Способы защиты природы государств

Содержание
  1. Охрана природы
  2. Заповедники
  3. Национальные парки
  4. Заказники
  5. Красная книга России
  6. Видовые ранги красной книги
  7. Красные книги регионов
  8. Редкие представители русской флоры и фауны
  9. Амурский (уссурийский) тигр
  10. Лошадь Пржевальского
  11. Пятнистый олень
  12. Снежный барс (ирбис)
  13. Красный (горный) волк
  14. Белый медведь
  15. Белоплечий орлан
  16. Чёрный аист
  17. Алтайский горный баран
  18. Морж атлантический
  19. Белая полярная сова
  20. Ушастая сова
  21. Дальневосточный леопард
  22. Дельфин-белобочка
  23. Бобр обыкновенный
  24. Женьшень
  25. Тюльпан Шренка
  26. Ирис низкий (карликовый)
  27. Способы защиты природы государств
  28. Указ Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176 “О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года”
  29. Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года
  30. I. Общие положения
  31. II. Оценка текущего состояния экологической безопасности
  32. III. Вызовы и угрозы экологической безопасности
  33. IV. Цели, основные задачи, приоритетные направления и механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности
  34. V. Механизмы оценки состояния экологической безопасности и контроля за реализацией настоящей Стратегии
  35. VI. Результаты реализации настоящей Стратегии, источники и механизмы ее ресурсного обеспечения
  36. VII. Задачи, функции и порядок взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации в целях реализации настоящей Стратегии
  37. Обзор документа

Охрана природы

Россия — страна с необычайно богатым животным и растительным миром. Сберечь такое великолепие нетронутым, учитывая хозяйственную деятельность человека, очень сложно. Специально для этого государство создает особые территории, которые охраняются законом. Существуют три основных типа подобных зон: заповедники, национальные парки и заказники.

Заповедники

Это территории, где в естественном состоянии охраняется весь природный комплекс. В их пределах запрещена любая деятельность человека. Площадь заповедников России — около 270 тыс. км 2 , что по размерам сопоставимо, например, с территорией Великобритании. Первый российский заповедник — Баргузинский — был организован в январе 1917 г в Бурятии. Тогда он предназначался для охраны соболя, а в наши дни является комплексным резерватом. Крупнейшим по площади заповедником в стране и третьим в мире является Большой Арктический (41 тыс. км 2 ). В его пределах расположены единственные на Земле материковые арктические пустыни.

Национальные парки

В пределах этих охранных территорий действует меньше запретов, чем в заповедниках. Сюда допускают туристов, здесь можно вести некоторые виды деятельности (просветительскую, научную и др.). В России насчитывается 47 национальных парков. Крупнейший из них Югыд ва — находится в Республике Коми. Этот объект создавался для сохранения девственных лесов на западных склонах Северного Урала. Забайкальский национальный парк — одна из самых живописных охраняемых территорий России. В его границах находятся несколько крупных хребтов Баргузинский, Святоносский), архипелаг Ушканьи острова и Чивыркуйский перешеек! А самым известным национальным парком, пожалуй, можно назвать Куршскую косу, которую делят Литва и Россия. Уникальность охраняемой территории в том, что она является крупнейшей песчаной пересыпью на планете. Обилие дюн и барханов впечатлит любого туриста и точно не оставит равнодушным того, кто здесь побывает.

Заказники

Территории, где охраняется лишь некоторая часть флоры и фауны. Это могут быть только растения или животные, а то и вовсе отдельные виды. В заказниках можно вести хозяйственную деятельность, которая не влияет на защищаемые объекты. Иначе говоря, если охраняется клюква, то охотиться на животных можно, а если рысь, то отстрел запрещен, зато разрешен выпас скота или сенокос. Всего в России насчитывается 70 заказников федерального масштаба.

Красная книга России

Как и в любом другом государстве, в нашей стране есть собственный перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и выделяемых отдельно грибов. Российская Красная книга превышает по объему информации почти любое аналогичное издание других держав — в нее внесены 415 видов и подвидов животных, 652 вида растений и 24 вида грибов. Фолиант представляет собой массивный каталог в красной обложке, в котором более 860 страниц.

