосочетание со связью примыкание,

12) человек (Какой?) этот — именное словосочетание со связью согласование,

13) утка (Какая?) летящая утка — именное словосочетание со связью согласование,

14) белый (От чего?) от пыли — именное словосочетание со связью управление,

15) доволен (Кем?) одним — именное словосочетание со связью управление,

16) мечты (Кого?) любящих — именное словосочетание со связью управление.

Источник

Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание

В рус­ском язы­ке сло­ва свя­за­ны в сло­во­со­че­та­ние согла­со­ва­ни­ем, управ­ле­ни­ем и при­мы­ка­ни­ем.

Между сло­ва­ми, что­бы они ста­ли сло­во­со­че­та­ни­ем, долж­на суще­ство­вать под­чи­ни­тель­ная связь или связь по смыс­лу. В зави­си­мо­сти от это­го в рус­ском син­так­си­се раз­ли­ча­ют три вида сло­во­со­че­та­ний: со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или при­мы­ка­ния.

Таблица с примерами

Согласование

При такой свя­зи оба сло­ва, и глав­ное, и зави­си­мое, пол­но­стью сов­па­да­ют в роде, чис­ле и паде­же. Делаем вывод, что оба сло­ва явля­ют­ся изме­ня­е­мы­ми.

Обычно согла­су­ют­ся суще­стви­тель­ные с при­ла­га­тель­ны­ми, при­ча­сти­я­ми, поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми, с местоимениями-прилагательными, место­име­ния с существительными.

Примеры

  • жел­тые листья
  • пожел­тев­шие страницы,
  • тре­тий звонок
  • моя сум­ка
  • чистая сто­ло­вая
  • пере­до­вой рабочий
  • заго­ре­лый отдыхающий
  • диван-кровать.

Управление

Примеры

  • писать (что?) книгу;
  • щел­кать (чем?) зубами;
  • три (чего?) гриба;
  • улы­бать­ся (чему?) солнцу.

В зави­си­мо­сти от того, каки­ми частя­ми речи выра­же­ны глав­ное и зави­си­мое сло­во, раз­ли­ча­ем виды сло­во­со­че­та­ний со свя­зью управления:

  • гла­гол + суще­стви­тель­ное (зака­зать фото­гра­фу, посмот­реть фильм, встре­тить маму);
  • при­ла­га­тель­ное + место­име­ние (нико­му не нуж­ный);
  • суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное (дирек­тор шко­лы, покрас­ка забо­ра);
  • наре­чие + суще­стви­тель­ное (груст­но до слез);
  • чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное (двое ребят, три мед­ве­дя);
  • дее­при­ча­стие + суще­стви­тель­ное, место­име­ние (бла­го­да­ря хозяй­ку, улы­ба­ясь мне).

Примыкание

В таком сло­во­со­че­та­нии глав­ным явля­ет­ся то, кото­рое может при­ни­мать раз­ные грам­ма­ти­че­ские формы:

читать быст­ро — читаю быст­ро, чита­ешь быст­ро и т. д.

При при­мы­ка­нии глав­ное сло­во не тре­бу­ет от зави­си­мо­го опре­де­лён­ных грам­ма­ти­че­ских форм. В каче­стве зави­си­мо­го сло­ва высту­па­ют неиз­ме­ня­е­мые части речи и их формы:

Примеры

Между сло­ва­ми, свя­зан­ны­ми свя­зью при­мы­ка­ния, невоз­мо­жен падеж­ный вопрос. Если глав­ное сло­во, как и зави­си­мое, явля­ет­ся неиз­ме­ня­е­мым, то глав­ным явля­ет­ся то, кото­рое в пред­ло­же­нии может упо­треб­лять­ся в роли само­сто­я­тель­но­го чле­на предложения.

В соче­та­нии «очень гром­ко» сло­во «гром­ко» явля­ет­ся глав­ным, пото­му что мож­но сказать:

При при­мы­ка­нии связь слов выра­жа­ет­ся поряд­ком слов и интонационно.

Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»

Источник

1.Запишите словосочетания и выполните синтаксический разбор :

Липовый чай, пилить дрова, идти быстро, быстрее лани, валясь набок, мечты любящих.

