- Виды мер защиты рынка
- Условия применения мер защиты рынка
- Правовые основания применения мер защиты рынка
- Что такое демпинг?
- Что такое демпинговая маржа?
- Что такое субсидия?
- Формы субсидии
- Что такое специальная защитная мера?
- Сроки применения мер защиты рынка
- 1. Антидемпинговые меры
- 2. Компенсационные меры
- 3. Специальные защитные меры
- Защита экономических отношений
- Понятие хозяйственных отношений
- Готовые работы на аналогичную тему
- Правовые формы защиты экономических отношений
- Защита экономических интересов государства в международных экономических отношениях
Виды мер защиты рынка
Меры защиты рынка
В международной торговле для защиты экономических интересов национальных производителей применяются следующие виды мер:
— специальные защитные меры (в связи с возросшим импортом на таможенную территорию государства и/или объединения государств);
— антидемпинговые меры (в связи с демпинговым импортом на таможенную территорию государства и/или объединения государств);
— компенсационные меры (в связи с субсидируемым импортом на таможенную территорию государства и/или объединения государств).
Условия применения мер защиты рынка
Меры защиты рынка можно применять, если:
— доказано наличие демпинга, субсидирования или значительного увеличения объемов импорта;
— нанесен ущерб или создана угроза нанесения ущерба национальной отрасли промышленности (серьезного ущерба для целей специальных защитных мер);
— выявлено наличие причинно-следственной связи между импортом (демпинговым, субсидируемым или возросшим) и ущербом или угрозой ущерба для национальной промышленности (серьезным ущербом или угрозой серьезного ущерба для целей специальных защитных мер).
Антидемпинговые и компенсационные меры применяются в отношении импорта из отдельных стран. Специальные защитные меры применяются к импорту товара независимо от страны его происхождения.
Правовые основания применения мер защиты рынка
Страны, использующие инструменты защиты внутреннего рынка, имеют соответствующие национальные законы. При этом законодательство стран-членов ВТО должно соответствовать нормам и правилам ВТО. Законодательство стран, которые не являются членами ВТО, как правило, имеет положения, сходные с положениями Соглашений ВТО.
Что такое демпинг?
В Соглашении ВТО по применению Статьи VI ГАТТ 1994 термин «демпинг» определен как поступление товара на рынок другой страны по цене ниже его нормальной стоимости в стране экспорта. Это означает, что компания демпингует, если она экспортирует продукт по цене ниже, чем сопоставимая цена аналогичного товара в рамках обычного хода торговли на внутреннем рынке экспортирующей страны (включает в себя величину издержек на его производство, сбытовых, административных и общих затрат и разумную норму прибыли.
Сам по себе демпинг не запрещен. Однако, в том случае, когда демпинговые поставки наносят ущерб национальному производителю, государство имеет право применить антидемпинговую меру для восстановления справедливых условий конкуренции на национальном рынке.
Антидемпинговые меры применяются в виде антидемпинговой пошлины, которая рассчитывается на основе демпинговой маржи, являющейся разницей между экспортной ценой и нормальной стоимостью товара, и применяется совместно с действующей ставкой ввозной таможенной пошлины. Меры могут применяться также в виде ценовых обязательств, которые экспортеры могут добровольно взять на себя с целью недопущения введения антидемпинговой пошлины.
Размер минимально допустимой демпинговой маржи равен 2 процентам. Если в ходе расследования выясняется, что демпинговая маржа составляет менее двух процентов, антидемпинговое расследование прекращается.
Что такое демпинговая маржа?
Нормальная стоимость – 50 долл. США
Экспортная цена – 45 долл. США
Демпинговая маржа = 5 долл. США
(50-45) : 45 * 100% = 11,1%
Демпинговая маржа = 11,1%
Если орган, проводящий расследование, обладает достоверной информацией о наличии трех условий для введения мер (демпинг, ущерб/угроза ущерба и причинно-следственная связь между ними), он может применить предварительные меры, но не ранее чем через 60 дней с даты начала расследования.
Предварительные антидемпинговые меры могут принимать форму пошлины или, что предпочтительно, залога – денежного депозита или долгового обязательства – равного сумме предварительно оцененной антидемпинговой пошлины, которая не должна быть больше предварительно оцененной демпинговой маржи.
В том случае, если по результатам расследования три условия введения меры доказаны не будут, сумма уплаченных предварительных пошлин/залога должна быть возвращена экспортеру.
Что такое субсидия?
Субсидия – это финансовое содействие со стороны правительства или любого государственного органа, которое обеспечивает преимущество получателю.
Субсидии могут предоставляться в форме:
i. прямого перевода денежных средств (например, в виде дотаций, займов или покупки акций) или обязательств по переводу таких средств (например, гарантий по займам);
ii. отказа от причитающихся доходов или отказа от их взимания (например, налоговые льготы, такие, как налоговые кредиты);
iii. предоставления товаров или услуг помимо общей инфраструктуры, или закупок товаров;
iv. платежей через механизмы финансирования или поручений, либо предписаний частному лицу выполнять одну или несколько функций, из числа указанных в пунктах i-iii, которые обычно возлагаются на правительство, причем на условиях, которые фактически не отличаются от обычной практики правительств;
или иных формах.
