Способы защиты прав граждан исполнительной власти

Содержание
  1. Способы защиты прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти
  2. Необходимость защиты прав и интересов граждан государственными и муниципальными служащими
  3. Направления защиты прав и свобод граждан органами государственного и муниципального управления
  4. Готовые работы на аналогичную тему
  5. Защита прав и свобод человека в деятельности органов исполнительной власти
  6. Субъекты защиты прав и свобод человека
  7. Готовые работы на аналогичную тему
  8. Формы и методы обеспечения защиты прав и свобод человека органами исполнительной власти
  9. Способы защиты граждан по административному праву
  10. Основные права и обязанности граждан России в сфере исполнительной власти, закрепленные в Конституции. Административный и судебный порядок обжалования действий и решений органов исполнительной власти. Роль прокурорского надзора в защите прав населения.
  11. Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
  12. Содержание 1. Правовые способы защиты прав граждан, их система
  13. 1. Правовые способы защиты прав граждан, их система

Способы защиты прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти

Вы будете перенаправлены на Автор24

Способы защиты прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти – это правовые механизмы, обеспечивающие защиту свобод и прав граждан посредством исполнения обязанностей и соблюдения законности исполнительными органами государственного и муниципального управления.

Необходимость защиты прав и интересов граждан государственными и муниципальными служащими

Россия является демократическим государством, Конституция которого гарантирует защиту прав и свобод граждан. Эффективное функционирование механизмов защиты свобод и прав граждан обеспечивается органами исполнительной власти, за счет четкости правового закрепления гражданских прав и свобод и установления обязанностей исполнительных органов государственного и муниципального управления по защите этих прав и свобод. Регулирующую роль в функционировании механизмов защиты гражданских прав и свобод возлагается на законодательство, которое должно обеспечивать полное соответствие принципам, закрепленным российской Конституцией.

Процесс реализации свобод и прав гражданина зачастую сталкивает человека с органами государственного и муниципального управления, представители которых становятся на сторону произвола и беззакония.

Важным аспектом организации государственного и муниципального управления, а также государственной и муниципальной службы является институт юридической ответственности. Ответственность государственных и муниципальных служащих является инструментом контроля их деятельности, направленным на предотвращение нарушения законных интересов и прав граждан, всего общества и государства. Ответственность обеспечивает наличие обратной связи во взаимоотношениях общества и системы государственной и муниципальной власти.

Для государственных и муниципальных служащих предусмотрена ответственность за бездействие или действия, которые ведут к нарушению законных интересов и прав граждан.

Направления защиты прав и свобод граждан органами государственного и муниципального управления

Органы государственного и муниципального управления исполнительного характера обеспечивают защиту разнообразных свобод и прав граждан Российской Федерации. Одним из направлений защиты прав и свобод граждан является защита трудовых прав. В соответствии с российским законодательством работникам гарантируются безопасные для здоровья условия труда, обеспечение которых реализуется посредством контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и охраны труда.

Готовые работы на аналогичную тему

Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и требований нормативно-правовых актов трудовой сферы возлагается на Федеральную инспекцию труда, представляющую собой централизованную единую систему органов государственного управления. Федеральная инспекции труда осуществляет деятельность по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и требований охраны труда в целях обеспечения защиты трудовых прав населения, включая право на безопасные условия труда.

Важнейшим элементом защиты прав и свобод гражданина является судебная ветвь власти. Порядок судебного рассмотрения административных жалоб выступает в качестве универсального способа защиты прав и интересов граждан в сфере исполнительной власти. Автономное существование ветвей государственной и муниципальной власти позволяет гражданам самостоятельно выбирать в качестве первоначальной инстанции или органы государственного и муниципального управления исполнительного характера, или суд. Важно понимать, что независимо от содержания принятого решения гражданин сохраняет право на обращение в суд, если решение органа государственного и муниципального управления исполнительного характера его не удовлетворит.

Инструментом защиты свобод и прав граждан в сфере исполнительной власти выступает петиция, которая предусматривает реализацию особого порядка подготовки, направления, рассмотрения обращений граждан оперативного характера по наиболее значимым вопросам общественной и государственной жизни, включая вопросы защиты прав и свобод гражданина и человека. Данный инструмент призван стать значимым средством влияния на действия органов государственного и муниципального управления исполнительного характера.

В защите прав и свобод граждан особая роль отводится Арбитражному суду, призванному обеспечить эту защиту в ходе реализации взаимоотношений гражданина с органами государственного и муниципального управления исполнительного характера.

Также к числу направлений защиты прав и свобод гражданина можно отнести институт прокурорского надзора. Согласно российскому законодательству прокуратура обеспечивает осуществление надзора за исполнением российского законодательства, реализует меры, призванные устранять нарушения законодательства и привлекать виновных к ответственности, осуществляя уголовное преследование.

Различные способы и направление защиты прав и свобод гражданина обеспечивают формирование единого защитного механизма. Наибольшая эффективность функционирования этого механизма обеспечивается комплексным применением разнообразных способов и средств защиты прав и свобод при условии наличия их регламентации со стороны органов государственного и муниципального управления.

