Способы защиты жилищных прав схема

Способы защиты жилищных прав схема

Защита жилищных прав

Согласно ст.11 Жилищного Кодекса РФ защита жилищных прав может осуществляться в судебном или административном порядке. Защита нарушенных жилищных прав в судебном порядке осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. Защита жилищных прав в административном порядке возможна только в предусмотренных Жилищным кодексом РФ или другими федеральными законами случаях. Решение, которое было принято в административном порядке, может быть обжаловано в суд (п. 1, 2 ст. 11 ЖК РФ).

Рассмотрим подробней судебный порядок защиты нарушенных прав:

  1. Признание права на жилище

Необходимость в этом способе защиты возникает в случае, когда наличие у лица определенного жилищного права кем-либо отрицается, оспаривается, подвергается сомнению или имеется реальная угроза таких действий.

  1. Восстановление положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечение действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.

Данный способ защиты жилищных прав применяется при совершении противоправных действий против обладателя жилищного права и имеет целью устранить последствия правонарушения или же само правонарушение, носящее длящийся характер.

  1. Неприменение судом нормативного правового акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего Жилищному кодексу РФ или принятым в соответствии с ним федеральным законам, иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Основой для закрепления в ЖК РФ указанного способа защиты жилищных прав являются положения ст. 120 Конституции РФ, предусматривающие обязанность суда, установившего при рассмотрении дела несоответствие закону нормативно-правового акта государственного органа или органа местного самоуправления, принимать решение в соответствии с законом.

  1. Признание судом полностью или частично не действующими нормативного правового акта государственного органа или органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих Жилищному кодексу РФ или принятым в соответствии с ним федеральным законам, иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Данный способ защиты жилищных прав означает, что гражданин, считающий свои жилищные права нарушенными принятым нормативным правовым актом государственного органа либо нормативным правовым актом органа местного самоуправления, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим Жилищному кодексу РФ либо федеральному закону, принятому в соответствии с Жилищным кодексом РФ, либо иному нормативному правовому акту, имеющему большую, чем оспариваемый нормативный правовой акт, юридическую силу. Другими словами, речь идет об оспаривании нормативного правового акта, регулирующего те или иные виды жилищных отношений.

  1. Прекращение или изменение жилищного правоотношения.

Прекращение или изменение жилищного правоотношения как способ защиты жилищных прав допускается лишь в случаях, прямо предусмотренных законом или договором. Основанием для прекращения или изменения жилищного правоотношения является, как правило, решение суда, а в отдельных допускаемых законом случаях – соглашение сторон.

  1. Иные способы, предусмотренные ЖК РФ или другими федеральными законами.

Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан не соответствующим закону и отменен решением суда с последующим восстановлением нарушенных прав участников жилищных отношений. В соответствии с Кодексом административного судопроизводства РФ заинтересованными гражданами могут быть поданы в суд жалобы на решения, действия (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Защита жилищных прав в административном порядке

Защита нарушенных жилищных прав может осуществляться и в административном порядке. Например, в статье 23.55 КоАП РФ предусматривается рассмотрение органами государственной жилищной инспекции дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.21 КоАП РФ «Нарушение правил пользования жилыми помещениями», ст. 7.22 КоАП РФ «Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений» и ст. 7.23 КоАП РФ «Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами».

Читайте также:  Как изменить способ получения пенсии через госуслуги

Такие дела от имени органов государственной жилищной инспекции рассматриваются:

  • главным государственным жилищным инспектором РФ, его заместителями;
  • государственными жилищными инспекторами РФ;
  • руководителями государственных жилищных инспекций субъектов РФ, их заместителями в соответствии с полномочиями соответствующих должностных лиц.

Самозащита жилищных прав

Самозащита прав – это действия граждан и организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к соответствующим компетентным органам.

В качестве самозащиты жилищных прав могут выступать, например, предпринимаемые гражданами меры для обеспечения неприкосновенности жилища, отказ от продления договора с недобросовестным нанимателем или досрочное расторжение с ним договора найма жилья в одностороннем порядке и прочее.

Расходы собственников помещений в многоквартирном доме

Согласно ч.1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Нормы данной статьи распространяются на собственников как жилых, так и нежилых помещений в многоквартирном доме.

