Защита правового статуса личности как фактор становления социального согласия
Дата публикации: 01.01.2014 2014-01-01
Статья просмотрена: 1044 раза
Библиографическое описание:
Нестеров, М. А. Защита правового статуса личности как фактор становления социального согласия / М. А. Нестеров, И. Н. Первушин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 242-244. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8865/ (дата обращения: 18.11.2021).
Финансовый университет при правительстве Российской Федерации (г. Москва)
В данной научной статье затрагиваются основные проблемы правового статуса личности, а также важнейшие условия, влияющие на его соблюдение. Освещен исторический аспект политического «диалога» государства и общества. Показано отношение государства к проблемам основных прав человека и гражданина. Рассматривается влияние гражданского общества на формирование основных прав и свобод личности. Предлагаются некоторые пути достижения социального согласия.
Ключевые слова:общество, свобода, правовой статус, власть, защита, ответственность, политика, социальное согласие
Современная динамика общественного развития обусловливает неизменный интерес к проблеме гражданского общества и процессу его формирования в России.
Становление и укрепление социальной ответственности происходит на основе укрепления юридической ответственности, реализация которой в свою очередь сопряжена с поддержкой, защитой правового статуса личности.
Конституционный статус личности базируется на принципах, которые закреплены в основном законе России (непосредственное действие, всеобщность, гарантированность, неотчуждаемость, защищенность государством, равенство).
Реальные, то есть фактические отношения личности к себе подобным субъектам гораздо более сложны, динамичны, многообразны, чем тот фиксированный продукт ее социально-правового развития, который мы называем статус.
Действительно, статус личности чаще всего определяется именно с правовой точки зрения.
С точки зрения сохранения ценностных основ правового статуса личности, его универсальных общечеловеческих свойств весьма важно, чтобы всякая властная деятельность основывалась и ограничивалась законом, который бы отражал основные положения естественного права.
Совершенно справедливо пишет В. Г. Графский: «Разделение властей, направленное в прошлом на ограничение властного произвола в условиях абсолютистского режима(в дореволюционной Франции) и популистско-тиранического (в античном полисе) режимов правления, и сегодня выполняет свою основополагающую роль, но проявляет себя в совокупных усилиях традиционных и современных институтов. Среди них — многопалатная законодательная власть; нормы и процедуры, гарантирующие взаимный контроль законодательной и исполнительной властей; распределение полномочий между центральной и местными властями; независимая судебная власть; многопартийность; регулярная сменяемость должностных лиц государства. Все эти институты, правила и процедуры налагают на носителей властных полномочий и возможностей конституционные (публично-правовые) ограничения и заметно препятствуют властному произволу и угнетению. Право с его неизменными и характерными свойствами в виде способности выступать мерилом свободы, а также гарантом собственности и личной безопасности является важным средоточием общечеловеческих ориентиров и ценностей, которые самым тесным образом взаимосвязаны с организацией и распределением власти и знания» [1].
Мы видим, что ученый — правовед отмечает институт разделения властей, как наиболее важный шаг в развитии государства, который способен ограничить произвол властей и сохранить равновесие в обществе. Также было упомянуто о регулярной сменяемости должностных лиц, то есть речь идет об альтернативном выборе. А это уже непосредственно связано с наличием свободы, так как возможность принятия альтернативного решения составляет ее начала. В связи с тем, что степень освоения и понимания свободы не одинакова в зависимости от места личности в правовом пространстве, то возникает необходимость установления правовых гарантий для свободы. Свобода, которая есть компонент правового статуса личности выражается в правах.
Проблема свободы есть не что иное как оборотная сторона ответственности.
Важно отметить, что современная ситуация в России вновь оказывается ситуацией выбора, поиска наиболее приемлемых форм и методов становления и развития правового государства, а также правового государственного регулирования, где свободы и права человека и личности окажутся надежно защищенными.
Но что такое правовой статус личности? Это прежде всего правовое положение человека, которое отражает его действительное состояние при взаимодействии с государством и обществом. В научной литературе также отмечается что правовой статус личности тождественен юридическому статусу личности.
А тем временем, в современных условиях продолжает сохраняться проблема соотношения юридического и фактического статусов личности, их неодинаковых способов практического воплощения в жизнь. Эти статусы, с учетом российской специфики разрыва декларированной части законодательства и его реального осуществления в части прав и свобод личности, требует систематической поддержки, защиты.
