Способы защиты серебра от потемнения
Потемнение – основной недостаток серебряных сплавов и изделий из них. Это связано с тем, что серебро активно взаимодействует с содержащимися в воздухе сернистыми соединениями и в результате образует сульфид серебра (Ag2S) черного цвета.
Медь, являющаяся вторым активным компонентом сплава, образует сульфид меди (Cu2S) тоже черного цвета и оксид меди красно-коричневого цвета. По мере пребывания на воздухе на поверхности серебряного изделия образуется темный налет: вначале изделие кажется желтоватым, почти золотистым, затем поверхность становится коричневатой, потом грязно-синей, темно-синей и наконец – черной.
При этом степень и интенсивность потемнения зависят от процентного содержания меди в сплаве – чем больше меди, тем быстрее изделие покрывается темным налетом.
Существуют достаточно эффективные способы очистки и ухода за серебром. Для защиты серебра от потемнения разработаны и используются в производстве следующие технологические приемы.
“Белое” кипячение. Для того чтобы снизить содержание меди в тонком поверхностном слое серебряного изделия, его кипятят в серной или соляной кислоте. Поверхность в результате такой обработки приобретает матовый оттенок.
Гальваническое покрытие. Изделие из серебряного сплава покрывают тонким слоем чистого серебра. Обычно такой обработке подвергаются серебряные изделия для сервировки стола (столовое серебро).
Родирование. Изделие из серебряного сплава покрывают слоем белого родия. Родиевое покрытие надежно защищает поверхность серебра от потемнения и делает его более износостойким. Но у этого способа есть недостатки: в случае ремонта (при пайке) родиевое покрытие становится синевато-черным и может растрескаться. Чтобы устранить этот недостаток, может потребоваться снятие старого и нанесение нового покрытия, что не всегда возможно в условиях обычной ювелирной мастерской.
Лакирование. Покрытие изделия слоем лака. Здесь есть одно “но” – украшения при этом не носят, а столовым серебром не пользуются. Этот прием подходит для изделий, требующих длительного хранения, например предметов антиквариата. Пассивирование. Нанесение на изделие тонкого слоя воска, который хорошо защищает поверхность от воздействия воздуха. Этот метод также применяется для хранения.
Источник
Как препятствовать потускнению серебра. Как очистить потускневшее серебро
Серебро — отличный выбор для ожерелий, колец, браслетов или других аксессуаров, чтобы расширить свой гардероб. Этот металл универсален и добавляет модный вид повседневной одежде или мягкую элегантность более нарядным ансамблям.
Однако, одна из наиболее распространенных жалоб на изделия из серебра — почернение металла со временем. Как можно очистить черный налет с изделий из серебра? Почему на самом деле тускнеет серебро? Вы можете это предотвратить?
На каждой драгоценности из серебра через какое-то время появляется черный налет. Это является результатом химической реакции, которая происходит, когда серебро вступает в контакт с воздухом и различными веществами.
Потускнение серебра — форма коррозии, но в отличие от ржавчины, она не разрушает сам металл и может быть удалена относительно легко.
Как препятствовать потускнению серебра?
Не существует никаких способов защитить ваши серебряные драгоценности от черного налета, потому что серебро реагирует с о множеством материалов в повседневной жизни.
Например, потускнение может быть ускорено контактом с водопроводной водой (потому что в ней содержится хлор), многими продуктами (например, приправами для салатов), вашими духами, лаком для волос, и даже шерстяной одеждой.
В то время как потускнение — естественный процесс, который не может быть предотвращен, его можно замедлить. Чтобы замедлить потускнение, чистите свои серебряные драгоценности после ношения.
Жир от вашей кожи накапливается на поверхности серебра и могут стать причиной его окисления. Используйте теплую воду, чтобы вымыть ваши ювелирные изделия аккуратно. Затем их следует высушить, используя мягкую ткань.
Сведите до минимума контакт своих серебряных драгоценностей с веществами, которые могут вызвать их потускнение. Это означает, что вы не должны носить свое серебро, когда моете руки или принимаете ванну.
Не забывайте снимать свои серебряные кольца, когда готовите. Кроме того, избегайте носить свои серебряные ожерелья вместе с шерстяной одеждой. И не забывайте надевать свои драгоценности только тогда, когда вы накрасились.
Как чистить после потускнения?
