По средствам завоевания власти
Каждая партия определяет и корректирует свою идейно-политическую ориентацию. Она опирается на уже известные или выдвигает свои собственные, более или менее оригинальные политические идеи. Консервативные, реформистские и революционные партии различаются по своему отношению к социальной действительности. Ориентация на политические идеалы (либерализма, социализма, демократии, авторитаризма, национализма или любые другие) определяет принципы партии. По ним можно судить об основных ценностях партии и ее отношении к прогрессу. Это позволяет разделить партии на:
· добивающиеся сужения возможностей развития личности – реакционные;
· стремящиеся сохранить имеющееся без изменений – консервативные;
· выступающие за расширение этих возможностей — прогрессивные.
Авангардные (революционные партии) появились на исторической арене в ходе развития рабочего движения в середине XIX в. Политические организации английских и немецких рабочих во второй четверти XIX в. обязывали своих членов активно работать на предприятиях, среди рабочих, вести их за собой, т.е. самим занимать авангардное положение и тем самым обеспечивать своей организации авангардное положение в обществе. Приоритет организаторской работы среди масс, бесспорно, признавался всеми социал-демократическими партиями, входящими во II-й интернационал (до начала XX в., а затем от этой традиции они стали отходить). Авангардные партии иногда являются антипарламентскими, т.е. принципиально отказываются работать в парламенте.
Как партия авангардного типа складывалась и Российская рабочая партия (РСДРП). Это было заложено в ее уставе, принятом на II съезде РСДРП: член партии обязан платить членские взносы и работать в одной из партийных организаций. Ее правопреемница, КПСС, на протяжении многих десятилетий оставалась партией ярко выраженного авангардного типа. Такими же были коммунистические и рабочие партии в странах бывшей социалистической системы, а сейчас остаются в Китае, КНДР, на Кубе. Авангардными являются в настоящее время правящие партии в ряде стран Африки, на Ближнем Востоке.
Партии парламентского типа. Парламентские партии ориентируются на парламентскую работу, на функционирование в рамках парламентаризма, Как и авангардные партии, они нацеливают свою деятельность на борьбу за власть и удержание власти, но связывают эту борьбу с выборами в парламент и другие представительные органы. В деятельности парламентских партий отсутствует революционная борьба или какие-либо иные насильственные формы захвата государственной власти.
Свою организаторскую работу парламентские партии ведут особенно активно в ходе предвыборных кампаний. Они разрабатывают программы, с которыми выступают на выборах, изучают общественное мнение, подбирают и выдвигают кандидатов в органы власти, противодействуют конкурирующим партиям. Партии этого типа имеют достаточно развитую организационную структуру и постоянно функционирующие органы управления. Придя к власти, они становятся правящими партиями.
К парламентским партиям относится большинство политических партий стран Западной Европы, а также Австралии, Канады, Новой Зеландии и др. Такой же характер носят современные политические партии России и стран Восточной Европы.
Прагматичные (или патронажные) партии, ориентирующиеся на практическую целесообразность действий, рассматриваются их создателями и сторонниками как инструмент для мобилизации общественной поддержки своих программных целей и задач. Партии этого типа обычно достаточно чувствительны к динамике общественного мнения. Они выдвигают броские, популистски беспроигрышные лозунги, учитывают естественное недовольство определенной части населения деятельностью властных структур, обладают оперативно действующим пропагандистско-агитационным аппаратом и с особым вниманием относятся к использованию в своих целях СМИ, особенно в период проведения различных избирательных кампаний. Деятельность партий такого рода обычно недолговечна, но они обладают повышенной способностью к быстрому изменению своего политического курса, политической мимикрии и конформизму, то есть к преобразованию собственного политического имиджа в угоду меняющейся политической конъюнктуре.
По характеру политических действий политические партии подразделяются на умеренные, рациональные и экстремистские.
По месту в политическом спектре различают левые, правые и центристские партии.
Партии бывают легальные, нелегальные, полулегальные.
8.3.1.1.4. Характер связи партии с государством
На основании данного критерия можно выделить «партию-государство» и партию парламентского типа. В «партии-государстве» аппарат партии сросся с аппаратом государства. Все законы, решения, указы и другие документы готовит партийный аппарат от имени государства. Контроль за их исполнением тоже осуществляет партия. КПСС — пример такой партии. Однако и в настоящее время существуют «партии-государства» (большинство президентских партий в развивающихся странах). Партия парламентского типа в отличие от «партии-государства» основным полем своей деятельности имеет избирательные кампании. Политическое влияние такой партии измеряется поддержкой избирателей.
