Способы защиты таможенных правоотношений

Правовые средства защиты в таможенных отношениях

Сафронов Владимир Александрович — таможенный брокер, соискатель Московского гуманитарного университета.

Конституция Российской Федерации определяет, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (п. 2 ст. 45). Данное предписание касается как физических, так и юридических лиц, которые реализуют свои права и обязанности в различных сферах жизнедеятельности. Действующее законодательство содержит ряд правовых и организационных механизмов реализации конституционных предписаний.

В частности, Таможенный кодекс Российской Федерации закрепляет, что любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если такими решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность. Отказ лица от права на обжалование решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица недействителен (ст. 45).

Вред, причиненный юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, а также гражданину вследствие действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов при проведении или осуществлении ими таможенных процедур, признанных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, неправомерными, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством. Данные предписания касаются также контрольных мероприятий, которые могут проводить сотрудники таможенных органов.

Административные процедуры, реализуемые в деятельности таможенных органов, должны защищать граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, однако данной цели административные процедуры достигают далеко не всегда. В связи с этим в ходе реализации таможенных процедур возникает необходимость в защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Административные правоотношения в ходе реализации административных процедур порождаются не только позитивными действиями, но и действиями, которые носят противоправный характер. В этой связи граждане, юридические лица, а также индивидуальные предприниматели вынуждены прибегать к восстановлению или защите своих нарушенных прав.

Законодательством предусмотрены три формы защиты нарушенных прав:

  • судебный способ защиты;
  • административный способ защиты;
  • самозащита.

Решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд, арбитражный суд. Подача жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в таможенные органы не исключает возможности одновременной или последующей подачи жалобы аналогичного содержания в суд, арбитражный суд. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, поданная в таможенные органы и в суд, арбитражный суд, рассматривается судом, арбитражным судом. Порядок подачи, порядок рассмотрения и порядок разрешения жалоб, направляемых в суды и арбитражные суды, определяются законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве и судопроизводстве в арбитражных судах (ст. 46 ТК Российской Федерации).

Относительно самозащиты необходимо сказать, что самозащита — такая форма защиты, которая дает возможность самостоятельными действиями, основанными на законе, защищать нарушенные права в административных правоотношениях без обращения в компетентные органы.

Каждая из названных форм защиты имеет свои преимущества и недостатки. Как отмечает А.И. Столмаков, «проблема соотношения административных и судебных методов обеспечения законности состоит не том, чтобы противопоставлять их друг другу, а в том, чтобы, опираясь на оба эти метода, правильно их использовать, памятуя, что те и другие являются правовыми средствами и играют важную роль» .

См.: Столмаков А.И. Административно-правовые и судебные методы охраны субъективных прав граждан СССР: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1971. С. 19.

Административно-правовые методы защиты нередко бывают более эффективными, чем судебная защита. Эффективность административно-правовой защиты прав граждан и юридических лиц в механизме реализации административных процедур проявляется в оперативности разрешения дела, в оперативности исправления ошибок и др.

Применительно к налоговым отношениям С.П. Кучер, говорит о том, что «досудебный (или административный) порядок обжалования актов налоговых органов нормативного характера, действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов имеет ряд преимуществ для налогоплательщика: во-первых, это простота и оперативность рассмотрения; во-вторых, отсутствие уплаты государственной пошлины; в-третьих, возможность определить позицию вышестоящего налогового органа .

См.: Кучер С.П. Досудебное регулирование споров, возникающих по инициативе налогоплательщиков // Налоговые споры. 2004. N 2. С. 108.

Данные рекомендации вполне могут быть учтены при осуществлении административной защиты прав физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в ходе реализации административных процедур в деятельности таможенных органов.

Административная защита прав и законных интересов физических и юридических лиц в механизме реализации административных процедур в деятельности таможенных органов осуществляется посредством обжалования.

Жалоба — это вид обращения к компетентному лицу (должностному лицу) в связи с нарушенным правом. Ю.М. Козлов отмечает, что «институт права жалобы включает в себя неразрывно связанные друг с другом право гражданина обжаловать незаконные действия органов государственного управления и указанную обязанность соответствующего государственного органа» .

