Способы защиты при деловом общении

Содержание
  1. 13 способов защиты от манипуляций в деловом общении
  2. 1. Скрывайте от манипулятора свои истинные чувства
  3. 2. Держите максимально возможную дистанцию
  4. 3. Выстраивайте препятствия
  5. 4. Уходите от близкого контакта
  6. 5. Выявляйте скрытый смысл
  7. 6. Отслеживайте оговорки
  8. 7. Защищайтесь ограничением служебных обязанностей
  9. 8. Включите рассеянность
  10. 9. Непредсказуемое поведение
  11. 10. Заостряйте внимание на нужных для вас решениях
  12. 11. Делаем вынужденный перерыв
  13. 12. Активное нападение
  14. 13. Ответная манипуляция
  15. Манипуляции в деловом общении
  16. Способы манипуляции в деловом общении
  17. Манипуляции в деловом общении и защита от них
  18. Отключение чувств
  19. Дистанция
  20. Препятствия и адекватная оценка диалога
  21. Близкий контакт
  22. Анализ диалога
  23. Промежуточные отговорки
  24. Служебные обязанности
  25. Рассеянность
  26. Поведение
  27. Управление разговором
  28. Перерыв
  29. Нападение
  30. Вывод
  31. «Техника безопасности» делового общения

13 способов защиты от манипуляций в деловом общении

Нередко в деловом общении приходится сталкиваться с манипуляциями. Но поддаваться на них не следует. Разработаны способы защиты от манипуляций в деловом общении.

Навигатор по способам

1. Скрывайте от манипулятора свои истинные чувства

Пытаясь вами манипулировать, другой человек наблюдает за вашей реакцией, вашими чувствами и эмоциями. Анализируя их, он корректирует направление своих манипуляций. Постарайтесь надеть непроницаемую маску и не выказывать свои истинные реакции. Это поможет сбить манипулятора с толку.

2. Держите максимально возможную дистанцию

Чтобы ограничить возможности манипулятора оказывать на вас свое психологическое негативное агрессивно – силовое воздействие, постарайтесь удалиться от него на максимально возможную дистанцию.

3. Выстраивайте препятствия

В разговоре с манипулятором постарайтесь выстроить ограждающий барьер между вами, ссылаясь на трудности восприятия излагаемой им информации, или некорректного ее изложения.

4. Уходите от близкого контакта

Умелый манипулятор старается установить доверительные отношения с объектом манипуляции, чтобы навязать свое решение. Уклоняйтесь от психологического давления манипулятора путем установления близких отношений с вами, как бы не замечайте этого.

5. Выявляйте скрытый смысл

В потоке изливаемой на вас манипулятором информации путем изложения вами дополнительных и наводящих вопросов, пытайтесь уловить и озвучить истинный скрытый смысл и мотив.

6. Отслеживайте оговорки

Истина кроется в деталях. Путем дополнительных наводящих и уточняющих вопросов попытайтесь проследить за ответами и заставить манипулятора оговориться. Проанализируйте оговорки и проясните истинные цели.

7. Защищайтесь ограничением служебных обязанностей

Хороший прием защиты от предложенного нежелательного варианта решения проблемы — ссылка на необходимость следования четко ограниченным должностным обязательствам.

8. Включите рассеянность

Хороший прием противодействия применяемым манипулятором приемам — проявление рассеянности, невнимательности, демонстрация замедленных реакций.

9. Непредсказуемое поведение

Применяя на вас свои приемы, манипулятор рассчитывает на ответные стандартные реакции. Постарайтесь не дать ему такой возможности. Реагируйте замедленно и предельно осторожно. Так, в ответ на казалось бы очень выгодное деловое предложение, выразите сомнение в целесообразности такого решения. Сбивайте манипулятора с толку.

10. Заостряйте внимание на нужных для вас решениях

Манипулятор пытается отвлечь вас от нужного вам направления решения делового вопроса, уводя в сторону и развивая второстепенные направления. Настойчиво возвращайте и направляйте разговор в требуемое вам русло.

11. Делаем вынужденный перерыв

Если беседа слишком накалилась, и вы чувствуете, что манипулятор одерживает перевес, сделайте вынужденную паузу. Для этого придумайте любой удобный предлог: либо вам нужно выполнить распоряжение более статусного руководителя, либо наоборот — отдать срочное распоряжение подчиненным.

