- Защита персональных данных: обзор последних нововведений
- Авторское право: как защитить себя, если утащили ваш контент
- Немного занудства: пробежимся по статьям Гражданского кодекса
- И все-таки, как защитить своё?
- Совет № 1. Ставьте некое предупреждение об авторских правах
- Совет № 2. Ставьте знак охраны авторского права
- Совет № 3. Ставьте водяные знаки на фотографиях
- Совет № 4. Не передавайте никому исходные фотографии
- Совет № 5. Фиксируйте авторство текса
- Совет № 6. Рассказывайте пользователям о выходе нового материала
- Совет № 7. Можно распечатать статью/страницу сайта/картинку и заверить у нотариуса
- Если все-таки случилось…
- Досудебное урегулирование конфликта
- Судебное разбирательство
- Немного практики
- С Алёнкой все сладко да гладко
- И снова о вкусняшках
- Ваша песенка спета
- Подытожим
Защита персональных данных: обзор последних нововведений
nadiabormotova / Depositphotos.com |
Повсеместная цифровизация обоснованно поднимает вопрос о защите персональных данных граждан. В связи с этим все чаще пользователи сталкиваются с несанкционированным распространением их персональных данных в различных сферах, напоминает председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Рифат Сабитов в ходе круглого стола «Россияне – хозяева своих персональных данных», организованным Общественной Палатой РФ. С целью предотвращения нелегальной обработки персональных данных принимаются законодательные и подзаконные акты, правомочные усилить их защиту, – с каждым годом частота их появления увеличивается, что говорит о заинтересованности государственных органов урегулировать данный вопрос. Разберемся, какие нововведения, регулирующие оборот персональных данных, появились за последнее время, а также выясним мнение экспертного сообщества по вопросам уровня защиты персональных данных на государственном уровне.
Доверие граждан по вопросу защиты персональных данных – что говорит статистика
На данный момент от обработки персональных данных и применения информационных ресурсов зависит глобальный процесс цифровизации в России – от развития цифровой экономики до создания комфортных государственных сервисов, заметил руководитель рабочей группы ОП РФ по законодательству в сфере интернет-технологий и цифровизации Вадим Виноградов. Эксперт заметил, что персональные данные должны быть защищены именно со стороны государства. Действительно, результаты статистических исследований демонстрируют низкий уровень уверенности граждан в том, что они самостоятельно способны защитить свои персональные данные – так, например, в исследовании Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ количество таких граждан составляет более 50% 1 . Как следует из результатов опроса, 81% респондентов согласились с тем, что они могут положиться на государство в вопросе защиты своих персональных данных. При этом более трети россиян (37%) не осведомлены о том, в каких целях могут быть использованы их персональные данные, как следует из совместного исследования ВЦИОМ и Ассоциации больших данныха 2 . По данным этого опроса, большинство респондентов чувствуют свою незащищенность от краж или утечек персональных данных – 48% уверены в том, что их данные скорее не защищены, в то время как 26% выразили мнение об абсолютном отсутствии соответствующей защиты. Как отметил директор Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Рустам Сагдатулин, проведенные исследования отношения граждан к регулированию в сфере персональных данных показало, что пользователи одобряют меры по регулированию интернет-пространства, а также поддерживают меры по противодействию мошенничеству и обеспечению сохранности их личных данных.
Новое в регулировании защиты персональных данных
Как утверждает заместитель руководителя Роскомнадзора Вагнер Милош, появление новых законодательных инициатив в первую очередь связано со стремлением усилить защиту прав граждан – субъектов персональных данных. Одним из наиболее важных нововведений в этом году стало принятие поправок в закон о персональных данных в части общедоступных данных. Напомним, 1 марта вступили в силу изменения в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ). Ранее ГАРАНТ.РУ писал – появились нормы, регламентирующие новый порядок удаления персональных данных из общего доступа. Теперь субъект персональных данных может обратиться к любому оператору персональных данных с требованием удалить их из общего доступа без дополнительных условий доказывания факта неправомерной обработки его персональных данных.
1 сентября вступил в силу Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 24 февраля 2021 г. № 18 «Об утверждении требований к содержанию согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения». Документ регламентирует содержание согласия, а именно – перечень сведений о субъекте персональных данных (Ф.И.О. и контактную информацию) и об операторе (включая сведения об информационных ресурсах, с помощью которых будет осуществляться действия с персональными данными). Также согласие должно содержать цели обработки персональных данных, категории и перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие или устанавливаются запреты со стороны субъекта персональных данных. При этом согласие должно содержать условия, при которых данные могут передаваться оператором. Новое согласие также должно включать срок действия.
