Способы защиты прав потребителей научная статья

Содержание
  1. 10 основных прав потребителей
  2. Право обменять или вернуть непродовольственный товар, если он не подошел (ст. 25 ЗОЗПП)
  3. Право вернуть любой качественный товар, купленный через Интернет (ст. 26.1 ЗОЗПП)
  4. Право вернуть товар и получить за него деньги, даже если гарантия закончилась (ст. 19 ЗОЗПП)
  5. Право знать, кто продавец и производитель, чтобы предъявить претензию (ст. 9, 10 ЗОЗПП)
  6. Если сломался товар весом больше 5 кг, вы имеете право на его бесплатные вывоз и доставку после ремонта обратно (п. 7 ст. 18 ЗОЗПП)
  7. Право получить товар на подмену, пока ремонтируют ваш (п. 2 ст. 20 ЗОЗПП)
  8. Право получать оплаченные товары и услуги вовремя (ст. 23.1, 28 ЗОЗПП)
  9. Право отказаться от работ и услуг в любое время (ст. 32 ЗОЗПП)
  10. Право получать только качественные товары и услуги (ст. 7 ЗОЗПП)
  11. Право отказаться от навязанных услуг или не платить за них (п. 2 ст. 16 ЗОЗПП)
  12. Почему не стоит обращаться в Роспотребнадзор?
  13. Защита прав потребителей Томской области
  14. Юридические услуги и юридическая помощь
  15. Способы защиты прав потребителей
  16. Особенности защиты прав потребителей
  17. Библиографическое описание:

10 основных прав потребителей

Больше не придется терять деньги и довольствоваться некачественными товарами или услугами

В этой статье мы рассмотрим, какие права гарантирует нам Закон о защите прав потребителей (далее – ЗОЗПП).

Право обменять или вернуть непродовольственный товар, если он не подошел (ст. 25 ЗОЗПП)

Для этого нужно обратиться к продавцу с заявлением. А чтобы не было проблем с возвратом денег, в нем надо четко указать, почему вы хотите обменять или вернуть товар. Например, неподходящие габариты, форма, фасон, расцветка, размер или комплектация. Затем нужно обязательно дописать фразу: «Аналогичный товар в день обращения отсутствует».

Читайте также:  Christina apple mask способ применения

Если не указать в заявлении причину, по которой товар не подошел, продавец может вам отказать. И суд может встать на его сторону (прецеденты есть), так как будет исходить из того, что вы злоупотребляете правом, раз даже причину поленились прописать.

Есть товары, которые нельзя вернуть, поэтому перед обращением сверьтесь со списком 1 .

Право вернуть любой качественный товар, купленный через Интернет (ст. 26.1 ЗОЗПП)

Вы имеете право на возврат любого товара, если он куплен дистанционно, т.е. через Интернет или по телефону. В данном случае не действует даже список из пункта выше. Вернуть можно всё. Срок для возврата – 7 дней.

Чтобы вас убедить, я написал запрос в Управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу. Вот цитата из ответа:

«В соответствии с п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (далее – Правила), покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение 7 дней. В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от отвара в течение 3 месяцев с момента передачи товара. Данным пунктом Правил не предусмотрен конкретный перечень оснований и видов непродовольственных товаров для возврата, следовательно, в него входят все виды непродовольственных товаров, реализация которых осуществляется дистанционным способом».

Как видите, Роспотребнадзор тоже так считает.

Право вернуть товар и получить за него деньги, даже если гарантия закончилась (ст. 19 ЗОЗПП)

Все слышали про гарантийный срок товаров. И многие думают, что за его пределами нет никакой защиты – например, если после истечения гарантии в автомобиле сломался двигатель, то придется делать дорогой ремонт за свой счет.

Но помимо гарантийного срока есть еще срок службы, например у автомобилей – в среднем 6 лет. В течение этого срока товар можно вернуть при наличии существенных недостатков.

У процедуры возврата товара с неистекшим сроком службы есть три особенности:

  • первая – претензия и требования предъявляются производителю (изготовителю, импортеру), а не продавцу;
  • вторая – перед тем как требовать возврата денег, обязательно нужно попросить отремонтировать товар; на ремонт производителю дается 20 дней, и, если он не уложится в этот срок, можно требовать деньги;
  • третья – вы должны доказать, что поломка имеет производственный характер.

