Способы защиты прав предприятия

Особенности защиты прав предпринимателей

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Предприниматели, как частные лица, так и организации, часто сталкиваются с необходимостью защиты своих прав, оценки действий контролирующих органов и поиска решений, возникающих в этой сфере проблем.

Основным документом, регулирующим правоотношения предпринимателя и органов контроля, является ФЗ №294 от 26-12-08 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля…». Этот закон применяется в 2018 году в обновленной редакции. Важный инструмент защиты прав в сфере бизнеса – структура уполномоченных по правам предпринимателей Российской Федерации. Деятельность ее опирается на положения ФЗ №78 от 7-05-13 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ».

Федеральный закон №294 как механизм защиты прав предпринимателей

Закон устанавливает правила, по которым проводятся проверки фирм государственными органами, характер этих проверок, сроки, виды и методы проведения. Любое нарушение указанного в законе регламента может рассматриваться как нарушение прав предпринимателя и способно послужить основанием для отмены результатов проверки.

По умолчанию если категория не присвоена, то она имеет низший показатель.
Статья 3 устанавливает принципы защиты предпринимателей при осуществлении государственными органами своих контролирующих функций:

  • уведомительный характер начала работы для предпринимателя;
  • запрет требовать от предпринимателя для начала его деятельности получения документов и разрешений, не предусмотренных законом;
  • признание объектов контроля изначально добросовестными исполнителями законодательных норм;
  • открытость законодательной информации и ее доступность;
  • проверки только в рамках полномочий того или иного органа или его представителя;
  • запрет на проверки различными органами контроля исполнения одних и тех же законодательных норм;
  • ответственность перед законом контрольных органов за нарушения при осуществлении своих функций.

Проверки юридических лиц и ИП полностью бесплатны для них и финансируются из бюджета. Функции и права контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, строго разграничены в соответствии с законом. Согласно ФЗ №294 применяются указанные ниже виды проверок.

Плановая проверка

Общий план проверок выложен на сайте Генпрокуратуры РФ. Руководствуясь этой информацией, можно определить, планируется ли проверка со стороны какой-либо госструктуры в отношении организации или ИП в текущем году. У предпринимателей есть возможность устранить недочеты и ошибки вовремя и избежать санкций по результатам проверки.

Проводится не чаще одного раза в 3 года, но в отношении учреждений образования, а также здравоохранения и некоторых других. Проверки могут проводиться и чаще (ст. 9, п. 2 и 9 вышеуказанного ФЗ). Привилегиями наделены такие контролирующие структуры, как:

  • органы пожарного надзора;
  • органы санитарно-эпидемиологического надзора;
  • лицензирующие органы.

Полный перечень видов деятельности – исключений из общего правила и сроков проверки содержит Постановление Правительства №944 от 23-11-09 г. Сроки могут варьироваться и в связи с присвоенным классом риска, опасности (ст. 9 п. 9.3 ФЗ). О проведении плановой проверки предпринимателя должны предупредить за 3 рабочих дня (ст. 9-12 ФЗ).

Внеплановая проверка

Проводится согласно ст. 10 ФЗ в строго определенных случаях:

  1. Организации или индивидуальному предпринимателю ранее было выдано предписание исправить недостатки в работе. По истечении установленного срока проводится проверка вне плана.
  2. Обращение предпринимателя в уполномоченные органы за лицензией или разрешением на определенные виды деятельности.
  3. В соответствующие органы поступила информация о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью людей, объектам культурного наследия, экспонатам музеев, животным, растениям, окружающей среде, государственной безопасности. Либо в случае чрезвычайных происшествий природного, техногенного свойства.
  4. Нарушены права потребителей или правила маркировки товаров.
  5. Существует обоснованное распоряжение прокуратуры для проведения проверки.
  6. Проверка соответствия присвоенных организации или ИП индикаторов риска характеру их деятельности.

Если имеет место внеплановая выездная проверка, предприниматель должен быть предупрежден не позже чем за сутки до ее проведения (ст. 10-16 ФЗ). Анонимная информация не рассматривается как основание для проверки (ст. 10-3 ФЗ).

