- Способы защиты прав налогоплательщиков
- Способы защиты прав налогоплательщиков
- Административный способ защиты прав налогоплательщиков
- Как подать жалобу
- Содержание жалобы
- Как подать апелляцию
- Судебный порядок защиты прав налогоплательщиков
- Самозащита для налогоплательщиков
- Формы защиты прав налогоплательщиков
- Ответственность и защита прав налогоплательщиков
- Защита при проверках ФНС
- Предпроверочный анализ
- Сопровождение выездных проверок
- Вызовы на комиссии по разрывам НДС
- Тематические налоговые проверки
- Сопровождение камеральных проверок
- Что ещё стоит учитывать в отношении налоговых проверок?
- Камеральные и выездные налоговые проверки: риски
- Сомнительные схемы налоговой оптимизации
- Большие штрафы
Способы защиты прав налогоплательщиков
Способы защиты прав налогоплательщиков
По ч. 2 ст. 45 Конституции РФ , каждый может защищать свои права любыми способами, которые законодательство не запрещает. Налогоплательщикам гарантируется три способа защиты их прав:
- административный (в целом регулируется гл. 19 , 20 НК, в рамках данной статьи будут рассмотрены частично);
- судебный (гл. 21 , 22 КАС и гл. 24 АПК, аналогично предыдущему пункту, будут освещены не полностью);
- самозащита, предусмотрена п. 11 ст. 21 НК .
Перечисленные защитные способы гарантируются актуальным НК РФ. Теперь подробнее о каждом из них.
Административный способ защиты прав налогоплательщиков
Защита прав налогоплательщиков в административном порядке происходит в режиме гл. 19 и 20 НК. В рамках административной защиты обжалуются:
- ненормативные акты налоговых органов (влияют на конкретных лиц, скажем, требование об уплате налога или пеней);
- действия (бездействие) должностных лиц этих органов, которыми, по мнению налогоплательщика, нарушены его права.
Такое обжалование происходит в вышестоящем налоговом органе.
- жалоба в вышестоящий налоговый орган (ВНО) — оспаривают вступившие в силу ненормативные акты налоговиков, действия (бездействия) соответствующих должностных лиц;
- апелляционная жалоба — когда оспаривают не вступившее в силу решение фискальщиков об ответственности за налоговое правонарушение или отказ в этом, которые вынесены в режиме ст. 101 НК , когда лицо считает, что таким образом нарушают его права.
Решение по жалобам ВНО принимают в течение месяца с момента ее поступления, при необходимости его продлевает. По иным жалобам подобный срок — 15 дней, также может быть продлен. Если в указанные сроки на претензию не отреагировали, ее можно обжаловать в суд. Итоги рассмотрения жалоб перечислены в п. 3 ст. 140 НК .
Решения фискальщиков, действия (бездействие) их сотрудников могут обжаловаться в суде лишь после их административного оспаривания. Исключениями, с которыми можно отправляться сразу в суд, будут:
- реакции ВНО на жалобы, включая апелляционные, причем и их можно обжаловать в вышестоящем органе;
- акты ФНС, поступки (их отсутствие) ее сотрудников — с ними спорят только через судопроизводство.
Обжалование акта или действия в ВНО не приостанавливает их. По заявлению обжалователя приостановка (до принятия решения по претензии) возможна, когда оспаривают вступившее в силу привлечение к ответственности за налоговое нарушение либо отказ в этом. Соответствующее заявление подается одновременно с жалобой и банковской гарантией, по которой банк обязуется внести обязательный платеж по спорному решению. Банковская гарантия должна соответствовать п. 5 ст. 74.1 НК и другим условиям из п. 5 ст. 138 НК .
Как подать жалобу
Жалобу в ВНО подают через орган, принявший, совершивший спорное решение (действие). Передается петиция со всеми материалами в течение трех дней со времени ее поступления. Получив претензию орган, нарушивший права налогоплательщика, обязательно принимает меры, устраняющие такое нарушение. Если его получилось устранить, об этом сообщается в ВНО (с приложением подтверждающих документов, если они есть) в течение трех дней с момента устранения.