Помимо исполнительных органов государственного и муниципального управления, призванных обеспечивать защиту прав и свобод граждан, в этом направлении действуют разнообразные общественные учреждения, контролирующие, охраняющие и защищающие права и свободы граждан.

В частности, российской Конституцией предусмотрена особая должность Уполномоченного по правам человека, назначение и освобождение которого от должности осуществляется нижней палатой российского Парламента. Эта должность предполагает независимость и неподотчетность его действий органам государственной и муниципальной власти. Правовые основы деятельности Уполномоченного по правам человека составляют требования российской Конституции, соответствующие федеральные конституционные законы, российское законодательство, принципы и нормы международного права.

Источник

Защита прав и свобод человека в деятельности органов исполнительной власти

Вы будете перенаправлены на Автор24

Защита прав и свобод человека в деятельности органов исполнительной власти – это меры, методы и формы действий исполнительных органов государственного и муниципального управления, призванные обеспечить гарантированные Конституцией свободы и права человека и гражданина на территории Российской Федерации.

Субъекты защиты прав и свобод человека

Развитие современного общества ориентировано на обеспечение защиты свобод и прав человека как главной ценности. В качестве субъектов, осуществляющих защиту прав свобод и прав человека, выступают различные органы государственного управления.

В соответствии с российской Конституцией и федеральными законами наиболее важную роль в системе защиты свобод и прав человека исполняет государство. Статьей 2 Конституции России за государством закреплена обязанность осуществления защиты свобод и прав человека и гражданина, а статья 45 утверждает эту обязанность в качестве государственной гарантии.

Помимо этого, некоторые положения российской Конституции содержат адресные указания органам исполнительной власти, направленные на обеспечение и защиту свобод и прав человека в России. В частности, статьей 18 российской Конституции установлено, что свободы и права человека являются непосредственно действующими, определяющими содержание, смысл и применении норм права, деятельность представительной и исполнительной власти. Статья 71 российской Конституции закрепляет защиту свобод и прав человека как предмет единоличного и совместного ведения российского Правительства, органов исполнительной власти различных уровней. Так же российской Конституцией на российское Правительство возлагается осуществление мер, направленных на обеспечение свобод и прав граждан. Помимо Конституции, другие нормативно-правовые акты содержат прямые или косвенные указания на обязанности органов государственного управления исполнительного характера, а также должностных лиц, обеспечивать соблюдение и защиту свобод и прав граждан.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, в качестве основных субъектов обеспечения прав и свобод человека в Российской Федерации выступает Правительство страны, а также исполнительные органы государственного управления и исполнительные органы муниципального управления.

Формы и методы обеспечения защиты прав и свобод человека органами исполнительной власти

С точки зрения сущностного значения формы и методы обеспечения защиты прав и свобод человека органами исполнительной власти следует разделить на две группы:

  • во-первых, это группа форм и методов охраны свобод и прав человека;
  • во-вторых, это группа форм и методов защиты нарушенных свобод и прав человека.

Выделение указанных групп форм и методов охраны и защиты свобод и прав человека позволяет органам государственного управления исполнительного характера более профессионально и точно осуществлять правотворческую и правоприменительную деятельность, направленную на обеспечение свобод и прав человека.

Первая группа форм и методов охраны свобод и прав человека призвана устанавливать порядок, обеспечивающий признание и соблюдение свободы прав человека любыми субъектами права, установление препятствий для возможного неправомерного посягательства на эти свободы и права. К числу данных методов можно отнести следующие:

  • во-первых, установление материальной, дисциплинарной и административной ответственности за посягательство на свободы и права человека;
  • во-вторых, осуществление контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны свобод и прав человека;
  • в-третьих, рассмотрение обращений граждан по вопросам посягательства на их права и свободы;
  • в-четвертых, введение лицензирования и регистрации;
  • в-пятых, установление специальных административных режимов и так далее.

Эту группу форм и методов обеспечения свобод и прав человека можно обозначить как пассивную. Защита уже нарушенных свобод и прав человека требует применения более активных форм и методов. Задача государства в этом случае состоит в осуществлении действий, направленных на восстановление нарушенных свобод и прав человека. К числу форм и методов данной группы можно отнести следующие:

  • во-первых, реализация практических мер по результатам рассмотрения жалоб на нарушение свобод и прав человека;
  • во-вторых, привлечение нарушителей свобод и прав человека к различного рода ответственности;
  • в-третьих, обеспечение исполнения виновными лицами обязанности возмещения вреда или компенсации ущерба и так далее.

Методы и формы обеспечения свобод и прав человека, применяемые исполнительными органами государственного и муниципального управления, можно классифицировать на 2 группы по критерию своего выражения:

  • во-первых, это действия исполнительных органов государственного и муниципального управления, а также их должностных лиц, имеющие внешнее выражение в рамках и пределах их компетенции;
  • во-вторых, действия органов исполнительной власти и их должностных лиц, приводящие к возникновению определенных последствий.

В первом случае речь идет о формировании определенных условий, в том числе в виде административных актов, договорных отношений, иных юридически значимых действий, призванных обеспечить охрану и защиту прав и свобод человека.