На заметку! Потребителю в случае нарушений его прав следует в первую очередь обращаться по месту нарушения. Дальнейшее рассмотрение жалоб контролирующими органами возможно лишь в случае, если вопрос не был решен на месте (ст. 10 ФЗ, ч. 2 п. 2-в).

Обе проверки могут проводиться как в документальной форме, так и в выездной. На официальный запрос о предоставлении документов при документальной проверке нужно ответить в течение 10 рабочих дней. (ст. 11-4,5 ФЗ).

Особый вид проверки – контрольная закупка, т.е. совершение сделки с целью выявления возможных нарушений предпринимателем действующего законодательства по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Это внеплановая проверка, она регулируется ст. 16.1 ФЗ.

На заметку! Максимально установленный срок любой проверки – 20 рабочих дней (ст. 13-1 ФЗ). Только в исключительных случаях, требующих тщательной экспертной работы, продлевается по решению руководства проверяющего органа (ст. 13-3 ФЗ).

Категории риска и освобождение от плановых проверок

Статьей 8.1 ФЗ №294 закреплен так называемый риск-ориентированный подход. Смысл его заключается в следующем: количество проверок контролирующих органов, их характер, периодичность, напрямую зависят от степени предполагаемого вреда, который может нанести субъект предпринимательства, если не будет соблюдать те или иные законодательные нормы. Критерии классификации по этому признаку устанавливаются Правительством, а контролирующие органы присваивают определенный признак фирме или ИП.

Предприниматель может обратиться с заявлением о пересмотре присвоенной ему категории (ст. 8.1-6 ФЗ). Правительственное Постановление №806 от 17-08-16 г. утверждает виды контроля, которым может подвергаться фирма или ИП: земельный, пожарный надзор, жилищный, строительный, в области защиты прав потребителей и др. Всего видов контроля 39. Проверки органами, не включенными в список, противозаконны.

Утверждаются 6 категорий риска и 6 категорий опасности.

Такие юридические лица или индивидуальные предприниматели освобождены от плановых проверок.

Если риск высок (чрезвычайно высок) или значителен, а категория опасности присвоена 1-3, сведения о таком предпринимателе обязательно публикуются на официальном сайте органа, осуществляющего контроль (надзор).

Проверки малых предприятий до окончания 2018 года находятся под запретом (ст. 26.1 ФЗ №294, ст. 4 ФЗ №209 от 25-12-08 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»).

Если предприниматель не допускал грубых нарушений законодательства, не лишался лицензии, его деятельность не приостанавливалась контролирующими органами по причине нарушений, он не был дисквалифицирован, то и проверка его деятельности вплоть до 31-12-18 г. будет незаконной.

Уполномоченные по правам предпринимателей

Уполномоченный назначается Президентом РФ, и сам может назначать помощников в регионах. Омбудсмену вменяется в обязанность рассмотрение жалоб предпринимателей на действия контролирующих органов. Отказать в принятии жалобы он может лишь в трех случаях: если существует угроза разглашения гос.тайны, если текст обращения нет возможности прочесть либо по обозначенному в нем вопросу уже давались разъяснения раньше.

Решение о принятии жалобы в работу или отказе должно быть принято течение 13 дней. Для осуществления своих функций уполномоченный обладает широкими возможностями в соответствии с законом: от участия в выездных проверках, до обращения в суд.

Источник

Защита прав и законных интересов предприятия

В числе основных задач юридической службы в п. 2 Общего положения названа защита прав и законных интересов предприятия. Согласно ст. 12 ГК способы защиты прав устанавливаются законом (этот перечень не исчерпывающий), однако выбор подлежащих применению средств производится по усмотрению субъектов.

Кроме того, закон предусматривает возможность в определенных пределах осуществлять договорное регулирование установленных мер защиты.

В результате этого, способы защиты применяются в качестве правовых средств. Корпоративному юристу необходимо знать сами способы защиты, но и возможности их договорного трансформирования, а также порядок применения каждого из них.

Особое место среди способов защиты занимает возмещение убытков, причиняемых нарушениями со стороны других лиц, и соглашение о неустойке.

Читайте также:  Как изменить почерк способы

Возмещение убытков служит общим и универсальным видом ответственности, и эта мера подлежит применению, если законом или договором не предусмотрено ограничение на взыскание убытков.

