Способы защиты продукции от фальсификации

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

Как защитить потребителя от контрафакта и фальсификации — Защита прав потребителей

Как защитить потребителя от контрафакта и фальсификации

Как защитить потребителя от контрафакта и фальсификации

Обеспечение производства и реализации пищевой продукции, имеющей надлежащие показатели качества и безопасности — один из основных факторов обеспечения продовольственной безопасности населения страны.

Проблема обнаружения и изъятия из товарооборота фальсифицированных товаров имеет многовековые корни, поскольку во все времена и у всех народов находились желающие разжиться за счет ближнего.

Проблема фальсификации приобретает остроту в начале 90-х годов, когда в результате обвальной приватизации появляются негосударственные организации, стремящиеся накопить первичный капитал любыми, даже незаконными способами. Фальсификация товаров приобретает значительные масштабы в разных формах и видах. Самыми распространенными видами фальсификации являются:

  • — Реализация товара под чужой маркой и чужим товарным знаком, сейчас это называется контрафактной продукцией;
  • — Фальсификация качества (пересортица, замена части дорогого сырья на более дешевое или недовложение ценного сырья).

Любая фальсификация обязательно сопровождается недостоверной информацией, так как при достоверной информации товар не считается фальсифицированным.

Вопрос доверия самих потребителей к выпускаемой продукции до сих пор остается на уровне: «Куплю, надеюсь, что качество себя оправдает. ».

Согласно данным фонда «Общественного мнения», проблема недоверия к производителю заключается в присутствии на рынке фальсифицированной продукции. Большинство россиян (84%) считают, что сегодня в России поддельные товары продают часто. При этом опрос показывает, что более половины (54%) респондентов говорят, что и отечественные, и импортные товары подделывают одинаково часто, причем чаще всего подделывают продукты питания. Такого мнения придерживаются 44 % опрошенных.

Говоря о пищевых продуктах, надо отметить изменение структуры продовольственного рынка:

  • 1 Наличие на рынке новых, ранее не производимых и не поставляемых продуктов питания;
  • 2 Увеличение использования пищевых добавок при производстве пищевых продуктов;
  • 3 Увеличение спроса на готовые продукты полуфабрикаты;
  • 4 Увеличение спроса на натуральные продукты;
  • 5 Производство пищевых продуктов по ускоренным технологиям;
  • 6 Использование сырья, поступающего из большинства стран и, как следствие, увеличение возможности географического распространения заболеваний;
  • 7 Расширение сети точек общественного питания.

Усиление ответственности производителей за качество и безопасности пищевой продукции предполагает совершенствование организационной структуры управления безопасностью и качеством продукции на самом производственном предприятии.

Обеспечение безопасности продукции для жизни и здоровья человека, хотя и является главной целью технического регулирования, не может быть реализовано без учета минимальных потребительских характеристик, позволяющих идентифицировать продукт, в дальнейшем подвергающийся испытаниям на безопасность. Производитель отвечает не только за безопасность, но и за пищевую ценность продуктов. К этому следует добавить, что исходя из законных требований потребителя на достоверность заявленной информации, должны соблюдаться и др. характеристики продукта, прямо не заявленные, такие как внешний вид, вкус, консистенция, ибо они идентифицируют конкретную марку, вид, сорт, наименование продукта.

В настоящее время широко дискутируется вопрос добровольности использования стандартов на продукцию. Но цивилизованное общество пока не изобрело более совершенного инструмента, чем стандартизация. Подобные дискуссии, учитывая потенциальную опасность пищевых продуктов для жизни человека, только дезориентируют производителей, особенно тех, которые только начинают осваивать рынок.

К позитивным сегодняшним изменениям, помимо общего оживления более чем половины отраслей промышленности, роста темпов ее развития и активного внедрения новых технологий, следует отнести возможность каждого россиянина реализовать свои права потребителя. Прежде всего — право выбора товаров или услуг, право на информацию о товаре и его свойствах, право на качество и безопасность товара, в том числе и пищевых продуктов.

ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» предъявляет более жесткие требования производителям по маркировке и информации на упаковке.