8.3.1.2. Типологизация по организационным особенностям
Источник
Государство и политические организации и движения
Государство и партии
Политическая партия– это, как правило, весьма формализованная политическая организация со своей структурой (руководящие органы, региональные отделения, рядовые члены), выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных слоев, групп, объединяющая наиболее активных их представителей, ставящая, как правило, своей задачей завоевание политической власти для осуществления определенной программы, социальных, экономических, политических преобразований, достижение неких целей и идеалов.
Государство – это тот социальный институт, где партийные интересы, цели, идеалы могут выступать как общественные интересы, обеспечиваться властной поддержкой, сопровождаться механизмами их реализации. Поэтому государство и выступает важнейшим и очень ценным объектом политической борьбы, определяет участие партий в завоевании государственной власти.
Типы партий:
1.По способам завоевания власти — парламентские партии, ставящие целью завоевание власти демократическим путем, участием в парламентской деятельности, и партии, которые ставят задачей насильственные преобразования общественного строя, насильственный захват власти.
2.По отношению к уже существующей власти и участию в делах государства – правящие, парламентские и оппозиционные.
Правящие партии,как правило, для осуществления своих программных целей производят полную смену должностных лиц в государственном аппарате либо назначают по партийной принадлежности высших должностных лиц в государственном аппарате либо назначают по партийной принадлежности высших должностных лиц государства с последующей ротацией номенклатурных кадров. Парламентские партиив механизме государственной власти занимают более скромное место; их политическая деятельность заключается в осуществлении законодательной власти в рамках парламентских процедур и направлена на овладение государственной властью путем участия во всеобщих выборах. Оппозиционные партиимогут быть как парламентскими, так и не входить в парламент. Главная их особенность состоит в оппозиции по отношению к проводимому правящей партией политическому курсу.
Типы политических систем по признаку взаимоотношения государства с политическими партиями:
1.Политическая система с однопартийным государством («Партийным государством»)
2.Многопартийные, плюралистические политические системы.
Политические организации и движения – это менее формализованные общественные образования, различные фронты, союзы, соборы, другие организации. Политические, национальные, культурные движения, как правило, не имеют членства, структура их размыта. Часто политические и иные общественные движения не имеют и формальных региональных отделений, от их имени выступают лишь руководящие органы (организационные комитеты, президиумы и т.п.). Характерным признаком этих организаций является их прямая связь с политикой, их активное воздействие на политику. Непосредственной целью их создания и функционирования выступает политическая цель. Она заключается в формировании и осуществлении внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества, в политическом и идеологическом воздействии на различные слои и классы, существующие в обществе, в проведении политических интересов господствующих кругов и отчасти всего общества в жизнь.
Отношения государства и политических организаций и движений многоплановы. Там, например, где осуществляется департизация и деидеологизация государственных органов, цели и задачи политических движений воспринимаются аппаратом государства не организационно, не институционально, а через сложную систему идеологического воздействия. Но в некоторых государственно-организованных обществах членство в той или иной политической организации, участие в том или ином политическом движении отнюдь не служит препятствием для государственной службы, а иногда, наоборот, служит основанием для зачисления на службу.
Источник
Факторы, способствующие завоеванию политической власти
Факторы, способствующие завоеванию политической власти
Должен сказать, что свой доклад я построил на основе программы Российской коммунистической рабочей партии – Революционной партии коммунистов и нескольких номеров её газеты «Трудовая Россия». Поэтому прошу отнестись к тому, что я расскажу, как к мнению, которое может быть правильным или нет.
Для начала следует дать несколько определений.
Власть – это возможность и способность влиять на объект без учёта воли последнего.
Политическая власть – это высшая форма власти в обществе, это власть организованных групп людей (субъектов политики), которые имеют право управления всем обществом в целом.
Чтобы быть субъектом политики, группа людей должна:
1. Выдвигать свои требования к власти;
2. Проявлять интерес к политике;
3. Создать организацию, выражающие её интересы.
Если не выполняется хотя бы одно условие, мы имеем дело не с субъектом, а объектом, которым управляют.