После того, как ваше серебро уже потускнело, вы можете использовать ювелирные полировочные пасты, чтобы удалить черное покрытие. Другой выбор — использовать ткань для полировки серебра. Чистка с помощью салфеток для полировки серебра позволит вам очистить его, не царапая сам металл.
Вы можете также отнести свои серебряные изделия в ювелирный магазин, чтобы выполнить профессиональную очистку ваших серебряных украшений.
Если вы предпочитаете очищать свои серебряные драгоценности дома, то можете использовать следующий способ очистки серебра:
- возьмите стеклянную миску;
- налейте немного горячей воды;
- добавьте одну или две столовых ложки соли и пищевой соды;
- поместите в контейнер свои серебряные изделия и оставьте их там приблизительно на пять минут;
- после того, как потускнение исчезнет, ополосните свои драгоценности водой и высушите их, используя мягкую ткань.
Если серебро сильно загрязнено или потускнело, можно использовать алюминиевую фольгу для избавления от темных пятен:
- просто застелите алюминиевой фольгой дно стеклянной миски;
- поместите украшения поверх фольги и залейте их умеренно горячей — не кипящей — водой;
- добавьте несколько столовых ложек пищевой соды в воду и размешайте, чтобы она растворилась;
- замочите изделия в течение приблизительно 20 — 30 минут;
- затем хорошо ополосните и высушите их мягким полотенцем.
Этот метод устраняет тусклость и восстанавливает сияние и блеск.
Некоторые люди применяют зубную пасту или порошок, чтобы очистить серебро. Однако, есть опасность, что зубная паста может быть слишком абразивной и поцарапать ваши драгоценности. Обычно на это влияет мягкость сплава серебра и тип используемой пасты или порошка. Некоторые бренды более абразивные, чем другие.
Хранение.
Влажность воздуха, жиры от вашей кожи, духи, лосьоны, средства для ухода за волосами и другие химические вещества могут вызвать коррозию и потускнение изделия. Обычно, чтобы замедлить процесс потускнения, вы должны хранить серебряные драгоценности так, чтобы воздействие влажности и воздуха было минимальным.
Поместите свои серебряные изделия в плотно запечатанные пакеты. Вы можете также вставить мешочек с силикагелем, и хранить его вместе с вашими драгоценностями. Маленькие пакетики силикагеля поглощают влажность и таким образом помогают задержать потускнение.
Защитите свои драгоценности, протирая их полностью салфетками для полировки или другим мягким материалом, прежде чем отправить на хранение.
Храните серебро в темном и сухом месте, таком как шкатулка или ящик для драгоценностей. Желательно, чтобы было достаточно места для каждого ювелирного изделия.
Лучше всего хранить украшения так, чтобы они не соприкасались друг с другом. Хранение ваших драгоценностей таким образом гарантирует, что они будут выглядеть привлекательными в течении многих лет.
Источник
Способы защиты серебра от потемнения
Что помогает сохранять покупателям любимые серебряные изделия в хорошем состоянии, а производителям — соответствовать запросам целевой аудитории? Конечно, технологии! Они, в частности, подарили ювелирному миру родированное серебро. Это красиво, глянцево, ярко, привлекательно, нарядно. И это нравится покупателям. Не говоря уже о том, что такой вариант обработки благородного металла делает его похожим на другой благородный металл — белое золото.
Однако есть такие горячо любимые потребителями серебряные украшения, которые потеряют свою индивидуальность, прелесть, авторскую задумку, если к ним применить родиевое покрытие. Таким украшениям нужен другой способ антикоррозионной защиты пассивация.
Что за богатство, что за добро -золото солнца, луны серебро! С. Балакин
Более 3000 лет назад, предположительно в Греции, зародилось искусство, к которому присоединялись и продолжают присоединяться ежедневно тысячи женщин. Нет, это не ювелирное искусство, хотя оно также начинало формироваться в этот период истории. Это make-up — искусство макияжа. Но если для одних косметика — возможность подчеркнуть свою красоту, для других — потеря естественной привлекательности. Сразу приходят на ум фильм-сказка режиссера Александра Роу «Морозко» и неподражаемая Инна Чурикова в роли Марфуши с ее броским make-up. Без нарумяненных щек и угольных бровей, естественная, она была бы куда привлекательнее для будущих женихов.
