- Организация защиты персональных данных работников
- Персональные данные: законодательное определение
- Насколько необходимо Положение о персональных данных
- Состав Положения о персональных данных
- Источник получения персональных данных
- Что значит обрабатывать персональные данные
- Как передаются персональные данные
- Практика. Создание системы защиты персональных данных
- Кто обеспечивает защиту данных?
- Что защищать и от чего?
- Построение системы защиты персональных данных
- Классификация уровней защиты
- Обеспечение защиты
- Средства защиты информации
- Криптографические средства защиты информации
- Рекомендации по защите персональных данных
Организация защиты персональных данных работников
Больше материалов по теме «Сотрудники» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Персональные данные о человеке при вступлении в трудовые отношения являются предметом обработки, защиты и хранения. Их основное свойство – конфиденциальность, поэтому для работы с этой информацией разработан особый регламент.
Рассмотрим, как предусмотрены в Трудовом кодексе процедуры, касающиеся персональных данных наемных работников, кому и при каких условиях можно эти данные передавать и каким образом использовать. Полезной будет информация о Положении о персональных данных как обязательном документе для любого работодателя.
Персональные данные: законодательное определение
Когда человек вступает в трудовые отношения, от него требуется предоставить ряд сведений о себе. Вся эта информация, касающаяся будущего сотрудника, позволяющая определить его в том или ином контексте, и объединяется под термином «персональные данные».
Порядок действий с этой информацией определен в таких законодательных документах, как:
- Конституция Российской Федерации;
- ст. 85 Трудового кодекса РФ;
- Федеральный закон № 149 от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
- Федеральный закон № 152 от 27 июля 2006 г. «О персональных данных»;
- Указ Президента России от 06.03.1977 г. № 188.
Эти законодательные акты утверждают сведения, которые подпадают под определение персональных данных, с тем, чтобы оградить приватную жизнь законопослушных граждан от неправомерного вмешательства и гарантировать целевое использование получаемых от них конфиденциальных сведений.
Перечень данных, считающихся персональными:
- ФИО физического лица;
- дата рождения;
- место проживания и/или прописки;
- полученное человеком образование;
- состав семьи;
- социальный статус;
- сведения, касающиеся владения имуществом;
- ранее занимаемые им должности;
- уровень получаемых доходов и их источники;
- иные сведения, имеющие отношение к трудовой функции, обозначаемой в заключаемом договоре с сотрудником.
КСТАТИ! Информация о политических, религиозных или других убеждениях сотрудника, его участии во всевозможных организациях, помимо работы, а также детали его частной жизни не относятся к персональным данным и не подлежат сбору, обработке, хранению и использованию. Их можно получить только с согласия самого работника. Исключение составляет ситуация, когда информация такого рода прямо относится к трудовой деятельности.
Вопросы здоровья сотрудника не могут попадать в поле зрения кадровых сотрудников, кроме непосредственного влияния на трудовую функцию.
Насколько необходимо Положение о персональных данных
Наниматель, принимая на свое попечение физических лиц с присущим им комплектом персональных данных, законодательно обязан позаботиться об одобренных государством способах их обработки. При этом он обязан руководствоваться вышеприведенной нормативной базой, а индивидуальные тонкости отразить в специальных внутренних документах.
Самостоятельно регламентировать особенности действий с персональными данными сотрудников работодателей обязали недавно. Ст. 90 ТК РФ устанавливает ответственность лица, нанимающего персонал, за утечку или неправомерное использование конфиденциальных сведений, предоставляемых сотрудниками, причем ответственность предусмотрена во всех сферах права – дисциплинарной, административной, уголовной и гражданской.
Поэтому на каждом предприятии необходимо разработать и утвердить как минимум три обязательных внутренних акта, касающихся работы с такими сведениями:
- положение о защите персональных данных наемных сотрудников;
- обязательство о сохранении в тайне (неразглашении) полученных персональных сведений;
- согласие самого работника на обработку персональных данных.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Первый документ разрабатывается и закрепляется на основании приказа руководства организации, второй должен быть подписан теми лицами, которые осуществляют сбор персональных данных и имеют к ним доступ (кадровая служба, отдел безопасности, бухгалтерия и др.). Сотрудники обязаны ознакомиться с этой документацией под роспись. Согласие нанимаемого может быть выражено подписью под соответствующей строкой в анкете или личной карточке.