Формы субсидии
Субсидия является специфической, если ее предоставление сопровождается:
— ограничением числа конкретных организаций, которые допущены к использованию субсидии (например, по региональному или отраслевому признаку);
— преимущественным использованием субсидии конкретными организациями;
— предоставлением непропорционально больших сумм субсидий некоторым предприятиям.
Кроме того, фактором, который может быть принят во внимание для квалификации субсидии в качестве специфической, является свобода усмотрения субсидирующего органа при принятии решения о предоставлении субсидии (при этом во внимание должна приниматься информация о частоте отказов или одобрений заявок на субсидирование и мотивы соответствующих решений).
С целью нейтрализации ущерба национальной отрасли от импорта товаров, производители или экспортеры которых получают специфические субсидии, импортирующее государство может применить компенсационную меру.
Компенсационная мера вводится только после расследования, проведенного уполномоченным органом, и чаще всего применяется в виде компенсационной пошлины. Так же, как и в случае с антидемпинговыми мерами, компенсационные меры могут применяться в виде обязательств:
— устранить или ограничить субсидирование, или принять другие меры для нивелирования негативного воздействия от субсидий, которые принимают на себя государственные органы экспортирующей страны, или
— пересмотреть экспортные цены, чтобы устранить негативное воздействие от субсидий, которые принимают на себя экспортеры.
Что такое специальная защитная мера?
Специальная защитная мера – это мера, применяемая к товару в случае, если по результатам расследования, проведенного уполномоченным органом, установлено, что импорт данного товара в страну осуществляется в таких возросших количествах (в абсолютных или относительных показателях к общему объему производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара) и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб или создает угрозу причинения серьезного ущерба отечественной отрасли экономики.
Цель специальной защитной меры состоит в том, чтобы дать промышленности возможность адаптироваться к изменившимся условиям. Для этого с помощью меры уменьшаются объемы импортной продукции на внутреннем рынке, чтобы отечественная отрасль могла осуществить необходимые изменения с целью экономического приспособления.
Специальные защитные меры применяются в форме специальной пошлины или в форме количественных ограничений (квот). При этом квота не должна сокращать количество импорта ниже уровня предыдущего периода, за который, как правило, принимается средний импорт за последние три представительных года, если только не будет четкого обоснования необходимости установления иного уровня для предотвращения или устранения серьезного ущерба.
Сроки применения мер защиты рынка
1. Антидемпинговые меры
Срок действия антидемпинговой меры не должен превышать 5 лет с даты ее введения. Срок действия меры может быть продлен, если уполномоченный орган, проведет пересмотр действующей меры (как правило на основании заявления национальной отрасли промышленности) и придет к заключению, что прекращение действия пошлины приведет к продолжению или возобновлению демпинга и ущерба.
Срок применения предварительной антидемпинговой меры ограничивается периодом, не превышающим четырех месяцев, или, в исключительных случаях, не превышающим шести месяцев.
2. Компенсационные меры
Срок действия любой окончательной компенсационной пошлины не должен превышать 5 лет с даты ее введения. Срок действия меры может быть продлен, если уполномоченный орган проведет пересмотр действующей меры (как правило на основании заявления национальной отрасли промышленности) и придет к заключению, что прекращение действия пошлины приведет к продолжению или возобновлению субсидирования и ущерба.
В ходе компенсационного расследования возможно применение предварительной компенсационной меры, которая, как и предварительная антидемпинговая мера не применяется ранее, чем через 60 дней с даты инициирования расследования.
Срок применения предварительной компенсационной меры ограничивается периодом, не превышающим четырех месяцев.
3. Специальные защитные меры
Срок действия специальной защитной меры не должен превышать 4 года. Срок действия меры может быть продлен при условии, что компетентные органы импортирующей страны установили, что данная защитная мера продолжает быть необходимой для предотвращения или устранения серьезного ущерба, и что имеется свидетельство того, что данная отрасль производства находится в процессе экономического приспособления. Однако, общий период применения специальной защитной меры, включая период применения предварительной меры, период начального применения и любого ее продления, не должен превышать восьми лет.
Предварительные специальные защитные меры могут применяться в критических обстоятельствах, когда отсрочка нанесла бы ущерб, который будет трудно устранить, при наличии очевидных свидетельств того, что возросший импорт нанес или угрожает нанести серьезный ущерб. Срок действия предварительной меры не должен превышать 200 дней.
* Примечание: переход по гиперссылкам должен осуществляться на страницы «Субсидии и компенсационные меры» и «Специальные защитные меры» подраздела «Виды ограничительных мер во внешней торговле» раздела «Международные правила торговли» Портала внешнеэкономической информации Минэкономразвития России.
Источник
Защита экономических отношений
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие хозяйственных отношений
Экономика страны представляет собой совокупность экономических связей между ее субъектами. Сама хозяйственная жизнь государства включает в себя этапы создания, распределения, обмена и потребления экономических благ. Экономические отношения между участниками системы возникают именно на основе этих этапов.