При необходимости возможно уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Уплата взносов может, осуществятся собственниками помещений в многоквартирном доме при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, которые формируют фонд капитального ремонта, решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и при этом невозможности использования средств фонда капитального ремонта на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту, предусмотренных принятым решением собственников помещений в многоквартирном доме. При этом уплата таких платежей не может начинаться ранее чем за три календарных месяца до конечного срока выполнения указанных услуг и (или) работ, предусмотренных договором. Использование средств, сформированных за счет дополнительных взносов, осуществляется в порядке, установленном решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.

Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.

Нормы ЖК РФ, устанавливающие обязанности собственников помещений по внесению платы за содержание и ремонт жилого помещения, не говорят о том, что указанная плата должна вноситься собственниками помещений только лично, а в случае, предусмотренном ч. 4 ст. 155 ЖК РФ, прямо возлагают часть этой обязанности на нанимателя. Однако в случае нарушений обязанностей по внесению этой платы лицом, на которое возлагается ответственность за допущенное нарушение, является собственник помещения в многоквартирном доме. Несмотря на то, что наниматели жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов несут расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственник муниципальных и государственных помещений все равно продолжает нести бремя содержания общего имущества: положения ч. 1 комментируемой статьи распространяются на всех собственников и на все расходы, связанные с содержанием общего имущества.

Читайте также:  Способ чтобы не потели подмышки

Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправленияс учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправленияв соответствии с указанными методическими рекомендациями.

Расчет размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме

Согласно ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме.

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем 1 год.

Данные положения применяются для определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором:

отсутствуют товарищество собственников жилья и потребительский кооператив, созданный для удовлетворения потребностей граждан в жилье;

собственниками помещений принято решение о выборе способа управления таким домом, при котором управление осуществляется управляющей организацией.

Размер обязательных платежей и (или) взносов членов ТСЖ либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.

Расчет размера платы за коммунальные услуги

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.

Рассмотрим подробнее два варианта определения размера платы за коммунальные услуги:

На основании показаний приборов учета. Размер платы за коммунальные услуги определяется в этом случае как произведение тарифов на соответствующие услуги и объемов потребленных ресурсов (воды, газа, электрической и тепловой энергии и т.д.) по показаниям приборов учета;

На основании нормативов потребления коммунальных услуг. Этот вариант определения размера платы применяется при условии отсутствия приборов учета. Объем потребления коммунальных услуг принимается равным нормативам потребления, определяемым указанными органами в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ.

Читайте также:  Методы воспитания это способы реализации целей воспитания

Жилищный кодекс РФ (ч. 2 ст. 157) закрепляет полномочия по установлению тарифов на коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению (в том числе поставке бытового газа в баллонах), отоплению (теплоснабжению, в том числе поставке твердого топлива при наличии печного отопления) за органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Федерации – городах федерального значения – органами государственной власти этих городов).

Размер платы за названные выше коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Федерации – городах федерального значения – органом государственной власти этих городов) в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с п. 2 ст. 544 ГК РФ порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, Федеральным законом от 26.03.2003 «Об электроэнергетике» и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Федерации.

Определение размера платы за коммунальные услуги ставится в зависимость в первую очередь от объективных показателей потребления услуг по показаниям соответствующих приборов учета, во вторую очередь – от нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых уполномоченными на то органами. Размер указанной платы не зависит ни от формы собственности на жилое помещение, ни от оснований пользования им, ни от наличия или отсутствия какого-либо объединения собственников.

В связи с этим ч. 3 ст. 157 ЖК РФ установлено, что изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образования или ликвидации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги.

Изменение размера платы за коммунальные услуги в случае их ненадлежащего качества

В законе определена возможность изменения размера платы за коммунальные услуги в случае предоставления таких услуг гражданам и юридическим лицам (потребителям) ненадлежащего качества и/или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Так, согласно ч. 4 ст. 157 ЖК РФ при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и/или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Потребитель коммунальных услуг, помимо уменьшения размера платы за такие услуги, при предоставлении ему услуг ненадлежащего качества и/или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, также имеет право:

требовать от исполнителя возмещения в полном объеме убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу вследствие недостатков в предоставлении услуг, а также компенсации морального вреда в размере и порядке, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации;

не производить оплату услуг на время перерывов сверх установленных договором (при этом прекращение оплаты не освобождает исполнителя от возмещения убытков и вреда);

на устранение исполнителем выявленных недостатков в предоставлении услуг в установленные договором сроки;

на государственную и судебную защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае нарушения его прав.

Источник

Оцените статью
Разные способы