Похожая ситуация с ювелирным металлом — серебром. Серебряный сплав 925-й пробы, наиболее часто применяемый в ювелирной промышленности, в естественном виде, то есть без покрытий, по-своему привлекателен. Для него характерна теплая гамма оттенков -сплав может слегка отливать охристыми цветами, но в этом его прелесть. Готовые серебряные ювелирные украшения со временем, в процессе ношения, соприкасаясь с телом человека и окружающей средой, склонны к потускнению, так как серебро активно вступает в реакцию с серой, которая окисляет металл и формирует на его поверхности темный тонкий слой сульфида серебра (Ag2S). Но если при производстве украшений использовалась качественная лигатура и процесс литья шел без отклонений — серебро на выходе получается чистое, красивое, первозданное, и легкий налет времени ему только идет.
Родирование
Родируют серебряные изделия электрохимическим способом в гальванических ваннах с анодами из платинированного титана, заполненных, как правило, сульфатным (1-5 г/л родия в пересчете на металл, 20-50 г/л серной кислоты) или фосфатным электролитами (2 г/л фосфата родия, 60-75 г/л фосфорной кислоты).
Родий был открыт в 1803 году английским ученым Уильямом Гайдом Волластоном. В России свой родий появился только в 20-х годах ХХ века. Дело в том, что способы извлечения и очистки платиноидов зарубежными учеными держались в секрете, и пока наши специалисты полностью не изучили свойства металла, родий был привозным.
Институт по изучению платины и других благородных металлов открылся в России в 1918 году, и уже к 1925-му из уральской платины был получен первый родий отечественного производства. И в этом заслуга Л.А. Чугаева и его научной группы — выдающихся ученых-химиков.
Металлические поверхности, покрытые родием, не тускнеют даже в атмосфере вольтовой дуги. Поэтому первыми процесс родирования стали применять техники — родием покрывали рефлекторы прожекторов и технические зеркала прецизионных измерительных инструментов. В ювелирную отрасль процесс пришел спустя несколько десятилетий — вырос потребительский спрос на серебро и белое золото, соответственно появилась потребность в покрытии этих металлов родием для предотвращения скорого износа изделий и увеличения их эстетического потенциала.
Однако «эпидемия» родирования серебряных украшений настигла отечественных производителей не так давно. Оптовые и розничные покупатели были рады и серебру без покрытий, но в один момент все изменилось — мода продиктовала: «Родирование, только родирование!» Немало крови выпила эта мода у небольших производств — в технологический процесс пришлось включить сложные, дорогостоящие операции со своими плюсами и минусами.
Но одна из основных причин покрытия серебра родием помимо всеобъемлющего модного тренда — защита серебра от потускнения. И если потемнение серебра уместно на украшениях с глубокой фактурой, символами, надписями, отчеканенных или филигранных, а также изделиях с зернью, то на модных литых минималистских украшениях с гладкими поверхностями — нет.
Но не только родий может защитить серебро от потускнения. С этим справляется и процесс пассивации серебра, но о нем забыли. А если знали и использовали, то незаслуженно отказались. Ведь свою защитную функцию пассивация выполняет хорошо.
Пассивация
Пассивация — процесс формирования на поверхности металла тонких оксидных или солевых пленок, которые защищают его от внешней коррозии. Защитные пассивационные пленки образуются на поверхности металла как естественным, так и искусственным путем. Серебро же нуждается в искусственной антикоррозионной защите в химических и электрохимических растворах пассивирования. Сущность процесса заключается в нанесении на поверхность изделий химически стойкой защитной пленки, позволяющей повысить декоративные качества и коррозионную стойкость серебряных изделий. Процессы химического и электрохимического бесцветного пассивирования происходят в растворах и электролитах, основным компонентом состава которых является хромовокислый калий. Однако, как показывает практика, для пассивации достаточно и химического метода нанесения покрытий.