Видовые ранги красной книги

Внесение вида в Красную книгу автоматически означает его защиту на законодательном уровне, что характерно вовсе не для каждого государства. Какими бы ценными и важными для промысла ни были растение или животное, если они находятся в охраняемом страной перечне, их уничтожение запрещено. Наказание за ослушание очень суровое. Все виды растений, животных и грибов делятся на пять категорий в зависимости от степени редкости.

В нулевую попали виды и подвиды, которые отсутствуют в России уже более 50 лет. Их можно назвать исчезнувшими, однако возможность сохранения не исключается. Так, на Алтае уже находили следы медведей — животных, которые считались вымершими. Самым известным примером на мировом уровне является обнаружение живой кистеперой рыбы латимерии. Считалось, что она вымерла более 400 млн лет назад, пока в 1980-х гг. эта живая современница динозавров не попалась на глаза биологам.

Первая категория включает животных, находящихся под угрозой исчезновения. Сюда относят виды, численность особей которых уменьшилась до критической отметки. Примером может служить азиатский гепард — в России насчитывается всего десяток этих животных.

Во вторую категорию попадают виды, у которых численность особей сокращается. В ближайшее время они могут пополнить перечень видов, находящихся под угрозой исчезновения. Остановить процесс можно, лишь прекратив чрезмерное использование ресурсов (например, бездумный сбор лекарственных растений) или разрушение, даже изменение место обитаний таких видов.

Третья категория редких видов создана для растений и животных, численность которых невелика. Они встречаются на небольших территориях (или акваториях) и для выживания нуждаются в специальных мерах охраны.

Четвертая категория — неопределенные по статусу виды. Они могут попадать в любую из предыдущих групп, однако точной информации об их положении в природе нет. Как вариант, эти виды могут не соответствовать ни одной из вышеуказанных категорий, но все равно нуждаются в охране.

Пятая категория — восстанавливаемые животные, растения и грибы, а также те, на которых влияние неблагоприятных факторов останавливается. В список попадают возрожденные в результате своевременно принятых охранных мер виды. В самом скором будущем такие представители флоры и фауны дойдут до того состояния, когда перестанут нуждаться в особых мероприятиях по защите.

Красные книги регионов

В России вовсе не одна Красная книга. Практически каждая область, республика или край имеют свой региональный перечень охраняемых видов. Это не означает, что в любом субъекте федерации наблюдается массовое вымирание растений и животных — редкий для одной республики экземпляр может быть распространен на другой территории. Впрочем, встречаются и действительно исчезающие представители флоры и фауны, которые попадают не только в общероссийскую, но и мировую Красную книгу. В основном это животные и растения Дальнего Востока, Байкала, Алтая и Кавказа.

Редкие представители русской флоры и фауны

В наши дни в России более 400 видов животных и 600 видов растений имеют статус редких и исчезающих. Некоторые из них встречаются в единичных экземплярах.

Амурский (уссурийский) тигр

Это наиболее известное вымирающее животное России. Зверь считается самым северным тигром в мире, не боится холодов благодаря 50 см жира на брюхе. На тигров активно охотились в начале XX в., к 1940 г. осталось всего 30–40 особей. С того момента животных взяли под охрану. Теперь популяция уссурийских тигров насчитывает около 500 особей.

Лошадь Пржевальского

Эти копытные с трудом выживают в неволе, поскольку им необходимо пробегать хотя бы несколько километров в сутки. Кроме того, чрезвычайно ограниченный генофонд создает проблемы при скрещивании. Для этих животных создают национальные парки, где они могут свободно жить. В России обитают в Забайкалье и на юге Западной Сибири. В начале 1990-х гг. несколько лошадей Пржевальского выпустили в зону отчуждения Чернобыльской АЭС. В какой-то степени эксперимент удался: сейчас в районе Припяти обитает более сотни диких представителей вида.

Пятнистый олень

Это изящное и грациозное животное. Распространен в Южном Приморье. Благодаря тонким и крепким ногам олень прекрасно бегает, а также может проплыть примерно 10 км.