См.: Козлов Ю.М. Разрешение жалоб и заявлений трудящихся в органах советского государственного управления. М., 1965. С. 5.

М.В. Карасева говорит о том, что в науке административного права под жалобой понимается обращение гражданина, группы граждан или коллектива в органы управления о действительно или мнимо нарушенных субъективных правах и интересах . Н.Ю. Хаманева отмечает, что жалоба — это обращение гражданина по поводу нарушенного действиями (бездействием), решениями юридических или физических лиц (должностными лицами, государственными или муниципальными служащими и т.д.) права или законного интереса. Жалоба является важным средством защиты прав, свобод и законных интересов граждан» .

См.: Карасева М.В. Конституционное право на обжалование в системе политических прав и свобод // Правоведение. 1986. N 4. С. 72.
См.: Хаманева Н.Ю. Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации. М., 2000. С. 59.

И.Ш. Килясханов в своем исследовании под жалобой понимает изложенное лицом, его законным представителем, также третьими лицами в письменной или устной форме указание на фактическое или предполагаемое нарушение его прав или законных интересов должностными лицами государственных или общественных органов, а также требование об их восстановлении и решение вопроса об ответственности виновных .

См.: Килясханов И.Ш. Институт обжалования в административной деятельности органов внутренних дел: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1984. С. 11.

Д.Н. Бахрах и А.В. Семенов говорят о том, что «административная жалоба — это обращение одного или нескольких граждан, юридических лиц и иных организаций, государственных и негосударственных органов к компетентному субъекту по поводу действительного или мнимого нарушения их прав, свобод или законных интересов, вызванного фактически или (и) юридически необоснованными действиями (бездействием) или решением государственных или негосударственных органов, организаций, должностных лиц, других граждан с требованием восстановления нарушенных прав или пресечения нарушения» .

См.: Бахрах Д.Н., Семенов А.В. Понятие «административная жалоба» // Административное право на рубеже веков. Екатеринбург, 2003. С. 121.

Право жалобы играет важную роль в соблюдении действующего законодательства, так как, с одной стороны, стоит на защите прав граждан и юридических лиц, с другой — помогает устранить ошибки и нарушения действующего законодательства, допускаемые должностными лицами таможенных органов.

Правовую основу института права жалобы в деятельности таможенных органов в настоящее время составляют специальные нормативные правовые акты: Таможенный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» , Приказ Минэкономразвития России от 25 января 2005 г. N 6 «Об утверждении форм решения по жалобе и акта рассмотрения жалобы в упрощенном порядке» , Приказ ФТС от 25 декабря 2006 г. N 1371 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан в ФТС России» и др.

Читайте также:  Вопросы методы способы решения при медико криминалистической экспертизе

См.: Собрание законодательства РФ. 2006. N 19. Ст. 2060.
См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 24.
См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 9.

Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа подается в вышестоящий таможенный орган.

Жалоба на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа подается в таможенный орган, в котором проходит службу (замещает государственную должность) это лицо, а на решение, действие (бездействие) начальника таможенного органа — в вышестоящий таможенный орган. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана как непосредственно в вышестоящий таможенный орган, так и через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого или начальника которого обжалуется. Таможенный орган, на решение, действие (бездействие) которого или начальника которого подана жалоба, направляет ее в вышестоящий таможенный орган вместе с подтверждающими материалами в пятидневный срок со дня ее поступления. В случаях, когда таможенный орган, получивший жалобу на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, не правомочен ее рассматривать, он обязан направить ее в трехдневный срок в таможенный орган, который должен ее рассматривать в соответствии с настоящей статьей, с уведомлением в письменной форме лица, подавшего жалобу. Жалоба на решение, действие (бездействие) федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, подается в эту службу.

Если административно-правовые средства защиты прав физических и юридических лиц не дали положительного результата, то возможно использовать судебные средства защиты. Судебный контроль в исследуемой сфере может проявить себя в двух формах: во-первых, судебный контроль может осуществляться за деятельностью должностных лиц органов внутренних дел; во-вторых, судебный контроль может осуществляться за законностью административных решений, принимаемых должностными лицами таможенных органов.