Существуют различные составы химических пассивационных растворов. Так, в книге 1979 года «Электролитические покрытия металлами» Н.Т. Кудрявцева приведен раствор, состоящий из бихромата калия (100 г/л) и воды (до литра). Температура процесса — 85-90 °С. Время нанесения покрытия — 20-30 минут. В «Справочнике по гальванопокрытиям в машиностроении» 1991 года П.С. Мельникова приведен следующий раствор пассивирования серебра: цианид калия — 80-90 г/л, каптакс — 8-12 г/л, вода (до литра). Температура — 20-30 °С. Время нанесения — 3-5 минут. В книге «Ручное изготовление ювелирных украшений» В.П. Новикова и В.С. Павлова 1992 года выпуска приведен такой состав: хромовый ангидрит (0,5-1,5 г/л) и смачивающие вещества ОП-7, ОП-10 (5-7 г/л). Рабочая температура процесса — 90-95 °С. Время нанесения покрытия -10-15 минут.
Но во всех этих растворах есть свои минусы, одни обеспечивают коррозионную стойкость, но слишком токсичные, другие — наоборот. И только в 2012 году учеными Ивановского государственного химико-технологического университета Анатолием Викторовичем Балмасовым и Василием Евгеньевичем Семеновым был запатентован усовершенствованный, наименее токсичный раствор химической пассивации, обеспечивающий поверхности серебра повышенную коррозионную стойкость.
Раствор для химической пассивации серебра и его сплавов, запатентованный учеными из Иванова, содержит комплексообразователь этаноламин, каптакс, висмутол II и воду при следующем соотношении компонентов: этаноламин — 50-100 мл/л, каптакс — 5-10 г/л, висмутол II — 1-2 г/л, вода — до литра. Режим пассивации: температура — 25 °С, время обработки — 20 минут. Отмывка изделий от раствора осуществляется проточной водой, после чего следует сушка украшений в потоке теплого воздуха. Поверхность пассированных изделий приобретает светлый вид и визуально не отличается от исходного цвета серебра.
Если крупные предприятия могут позволить себе приготовление собственных гальванических электролитов и растворов, небольшим производствам это не под силу, поэтому, как в случае с нанесением благородных покрытий, в продаже есть пассивационные химические составы. По отзывам производителей ювелирных украшений, хорошо себя зарекомендовал раствор химической пассивации Tenaris. Время нанесения покрытия — 10 минут, рабочая температура — 45 °С. Перед процессом пассивации, как и в случае с вышеуказанными растворами, изделия обезжиривают электрохимическим способом, промывают, активируют в кислоте и снова промывают.
Гальваника — это процесс нанесения покрытия на объект тонким слоем металла способом электрохимического осаждения. Наиболее распространенным способом нанесения гальванопокрытий является полное погружение в ванны.
Пассивация «замораживает» серебряные украшения. Благодаря этому они не теряют своего внешнего вида.
Один + один
Процесс гальванического родирования прекрасно выполняет свою функцию — обеспечивает серебру антикоррозионную защиту, на начальных этапах ношения защищает изделие от царапин. К тому же родирование изменяет цвет серебра, металл становится похожим на сталь, а эти металлические оттенки в моде уже не первый год. Но если сравнивать родирование с пассивацией, то процесс нанесения родия на серебро более дорогой — стоимость раствора для родирования выше стоимости раствора для пассивации примерно в 12 раз. Помимо этого родирование — более трудоемкий процесс.
Основное преимущество пассивации в том, что процесс не электрохимический, а химический: здесь не нужен ток — достаточно опустить обезжиренное и активированное украшение в подогретый раствор и через указанное время извлечь его оттуда. Кроме того, пассивация не меняет естественной красоты и цвета серебра, защищает его от воздействия соединений серы. Пассивация «замораживает» серебряные украшения. Благодаря этому они не теряют своего внешнего вида и прекрасно хранятся на складе или витрине, а покупатель, в свою очередь, может насладиться чистым цветом металла без намека на потускнение.
Но, как и в случае с родированием, пассивационная пленка очень тонкая — 1-3 мкм. Однако если происходит ее разрыв при ношении, визуального изменения не будет, к тому же изделие начинает желтеть и темнеть в местах разрыва не сразу, чего не скажешь о повреждении родиевого покрытия — когда под стертым стальным оттенком начинает просачиваться светлый серебряный металл.
Основная задача гальванических покрытий на благородных металлах — донести дизайнерскую задумку до потребителя. Вряд ли концепт, вложенный в украшение, прочтется на изделии с незапланированными потемнениями, налетом и желтизной.
Нежное, светлое, притягательное, с сиянием, подобным лунному, серебро. И не всегда актуально маскировать его истинную природу.
Источник