Во втором случае речь идет о практической реализации норм права, призванных защитить права и свободы человека. Эта практическая реализация формирует основу для привлечения нарушителей свобод и прав человека к ответственности, восстановления нарушенных прав и свобод.

Основу действий органов исполнительной власти по защите и охране свобод и прав человека составляет их признание со стороны органов государственной и муниципальной власти. Каждый государственный и муниципальный служащий должен осознавать значение свобод и прав человека, гарантированных российской Конституцией. Только в этом случае он будет действовать в интересах общества и каждого отдельного гражданина.

Источник

Способы защиты граждан по административному праву

Основные права и обязанности граждан России в сфере исполнительной власти, закрепленные в Конституции. Административный и судебный порядок обжалования действий и решений органов исполнительной власти. Роль прокурорского надзора в защите прав населения.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 12.12.2010
Размер файла 31,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Содержание

1. Правовые способы защиты прав граждан, их система

2. Правовое регулирование обязанностей органов исполнительной власти как средство защиты прав и свобод граждан

3. Административный порядок обжалования действий и решений органов исполнительной власти, рассмотрения иных обращений граждан

4. Судебный порядок обжалования действий и решений органов исполнительной власти

5. Роль прокурорского надзора в защите прав граждан в сфере исполнительной власти

Главная особенность, характеризующая граждан как участников административных правоотношений, заключается в том, что они выступают в качестве частных лиц, то есть реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти, а не права государственных или негосударственных организаций или их должностных лиц. Поэтому административные правоотношения между гражданами в качестве одной стороны, обладающей правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, и другой стороной в лице соответствующего органа (должностного лица), наделенного государственно-властными полномочиями, могут складываться в связи:

o с реализацией гражданами принадлежащих им по закону прав в сфере исполнительной власти;

o с выполнением возложенных на граждан обязанностей сфере исполнительной власти;

o с нарушением гражданами своих правовых обязанностей в этой сфере;

o с нарушением органами исполнительной власти или их должностными лицами прав и законных интересов граждан.

Основные права и обязанности граждан России в сфере исполнительной власти являются частью комплекса прав, свобод и обязанностей, закрепленных в Конституции страны и конкретизированных в законах и других правовых актах.

Так, согласно ст. 32 Конституции, граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане России имеют равный доступ к государственной службе.

Граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

В Конституции, законах и других актах предусмотрен целый ряд гарантий, то есть специальных правовых, организационных и иных мер, направленных на охрану прав и свобод граждан от каких-либо нарушений. Например, ст. 45 и 46 Конституции устанавливают, что в Российской Федерации каждому человеку гарантируется судебная защита его прав и свобод. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).

Согласно ст. 45 Конституции, Российская Федерация гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Эта конституционная обязанность государственных органов детализирована во многих правовых актах с изложением различных методов и мер (например, рассмотрение протестов прокуроров, частных определений судов, жалоб граждан и др.).

Целью данной курсовой работы является анализ способов защиты граждан по административному праву. Исходя из данной цели в работе поставлены следующие задачи:

— рассмотреть правовые способы защиты прав граждан, их систему;

— рассмотреть правовое регулирование обязанностей органов исполнительной власти как средство защиты прав и свобод граждан;

— изучить административный порядок обжалования действий и решений органов исполнительной власти;

— изучить судебный порядок обжалования действий и решений органов исполнительной власти;

— проанализировать роль прокурорского надзора в защите прав граждан в сфере исполнительной власти.

1. Правовые способы защиты прав граждан, их система

Основные права и обязанности граждан России в сфере исполнительной власти являются частью комплекса прав, свобод и обязанностей, закрепленных в Конституции страны и конкретизированных в законах и других правовых актах.

Так, согласно ст. 32 Конституции, граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане России имеют равный доступ к государственной службе.

Граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

В Конституции, законах и других актах предусмотрен целый ряд гарантий, то есть специальных правовых, организационных и иных мер, направленных на охрану прав и свобод граждан от каких-либо нарушений. Например, ст. 45 и 46 Конституции устанавливают, что в Российской Федерации каждому человеку гарантируется судебная защита его прав и свобод. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).

Согласно ст. 45 Конституции, Российская Федерация гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Эта конституционная обязанность государственных органов детализирована во многих правовых актах с изложением различных методов и мер (например, рассмотрение протестов прокуроров, частных определений судов, жалоб граждан и др.).

К гарантиям прав и обязанностей граждан в юридической литературе иногда относят закрепляющие их правовые нормы. Это не совсем точно. Закрепление прав и обязанностей граждан в законодательстве — необходимое, но далеко недостаточное условие для установления реального статуса гражданина. Опыт показывает, что без надежных, автоматически действующих гарантий провозглашение прав и свобод даже в Конституции страны может оказаться юридической фикцией, как юридическое прикрытие политической игры.

В юридической литературе распространена неточность и другого рода. Обоснованно выделяя административно-правовые гарантии, она дает им слишком широкое толкование, включая в них судебный контроль, прокурорский надзор. Гарантии прав и свобод граждан, закрепленных нормами административного права, могут быть и не административно-правовыми.