12. Активное нападение

Наряду с пассивным, защитным поведением, можно переходить и к более активным действиям, а именно: резко раскритиковать и высмеять высказанные манипулятором суждения и даже его личное поведение. Это дезориентирует вашего противника.

13. Ответная манипуляция

Распознав признаки манипуляции против себя, можно применить такие же приемы манипуляций в ответ, предварительно выявив слабые места противника. Перехватываем инициативу и переводим общение в нужное нам русло.

Источник

Манипуляции в деловом общении

При деловом общении каждый из участников диалога хочет получить свою выгоду. Для этого используются манипуляции в деловом общении. Чтобы не попасться на уловки, необходимо знать несколько простых правил, которые не только защищают от манипулирования со стороны собеседника, но и помогут «выиграть» разговор и добиться желаемого.

Способы манипуляции в деловом общении

Для манипулирования в разговоре потребуется изучить несколько способов. Их рекомендуется использовать в комплексе во время диалога.

Подготовка к разговору

Перед диалогом необходимо внимательно изучить предстоящую тему обсуждения и продумать возможные пути исхода.

Обработка информации

Адресат не сможет анализировать информацию, если набрать быстрый темп разговора. Это позволит в нужный момент изменить факты под себя и выиграть диалог.

Внезапная искренность

Для ослабления внимательности собеседника необходимо втереться в его доверие. Для этого можно откровенно высказаться по поводу сложившейся ситуации, оказав эмоциональное давление на собеседника.

Безразличие к разговору

Не стоит обращать внимание на собеседника и на излагаемую им информацию. Не должно быть никаких эмоций. В ходе разговора необходимо переспрашивать и просить заново рассказать различные детали. Это позволит оказать давление и вызвать у адресата эмоции. При этом можно начинать манипулировать.

Читайте также:  Понятие функции способы задания функции основные свойства функции

Слабость

Одной из техник манипулирования является нарочная некомпетентность в решении поставленного вопроса. В таком случае собеседник потеряет мнимость и расслабится. В нужный момент достаточно будет немного надавить и добиться желаемого.

Профессионализм

Использование профессиональных терминов окажет давление на собеседника, если он их не знает.

Манипуляции в деловом общении и защита от них

Защита от манипуляций в деловом общении является важным пунктом для победы в разговоре. Это позволит увидеть все уловки партнера и нейтрализировать их.

Отключение чувств

Манипуляторы подбирают различные уловки, анализируя чувства и реакцию собеседника на поставленные вопросы. Исходя из этого, главным правилом для защиты от манипуляций является спокойствие и адекватная оценка ситуации, вопросов, претензий во время диалога. Это собьет собеседника, и он начнет использовать другие уловки. Эмоции и чувства необходимо отключить

Дистанция

Во избежание психологического негативного давления необходимо придерживаться среднего расстояния. При близком контакте манипулятор, имея более высокую должность и влияние, может морально давить на собеседника. При этом использование оскорбительных выражений и угроз необязательно.

Препятствия и адекватная оценка диалога

Не стоит бояться задать манипулятору вопросы по теме разговора. Большинство начальников могут подстраивать ситуацию под себя и подменять понятия. Это одна из уловок манипуляции, которую можно обойти путем предоставления фактов и опровержений.

Близкий контакт

Доверительные отношения с манипулятором дают ему возможность скрытно навязывать решения. Во избежание близкого контакта необходимо оставаться на уровне деловых отношений. При любых возможных ситуациях, когда манипулятор хочет «подружиться», требуется вести себя сдержанно и не обращать внимания.

Анализ диалога

С начала разговора необходимо обращать внимания на незначительные вопросы и отговорки манипулятора. Это позволит узнать его настрой и скрытый смысл намерений.

Промежуточные отговорки

Манипулятор является таким же человеком, которому свойственно ошибаться. Для определения ошибок необходимо задавать уточняющие и наводящие вопросы по поводу излагаемой информации. Это позволит поставить манипулятора в ступор.

Служебные обязанности

В трудовом договоре обозначены все обязанности работника. Если начальник пытается обвинить в некомпетентности и неисполнении задач, не стоит бояться сослаться на трудовой договор.

Рассеянность

Чтобы защититься от уловок манипулятора можно включить рассеянность, невнимательность и замедление действий.

