Способы защиты предпринимательской деятельности кратко

Особенности защиты прав предпринимателей

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Предприниматели, как частные лица, так и организации, часто сталкиваются с необходимостью защиты своих прав, оценки действий контролирующих органов и поиска решений, возникающих в этой сфере проблем.

Основным документом, регулирующим правоотношения предпринимателя и органов контроля, является ФЗ №294 от 26-12-08 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля…». Этот закон применяется в 2018 году в обновленной редакции. Важный инструмент защиты прав в сфере бизнеса – структура уполномоченных по правам предпринимателей Российской Федерации. Деятельность ее опирается на положения ФЗ №78 от 7-05-13 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ».

Федеральный закон №294 как механизм защиты прав предпринимателей

Закон устанавливает правила, по которым проводятся проверки фирм государственными органами, характер этих проверок, сроки, виды и методы проведения. Любое нарушение указанного в законе регламента может рассматриваться как нарушение прав предпринимателя и способно послужить основанием для отмены результатов проверки.

По умолчанию если категория не присвоена, то она имеет низший показатель.
Статья 3 устанавливает принципы защиты предпринимателей при осуществлении государственными органами своих контролирующих функций:

  • уведомительный характер начала работы для предпринимателя;
  • запрет требовать от предпринимателя для начала его деятельности получения документов и разрешений, не предусмотренных законом;
  • признание объектов контроля изначально добросовестными исполнителями законодательных норм;
  • открытость законодательной информации и ее доступность;
  • проверки только в рамках полномочий того или иного органа или его представителя;
  • запрет на проверки различными органами контроля исполнения одних и тех же законодательных норм;
  • ответственность перед законом контрольных органов за нарушения при осуществлении своих функций.

Проверки юридических лиц и ИП полностью бесплатны для них и финансируются из бюджета. Функции и права контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, строго разграничены в соответствии с законом. Согласно ФЗ №294 применяются указанные ниже виды проверок.

Плановая проверка

Общий план проверок выложен на сайте Генпрокуратуры РФ. Руководствуясь этой информацией, можно определить, планируется ли проверка со стороны какой-либо госструктуры в отношении организации или ИП в текущем году. У предпринимателей есть возможность устранить недочеты и ошибки вовремя и избежать санкций по результатам проверки.

Проводится не чаще одного раза в 3 года, но в отношении учреждений образования, а также здравоохранения и некоторых других. Проверки могут проводиться и чаще (ст. 9, п. 2 и 9 вышеуказанного ФЗ). Привилегиями наделены такие контролирующие структуры, как:

  • органы пожарного надзора;
  • органы санитарно-эпидемиологического надзора;
  • лицензирующие органы.

Полный перечень видов деятельности – исключений из общего правила и сроков проверки содержит Постановление Правительства №944 от 23-11-09 г. Сроки могут варьироваться и в связи с присвоенным классом риска, опасности (ст. 9 п. 9.3 ФЗ). О проведении плановой проверки предпринимателя должны предупредить за 3 рабочих дня (ст. 9-12 ФЗ).

Внеплановая проверка

Проводится согласно ст. 10 ФЗ в строго определенных случаях:

  1. Организации или индивидуальному предпринимателю ранее было выдано предписание исправить недостатки в работе. По истечении установленного срока проводится проверка вне плана.
  2. Обращение предпринимателя в уполномоченные органы за лицензией или разрешением на определенные виды деятельности.
  3. В соответствующие органы поступила информация о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью людей, объектам культурного наследия, экспонатам музеев, животным, растениям, окружающей среде, государственной безопасности. Либо в случае чрезвычайных происшествий природного, техногенного свойства.
  4. Нарушены права потребителей или правила маркировки товаров.
  5. Существует обоснованное распоряжение прокуратуры для проведения проверки.
  6. Проверка соответствия присвоенных организации или ИП индикаторов риска характеру их деятельности.

Если имеет место внеплановая выездная проверка, предприниматель должен быть предупрежден не позже чем за сутки до ее проведения (ст. 10-16 ФЗ). Анонимная информация не рассматривается как основание для проверки (ст. 10-3 ФЗ).

На заметку! Потребителю в случае нарушений его прав следует в первую очередь обращаться по месту нарушения. Дальнейшее рассмотрение жалоб контролирующими органами возможно лишь в случае, если вопрос не был решен на месте (ст. 10 ФЗ, ч. 2 п. 2-в).

Обе проверки могут проводиться как в документальной форме, так и в выездной. На официальный запрос о предоставлении документов при документальной проверке нужно ответить в течение 10 рабочих дней. (ст. 11-4,5 ФЗ).