Право знать, кто продавец и производитель, чтобы предъявить претензию (ст. 9, 10 ЗОЗПП)

Статья 9 ЗОЗПП регулирует порядок предоставления информации о продавце. Так, продавец (изготовитель, исполнитель) обязан довести до сведения потребителя: наименование своей организации, место ее нахождения и режим работы. Информация эта размещается на вывеске. Продавец – индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о госрегистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Например, в магазине может размещаться доска «Информация для покупателей» со свидетельствами, где все это указано. Информация эта нужна для того, чтобы вы могли правильно предъявить претензию – надлежащему лицу и по надлежащему адресу.

А теперь представьте, что вы купили у частного лица товар, но он сломался. Либо пришли в магазин, а он закрылся. Вот поэтому вам и надо знать, как найти изготовителя товара.

В ст. 10 ЗОЗПП указано, что информация о товарах должна включать адрес и наименование изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера. Эта информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Иногда такая информация размещается прямо на упаковке.

Если сломался товар весом больше 5 кг, вы имеете право на его бесплатные вывоз и доставку после ремонта обратно (п. 7 ст. 18 ЗОЗПП)

Товар должен быть вывезен и доставлен вам после ремонта силами и за счет продавца – это правило распространяется на все товары независимо от вида поломки. Для примера: если у вас в автомобиле на гарантии возникла мелкая поломка, автодилер должен пригнать за машиной эвакуатор, а после ремонта привезти ее назад. И при этом он обязан уложиться в сроки для ремонта.

Право получить товар на подмену, пока ремонтируют ваш (п. 2 ст. 20 ЗОЗПП)

Чтобы вы не страдали от отсутствия товара, пока его ремонтируют, вам должны предоставить другой. Но есть и исключения. Не на все товары продавец обязан давать подмену, поэтому перед обращением сверьтесь со списком исключений 2 .

Право получать оплаченные товары и услуги вовремя (ст. 23.1, 28 ЗОЗПП)

Это право подкреплено штрафными санкциями для продавца. Например, за задержку передачи предоплаченного товара – 0,5% от суммы покупки в день (п. 3 ст. 23.1 ЗОЗПП).

Право отказаться от работ и услуг в любое время (ст. 32 ЗОЗПП)

Только придется возместить исполнителю работ или услуг фактически понесенные расходы. Но он еще должен доказать, что их понес.

Право получать только качественные товары и услуги (ст. 7 ЗОЗПП)

А если товар не соответствует требованиям к качеству, которые установлены законом или договором, его можно вернуть (и тут главное – не пропустить сроки; читайте об этом в статье «Сроки по Закону о защите прав потребителей: как их правильно считать?»).

Право отказаться от навязанных услуг или не платить за них (п. 2 ст. 16 ЗОЗПП)

Часто услуги навязывают при покупке товаров в кредит. Чтобы покупатель согласился подписать договор на ненужные услуги, продавец вводит его в заблуждение, утверждая, что если он их не оплатит, то банк не одобрит кредит. Будьте внимательны: на решение о выдаче кредита купленная у неизвестного лица услуга повлиять не может.

Почему не стоит обращаться в Роспотребнадзор?

Многие убеждены, что если их права нарушили, то нужно обращаться в Роспотребнадзор. Но это неправильно. Почему? На этот вопрос ответит сам Роспотребнадзор 3 :

«Одновременно сообщаем, что органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не уполномочены рассматривать имущественные споры и не вправе в административном порядке обязать хозяйствующий субъект совершать какие-либо действия, вытекающие из договорных отношений, поскольку указанными полномочиями наделены исключительно судебные органы.

Разрешение имущественных споров, составляющих основную массу таких обращений и жалоб, согласно законодательству, возможно исключительно в порядке гражданского судопроизводства и не требует обращения в государственные органы, что установлено положениями ст. 18–24, 29 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 “О защите прав потребителей” (далее – Закон).

При отказе продавца товара (исполнителя услуг) удовлетворить законные требования потребителя спор о надлежащем исполнении обязательств по договору купли-продажи или возмездного оказания услуг возможно урегулировать только в порядке гражданского судопроизводства в соответствии со ст. 17 Закона и ст. 11 Гражданского кодекса РФ. Вопросы выплаты компенсации морального вреда, понесенных расходов также разрешаются исключительно в судебном порядке (ст. 15 Закона)».

