Справочник способы размещения заказов

Статья 10. Способы размещения заказа

Статья 10 . Способы размещения заказа

1. Размещение заказа может осуществляться:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ в пункт 2 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 апреля 2011 г. N 79-ФЗ статья 10 настоящего Федерального закона дополнена частью 1.1

1.1. Правительство Российской Федерации в порядке, установленном статьей 55.3 настоящего Федерального закона, вправе определить особенности размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд.

2. Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в часть 2.1 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

2.1. При размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 июля 2012 г. N 122-ФЗ статья 10 настоящего Федерального закона дополнена частью 2.2

2.2. В случае, если предметом торгов, запроса котировок является поставка лекарственных средств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) различные лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.

3. Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в часть 4 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

4. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для нужд заказчиков путем проведения конкурса не допускается и осуществляется в соответствии с частью 4.2 настоящей статьи. В случае размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения открытого аукциона в иных случаях (в том числе в случае невключения этих товаров, работ, услуг в указанные перечни) такое размещение заказов осуществляется в соответствии с частью 4.2 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в часть 4.1 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

4.1. Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, для нужд заказчиков осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме. Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, осуществляется путем проведения конкурса или открытого аукциона в электронной форме.

Читайте также:  Благодаря какому способу депиляции можно удалить нежелательные волосы по щадящей методике

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 240-ФЗ часть 4.2 статьи 10 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4.2. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков в соответствии с частью 4 настоящей статьи осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 июля 2012 г. N 122-ФЗ статья 10 настоящего Федерального закона дополнена частью 4.3

4.3. Размещение заказов на поставки пищевых продуктов в дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, образовательные учреждения дополнительного образования детей и другие организации, осуществляющие образовательный процесс для детей, медицинские организации, учреждения социального обслуживания, организации отдыха детей и их оздоровления и (или) на оказание услуг общественного питания для указанных учреждений и организаций путем проведения торгов осуществляется по решению заказчика или уполномоченного органа в форме конкурса или открытого аукциона в электронной форме.

5. Нарушение предусмотренных настоящим Федеральным законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в часть 6 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

6. Два и более заказчика, уполномоченных органа вправе осуществлять размещение заказов на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем проведения совместных торгов. Права, обязанности и ответственность заказчиков, уполномоченных органов при проведении совместных торгов и порядок проведения совместных торгов определяются соглашением сторон в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем или победителями совместных торгов заключается каждым заказчиком, проводившим такие торги, или каждым заказчиком, для которого размещение заказа путем проведения торгов осуществлялось уполномоченным органом. Исполнение контрактов, заключенных с победителем или победителями совместных торгов, осуществляется сторонами в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в часть 6.1 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

6.1. Под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.

7. Порядок взаимодействия заказчиков, уполномоченных органов при проведении совместных торгов может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

8. Решение о проведении совместных торгов для нужд обороны страны и безопасности государства принимается Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона

Источник

Способы размещения госзаказа

В прошлом году распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 236-р утвержден Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона. Спустя год практика показала, что у учреждений возникают вопросы: какие объекты попадают в этот Перечень, есть ли из него исключения и какие заказы можно осуществлять без проведения аукциона. На все эти вопросы отвечают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ И. В. Котыло, А. Ю. Серков.

Размещение заказа может осуществляться (ч. 1 ст. 10 Закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд») (далее — Закон N 94-ФЗ):

  • путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
  • без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Читайте также:  Основные способы обеспечения правопорядка

В соответствии с частью 4 статьи 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона.

Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 236-р утвержден Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона (далее — Перечень). Если объекты включены в перечень, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается.

Заказчик вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок, если цена государственного или муниципального контракта не превышает 500 000 рублей. При этом заказчик не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем 500 000 рубле в течение квартала.

Итак, норма части 4 статьи 10 Закона N 94-ФЗ содержит специальный запрет на размещение заказов для государственных или муниципальных нужд на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг), включенных в Перечень, путем проведения конкурса, но не содержит запрета на размещение иным указанным в Законе N 94-ФЗ способом. Поэтому можно сделать вывод, что размещение заказа на такие товары (работы, услуги) может быть произведено путем запроса котировок, а также путем размещения заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (в предусмотренных Законом случаях).

Интернет

Если учреждение осуществляет размещение государственного заказа на оказание услуг по обеспечению передачи данных в сети Интернет стоимостью до 500 000 рублей, часто возникает вопрос, можно ли разместить заказ путем запроса котировок или путем размещения государственного заказа у единственного исполнителя, не проводя аукциона.

В Перечень включены услуги связи, кроме услуг по кодам 6412000, 6420000 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД). Помимо прочего в ОКВЭД по коду 6420019 указаны услуги по передаче данных и других видов документальных сообщений прочие, включая обмен информацией между ЭВМ.

Федеральная антимонопольная служба в письме от 25 сентября 2007 г. N ИА/17329 указала, что в соответствии с частью 2 статьи 42 Закона N 94-ФЗ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, включенных в Перечень, на сумму до 500 000 рублей может осуществляться как путем проведения аукциона, так и путем запроса котировок. Правомерность размещения контракта путем запроса котировок на сумму менее 500 000 рублей в квартал подтверждается также и арбитражной практикой (постановление ФАС Центрального округа от 1 августа 2008 г. по делу N А48-3976/07-7).