Кроме судебных и административных средств защиты прав граждан и юридических лиц необходимо активнее внедрять в действующее законодательство элементы самозащиты. Как отмечает Э.Л. Страунинг, необходимо отказаться от монополии судебной формы защиты и обосновать самозащиту гражданских прав как субинститут гражданского права в рамках института защиты нарушенных гражданских прав. Следует поддержать имеющиеся в научной литературе мнения (Э.Л. Страунинг, И.Ш. Килясханов) о том, что институт самозащиты является межотраслевым институтом. В связи с этим данный институт может быть использован в механизме защиты прав граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в ходе реализации административных процедур в деятельности таможенных органов. Основной смысл институт самозащиты прав граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей состоит в возможности защиты своих прав самостоятельно, без обращения в суд или уполномоченный административный орган.

См.: Страунинг Э.Л. Самозащита гражданских прав: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1999. С. 14; Килясханов И.Ш. Институт необходимой защиты граждан и его реализация в КоАП РФ // Вестник Московского университета МВД России. 2003. N 1. С. 11.

В этой связи самозащита прав в административно-правовых отношениях должна являться самостоятельной формой защиты. Элементы самозащиты прав граждан в механизме реализации административных процедур в деятельности таможенных органов могут проявляться в разнообразных формах.

В завершение рассмотрения административных правоотношений, складывающихся в связи с защитой прав граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, необходимо сказать, что без данного элемента эффективная работа таможенных органов была бы невозможна. В свою очередь, совершенствование правоприменительной деятельности в сфере реализации административно-таможенных процедур будет способствовать укреплению законности и правопорядка в таможенном деле Российской Федерации.

Источник

§ 7. Защита и ответственность субъектов таможенных правоотношений

; ‘ Регулирование таможенных правоотношений невозможно без обес- ? печения государством оптимальных условий для субъектов внешнеэкономической деятельности. С одной стороны, государство обязано гаран- ; тировать выполнение норм и положений таможенного законодательства, устанавливающих основные права и свободы участников таможенных правоотношений и направленных на защиту их интересов; с другой — оно обязано обеспечить национальную (прежде всего — государственную, экономическую) безопасность, стабильное функционирование всей системы таможенных органов, а вместе с ней — реализацию таможенной политики государства.

і Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г.

1 Утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 23 декабря 2001 г. ?N» 2061.

L работы таможенных органов, деятельность которых направлена на защиту интересов физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей («таможенные органы для участников внешнеэкономической деятельности»)16.

Конституция РФ, Таможенный кодекс РФ, а также иные федеральные нормативные акты предусматривают условия (гарантии реализации прав) и средства защиты (гарантии защиты прав) участников юридических правоотношений, в том числе складывающихся в сфере таможенного дела.

Условия реализации прав и свобод участников внешнеэкономической деятельности можно разделить на три группы: 1)

правовые условия — закрепление прав и свобод на уровне федеральных нормативных актов; 2)

геополитическая ситуация в мире, влияющая на направление внешней и внутренней таможенной политики государства; 3)

внутриэкономические условия развития нашего государства.

Важнейшими условиями реализации прав и свобод участников таможенных правоотношений — субъектов внешнеэкономической деятельности являются основные конституционные принципы равноправия, всеобщности и неотчуждаемости прав человека, защиты экономических интересов.

об административных правонарушениях, Законе РФ «О таможенном тарифе»: принцип дифференциации правового регулирования таможенных режимов (ст. 23,24 ТК), единства ставок таможенных пошлин (ст. 3 Закона о таможенном тарифе), принцип равенства перед законом (ст. 1.4 КоАП), презумпция невиновности <ст. 2.5 КоАП). В целом условия реализации основных прав и свобод при осуществлении экономических интересов участников внешнеэкономической деятельности формируются на нормативной правовой основе.