Состав Положения о персональных данных
Разделы данного документа содержат следующие необходимые подпункты:
- общие сведения;
- перечисление данных, считающихся персональными в конкретной компании;
- регламент применения данной информации;
- особенности доступа к этим сведениям;
- меры, принимаемые при нарушении принципов обработки информации, и ответственность виновных;
- приложения (форма заявления для сотрудника о согласии на обработку и/или проверку предоставленных личных данных, форма обязательства не разглашать полученную информацию для сотрудников, у которых она будет в пользовании).
Источник получения персональных данных
Легитимным, с точки зрения официальных законодательных документов, принятых в нашей стране, является только один способ получения конфиденциальной информации – от самого гражданина, пожелавшего добровольно ее сообщить в устной или письменной форме.
Косвенные способы получения персональных сведений о человеке (например, запрос на прежнее место работы) могут использоваться только в том случае, если сотрудник дал на это свое письменное согласие.
К СВЕДЕНИЮ! Чтобы иметь возможность получать информацию о сотруднике не только непосредственно от него, кадровые работники иногда используют не запрещенный законом прием. В анкете, заполняемой при трудоустройстве, может иметься пункт «Не возражаю против проверки предоставленных данных» или «Разрешаю получить информацию обо мне в следующих источниках (указать, в каких)».
Если к работодателю пришел запрос о сотруднике, который когда-то у него работал, лучше перестраховаться и потребовать письменное разрешение на предоставление персональных данных, подписанное самим физическим лицом. Это касается даже ситуаций, когда эти сведения требуют работники правоохранительных органов (вместо разрешения может быть подписанный их руководством приказ).
Что значит обрабатывать персональные данные
Понятие обработки включает все возможные законные действия, которые уполномоченные лица могут производить с получаемыми ими конфиденциальными данными:
- сбор;
- фиксация;
- систематизация;
- накопление;
- сбережение;
- защита;
- передача;
- использование.
Лицо или орган, производящее эти действия, называется оператором. При любых операциях с персональными данными он должен соблюдать следующие принципы:
- Соответствие способов обработки личных сведений и их целей требованиям законодательства РФ.
- Цели, задекларированные при сборе данных, должны совпадать с целями обработки.
- Выбирать способы обработки нужно в соответствии с заявленными целями.
- Все требования касаются только полных и достоверных персональных данных.
- Разглашать полученную информацию или ее часть без письменного согласия владельца строго запрещено законом.
Как передаются персональные данные
Использование конфиденциальной информации о сотрудниках внутри самой компании регламентировано Положением о персональных данных, которое принимается руководителем. Сотрудники непременно должны быть ознакомлены с этим порядком, что подтверждается их личными подписями.
Организация должна предусмотреть круг лиц, которым предоставляется по долгу службы санкционированный доступ к персональным сведениям. Этими лицами должно быть подписано Обязательство о неразглашении, форма которого также разрабатывается в рамках организации.
Источник
Практика. Создание системы защиты персональных данных
Вне зависимости от того, принадлежит ли компания к большому, малому или среднему бизнесу, состоявшаяся это организация или пока еще стартап — вопрос защиты персональных данных актуален для всех. Эта статья посвящена особенностям и средствам такой защиты, а также рекомендациям, которые помогут упростить эту работу и сделать ее более эффективной.
Кто обеспечивает защиту данных?
Сфера защиты данных юридически регулируется информационным правом (одной из подотраслей административного права), нормы которого прописаны в нескольких законодательных актах. Один из основных — Федеральный закон № от 27.07.2006 «О персональных данных», цель которого заявлена как «общее обеспечение защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина при обработке персональных данных», таких как право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Реализация мер по защите персональных данных — это зона ответственности оператора, т. е. субъекта, осуществляющего сбор и обработку данных в информационной системе. Как правило, таким субъектом выступает компания, владеющая базами данных своих сотрудников и клиентов либо сторонняя организация, уполномоченная компанией-владельцем.