Что касается размещения государственного заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), то государственный контракт в данном случае заключен быть не может. Дело в том, что в соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ заказчик вправе размещать государственный заказ у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд осуществляются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации (ЦБР) предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке. При этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг в течение квартала могут размещаться на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами (100 000 рублей) 1 .

Ремонт

Согласно части 4.1 статьи 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, для государственных или муниципальных нужд осуществляется путем проведения аукциона. Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляется путем проведения конкурса или аукциона.

Читайте также:  Способ уснуть для детей

В отношении текущего ремонта объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд вопрос о способе размещения заказа в Законе N 94-ФЗ не урегулирован. Однако в Перечень включен код по ОКДП ОК 004-93 «4500000 Услуги строительные и объекты строительства», который включает код 4520080 «Строительство зданий и сооружений «под ключ», включая ремонт (прим.: любой) и реконструкцию [4520500] — [4520529]». Значит при размещении заказов на выполнение работ, как по капитальному, так и по текущему ремонту объектов капитального строительства не допускается применение конкурса в качестве способа размещения заказа (письмо Минэкономразвития России N 5683-АП/Д05, ФАС N АЦ/10328 от 29 апреля 2008 г.).

Однако, как считают чиновники, размещать заказ на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному (и текущему) ремонту объектов капитального строительства без проведения торгов (в том числе путем проведения запроса котировок или у единственного поставщика (подрядчика)) можно (письма Минэкономразвития России от 16 июля 2008 г. N Д05-2839, N Д05-2840, Д05-2841, от 9 июня 2008 г. N Д05-2315, N Д05-2314, N Д05-2313, N Д05-2312, N Д05-2311, N Д05-2310, N Д05-2309, N Д05-2308, от 23 мая 2008 г. N Д05-2009, Д05-1991, N Д05-2010, Д05-1989, N Д05-2011, N Д05-2008, N Д05-2007, N Д05-2012).

Предпроектные услуги

Много вопросов вызывают и архитектурно-планировочные работы, разработка проектной документации и технико-экономического обоснования. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93, код 4510120 «Архитектурно-планировочные работы на местности» включен в код 4510000 «Услуги по подготовке строительного участка, предшествующие строительству». При этом аналогичные работы, указанные в коде 4560220 «Архитектурно-планировочные решения», включены в код 4560000 «Проектная документация и технико-экономическое обоснование продукции». Коды 4510000 «Услуги по подготовке строительного участка, предшествующие строительству» и 4560000 «Проектная документация и технико-экономическое обоснование продукции» включены в код 4500000 «Услуги строительные и объекты строительства». Вместе с тем аналогичные включенным в коды 4560220 и 4560000 виды работ включены в код 7421000 «Консультативные и инженерные услуги в области архитектуры, гражданского и промышленного строительства», к которому, в частности, отнесены проектно-конструкторские работы, составление чертежей, планировка крупных и мелких городов, инженерные услуги в области гражданского и промышленного строительства, в том числе инженерные изыскания для подготовки проектной документации, и т. д. (код 7421000 не включен в перечень).

Учитывая имеющиеся в ОКДП ОК 004-93 разночтения при включении работ, относящихся к архитектурно-планировочным работам, разработке проектной документации, в том числе архитектурно-строительных решений и технико-экономического обоснования к различным кодам ОКДП ОК 004-93, Минэкономразвития России и ФАС России разъясняют, что при применении перечня заказчики вправе осуществлять размещение заказов на выполнение работ, связанных с разработкой проектной документации (в частности, архитектурно-строительное проектирование, архитектурно-планировочные работы и т. д.), а также разработкой технико-экономического обоснования согласно коду 4560000 ОКДП ОК 004-93 путем проведения конкурса или аукциона (письма Минэкономразвития России от 27 марта 2008 г. N 3663-АП/Д05, ФАС России от 25 марта 2008 г. N ИА/6294).

Одновременно следует учитывать, что заказчики вправе осуществлять размещение указанных заказов путем проведения запроса котировок или у единственного поставщика (подрядчика) при соблюдении ограничений для использования данных процедур, установленных Законом N 94-ФЗ.
Кроме того, с учетом сноски к коду 4500000 в Перечне, размещение заказов на выполнение работ, включенных в код 4500000 «Услуги строительные и объекты строительства» в отношении особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, осуществляется путем проведения конкурса или аукциона.

Внимание! При размещении заказа проектно-изыскательские и строительные работы можно объединить в один лот при условии, что данные работы являются составной частью комплексного процесса создания готовой строительной продукции и соответствующий заказ размещается путем проведения аукциона (письмо Минэкономразвития России от 25 сентября 2008 г. N Д05-4076).

Подробно ознакомиться с вышеуказанными документами можно в Системе ГАРАНТ или на сайте www.garant.ru.

1 Указание ЦБРФ от 20 июня 2007 г. N 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя».

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
И. В. Котыло, А. Ю. Серков

Источник

Оцените статью
Разные способы