Очевидно, что особенно в современных условиях содержание правового статуса личности требует поддержки как на уровне социально-экономического механизма, так и политико-правового. В связи с этим обстоятельством особую роль в защите правового статуса личности выполняет правовая политика в сфере защиты ее прав и свобод.
Сама по себе эта политика одно из важных средств установления гармоничных связей между властью и личностью, между государственными институтами и гражданином.
Такие свойства элементов правового статуса личности как всеобщность и масштабность непосредственно связаны с характеристиками правовой политики в сфере защиты прав и свобод личности. Используя эти свойства она формирует определенное правовое пространство.
Права, свободы и обязанности личности и государства постоянно взаимодействуют, определяя в историческом пространстве собственные границы и критерии. А в реальной жизни это находит выражение в гарантированности прав и свобод личности, действенности меры юридической взаимной ответственности граждан и государства.
Защита общего правового статуса личности предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Его характерным признаком считают стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, разумных и предсказуемых его изменений, способных обеспечивать сохранение генофонда страны, темпы производства материальных, а также духовных ценностей, свободное развитие каждой личности. Как любая основа, на которой образуются новые качества, стабильность конституционного статуса личности зависит от того, как полно она будет соответствовать действительным общественным отношениям.
Говоря о правовом статусе личности и, в первую очередь, о его защите, как факторе становления социального согласия, следует учитывать и то, в каком русле осуществляется государственная политика в области права. Зачастую мы сталкиваемся с такими ситуациями когда народ недоволен политикой государства по защите их основных прав и свобод. Обычно эти недовольства получают внешнее выражение в виде митингов и протестов, но как правило, попытки узаконить свою волю данным путем не приводят к успеху. Разделяя мнения многих ученых — правоведов, хотелось бы отметить, что народу куда более целесообразно вести мирный диалог с властями и адекватно оценивать их политику, проводимую в области права, так как правовая политика государства есть необходимая деятельность в сфере защиты прав и свобод личности. Посредством данной политики, человек может чувствовать уверенность в завтрашнем дне и в собственном благополучии, так как он знает, что государство гарантирует ему безопасную жизнь. Но не все так «гладко» на самом деле. Обратимся к «Докладу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2012 год» [2]. В данном докладе Владимир Лукин обозначил насущные проблемы общества за 2012 год. Исходя из того, что люди были вынуждены обратиться к уполномоченному по правам человека для защиты своих прав и законных интересов, можно сделать вывод о том, что в целом люди не в полной мере удовлетворены политикой государства. Из содержания данного доклада становится понятно, что населения недовольно работой правоохранительных органов, в частности полиции. Это чрезвычайно острая проблема, так как данные органы должны быть гарантом соблюдения и охраны прав и свобод человека и гражданина. Но наряду с негативными сторонами в докладе обозначены и положительные изменения, в первую очередь в области социальных прав граждан: парламентом Российской Федерации была ратифицирована Международная конвенция ООН о правах инвалидов, также повышено внимание к проблемам детства, сиротства и многое другое. Безусловно осуществление реформ в сфере правового статуса граждан — процесс, требующий времени и не допускающий поспешности. Так что осуждение властей является необоснованным, а зачастую и неблагодарным.
Следует упомянуть, что для реализации статуса необходимы воля, возможности участников правоотношения. То есть люди, которые заинтересованы в защите своего правового статуса, должны не только выдвигать требования властям о повышении внимания к защите своих прав и свобод, но и быть готовыми к исполнению своих обязанностей. Данные обязанности закреплены в Конституции РФ, к примеру в ч. 2 ст. 15 [3]: важнейшей конституционной обязанностью является соблюдение Конституции и законов Российской Федерации всеми гражданами и лицами данной страны, а также лицами без гражданства, должностными лицами и органами государственной власти. Но не следует забывать, что одной из важнейших обязанностей государства является соблюдение прав и свобод граждан.