При невыполнении мер защиты оператор несет законодательно установленную ответственность. Наблюдением и проверками компаний в данном случае занимается Роскомнадзор. В случае если требования законодательства нарушены, оператор несет административную ответственность и обязан заплатить штраф. С 2019 года его размер повысился до сотен тысяч (для юридических лиц — миллионов) рублей — в соответствии с недавними поправками, внесенными в Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Общая сумма штрафов, выписанных по итогам проверок, составила более пяти миллионов за предыдущий год.
Что защищать и от чего?
Начнем с вопроса терминологии. Персональные данные представляют собой любую информацию, относящуюся прямо или косвенно к физическому лицу, который в законе прописан как субъект персональных данных. Наиболее распространенные разновидности такой информации:
точное место жительства;
адрес электронной почты.
Фамилия, имя и отчество сами по себе тоже могут являться персональными данными. Попадание этой информации к любым третьим лицам должно быть исключено.
Кроме того, необходимо понимать, что оператор имеет право на обработку данных лишь в некоторых случаях:
если им получено согласие на обработку (необязательно письменное);
планируется заключение договора с субъектом (даже в случае оферты на веб-сайте);
обрабатываются персональные данные своих сотрудников;
в особых случаях, когда обработка нужна для защиты жизни, здоровья и прочих важных интересов человека.
Если компания-оператор не смогла доказать ни одно из перечисленных оснований обработки, на нее также налагается штраф и сбор данных считается незаконным.
Самый важный пункт здесь — само согласие на обработку. Простейший способ, которым пользуются большинство компаний — реализованная тем или иным образом форма быстрого выражения согласия. Обычно это знакомая многим «галочка» под сопровождающим ее текстом о собственно согласии.
Еще один параметр, который нужно учитывать — не стоит обрабатывать персональную информацию, не имеющую непосредственного отношения к предмету договора (скажем, для классического договора купли-продажи не имеют значения профессия, уровень образования или воинская обязанность покупателя). Излишний интерес может быть истолкован надзорными органами как нарушение.
Поскольку время от времени Роскомнадзор проводит внеплановые проверки (чаще всего, если есть жалобы конкретного лица — бывшего сотрудника, конкурирующей компании или клиента, считающего, что его права нарушены), во избежание претензий компании-оператору нужно удостовериться, что:
Политика в отношении персональных данных задокументирована и находится в публичном доступе.
Форма сбора персональных содержит разъясняющую информацию о том для чего они собираются (когда ввод персональных данных необходим для заключения договора, его текст также обязательно должен быть опубликован).
Уже собранные специальные данные человека, включая биометрические (те сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых может быть установлена его личность) не могут быть переданы заграничным компаниям.
Запросы и требования субъектов персональных данных (в том числе об уточнении, удалении, блокировании) всегда удовлетворяются.
Чаще всего проверки Роскомнадзора выявляет нарушения из этого списка. Другая распространенная претензия — недостаточный внутренний контроль за осуществлением обработки и слабая осведомленность сотрудников, которые за нее отвечают о правилах и требованиях ее проведения.
Когда обработка происходит с использованием информационных систем (а значит, и электронных устройств), появляются новые потенциальные угрозы, которые нужно свести к минимуму, а лучше и вовсе исключить. Рассмотрим их.
Угрозой информации считают возможное влияние или воздействие на автоматизированную систему обработки изнутри или извне, которое влечет за собой любые негативные последствия для субъектов этой информации. Обычно информационные системы становятся особо уязвимыми, когда:
программное обеспечение компании несовершенно, давно не обновлялось и содержит уязвимости;
некоторые процессы системы (в частности, защитные) функционируют не в полную силу;
усложнены условия эксплуатации и хранения информации.
Угрозы принято делить на несколько групп (в основе классификации лежит природа угрозы):
Объективная. Она напрямую зависит от того, насколько грамотно подобрано оборудование для хранения и обработки, работает ли должным образом защитное ПО.