2.Найти и выписать только словосочетания, определить способ связи.

Б) уголок природы

В) любимый и милый

Г) в продолжение дня

Д) читательский зал

3. Среди предложенных словосочетаний выпишите словосочетания со связью согласование.

Примчаться к тебе, прибыть неожиданно, крыша над головой, по первому снегу, у моего товарища, нежно прикасаясь, собственное жилище, снял пальто, спал сидя, говорил улыбаясь, бегущий человек, бегущий навстречу, роясь в вещах, больной в палате, на деревянном столе, мамино платье, фамильные драгоценности, лист бумаги

4. Замените словосочетания со связью согласование на синонимичное со связью управление.

Осенняя мелодия, женские секреты, ситцевая косынка, детские мультфильмы, стеклянная ваза.

5. Распределите данные ниже словосочетания по оттенкам определительного значения на группы, обозначающие отношение предмета

А) к материалу, из которого он сделан;

Б) к месту его расположения;

В) к времени его существования;

Читайте также:  Способ освобождения от захвата тонущего

Г) к его назначению;

Д) к причине его возникновения.

Осенние цветы, городские улицы, повернуть налево, стеклянная ваза, украшения из серебра, средство от ожога, последствия болезни, подарить на память, весенняя оттепель

1
5
3
4
9
9
6
столько раз учителя, ученики и родители
посетили сайт «Инфоурок»
за прошедшие 24 часа
До повышения цен на курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации осталось:
12
дней

51
секунда
Успейте подать заявку на курсы по минимальной цене!
Подать заявку
Дистанционные курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации для педагогов
Дистанционные курсы для педагогов
— курсы профессиональной переподготовки от 5.520 руб.;
— курсы повышения квалификации от 1.200 руб.
ВЫБРАТЬ КУРС СО СКИДКОЙ 60%
Вход Регистрация

Пароль
Вход
Забыли пароль?
Инфоурок › Русский язык › Тесты › Контрольная работа по русскому языку в 8 классе по теме «Словосочетание»
Контрольная работа по русскому языку в 8 классе по теме «Словосочетание»
Лабиринт

библиотека
материалов
Контрольная работа по теме «Словосочетание»

1.Запишите словосочетания и выполните синтаксический разбор :

Липовый чай, пилить дрова, идти быстро, быстрее лани, валясь набок, мечты любящих.

2.Найти и выписать только словосочетания, определить способ связи.

Б) уголок природы

В) любимый и милый

Г) в продолжение дня

Д) читательский зал

3. Среди предложенных словосочетаний выпишите словосочетания со связью согласование.

Примчаться к тебе, прибыть неожиданно, крыша над головой, по первому снегу, у моего товарища, нежно прикасаясь, собственное жилище, снял пальто, спал сидя, говорил улыбаясь, бегущий человек, бегущий навстречу, роясь в вещах, больной в палате, на деревянном столе, мамино платье, фамильные драгоценности, лист бумаги

4. Замените словосочетания со связью согласование на синонимичное со связью управление.

Осенняя мелодия, женские секреты, ситцевая косынка, детские мультфильмы, стеклянная ваза.

Источник

Словосочетание и его типы

Просмотр содержимого документа
«Словосочетание и его типы»

Синтаксис — это раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение и текст.

Способы связи слов в словосочетании.

Что такое словосочетание?

двух и более знаменательных

слов, связанных по смыслу

и подчинительной связью.

Словосочетание состоит из

Зависимое слово связывается с главным по смыслу и грамматически.

  • Смысловая часть устанавливается по вопросам (от главного к зависимому).
  • Грамматическая выражается с помощью окончания и предлога.

По типу главного слова:

  • Именные(письмо другу, верные мне, трое в масках, кто-то из вас)
  • Наречные(очень быстро)
  • Глагольные(пилить дрова)

Зависимое слово отвечает на вопросы Какой? Чей?

Зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей

Зависимое слово – неизменяемая часть речи

Виды словосочетаний по способу связи:

  • СОГЛАСОВАНИЕэто такой вид связи, при котором зависимое слово выступает в тех же грамматических формах (род, число, падеж), что и главное

существительное + порядковое числительное

Например: пушистым снегом,

за исхоженными тропами,

2. Управление это такой вид связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенный падеж, с предлогом или без предлога.

сущ., прилаг., глаг., нареч.+ им. сущ или другие части речи, употребляемые в значении сущ.

Например: строительство дома, удобный для проживания, достать картинку, быстрее пули

3 . Примыкание это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, инфинитив)

глаг., сущ., прилаг., нареч. + наречие, инфинитив, деепричастие

Например: Крепко спать,

Распределите словосочетания по трем столбикам:

Липовый чай, пилить дрова, идти быстро, любящая тебя, второй поющий, готовый уйти, мой милый, спящий храпя, идёт к окну, чей-то дом, желание спать, шёл впереди, этот человек, летящая утка, быстрее лани, белый от пыли, доволен одним, валясь набок, мечты любящих.

Не являются словосочетаниями.

  • Основа предложения (мальчик уехал),
  • Однородные члены (быстрый и внимательный),
  • Предлоги со словами (в течение часа),
  • Составные формы (двадцать второй, будет писать, более сладкий)
  • Фразеологические обороты (сел в калошу)

Какие слова в предложении НЕ являются словосочетаниями?

По-дружески наша собачонка меня встречала с лаем у ворот.

  • Встречала меня
  • Собачонка встречала
  • Встречала по-дружески
  • Встречала с лаем

В каком предложении выделенные слова НЕ являются словосочетаниями?

  • Мывстречались с тобойна закате.
  • Нас море примчалок земле одичалой.
  • Последние дни осенипасмурны и холодны.
  • Летит, летит степная кобылица имнёт ковыль.

План разбора словосочетания:

Красивым почерком (именное, согласование)

Источник

Урок русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании»

Урок русского языка в 8 классе на тему «Словосочетание. С пособы связи слов в словосочетании»

1. Словосочетание – это два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически.

Надежный друг, построить школу, по-осеннему хмурый.

2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

3. Зависимое слово связывается с главным по смыслу и грамматически.

Читайте также:  Биологические способы борьбы с людьми

4. Смысловая часть устанавливается по вопросу (от главного слова к зависимому).

5. Грамматическая связь выражается с помощью окончания и предлога.

По типу главного слова:

1). Именные ( письмо другу, верные мне, трое в масках, кто-то из вас).

2). Наречные (очень быстро ).

3). Глагольные ( пилить дрова).

Виды словосочетаний по способу связи :

1). Согласование (зависимое слово отвечает на вопросы «какой?» «чей?»).

2). Управление (зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей).

3). Примыкание (зависимое слово – неизменяемая часть речи).

1. Согласование — это такой вид связи, при котором зависимое слово выступает в тех же грамматических формах (род, число, падеж), что и главное:

существительное + прилагательное (пушистым снегом);

существительное + причастие (за исхоженными тропами);

существительное + порядковое числительное (пятый подъезд);

существительное +местоимение ( твоего платка).

2. Управление – это такой вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже:

сущ., прилаг., глаг., нареч.+ им. сущ или другие части речи, употребляемые в значении сущ.

Например: строительство дома, удобный для проживания, достать картинку, быстрее пули.

3 . Примыкание — это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, инфинитив):

глаг., сущ., прилаг., нареч. + наречие, инфинитив, деепричастие

Например: крепко спать,

Не являются словосочетаниями:

1). Основа предложения (мальчик уехал),

2). Однородные члены (быстрый и внимательный),

3). Предлоги со словами (в течение часа),

4). Составные формы (двадцать второй, будет писать, более сладкий)

5). Фразеологические обороты (сел в калошу)

Какие слова в предложении НЕ являются словосочетаниями?

По-дружески наша собачонка меня встречала с лаем у ворот.

1) Встречала меня.

!2) Собачонка встречала.

3) Встречала по-дружески.

4) Встречала с лаем.

В каком предложении выделенные слова НЕ являются словосочетаниями?