ГОСТ Р 51074-2003 устанавливает требования о наличии:

  • Информации о применении при изготовлении пищевого продукта и о содержании в использованном сырье пищевых добавок, биологически активных добавок к пище, ароматизаторов, пищевых продуктов нетрадиционного состава с включением несвойственных им компонентов белковой природы;
  • Перечисления основных естественно содержащих в продукте веществ и витаминов без указания их количества (по усмотрению изготовления);
  • Рекомендаций о суточной норме потребления продукта в соответствии с установленным порядком;
  • Сведения о содержании белков, жиров, углеводов и калорийности/энергетической ценности;
  • Информация о таких свойствах продукта, как «выращенный с использованием только органических удобрений», «выращенный без применения минеральных удобрений», «выращенный без применения пестицидов», «витаминизированный», «без консервантов» и др. (допускается только при наличии у изготовителя подтверждения указанной информации);
  • Сведений о противопоказаниях при применении отдельных видов продукции;
  • Информации о лечебных, диетических или профилактических свойствах пищевых продуктов (при условии наличия у изготовителя доказательств, что продукт обладает именно такими свойствами);
  • Информация о генетически модифицированных пищевых продуктах, пищевых продуктах, полученных из генетически модифицированных источников, или пищевых продуктах, содержащих компоненты из генетически модифицированных источников, информацию указывают в тех случах, когда содержание в их составе указанных компонентов превышает норму, установленную нормативно-правовым актом.
Читайте также:  Способы борьбы с вросшими волосами после эпиляции

Кроме того, ГОСТ Р 51074-2003 устанавливает конкретные требования при маркировке однородных групп пищевых продуктов, запрещает использовать фразы «экологически чистый» в составе маркировки, а также предоставляет возможность не перечислять составляющие компоненты в продукте до 2% ингредиента, обязывает изготовителей сообщать потребителям наименование и местонахождение на территории РФ организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей. Этот пункт касается в основном импортных товаров.

К числу важных факторов, способствующих развитию потребительского рынка, следует отнести и то, что в России сегодня приняты и действуют 9 законов, способных при правильном правоприменении многое изменить в сфере производства и потребления пищевых продуктов. В первую очередь это относится к ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О защите прав потребителей», «О рекламе», группе законодательных и подзаконных актов, практически обеспечивающих выполнение положений о безопасности, санитарно-гигиенических и иных требований к товарам потребительского спроса.

В статье использованы материалы Национального фонда защиты прав потребителей

Источник

Способы выявления контрафактной продукции и борьбы с ней

Покупать настоящую фирменную вещь

уже нет смысла, потому что в душном

и набитом вагоне метро

поддельный «Бреге» смотрится лучше настоящего

Вводная цитата в моей статье подобрана не случайно, поскольку многие люди в погоне за одеждой, часами, модными девайсами стремятся получить товары известных брендов, которые зачастую не доступны человеку со средним заработком, в связи с их высокой стоимостью.

А ведь так хотелось бы иметь в своем гардеробе одежду от известного итальянского дизайнера, телефон производства одной фруктовой американской компании или часы с надписью «made in Switzerland».

Однако за низкой или относительно низкой ценой товара под известным брендом, как правило, скрывается подделка.

Тема настоящей статьи выбрана мной с той целью, чтобы вкратце рассказать о способах выявления контрафактной продукции и методах борьбы с контрафактом, применяемых правообладателями.

Вероятней всего термин «контрафакт» является словом, заимствованным из английского языка (от «counterfeit» – подделка, фальшивка), однако существует мнение, что корни данного термина ведут к французскому языку и, что образован он от «contrefaçon», что также обозначает подделку.

Так и есть, изначально контрафактом называли именно поддельную продукцию, но постепенно данный термин приобрел неотъемлемую на данный момент особенность, что такая подделка обязательно должна сопровождаться нарушением интеллектуальных прав.

В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2006 № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» было указано, что: контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление и распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав.

С принятием четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее – ГК РФ) в качестве контрафактных признаются материальные носители, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, которые приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство (пункт 4 статьи 1252 ГК РФ).