Изначальным и универсальным гарантом может быть только закон. Декларирование в этом вопросе приоритета государства, каких-либо его органов и должностных лиц способно лишь ослабить гарантии и открыть путь произволу. Ибо любые властные структуры и должностные лица обязаны действовать в рамках закона и только в этих рамках они могут быть наделены качествами организационно-правовых гарантов.

Таким образом, между законом и государством как гарантами прав и обязанностей граждан существует сложная связь, нарушение которой ставит под сомнение реальность тех или иных гарантий.

Закон может выполнить функцию гаранта при соблюдении ряда условий. Прежде всего он должен быть адекватным экономической и политической ситуации в стране и в то же время достаточно стабильным; отвечать высокому уровню юридической техники и быть органичным звеном всей правовой системы; содержать вместо деклараций конкретные нормы и механизмы их реализации; определять круг органов и должностных лиц, на которые возлагается обязанность создавать условия для реализации прав и свобод, принимать меры к их безусловному обеспечению, а также предусматривать ответственность органов и должностных лиц за ущемление прав граждан и за несвоевременное принятие мер по их защите. Должен последовательно осуществляться принцип неотвратимости ответственности виновных в этом лиц. Иной подход будет означать отступление от конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Безнаказанность, как известно, стимулирует произвол.

В общем виде организационно-правовые гарантии можно подразделить на два вида: судебные и внесудебные.

Статус судебной власти и процессуальные формы ее осуществления выдвигают суды как гаранты прав и свобод граждан на первый план. Их приоритет в этой области определен Конституцией Российской Федерации, установившей, что права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

К ведению судов отнесены разнообразные категории дел, так или иначе затрагивающих права и свободы человека, выполнение ими своих обязанностей. Усиливается влияние судов на укрепление законности в правотворческой и правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, местного самоуправления, и их должностных лиц. Законодательство последовательно расширяет возможности судебного обжалования их правовых актов. Некоторые правовые акты и действия могут быть совершены только на основании судебного решения (ограничение права на тайну переписки, проникновение в жилище и др.).

Конституция РФ предусматривает учреждение должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

В соответствии с данным законом Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Защита прав осуществляется путем рассмотрения жалоб граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства и по собственной инициативе Уполномоченного в случаях, установленных законом, например, при массовых нарушениях прав указанных субъектов.

Объектом проверок Уполномоченным могут быть государственные органы (кроме Федерального Собрания), органы местного самоуправления, должностные лица, государственные служащие, а предметом — их решения и действия (бездействие), нарушающие права.

Полномочия Уполномоченного, связанные с защитой прав, подразделяются на две группы:

а) по выявлению нарушений прав — проведение проверок по жалобам, истребование необходимых для этого материалов, привлечение к проверкам представителей государственных органов и др.,

б) по устранению выявленных нарушений.

Уполномоченный обязан направить органам и лицам, в решениях или действиях которых он усматривает нарушения прав и свобод граждан свое заключение с рекомендациями о возможных и необходимых мерах восстановления нарушенных прав и свобод.

Однако Уполномоченный не вправе отменять решения и действия, нарушающие права и свободы, и применять к виновным меры принуждения. Но он может обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод; в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностных лиц, в решении или действиях которых усматриваются прав и свобод; в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи; в Конституционный Суд Российской Федерации на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле и т.п.

Успешной деятельности Уполномоченного должны способствовать нормы закона, устанавливающие его независимость и неподчиненность каким-либо государственным органам и должностным лицам; обязанность проверяемых им органов и лиц в течение 15 дней предоставлять материалы, а также не позднее чем в месячный срок давать Уполномоченному письменный ответ о результатах рассмотрения его заключения. Установлена административная ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решения, за неисполнение должностными лицами их обязанностей, установленных Федеральным конституционным законом «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», а равно воспрепятствование его деятельности в иной форме (ст. 165). Соблюдение прав и свобод человека и гражданина является предметом общенадзорной деятельности органов прокуратуры.

При Президенте Российской Федерации образована Комиссия по правам человека с целью усиления гарантий соблюдения прав граждан Российской Федерации. В соответствии с Положением о данной Комиссии, ее основной задачей является содействие реализации полномочий Президента как гаранта основных прав и свобод человека; уважению и соблюдению прав и свобод человека в Российской Федерации; совершенствованию законодательного обеспечения прав и свобод человека; защите прав и покровительству граждан Российской Федерации, находящихся за ее пределами.

При выявлении нарушений прав и законных интересов граждан соответствующие органы должны принимать меры к восстановлению их нарушенных прав и законных интересов, а также к привлечению виновных в этом лиц к ответственности.

Для обеспечения прав и свобод граждан большое значение имеет строгое следование конституционным требованиям, состоящим в том, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В этом ключе сформулирован также ряд других положений:

а) в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина;

б) их ограничение возможно только федеральным законом и только при наличии определенных обстоятельств;

в) определен перечень прав и свобод, не подлежащих ограничению вообще;

г) любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В этом смысле незаконными являются записи в подобных актах об их вступлении в силу (введении в действие) с момента принятия или подписания.