Автор мартовских поправок в отношении общедоступных персональных данных, депутат Госдумы Антон Горелкин, объяснил, что основной смысл нововведений состоял в том, чтобы дать гражданам возможность принимать решение о том, какую информацию о себе и на каких условиях следует предоставить интернет-платформам. По мнению депутата, до принятия поправок возникали сложности с удалением персональных данных с сайтов и агрегаторов. По его словам, платформы использовали персональные данные интернет-пользователей для дальнейшей монетизации, что представляло собой выгодный бизнес.
Антон Горелкин, депутат Госдумы :
«С 1 марта у пользователей интернет-ресурсов должны спрашивать отдельное согласие на распространение личной информации. При регистрации теперь недостаточно проставление галочки под пользовательским соглашением, должен быть отдельный вопрос с возможностью прямого ответа на него. Недопустимо применение шаблона «подразумевается по умолчанию» и прочего «юридического камуфляжа» – только прямое согласие по форме, утвержденным новым приказом Роскомнадзора. Это переход к новому ответственному стилю отношений между интернет-бизнесом и пользователями».
Принятие новых законов позволяет расширить возможности граждан предпринимать самостоятельные действия по регулированию оборота их персональных данных, считает Вагнер Милош. Теперь граждане могут требовать от операторов персональных данных восстановления своих прав только по причине того, что данные относятся к субъектам, без соблюдения дополнительных условий. При этом такие требования могут удовлетворяться быстрее, чем раньше. Выражая позицию Роскомнадзора эксперт заметил, что новые законодательные инициативы перекладывают бремя доказывания о правомерности или неправомерности обработки персональных данных с субъекта на оператора. При этом оператор обязан прекратить их передачу (то есть распространение, предоставление и доступ) в течение трех рабочих дней с момента получения требования субъекта персональных данных.
По мнению первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирины Рукавшиниковой на данный момент рано подводить итоги об эффективности нововведений, должно пройти время для оценки их применения. Однако уже можно сделать промежуточные выводы о том, что на практике граждане все-таки сталкиваются с проблемными ситуациями. Эксперт приводит в пример ситуацию, при которой пользователь обращается к интернет-платформе с требованием удалить персональные данные. При этом в лучшем случае между ними происходит спор по переписке, в результате которого выясняется, что платформа не считает персональными данными определенную личную информацию о гражданине. А чаще всего платформы не отвечают на запросы пользователей. Фактически, на такое обращение пользователь получает отказ, с которым обращается в Роскомнадзор, у которого, по мнению эксперта, недостаточно полномочий пресечь нарушение и прекратить распространение персональных данных. В связи с этим субъект персональных данных должен обращаться в суд за защитой своих прав. Иными словами, регламентированная законом о персональных данных процедура на практике не оказывается такой эффективной, резюмировала Ирина Рукавшиникова.
С коллегой согласен другой эксперт, Александр Журавлев, председатель Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России. Он отмечает, что регламентируемые в законе способы защиты прав граждан – обращение к Роскомнадзору или в суд (взыскание морального ущерба или убытков) – не являются эффективными. Так, взыскание морального вреда является достаточно сложным по доказыванию процессом, так как для этого нужно делать медицинские справки и освидетельствования, объясняет эксперт. Размер компенсаций составляет от 5 тыс. до 15 тыс. руб. Взыскание убытков за счет необходимости доказывать причинно-следственную связь между действиями или бездействием оператора, нарушением прав субъектов персональных данных – на сегодняшний день эта процедура представляется практически невозможной, уверен Александр Журавлев. Таким образом из-за сложности доказывания и отсутствие дополнительных возможностей, которые помогали бы субъекту персональных данных защищать свои права, случаев обращения в суд за взысканием убытков нет.
Среди новых инициатив также можно выделить подготовленный 2 сентября Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ проект приказа, который размещен на портале проектов нормативных правовых актов для общественного обсуждения, которое окончится 16 сентября 3 . Он регламентирует порядок уничтожения персональных данных, полученных в результате обезличивания, субъектом экспериментального правового режима (ЭПР) в сфере цифровых инноваций в случае прекращения статуса субъекта ЭПР. Согласно документу, такие персональные данные должны быть заблокированы в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем прекращения статуса субъекта ЭПР, а затем уничтожены в срок до 7 рабочих дней. При этом факт уничтожения должен быть зафиксирован и передан Роскомнадзору, ФСБ и уполномоченному лицу (разъяснений в отношении данного субъекта в документе не предоставляется).
