Способы защиты прав субъектов коммерческой деятельности

Особенности защиты прав предпринимателей

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Предприниматели, как частные лица, так и организации, часто сталкиваются с необходимостью защиты своих прав, оценки действий контролирующих органов и поиска решений, возникающих в этой сфере проблем.

Основным документом, регулирующим правоотношения предпринимателя и органов контроля, является ФЗ №294 от 26-12-08 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля…». Этот закон применяется в 2018 году в обновленной редакции. Важный инструмент защиты прав в сфере бизнеса – структура уполномоченных по правам предпринимателей Российской Федерации. Деятельность ее опирается на положения ФЗ №78 от 7-05-13 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ».

Федеральный закон №294 как механизм защиты прав предпринимателей

Закон устанавливает правила, по которым проводятся проверки фирм государственными органами, характер этих проверок, сроки, виды и методы проведения. Любое нарушение указанного в законе регламента может рассматриваться как нарушение прав предпринимателя и способно послужить основанием для отмены результатов проверки.

По умолчанию если категория не присвоена, то она имеет низший показатель.
Статья 3 устанавливает принципы защиты предпринимателей при осуществлении государственными органами своих контролирующих функций:

  • уведомительный характер начала работы для предпринимателя;
  • запрет требовать от предпринимателя для начала его деятельности получения документов и разрешений, не предусмотренных законом;
  • признание объектов контроля изначально добросовестными исполнителями законодательных норм;
  • открытость законодательной информации и ее доступность;
  • проверки только в рамках полномочий того или иного органа или его представителя;
  • запрет на проверки различными органами контроля исполнения одних и тех же законодательных норм;
  • ответственность перед законом контрольных органов за нарушения при осуществлении своих функций.

Проверки юридических лиц и ИП полностью бесплатны для них и финансируются из бюджета. Функции и права контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, строго разграничены в соответствии с законом. Согласно ФЗ №294 применяются указанные ниже виды проверок.

Плановая проверка

Общий план проверок выложен на сайте Генпрокуратуры РФ. Руководствуясь этой информацией, можно определить, планируется ли проверка со стороны какой-либо госструктуры в отношении организации или ИП в текущем году. У предпринимателей есть возможность устранить недочеты и ошибки вовремя и избежать санкций по результатам проверки.

Проводится не чаще одного раза в 3 года, но в отношении учреждений образования, а также здравоохранения и некоторых других. Проверки могут проводиться и чаще (ст. 9, п. 2 и 9 вышеуказанного ФЗ). Привилегиями наделены такие контролирующие структуры, как:

  • органы пожарного надзора;
  • органы санитарно-эпидемиологического надзора;
  • лицензирующие органы.

Полный перечень видов деятельности – исключений из общего правила и сроков проверки содержит Постановление Правительства №944 от 23-11-09 г. Сроки могут варьироваться и в связи с присвоенным классом риска, опасности (ст. 9 п. 9.3 ФЗ). О проведении плановой проверки предпринимателя должны предупредить за 3 рабочих дня (ст. 9-12 ФЗ).

Внеплановая проверка

Проводится согласно ст. 10 ФЗ в строго определенных случаях:

  1. Организации или индивидуальному предпринимателю ранее было выдано предписание исправить недостатки в работе. По истечении установленного срока проводится проверка вне плана.
  2. Обращение предпринимателя в уполномоченные органы за лицензией или разрешением на определенные виды деятельности.
  3. В соответствующие органы поступила информация о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью людей, объектам культурного наследия, экспонатам музеев, животным, растениям, окружающей среде, государственной безопасности. Либо в случае чрезвычайных происшествий природного, техногенного свойства.
  4. Нарушены права потребителей или правила маркировки товаров.
  5. Существует обоснованное распоряжение прокуратуры для проведения проверки.
  6. Проверка соответствия присвоенных организации или ИП индикаторов риска характеру их деятельности.

Если имеет место внеплановая выездная проверка, предприниматель должен быть предупрежден не позже чем за сутки до ее проведения (ст. 10-16 ФЗ). Анонимная информация не рассматривается как основание для проверки (ст. 10-3 ФЗ).

Читайте также:  Полные способы расслабиться ансамбль звуков природы

На заметку! Потребителю в случае нарушений его прав следует в первую очередь обращаться по месту нарушения. Дальнейшее рассмотрение жалоб контролирующими органами возможно лишь в случае, если вопрос не был решен на месте (ст. 10 ФЗ, ч. 2 п. 2-в).

Обе проверки могут проводиться как в документальной форме, так и в выездной. На официальный запрос о предоставлении документов при документальной проверке нужно ответить в течение 10 рабочих дней. (ст. 11-4,5 ФЗ).

Особый вид проверки – контрольная закупка, т.е. совершение сделки с целью выявления возможных нарушений предпринимателем действующего законодательства по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Это внеплановая проверка, она регулируется ст. 16.1 ФЗ.