Провозглашенную Конституцией Российской Федерацией непосредственность действия прав и свобод человека и гражданина нельзя воспринимать буквально. Это руководящая идея, которая должна быть ориентиром в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Она не означает, что гражданин может претендовать на обязанность органов государственной власти удовлетворить предусмотренные в Конституции Российской Федерации его права в полном объеме. Прерогативы в определении смысла, содержания, применения законов принадлежат субъектам законодательной и исполнительной власти, а оценивать их конституционность — Конституционному Суду Российской Федерации. С этой точки зрения не все конституционные права и свободы являются непосредственно действующими. Имея право на жилище, гражданин, обратившись в компетентные органы за получением жилья, не обязательно его получит, а Конституционный Суд не обязательно признает отказ неконституционным. В этом и подобных случаях (например, в сложившейся криминогенной обстановке трудно говорить о гарантиях права на жизнь и т.п.) имеются в виду юридически закрепленные цели программного характера.

При равенстве конституционных прав и свобод может быть узаконено неравенство отдельных категорий людей в зависимости от различных обстоятельств. Имеются существенные особенности в правовом статусе вынужденных переселенцев, беженцев, людей, проживающих в местностях экологического бедствия. Их статус или его особенности регламентируются специальными законами и другими нормативными актами: Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года «О вынужденных переселенцах» в редакции Закона от 22 ноября 1995 года, Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года «О беженцах»; дополнительно регулируется статус граждан, проживающих в местностях, пораженных радиацией в результате Чернобыльской катастрофы, и др.

Предусматривая государственно-правовые институты обеспечения прав и свобод граждан, Конституция Российской Федерации закрепляет право человека и гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, например, объявление забастовок, в форме обращений в официальные инстанции и т.д. Гражданин имеет право на необходимую оборону.

2. Правовое регулирование обязанностей органов исполнительной власти как средство защиты прав и свобод граждан

Право на обращения является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может обратиться в любую государственную или негосударственную организацию, к любому должностному лицу, по любому значимому для него поводу и в любое время. Этому праву граждан корреспондирует обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц принимать граждан, принимать обращения, регистрировать их, рассматривать эти обращения и давать на них своевременные ответы. Так, в соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. к основным обязанностям государственных служащих относится обязанность в пределах своей компетенции своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ.

Роль органов государственного управления, местного самоуправления и их должностных лиц в реализации прав и свобод граждан, выполнении ими своих обязанностей определяется тем, что они занимаются непосредственным исполнением законов, а также наделены обширными юрисдикционными полномочиями, использование которых часто имеет адресатом права, свободы и обязанности граждан.

Указанные органы и должностные лица, выполняя свою роль, действуют по двум направлениям. Они создают (участвуют в создании) необходимые материальные, организационные, правовые условия деятельности органов, предприятий и учреждений, опосредующей реализацию прав, свобод и обязанностей гражданами; разрешают конкретные индивидуальные дела, возникающие по инициативе граждан (например, в связи с их обращениями), либо по инициативе органов и должностных лиц в порядке их контрольно-надзорной деятельности (например, контроль соблюдения налогового законодательства, правил дорожного движения и т.д.).

Охраняя права граждан, органы государственного управления, местного самоуправления, их должностные лица заслушивают отчеты органов и должностных лиц, уполномоченных применять административные взыскания; осуществляют контроль; рассматривают протесты и представления органов прокуратуры, частные определения и представления судов; проводят проверки по выступлениям печати, информирующим об ущемлении прав и свобод человека и др.

3. Административный порядок обжалования действий и решений органов исполнительной власти, рассмотрения иных обращений граждан

Для обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти существенное значение имеют личные обращения граждан с жалобами, предложениями и заявлениями. Выступая в личном качестве как частное лицо, по собственной инициативе, каждый гражданин вправе оценивать деятельность органа исполнительной власти, любого должностного лица или государственного служащего с точки зрения ее законности и результативности. Конституцией РФ установлено, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), что граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Жалобы — это обращения граждан по поводу нарушения их субъективных прав и свобод. Предложения и заявления имеют иную правовую сущность; они не связаны с нарушением субъективных прав гражданина, а чаще всего носят критический характер и, как полагают их авторы, направлены на улучшение деятельности органов исполнительной власти, их должностных лиц, государственных служащих.

Граждане имеют возможность обжаловать любые незаконные действия и акты, нарушающие их субъективные права и интересы. Благодаря правовой основе жалобы приобретают качества правового средства, с помощью которого осуществляется своеобразный контроль за работой персонала и руководителей органов исполнительной власти. Одновременно жалобы — важное средство охраны прав личности, укрепления связей государственного аппарата с населением, существенный источник самой разнообразной информации. Они являются эффективным инструментом противодействия бюрократизму, коррупции, должностным злоупотреблениям и правонарушениям. Обращающиеся с жалобами должны получать обоснованные ответы, а там, где нарушены права человека, соответствующие органы обязаны срочно вмешаться и обеспечить соблюдение закона.

Существуют два порядка рассмотрения и разрешения жалоб граждан — административный и судебный.

Указом Президента от 3 апреля 1997 г. было утверждено Положение об Управлении Президента РФ по работе с обращениями граждан. Оно призвано анализировать и обобщать вопросы, которые граждане ставят в письмах и на личном приеме; осуществлять оперативное и периодическое информирование Президента, Председателя Правительства, руководителей федеральных органов исполнительной власти о количестве и характере обращений граждан; готовить на основе анализа и обобщения обращений граждан предложения об устранении причин, порождающих обоснованные жалобы; представлять необходимые материалы в целях, освещения в средствах массовой информации итогов обращений граждан; изучать опыт работы соответствующих органов и иностранных государств.