Часто люди обращаются за помощью в юридические фирмы. Многие попадают на недобросовестных «специалистов», которые берут деньги и обещают написать жалобу в Роспотребнадзор. Но это легальное мошенничество. Поймите, жалоба не позволит достичь необходимого результата, как предъявление претензии продавцу (исполнителю) для решения вопроса в добровольном порядке или подача иска в суд. Поэтому, если с продавцом договориться не удалось, а вы все же рассчитываете вернуть деньги и получить компенсацию, обращайтесь в суд – самостоятельно или с хорошим юристом.

(Перед профессиональными мошенниками трудно устоять. Жертвами недобросовестных продавцов и юристов становятся граждане независимо от их образования и доходов. Как отличить настоящее от поддельного – читайте в статье «Обманутые дважды: сначала покупатели платят за некачественный товар, а потом за попытку вернуть деньги»).

1 Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (см. Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55).

2 Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара (см. Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55).

3 Информация на сайте Роспотребнадзора от 13 февраля и 18 июня 2014 г.

Источник

Защита прав потребителей Томской области

Юридические услуги и юридическая помощь

оперативный тел: 8-953-92-18-411

Способы защиты прав потребителей

  • | Печать |

Подробности Родительская категория: Я потребитель! Категория: Юридическая помощь потребителям Просмотров: 17638

Предусмотрены статьями 18 и 29 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В случае продажи потребителю товара ненадлежащего качества без оговорок об этом он имеет право (ст. 18) на:
— безвозмездное устранение недостатков товара или возмещение расходов на их исправление;
— соразмерное уменьшение покупной цены;
— замену на товар аналогичной марки (модели, артикула), кроме недвижимого имущества;
— замену на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены, кроме недвижимого имущества;
— расторжение договора купли-продажи;
— возмещение убытков.
При этом потребитель вправе предъявить любое из перечисленных требований по своему усмотрению, за следующим исключением:
1. Права потребителя ограничены в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров: требования о замене товара либо о расторжении договора купли-продажи подлежат удовлетворению только при наличии в товаре существенных недостатков.
Для признания недостатка существенным, прежде всего, необходимо наличие недостатка, то есть несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству.
Существенный характер недостатку придают особые последствия, возникающие в результате обнаружения в товаре недостатка, то есть:
неустранимые недостатки;
или недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных затрат времени;
или выявляемые неоднократно;
или проявляющиеся вновь после устранения;
или другие подобные недостатки.
Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя о их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков, утвержден Постановлением Правительства РФ от 13.05.97 г. N 575.
2. В отношении товара, купленного в комиссионном магазине и имеющего недостатки, требования о безвозмездном устранении недостатков или о возмещении расходов на их исправление, а также о замене на товар аналогичной марки (модели, артикула) могут быть удовлетворены лишь с согласия продавца.
В отношении других требований действует обязанность продавца их удовлетворить.
3. В отношении товаров, на которые установлен срок годности, потребитель вправе потребовать замены их на товар надлежащего качества или возврата уплаченной суммы.
Примечание. При разрешении требования потребителя о предоставлении во временное пользование аналогичного товара следует учитывать, что Постановлением Правительства РФ N 55 от 19 января 1998 года установлен Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется.

При нарушении качества услуги потребитель вправе (ст. 29) потребовать:
безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы;
возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьими лицами;
расторжения договора и полного возмещения убытков.

Источник

Особенности защиты прав потребителей

Дата публикации: 29.01.2020 2020-01-29

Статья просмотрена: 1921 раз

Библиографическое описание:

Костоусова, А. Е. Особенности защиты прав потребителей / А. Е. Костоусова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 205-208. — URL: https://moluch.ru/archive/295/66931/ (дата обращения: 18.11.2021).

Исходя из сущности правоотношений, возникающей между субъектами, определенными Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» в первую очередь это гражданско-правовые отношения. Соответственно и регулируются они нормами гражданского законодательства Российской Федерации. Особенностью данных правоотношений является наличие слабого субъекта-потребителя, что обусловило определенную направленность всего потребительского права на установление механизма защиты законных прав и интересов гражданина-потребителя.

Защита прав потребителя — официально установленные законом и другими нормативными документами правила, нормы, охраняющие потребителя, предотвращающие продажу ему некачественного товара, компенсирующие убытки потребителя от недобросовестной торговли.