Участники хозяйственных связей называются экономическими агентами. Каждый агент вступает во множество связей. Отношения можно назвать устойчивыми только в том случае, если участник вступает в них на постоянной основе.
Рыночная экономика предполагает добровольное вступление в экономические отношения. Каждый шаг субъекта фиксируется правовыми документами в целях избегания или регулирования последующих возможных разногласий.
Участники вступают в добровольные отношения, движимые личной выгодой. Она может быть выражена полученным доходом, созданным экономически благом, либо предельной полезностью, в зависимости от специфики участника. Экономический эгоизм подразумевает стремление к материальному удовлетворению собственных потребностей. Чтобы эффективно управлять экономикой, состоящей из множества взаимовыгодных связей, необходимо знать мотивы ее участников.
Рыночная экономика предполагает наличие экономической выгоды. Можно сказать, что стремление к удовлетворению собственного интереса является движущей силой развития экономических отношений. В рыночной модели экономический эгоизм выражен в независимости действий всех субъектов, в свободе покупательского и предпринимательского выбора. Сама свобода порождает конкуренцию, которая является инструментом саморегуляции системы. Однако, стремление к выгоде приводит к нарастанию социальной напряженности в обществе, вызванной ассиметричным перераспределением денежных средств, капиталов и факторов производства.
Так как экономические отношения возникают только при участии человека, то их классификация формируется на основе социального признака. Среди видов экономических отношений выделяют:
- технологические, определяющие отношение человека к факторам производства;
- социальные, относящиеся непосредственно к взаимодействию между людьми на основе права собственности;
- организационные, связанные с методами создания и структурирования отношений между различными участниками для достижения определенного хозяйственного результата.
Готовые работы на аналогичную тему
Правовые формы защиты экономических отношений
Прежде всего стоит рассмотреть участников экономических отношений. Если рассматривать экономическую систему страны в обобщенном виде, то выделяют три группы субъектов:
- Население или домашние хозяйства, представленные семьями и отдельными людьми, ведущими свое хозяйство. Они являются главными потребителями экономических благ и источником факторов производства.
- Предприятия и другие коммерческие организации реального сектора экономики, которые занимаются производством и продажей экономических благ. Они формируют предложение и являются основными элементами спроса на факторы производства.
- Государство осуществляет защитную и регулирующую функцию в экономике. Оно является крупнейшим покупателем экономических благ и ресурсов. Доходы государства формируются за счет системы налогообложения. При этом оно предоставляет финансовую поддержку бизнесу и населению.
Правовое регулирование отношений между субъектами экономики регулируется законодательными и нормативными актами. Если говорить о сфере предпринимательства, то для ее участников и потребителей устанавливаются правила поведения, проводятся мероприятия по надзору за их соблюдением, а так же применяются определенные меры ответственности участников экономических отношений в случае нарушения установленных правил.
Под ответственностью понимается элемент правого регулирования, подразумевающий добровольное соблюдение участником хозяйственных отношений своих обязанностей.
Государственное регулирование экономических отношений через применение законодательных норм и правил обеспечивает защиту интересов всех участников сделок. Такой подход позволяет благотворно влиять на развитие экономики в целом. Если права и интересы каждого из участников соблюдаются, можно говорить об успешности государственного регулирования экономических отношений.
Конституцией РФ предусмотрены процедуры, определяющие справедливость, соразмерность и индивидуализацию наказания в случае не соблюдения закона.
Защита экономических интересов государства в международных экономических отношениях
Открытость экономических систем, множество взаимосвязей с другими странами остро ставят вопрос об обеспечении экономической безопасности интересов отдельного государства в системе подобных отношений.
Хозяйственные и торговые отношения между странами регулируются специальными международными институтами, в целях обеспечения соблюдения прав и интересов всех сторон совершаемых сделок.
В сфере торговли действует генеральное соглашение по тарифам и торговле, основной целью создания которого было восстановление международных отношений после Второй мировой войны. Вопросами соблюдения ГАТТ занимается Всемирная торговая организация По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Всемирная торговая организация подробнее .
Данное соглашение касается четырех видов мер защиты экономических интересов в международных отношениях:
- меры против демпинга;
- меры компенсации;
- меры защиты.
Меры защиты своих производителей и объемов экспорта могут применять государства в зависимости от объема поступающего импорта. Для введения ограничений используются различные инструменты, такие как, квоты на импорт, увеличение пошлин на ввоз. Могут вводиться специальные тарифы на отдельные виды товаров, импорт которых представляет собой угрозу внутренним производителям страны.
Демпинг представляет собой массовую продажу экономического блага в страну по заведомо низким ценам. Инструментом защиты от подобной ситуации является применение дополнительных пошлин на ввоз определенного товара в целях повышения его конечной цены на внутреннем рынке.
Страны стремятся к увеличению собственных объемов экспорта, поэтому многие из них прибегают к субсидированию экспортной деятельности своих производителей. Для введения ограничения на ввоз подобной продукции используются компенсационные пошлины, которые взимаются сверх установленных норм.
Защита экономических интересов государства обеспечивает установление справедливых правовых отношений между странами, способствует развитию доверия на международном уровне.
Источник