На реализацию прав и свобод во внешнеэкономической сфере значительное влияние оказывает работа должностных лиц таможенных органов с конкретными участниками правоотношений. Важное место в системе юридических гарантий (условий реализации прав и свобод) занимает закрепленное в таможенном законодательстве право на свободный доступ к информации, нормативным актам, связанным с непосредственной реализацией физическими и юридическими лицами права на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Не секрет, что влияние международного сообщества на политику отдельно взятого государства огромно. В сфере регулирования таможенных правоотношений это проявляется особенно ярко. Россия сотрудничает с различными международными организациями, участвует в работе СТС/ ВТО17, стремится вступить во Всемирную торговую организацию, а одним из условий ее вступления является изменение структуры таможенного законодательства с учетом международно-правовых норм, а также системы таможенных органов: переход от «таможни для правительства» к «таможне для участников внешнеэкономической деятельности». Такой переход представляется возможным лишь в случае дальнейшей либерализации внешнеторговых отношений и закрепления механизма реализации основных прав, свобод участников таможенных правоотношений и принципов осуществлений внешнеэкономической деятельности.

Читайте также:  Permatex 21351 способ применения

Влияние внутриэкономической ситуации в стране на таможенные правоотношения бесспорно и небезосновательно.

Таможенному законодательству известны два способа защиты таможенных правоотношений: административный и судебный.

Административный способ защиты состоит в том, что контроль за возникновением, развитием и прекращением таможенных правоотношений, рассмотрение заявлений, предложений и жалоб происходит в системе таможенных органов (гл. 7 ТК).

Действующие нормы позволяют различать: а) общее право жалобы, которым обладают все граждане как таковые; б) специальное право жалобы, предоставленное участникам административного, уголовного и иных видов производств по делу18. Общее право жалобы, в свою оче редь, подразделяется на два вида: право на административное и право на судебное обжалование19.

Административный порядок обжалования в таможенной сфере можно разделить на две разновидности: обжалование решений, действий (бездействий) должностных лиц таможенных органов, не связанных с применением административного или уголовного законодательства (общий порядок административного обжалования); обжалование указанных решений в упрощенном порядке.

Рассмотрим основные положения общего порядка обжалования в таможенной сфере, который регламентирован ст. 45—57 ТК.

Любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если такими решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.

Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа подается в вышестоящий таможенный орган и подлежит рассмотрению (п.

Жалоба на решение, действие ,(бездействие) должностного лица таможенного органа подается и рассматривается в том таможенном органе, в котором проходит службу (замещает государственную должность) это лицо, а на решение, действие (бездействие) начальника таможенного органа — в вышестоящий таможенный орган, где она подлежит рассмотрению (п. 2. ст. 47, п. 2 ст. 54). От имени таможенного органа решение по такой жалобе принимает начальник этого таможенного органа или должностное лицо, им уполномоченное. При этом рассмотрение жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица не может производиться должностным лицом, принявшим обжалуемое решение, совершившим обжалуемое действие (бездействие), или нижестоящим по отношению к нему должностным лицом.

Таможенный кодекс РФ закрепляет возможность подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица как непосредственно в вышестоящий таможенный орган, так и через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого или начальника которого обжалуется (п. 1 ст. 47).

В свою очередь, таможенный орган, чьи действия обжалуются, направляет жалобу в вышестоящий таможенный орган вместе с подтверждающими материалами в пятидневный срок со дня ее поступления.

В случаях, когда рассмотрение жалобы не относится к подведомственности указанного таможенного органа, он обязан направить ее в трехдневный срок в таможенный орган, который должен ее рассматривать, с уведомлением в письменной форме лица, подавшего жалобу.

Жалоба на решение, действие (бездействие) Федеральной таможенной службы подается в этот орган (п.

Статья 48 ТК устанавливает срок подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица. Он составляет три месяца:

со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно

о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой- либо обязанности;

со дня истечения установленного срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, принятие или совершение которых предусмотрено в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

t В случае пропуска по уважительным причинам срока для обжалования этот срок по заявлению лица, обратившегося с жалобой на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, может быть восстановлен таможенным органом, правомочным рассматривать эту жалобу (п. 1 ст. 49 ТК).