На заметку! Максимально установленный срок любой проверки – 20 рабочих дней (ст. 13-1 ФЗ). Только в исключительных случаях, требующих тщательной экспертной работы, продлевается по решению руководства проверяющего органа (ст. 13-3 ФЗ).

Категории риска и освобождение от плановых проверок

Статьей 8.1 ФЗ №294 закреплен так называемый риск-ориентированный подход. Смысл его заключается в следующем: количество проверок контролирующих органов, их характер, периодичность, напрямую зависят от степени предполагаемого вреда, который может нанести субъект предпринимательства, если не будет соблюдать те или иные законодательные нормы. Критерии классификации по этому признаку устанавливаются Правительством, а контролирующие органы присваивают определенный признак фирме или ИП.

Предприниматель может обратиться с заявлением о пересмотре присвоенной ему категории (ст. 8.1-6 ФЗ). Правительственное Постановление №806 от 17-08-16 г. утверждает виды контроля, которым может подвергаться фирма или ИП: земельный, пожарный надзор, жилищный, строительный, в области защиты прав потребителей и др. Всего видов контроля 39. Проверки органами, не включенными в список, противозаконны.

Утверждаются 6 категорий риска и 6 категорий опасности.

Такие юридические лица или индивидуальные предприниматели освобождены от плановых проверок.

Если риск высок (чрезвычайно высок) или значителен, а категория опасности присвоена 1-3, сведения о таком предпринимателе обязательно публикуются на официальном сайте органа, осуществляющего контроль (надзор).

Проверки малых предприятий до окончания 2018 года находятся под запретом (ст. 26.1 ФЗ №294, ст. 4 ФЗ №209 от 25-12-08 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»).

Если предприниматель не допускал грубых нарушений законодательства, не лишался лицензии, его деятельность не приостанавливалась контролирующими органами по причине нарушений, он не был дисквалифицирован, то и проверка его деятельности вплоть до 31-12-18 г. будет незаконной.

Уполномоченные по правам предпринимателей

Уполномоченный назначается Президентом РФ, и сам может назначать помощников в регионах. Омбудсмену вменяется в обязанность рассмотрение жалоб предпринимателей на действия контролирующих органов. Отказать в принятии жалобы он может лишь в трех случаях: если существует угроза разглашения гос.тайны, если текст обращения нет возможности прочесть либо по обозначенному в нем вопросу уже давались разъяснения раньше.

Решение о принятии жалобы в работу или отказе должно быть принято течение 13 дней. Для осуществления своих функций уполномоченный обладает широкими возможностями в соответствии с законом: от участия в выездных проверках, до обращения в суд.

Источник

Защита прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности

Таганская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет, что защита прав и интересов субъектов предпринимательства представляется необходимой в следующих основных сферах:

отношениях с контрагентами при нарушении договорных условий (потребителями, иными приобретателями и партнерами), иных гражданско-правовых отношениях;

воздействия со стороны конкурентов на товарном рынке в случае нарушений правил добросовестной конкуренции;

отношениях с органами власти и управления по государственному регулированию и контролю за предпринимательской деятельностью при необоснованном ограничении или ином нарушении прав и свобод в сфере предпринимательской деятельности.

Нарушения прав в отношениях с контрагентами и иные гражданско-правовые нарушения регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации, в ст. 12 которого закрепляются способы защиты нарушенных прав, а в ст. 11 — судебный порядок защиты.

Защита имущественных прав может осуществляться всеми способами, перечисленными в законе. Наибольшее значение имеют: 1) меры превентивного характера; 2) меры, направленные на восстановление имущественной сферы управомоченного лица; 3) меры, направленные на принудительное исполнение обязанности должника; 4) меры, связанные с дополнительными (помимо непосредственной обязанности как участника предпринимательского правоотношения) обременениями правонарушителя

Читайте также:  Тест по русскому 8 класс с ответами способы словосочетаний

Отношения в сфере конкуренции регулируются антимонопольным законодательством, в частности, ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает запрет на недобросовестную конкуренцию. Под недобросовестной конкуренцией Закон понимает любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Однако антимонопольное законодательство направлено не только на защиту конкретных прав предпринимателей, но и на предупреждение и пресечение нарушений свободы предпринимательства в целом. Целями Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 п. 2 ФЗ «О защите конкуренции»).

Отношения предпринимателей с органами государственной и муниципальной власти регламентируются специальным законодательством. На защиту прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности в этих отношениях направлены следующие положения федеральных законов.

Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» саморегулируемая организация от своего имени и в интересах своих членов вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим не соответствующего федеральному закону нормативного правового акта, обязанность соблюдения которого возлагается на членов саморегулируемой организации, в том числе нормативного правового акта, содержащего не допускаемое федеральным законом расширительное толкование его норм в целом или в какой-либо части.