1) Мы встречались с тобой на закате.

2) Нас море примчало к земле одичалой .

!3) Последние дни осени пасмурны и холодны .

4) Летит, летит степная кобылица и мнёт ковыль .

Задание: распределите словосочетания по трем столбикам:

(1) Липовый чай, (2) пилить дрова, (3) идти быстро, (4) любящая тебя, (5) второй поющий, (6) готовый уйти, (7) мой милый, (8) спящий храпя, (9) идёт к окну, (10) чей-то дом, (11) желание спать, (12) шёл впереди, (13) этот человек, (14) летящая утка, (15) быстрее лани, (16) белый от пыли, (17) доволен одним, (18) валясь набок.

Задание № 1: определите способ связи слов в словосочетаниях:

(1) Ехать быстро; (2) красящий забор; (3) мощёная улица; (4) очень ветрено; (5) освобождение армией; (6) лестно говорить; (7) пятый в строю; (8) очень дружно; (9) помогал маме; (10) отвечать, не думая; (11) писать аккуратно; (12) папин портфель; (13) грустный мальчик; (14) кофе по-турецки; (15) дежурный класс; (16) пришёл мириться; (17) пятый кабинет; (18) счастливая улыбка; (19) видеть из окна; (20) понимаю тему; (21) сделать по-своему; (22) свой человек; (23) поливающий из лейки; (24) подошёл ко мне; (25) говорить насчёт погоды; (26) понятно объяснять; (27) очень красиво; (28) неубранная комната; (29) прийти вовремя; (30) наш приз.

(1) Ехать быстро — примыкание ; (2) красящий забор — управление ; (3) мощёная улица — согласование ; (4) очень ветрено — примыкание ; (5) освобождение армией — управление ; (6) лестно говорить — примыкание ; (7) пятый в строю — управление ; (8) очень дружно — примыкание ; (9) помогал маме — управление ; (10) отвечать, не думая — примыкание ; (11) писать аккуратно — примыкание ; (12) папин портфель — согласование ; (13) грустный мальчик — согласование ; (14) кофе по-турецки — примыкание ; (15) дежурный класс — согласование ; (16) пришёл мириться — примыкание ; (17) пятый кабинет — согласование ; (18) счастливая улыбка — согласование ; (19) видеть из окна — управление ; (20) понимаю тему — управление ; (21) сделать по-своему — примыкание ; (22) свой человек — согласование ; (23) поливающий из лейки — управление ; (24) подошёл ко мне — управление ; (25) говорить насчёт погоды — управление ; (26) понятно объяснять — примыкание ; (27) очень красиво — примыкание ; (28) неубранная комната — согласование ; (29) прийти вовремя — примыкание ; (30) наш приз — согласование .

Задание № 2: з амените данные словосочетания со способом связи примыкание синонимичными со способом связи управление:

(1) Жалостно посмотрел; (2) неуверенно сказал; (3) устало шагал; (4) осторожно слез.

(1) Жалостно посмотрел – посмотрел с жалостью;

(2) неуверенно сказал – сказал без уверенности;

(3) устало шагал – шагал с усталостью;

(4) осторожно слез – слез с осторожностью.

Задание № 3: з амените данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи примыкание:

Читайте также:  Не найден способ выгрузки для отчета универсальный регламентированный отчет

(1) Говорил с тревогой; (2) ждал с напряжением; (3) охранял с заботой; (4) глядел со смущением.

(1) Говорил с тревогой – говорил тревожно;

(2) ждал с напряжением – ждал напряженно;

(3) охранял с заботой – охранял заботливо;

(4) глядел со смущением – глядел смущенно.

Задание № 4: з амените данные словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управление:

(1) Бессонная ночь; (2) подземный переход; (3) алгебраическая задача; (4) школьный портфель.

(1) Бессонная ночь – ночь без сна;

(2) подземный переход – переход под землей;

(3) алгебраическая задача – задача по алгебре;

(4) школьный портфель – портфель для школы.