неисправность технических средств,
слабые антивирусы, отсутствие шлюзов безопасности,
невозможность зрительного контроля за серверами и доступом к ним.
Предусмотреть все возможные сбои и неполадки невозможно, но важно знать где и почему они могут потенциально произойти — и подстраховаться.
Случайная. Эта группа включает в себя непредвиденные обстоятельства, различные ЧП и системные сбои. В данном случае важно быть готовыми оперативно их устранить (любые неисправности технических средств на всевозможных уровнях системы, в том числе тех, которые отвечают за контроль доступа, устаревание и износ отдельных микросхем, носителей данных, линейных соединений, неисправность в работе антивирусных, сервисных и прикладных программ).
Субъективная. Как правило, под такими угрозами понимают неправильные действия сотрудников, осуществляющих техническую обработку, хранение и защиту информации. Они могут ошибаться в соблюдении правил безопасности и допускать утечки при загрузке программного обеспечения или в момент активного использования системы, при различных манипуляциях с базами данных, при включении и выключении аппаратуры. Также к этой группе относятся неправомерные действия бывших сотрудников, у которых остался несанкционированный доступ к данным.
Специалисты компании-оператора должны учитывать все типы угроз. Во внимание следует принять критерии, которые помогут понять, какова реальная возможность угрозы того или иного типа (а также вероятность поломки или успешного обхода защитных алгоритмов):
Доступность. Этот критерий демонстрирует, насколько просто злоумышленник может получить доступ к нужной ему информации или к инфраструктуре организации, где хранятся эти данные.
Фатальность. Эта характеристика предполагает оценку степени глубины влияния угрозы на общее функционирование системы и способность специального персонала компании справиться с последствиями от влияния этого фактора.
Количество. Это параметр, подразумевающий собой определение количества потенциально уязвимых деталей системы хранения и обработки данных.
Точный расчет вероятности воздействия той или иной угрозы производится математически — это могут сделать аналитические эксперты компании. Такой самоанализ позволяет объективно оценить риски и предпринять дополнительные меры защиты: закупить более совершенное оборудование, провести дополнительное обучение работников, перераспределить права доступа и т. д.
Существует несколько других, более подробных классификаций внутренних и внешних угроз, которые будут полезны для систематизации всех факторов. Рассмотрим и их.
угроза, вызванная небрежностью сотрудников, работающих с информационной системой;
угроза, инициируемая субъектами извне с целью получения личной выгоды.
искусственная угроза, созданная при участии человека;
природная, неподконтрольная человеку (чаще всего — стихийные бедствия).
Непосредственная причина угрозы:
человек, разглашающий строго конфиденциальные сведения;
природный фактор (вне зависимости от масштаба);
специализированное вредоносное программное обеспечение, нарушающее работу системы;
удаление данных случайным путем из-за отказа техники.
Момент воздействия угрозы на информационные ресурсы:
в момент обработки информации (обычно это происходит из-за рассылок вирусных утилит);
при получении системой новой информации;
независимо от степени активности работы системы (например, при направленном взломе шифров или криптозащиты).
Существуют и другие классификации, учитывающие среди параметров возможность доступа работников к самой системе или ее элементам, способ доступа к основным частям системы и конкретные способы размещения информации.
Значительную часть всех угроз эксперты связывают с объективными внешними факторами и информационным вторжением со стороны конкурентов, злоумышленников и бывших сотрудников. Особую опасность представляют те из них, кто знаком с правилами функционирования конкретной системы, обладает знаниями на уровне разработчика программ и имеет сведения о том или ином уязвимом месте в системе.
Построение системы защиты персональных данных
Классификация уровней защиты
Информационная безопасность подразумевает четыре уровня защиты от угроз:
Первый уровень. Наиболее высокий, предполагает полную защиту специальных персональных данных (национальная и расовая принадлежность, отношение к религии, состояние здоровья и личная жизнь).
Второй уровень. Предполагает защиту биометрических данных (в том числе фотографии, отпечатки пальцев).
Третий уровень. Представляет собой защиту общедоступных данных, то есть тех, к которым полный и неограниченный доступ предоставлен самим человеком.