Данная мера в наибольшей степени согласуется с экономическими методами регулирования, поскольку:

1. Она обеспечивает потерпевшему относительно полную компенсацию его потерь и не полученных доходов. Не редко утверждается, хотя это и не верно, что возмещение убытков формирует такое имущественное положение потерпевшей стороны, как если бы обязательство в отношении ее было выполнено.

2. Она причиняет неисправному должнику отрицательные имущественные последствия в размере эквивалентным потерям понесенным кредитором от нарушения обязательства.

Наиболее удобно не предприятии неустоичная ответственность, однако закон крайне редко устанавливает ее. Неустойка может предусматриваться договором, но достаточно трудно склонить другую сторону на включение такого пункта, потому целесообразно, более удобно устанавливает ее на паритетных началах по зеркальному принципу, то есть кредитор предусматривает неустойку за одно нарушение, но одновременно соглашается на установление в пользу должника неустойки за другое нарушение. Наиболее эффективно установление неустойки в виде непрерывно текущей пени за длящееся нарушение. Безусловным преимуществом соглашения об уплате неустойки при нарушении обязательства является отсутствие у потерпевшей стороны обязанности доказывать причиненные ей убытки.

Возмещение убытков оказывает более высокий воздействующий эффект, чем применение неустойки и иных мер ответственности.

Таким образом, налаживание возмещения убытков может рассматриваться как важнейшее после обеспечения законности и организации договорной работы направление деятельности корпоративных юристов.

Основным препятствием, затрудняющим взыскание убытков, является не сложность их расчёта.

Способы расчёта убытков имеют вторичное значение по отношению к организации деятельности по документальному фиксированию и доказыванию убытков.

Ст. 15 ГК неточна, так как смешивает неполученной прибыли и неполученных доходов.

С экономической точки зрения доходы представляют собой любые поступления денег или имущества в пользу организации. А вот прибыль означает превышения доходов от продажи товаров над затратами на производство и реализацию товаров. При этом, взыскание убытков не должно приносить прибыль потерпевшему, он не может обогащаться от нарушения. При взыскании упущенной выгоды, не понесенные расходы образуют существенную часть необходимых затрат, включаемых в себестоимость продукции. Они должны подтверждаться калькуляциями, прейскурантами, выписками из договоров, расчётов и в обязательном порядке, исключаться из суммы искового требования об убытках.

При определении упущенной выгоды, должен использоваться критерий, содержащийся в п. 4 ст. 393 ГК. Должны приниматься в расчет те меры, которые принял кредитор для получения соответствующей выгоды.

Арбитражные суды обычно проверяют возможность действительной реализации товара, требуя от потерпевшего доказательства наличия договорных или преддоговорных отношений с контрагентами на реализацию им товара.

Меры, принятые для получения соответствующей выгоды и сделанные с этой целью приготовления служат показателю возможности реального ущерба.

Ст. 15 ГК обозначает в качестве реального ущерба расходы, произведённые для восстановления нарушенного права. Между тем не все расходы возникшие в результате нарушения производятся кредитором именно для восстановления нарушенного права.У части расходов отсутствует направленность на восстановление права, однако, они должны квалифицироваться как убытки. Например, это санкции, уплаченные кредитором своим контрагентам из-за ненадлежащих действий нарушителя, расходы по уплате налогов и соборов, стоимость забракованного товара и иные траты. Все это реальный ущерб, подлежащий возмещению и его взыскание надо требовать, объясняя суду его причинную связь с нарушением. Очевидно, что ст. 15 ГК неосновательно ограничивает перечень расходов, подлежащих включению в состав убытков.

Стоимость имущества может возмещаться также по цене приобретения с учетом транспортно-заготовительных расходов, если цена приобретения больше, чем текущая цена.

При повреждения имущества, в состав убытков входит сумма уценки такого имущества, либо стоимость расходов по устранению такого повреждения.

При повреждении или порче в необходимых случаях должна производиться экспертиза, определяющая причины и характер дефектов. Эксперт также должен определить процент или долю понижения качества товара. Если экспертом это не сделано, то для определения уценки целесообразно использование услуг независимого оценщика. Расходы на проведение экспертизы и на оплату услуг независимого оценщика включаются в состав реального ущерба.