Как правило, подача жалобы на решение, действие таможенного органа или его должностного лица не приостанавливает исполнения обжалуемых решения, действия. Однако при наличии достаточных оснований полагать, что обжалуемые решение, действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, а также в случае, если неприостановле- ние исполнения решения, действия может иметь необратимый характер, Таможенный орган, рассматривающий жалобу, вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых решения, действия до Принятия решения по существу жалобы (ст. 51).

Таможенный кодекс РФ устанавливает требования к форме и содержанию жалобы (ст. 50), основания для отказа в рассмотрении жалобы на Решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должно стного лица по существу (ст. 52), предусматривает возможность отзыва такой жалобы в любой момент до принятия решения по ней (п. 1 ст. 53).

Так, таможенный орган вправе отказать в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу в случае, если: не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо не обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо заявление о восстановлении пропущенного срока для обжалования отклонено; форма и содержание жалобы не соответствуют установленным п.

Решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу должно быть принято не позднее трех дней со дня ее поступления, а в случае рассмотрения такой жалобы в судебном порядке — со дня получения таможенным органом, рассматривающим эту жалобу, определения суда, арбитражного суда о принятии жалобы аналогичного содержания к рассмотрению или судебного решения.

Решение таможенного органа об отказе в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу может быть обжаловано в административном (в вышестоящий таможенный орган) или судебном порядке (в суд, арбитражный суд).

Статья 55 ТК устанавливает, что жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица должна быть рассмотрена таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, правомочный рассматривать указанную жалобу. Этот срок может быть продлен начальником таможенного органа, но не более чем еще на один месяц, о чем сообщается лицу, подавшему жалобу, в письменной форме с указанием причин продления.

По результатам рассмотрения жалобы в письменном виде по установленной форме21 принимается одно из следующих решений: о признании

правомерными решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица и об отказе в удовлетворении жалобы; о признании неправомерными решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица полностью или частично и принятии решения об удовлетворении жалобы полностью или частично.

В последнем случае таможенный орган:

отменяет полностью или частично принятое таможенным органом кии его должностным лицом решение;

отменяет принятое таможенным органом или его должностным лицом решение и обязывает этот таможенный орган или его должностное лицо принять новое решение в соответствии с законодательством Российской Федерации либо самостоятельно принимает такое решение, если его принятие относится к компетенции таможенного органа, рассмотревшего жалобу;

признает действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица неправомерным и определяет меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений, либо самостоятельно совершает необходимые действия, если их совершение относится к компетенции таможенного органа, рассмотревшего жалобу.

Читайте также:  По способу расположения мин заграждения бывают

Действия по реализации решения таможенного органа об удовлетворении жалобы должны быть совершены таможенным органом, решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого признаны неправомерными, в течение 10 дней со дня поступления такого решения^

Копия решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, направляется лицу, обратившемуся с жалобой, в течение одного месяца.

Решение таможенного органа по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган или в суд, арбитражный суд.

Таможенный кодекс РФ регламентирует также и упрощенный порядок обжалования решения, действия (бездействия) должностного лица таможенного органа, который применяется в случае, если решение, действие (бездействие) должностным лицом таможни или таможенного поста предпринято в связи с перемещением через таможенную границу товаров, стоимость которых не превышает 1,5 млн руб., и (или) одного транспортного средства.

Упрощенный порядок обжалования заключается в обращении лица с устной жалобой к вышестоящему должностному лицу соответ ственно таможни или таможенного поста* а в случае обжалования решения, действия (бездействия) начальника таможенного поста — к начальнику таможни, в регионе деятельности которой находится данный таможенный пост.

Рассмотрение такой жалобы осуществляется безотлагательно, и решение по ней принимается незамедлительно. По результатам рассмотрения жалобы составляется акт, требования к которому содержатся в п. 4 ст. 57 ТК. В случае отказа в рассмотрении жалобы в упрощенном порядке в этом акте указываются причины такого отказа. Форма акта была определена Минэкономразвития России22. Копия акта о рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке вручается лицу, обратившемуся с жалобой.

Рассмотрение жалобы и принятие по ней решения в упрощенном порядке не являются препятствием для подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в общем порядке.