На указанные действия у пострадавшего лица есть год со дня, когда ему стало известно о нарушении прав. В тот же срок (с даты вынесения спорного решения) опротестовывается вступившее в силу решение об ответственности за налоговое правонарушение, которые не оспаривались через апелляцию.
Обжалование в ФНС происходит в течение трех месяцев со дня разрешения претензий (апелляции в том числе) ВНО.
Пропущенное по уважительной причине время обжалования восстанавливается ходатайством в ВНО.
Содержание жалобы
- Ф.И.О. жалующегося физлица, его место жительства либо наименование и адрес, когда жалуется юридическое лицо.
- Оспариваемые ненормативный акт налогового органа, действия (бездействие) его должностных лиц.
- Наименование органа, который нарушил права налогоплательщика.
- Причины, по которым лицо считает, что его права нарушены.
- Требования обращающегося.
- Вариант получения результата рассмотрения (бумажный или электронный).
Также в ней можно указать телефонные, факсовые номера, адреса электронной почты, а также другую необходимую для рассмотрения информацию. К жалобе прикладывают соответствующую доверенность, когда ее подает представитель, а также документы, которые подтверждают доводы налогоплательщика.
Как подать апелляцию
Апелляцию на решение об ответственности за налоговое правонарушение (либо отказ в этом) подают через вынесший его орган, после чего она со всеми материалами в течение трех дней направляется в ВНО. Она подается до дня, когда обжалуемое решение вступит в силу.
Не апеллируются решения ФНС об ответственности за налоговое правонарушение и отказ в этом.
Претензии, включая апелляцию, подают письменно с подписью жалующегося или его представителя либо электронно, через Интернет, личный кабинет налогоплательщика.
Судебный порядок защиты прав налогоплательщиков
При оспаривании актов налоговиков, касающиеся отдельных лиц, действия (бездействие) их должностных лиц, через судопроизводство (за исключениями, отмеченными выше, которые сразу обжалуют в суд) промежутки для обращения к правосудию исчисляют с даты, когда лицо узнало о решении ВНО по соответствующей жалобе, или со дня, когда прошли сроки, указанные в п. 6 ст. 140 НК .
Административные иски подают в суд, согласно гл. 2 КАС . Требования к ним установлены ст. 220 КАС .
Арбитражное производство происходит в режиме раздела II АПК , с учетом специфики гл. 24.
Самозащита для налогоплательщиков
Этот способ защиты заключается в том, что налогоплательщик может не выполнять требования налоговых и иных уполномоченных органов (их должностных лиц), не соответствующие закону. Правда, применять на практике данную защиту нужно с осторожностью, поскольку далеко не все могут самостоятельно определить, что является нарушением закона, а что — нет.
Защитить налоговые права можно также и через органы прокуратуры, которые надзирают за правильностью применения законодательства, включая налоговое.
Формы защиты прав налогоплательщиков
Формы защиты прав бывают юрисдикционными (административная плюс судебная) и неюрисдикционными, принудительными. Благодаря им, спор разрешается усилиями его участников. В число последних входят:
- совокупное сравнение налоговых платежей (ст. 45 , 78 НК);
- письменные возражения касательно акта проверки в течение месяца со дня его получения (п. 6 ст. 100 НК );
- предложение о добровольной уплате штрафа налогоплательщику до обращения в суд фискальщиками (п. 1 ст. 104 НК ).
Ответственность и защита прав налогоплательщиков
За налоговые правонарушения отвечают юридические и физические лица, а также ИП в случаях, обозначенных НК РФ. К налогоплательщикам, не исполняющим своих обязанностей, применяют меры государственного принуждения. Это могут быть штрафы:
- в твердой сумме: 200 000–500 000 рублей;
- в процентах: 0,2–100 % от конкретных сумм за налоговые правонарушения (гл. 16, 18 НК);
- способы принудительного взыскания налоговых недоимок: ст. 46–48 НК .