Подобные Управлению Президента РФ структурные подразделения по работе с обращениями граждан имеются и в составе федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ.

Повышению эффективности обращений как способа защиты прав, свобод и законных интересов граждан служит Указ Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» от 6 июня 1996 г. Данным Указом предусмотрен специальный порядок рассмотрения сообщений, опубликованных в средствах массовой информации. Руководители федеральных органов исполнительной власти и главы исполнительной власти субъектов РФ обязаны рассматривать сообщения о нарушениях, допущенных подчиненными им должностными лицами и другими государственными служащими, федеральных законов и указов Президента РФ, о неисполнении или ненадлежащем исполнении ими указанных актов и вступивших в законную силу решений судов — не позднее трех дней. Ответ редакциям должен последовать не позднее двух недель с момента опубликования сообщений в средствах массовой информации. В федеральных органах исполнительной власти копии материалов рассмотрения этих сообщений должны направляться в Главное контрольное управление Президента РФ.

В связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. с последующими изменениями, внесенными Протоколами к ней, а также в целях обеспечения эффективной защиты интересов РФ при рассмотрении дел в Европейском суде по правам человека Президент РФ учредил должность Уполномоченного РФ в этом суде. Его функции определены Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 29 марта 1998 г.

Недостатком административного порядка рассмотрения жалоб является то, что они разрешаются заинтересованными органами исполнительной власти, при этом негласно, в отсутствие жалобщика, к тому же часто работниками, не имеющими правовой подготовки. Поэтому обоснованные жалобы нередко остаются без удовлетворения. Такой порядок не может в полной мере признаваться эффективным и для привлечения к ответственности виновных должностных лиц.

Вот почему возникает необходимость разрешения жалоб в судебном порядке, при котором стороны в процессе равны, возможности для объективного рассмотрения жалобы-иска повышаются. Однако судебному разрешению вопроса должно предшествовать рассмотрение его в порядке подчиненности органом или должностным лицом. Это создает возможность быстро исправить ошибку, не доводя дело до суда, и способствует ответственному отношению к применяемым административным решениям.

В суде гражданин выступает не в роли просителя, а в качестве истца, равной стороны, причем лично и непосредственно. Здесь обязанность давать объяснения суду возлагается на должностное лицо, принимавшее решение по делу в административном порядке. Ему в ходе процесса приходится не только объяснять действия органа и мотивировать их, но и подвергаться оценивающим воздействиям со стороны истца, суда и других участников процесса. Поэтому нередко еще в стадии предварительной подготовки дела к судебному слушанию должностные лица пересматривают свое решение, устраняют допущенные нарушения прав гражданина и тем самым не доводят дело до суда.

Основным нормативным правовым актом, определяющим юридическую природу, механизм реализации и порядок осуществления обращений граждан, является Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12 апреля 1968 г., который действует в редакции Указа от 4 марта 1980 г. на территории Российской Федерации в части, не противоречащей законодательству РФ.

В целях усиления борьбы с анонимными наветами 2 февраля 1988 г. данный нормативный акт был дополнен Указом Президиума Верховного Совета СССР следующего содержания: «Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложения существа предложения, заявления или жалобы также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит».

Данный нормативный акт среди трех видов обращений выделяет жалобу или, как ее называют многие авторы, — общую административную жалобу, которая отличается от специальной административной жалобы, регламентируемой особыми нормативными актами (например, КоАП, ТК).

Общая административная жалоба также реализуется в порядке, определенном Федеральным законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 1995 г. Статья 4 названного закона устанавливает, что гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд (где она будет рассмотрена по правилам гражданского судопроизводства), либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию и объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо, государственный служащий обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться в суд, т.е. использовать свое право на судебное обжалование.

Общая административная жалоба характеризуется рядом особенностей:

1) право на жалобу не ограничено по содержанию, т.е. могут быть обжалованы незаконные, нецелесообразные и аморальные действия и бездействие, индивидуальные и нормативные акты в различных сферах управления, производства, обслуживания;

2) по форме жалоба может быть устной или письменной, индивидуальной или коллективной;

3) объект обжалования — неправильные, по мнению лица, подающего жалобу, действия или бездействие любого работника государственных органов, предприятий, учреждений, организаций;

4) не ограничен круг лиц, имеющих право подать жалобу;

5) запрещается направление жалобы на рассмотрение того органа, должностного лица, государственного служащего, на действие или бездействие которого подана жалоба;

6) подача такой жалобы не ограничена каким-либо сроком, количеством жалоб по одному поводу и перечень органов, куда может быть направлена жалоба, также не ограничен;

7) срок рассмотрения жалоб и заявлений — один месяц, кроме случаев, когда эти обращения не требуют дополнительного изучения и проверки, и они решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней; если для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов, выезд за пределы города, района, где осуществляется проверка, либо принятие других мер, срок рассмотрения обращения (жалобы) может быть продлен руководителем организации или его заместителем, но не более чем на один месяц; жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в сокращенные сроки.