При обычных условиях хозяйствования, расходы по приемке количественной и качественной относятся на издержки производства. Но когда выявлено недоброкачественность продукции, затраты на экспертизу становятся убытками организации и подлежат возмещению.

Статья 404 ГК закрепляет обязанность кредитора принять разумные меры к возмещению убытков. В ином случае он должен представить док-ва отсутствия возможности принять какие-либо меры или обоснование экономической целесообразности таких мер, то есть большей убыточности таких мер.

В западном зак-ве это требование носит более жесткий характер, там кредитор имеет право на возмещение лишь тех убытков, которые он не смог предотвратить своими разумными действиями. Такое положение установлено, например, п. 7,4,8 принципов УНИДРУА, которые применяются почти ко всем внешнеторговым контрактам.

Это все надо было бы включить в ГК, но этого не сделали.

Эффективным способом возмещения убытков является определение в договоре заранее исчисленных убытков в твердом размере, на основании п.1 ст. 15 ГК. Необходимо четко определить в договоре размер убытков за конкретные виды нарушений и определить их на основании расчёта прогнозируемых последствий нарушения.

Конкретные способы установления в договоре убытков могут выглядеть различно.

1. Во-первых, как закрепление убытков в твердой сумме.

2. Во-вторых как определение ставки убытков в зависимости от объема невыполнения или продолжительности сроков нарушения договорных обязательств.

При установлении в договоре заранее исчисленных убытков истец в обоснование требования должен представить суду текст договора, подтверждение его нарушения за которое установлены убытки.

Сама методика расчета убытков также должна быть представлена суду в подтверждение того, что взыскиваются действительно убытки, а не неустойка.

Представляемые истцом по требованию об убытках документы и иные доказательства должны удостоверять:

1. наличие договорного обязательства.

2. факт нарушения обязательства должником.

3. понесение расходов и неполучение доходов в результате нарушения.

4. наличие причинных связей между нарушением и возникновением убытков.

5. принятие самим истцом разумных мер к самому уменьшению размеров убытков.

Составление такого комплекта доказательств представляет собой организационную задачу. Вся совокупность необходимых документов должна подготавливаться разными службами и работниками, они должны действовать в строгой взаимосвязи. Кроме юридической службы ни одного другое подразделение не в состоянии наладить данную работу.

Различные нарушения сопровождают всю текущую работу фирмы, поэтому возмещение убытков должно пониматься и строиться как регулярно совершаемая деятельность. Поэтому возмещение убытков должно пониматься и строиться как регулярно совершаемая деятельность, должен поддерживаться ее нормальный ход.

Организация работы по возмещению убытков ввиду ее сложности требует соответствующего методического обеспечения, здесь необходимы одновременно два вида методик:

1. экономико-правовые методики, определяющие выявление размера и доказывания убытков. Они должны разрабатываться на государственном уровне, по отдельным отраслям хоз-ва, но самое главное, для каждой конкретной фирмы.

2. организационно-правовые методики. Они должны составляться на каждой отдельной фирме. Их назначение состоит в организации работы служб и специалистов по сбору доказательств для возмещения вреда.

Существует два древних нормативно-правовых акта:

А) Методические указания о порядке определения и взыскании убытков, утвержденные приказом МинТорга от 21.02 1985 года № 37.

Б) Временная методика определения размеров убытков, рекомендованная письмом гос. арбитража СССР от 28. 12. 1990 года.

Они обе устарели и нуждаются в переработке.

Временная методика 1990 года основана на выделении вероятных последствий нарушения независимо от вида этих нарушений и указания возможных мер по

возмещению этих убытков.

По видам мер, группируются размеры понесенных при этом расходов, перечни доказательств убытков и наличие причинной связи нарушения и убытков. Эта методика носит универсальных характер для любых видов нарушений. Но применять ее непосредственно менее удобно.

Методика МинТорга строится исходя из конкретных видов нарушений договора.

По видам нарушений определяются неблагоприятные последствия и меры по их преодолению. Соответственно видам нарушений выделяются также понесенные расходы и перечни необходимых доказательств.

Читайте также:  Договор аренды лесного участка способ заключения

Общим для обеих методик является техника формирования перечня доказательств. Она производна от системы бухгалтерского учета.