Кроме того, контрафактными являются товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение (пункт 1 статьи 1515 ГК РФ).

Стоит отметить, что если говорить о контрафактном товаре, на котором незаконно размещен товарный знак, то во взаимосвязи со статьями 1252, 1484 и 1487 ГК РФ названные законоположения позволяют относить к контрафактным как поддельную продукцию, так и товар, снабженный законным товарным знаком, но импортированный на территорию Российской Федерации без согласия правообладателя (параллельный импорт).

Читайте также:  Как сделать браслет своими руками способ

На параллельном импорте в этой статье я отдельно останавливаться не буду, потому что этот вопрос, по моему мнению, лежит больше в плоскости политической, чем в правовой. Основной акцент я хотел бы поставить на выявлении на рынке поддельной продукции, которая не имеет и никогда не имела никакого отношения к правообладателю.

Проблема контрафакта в наше время стоит очень остро, поскольку она затрагивает не только интересы правообладателей, но и негативно сказывается на потребителях.

Производители и продавцы оригинального товара несут убытки, в связи с тем, что на рынке появляются дельцы, которые продают поддельную продукцию, используя известность и репутацию раскрученного бренда или, не вкладывая средств на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, производят и продают товар, в котором использован чужой патент или объект авторского права.

Для потребителей, которые стремятся сэкономить, приобретая дешевый, заведомо поддельный товар, самое незначительное разочарование – это быстрый выход из строя такой покупки, приход в негодность из-за низкого качества изделия, но имеются случаи и с более печальным исходом, если речь идет о контрафактной алкогольной продукции.

Крупные холдинги, международные корпорации, обладающие известностью в мире, стремятся вести бой с продавцами и производителями контрафакта, поскольку цифры, которые сопровождают ведение деятельности по продаже контрафакта, поражают.

Так, Федеральная таможенная служба в 2017 году предотвратила ущерб от ввоза контрафактной продукции к чемпионату мира по футболу 2018 года на 4,5 млрд. рублей.

В 2018 году в Европейском Союзе доля контрафакта возросла с 6% до 8%. Убытки от контрафакта по странам составили: Франция – 6,8 млрд евро, Великобритания – 9,2 млрд евро, Германия – 8,3 млрд евро.

Большая часть всей контрафактной продукции в мире, по данным экспертов Организации экономического сотрудничества и развития, производится в Китае, Турции, Сингапуре, Таиланде и Индии.

Если перейти из теоретической в практическую плоскость рассмотрения темы настоящей статьи, то я хотел бы дать несколько советов потребителям, а вернее предложить обращать внимание перед покупкой на несколько критериев, которые позволят отличить оригинальный товар от контрафактного, а именно:

— цена оригинальной продукции гораздо всегда выше контрафактной, порой в разы. Швейцарские часы не будут стоить 100 $, какие бы акции и скидки не были озвучены продавцом;

— низкое качество продукции (следы клея, неровные швы, разная длина штанин, несоответствие размеров одежды международным стандартам);

— покупателей должно настораживать наличие «брендовых» товаров в ларьках и на рынках, на неизвестных сайтах или группах в социальных сетях, не имеющих отношения к правообладателю.

Указанные выше критерии также применяются и правообладателями при выявлении контрафактной продукции. Вместе с тем правообладатели, стараясь оградить себя от возможных подделок, принимают превентивные меры для защиты своего товара от подделок, используют и иные инструменты и способы, которые впоследствии применяются для того, чтобы в огромной массе продаваемых товаров отсеять свой товар от подделки и привлечь нарушителя к ответу.

Для того, чтобы обезопасить себя от подделки своей продукции или постараться минимизировать объемы этих подделок правообладатели пытаются привнести оформление товара нечто такое, что затруднительно воспроизвести.

Как правило это выражается в том, что в упаковку товара, в полиграфическое исполнение этикеток, технологию производства вводят элементы защиты, к которым относятся защитные голограммы, водяные знаки, микронадписи, не подлежащие оптическому копированию, скрытые изображения, видимые только с помощью специальных приборов; использование индивидуальных номеров, по которым можно отследить партию товара, страну его назначения, и иные.

