Способы завершения этнических конфликтов

ФОРМЫ И СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

Этнические конфликты, сформировавшиеся на постсоветском геополитическом пространстве, не представляют собой каких-то уникальных явлений. Все они имеют аналоги в истории и совре­менном мире, что позволяет прогнозировать их развитие и ис­пользовать наиболее эффективные способы их разрешения.

Способы регулирования этнических конфликтов.В целом воз­никновение любого этнического конфликта обусловлено существо­ванием той или иной формы неравенства этносов. Поэтому урегу­лирование этнических конфликтов требует нахождения нового, компромиссного и приемлемого для всех конфликтующих сторон баланса взаимно удовлетворяющих их интересов. Для достижения этого баланса необходимо выполнение трех обязательных условий.

Во-первых, каждая из сторон конфликта должна признать на­личие конфликтной ситуации. Тем самым за каждой стороной конфликта признается право на существование, но это совсем не означает признания справедливости их требований и притязаний. Урегулирование конфликта невозможно и бесполезно, если одна из сторон заявляет, что ее оппонент не имеет права на существо­вание, а его позиция лишена всяких оснований.

Во-вторых, обязательным условием в урегулировании кон­фликта является степень организованности сторон: чем лучше они организованы, тем легче достигнуть договоренности и добиться исполнения условий договора. И напротив, диффузный характер интересов, их расплывчатость существенно затрудняют разреше­ние конфликтной ситуации.

И в-третьих, конфликтующие стороны должны принять твердо установленные правила игры, при соблюдении которых только и возможен переговорный процесс. Эти правила должны предо-

ставлять равенство возможностей каждой из сторон обеспечивать некоторый баланс в их взаимоотношениях.

Последняя предпосылка урегулирования фактически во всех действующих конфликтах этнического характера отсутствует, ибо сторона, стремящаяся к отделению (сецессии), уже заранее оказы­вается в неравном положении со стороной, представляющей уже существующее государство. Исходное равенство возможностей может существовать в политических или экономических конфлик­тах, ибо конфликтующие стороны в нем в известном смысле могут рассматриваться как равные.

Хотя в развитии этнических конфликтов происходит много сходных, однотипных процессов, в каждом из конфликтов участ­вуют люди со своими представлениями, убеждениями, страстями, стереотипами поведения. Атмосфера сильного напряжения при­водит к тому, что поведение людей в конфликтных ситуациях за­частую не поддается логическому анализу, не основывается на здравом смысле. Поэтому вероятность найти решение конфликт­ной проблемы, которое в полной мере удовлетворило бы кон­фликтующие стороны, очень мала. В лучшем случае стороны принимают компромиссное решение, которое не разрешает кон­фликт по существу, окончательно, а переводит его в латентное состояние. При этом нет никаких гарантий, что следующие поко­ления конфликтующих этнических общностей будут удовлетворе­ны подобным решением и не возобновят открытый конфликт.

В данном случае речь идет не об урегулировании, а о нейтра­лизации конфликта. Это надежный перевод этнического кон­фликта в рамки легальной политической борьбы между соответ­ствующими партиями и движениями при гарантированной невоз­можности насильственных действий никакой из сторон, а также при наличии обоснованных расчетов, что этносепаратисты не смогут набрать решающего большинства в свою поддержку на выборах в органы государственной власти.

Такой вариант решения проблемы встречается достаточно час­то. При этом развертывается деятельность спецслужб по дискре­дитации и дезорганизации работы наиболее радикальных лидеров и организаций с одновременным фактическим поощрением и со­действием акциям и пропаганде более умеренных деятелей, вы­ступающих от имени той же этнической группы и не склонных к насилию.

Читайте также:  Куркума с молоком способ приготовления

Особенно сложным в этом отношении является урегулирова­ние и разрешение этнотерриториальных конфликтов. Современ­ная политическая карта мира сформировалась в результате слож­ных геополитических процессов, в том числе двух мировых войн, и много несправедливых явлений сохраняется и в современном

политическом устройстве. Однако трудно себе представить судьбу нашей планеты, если актуализируются все те конфликты, которые сейчас находятся в латентном состоянии. И самое главное, нет никакой гарантии, что в результате «справедливых» разрешений все конфликтные ситуации будут устранены: ведь у каждой из конфликтующих сторон свое представление о справедливости.

Возможны и «естественное» развитие и последующее затухание этнических конфликтов. Это реальный и часто встречающийся ; исход. В данном случае в ходе постоянной эскалации этнического , конфликта и перерастания его в форму насильственного противо- : стояния сторон он проходит все стадии своего развития и закан­чивается в результате разрушения прежде единого полиэтничного общества, в котором он возник. Это уже неурегулирование кон­фликта, так как этнический конфликт внутри полиэтнического государства превращается в межгосударственный конфликт меж­ду вновь образовавшимися государствами.