Исходя из названия Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» можно предположить, что он содержит нормы права, цель которых восстановить уже нарушенного положение «слабой стороны» — потребителя.

Вместе с тем, положения вышеуказанного Закона содержат больше нормы регулятивные, чем охранительные, то есть указывают на права потребителя, устанавливают правила, относящиеся к качеству товара, срокам выполнения работ, оказания услуг, обязанностям продавца (производителя).

В случае нарушения прав потребителя и наступления для него негативных последствий Закон предусматривает ответственность изготовителя, производителя, продавца, исполнителя услуги устранить допущенные недостатки, возместить причиненный вред, в том числе моральный.

Законодатель регулирует защиту прав потребителей как способами защиты права, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации: признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки, присуждения к исполнению обязанности в натуре, возмещения убытков, взыскания неустойки, компенсации морального вреда, так и устанавливает специальные нормы, распространяющиеся только на потребителей.

Способы защиты прав потребителей применяются с учетом предмета посягательства (здоровье, имущественные интересы, жизнь), а также последствий, которые наступили вследствие причинения вреда потребителю.

Ученые выделяют публичную защиту и судебную.

Публичная защита прав потребителей представляет собой правовую защиту закрепленных в законодательстве о защите прав потребителей прав неопределенного круга потребителей и включает в себя государственную и общественную защиту прав потребителей.

Государственная защита направлена на формирование потребительской политики в целом: разработка и принятие нормативных правовых актов, разработка программ и концепций, направленных на обеспечение защиты прав потребителей, улучшение потребительской политики, а также создание уполномоченных органов, осуществляющих соответствующие функции в сфере защиты прав потребителей.

Публичная защита может осуществляться на федеральном уровне, уровне субъекта Российской Федерации и муниципальном. При этом на муниципальном уровне органы местного самоуправления могут представлять интересы граждан в суде, рассматривать жалобы потребителей, консультировать их.

Положения об общественной защите как одном из видов публичной защиты содержатся в статье 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» и осуществляется она общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами), деятельность которых направлена как на формирование предложений по совершенствованию законодательства, взаимодействие с международными организациями потребителей, так и на конкретные действия по защите прав потребителей, в том числе представление их интересов в судах. Значительный интерес в условиях развитой интеграции представляют подходы к вопросам защиты прав потребителей стран Евросоюза, Евразийского сообщества. Так, Коллегией Евразийской экономической комиссии выработаны рекомендации от 21 мая 2019 г. № 15 «Об общих подходах к установлению особых мер защиты прав и интересов отдельных категорий потребителей», в которых рекомендует государствам-членам Евразийского экономического при осуществлении деятельности по правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей учитывать Общие подходы к установлению особых мер защиты прав и интересов отдельных категорий потребителей. Цель этих рекомендаций — необходимость реализации особых мер защиты прав и интересов отдельных категорий потребителей, обусловленных их возрастными, физическими и психическими особенностями, влияющими на способность адекватно оценивать последствия совершаемой сделки, приводящими к возникновению потребительского риска, сопряженного с повышенным потребительским ущербом.

Любое цивилизованное государство должно быть ориентировано на защиту прав и интересов граждан и определять особые меры для отдельных категорий потребителей.

Закон «О защите прав потребителей» предусматривает возможность защиты прав потребителей, как в судебном, так и внесудебном порядке. Сущность внесудебного порядка заключается в том, что потребитель имеет право, а иногда и обязанность, предъявить требования о защите нарушенного права непосредственно продавцу (изготовителю, исполнителю), до обращения в суд с иском. Данный порядок предусмотрен в целях побуждения сторон самостоятельно урегулировать возникшие разногласия, а продавца (изготовителя, исполнителя) — удовлетворить требования потребителя в добровольном порядке, предоставляя тем самым возможность восстановления нарушенного права.

В определенных случаях потребителю, прежде чем обратиться с соответствующим исковым заявлением в суд, необходимо пройти стадию досудебного (претензионного) разрешения спора с исполнителем. Претензионное производство по сравнению с судебным разбирательством имеет ряд преимуществ. Данное производство позволяет оперативно и без дополнительных расходов (оплата услуг представителя, проведение судебной экспертизы и прочие) определить обстоятельства спора и в случае необходимости принять меры для восстановления нарушенных прав потребителя. Закон предусматривает обязательный досудебный порядок урегулирования спора в сфере защиты прав потребителей. Так, ст. 122 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 18 «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» предусматривает, что порядок предъявления и рассмотрения претензий отправителей, получателей устанавливается правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом. На основании п. 68 Постановления Правительства РФ от 02.03.2005 г. № 111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» до предъявления к перевозчику иска, образовавшегося в связи с осуществлением перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, к перевозчику может быть предъявлена претензия в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, грузобагажа в течение шести месяцев, а в случае просрочки доставки багажа и грузобагажа, задержки отправления или опоздания поезда — в течение 45 дней. Законодательством предусмотрены и иные случаи обязательного досудебного порядка урегулирования спора.