Поведение

Манипуляторы уже имеют опыт и использовали уловки с другими собеседниками. Большинство реагируют стандартно и не пытаются защитить свои интересы и правоту. Во избежание манипуляций необходимо придерживаться спокойного поведения и грамотно оценивать ситуацию. Даже если манипулятор предлагает сделку на выгодных условиях, лучше сначала разобраться и задать уточняющие вопросы по пунктам. Это собьет манипулятора с толку, и можно будет заметить недопонимание на его лице.

Управление разговором

Манипулятор пытается отвлечь от темы обсуждения и выстраивает второстепенные линии разговора. Для решения делового вопроса необходимо возвращаться на нужное место диалога.

Перерыв

В том случае, когда в разговоре манипулятор начинает одерживать победу, можно сделать небольшой перерыв. Для этого можно использовать любой предлог, чтобы отлучиться. Это может быть вынужденное выполнение задачи руководства или необходимость отдать приказ подчиненным.

Нападение

Не стоит останавливаться на защитной позиции. Манипулятор не ожидает нападения. Для этого можно использовать те же способы, что и он. Однако сначала нужно их узнать.

Вывод

Одержать победу в разговоре можно с любым собеседником, если грамотно использовать манипуляции в деловом общении.

Источник

«Техника безопасности» делового общения

Психологическая подготовка к деловой беседе и настрой на партнера — дело очень важное, но не решающее. Результат зависит от вашей подготовленности, но определяется тем, как вы построите сам разговор. Для того чтобы не совершать очевидных ошибок в построении беседы, предлагаем воспользоваться следующими основными принципами.

1. Рациональность. В ходе беседы необходимо вести себя сдержанно, даже в том случае, если партнер проявляет эмоции. Почему? Во-первых, неконтролируемые эмоции всегда отрицательно сказываются на решении. Во-вторых, существует психологическое правило, которое гласит: «В дискуссии побеждает тот, кто более спокоен». Спокойствие и рациональность — лучший ответ на всплеск эмоций со стороны партнера.

2. Понимание. Постарайтесь понять собеседника. Ведь он(а) пытается объяснить вам свою позицию, довести до вас свое мнение. Но из-за вашего невнимания к его точке зрения не может достичь цели. А это вызывает раздражение и может привести к тому, что собеседник не поймет вашу позицию. Помните: прежде чем влиять на позицию партнера по общению (а изменить ее в нужном направлении — ваша цель), следует ее понять.

3. Внимание. Установлено, что в процессе беседы уровень концентрации внимания колеблется. И это происходит даже тогда, когда отсутствуют отвлекающие факторы. Концентрация и внимание на протяжении беседы неодинаковы. Психика человека устроена таким образом, что в процессе получения информации ему время от времени требуются перерывы. В эти моменты внимание непроизвольно рассеивается, и ваш собеседник на несколько минут как бы «выпадает», выключается из разговора. В такие моменты следует вербально или невербально привлечь его внимание, восстановить разорванный контакт.

Читайте также:  Способы заготовки для грибов

4. Достоверность. В беседе не следует давать ложную информацию даже тогда, когда это делает собеседник. Иначе тактический выигрыш (а он иногда бывает) может обернуться стратегическим поражением.

5. Разграничение. Установление границы между собеседником и предметом разговора — очень важный психологический принцип. В процессе общения мы зачастую отождествляем то, что говорит партнер, с ним самим (его личностными качествами) или даже с нашим отношением к нему. Приятная информация, сообщенная неприятным собеседником, теряет половину своей привлекательности. Наше личное отношение к человеку, которого мы недолюбливаем, часто затрудняет объективную оценку информации, им сообщаемой. Чтобы этого избежать, обращайте внимание прежде всего на то, что именно вам сообщается, а не на то, кто и как сообщает. Короче говоря, отделение фактов от мнений (оценок), а мнений от эмоций является принципом построения конструктивной беседы.

Названные принципы проведения деловой беседы носят достаточно общий характер. Специалисты в области психологии общения конкретизировали их и составили правила проведения деловой беседы. Эти правила можно было бы назвать «техникой безопасности» при деловом общении .

1. Двойной интерес. Каждый собеседник преследует двойной интерес:

  • относительно существа дела, обсуждаемого в беседе,
  • относительно своего взаимодействия с партнером.

