Способы знакомства с буквой

Знакомство с буквами как начальный этап обучения чтению

Ольга Гончаренко
Знакомство с буквами как начальный этап обучения чтению

Сообщение на родительском собрании

в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Запоминание букв, как первый этап обучения чтению.

Ребенок знает зрительный образ буквы, называет его. Называем его, как звук, а не как букву: не «эм» или «мэ», а [м], не «тэ», а [т] и т. д.

Зрительный образ буквы сложен тем, что во многих буквах находятся одинаковые элементы, они располагаются в различном поле пространства. С дошкольниками, да бывает и с первоклассниками, принято работать со стилизованными буквами, т. е. привязка букв к слову, картинке.

Например: буква Б: «вертикальная палочка», «брюшко» и «кепочка»; буква «В»«вертикальная палочка», «голова» и «брюшко».

В старшей группе мы знакомимся с гласными и согласными звуками, учимся различать их на слух. Параллельно мы знакомим детей с образами букв, у каких-то детей запоминание идет быстро, а у кого-то это вызывает затруднения.

Мы познакомились: с гласными А У И О Ы, с согласными М Н Х К Т П В Б Д В Г Ф.

Уважаемые родители, если вы заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок читал, уделяйте этому больше времени. Доводите до автоматизма узнавание букв, чтение слогов и простых коротких слов с пройденными буквами. В начале года вы приобрели буквари Е. Косиновой, на 1 странице знакомства с буквой даны более простые задания, 2 страница более сложная, ее оставляем на следующий год.

При возникновении трудностей с запоминанием написания букв, рисуем, пишем их элементы в различных прописях, в тетради в крупную клетку.

Нам, взрослым, кажется, что стоит показать ребенку букву, поиграть с ней, и он сразу запомнит написание и произношение буквы. Если это так легко, тогда почему многие дети путают буквы даже в школе, пишут их неправильно или «зеркалят» (пишут в зеркальном отражении, часто забывают, как читается буква?

Оказывается, выучить с ребенком букву за 1-2 дня практически невозможно. И виной здесь свойства памяти ребенка. У детей дошкольного возраста, как правило, развита кратковременная память, а долговременная, с помощью которой мы запоминаем надолго, находится только в зачаточном состоянии. Чтобы ребенок что-то запомнил надолго, надо часто повторять эту информацию, заставляя память припоминать уже известное и откладывать в сейф с «нужной» информацией.

Чтобы запомнить зрительный образ буквы,можно использовать следующие задания:

— вырезывание букв;

— лепка букв из пластилина;

— создание букв из проволоки под руководством взрослого;

— работа с шерстяной ниткой, выкладывание буквы на бархатной бумаге;

— поиск заданных букв среди ряда других;

— нахождение правильно и неправильно написанных букв.

Источник

Игры для знакомства с буквами

Алёна Хвостикова
Игры для знакомства с буквами

Ведущей деятельностью дошкольников является — игра. В данной рекомендации представлена масса увлекательных заданий, с помощью которой формируется правильная речь, лучше развивается у детей мышление и быстрее запоминаются начертания букв.

Ознакомив свое чадо с буквой, постарайтесь помочь ему выполнить упражнения на запоминание графической буквы, а потом предложите ребенку отыскать букву, с которой он на данный момент познакомился. Малышу необходимо потрудится, чтобы отыскать все без исключения буквы. Так же, нужно показывать буквы, нарисованные в другую сторону (зеркальные отражения). Сориентируйте ребенка на определение «правильной» и «неправильной» буквы.

В главную очередь дошкольник должен ознакомиться с наиболее известными гласными — А, У, О, И, далее — с согласными, с которыми возможно сформировать первые слоги, а также короткие фразы для чтения, а уже потом — со всеми остальными гласными и согласными.