Обычно этот вариант разрешения проблемы протекает по двум возможным сценариям. Может произойти изменение территории государства за счет проведения новых государственных границ, отделяющих конфликтующие стороны друг от друга; но может измениться и этнический состав населения за счет депортации враждебных групп. В реальности чаще всего имеет место сочета­ние обоих сценариев (Босния и Герцеговина, Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье и т.д.).

Очень редко встречается саморассасывание конфликта, отми­
рание его без каких-либо существенных изменений. Одним из не­
многих подобных примеров является отказ лужицких сербов в >;
Германии начала XIX века от активного национального движе- г-
ния в пользу движения культурного. я

Таким образом, из четырех вариантов разрешения этнических I, конфликтов самый трудный, но и самый оптимальный — путь ре- Г ального решения проблем и достижения компромисса; наименее -вероятен вариант саморассасывания конфликта; наиболее катает-

Источник

Технологии урегулирования межэтнических конфликтов

Каждый межэтнический конфликт своеобразен. Вместе с тем их природа едина и потому существуют отработанные формы и способы урегулирования. Конечно, в каждом случае необходимо учитывать специфику, причины того или иного этнического конфликта. Важно учитывать масштабы конфликта, форму, в какой он протекает, наличие религиозного фактора, геополитическое положение территории, вовлеченной в конфликт, внешние силы, стоящие за конфликтующими сторонами и т.д. От этих обстоятельств зависят возможности и способы урегулирования конфликтов.

Как же быть, если этнический конфликт не удалось предотвратить? Каким образом можно его погасить и урегулировать?

Технология урегулирования межэтнических конфликтов предполагает алгоритм деятельности в этом направлении. В ходе работы по разрешению конфликта, прежде всего, должны быть проанализированы причины конфликта, его биография, стороны конфликта, позиции и отношения сторон, конечное отношение к конфликту.

Прежде всего, следует учитывать, что этнический конфликт легче погасить в самом начале, в зародыше, когда он не приобрел еще широкомасштабный характер. Дело в том, что межэтнические конфликты, однажды вспыхнув, имеют тенденцию к разрастанию. Если конфликт перешел в длительную стадию, принял затяжной характер, то его разрешение становится трудным, иногда с необратимыми последствиями.

Одним из методов ослабления конфликта является дезинтеграция сил, участвующих в конфликте, с помощью системы мер, изолирующих наиболее радикальные элементы или группы, и поддержки сил, наиболее склонных к компромиссам, переговорам.

Читайте также:  Субъективными способами фиксации признаков внешности человека являются

К эффективным средствам торможения конфликтов относится использование широкого спектра санкций – экономических, политических, дипломатических, военных и др. Иногда необходимым становится вооруженное вмешательство.

Чаще всего это происходит, если в ходе конфликта, принявшего форму насильственных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека. Если вооруженные силы используются на территории других государств, то обязательно требуется санкция международных организаций.

В межэтнических конфликтах вооруженного характера важно добиться остановки военных действий и перемирия сторон. Это дает возможность остудить пыл противоборствующих сторон и создать условия для переговоров. В результате этого меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, что позволяет расширить действие прагматических подходов к урегулированию конфликта. Этот метод использовался в карабахском, осетино-ингушском, грузино-абхазском, приднестровском и других межэтнических конфликтах.

Некоторые условия и правила существуют и в переговорном процессе. Для достижения успеха его следует прагматизировать, для чего необходимо разделить предмет переговоров на ряд последовательных задач. Обычно стороны идут на договоренности по первоочередным и неотложным вопросам, по поводу которых и устанавливается перемирие: для захоронения погибших, обмена пленными, возврата беженцев. Затем переходят к актуальным бытовым, социальным, экономическим вопросам. Политические вопросы, как наиболее трудные, обсуждают и решают в последнюю очередь. Если очевидно, что в данный момент решить их невозможно, то используется тактика так называемых «отложенных решений». Такой подход был применен в Приднестровье, Южной Осетии.

Переговоры должны вестись таким образом, чтобы каждая сторона стремилась учитывать не столько позиции друг друга, сколько взаимные интересы. Тогда можно будет найти удовлетворительные варианты не только для себя, но и для партнера. Как рекомендуют конфликтологи, надо добиться смены модели «выигрыш – проигрыш» на модель «выигрыш – выигрыш». При этом важно каждую договоренность в переговорном процессе закреплять документально.