Особый вид проверки – контрольная закупка, т.е. совершение сделки с целью выявления возможных нарушений предпринимателем действующего законодательства по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Это внеплановая проверка, она регулируется ст. 16.1 ФЗ.

Читайте также:  Зсд способы оплаты транспондер

На заметку! Максимально установленный срок любой проверки – 20 рабочих дней (ст. 13-1 ФЗ). Только в исключительных случаях, требующих тщательной экспертной работы, продлевается по решению руководства проверяющего органа (ст. 13-3 ФЗ).

Категории риска и освобождение от плановых проверок

Статьей 8.1 ФЗ №294 закреплен так называемый риск-ориентированный подход. Смысл его заключается в следующем: количество проверок контролирующих органов, их характер, периодичность, напрямую зависят от степени предполагаемого вреда, который может нанести субъект предпринимательства, если не будет соблюдать те или иные законодательные нормы. Критерии классификации по этому признаку устанавливаются Правительством, а контролирующие органы присваивают определенный признак фирме или ИП.

Предприниматель может обратиться с заявлением о пересмотре присвоенной ему категории (ст. 8.1-6 ФЗ). Правительственное Постановление №806 от 17-08-16 г. утверждает виды контроля, которым может подвергаться фирма или ИП: земельный, пожарный надзор, жилищный, строительный, в области защиты прав потребителей и др. Всего видов контроля 39. Проверки органами, не включенными в список, противозаконны.

Утверждаются 6 категорий риска и 6 категорий опасности.

Такие юридические лица или индивидуальные предприниматели освобождены от плановых проверок.

Если риск высок (чрезвычайно высок) или значителен, а категория опасности присвоена 1-3, сведения о таком предпринимателе обязательно публикуются на официальном сайте органа, осуществляющего контроль (надзор).

Проверки малых предприятий до окончания 2018 года находятся под запретом (ст. 26.1 ФЗ №294, ст. 4 ФЗ №209 от 25-12-08 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»).

Если предприниматель не допускал грубых нарушений законодательства, не лишался лицензии, его деятельность не приостанавливалась контролирующими органами по причине нарушений, он не был дисквалифицирован, то и проверка его деятельности вплоть до 31-12-18 г. будет незаконной.

Уполномоченные по правам предпринимателей

Уполномоченный назначается Президентом РФ, и сам может назначать помощников в регионах. Омбудсмену вменяется в обязанность рассмотрение жалоб предпринимателей на действия контролирующих органов. Отказать в принятии жалобы он может лишь в трех случаях: если существует угроза разглашения гос.тайны, если текст обращения нет возможности прочесть либо по обозначенному в нем вопросу уже давались разъяснения раньше.

Решение о принятии жалобы в работу или отказе должно быть принято течение 13 дней. Для осуществления своих функций уполномоченный обладает широкими возможностями в соответствии с законом: от участия в выездных проверках, до обращения в суд.

Источник

Защита прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности

Таганская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет, что защита прав и интересов субъектов предпринимательства представляется необходимой в следующих основных сферах:

отношениях с контрагентами при нарушении договорных условий (потребителями, иными приобретателями и партнерами), иных гражданско-правовых отношениях;

воздействия со стороны конкурентов на товарном рынке в случае нарушений правил добросовестной конкуренции;

отношениях с органами власти и управления по государственному регулированию и контролю за предпринимательской деятельностью при необоснованном ограничении или ином нарушении прав и свобод в сфере предпринимательской деятельности.

Нарушения прав в отношениях с контрагентами и иные гражданско-правовые нарушения регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации, в ст. 12 которого закрепляются способы защиты нарушенных прав, а в ст. 11 — судебный порядок защиты.

Защита имущественных прав может осуществляться всеми способами, перечисленными в законе. Наибольшее значение имеют: 1) меры превентивного характера; 2) меры, направленные на восстановление имущественной сферы управомоченного лица; 3) меры, направленные на принудительное исполнение обязанности должника; 4) меры, связанные с дополнительными (помимо непосредственной обязанности как участника предпринимательского правоотношения) обременениями правонарушителя

Отношения в сфере конкуренции регулируются антимонопольным законодательством, в частности, ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает запрет на недобросовестную конкуренцию. Под недобросовестной конкуренцией Закон понимает любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Однако антимонопольное законодательство направлено не только на защиту конкретных прав предпринимателей, но и на предупреждение и пресечение нарушений свободы предпринимательства в целом. Целями Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 п. 2 ФЗ «О защите конкуренции»).