Снежный барс (ирбис)

Это удивительное млекопитающее cнежный барс, или ирбис, — наименее изученная крупная кошка в мире. Ирбис очень осторожен и скрытен, поэтому обитает в неприступных местах, где наблюдение за его жизнью и повадками затруднено.

Красный (горный) волк

Этот представитель животного мира в природе встречается крайне редко. Длина его тела может доходить до 1 м, а масса — до 21 кг. Внешне зверь очень похож на лису, из-за чего и стал вымирающим (охотники в спешке не особо разбирались, в кого стрелять). Сейчас животное обитает на Дальнем Востоке и точные данные о количестве особей отсутствуют. Горные волки хорошо размножаются в неволе, благодаря чему вид может быть частично восстановлен в зоопарках.

Читайте также:  Декса гентамицин мазь глазная способ применения

Белый медведь

Считается самым крупным хищным зверем на планете. Несмотря на размеры, он превосходно плавает и ныряет. Косматая шерсть не намокает в воде, а толстый слой подкожного жира защищает гиганта от холода. Медведи предпочитают жить на плавучих льдах Северного Ледовитого океана.

Белоплечий орлан

Cамый крупный представитель орланов. Эндемик Дальнего Востока, живет на Камчатке, Сахалине, Курильских и Шантарских островах. Часто страдает от охотников, которые подстреливают птицу из-за того, что она убивает или травмирует оленят.

Чёрный аист

Крупная птица, предпочитающая гнездиться в кронах старых высоких деревьев или на уступах скал, в местах, далеких от людского жилья, лесных чащах. Увидеть пернатое в дикой природе — удача. Этих редких птиц осталось очень мало.

Алтайский горный баран

Самый крупный представитель вида. Стройное грациозное животное выбирает для жизни горные и предгорные районы. Этих животных можно встретить на Алтае и в Саянах.

Морж атлантический

Крупное морское животное. Масса отдельных самцов может достигать 1 т. Морж населяет мелководные участки на севере Баренцева и Карского морей.

Белая полярная сова

Считается самой крупной птицей из отряда совообразных в Арктике. Обитает в зоне тундры. Размах ее крыльев может достигать 1,5 м.

Ушастая сова

Эта редкая птица отличается большими длинными ушами. Встречается в открытых лесах (часто вдоль полей либо пустынь) или густой растительности, тайге и заболоченной местности.

Дальневосточный леопард

Самый редкий из всех подвидов кошачьих. Зверь находится на грани исчезновения. По подсчетам специалистов, в мире осталось 40 представителей, 30 из них живут в Приморском крае России.

Дельфин-белобочка

Этот дельфин, которого часто называют обыкновенным, — самый распространенный представитель своего семейства на континенте Евразия. В акватории Чёрного моря, принадлежащей России, численность вида резко сокращается по невыясненным причинам. Ввиду этих обстоятельств дельфин-белобочка получил статус находящегося под угрозой и оказался в Красной книге.

Бобр обыкновенный

Полуводное животное, облюбовавшее берега. Зверек находится в группе минимального риска исчезновения. Его основной враг — мелиорации, иссушающие водоемы и разрушающие бобровые жилища.

Женьшень

Многолетнее травянистое растение, живущее до 100 лет. В диком виде в России встречается только в Приморье.

Тюльпан Шренка

Одно из редчайших степных растений. В России встречается на юге и юго-востоке европейской части.

Ирис низкий (карликовый)

Растет в степях на каменистых хрящеватых участках (в таком грунте много острых обломков, перемешанных с камнями, песком, гравием). Расцветает в конце весны — начале лета голубыми, белыми, желтыми, сиреневыми бутонами, превращая степную пустошь в пестрый ковер.

Источник

Способы защиты природы государств

Обзор документа

Указ Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176 “О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года”

1. Утвердить прилагаемую Стратегию экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года.

2. Правительству Российской Федерации в 3-месячный срок утвердить план мероприятий по реализации Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года.

3. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, № 6, ст. 436).

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль
19 апреля 2017 года
№ 176

УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Российской Федерации
от 19 апреля 2017 г. № 176

Стратегия
экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года

I. Общие положения

1. Экологическая безопасность Российской Федерации (далее — экологическая безопасность) является составной частью национальной безопасности. Настоящая Стратегия — документ стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определяющий основные вызовы и угрозы экологической безопасности, цели, задачи и механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности.

2. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и другие федеральные законы, Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г., и иные нормативные правовые акты Президента Российской Федерации.

3. Настоящая Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях.

4. Достижение целей экологической безопасности осуществляется путем проведения единой государственной политики, направленной на предотвращение и ликвидацию внутренних и внешних вызовов и угроз экологической безопасности.

II. Оценка текущего состояния экологической безопасности

5. Состояние окружающей среды на территории Российской Федерации, где сосредоточены большая часть населения страны, производственных мощностей и наиболее продуктивные сельскохозяйственные угодья (составляет около 15 процентов территории страны), оценивается как неблагополучное по экологическим параметрам.

6. Сохраняются угрозы экологической безопасности несмотря на принимаемые меры по снижению уровней воздействия на окружающую среду химических, физических, биологических и иных факторов, по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая аварийные ситуации на опасных производственных объектах, по адаптации отраслей экономики к неблагоприятным изменениям климата.

7. Окружающая среда в городах и на прилегающих к ним территориях, где проживает 74 процента населения страны, подвергается существенному негативному воздействию, источниками которого являются объекты промышленности, энергетики и транспорта, а также объекты капитального строительства. В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха проживает 17,1 млн. человек, что составляет 17 процентов городского населения страны.

8. Ситуация с качеством воды в водных объектах продолжает оставаться неблагоприятной, в первую очередь вследствие сбросов промышленных и бытовых сточных вод, поверхностных стоков вод с сельскохозяйственных угодий. Так, 19 процентов сточных вод сбрасывается в водные объекты без очистки, 70 процентов — недостаточно очищенными и только 11 процентов — очищенными до установленных нормативов допустимых сбросов. Сброс неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод является причиной загрязнения поверхностных и подземных вод, накопления в донных отложениях загрязняющих веществ, деградации водных экосистем. Это приводит к тому, что от 30 до 40 процентов населения страны регулярно пользуются водой, не соответствующей гигиеническим нормативам. Вследствие загрязнения питьевой воды химическими веществами и микроорганизмами увеличивается риск смертности (в среднем на 11 тыс. случаев ежегодно) и заболеваемости населения (в среднем на 3 млн. случаев ежегодно).

9. Практически во всех регионах страны сохраняется тенденция к ухудшению состояния земель и почв. Основными негативными процессами, приводящими к деградации земель, почв, изменению среды обитания растений, животных и других организмов, являются водная и ветровая эрозия, заболачивание, подтопление земель, переувлажнение, засоление и осолонцевание почв. Более половины общей площади сельскохозяйственных угодий страны подвержено этим процессам. Не выполняются в установленные сроки мероприятия по рекультивации земель, нарушенных при строительстве, а также при разработке месторождений полезных ископаемых. Общая площадь загрязненных земель, находящихся в обороте, составляет около 75 млн. гектаров. Площадь нарушенных земель, утративших свою хозяйственную ценность или оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, составляет более 1 млн. гектаров. Опустынивание земель в той или иной мере наблюдается в 27 субъектах Российской Федерации на территории площадью более 100 млн. гектаров.

10. Свыше 30 млрд. тонн отходов производства и потребления накоплено в результате прошлой хозяйственной и иной деятельности. По итогам инвентаризации территорий выявлено 340 объектов накопленного вреда окружающей среде, являющихся источником потенциальной угрозы жизни и здоровью 17 млн. человек.

11. Ежегодно образуется примерно 4 млрд. тонн отходов производства и потребления, из которых 55-60 млн. тонн составляют твердые коммунальные отходы. Увеличивается количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а размещаются на полигонах и свалках, что приводит к выводу продуктивных сельскохозяйственных угодий из оборота. Около 15 тыс. санкционированных объектов размещения отходов занимают территорию общей площадью примерно 4 млн. гектаров, и эта территория ежегодно увеличивается на 300 — 400 тыс. гектаров.

12. Сохраняется повышенное радиоактивное загрязнение территорий вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, аварии на производственном объединении «Маяк» в 1957 году, деятельности организаций ядерно-топливного цикла и организаций ядерного оружейного комплекса, а также вследствие локальных радиоактивных выпадений после проведения испытаний ядерного оружия.