Проблема соблюдения требования о локализации
Одной из наиболее актуальных проблем в области соблюдения закона о персональных данных является невыполнение требований о локализации. Напомним, что в соответствии с законом при обработке персональных данных оператор обязан использовать базы данных, находящиеся на территории России (в соответствии с ч. 5 ст. 18 Федерального закона «О персональных данных»). В особенности это касается крупных интернет-компаний, в отношении которых за последнее полугодие число административных протоколов, составленных Роскомнадзором, увеличилось – такие заявления периодически появляются в СМИ. Так, например, 26 августа Таганский районный суд Москвы оштрафовал WhatsApp (принадлежит Facebook Inc) за нарушение требования о локализации (в соответствии с ч. 8 ст. 13.11 КоАП РФ), а также Facebook (Facebook Inc) и Twitter (Twitter Inc) за повторные нарушения (в соответствии с ч. 9 ст. 13.11 КоАП РФ) 4
Необходимость наличия требования о локализации персональных данных Вагнер Милош объясняет тем, что интернет-площадки являются одними из крупнейших операторов персональных данных. Эксперт напомнил, что крупные операторы персональных данных, ведущие свою деятельность в Интернете, зачастую не исполняют такое требование и не платят штрафы. Он считает, что основная проблема заключается в том, что размеры штрафов, предусмотренные КоАП РФ, не представляются значительными для транснациональных компаний. Напомним, что невыполнение юридическими лицами требования о локализации влечет наложение штрафа в размере от 1 млн до 6 млн руб. (ч. 8 ст. 13.11 КоАП РФ), при повторном нарушении – от 16 млн до 18 млн руб. (ч. 9 ст. 13.11 КоАП РФ). Милош Вагнер считает, что сложившая ситуация может выступить направлением для дальнейшего изменения законодательства, например, для корректировки размера штрафа в соответствии с размером компаний. С экспертом согласен Александр Журавлев: он напомнил, что в сравнении с другими правопорядками, в России такие штрафы за подобные правонарушения значительно ниже штрафов, применяемых во многих странах мира.
Какие проблемы не охватывает текущее законодательное регулирование?
Представители государственных органов обратили внимание, что значительную часть актуальных проблемных моментов нововведения все еще не охватывают. По мнению Ирины Рукавшиниковой, одним из наиболее важных для обсуждения вопросов является требование чрезмерного количества персональных данных, которые не нужны для оказания определенной услуги. Так, например, для того, чтобы взять велосипед на прокат в Москве требуется предъявить не только номер банковской карты, но и скан паспорта. Эксперт считает такие требования избыточными. Действительно, такие требования могут нарушать один из принципов обработки персональных данных, согласно которому содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки (ч. 5 ст. 3 закона о персональных данных). Законом определено, что обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки. При этом при отказе предоставлять требуемые оператором персональные данные субъекту отказывают в предоставлении услуги. Ирина Рукавшиникова считает, что избежать данную проблему поможет законодательное ограничение для запрета неправомерного и необоснованного сбора персональных данных, когда это не обусловлено характером деятельности или услуг оператора.
1 С текстом исследования и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.
2 С текстом исследования и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте ВЦИОМ.
3 С текстом проекта постановления Минцифры РФ «Об утверждении порядка уничтожения персональных данных, полученных в результате обезличивания, субъектом экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в случае прекращения статуса субъекта экспериментального правового режима» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/02/09-21/00119927).
4 С новостью можно ознакомиться на официальном сайте Роскомнадзора.
Источник
Авторское право: как защитить себя, если утащили ваш контент
Мы уже писали про уникальность и защиту оригинального контента. Сегодня более подробно рассмотрим, как защитить свой контент с юридической точки зрения.
Воровство контента (и авторских прав на него) в интернете встречается сплошь и рядом. Этого не избежать. Хотя нет, один способ все-таки есть — совсем ничего не публиковать. =)
К сожалению, контент копировали, копируют и будут копировать.
И если предотвратить воровство нельзя, то можно подготовиться к тому, чтобы защищать нарушенные права. Итак, по порядку.
Немного занудства: пробежимся по статьям Гражданского кодекса
Авторскому праву посвящена целая глава в Гражданском кодексе Российской Федерации. Под авторским правом понимаются интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства (ст. 1255 ГК РФ).
Объектом авторского права являются, соответственно, произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения (ст. 1259 ГК РФ).
Немного поясню: сайт (целиком), контент с сайта, фотографии, картинки, видеоролики — всё это относится к объектам авторского права.
Автором произведения науки, литературы и искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано (ст. 1257 ГК РФ). Но что значит эта красивая формулировка «творческим трудом»? У каждого автора, который пишет, фотографирует, рисует, придумывает сценарий, по сути, происходит умственный процесс. Он сначала придумывает идею, а затем ее воплощает. Умственные процессы преобладают над физическими, поэтому это творческий труд. Если же человек помогает автору, например, материально или оказывает содействие в съемке, то это считается техническим трудом, и в этом случае на соавторство претендовать нельзя. А вот если подкинуть идеи, дополнить или придумать что-то новое, то пожалуйста — вы соавтор.
А возникает авторское право на произведение автоматически в момент его создания. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей (п. 4 ст. 1259 ГК РФ).