Порядок формирования перечней доказательств используемый в методиках ориентирован на подбор документов, применительно к каждому конкретному виду потерь, включаемых в убытки потерпевшей стороны.

Отличия существующих подходов разработки методик на производственных предприятиях и торговых и иных предприятиях.

Производственные организации в результате нарушения договоров несут убытки в отсутствии возможности нормального производства и реализации товара.

Что касается торговых организация, то неполученные доходы возникают у них из-за невозможности перепродажи товаров.

Состав убытков производителей шире, чем у торговых организаций, и включает кроме коммерческих и транспортно-заготовительных расходов также производственные расходы.

Следовательно, на производственных фирмах работа по сбору доказательств требует больше усилий, а сами методики расчёта и доказывания убытков оказывают объемнее и сложнее.

Основная масса убытков торговых организаций причиняется этим организациям отгрузками недоброкачественных товаров и срывом поставок товаров, что должно быть документально подтверждено в суде потерпевшей стороной.

Так, в связи с недоброкачественностью полученных товаров покупатель должен представить:

1. договор, предусматривающий поставку товаров и устанавливающий требования к их качеству и цене.

2. акт экспертизы или акт комиссионной приемка товара по качеству.

3. документы, подтверждающие понесенные расходы и неполученную прибыль вследствие забракования товаров.

С первыми двумя документами все ясно, а вот подбор документов, подтверждающих расходы и неполученную прибыль, составляет определённую трудность.

Среди затрат в данной ситуации принято различать две группы: условно-постоянные и условно-переменные.

1) условно-постоянные затраты. К ним относятся общехозяйственные расходы и общепроизводственные расходы, они включают в себя зарплату всего управленческого персонала, амортизацию зданий и сооружений, амортизацию иных основных средств, амортизационные отчисления определяются исходя из нормативного срока службы основных средств и устанавливаются в процентном отношении к их балансовой стоимости. При этом сумма амортизационных отчислений ежемесячно относится на стоимость производимой продукции. Также к ним относятся расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования.

Таким образом, общая величина условно-постоянных затрат определяется путем сложения месячных показателей общехозяйственных и общепроизводственных расходов, амортизационных отчислений и расходов на эксплуатацию оборудования и транспорта.

В случае нарушения договора у кредитора возникают убытки в виде доли условно-постоянных затрат, которая не может быть отнесена на стоимость нереализованного количества товаров.

Для определения этой части убытков, надо сначала вычислить величину условно-постоянных затрат, приходящихся на единицу или тонну производимой и реализуемой продукции. Для этого общая годовая сумма условно-постоянных затрат делится на среднемесячное количество производимых и реализуемых товаров. Затем, получаемую нормативную величину условно-постоянных затрат надо умножить на количество изделий, которое не было реализовано в следствие нарушения.

Дело в том, что когда предприятию не поставили, к примеру, какое-то кол-во сырья, оно не произвело какое-то кол-во продукции, то кодекс ориентируем на учет фактической стоимости неполученных и непроданных изделий, между тем у каждого предприятия имеются общехозяйственные (или общепроизводственные) затраты. Оно платит зарплату персоналу, оно делает вычеты по амортизации и на эти затраты также должны относиться потери. Как же они относятся? Для подтверждения убытков в виде понесенных условно-постоянных затрат должны представляться следующие док-ва:

А) балансовые данные, подтверждающие величину условно-постоянных затрат.

Б) калькуляция нормативной величины затрат на единицу реализуемых изделий.

В) справку о кол-ве изделий, не реализованных по причине нарушения договора.

Г) расчет величины условно-постоянных затрат не компенсированных в следствие нарушения договора.

2) условно-переменные затраты. Они различаются в зависимости от вида деятельности организации и характера допущенного нарушения.

Какие условно-переменные затраты несет покупатель в случае недоброкачественности полученных товаров и какими документами удостоверяются затраты.

Прежде всего это затраты по оплате стоимости забракованного товара. Они подтверждаются платежными документами с отметкой банка и выпиской банковского счета покупателя о платеже.