13. Существенную опасность представляют разливы нефти и нефтепродуктов, что приводит к длительному негативному воздействию на окружающую среду в районах добычи нефти, транспортировки, перевалки и хранения нефти и нефтепродуктов, особенно в Арктической зоне Российской Федерации.

Читайте также:  Способ чтобы улучшить память

14. По данным государственной наблюдательной сети, на территории Российской Федерации за год регистрируется в среднем около 950 опасных гидрометеорологических явлений (наводнения, засуха, сильный ветер, сильные осадки и другое), наносящих значительный ущерб отраслям экономики и жизнедеятельности населения. Такие явления зачастую становятся источником чрезвычайных ситуаций природного характера (в последние годы более 80 процентов случаев). По экспертным оценкам, материальный ущерб от опасных гидрометеорологических явлений в отдельные годы может достигать 1 процента валового внутреннего продукта.

15. Наблюдаемые опасные геологические явления (землетрясения, вулканическая деятельность, оползни), гляциологические и геокриологические процессы (сходы лавин и ледников, разрушение вечной мерзлоты) наряду с лесными пожарами и опасными процессами биогенного характера (эпидемии, вызванные распространением природно-очаговых заболеваний, в том числе связанных с переносом возбудителей таких заболеваний мигрирующими животными) становятся источником чрезвычайных ситуаций природного характера, число пострадавших от которых ежегодно составляет 100 — 200 тыс. человек.

16. Сохраняется высокий уровень износа (более 60 процентов) основных фондов опасных производственных объектов. Доля аварийных гидротехнических сооружений составляет около 5 процентов. В условиях отсутствия возможности глобальной модернизации экономики возрастает роль безопасной эксплуатации таких объектов, в том числе мелиоративных систем и гидротехнических сооружений.

17. Неблагоприятная окружающая среда является причиной ухудшения здоровья и повышения смертности населения, особенно той его части, которая проживает в промышленных центрах и вблизи производственных объектов.

18. По экспертным оценкам, ежегодно экономические потери, обусловленные ухудшением качества окружающей среды и связанными с ним экономическими факторами, без учета ущерба здоровью людей, составляют 4-6 процентов валового внутреннего продукта.

III. Вызовы и угрозы экологической безопасности

19. К глобальным вызовам экологической безопасности относятся:

а) последствия изменения климата на планете, которые неизбежно отражаются на жизни и здоровье людей, состоянии животного и растительного мира, а в некоторых регионах становятся ощутимой угрозой для благополучия населения и устойчивого развития;

б) рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов, что на фоне глобализации экономики приводит к борьбе за доступ к природным ресурсам и оказывает негативное воздействие на состояние национальной безопасности Российской Федерации;

в) негативные последствия ухудшения состояния окружающей среды, включая опустынивание, засуху, деградацию земель и почв;

г) сокращение биологического разнообразия, что влечет за собой необратимые последствия для экосистем, разрушая их целостность.

20. К внутренним вызовам экологической безопасности относятся:

а) наличие густонаселенных территорий, характеризующихся высокой степенью загрязнения окружающей среды и деградацией природных объектов;

б) загрязнение атмосферного воздуха и водных объектов вследствие трансграничного переноса загрязняющих, в том числе токсичных и радиоактивных, веществ с территорий других государств;

в) высокая степень загрязнения и низкое качество воды значительной части водных объектов, деградация экосистем малых рек, техногенное загрязнение подземных вод в районах размещения крупных промышленных предприятий;

г) увеличение объема образования отходов производства и потребления при низком уровне их утилизации;

д) наличие значительного количества объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе территорий, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению;

е) усиление деградации земель и почв, сокращение количества видов растений;

ж) сокращение видового разнообразия животного мира и численности популяций редких видов животных;

з) высокая степень износа основных фондов опасных производственных объектов и низкие темпы технологической модернизации экономики;

и) низкий уровень разработки и внедрения экологически чистых технологий;

к) существенная криминализация и наличие теневого рынка в сфере природопользования;

л) недостаточное финансирование государством и хозяйствующими субъектами мероприятий по охране окружающей среды;

м) нецелевое и неэффективное использование средств, поступающих в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду, возмещения вреда, причиненного окружающей среде, административных штрафов и других экологических платежей и налогов;

н) низкий уровень экологического образования и экологической культуры населения.