Задание № 1: определите способ связи слов в словосочетаниях:

(1) Ехать быстро; (2) красящий забор; (3) мощёная улица; (4) очень ветрено; (5) освобождение армией; (6) лестно говорить; (7) пятый в строю; (8) очень дружно; (9) помогал маме; (10) отвечать, не думая; (11) писать аккуратно; (12) папин портфель; (13) грустный мальчик; (14) кофе по-турецки; (15) дежурный класс; (16) пришёл мириться; (17) пятый кабинет; (18) счастливая улыбка; (19) видеть из окна; (20) понимаю тему; (21) сделать по-своему; (22) свой человек; (23) поливающий из лейки; (24) подошёл ко мне; (25) говорить насчёт погоды; (26) понятно объяснять; (27) очень красиво; (28) неубранная комната; (29) прийти вовремя; (30) наш приз.

Задание № 2: з амените данные словосочетания со способом связи примыкание синонимичными со способом связи управление:

(1) Жалостно посмотрел; (2) неуверенно сказал; (3) устало шагал; (4) осторожно слез.

Задание № 3: з амените данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи примыкание:

(1) Говорил с тревогой; (2) ждал с напряжением; (3) охранял с заботой; (4) глядел со смущением.

Задание № 4: з амените данные словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управление:

(1) Бессонная ночь; (2) подземный переход; (3) алгебраическая задача; (4) школьный портфель.

Задание № 1: определите способ связи слов в словосочетаниях:

(1) Ехать быстро; (2) красящий забор; (3) мощёная улица; (4) очень ветрено; (5) освобождение армией; (6) лестно говорить; (7) пятый в строю; (8) очень дружно; (9) помогал маме; (10) отвечать, не думая; (11) писать аккуратно; (12) папин портфель; (13) грустный мальчик; (14) кофе по-турецки; (15) дежурный класс; (16) пришёл мириться; (17) пятый кабинет; (18) счастливая улыбка; (19) видеть из окна; (20) понимаю тему; (21) сделать по-своему; (22) свой человек; (23) поливающий из лейки; (24) подошёл ко мне; (25) говорить насчёт погоды; (26) понятно объяснять; (27) очень красиво; (28) неубранная комната; (29) прийти вовремя; (30) наш приз.

Задание № 2: з амените данные словосочетания со способом связи примыкание синонимичными со способом связи управление:

(1) Жалостно посмотрел; (2) неуверенно сказал; (3) устало шагал; (4) осторожно слез.

Задание № 3: з амените данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи примыкание:

(1) Говорил с тревогой; (2) ждал с напряжением; (3) охранял с заботой; (4) глядел со смущением.

Задание № 4: з амените данные словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управление:

(1) Бессонная ночь; (2) подземный переход; (3) алгебраическая задача; (4) школьный портфель.

Задание № 1: определите способ связи слов в словосочетаниях:

(1) Ехать быстро; (2) красящий забор; (3) мощёная улица; (4) очень ветрено; (5) освобождение армией; (6) лестно говорить; (7) пятый в строю; (8) очень дружно; (9) помогал маме; (10) отвечать, не думая; (11) писать аккуратно; (12) папин портфель; (13) грустный мальчик; (14) кофе по-турецки; (15) дежурный класс; (16) пришёл мириться; (17) пятый кабинет; (18) счастливая улыбка; (19) видеть из окна; (20) понимаю тему; (21) сделать по-своему; (22) свой человек; (23) поливающий из лейки; (24) подошёл ко мне; (25) говорить насчёт погоды; (26) понятно объяс нять; (27) очень красиво; (28) неубранная комната; (29) прийти вовремя; (30) наш приз.

Задание № 2: з амените данные словосочетания со способом связи примыкание синонимичными со способом связи управление:

(1) Жалостно посмотрел; (2) неуверенно сказал; (3) устало шагал; (4) осторожно слез.

Задание № 3: з амените данные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи примыкание:

(1) Говорил с тревогой; (2) ждал с напряжением; (3) охранял с заботой; (4) глядел со смущением.

Задание № 4: з амените данные словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управление:

(1) Бессонная ночь; (2) подземный переход; (3) алгебраическая задача; (4) школьный портфель.

Источник

Оцените статью
Разные способы