2. расходы по экспертизе (комиссионной приемке товара) подтверждаются они счетом экспертной организации и документами об оплате счета. Расходы по комиссионной приемке подтверждаются записями в акте приемки о лицах производивший приемку, времени приемки и выпиской из бухгалтерской ведомости о выплате сумм членам приемной комиссии. Приемкой является нормальной хозяйственной деятельностью организацией и расходы по приемке относятся на результаты ее деятельности. Однако в случае забракования полученных товаров, расходы по приемке уже не могут признаваться необходимыми затратами. Они превращаются в убытки, подлежащие возмещению должником.

3. Расходы по транспортировке товаров покупателям и возврату брака продавцу. Они удостоверяются копиями транспортных накладных, прейскурантами, расчетом провозной платы и платежными документами.

4. Расходы о погрузке и выгрузке распаковки товара и упаковки брака при возврате удостоверяются нарядами на выполнение работ и выписками из бухгалтерской ведомости о выплате сумм исполнителю работ.

5. Расходы по хранению забракованного товара. В случае аренды склада, они могут определяться как часть арендной платы за площадь, занимаемую забракованным товаром.

Кроме того, взыскивается соответствующие доли занимаемых складских площадей часть затрат по освещению, обогреву, охране помещений и другие необходимые расходы.

Эти затраты подтверждаются договором аренды, договором на охрану, счетами на оплату соответствующих услуг и расчётом. Если забракованное изделие предназначалось не для собственного использования, а для дальнейшей реализации, то у кредитора возникают убытки в виде неполученного дохода. Его размеры находятся в пределах разницы между ценой покупки и ценой последующей продажи. Здесь важно доказать размер отпускной цены, поскольку суд взыскивает неполученный доход с учетом мер и приготовлений, предпринятых для получения дохода. Оптимальным вариантом является представление суду договора или преддоговорных документов с контрагентами, в которых зафиксирована цена возможной реализации. Просьба помнить, что забракованный товар не засчитывается в исполнение договора купли-продажи и признается непоставленным. Поскольку обязательство в части кол-ва забракованного товара считается неисполненным, к продавцу одновременное применяется ответственность за брак и за недопоставку соответствующего кол-ва товара в виде убытков или неустойки, когда она предусмотрена.

Теперь более сложный вопрос. Как подтверждаются условно-переменные затраты организации в случае непоставки ей товаров по договору?

Здесь у покупателя могут возникать следующие условно-переменные расходы, подлежащие возмещению. Прежде всего это расходы, понесенные кредитором при заключении договора с неисправным продавцом, а также собственными покупателями для перепродажи которых приобретался товар. Таковы затраты на составление договорной документации, ведение переписки и междугородних разговоров, командировочные расходы для проведения переговоров. Эти расходы могут быть достаточно велики. Поэтому для их документального обоснования должен быть обеспечен сбор всех подтверждающих документов.

2. Частым видом убытков служат расходы по предварительной или авансовой оплате непоставленного товара. Их понесение подтверждается платежными документами с отметкой банка и выпиской по банковскому счету.

3. Нередко уплаченные за товар деньги бывают получены покупателем в виде кредита от банка. Уплаченные банку проценты являются видом убытков от неполучения товара. Здесь важно доказать целевой характер кредита. Для этого в кредитной заявке и в самом кредитном договоре должно быть указано, что заемные средства, полученные для оплаты товара данному продавцу. Кроме того, проценты за кредит рассматриваются как убытки лишь с даты нарушения срока поставки товара.

Теперь об упущенной выгоде покупателя. Она находится как уже было сказано в пределах разницы между покупной ценой и той ценой, по которой товар подлежал реализации покупателем, своим контрагентам. Доказывать упущенную выгоду следует предоставив суду договоры с продавцом и собственными покупателями. Если договоры с покупателями не заключены, то придется получать заключение от конъюнктурных служб, ГосТоргИнспекций, либо ведущих фирм, о среднем уровне цен на соответствующий товар в данный период. В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленумов ВС и ВАС от 01.07.96. № 6/8 из цены реализации, а при перепродаже и из наценки должны быть исключены непонесенные транспортно-заготовительные и производственные расходы. Проблема исключения непонесенных расходов выступает на первый план при расчете упущенной выгоды. В этом деле более целесообразно использовать методику МинТорга 1985 года, в которой достаточно полно обозначены виды непонесенных расходов, а также порядок их определения. Расчет упущенной выгоды согласно этой методике целесообразно строить в виде сводной таблицы, в которой зафиксированы общая сумма неполученного дохода в виде разницы в ценах, и затем виды непонесенных расходов, который исключаются из неполученного дохода. Наиболее часто встречающимися видами непонесенных расходов являются расходы на перевозку одним или несколькими видами транспорта, затем расходы на хранение под сортировку и упаковку товаров, на содержание холодильных установок для скоропортящегося товара, наконец, потери товара при перевозке, хранении и реализации в пределах норм естественной убыли.