Административный способ защиты таможенных правоотношений тесно связан с осуществлением ведомственного контроля за деятельность таможенных органов (ст. 412 ТК).

Судебный способ защиты участников таможенных правоотношений прямо вытекает из смысла ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту прав и свобод. Исходя из положений ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание деятельности любых органов власти, в том числе и таможенных органов, и обеспечиваются системой правосудия. Данный принцип находит отражение в нормах Таможенного кодекса, которые не исключают возможности подачи жалобы в суд на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц (ч. 2 п. 1 ст. 46).

Интересно, что нормативные правовые акты ФТС, затрагивающие права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ (см. п. 4 ст. 5 ТК).

Вместе с тем Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 125 Конституции России и п. 3 ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Рассмотренный выше судебный порядок обжалования действий и • решений должностных лиц таможенных органов взаимосвязан с системой судебного контроля за деятельность таможенных органов.

Помимо перечисленных способов защиты таможенных правоотношений, своеобразной гарантией обеспечения интересов участников таких отношений является надзор прокуратуры за деятельностью таможенных органов.

Какова роль прокурора в защите таможенных правоотношений при нарушении должностными лицами таможенных органов законных прав и интересов лиц, перемещающих товары и транспортные средства?

Согласно ст. 1 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации»23, указанная федеральная централизованная система органов осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии со ст. 23 Закона прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган (в данном случае — в таможенный орган) или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Защита правоотношений, возникающих из правонарушений, состоит в том, чтобы они изменялись и прекращались также в соответствии с нормами таможенного законодательства, гарантировали бы реализацию прав физических, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Так, необходимо применять только те меры административного и уголовного принуждения, которые установлены законодательством, соблюдать все правила и принципы процессуального производства.

Нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливают, что основными принципами привлечения виновных лиц к административной ответственности являются: принцип равенства перед законом (ст. 1.4), презумпция невиновности физических лиц (ст. 1.5), необходимость установления в ходе разбирательства дела вины юридических лиц (ч. 2 ст. 2.1). Административное наказание не может применяться с целью унижения человеческого достоинства физического лица, причинения ему физических страданий или нанесения вреда деловой репутации юридического лица (ст. 3.1 КоАП). Аналогичные требования содержат также нормы уголовно-процессуального законодательства.

Применяемые к виновным в совершении противоправного деяния физическим или юридическим лицам меры принудительного характера, в том числе меры административной и уголовной ответственности, являются также своеобразными ограничениями прав и свобод таких лиц в целях защиты интересов и восстановления прав иных участников правоотношений, обеспечения правопорядка и безопасности государства. Основания и порядок привлечения правонарушителей к административной и уголовной ответственности, особенности мер принуждения в таможенной сфере будут рассмотрена далее.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1.

Что представляет собой таможенная политика, какие ее виды вы знаете? 2.

Что понимается под таможенным регулированием? 3.

Каковы элементы таможенного дела? 4.

Какие цели преследует таможенное дело? 5.

Какая территория может быть названа таможенной? 6.

В чем отличие таможенной границы от государственной границы? 7.

Что изучает отрасль таможенного права? 8.

Каковы методы таможенного права? 9.

Назовите принципы отрасли таможенного права. 10.

Почему таможенное право представляет собой комплексную отрасль российского законодательства? 11.

С какими отраслями российского права наиболее тесно связано таможенное право? 12.

Какие институты составляют систему таможенного права? 13.

Перечислите источники таможенного права. 14.

Какие акты Федеральной таможенной службы являются нормативными? 15.

Являются ли решения Конституционного Суда РФ источниками таможенного права? 16.

Охарактеризуйте таможенное правоотношение, назовите его элементы. 17.

Приведите классификацию таможенных правоотношений. 18.

Какие гарантии реализации, защиты и ограничения прав и свобод участников таможенных правоотношений вы знаете? 19.

В чем заключается защита участников правомерных таможенных правоотношений? Назовите средства защиты таких правоотношений. 20.

Каково содержание судебного способа защиты таможенных правоотношений? 21.

Какова роль прокурорского надзора в защите таможенных правоотношений?

Источник

Оцените статью
Разные способы