Читайте также:  Способы хранения большого файлов

Самой распространенной ошибкой будет являться то, что во время знакомства ребенка с буквами, родители называют их так, как принято называть в алфавите ([БЭ], [ГЭ], [ДЭ]). Правильно будет, когда родители будут называть буквы, так как они произносятся в речи (Например: [Б], [Г], [Д] и т. д.). Детки еще успеют изучить азбуку в школе, но в настоящее время, когда он только пытается учиться читать и в первый раз знакомится с буквами, ему надо знать, как произносить буквы при чтении. Читая вместе [ДЭ] и [А], ребенок прочтет [ДЭА], а вовсе не [ДА].

Данные упражнения помогают не только в изучении букв и обучению чтения, но и для развития звуковой культуры речи. Фиксируя произношение звука, ознакомьте ребенка с буквой, нарисуйте ее или слепите из пластилина, а главное — правильно назовите!

В своей работе особое внимание я уделяю подготовке ребят к обучению грамоте и профилактике нарушения письменной речи. Для меня немаловажно, чтобы дети, которые имеют речевые нарушения, как можно скорее уяснили и запомнили все буквы, не путая их.

Данную непростую проблему я стараюсь обратить в увлекательную и интересную деятельность. Детей я не принуждаю учить, прописывать, постоянно повторять название буквы… Я просто предлагаю им поиграть!

В ходе игр с буквами непременно привлекаю глазки, слух, тактильные ощущения и мышцы пальцев ручек. Данные занятия содействуют наиболее стремительному запоминанию ребенком букв, упражняет их визуальное восприятие и интерес, а также мелкую моторику рук.

Немаловажным в работе учителя-логопеда является тесное взаимодействие с родителями воспитанников, т. к. большую часть своего времени детки проводят именно с ними, поэтому выполнение домашних заданий обязательное условие в учебном процессе! Вот такие простые,но очень действенные упражнения я предлагаю родителям:

Буквы из глины или пластилина

Совместно с ребенком попробуйте слепить буквы из имеющегося у вас материала, и потом закрепите их на дощечку из фанеры. В дальнейшем они будут использоваться для тактильного изучения.

Буквы из камешков, прищепок или бус.

Предлагаем ребенку составить букву из камешек, прищепок или из бус. Рассказать из каких элементов она состоит.

Весело учим буквы на улице

На улице занимательно рисовать на земле веточкой или палочкой, мелом на асфальте буквы и слоги. Нарисованные буквы можно читать, одновременно идя по ним с определенным правилом, которые можно придумать вместе с ребенком.

Забава с красками и водой

Предложите сыграть в живописцев и кистью нарисовать крупные красочные буквы. Так же большое количество радости и веселья доставляет ребятам рисование пальчиками на запотевшем окошке.

Воздушные буквы

Увлекательно «прорисовывать» воздухе буквы рукой или указательным пальчиком. В первую очередь рисует родитель, а ребенок старается отгадать букву и наоборот.

Игры с буквами для старших дошкольников Очень важно «зажечь» в ребятишках – дошкольниках огонек желания знать буквы родного алфавита, и научить этими буквами пользоваться. Наверное,.

Игры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного возраста «Буква Б» 1. Виктоирна «Книжкино царство» Все ответы начинаются на букву Б 1. Персонаж из русской народной сказки «Репка» 2. Деревянный мальчик, которому.

Игры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного возраста «Буква Г» 1. ВИКТОРИНА «КНИЖКИНО ЦАРСТВО»Все ответы начинаются на букву Г. 1. Волшебный предмет из сказки братьев Гримм, варивший девочке кашу. 2.

Игры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного возраста «Буква «Я» 1. НАРОДНЫЕ СКОРОГОВОРКИЯ вокруг погреба хожу. Всё про погреб говорю. Я по камешкам пошёл, Шубу шёлкову нашёл. Явор вырос на юру, Юрит.

Игры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного возраста «Буква «П» БУКВА П1. Викторина «В гостях у сказки» Все ответы начинаются с буквы П. 1. Почтальон из Простоквашено. 2. Кто пленил Муху-Цокотуху? 3.

Читайте также:  Квадратно гнездового способа мышления

Игры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного возраста «Буквы «К», «Т» БУКВА КВикторина «Книжкино царство» Все ответы начинаются на букву К. 1. Имя шарманщика, вырезавшего из полена Буратино. 2. На каком морском.