Иными словами, общаясь, люди думают не только о том, что обсуждается, но и о том, как будут строиться и развиваться их дальнейшие отношения. Сохранение хороших (конструктивных) отношений — цель не менее важная, чем обмен информацией. Вот почему мы зачастую предпочитаем не обсуждать некоторые темы с нашими близкими, боясь испортить с ними отношения.

Психологи рекомендуют на каждом этапе вести разговор так, чтобы он способствовал развитию ваших отношений с подчиненными, а не мешал им. Проблема заключается в том, что отношения обычно увязываются с предметом беседы, с темой разговора. Поэтому:

  • не делайте поспешных выводов о намерениях вашего собеседника, исходя из собственных опасений. Не принимайте собственные страхи за его планы. Ваша проблема — не вина партнера. Обвинять его — самый легкий способ, даже в том случае, если он действительно виноват. Ваши слова хотя и справедливы, но обычно непродуктивны. Ваше наступление вынуждает оппонента занимать оборонительную позицию и не соглашаться с тем, что вы сообщаете;
  • внимательно слушайте и показывайте, что вы услышали сказанное. Слушание — это активный процесс;
  • говорите о ваших интересах, о том, чего вы хотите. Собеседник может не догадываться об этом, а вы можете не знать, каковы его интересы. Если вы хотите, чтобы ваши интересы были приняты во внимание, следует объяснить, в чем они заключаются. При этом формулировки должны быть конкретными и ясными;
  • смотрите вперед, а не назад. Вы быстрее добьетесь своей цели, если будете говорить о том, чего хотите достичь, а не о том, что было. Вместо того чтобы спорить с человеком о прошлом, в котором все равно ничего нельзя изменить, говорите о будущем. Не просите объяснить вчерашние действия, гораздо продуктивнее рассмотреть, кто и что должен сделать завтра.

2. Внимание к партнеру. Подчеркнутое внимание к собеседнику — важное правило. Если вы покажетесь партнеру заинтересованным слушателем, это значительно облегчит и его, и вашу задачу. Для этого:

  • сопровождайте речь партнера репликами типа: «Да», «Понимаю вас…», «Это интересно…», «Приятно это слышать». Если вы будете делать это непринужденно и конструктивно, сопровождая слова соответствующими невербальными знаками, такая реакция создаст подсознательное желание высказываться свободно и непринужденно. Она поможет выразить одобрение, интерес, понимание;
  • проявляйте стремление получить дополнительные факты и прояснить позицию собеседника, используя фразы: «Пожалуйста, уточните это…», «Повторите, будьте добры, еще раз…», «Как я вас понял(а)…», «Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь…», «Другими словами, вы считаете, что…» и т. д.;
  • обращайтесь к партнеру по имени (имени-отчеству);
  • не говорите обидных слов — помните о законе эмоционального зеркала: нервозность одного собеседника вызывает нервозность другого, злость порождает злость, агрессия — агрессию. Чтобы ваши слова подействовали, говорите деликатно, не оскорбляя партнера;
  • осторожно выбирайте слова, указывая на ошибки и неточности вашего партнера. Ошибаться могут все, а острая реплика типа: «Это абсолютно неверно!» или: «Вы заблуждаетесь!» убивает мысль, задевает чувство собственного достоинства собеседника и, следовательно, разрушает контакт. Сказать человеку, что он неправ, можно и взглядом, и жестом, и тоном, причем так же красноречиво, как и словом. Но при этом недопустимо унижать его собственное достоинство. Словами: «Вы не правы, и я сейчас вам это докажу», вы как бы говорите «Я умнее вас». Лучше сказать по-другому, например: «Я думаю иначе. Но, конечно, я могу заблуждаться. Надеюсь, вы меня поправите, если я в чем-то буду неправ». Как видите, в психологии общения самый короткий путь для высказывания своих мыслей — не всегда самый лучший.
Читайте также:  Способы тепловой обработки продуктов схема

3. Поиск общего. Любая деловая беседа есть, с психологической точки зрения, поиск общего (общей позиции, общего подхода к обсуждаемому вопросу). Для того чтобы поиск общего шел легче, следует:

  • не начинать разговор с тех вопросов, по которым вы расходитесь во мнениях. Лучше, чтобы собеседник с самого начала разговора ответил на ваш вопрос утвердительно или согласился с вашей мыслью. Если дается отрицательный ответ, то человек оказывается в позиции, которая требует, чтобы он оказался верен сказанному. Потребуется время (и иногда значительное), чтобы ваш собеседник понял, что его «Нет!» было неразумным.Не случайно поэтому люди интуитивно начинают разговор с общей темы, например, обмениваются мнениями о погоде. Как правило, их мнения совпадают. Разумеется, если каждую деловую беседу начинать с разговора о погоде, это будет выглядеть нелепо. Профессионал всегда имеет в запасе несколько заготовок — вопросов, на которые можно получить только утвердительные ответы;
  • не спешите на предложение партнера говорить «нет». Лучше использовать прием «Да, но…». Например, в ответ на неприемлемое предложение лучше всего сказать: «Да, но я хочу, чтобы при этом соблюдалось… (здесь вы тактично высказываете свое условие)». Этот прием заставляет собеседника искать пути для соблюдения ваших интересов и создает ощущение, что предлагаемый им подход вами принимается.

4. Не допускать споров. Из двух спорящих каждый старается победить. Самый надежный способ одержать победу в споре — избежать его. Как это сделать?

  • в процессе беседы никогда не заявляйте прямо и категорично, что ваш собеседник неправ. Лучше, если вы покажите, что вы уважаете его мнение, каким бы оно ни было;
  • если вы неправы (что, конечно же, тоже возможно) — быстро и недвусмысленно признайте это.

5. Безопасная критика. Критика оппонента, его позиций, точки зрения по обсуждаемому вопросу вовсе не всегда является атрибутом деловой беседы. Помните: это очень опасное оружие. Опасное и обоюдоострое, оно ранит обоих участников разговора. Поэтому прибегать к критике следует лишь в крайних случаях и только при соблюдении следующих рекомендаций:

  • для более спокойного реагирования вашего собеседника на критику необходимо создать благоприятный психологический фон ее восприятия. Главное правило здесь состоит в том, что всякое замечание воспринимается легче, если оно следует за одобрением.
  • прежде чем критиковать, укажите на собственные ошибки. Вашему собеседнику будет психологически легче выслушать перечисление своих ошибок, если критикующий начнет с признания, что сам не безупречен;
  • разумнее самому признать свои недостатки, чем выслушивать осуждение со стороны. Это хороший способ «обезоруживания» оппонента;
  • если вы хотите, чтобы люди придерживались вашей точки зрения, дайте им понять, что идея, которую вы излагаете, принадлежит этим людям.

6. Слова-ловушки. Опыт показывает, что использование некоторых слов резко снижает эффективность беседы. Лучшее, что можно сделать, это исключить их из своего лексикона. Что же это за слова?

  • слова-паразиты: так сказать, вот, ну, значит, как говорится, вообще-то, в общем-то, короче…
  • обидные слова;
  • совершенно недопустимы высказывания типа:

— Давайте быстренько обсудим с вами…

— Я как раз случайно проходил мимо и заскочил к вам…

Если вы говорите так, то вы показываете, насколько неважен для вас разговор и обсуждение проблемы, не говоря уже о вашем собеседнике.

7. Речь. В деловой беседе убеждают не столько аргументы, сколько форма их подачи. Убедительная речь и убедительные аргументы — разные вещи. Попробуйте во время деловой беседы излагать самые «сильные» аргументы скороговоркой, сбивчиво, заикаясь, и вы увидите, что они потеряют убеждающую силу. Тон и темп речи, логические паузы и т. д. — очень хорошие средства, помогающие эффективно строить коммуникативное взаимодействие. Для того чтобы овладеть ими и поставить голос, требуются, конечно, специальные занятия. Начать их можно со следующего:

  • изменяйте тон голоса, ведь монотонность «усыпляет», рассеивает внимание. Внезапное повышение или понижение тона голоса выделяет слово или фразу на общем фоне;
  • изменяйте темп речи — это придает ей выразительность;
  • делайте паузу до и после важной мысли;
  • регулируйте громкость речи. Снижение громкости в «важном» месте разговора — лучший способ привлечь внимание.

Таковы вкратце основные правила «техники безопасности» делового общения.

Источник

Оцените статью
Разные способы