Другой вариант — обеспечительные меры из гл. 11 НК (имущественный залог, поручительство, пеня, приостановление операций по банковским счетам, арест имущества, банковская гарантия).
Налоговая ответственность для физлиц возможна с шестнадцати лет. Срок давности, когда к ней можно привлечь, — три года (с момента совершения нарушения).
Противоправные деяния в области налогообложения могут также привести к уголовной ( ст. 198–199.2 УК РФ ) либо административной ( ст. 15.7 КоАП ), а также дисциплинарной ( ст. 192 ТК ) ответственности. Последняя разновидность ответственности накладывается приказом работодателя, например, на бухгалтеров, которые не вовремя подали необходимую отчетность.
Источник
Защита при проверках ФНС
Налоговая проверка рано или поздно затронет любой бизнес. И если в ходе них обнаружат нарушения, то для предпринимателя или для компании возможны различные негативные последствия:
доначисление налогов (помимо штрафа);
возбуждение уголовного дела по ст.199 или ст.159 УК РФ (в зависимости от ситуации);
штраф за нарушение действующего законодательства до 40% от суммы недоимки плюс пеня 1/150 от ставки ЦБ РФ;
проведение ещё одной, более глубокой проверки (например, по результатам камеральной могут назначить выездную);
взыскание долгов по налогам с гендиректора и учредителей;
блокирование счетов компании;
взыскание с активов фирмы (любое имущество).
Если ФНС РФ начало проверку, защитить свои интересы без потерь зачастую проблематично. Если уже идёт ВНП, то это означает, что предпроверочный анализ прошёл, по его результатам инспекторы нашли способ доначислить крупную сумму, а ИФНС РФ отыскало способ отказать вам в предоставлении налоговой выгоды.
Что ещё вам угрожает? Штрафы, причём достаточно серьёзные. Плюс налоговые долги фирмы могут переложить на физическое лицо: учредителя или директора (в некоторых случаях им также угрожает уголовная ответственность).
Своевременное обращение к специалистам поможет избежать проблем. Профессиональная защита при налоговых проверках – это ваш шанс не лишиться свободы и не потерять бизнес.
Предпроверочный анализ
Предпроверочный анализ представляет собой один из основных компонентов налогового контроля. В его рамках инспекторы изучают всё, что у них есть на компанию. По итогам предпроверочного анализа делается вывод, есть ли в данном случае конкретные нарушения, сколько можно доначислить налогов. Кроме того, по результатам инспектор может порекомендовать управлению ФНС назначить ВНП.
Сопровождение выездных проверок
Больше всего проблем у юридических лиц возникает именно в ходе проведения выездных проверок. Во-первых, налоговые инспекторы обычно изучают весь объём документов. Учтите, что проверка стандартно проводится за 3 года и идёт по всем сборам и налогам.
Во-вторых, само мероприятие длится более 4 месяцев. В-третьих, зачастую непосредственно выездная налоговая проверка от ФНС и приводит к серьёзным штрафам или даже к возбуждению уголовного дела, поэтому к ней нужно отнестись максимально серьёзно.
В настоящее время всё чаще стали проводиться комплексные налоговые проверки. Они подразумевают проверку по всем налогам и сборам за 3 года. Это значит, что подниматься будут все без исключения документы, проверяются все цепочки контрагентов. Вероятность доначисления значительной суммы налогов очень высока. Поэтому при назначении такой проверки вам стоит немедленно обращаться к налоговым адвокатам.
Учтите, что количество доначислений по результатам проверки официально растёт за 2017-2018 годы. Проведение ВНП означает, что налоговая уже нашла способ доначислить не менее 10-15 миллионов рублей.
Вызовы на комиссии по разрывам НДС
Если на стадии предпроверочного анализа программа АСК НДС-2 показала разрыв, то в таком случае вас могут вызвать на комиссию. При обращении к налоговому юристу у вас есть все шансы доказать свою добросовестность.
Имейте в виду, что это налоговый орган должен доказывать наличие схемы в сделках. Но на практике ФНС РФ становится в другую позицию. Адвокат нужен, чтобы отстоять ваши права по закону.