Права человека, в свою очередь, есть социальный показатель смысла его бытия, то есть права человека являются продуктом связи индивида и общества. Существуют мнения ученых — правоведов, согласно которым права человека — продукт гражданского общества, и там, где его нет, нет и прав человека соответственно. Данное утверждение является весьма спорным, так как мы не можем с полной уверенностью утверждать, что за неимением гражданского общества в стране народ лишен своих основных прав и свобод. Обратимся к отечественной истории, дабы подробнее разобраться в данном вопросе. В эпоху сталинского тоталитаризма народ СССР находился под гнетом репрессий, жил в постоянном страхе «попасть под раздачу». Безусловно, имели место нарушения прав и свобод граждан, к примеру, проводилась русификация Украины. Но ведь существовала конституция СССР от 1936 года, в которой присутствовала такая глава, как «Основные права и обязанности граждан» [4]. То есть права граждан конституционно были закреплены, но на деле, к сожалению, не всегда соблюдались. Анализируя данные факты, можно прийти к выводу, что права человека и гражданина могут существовать и вне гражданского общества и, в первую очередь, зависят от воли и желания самого государства в лице его руководителей.
Гуманное государство будет стремиться к созданию условий по осуществлению естественных, неотчуждаемых прав человека. Но для реализации прав человека необходимо преодоление социальных проблем, настроенность сознания на осуществление прав, готовность граждан нести ответственность за совершенные поступки, финансовые и ресурсные возможности государства и множество других факторов. Не следует оставлять без внимания такой немаловажный фактор как равенство граждан. Данный аспект является существенной характеристикой правового статуса личности, так как, разве можно вести речь о правовом равенстве граждан, если не соблюдается принцип социального и иного равенства? Из этого следует, что конституционное закрепление равенства есть одна из важнейших задач проведения правовой политики в сфере защиты прав и свобод личности.
Государство также способствует реализации законных интересов граждан, не остается пассивными к желаниям и запросам своего народа. Правовая политика в сфере защиты прав и свобод личности активно влияет на формирование обязанностей, содержание ответственности, ее усиление для личности. В то же время эта политика усиливает ответственность государства перед личностью.
Таким образом, правовая политика в сфере защиты прав и свобод личности способствует принятие цивилизационных решений по проблемам личности и общества. Очень важно, чтобы создавались условия для адекватных форм юридической защиты личности. Следует также сказать, что только в условиях осуществления личностью и государством своих функции будет осуществляться принцип социального согласия. Вопрос о социальном согласии, преимущественно между государством и обществом, является открытым и спорным в настоящий момент.
1. Графский В. Г. Наш трудный путь к праву: Материалы философско-правовых чтений памяти академика В. С. Нерсесянца, М.: Норма, 2006, 416 с.
2. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2012 год // «Российская газета» от 29 марта 2013 г.
3. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
4. Конституция СССР 1936 г.
5. Двадцать лет реформ глазами россиян (опыт многолетних социологических замеров). Аналитический доклад ИС РАН. М., 2011.
6. Колюшин Е. И. Конституционное право России. М., 2001. С. 91.
7. Ромашов Р. А. Некоторые проблемные аспекты понимания правосубъектности индивидуального и коллективного лица // Правовой статус и правосубъектность лица: теория, история, компаративистика: Материалы VIII Междунар. научно-теоретич. конф. (Санкт-Петербург, 14–15 декабря 2007 г.): В 2 ч. Ч. 1. СПб., 2007. С. 3.
8. Рыбаков О. Ю. Право, отчуждение и согласие в современном Российском государстве. — М.: Юрист, 2009. — 248 c.
9. Рыбкин В. Г. Содержание и основные элементы политико-правового статуса личности. Ростов н/Д: Ростиздат, 2011. 1,5 п. л.
Источник
ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
- В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
- Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
- Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
- Все равны перед законом и судом.
- Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
- Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
- Каждый имеет право на жизнь.
- Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
- Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
- Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
- Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
- Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
- Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
- Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
- Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
- Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
- Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
- Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
- Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
- Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
- Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
- Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
- Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
- Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
- Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
- Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
- Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
- Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
- Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
- Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
- Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
- Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
- Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
- Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
- Право частной собственности охраняется законом.
- Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
- Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
- Право наследования гарантируется.
- Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
- Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
- Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
- Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
- Принудительный труд запрещен.
- Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
- Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
- Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
- Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
- Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
- Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
- Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
- Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
- Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
- Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
- Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
- Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
- Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
- В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
- Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
- Каждый имеет право на образование.
- Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
- Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
- Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
- Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
- Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
- Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
- Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
- Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
- Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
- Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
- Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
- Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
- Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
- Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
- Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
- Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
- Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
- Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
- Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
- Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
- При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
- Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
- Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
- Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.
Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
- Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
- Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
- Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
- В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
- Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
- В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
- Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
- Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 — 54 Конституции Российской Федерации.
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
- Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
- Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
- Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
- Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.
- Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
- Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
- Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
- Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
- Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
- В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.
Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
Источник