Опыт показывает, что согласие сторон в переговорах редко достижимо без участия посредников, которые, как правило, выполняют роль арбитража, уравнителей баланса интересов, миротворцев. В переговорном процессе могут участвовать как официальные представители сторон, международных организаций, так и общественные силы по методу народной дипломатии.

Урегулирование конфликтов – это всегда очень сложный процесс, где требуется большое искусство. Особо сложным является разрешение этнотерриториальных конфликтов. Здесь применим такой метод, как альтернатива. Его суть – в применении нестандартного, неординарного выбора из предлагаемых вариантов решения. Например, «обмен территории на мир» или экономическая территориальная уступка в обмен на получение льгот, восстановление прав определенной этнической группы. Этот механизм применялся в Боснии, в ходе палестино-израильских переговоров. Территория изменяется за счет проведения новых государственных границ, разделяющих конфликтующие стороны, но иногда изменяется этнический состав населения за счет беженцев и вынужденных переселенцев. В реальности чаще всего оба варианта сочетаются (Босния и Герцеговина, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Нагорный Карабах и т.д.).

Все способы урегулирования этнических конфликтов можно свести к трем вариантам.

Во-первых, полная победа одной стороны над другой, т.е. разрешение конфликтной ситуации с позиции силы. В этом случае у побежденной стороны, как правило, остается чувство национальной обиды, горечь поражения, которые передаются новым поколениям, и конфликты могут консервироваться, переходя из открытого состояния в латентное. Через какое-то время такой конфликт может опять обостриться.

Читайте также:  Способы передачи информации информатика реферат

Во-вторых, существуют варианты разрешения актуализированного конфликта, когда налицо взаимное поражение конфликтующих сторон. Такой исход неизбежен при истощении сил обеих борющихся сторон при том, что ни одна из них не одержала заметной победы над другой. В этом случае для урегулирования конфликта стороны вынуждены обращаться к посредникам, искать компромиссное решение проблемы, которое обычно лишь временно удовлетворяет обе стороны. При этом способе конфликт также практически переходит в латентное состояние, при котором стороны продолжают рассматривать друг друга как противников. Этот вариант разрешения конфликта также чреват высокой вероятностью последующей актуализации.

В-третьих, конечно, возможны варианты разрешения конфликтов с взаимным удовлетворением сторон в виде достижения согласия по основным вопросам и установления конструктивного взаимодействия. Подобный исход зависит от наличия у конфликтующих сторон политической воли к позитивному разрешению конфликта. При этом вырабатываются механизмы их дальнейшего сотрудничества для решения стоящих перед ними общих проблем. Нередко бывает так, что посредники или международные организации берут на себя роль гарантов выполнения достигнутых договоренностей. При этих вариантах конфликт переходит в латентное состояние на продолжительное время.

Существенная роль в разработке средств и способов преодоления этнических конфликтов принадлежит такому фактору, как предупреждение конфликтов. Предвидеть возникновение этнических конфликтов – значит иметь возможность своевременно принять должные меры по предупреждению, локализации или скорейшему, с наименьшими потерями, разрешению.

Контрольные вопросы и задания

1. Определите специфику межэтнических конфликтов.
2. Каковы основные причины межэтнических конфликтов?
3. Какова роль социально-психологических факторов в формировании межэтнической напряженности?
4. Какие этнические конфликты современного мира вы знаете?
5. Почему после распада СССР начались этнические конфликты на постсоветском пространстве?
6. Какой этнический конфликт на постсоветском пространстве является самым затяжным?
7. В чем причина чеченского кризиса? Можно ли этот конфликт считать межэтническим?
8. Какие, на ваш взгляд, конфликтогенные «точки» имеются в Российской Федерации?
9. Проведите сравнительный анализ грузино-абхазского и осетино-ингушского конфликтов. Что общего и какие различия и особенности вы обнаружили?
10. Чего нужно добиться в первую очередь, если конфликт принял вооруженную, кровопролитную форму?
11. Почему этнические конфликты являются столь затяжными, трудноразрешимыми?
12. На основе каких принципов и правил можно урегулировать межэтнический конфликт?

Литература

1. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском
пространстве. — М., 1997.
2. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. — М., 1997.
3. Конфликтная этничность и этнические конфликты. — М., 1994.
4. Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб., 1995.
5. Мнацаканян М.О. Этносоциология: нации, национальная психология и межнациональные конфликты. — М., 1998.
6. Солдатова Г.И. Психология межэтнической напряженности. — М., 1998.
7. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. — М., 1997.
8. Этнические процессы в современном мире. — М., 1987.
9. Этносы и этнические процессы. — М., 1993.
10. Этничность и власть в полиэтнических государствах. — М., 1994.

Источник

Оцените статью
Разные способы