Читайте также:  Способы добраться до турции

Исключаются также расходы по уплате процентов за пользование банковским кредитом, расходы по выгрузке и приемке товара и иные.

Необходимо заранее готовить и представлять суду документы, подтверждающие размер соответствующих непонесенных расходов. Это прейскуранты транспортных и экспедиционных организаций, принятые нормативы естественной убыли, ставки других работ и услуг. Нельзя хитрить и пытаться умолчать о непонесенных расходах, иначе нам откажут в иске и мы потеряем все. К обоснованию непонесенных расходов надо готовиться заранее.

Гораздо большую сложность представляет доказывание убытков производственных организаций от неполучения ими по вине смежников необходимых комплектующих частей и материалов. Здесь убытки возникают в результате невозможности изготовления и реализации конечных изделий по вине смежников. Документальное фиксирование таких убытков должно осуществляться различными подразделениями каждое из которых представляет определенную группу документов.

Кто и что должен готовить?

Служба снабжения готовит:

1. Копию или выписку из договора с неисправных поставщиком, подтверждающую вид, кол-во, сроки поставки и цену подлежавших поставке изделий.

2. Справку о кол-ве поставщиков данного ресурса и объемах получение этого ресурса от других поставщиков за месяц или квартал. Бывает так, что определённый материал или изделие поставляет не один смежник, а несколько, тогда заправшивает справку о всех.

3. Справку о имевшихся складских запасов данного ресурса на начало соответствующего месяца. Потому что смежник может не поставить ресурс, но у покупателя на склад скопилось большое кол-во запасов этого ресурса.

4. Ведомость об обеспечении всеми другими ресурсами для изготовлении продукции. Это надо для подтверждения причинной связи между нарушением со стороны поставщика и возникновением убытков.

Вторая группа производственный отдел, он готовит:

1) расчет нормы расходы материалов на изготовление соответствующей продукции на одно изделие и на месячное кол-во. (то есть на изготовление скольких изделий не хватило данного ресурса).

2) месячные номенклатурные планы производства продукции и отчеты об их исполнении. Они подтверждают делались ли приготовления, планировалось ли производство изделий и как выполнены планы.

3) ведомость о наличии готовых изделий в незавершенном производстве на начало месяца и причинах незавершенности.

4) составление актов о простое работников в связи с непоступление материалов, длительности простоя, выплаченных за вынужденный простой суммах.

Отдел сбыта – третья группа готовит:

1) копии или выписки из договоров на реализацию готовых изделий всем покупателям.

2) реестры накладных на отгрузку изделий в текущем периоде с указанием, кому и сколько полагалось по договорам и фактически отгружено, то сеть не было ли излишних отгрузок за счет недопоставки данному покупателю.

Четвертый блок – экономическая (коммерческая служба) готовит:

1) справку о условно-постоянных затратах на кол-во реализованного товара.

2) сведения о средней цене нереализованного товара.

3) сведения о всех видах непонесенных расходов вследствие неизготовления и неотгрузки готовой продукции, размерах таких расходов и документы, подтверждающие ставки расходов.

4) доказательства принятия мер по предупреждению или уменьшению ущерба.

Пятый блок – бухгалтерия готовит:

1) копии платежных документов на перечисление покупателям по их претензиями или решениям судов сумм убытков и неустоек за недопоставку товаров по вине смежников.

2) готовит договор, счета и платежные документы на закупку непоставленных смежником ресурсов у других поставщиков по заменяющим сделкам. Это распространенная мера для уменьшения убытков.