21. Внешними угрозами экологической безопасности являются трансграничные загрязнение атмосферного воздуха, лесные пожары, перераспределение стока трансграничных водотоков, создание препятствий для миграции животных, в том числе водных, несанкционированная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, отстрел мигрирующих видов животных, перемещение на территорию Российской Федерации зараженных организмов, способных вызвать эпидемии (эпизоотии, эпифитотии) различного масштаба.

22. На фоне усиления глобальной конкуренции возможны ведение экологически неоправданной хозяйственной и иной деятельности и попытки размещения на территории Российской Федерации экологически опасных производств, а также отходов производства и потребления недобросовестными иностранными или транснациональными бизнес-структурами. Высока вероятность импорта продукции, представляющей повышенную опасность для окружающей среды, жизни и здоровья людей, как в товарном виде, так и после утраты потребительских свойств.

23. В условиях проведения в отношении Российской Федерации политики сдерживания формируется угроза ограничения доступа к иностранным экологически чистым инновационным технологиям, материалам и оборудованию.

IV. Цели, основные задачи, приоритетные направления и механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности

24. Целями государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности являются сохранение и восстановление природной среды, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики, ликвидация накопленного вреда окружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.

25. Для достижения указанных в пункте 24 настоящей Стратегии целей с учетом вызовов и угроз экологической безопасности должны быть решены следующие основные задачи:

а) предотвращение загрязнения поверхностных и подземных вод, повышение качества воды в загрязненных водных объектах, восстановление водных экосистем;

б) предотвращение дальнейшего загрязнения и уменьшение уровня загрязнения атмосферного воздуха в городах и иных населенных пунктах;

в) эффективное использование природных ресурсов, повышение уровня утилизации отходов производства и потребления;

г) ликвидация накопленного вреда окружающей среде;

д) предотвращение деградации земель и почв;

е) сохранение биологического разнообразия, экосистем суши и моря;

ж) смягчение негативных последствий воздействия изменений климата на компоненты природной среды.

26. Решение основных задач в области обеспечения экологической безопасности должно осуществляться по следующим приоритетным направлениям:

а) совершенствование законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, а также институциональной системы обеспечения экологической безопасности;

б) внедрение инновационных и экологически чистых технологий, развитие экологически безопасных производств;

в) развитие системы эффективного обращения с отходами производства и потребления, создание индустрии утилизации, в том числе повторного применения, таких отходов;

г) повышение эффективности осуществления контроля в области обращения радиационно, химически и биологически опасных отходов;

д) строительство и модернизация очистных сооружений, а также внедрение технологий, направленных на снижение объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ в водные объекты;

е) минимизация (снижение до установленных нормативов) рисков возникновения аварий на опасных производственных объектах и иных чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

ж) повышение технического потенциала и оснащенности сил, участвующих в мероприятиях по предотвращению и ликвидации негативных экологических последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

з) ликвидация негативных последствий воздействия антропогенных факторов на окружающую среду, а также реабилитация территорий и акваторий, загрязненных в результате хозяйственной и иной деятельности;

и) минимизация ущерба, причиняемого окружающей среде при разведке и добыче полезных ископаемых;

к) сокращение площади земель, нарушенных в результате хозяйственной и иной деятельности;

л) осуществление эффективных мер по сохранению и рациональному использованию природных ресурсов, в том числе лесных, охотничьих и водных биологических ресурсов, по сохранению экологического потенциала лесов;

м) расширение мер по сохранению биологического разнообразия, в том числе редких и исчезающих видов растений, животных и других организмов, среды их обитания, а также развитие системы особо охраняемых природных территорий;

н) создание и развитие системы экологических фондов;

о) активизация фундаментальных и прикладных научных исследований в области охраны окружающей среды и природопользования, включая экологически чистые технологии;

п) развитие системы экологического образования и просвещения, повышение квалификации кадров в области обеспечения экологической безопасности;

р) углубление международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и природопользования с учетом защиты национальных интересов.