Четвертый уровень. Это сборная группа, в которую включают все данные, не упомянутые в предыдущих трех пунктах.
Таким образом, все данные, собранные в информационной базе компании, могут быть четко распределены по уровням защиты.
Обеспечение защиты
Защита информации по уровням в каждом случае состоит из цепочки мер.
Четвертый уровень. Означает исключение из помещения, где находится информационное оборудование, посторонних лиц, обеспечение сохранности носителей данных, утверждение четкого списка работников, которые имеют допуск к обработке данных, а также использование специальных средств защиты информации.
Третий уровень. Подразумевает выполнение всех требований, предусмотренных для предыдущего уровня, и назначение ответственного за информационную безопасность должностного лица.
Второй уровень. Помимо выполнения требований предыдущего уровня, включает в себя ограничение доступа к электронному журналу безопасности.
Первый уровень. Кроме всех требований, которым необходимо следовать на втором уровне, включает обеспечение автоматической регистрации в электронном журнале безопасности полномочий сотрудников, имеющих доступ к данным, в случае изменения этих полномочий, а также возложение ответственности за информационную безопасность на специально созданное подразделение.
Должное выполнение прописанных в законодательстве мер защиты персональных данных в соответствии с уровнями обеспечивает максимальную эффективность общей стратегии защиты информации, принятой в компании-операторе.
Средства защиты информации
Подробный список технических и организационных мер по обеспечению безопасности также определен юридически. К ним относятся процедура идентификации и аутентификации субъектов и объектов доступа, цепочка управления доступом, ограничение программной среды, надежная защита машинных носителей информации, антивирусная защита, предотвращение и обнаружение вторжений, аналитика степени защищенности среды наряду с обеспечением доступности данных и выявлением событий, которые потенциально приведут к сбоям в работе системы. Кроме того, закон обязывает в случае технической невозможности реализации каких-либо мер разрабатывать другие, компенсирующие меры по нейтрализации угроз.
Технические средства защиты также имеют отдельную классификацию и должны выбираться в зависимости от требуемого уровня защиты. Средства определены официальным документом, составленным Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (орган исполнительной власти, занимающийся защитой информации). Документ доступен на официальном ресурсе службы. Каждый из классов имеет минимальный набор требований по защите.
Криптографические средства защиты информации
Одним из наиболее действенных способов защиты персональных данных является использование средств криптографии. Если упростить, то речь идет о шифровании текста с помощью цифрового кода.
К криптографическим средствам относятся аппаратные, программные и комбинированные устройства и комплексы, способные реализовывать алгоритмы криптографического преобразования информации.
Они предназначены одновременно для защиты информации при передаче по каналам связи и защиты ее от неразрешенного доступа при обработке и хранении. Логика проста: злоумышленник, который не знает кода, не сможет воспользоваться данными, даже если получит к ним доступ, поскольку не прочтет их. Для него они остануться бессмысленным набором как будто случайных цифр.
Регламент использования криптографических средств определяется Федеральной службой безопасности и документирован в соответствующем приказе.
Рекомендации по защите персональных данных
Как видим, поддержание системы информационной безопасности силами отдельной компании представляется довольно трудоемкой задачей. Далеко не каждый бизнес или государственная компания могут позволить себе штат профильных специалистов. Во многих случаях проще отдать эту задачу на аутсорс, нанять сторонних специалистов, которые помогут подобрать и установить подходящее оборудование, проконсультирую персонал, окажут поддержку с написанием политики конфиденциальности и внутренних регламентов по обращению с засекреченной информацией.
Такое сотрудничество всегда требует большой вовлеченности со стороны руководящего звена компании и всех ее сотрудников. Невнимательность и недостаточно серьезное отношение к соблюдению мер защиты могут закончиться кражей данных, крупными штрафами, судебными разбирательствами и репутационными потерями.
Регулярно проводите оценку эффективности выбранных мер защиты, оперативно вносите коррективы, следите за изменениями в законодательстве. Предупредить угрозу в разы проще (и дешевле), чем бороться с ее последствиями.
Источник