3) Наконец, задача бухгалтера, готовить сводный расчет убытков. назначенный указом, ведущий исполнитель (должен быть экономист) производит выборку полноты, точности и взаимосогласованности составленных документов. Обеспечивает внесение необходимых исправлений и доработок.

Готовый комплект документов передается юридической службе для оформления иска.

Приведенный перечень необходимых документов и действий не является исчерпывающим. В зависимости от отраслевой специфики предприятия, требуются различные по содержанию комплекты документов. На стадии оформления исковых материалов и ведение дела в суде у потерпевшего возникают дополнительные убытки по юридическому обслуживанию.

Стоимость юридических услуг следует рассматривать как расходы, понесенные для восстановления нарушенного права. Такие убытки подлежат возмещению при необходимости получения истцом квалифицированной помощи даже несмотря на наличие в штате юриста. Однако, здесь истцу требуется доказать отсутствие у штатного юриста необходимых познаний для ведения дела.

Важно также доказать разумность расходов по оплате юридической помощи. Цены по возможности должны быть средними, по сравнению с теми, которые взымают за аналогичные услуги. В практике сложилось так, что юр. сопровождение контракта стоит 6-6% его суммы. В США до 10% суммы.

В связи с возмещением убытков, перед юр. службой встают сложные задачи организационного характера.

Упорядочению данной работы служат организационно-правовые методики возмещения убытков. Такие методики предусматривают следующие этапы деятельности.

1) предварительную разработку образцов, форм документов, подлежащих заполнению соответствующими службами и лицами. Формочки надо готовить заранее.

2) размножение, распечатку форм документов и обеспечение ими соответствующих служб и работников.

3) составление предварительных расчетных заготовок, условно-постоянных затрат на единицу реализуемой продукции, нормативо-складских затрат на квадратный метр площади, тарифы на перевозочные и погрузочные работы, это все должно быть заготовлено.

4) закрепление в приказе по фирме и должностных инструкциях обязанностей . и передачи их ведущему исполнителю.

5) определение временных требований, а именно сроков заполнения документов, сроков заполнения, передачи исполнителя, сроков возвращения и сроков на исправление ошибок и общих сроков на составление всего комплекта.

Следующий момент организационной работы состоит в обучении к совместному заполнению исполнителями комплекта документов об убытках.

Каждая организация постоянно несет убытки от тех или иных нарушений, а потому необходимые навыки появляются у исполнителей после 5-7 тренировок.

А) постоянный контроль за точным и оперативным заполнением документов, который возлагается на ведущего исполнителя, ответственного за эту работу в целом.

Б) материальное стимулирование за ведение работы по возмещению убытков, причем как за исполнением особо важных заданий.

В) строгая ответственность исполнителей за упущения в данной работе, поскольку ошибки или небрежности одного лица сводят на нет усилия всех других и подставляют под удар всю фирму.

От юр. службы требуются долговременная и целенаправленная работы, усилия по налаживанию возмещения убытков. Требуется последовательная организационная работа, выявление недочетов, ошибок и несоответствий в осуществлении данных мер. Общим результатом налаживания работы по возмещению убытков являются:

А) повышение хозяйственной и финансовой устойчивости работы фирмы в результате компенсации возникающих убытков.

Б) уменьшение риска потерь и даже банкротства по вине недобросовестных контрагентов.

В) получение возможности более мощного воздействия на контрагентов для укрепления договорной дисциплины, защита интересов фирмы.

Управленческий персонал фирмы приобретает навыки совместных действий по решению общих задач фирмы.

Преодолевается повсеместно существующая разобщенность между функциональными подразделениями, барьеры между службами, когда один отдел считается, что только он занят делом, а остальные дармоедствуют.

Сама юридическая служба также приобретает новые качества, у нее появляется умение налаживать использование мощных правовых средств, для применения которых необходимы усилия (согласованные) целого ряда лиц.

60)Задачи претензионно-исковой работы.

61)Организация претензионно-исковой работы.

62)Обслуживание фирмы адвокатскими организациями.

63)Обслуживание предпринимательских организаций юридическими фирмами.

Дополнительные вопросы из лекций (то, чего нет в практикуме, но на лекциях было).

Источник

Оцените статью
Разные способы