Отношения предпринимателей с органами государственной и муниципальной власти регламентируются специальным законодательством. На защиту прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности в этих отношениях направлены следующие положения федеральных законов.

Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» саморегулируемая организация от своего имени и в интересах своих членов вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим не соответствующего федеральному закону нормативного правового акта, обязанность соблюдения которого возлагается на членов саморегулируемой организации, в том числе нормативного правового акта, содержащего не допускаемое федеральным законом расширительное толкование его норм в целом или в какой-либо части.

Читайте также:  Способы бурения скважины презентация

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливает принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (ст. 3) и определяет правовые основы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (ст. 23 ФЗ). Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» в Российской Федерации создан государственный орган с правом юридического лица, обеспечивающий гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами, — Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и его рабочий аппарат. Статьи 4 и 5 указанного Закона закрепляют права и обязанности Уполномоченного в связи с рассмотрением жалоб субъектов предпринимательской деятельности в целях обеспечения и защиты их прав.

Кроме того, положения Закона позволяют сделать вывод о том, что защите подлежат не только права отдельных предпринимателей в относительных правоотношениях, но и предпринимательство в целом как социально-экономическое явление. Так, полномочия, закрепленные в ст. 6 Закона, свидетельствуют о возложенной на Уполномоченного функции защиты и развития предпринимательства в Российской Федерации, содействия совершенствованию правового положения субъектов предпринимательской деятельности и правового регулирования их деятельности.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Как на практике работают процессуальные гарантии защиты бизнеса от необоснованного уголовного преследования

29 декабря 2009 года президентом России Медведевым Д.А. был подписан Федеральный закон № 383-ФЗ, которым статья 108 УПК РФ была дополнена частью 1.1. Новая норма впервые ввела дополнительные гарантии для бизнеса от необоснованного уголовного преследования, выраженные в запрете избрания меры пресечения в виде заключения под стражу по уголовным делам о преступлениях, совершенных в сфере предпринимательской деятельности.

На протяжении последующих лет процессуальных гарантий становилось все больше и сейчас Уголовно-процессуальный кодекс имеет значительное число норм, призванных защитить бизнес от избыточного давления при производстве предварительного расследования.

Вместе с тем, реалии правоприменительной практики существенно расходятся с буквой закона, поэтому в рамках настоящей статьи будут рассмотрены основные законодательные барьеры и то, каким образом они соблюдаются.

1. Возбуждение уголовных дел о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности

В ответ на многочисленные жалобы представителей бизнес-сообщества о необоснованном возбуждении уголовных дел без достаточных на то поводов, федеральным законодателем были внесены изменения в ряд положений уголовно-процессуального закона. Так, изменениями в ч. 3 ст. 20 УПК РФ некоторые статьи Уголовного кодекса РФ были отнесены к уголовным делам частно-публичного обвинения в случае, если они совершены индивидуальным предпринимателем или членами органа управления коммерческой организации.

Безусловно такие законодательные барьеры принимались для митигации рисков вторжения силовых служб в хозяйственную деятельность общества без наличия на то разумного повода. Данные требования закона в большинстве своем соблюдаются, однако попадаются случаи их обхода путем отрицания факта совершения преступления в сфере предпринимательской деятельности, а также посредством возбуждения уголовного дела в отношении неустановленного лица.

Стоит также упомянуть экстраординарный порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях, которые в соответствии с требованиями действующего законодательства могут быть возбуждены только в случае поступления материалов из налогового органа, а при поступлении сообщения о преступлении из органа дознания – после получения из налогового органа заключения или информации о наличии признаков нарушений при исчислении налогов, сборов и взносов (ч. 8 ст. 144 УПК РФ).

Вместе с тем, на практике уголовные адвокаты сталкиваются со злоупотреблениями сотрудников СК России, которые широко трактуют неопределенность формулировки ч. 9 ст. 144 УПК РФ, согласно которой решение о возбуждении уголовного дела может быть принято до получения из налогового органа информации о нарушениях при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Такой подход позволяет силовым службам произвольно возбуждать уголовные дела еще до получения окончательных выводов налоговый службы. В данном случае главной целью является оказать давление на предпринимателя, в отношении которого проводится налоговая проверка, либо которым оспаривается, в том числе успешно, принятое по ее результатам решение.

Читайте также:  Саудовская аравия способ правления

2. Законодательный запрет на избрание меры пресечения в виде заключения под стражу.

Как указывалось в начале настоящей статьи, ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ введен прямой законодательный запрет на применение к предпринимателям и руководителям организации, подозреваемым в совершении преступлений в сфере предпринимательской деятельности, меры пресечения в виде заключения под стражу.