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливает принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (ст. 3) и определяет правовые основы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (ст. 23 ФЗ). Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» в Российской Федерации создан государственный орган с правом юридического лица, обеспечивающий гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами, — Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и его рабочий аппарат. Статьи 4 и 5 указанного Закона закрепляют права и обязанности Уполномоченного в связи с рассмотрением жалоб субъектов предпринимательской деятельности в целях обеспечения и защиты их прав.

Кроме того, положения Закона позволяют сделать вывод о том, что защите подлежат не только права отдельных предпринимателей в относительных правоотношениях, но и предпринимательство в целом как социально-экономическое явление. Так, полномочия, закрепленные в ст. 6 Закона, свидетельствуют о возложенной на Уполномоченного функции защиты и развития предпринимательства в Российской Федерации, содействия совершенствованию правового положения субъектов предпринимательской деятельности и правового регулирования их деятельности.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Правовые гарантии, формы и способы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности

Защита прав и интересов предпринимателей опирается на достаточно широкий спектр конституционныхгарантий, большинство из которых имеет всеобщий характер и касается как предпринимателей, так и других граждан. К примеру, такие гарантии, как право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, право на судебную защиту, компенсация причиненного ущерба, возмещение государством вреда и т.д., относятся ко всем гражданам. А вот гарантии от недобросовестной конкуренции, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств и т.д. адресованы непосредственно предпринимателям. Из принципа единства экономического пространства вытекает обязанность государства обеспечить создание таких предпосылок экономической (активной) деятельности, как единая денежная система, единая система банков, свободное перемещение товаров и услуг, защита капиталов на любой территории, защита конкуренции.

Читайте также:  Каким способом делают рельсы

Помимо этого Конституция РФ содержит также ряд других гарантий предпринимательской деятельности. В частности, конституционные гарантии права частной собственности предопределяют следующее:

— никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда;

— принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения;

— право наследования гарантируется.

Защита прав предпринимателей и их охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы и способов защиты.

Действующее законодательство содержит достаточно четкую регламентацию форм, средств и способов защиты прав предпринимателей.

Под способами защиты прав понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя. В правовой науке существуют различные основания их классификации.

Так, в зависимости от содержания юридических действий способы защиты можно разделить на материально-правовые и процессуальные.

Материально-правовые способы защиты предпринимательских прав — это способы действий по защите прав в соответствии с охранительными нормами материального права.

Материально-правовые способы защиты прав различаются в зависимости от условий, характера, отраслевой принадлежности, вида защищаемых прав, субъектного состава и т.д. К примеру, по целям материально-правовые способы подразделяются на пресекательные, восстановительные и штрафные.

К пресекательнымотносятся способы, связанные с принудительным прекращением противоправных действий, причиняющих убытки (вред) или иные негативные последствия, а также создающих угрозу таких последствий.

По своей природе пресекательными являются действия по:

— признанию недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

— неприменению судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону,

К восстановительнымотносятся способы, направленные на признание за субъектом определенных прав, а также на восстановление положения, имевшего место до нарушения права.

Восстановительными следует, в частности, считать действия по:

— признанию оспоримой сделки недействительной и применению последствий ее недействительности;

— присуждению к исполнению обязанности в натуре;

— возмещению убытков и компенсации морального вреда и др.

К штрафнымотносятся способы, направленные на применение против нарушителя нормативно установленных санкций (мер ответственности) за противоправное поведение.

Представляется, что к штрафным способам защиты следовало бы относить действия по:

— взысканию неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами;

— обращению незаконно полученного по сделке в доход государства;

— конфискации и т.д.

Процессуальные способы защиты представляют собой реализацию законодательно установленной компетенции юрисдикционных органов в виде издания актов, имеющих своей целью установление, признание или подтверждение прав и юридически значимых фактов, а также восстановление нарушенных законных интересов субъектов правоотношений.

Процессуальные способы защиты прав различаются в зависимости от целей, характера процессуальной деятельности, разновидности властных актов и форм юрисдикционных органов.

Так, по целям процессуальные способы защиты прав дифференцируются на действия по признанию прав, принуждению к совершению каких-либо действий и по преобразованию правоотношений.

Вместе с тем, учитывая особенности характера прав предпринимателей и специфику предпринимательской деятельности, представляется, что наиболее удачной является классификация, согласно которой формы защиты делятся на судебные и внесудебные.

Под судебной формой защиты подразумевается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав. Суть ее заключается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права или пресечения правонарушения.

В рамках судебной защиты органами, обеспечивающими восстановление нарушенного или оспоренного права, являются:

— Конституционный Суд РФ; — арбитражные суды; — суды общей юрисдикции (от районного, городского суда до Верховного Суда РФ).

К формам внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей следует отнести:

— нотариальную защиту; — третейское разбирательство; — досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров.

Источник

Оцените статью
Разные способы