Теперь об актуальности темы.
Сегодняшний политический режим в России ведёт свою историю с событий 3-4 октября 1993 года – с кровавого государственного переворота, унёсшего жизни 10000 человек, когда силами 2-х дивизий: Кантемировской и Таманской – был расстрелян Верховный Совет. Это означало ликвидацию остатков Советской власти и формирование политической надстройки буржуазного общества.
До настоящего времени буржуйская власть показывает свою полную неспособность управлять страной в интересах трудящегося человека. Примеров – масса.
Это — целенаправленное разорение сельского хозяйства, разрушение науки, культуры, промышленности, вооруженных сил. Это взвинчивание цен, лишение трудящихся социальных завоеваний и уверенности в завтрашнем дне. Это разложение молодежи, лишение ее всех идеалов, перспектив, смысла жизни. Это геноцид российского народа, т.е. создание таких условий, когда население нашей страны сокращается примерно на 1 млн. человек в год.
По нашей области в 2005 году.
Банкротство «Биохима». Почти все рабочие были уволены без выходных пособий с задержкой по зарплате 5 месяцев. Вместо них были наняты другие, временно, без заключения трудовых договоров.
Сокращения на других предприятиях (Лепсе, Авитек) примерно на 20 %.
Уплотнённая застройка. Строительные компании в погоне за прибылью не считаются с волей жильцов домов, во дворах которых они ведут стройки.
Постоянный рост тарифов на услуги ЖКХ.
Запрет массовых катаний на стадионе «Родина» после его передачи в частную собственность.
Если так будет продолжаться дальше, буржуазная контрреволюция, установившая в стране режим буржуазной диктатуры, неизбежно потерпит поражение в исторической перспективе. Об этом свидетельствует весь мировой опыт великих революций, порой проходивших через этапы реставраций. Следовательно, возникает вопрос о необходимости новой социалистической революции: восстановления общественной собственности на средства производства и Советской власти, т.е. завоевании политической власти Советами. Что же будет способствовать этому?
Первый фактор – экономический.
Необходимость и возможность такого общества определяется всем ходом естественноисторического процесса вообще и характером современных противоречий капиталистического общества в особенности. Переход от капитализма к социализму произойдёт не просто по желанию отдельных людей, политических партий или всего народа, а подготавливается закономерным процессом обобществления производства. Дело не только в том, что идеями социализма проникается все больше людей. Дело в том, что производство всё в большей степени становится общественным. Сегодня в изготовлении любого продукта, так или иначе, принимают участие многие тысячи людей. Общественный, коллективный характер производства проявляется во многих процессах:
1.в укрупнении предприятий в силу решающих (в большинстве случаев) преимуществ крупного производства перед мелким;
2.росте общественного разделения труда, специализации производства, в силу чего каждое предприятие оказывается тысячами нитей связанным с другими предприятиями;
3. в росте подвижности рабочей силы, ее перемещений как внутри страны, так и между странами.
Этот рост обобществления производства требует общественного вмешательства в экономику, руководства ею из единого центра в интересах всех членов общества.
Общественный характер производства настоятельно требует общественного управления, общественной заинтересованности в результатах труда. Противодействует этому частная собственность на средства производства, позволяющая частным лицам управлять общественным производством в своих частных интересах, присваивать частным образом результаты общественного труда.
Короче говоря, рынок естественным образом монополизируется. Все мы знаем, что монополия в рыночных условиях — это небольшое количество товаров низкого качества по высоким ценам по сравнению с возможностями техники. Значит, возникает необходимость найти какой-то способ, чтобы ориентировать производство не на получение максимальной прибыли для его владельца, а на максимальное удовлетворение потребностей всех членов общества. Такой способ уже найден – это Советская власть и плановая экономика.
Второй фактор – субъективный. То есть наличие субъекта политики, который будет осуществлять преобразования. Историческая миссия рабочего класса – способность возглавить построение общества без эксплуатации, остается неизменной со времен Маркса и Ленина до современной эпохи. Поэтому, говоря о субъективном факторе, следует рассматривать состояние рабочего класса («класс-в-себе» — объект политики (Век хуярь и век ворочай в жопу ёбаный рабочий) и «класс-для-себя»-субъект политики) и деятельность его революционной партии.