Указанные инструменты позволяют правообладателям разделять товар на «свой» / «чужой» и облегчают доказывание факта нарушения в суде.

Вместе с тем, прежде чем начать разделять и идти в суд, для начала необходимо выявить местонахождение контрафактного товара, это можно сделать при помощи следующих инструментов:

  • Мониторинг сети Интернет на предмет выявления фактов предложения к продаже товаров, обладающих признаками контрафактности, в том числе при помощи специального программного обеспечения;
  • Анализ товаров в предприятиях торговли, в том числе с привлечением правоохранительных органов, частных детективов;
  • Включение товарного знака, наименования мест происхождения товаров, объекта авторского права (например, дизайна упаковки товара) в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее – ТРОИС).
Читайте также:  Способ изготовления сварочной проволоки

При этом, включив свои объекты интеллектуальной собственности в ТРОИС, правообладатель приобретает ряд инструментов по борьбе с нарушителями, он может:

  • направлять в таможенный орган письменные запреты на ввоз товара;
  • через суд инициировать принятие предварительных обеспечительных мер в виде наложения ареста на контрафактный товар;
  • посредством таможенных органов привлекать нарушителя к ответственности, предусмотренной статьей 14.10 КоАП РФ (в том случае если не параллельный импорт);
  • материалы, собранные таможенным органом в ходе административного производства можно использовать в качестве доказательств при подаче иска к нарушителю об уничтожении контрафактного товара и взыскании компенсации.

В качестве основных, хорошо изученных и, достаточно предсказуемо работающих способов борьбы с контрафактом, можно назвать следующие:

Таможенный орган. Результат – привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 14.10 КоАП РФ, наложение административного штрафа:

  • на граждан от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на должностных лиц от 10 000 до 50 000 рублей
  • на юридических лиц от 50 000 до 200 000 рублей

Возможно применение меры ответственности в виде конфискации предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, а также материалов и оборудования, используемых для их производства, и иных орудий совершения административного правонарушения.

Полиция. Результат – привлечение к административной ответственности по части 2 статьи 14.10 КоАП РФ, наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере двукратного размера стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, но не менее 10 000 рублей;
  • на должностных лиц в размере трехкратного размера стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, но не менее 50 000 рублей;
  • на юридических лиц в размере пятикратного размера стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, но не менее 100 000 рублей.

Возможно привлечение к уголовной ответственности на основании статьи 180 УК РФ, при условии, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб (свыше 250 000 рублей).

Антимонопольный орган. Результат Получение решения антимонопольного органа, предписывающего прекратить нарушение. Привлечение к административной ответственности по части 2 статьи 14.33 КоАП РФ, наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – 20 000 рублей либо дисквалификация на срок до трех лет;
  • на юридических лиц — от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Суд. Привлечение к гражданско-правовой ответственности. В соответствии с пунктом 1 статьи 1252 ГК РФ защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, требований. Результатом рассмотрения судом искового заявления в том числе, но не ограничиваясь может быть решение, предписывающее:

— выплатить компенсацию за нарушение исключительного права. При этом способы расчета компенсации могут варьироваться в зависимости от того, в защиту какого объекта интеллектуальной собственности обратился правообладатель.

— прекратить действия, нарушающие право или создающие угрозу его нарушения. Такое решение принимается в отношении лица, совершающего такие действия или осуществляющего необходимые приготовления к ним, а также к иным лицам, которые могут пресечь такие действия,

— изъять из оборота и уничтожить без какой бы то ни было компенсации материальные носители, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, в том случае если изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение таких материальных носителей приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство.

Как вы видите способы выявления и методы борьбы с контрафактной продукцией достаточно различные. Выбор того или иного инструмента в борьбе с нарушителями зависит от различных факторов, таких как вид и особенности товара, способ его ввода в гражданский оборот, уловки и ухищрения нарушителей и иные факторы.

Вместе с тем умелое владение всеми перечисленными способами, перечень которых, конечно, не является исчерпывающим ввиду развития средств защиты, позволит вести эффективную борьбу с контрафактом и его распространителями.

Источник

Оцените статью
Разные способы