По многим судебным спорам необходим досудебный порядок его урегулирования, но как правило, исходя из практики, большая часть споров все равно разрешается в суде.

Право на судебную защиту предусмотрено, прежде всего, Конституцией Российской Федерации, а также нормами гражданского законодательства и Законом РФ «О защите прав потребителей».

Есть свои процессуальные особенности рассмотрения дел по защите прав потребителей, относительно которых свою позицию высказал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.06.2012 № 17.

Законодательством не установлены специальные сроки исковой давности по делам о защите прав потребителей. По подведомственности дела о защите прав потребителей рассматриваются судами общей юрисдикции, несмотря на то, что одной из сторон является юридическое лицо и индивидуальный предприниматель.

Учитывая особенности статуса субъектов правоотношений в сфере защиты прав потребителей (к примеру, иск предъявляется к производителю товара и ответчик зарегистрирован и находится в другом городе) законом установлена альтернативная подсудность, в соответствии с которой стороны могут по соглашению между собой договориться об изменении территориальной подсудности; в случае наличия нескольких ответчиков по делу о защите прав потребителя или нахождения их в разных места наличия у истца права выбора подачи иска по месту нахождения одного из ответчиков. Еще одной значимой льготой для потребителя является освобождение его от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах при цене иска не превышающей 1 000 000 рублей при обращении с иском в суд.

Кроме того, в силу статьи 46 Закона «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) могут обращаться с требованием о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Одним из способов восстановления нарушенного права является восстановление нарушенного права путем:

– устранения недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером);

– замена товара ненадлежащего качества;

– требования соразмерного уменьшения покупной цены;

– требования незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

– отказа от исполнения договора купли-продажи.

Как в судебном, так и в досудебном порядке потребитель может требовать выплаты неустойки за нарушение сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара. При этом размер неустойки установлен Законом РФ «О защите прав потребителей».

Также Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает ответственность продавца за нарушения по договору передачи товара предварительно оплаченному. При этом потребитель вправе требовать передачи оплаченного товара в установленный им новый сроки взыскать сумму неустойки (пени) за каждый день просрочки до передачи товара, либо вправе требовать возврата суммы предварительной оплаты товара, не проданного продавцом.

Потребности населения в различных услугах и товарах обеспечивают торговля, производители, исполнители работ и услуг. Однако, являясь более сильной стороной в договорных отношениях они навязывают потребителям выгодные только для себя условия приобретения товаров и услуг. При этом нередки случаи, когда товары отличаются низким качеством, а иногда и просто опасны для здоровья.

В этой связи законодатель предусмотрел различные способы защиты права потребителя в зависимости от предмета посягательств, степени причиненного вреда, оставив за ним право выбора способа компенсации причиненного вреда или устранения недостатков.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных 21 июля 2014 г.) // Российская газета. № 237. 1993.
  2. Гражданский кодекс РФ // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301, «Российская газета», № 238–239, 08.12.1994.
  3. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» // «Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, № 3, ст. 140, «Российская газета», № 8, 16.01.1996.
  4. Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003, г. № 18.
  5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» от 02.03.2005 г., № 111.
  6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2016. № 5.
  7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. N 9.
  8. Определение № 85-В09–1 // Обзор Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел от 1 февраля 2012 г.
  9. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
  10. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2012. № 7.
  11. Ожегова Г. А. Правовое регулирование возмещения убытков // Юрист. 2015. № 12. С. 13–16.
  12. Стоякин Г. Я. Понятие защиты гражданских прав // Проблемы гражданско-правовой ответственности и защиты гражданских прав: Сборник ученых трудов. 1973. № 27.
  13. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. «Современный экономический словарь. — 6-е изд., перераб. и доп. — М». (ИНФРА-М, 2011)

Источник

Оцените статью
Разные способы