Социалистическая революция лишь тогда становится возможной, когда ее необходимость осознается реальным политическим большинством организованных рабочих, способным поднять на борьбу и повести за собой самые широкие массы трудящихся. Совершают революции не заговорщики, не партии, а классы. Революционной смене общественного строя предшествует революция в сознании людей. Движение к социализму осуществляется тем успешнее, чем сознательнее и организованнее борьба и историческое творчество рабочего класса и его союзников: крестьянства, трудовой интеллигенции и иных эксплуатируемых работников. Попутчиками на определенных этапах борьбы могут быть мелкобуржуазные слои предпринимателей и мелких торговцев (т.е. те люди, деятельность которых объективно включает и составляющие собственного труда, и эксплуатацию чужого), а также служащие, учащиеся, неработающие пенсионеры, студенты, безработные. Степень надежности этих попутчиков определяется степенью их пролетаризации и перехода на позиции рабочего класса.
Историческая последовательность событий: образование Советов — революция — установление Советской власти — создание Советского государства — определяется логикой классовой борьбы и не может быть иной. Никакие парламенты и правительства “народного доверия” Советскую Конституцию не примут и к социализму не поведут. Восстановление Советов, как органов власти трудящихся, неразрывно связано с осуществлением в них руководящей роли авангарда рабочего класса — коммунистической партии. Коммунисты должны стремиться завоевать авторитет и доверие в трудовых коллективах, что позволит обеспечить их избрание в Советы. Выборы в Советы через трудовые коллективы способствуют единству партии и трудящихся масс, предупреждают перерождение партии. Главная задача коммунистов-депутатов через партийные группы обеспечить организацию и руководство деятельностью Советов, не допустить проникновения оппортунизма, ревизионизма и анархо-синдикализма во властные структуры и тем самым предотвратить перерождение Советской власти.
Конкретные формы революции и методы борьбы будут зависеть от конкретной обстановки момента. Абсолютно ясно одно: революция возможна только при соответствующем подъеме, уровне организованности и масштабности развития массовой борьбы трудящихся в самых различных формах — от профсоюзной экономической борьбы до политических стачек и уличных выступлений. Это основное необходимое условие успеха. Достаточным его должна сделать грамотная и самоотверженная работа коммунистов по руководству борьбой трудящихся.
В трудовых коллективах уже создаются очаги сопротивления и органы самоуправления (стачечные, забастовочные и рабочие комитеты, Советы рабочих, рабочие профсоюзы и т.д.), призванные стать первичными ячейками Советов. Таким образом, создание Советов, их прототипов и аналогов — будущих Советов (политических органов диктатуры пролетариата) — это практическая задача подготовки революции и восстановления Советской власти, а не только теоретические планы будущего государственного строительства. Задача коммунистической рабочей партии — через свои первичные организации и с помощью средств массовой агитации и пропаганды придавать этой инициативе повсеместный характер. Одновременно следует разъяснять, что ограничение рабочего движения этой ступенью борьбы грозит низведением органов самоуправления трудовых коллективов до роли бессильных придатков буржуазных парламентов. Требуется интеграция усилий по регионам и отраслям с выходом на общероссийский уровень с едиными политическими требованиями. Стратегическую линию на создание Советов снизу доверху с фактически нарастающим расширением их функций и влиянием на рабочий класс коммунистическая рабочая партия сочетает с курсом на подготовку и проведение Всероссийской политической стачки, которая при определенных условиях может завершиться переходом политической власти в стране в руки Советов.
Механизм этого перехода зависит от обстановки. В общих чертах предпочтительны следующие этапы:
Руководство Всероссийской политической стачкой берет на себя Всероссийский стачечный комитет.
Всероссийский стачечный комитет готовит и объявляет политическую стачку, требования которой:
— Немедленная (“добровольная”) отставка президента и правительства.
— Самороспуск обеих палат Федерального Собрания и передача власти Всероссийскому стачечному комитету.
Всероссийский стачечный комитет назначает Временное правительство и объявляет о созыве Всероссийского Съезда Советов. Таков возможный вариант осуществления в России второй социалистической революции.
Без сомнения, буржуазные силы попытаются удержать власть, используя силовые структуры государства. Рабочий класс оставляет за собой право ответить на насилие со стороны эксплуататоров адекватными мерами. Все будет решаться борьбой, реальным соотношением сил.
Источник