Право на специальную административную жалобу дополняет право на общую административную жалобу. Ее основания и порядок разрешения регламентируются особыми административно-правовыми актами — КоАП, ТК, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил, Уставом связи и другими законодательными и правительственными актами.

Специальная административная жалоба характеризуется рядом признаков, а именно: наличием специальных норм, устанавливающих особый порядок ее рассмотрения; особыми основаниями для обжалования, названными в нормативном акте; определением в качестве субъектов обжалования только лично заинтересованных в деле лиц и их законных представителей; установлением лишь письменной формы жалобы; специальными сроками подачи жалобы и более краткими сроками ее рассмотрения; особенностями процедуры рассмотрения отдельных видов жалоб; юридическими последствиями подачи жалобы (например, подача жалобы на постановление по делу об административном правонарушении приостанавливает исполнение некоторых постановлений).

4. Судебный порядок обжалования действий и решений органов исполнительной власти

Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации».

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

1. нарушены права и свободы гражданина;

2. созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

3. незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.

Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.

К официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий (принятия решений).

В соответствии со ст. 3 Закона «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме:

o действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации;

o действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.

Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, государственного служащего.

Военнослужащий вправе обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы.

Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).

Подача жалобы оплачивается государственной пошлиной в установленном размере. Суд может освободить гражданина от уплаты пошлины или уменьшить ее размер.

Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:

— три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

— один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях.

Жалоба гражданина на действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

На государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение.

Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Установив обоснованность жалобы, суд определяет ответственность государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественного объединения или должностного лица, государственного служащего за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина.

В отношении государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), признанные незаконными, суд определяет меру предусмотренной Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации», другими федеральными законами ответственности государственного служащего, вплоть до представления об увольнении. Ответственность может быть возложена как на тех, чьи действия (решения) признаны незаконными, так и на тех, кем представлена информация, ставшая основанием для незаконных действий (решений).

Убытки, моральный вред, нанесенные гражданину признанными незаконными действиями (решениями), а также представлением искаженной информации, возмещаются в установленном Гражданским кодексом Российской Федерации порядке.

Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.

Решение суда направляется соответствующему органу, объединению или должностному лицу, государственному служащему, а также гражданину не позднее десяти дней после вступления решения в законную силу.

Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Судебные издержки, связанные с рассмотрением жалобы, могут быть возложены судом на гражданина, если суд вынесет решение об отказе в удовлетворении жалобы, либо на государственный орган, орган местного самоуправления, учреждение, предприятие или объединение, общественное объединение или должностное лицо, государственного служащего, если установит, что их действия (решения) были незаконными.

Судебные издержки возлагаются на государственный орган, орган местного самоуправления, учреждение, предприятие или объединение, общественное объединение или должностное лицо, государственного служащего также в случае признания судом их действий (решений) законными, если поданная гражданином вышестоящему в порядке подчиненности органу, объединению, должностному лицу жалоба была оставлена без ответа либо ответ дан с нарушением срока.

5. Роль прокурорского надзора в защите прав граждан в сфере исполнительной власти

исполнительная власть административный

Прокуратура РФ — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Это ее основная функция. Надзор имеет своей целью обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Сущность прокурорского надзора состоит в действиях прокуроров по выявлению, пресечению, устранению и предупреждению нарушений законов государственными и общественными образованиями.

Систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуроры республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, городов и районов, а также транспортные и специализированные прокуратуры, действующие на правах областных или районных прокуратур.

Предметы прокурорского надзора за деятельностью органов исполнительной власти определены Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. Это, во-первых, исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами и, во-вторых, соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

Следовательно, прокурорский надзор распространяется лишь на действия и акты перечисленных органов и должностных лиц и выражается в установлении соответствия актов и действий поднадзорных органов и должностных лиц законам. Перечень этих органов и должностных лиц является исчерпывающим и не подлежит расширению. Надзор органов прокуратуры не распространяется на указы Президента РФ.

В случае несоответствия постановлений Правительства Конституции РФ и законам РФ Генеральный прокурор страны, как это предусмотрено ч. 3 ст. 24 Закона, информирует об этом Президента. Цель такой информации — обеспечить условия для принятия мер по приведению данного акта в соответствие с законом.

Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором. Органы прокуратуры призваны решать сложнейшие задачи по обеспечению твердого правового режима переориентации экономического механизма на основы рыночной экономики, по охране государственной собственности, соблюдению государственной и трудовой дисциплины. Основное внимание органы прокуратуры сосредоточивают на осуществлении действенного надзора за тем, как руководители министерств и других органов управления, должностные лица выполняют свои обязанности по соблюдению законов, оказывают им необходимую помощь в этом деле, должны своевременно выявлять и пресекать нарушения законов.

Закон определяет полномочия прокуроров при проведении проверок. По предъявлении служебного удостоверения прокурор вправе беспрепятственно входить на территорию и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам; проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. Он вправе требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам, информациям и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций. Прокурор вправе вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Формы и методы осуществления проверок могут быть различными в зависимости от содержания и характера имеющейся у прокурора информации. Проверки могут заранее планироваться, но в основном — это проверки текущего характера. Все большую актуальность приобретает надзор за соблюдением законодательства о собственности, приватизации, предпринимательстве, земельной реформе, охране окружающей среды, занятости населения, а в последнее время — о коррупции, неплатежах и налоговых правонарушениях.