27. Основными механизмами реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности являются:

а) принятие мер государственного регулирования выбросов парниковых газов, разработка долгосрочных стратегий социально-экономического развития, предусматривающих низкий уровень выбросов парниковых газов и устойчивость экономики к изменению климата;

б) формирование системы технического регулирования, содержащей требования экологической и промышленной безопасности;

в) проведение стратегической экологической оценки проектов и программ развития Российской Федерации, макрорегионов, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также экологической экспертизы и экспертизы проектной документации, экспертизы промышленной безопасности;

г) лицензирование видов деятельности, потенциально опасных для окружающей среды, жизни и здоровья людей;

Читайте также:  Micronized creatine optimum nutrition капсулы способ применения

д) нормирование и разрешительная деятельность в области охраны окружающей среды;

е) внедрение комплексных экологических разрешений в отношении экологически опасных производств, использующих наилучшие доступные технологии;

ж) применение системы сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха для территорий (их частей) городов и иных населенных пунктов с учетом расположенных на этих территориях стационарных и передвижных источников загрязнения окружающей среды;

з) ведение Красной книги Российской Федерации и красных книг субъектов Российской Федерации;

и) реализация стратегий сохранения редких и исчезающих видов растений, животных и других организмов;

к) управление системой особо охраняемых природных территорий;

л) повышение эффективности государственного экологического надзора, производственного контроля в области охраны окружающей среды (производственного экологического контроля), общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) и государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в том числе в отношении объектов животного и растительного мира, земельных ресурсов;

м) повышение эффективности надзора за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных Российской Федерацией полномочий в области охраны и использования объектов животного мира;

н) государственный санитарно-эпидемиологический надзор и социально-гигиенический мониторинг;

о) создание системы экологического аудита;

п) стимулирование внедрения наилучших доступных технологий, создание удовлетворяющих современным экологическим требованиям и стандартам объектов, используемых для размещения, утилизации, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления, а также увеличение объема повторного применения отходов производства и потребления за счет субсидирования и предоставления налоговых и тарифных льгот, других форм поддержки;

р) использование программного подхода в области охраны окружающей среды и природопользования;

с) создание и развитие государственных информационных систем, обеспечивающих федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацией о состоянии окружающей среды и об источниках негативного воздействия на нее, включая государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров;

т) обеспечение населения и организаций информацией об опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлениях, о состоянии окружающей среды и ее загрязнении.

V. Механизмы оценки состояния экологической безопасности и контроля за реализацией настоящей Стратегии

28. Оценка состояния экологической безопасности осуществляется с использованием следующих основных индикаторов (показателей):

а) доля территории Российской Федерации, не соответствующей экологическим нормативам, в общей площади территории Российской Федерации;

б) доля населения, проживающего на территориях, на которых состояние окружающей среды не соответствует нормативам качества, в общей численности населения Российской Федерации;

в) доля населения, проживающего на территориях, на которых качество питьевой воды не соответствует санитарным нормам, в общей численности населения Российской Федерации;

г) соотношение объема выбросов парниковых газов в текущем году с объемом указанных выбросов в 1990 году;

д) объем образованных отходов I класса опасности на единицу валового внутреннего продукта;

е) объем образованных отходов II класса опасности на единицу валового внутреннего продукта;

ж) объем образованных отходов III класса опасности на единицу валового внутреннего продукта;

з) объем образованных отходов IV класса опасности на единицу валового внутреннего продукта;

и) объем образованных отходов V класса опасности на единицу валового внутреннего продукта;

к) доля утилизированных и обезвреженных отходов I класса опасности в общем объеме образованных отходов I класса опасности;

л) доля утилизированных и обезвреженных отходов II класса опасности в общем объеме образованных отходов II класса опасности;

м) доля утилизированных и обезвреженных отходов III класса опасности в общем объеме образованных отходов III класса опасности;

н) доля утилизированных и обезвреженных отходов IV класса опасности в общем объеме образованных отходов IV класса опасности;

о) доля утилизированных и обезвреженных отходов V класса опасности в общем объеме образованных отходов V класса опасности;

п) доля ликвидированных объектов накопленного вреда окружающей среде в общем объеме таких объектов;

р) доля нарушенных земель в общей площади территории Российской Федерации;

с) доля особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения в общей площади территории Российской Федерации;

т) доля территорий, занятых лесами, в общей площади территории Российской Федерации.