Игры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного возраста «Буквы «Л», «Р» БУКВА ЛВикторина «В гостях у сказки» Все ответы начинаются на букву Л. 1. Рыжая плутовка из русских народных сказок. 2. Принц, который.

Игры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного возраста «Буквы «В», «Е» БУКВА ВВикторина «Книжкино царство» Все ответы начинаются на букву В. 1. На каком транспорте ехали медведи в стихотворении-сказке К. Чуковского.

Презентация «Дидактические игры по ознакомлению с гласными буквами» Независимо от того, учим мы их читать или нет, дети самостоятельно начинают усваивать отдельные буквы и складывать из них слова. чтобы.

Веревочкины сказки для знакомства детей старшего дошкольного возраста с буквами «Ж», «Л», «М» Веревочкины сказки на некоторые согласные буквы. Цель : знакомство детей старшего дошкольного возраста с образом букв Ж, Л, М. Материалы.

Источник

Методика, позволяющая быстро и интересно познакомить детей до 3-х лет с алфавитом! Видео

Боева Надежда Анатольевна
Методика, позволяющая быстро и интересно познакомить детей до 3-х лет с алфавитом! Видео

Автор: Лобова Надежда Анатольевна, воспитатель

Образовательное учреждение: Детский клуб «Умняшки» г. Севастополь

Предмет: развитие речи

Тема: «Знакомство с алфавитом«

Цель: «Познакомить детей с алфавитом при помощи ассоциации. «

Образовательная: Познакомить последовательно детей с алфавитом.

Развивающая: Развитие речи, памяти, мышления, внимания, развитие мелкой моторики рук, творчества.

Продолжительность: 20 мин.

Группа: знакомство, 2 занятия в неделю по одной букве.

Тип занятия: развитие речи с помощью творчества (Аппликация, лепка, рисование)

Форма обучения: группа состоящая из 4-8 чел.

Методы: практические, наглядные, словесные

Оборудование: Наличие пк (показывать песенку алфавит, книги с алфавитом, мелкие игрушки,предметы, цветная бумага, клей, краски акварель, гуашь, пластилин, дощечки, ножик для лепки, ножницы, ват. палочки, кисти широкие, тонкие, восковые мелки, доска и магниты алфавит.

Данная программа разработана для дошкольников в возрасте до 3-х лет, организованных в группу с постоянным составом.Объем программы: 660 минут за полгода.

Обычно в трехлетнем возрасте ребенок начинает интересоваться буквами. Это лучшее время для начала обучения алфавиту.

Если ребенок начинает изучать буквы в шесть лет, это тоже нормально. Не торопите его, не заставляйте учиться насильно. Вместо интереса можно вызвать обратную реакцию – нежелание обучаться. Первые знания ребенок должен получать только в игровой форме.

Стоит ли обучать малышей азбуке до 3-х лет?

Это зависит от способностей и заинтересованности ребенка. Кто-то в три года уже читает наизусть стихотворение «Бородино» М. Лермонтова, а кто-то играет в машинки и знать ничего не хочет.

Традиционное обучение начинается со знакомства с буквами. Чтобы их выучить, надо потратить немало времени. Нельзя заставить ребенка зубрить буквы. Он просто не будет этого делать. Учить ребенка можно только в игровой форме и непродолжительное время, ежедневно повторяя изученный материал.

Все буквари построены на ассоциации буквы и предмет (одушевленный, неодушевленный, начинающегося с этой буквы. Для запоминания букв, малышу показывают буквари, магниты, пишут слово на песке и асфальте, когда ребенка что-то заинтересовало: жук, цветок, игрушка.

Разучивание букв и звуков, их обозначающих, долгий процесс. Не надо торопить ребенка. Надо сделать процесс обучения ненавязчивым и интересным.