Предельно ответственно и профессионально должны подходить прокуроры к надзору за соответствием законам актов, издаваемых поднадзорными органами и должностными лицами. Эти акты носят подзаконный характер и создаются в целях реализации законов, содержащихся в них положений.

Важным предметом прокурорского надзора является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Его особенностью является то, что надзор осуществляется за деятельностью по этому вопросу не только федеральных министерств и ведомств, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Федерации, органов местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, но также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещение причиненного ущерба.

Протест прокурора — это его реагирование на противоречащий закону правовой акт поднадзорного органа или должностного лица. Протест приносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, издавшим этот акт, либо в суд. В протесте прокурор вправе требовать отмены акта либо приведения его в соответствие с законом. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения закона, прокурор вправе установим, сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения прокурору сообщается незамедлительно в письменной форме. Если протест рассматривается коллегиальным органом, о дне его заседания сообщается прокурору, принесшему протест, чтобы он мог лично поддержать протест.

Представление прокурора готовится на основе материалов прокурорских проверок и преследует цель устранения нарушений законов, причин нарушений и способствующих им условий. Каждое представление индивидуально по своему содержанию. Оно вносится в орган или должностному лицу, правомочным устранять нарушение закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты конкретные меры и о результатах сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне его заседания.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в установленный законом срок. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

В Конституции, законах и других актах предусмотрен целый ряд гарантий, то есть специальных правовых, организационных и иных мер, направленных на охрану прав и свобод граждан от каких-либо нарушений.

Согласно ст. 45 Конституции, Российская Федерация гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Эта конституционная обязанность государственных органов детализирована во многих правовых актах с изложением различных методов и мер (например, рассмотрение протестов прокуроров, частных определений судов, жалоб граждан и др.).

Право на обращения является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может обратиться в любую государственную или негосударственную организацию, к любому должностному лицу, по любому значимому для него поводу и в любое время. Этому праву граждан корреспондирует обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц принимать граждан, принимать обращения, регистрировать их, рассматривать эти обращения и давать на них своевременные ответы.

Для обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти существенное значение имеют личные обращения граждан с жалобами, предложениями и заявлениями.

Граждане имеют возможность обжаловать любые незаконные действия и акты, нарушающие их субъективные права и интересы. Благодаря правовой основе жалобы приобретают качества правового средства, с помощью которого осуществляется своеобразный контроль за работой персонала и руководителей органов исполнительной власти.

В соответствии с Законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.

Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Ведущее место в осуществлении надзора занимает надзор органов прокуратуры. Закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. одной из задач органов прокуратуры ставит рассмотрение и разрешение в прокуратуре заявлений и жалоб граждан (ст.10) и надзор за соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан в других организациях (ст.1).

1. Конституция Российской Федерации. — М.: Проспект, 1999. — 48 с.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (часть 1). — Ст.1.

3. Федеральный конституционный закон РФ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1 // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 9. — Ст. 1011.

4. Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. № 4866-1// Ведомости СНД и ВС РФ. — 1993. — N 19. — Ст. 685.

5. Административное законодательство Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов / Под ред. Н.Ю. Хаманевой. — М.: Юристъ, 2000. — 830 с.

6. Административное право / Под ред. Л.Л. Попова. — М.: Юристъ, 2002. — 697 с.

7. Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. — М.: Юристъ, 2000. — 728 с.

8. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. — М.: Зерцало, 1998. — 672 с.

9. Антонова В.П. О некоторых актуальных проблемах административного права // Государство и право. — 1997. — № 6. — С. 5 — 33.

10. Бойцова В.В., Бойцов В.Я. Административная юстиция: к продолжению дискуссии о содержании и значении // Государство и право. — 1994. — № 5. — С. 42 — 53.

11. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П. Российское административное право. — М.: ИНФРА-М, 1998. — 622 с.

12. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право. — М.: «ТК Велби», 2002. — 480 с.

13. Козлов Ю. М. Административное право. — М.:Юристъ, 2001. — 320 с.

14. Курс административного права и процесса / Под ред. Ю.А. Тихомирова. — М., 1998. — 798 с.

15. Манохин В.М. , Адушкин Ю.С. , Багишаев З.А. Российское административное право. — М.: Юристъ, 1996. — 472 с.

16. Овсянко Д.М. Административное право. — М.: Юристъ, 1997. — 448 с.

17. Осокина Г. Рассмотрение жалоб в связи с наложением административных взысканий // Российская юстиция. — 1995. — № 2. — С. 18 — 19.

18. Шергин А.П. Проблемы административно-деликтного права // Государство и право. — 1994. — № 8 — 9. — С. 52 — 65.

19. Якимов А. Суды в системе органов административной юрисдикции // Российская юстиция. — 1996. — № 1. — С. 40 — 42.

Источник

Читайте также:  Гранулометрический состав почвы способы определения
Оцените статью
Разные способы