Тематические налоговые проверки
Механизмы осуществления налогового контроля постоянно совершенствуются. Летом 2018 года появились инструкции (ДСП), касающиеся механизма отбора и назначения тематических налоговых проверок. Они отличаются точечным подходом, благодаря чему внимание инспекторов сосредотачивается на самых «проблемных» местах.
По тематическим налоговым проверкам контролируют начисление одного или нескольких налогов за 3 года, но могут остановиться и на определённом квартале или же изучить всё по конкретному контрагенту.
Сопровождение камеральных проверок
Камеральная проверка проводится после сдачи декларации в налоговую. Если всё в полном порядке или есть только мелкие нарушения, то вашу компанию трогать не будут. Однако если у ФНС РФ появились подозрения в неправомерном получении налоговой выгоды, то в таком случае возможны запросы дополнительной информации, вызовы на допросы, выемка документов в офисе, назначение экспертизы и прочее. Поэтому, если налоговая уже проявила интерес к вашей компании, его нельзя игнорировать.
При обращении к профессионалам вы уменьшаете риски для своей фирмы. Адвокат во время налоговой проверки способен отстоять ваши права, убедиться в том, что сотрудники ФНС РФ действуют строго в рамках закона, что они не пытаются любыми способами достать на вас как можно больше компромата.
Что ещё стоит учитывать в отношении налоговых проверок?
Не забывайте о том, что уйти от ответственности через переключение бизнеса на новую компании не выйдет. ФНС умеет этому противодействовать:
Если старая фирма решит объявить себя несостоятельной, то долги по налогам через механизм субсидиарной ответственности будут взыскивать с руководителей и собственников. Причём здесь не поможет даже личное банкротство.
ФНС РФ способна переложить налоговые обязательства старой компании на новую фирму через суд.
Налоговая может передать материалы дел в СК РФ. В таком случае будет возбуждение уголовного дела, взыскание ущерба с руководителя, большое количество других неприятностей.
Камеральные и выездные налоговые проверки: риски
Камеральные и выездные налоговые проверки одинаково опасны для бизнеса. Существует ряд рисков, при которых вам нужно быть максимально осторожными и сразу же обращаться за помощью к адвокату.
Сомнительные схемы налоговой оптимизации
Есть несколько схем налоговой оптимизации, которые ещё несколько лет тому назад не вызывали у ФНС РФ столько вопросов, сколько вызывают в настоящем. Например, дробление бизнеса может привести к тому, что разные мелкие фирмы объединят в одну большую, а компании доначислят всё, что она должна была в комплексе выплатить при нахождении на ОСНО. Кроме того, директору в такой ситуации угрожает уголовная ответственность.
Также опасно оформлять сотрудников как ИП, ибо это чревато проблемами не только с налоговой, но ещё и с трудовой инспекцией. Плюс работники могут в любой момент обратиться в суд за защитой своих прав.
Хватает рисков и при других методах оптимизации: списании основных средств, оформлении агентских услуг, в особенности, если речь идёт о крупных суммах и прочего. Всё это привлекает внимание налоговой.
Большие штрафы
Камеральные и выездные проверки – это всегда риски потерь значительных сумм денег. Например, со 100 миллионов могут взять 20% в виде налога на прибыль и 18% – на НДС. Кроме того, возможно начисление штрафа до 40% от суммы налога. И не забывайте о пене, которая составляет 1/150 от ставки ЦБ РФ.
При этом возможности взыскать имущество у ФНС РФ довольно большие. Она вправе запретить продавать имущество и заблокировать счета сразу же после принятия решения по итогам проверки.
При банкротстве наступает полная субсидиарная ответственность руководства. Она касается также владельцев бизнеса.
Существуют и другие нюансы проведения налоговых проверок. Все моменты учесть проблематично. Но это могут сделать наши специалисты, которые знают, как вести себя при проверках от ФНС, как фиксировать злоупотребление со стороны сотрудников налоговой службы, как обжаловать принятое по итогам решение. И помните: чем раньше вы обратитесь, тем лучше.
Источник