29. Контроль за реализацией настоящей Стратегии осуществляется путем определения оптимальных значений индикаторов (показателей) состояния экологической безопасности и оценки достижения этих значений. Результаты оценки достижения значений указанных индикаторов (показателей) представляются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в Правительство Российской Федерации и отражаются в ежегодном докладе Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Президенту Российской Федерации о состоянии национальной безопасности государства и мерах по ее укреплению.

30. Перечень индикаторов (показателей) состояния экологической безопасности может уточняться по результатам контроля за реализацией настоящей Стратегии и в процессе развития нормативно-правовой базы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования.

VI. Результаты реализации настоящей Стратегии, источники и механизмы ее ресурсного обеспечения

31. Результатами реализации настоящей Стратегии должны стать обеспечение экологической безопасности (включая сохранение и восстановление природной среды), качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики, ликвидация накопленного вреда окружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности, обеспечение гидрометеорологической безопасности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.

32. Основными инструментами реализации настоящей Стратегии являются государственные программы Российской Федерации и непрограммные направления деятельности, государственные программы субъектов Российской Федерации и муниципальные программы, разработанные с учетом настоящей Стратегии. Финансирование мероприятий, предусмотренных настоящей Стратегией, осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, предусмотренных на реализацию указанных программ на соответствующий год, а также за счет внебюджетных источников.

33. Содействие государства в реализации задач, определенных настоящей Стратегией, на территориях отдельных субъектов Российской Федерации или в интересах отдельных промышленных предприятий может осуществляться с использованием различных финансовых или нефинансовых схем и механизмов.

VII. Задачи, функции и порядок взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации в целях реализации настоящей Стратегии

34. Реализация настоящей Стратегии осуществляется путем проведения государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности.

35. Государственная политика в сфере обеспечения экологической безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и проводится федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Граждане и общественные объединения участвуют в проведении государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

36. Основные направления, цели и приоритеты обеспечения экологической безопасности определяются Президентом Российской Федерации.

37. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в рамках своих конституционных полномочий осуществляют законодательное регулирование в сфере экологической безопасности.

38. Правительство Российской Федерации организует реализацию государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности и ежегодно представляет Президенту Российской Федерации доклад о состоянии экологической безопасности и мерах по ее укреплению.

39. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в реализации настоящей Стратегии в пределах своих полномочий.

40. Функции и полномочия по осуществлению мониторинга и оценки состояния экологической безопасности возлагаются на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

Обзор документа

Разработана Стратегия экологической безопасности России на период до 2025 г.

В ней обозначены основные вызовы и угрозы экологической безопасности, определены цели, задачи и механизмы реализации госполитики в данной сфере.

Текущее состояние окружающей среды на территории страны оценивается как неблагополучное. В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха проживает 17,1 млн человек. Это 17 процентов городского населения России. От 30 до 40 процентов граждан регулярно пользуются водой, не соответствующей гигиеническим нормативам. Ежегодно образуется примерно 4 млрд т отходов производства и потребления, из которых — 55-60 млн т твердые коммунальные отходы. Сохраняется повышенное радиоактивное загрязнение, в т. ч. в результате проведения испытаний ядерного оружия.

К глобальным вызовам экологической безопасности относятся последствия изменения климата на планете, рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов, сокращение биологического разнообразия и пр.

В числе механизмов реализации госполитики в рассматриваемой сфере — создание системы экологического аудита, информирование населения и организаций об опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлениях, о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, внедрение комплексных экологических разрешений в отношении экологически опасных производств, использующих наилучшие доступные технологии. Предусматривается создание и развитие системы экологических фондов.

Прежняя госстратегия по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, принятая в 1994 г., признана утратившей силу.

Указ вступает в силу со дня его подписания.

Источник

Оцените статью
Разные способы