Предлагаю вашему вниманию Алфавит-ассоциация. Который дети сами делают развивая мелкую моторику рук и уже в процессе запоминают ранее написанную букву на листе. Вам лишь нужно показать песенку про букву на пк. Спеть ее детям. Затем сделать ассоциацию на определенную букву. В процессе рассказывать стихотворения из любой азбуки. В завершении выложить магнитную букву на доску и проговорить.

Читайте также:  Каким способом лучше удалять родинки с лица

Ассоциаций очень много, можно и другие или те которые предложены. Главное что бы они были понятны в 3-х летнем возрасте.

Источник

Буквы. Знакомимся с буквами и звуками

Содержится в разделах:

Включает в себя разделы:

Конспект логоритмического занятия в старшей группе с детьми с ТНР «Путешествие в страну звуков и букв» Логоритмическое занятие в старшей группе с детьми с ТНР. Путешествие в страну звуков и букв. Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Конспект занятия «Звуки [С], [С’]; [С] — [С’]. Буква С» Звуки [С], [С’]; [С] — [С’]. Буква С Коррекционно-развивающие задачи. 1. Продолжать учить ребенка находить в ряду слово, отличающееся от других своей слоговой структурой. 2. Научить правильно произносить звуки [С] и [С’], дифференцировать их на слух и в произношении. 3. Учить.

Буквы. Знакомимся с буквами и звуками — Конспект подгруппового логопедического занятия «Звук [г] и буква Г»

Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия «Звук [г] и буква. » Ход занятия. I. Организационный момент. Логопед. Сядет тот, кто мне скажет, какой первый звук в словах: дом, ком, том , пол , кот , тыл, лом, мак, сом, нос, сок, ток, кол Сообщение темы. На доске висят картинки со звуком [Г] Логопед: Посмотрите внимательно. Что изображено на.

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект подгруппового логопедического занятия «Звук [Т] и буква Т» Время проведения – 40 минут. Задачи: Коррекционно-образовательные: — формирование представления о звуке и букве Т; — закрепление навыков четкого произношения звука [т] в слогах, словах и написания буквы Т в словах и предложениях; — различение звука на слух и в произношении в.

НОД по декоративной аппликации в подготовительной группе «Ажурная закладка для букваря» Цель: Познакомить детей с новым приемом аппликативного оформления бытовых изделий – прорезным декором. Задачи: учить вырезать геометрические и растительные элементы на полосе бумаги, сложенной в двое. Раскрыть символику отдельных элементов и мотивов (круг – солнце, прямая линия.

Конспект группового логопедического занятия для детей с ФФНР «Звук и буква Н» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» города Смоленска Групповое логопедическое занятие для детей с ФФНР «Звук и буква «Н» Составил: учитель-логопед Синдицкая И.М. 2021 Цель: звук и буква «Н» Задачи: 1. Познакомить со звуком.

Буквы. Знакомимся с буквами и звуками — Конспект занятия по обучению грамоте в детском саду «Звук [й], буква й»

Статья «Конспект занятия по обучению грамоте в детском саду «Звук [й], буква. » Програмное содержание- Продолжать знакомить детей с звуком [й] и буквой Й й. Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв. Воспитывать аккуратность.

Конспект занятия по звуковой культуре речи у детей старшей группы «Ознакомление со звуком [С] и буквой С» Конспект по звуковой культуре речи у детей старшей группы Цель: Ознакомление со звуком [С] и буквой С. Программное содержание: Образовательные: Дать представление о звуке [С]. Познакомить с буквой С Развивающие: Развивать фонематический слух детей, внимание, память, мышление.

Конспект занятия-игры по звуко-буквенному анализу «Знатоки» для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия-игры «Знатоки» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Продолжать вырабатывать умение писать печатные буквы, различать гласные и согласные звуки и.

Конспект занятия «Путешествие на остров О. Звук [О] и буква «О» в старшей группе Цель: -Учить находить гласный звук[ О] в общем потоке звуков; -Познакомить с буквой О. -Совершенствовать умения в использовании местоимений он,она,оно,они. Оборудование: Панно букв; картинки животных, птиц, растений; котелок; наборы букв для каждого ребёнка. Ход занятия.

Источник

Оцените статью
Разные способы