Вместе с тем, последнее исследование Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ показало, что мера пресечения в виде заключения под стражу была избрана в отношении каждого четвертого бизнесмена, подвергнувшегося в 2019 году уголовному преследованию по подозрению в совершении преступления в сфере экономики и предпринимательства.

Статистика наглядно демонстрирует, что несмотря на все разъяснения Верховного суда по этому вопросу и изменения, внесенные законодателем в ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ, следователи и суды продолжают использовать исключительную меру пресечения вопреки требованиям действующего закона.

Такой подход фактически поддерживается Верховным судом, Генеральной прокуратурой и руководством следственных органов, которые в ответ на жалобы приводят невразумительные доводы о совершении преступления в сфере, не связанной с предпринимательской деятельностью. Соответствующие выводы никак не обосновываются в решениях ни одной из инстанций.

Стоит помнить, что наиболее частыми причинами, по которым предприниматели помещаются в СИЗО, являются:

  • Уголовное дело возбуждено по факту хищения бюджетных денежных средств, либо денежных средств компаний с государственным (муниципальным) участием. Зачастую такие дела связаны с обналичиванием полученного финансирования через фирмы-однодневки и (или) подозрением в наличии коррупционной составляющей;
  • В результате действий предпринимателя был причинен материальный ущерб значительному числу граждан. В большинстве случаев такие уголовные дела возбуждаются по фактам отзыва лицензии банков, затягивания или прекращения строительства жилых домов, невыплаты заработной платы, привлечения финансирования у населения с последующим отказом от возврата вложений;
  • Поводом для возбуждения уголовного дела послужил бизнес конфликт между партнерами или контрагентами, в особенности, если предполагаемый ущерб превышает несколько десятков миллионов рублей;
  • Уголовное преследование связано с причинением вреда жизни и здоровью людей.

3. Возврат изъятых документов, имущества и электронных носителей компании

Изъятие и удержание предметов, используемых в финансово-хозяйственной деятельности, тем более на длительный срок, создают негативный эффект не для одного лишь лица либо группы лиц: они способны существенно нарушить производственные циклы, затруднить исполнение обязательств собственников или владельцев изъятого имущества перед контрагентами, повлечь прекращение самой предпринимательской деятельности, что неизбежно ведет к ухудшению положения работников субъекта такой деятельности, а также потенциально создают угрозу сокращения поступления налогов в бюджеты всех уровней.

Для целей минимизации рисков наступления указанных последствий в результате действий силовых служб, законодателем были внесены изменения в положения УПК РФ, регламентирующие порядок изъятия, признания вещественными доказательствами и хранения документов, имущества и электронных носителей (ст.ст. 81, 81.1, 82, 164, 164.1 УПК РФ). Данные процедуры были формализованы, установлены конкретные процессуальные сроки для принятия решения о судьбе изъятого, а следователи ориентированы на недопустимость принятия мер, которые могут привести к приостановлению законной деятельности юридического лица или ИП.

Несмотря на это, повсеместно распространена практика изъятия документов, имущества и электронных носителей компании в отсутствие реальной необходимости осуществления таких действий для доказывания. Более того, изъятые предметы в установленные законом сроки не осматриваются, а в большинстве случаев и вовсе не возвращаются предпринимателям, которые несут связанные с этим убытки.

Безусловно наиболее болезненным для компании является длительное удержание товарно-материальных ценностей, так как их использование необходимо для осуществления предпринимательской деятельности и получения прибыли.

Выстраивая позицию для возврата изъятого у организации имущества в первую очередь рекомендую обратить внимание на Постановление Конституционного Суда РФ от 11.01.2018 № 1-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 81.1 и пункта 3.1 части второй статьи 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Синклит», которым прямо указано на необходимость специального подхода к разрешению в досудебном производстве по уголовным делам о преступлениях в сфере экономической деятельности вопросов о признании указанных предметов вещественными доказательствами, их изъятии и удержании в режиме хранения, предполагающий, что такие изъятие и удержание должны быть скорее исключением, обусловленным обстоятельствами конкретного дела и особенностями этих предметов, в том числе информации, источниками которой они служат и которая необходима для раскрытия преступления.

Подводя черту под всем сказанным хотел бы отметить, что не стоит слепо надеяться на благосклонность следствия и процессуальные гарантии, закрепленные в уголовно-процессуальном законе. Только выверенная линия защиты и процессуальная настойчивость способны помочь бизнесу отстоять свои права и не стать жертвой незаконного уголовного преследования.

Источник

Оцените статью
Разные способы