Теперь разберемся, какие именно права есть у автора. Традиционно права делятся на личные и имущественные. К личным правам относятся: право авторства; право автора на имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения (п. 2 ст. 1255 ГК РФ). К имущественным правам относится: исключительное право на произведение (ст. 1270 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 1229 ГК РФ, правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности. Также правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. При этом отсутствие запрета не считается согласием/разрешением.
Примечание: автор и правообладатель — это не всегда одно и то же лицо. Автором является человек, чьим творческим трудом создано произведение. А вот правообладателем может быть как физическое, так и юридическое лицо. Поскольку законодательство не запрещает отчуждение права в пользу других лиц, то правообладателю принадлежит исключительное право на произведение.
Отчуждение права может быть как в полном объеме, так и частично. И происходит отчуждение на основании договора. Например, в Договоре об оказании услуг, который мы заключаем с Заказчиками, есть пункт, который регулирует отношения в этой сфере: «Исключительные права на использование дизайна, текстов, иллюстраций и других материалов, разработанных согласно настоящему договору, принадлежат Заказчику (то есть клиенту) и передаются ему после завершения Исполнителем (то есть нами) соответствующих работ».
И все-таки, как защитить своё?
Совет № 1. Ставьте некое предупреждение об авторских правах
Например, у нас выглядит так:
А возможен и другой вариант: «Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн). Запрещается копирование, распространение или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя».
Совет № 2. Ставьте знак охраны авторского права
Это привычная глазу надпись: латинская буква «с» в кружочке, © + имя/наименование правообладателя + дата публикации (между прочим, ст. 1271 ГК РФ) .
Совет № 3. Ставьте водяные знаки на фотографиях
И лучше, чтобы на водяном знаке было указано ваше имя. Можно, конечно, указывать сайт, почту или псевдоним, но в случае, если ваше авторское право будет нарушено, доказать принадлежность сайта/почты/псевдонима именно вам будет сложнее.
Примечание: если водяной знак на фотографии обрезали/заретушировали, то это уже нарушение по отдельной статье ГК РФ — ст. 1266 — право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений .
Совет № 4. Не передавайте никому исходные фотографии
А также черновики/наброски ваших работ и т.п. Ведь всё это является доказательством ВАШЕГО авторства.
Совет № 5. Фиксируйте авторство текса
Этому мы даже посвятили статью, ознакомиться можно здесь. Яндекс.Вебмастер дает возможность поисковику узнать, что этот текст ваш. Что, соответственно, уменьшит вероятность плагиата.
Совет № 6. Рассказывайте пользователям о выходе нового материала
Например, освещайте новые статьи из блога с помощью социальных сетей/рассылок. Другими словами — анонсируйте выход вашего контента, как это делаем мы =)) В этом есть и другие плюсы, например, привлечение трафика.
Совет № 7. Можно распечатать статью/страницу сайта/картинку и заверить у нотариуса
Разумеется, это будет стоить денег. Но доказательством будет неоспоримым.
Есть еще варианты использования скриптов для запрета копирования/выделения текста, добавление ссылки на источник при копировании. Но это варианты, которые легко обойти (подробности в этой статье).
Если все-таки случилось…
Тут два варианта развития событий: досудебное урегулирование конфликта и судебное разбирательство, если первый вариант не сработал.
Досудебное урегулирование конфликта
Для начала напишите нарушителю вашего права письмо-претензию. Контакты можно найти на сайте, где вы увидели свой контент. Если контент разместили не на сайте, а, например, в социальной сети, то обратитесь сразу и к администрации ресурса.
Статья 15.7 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» перечисляет требования к оформлению заявления (письма-претензии).
Заявление должно содержать:
1) сведения о правообладателе или лице, уполномоченном правообладателем (если заявление направляется таким лицом) (далее — заявитель):
а) для физического лица — фамилию, имя, отчество, паспортные данные (серия и номер, кем выдан, дата выдачи), контактную информацию (номера телефона и (или) факса, адрес электронной почты);
б) для юридического лица — наименование, место нахождения и адрес, контактную информацию (номера телефона и (или) факса, адрес электронной почты);
2) информацию об объекте авторских и (или) смежных прав, размещенном на сайте в сети Интернет без разрешения правообладателя или иного законного основания;
3) указание на доменное имя и (или) сетевой адрес сайта в сети Интернет, на котором без разрешения правообладателя или иного законного основания размещена информация, содержащая объект авторских и (или) смежных прав, или информация, необходимая для его получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет;
4) указание на наличие у правообладателя прав на объект авторских и (или) смежных прав, размещенный на сайте в сети Интернет без разрешения правообладателя или иного законного основания;
5) указание на отсутствие разрешения правообладателя на размещение на сайте в сети Интернет информации, содержащей объект авторских и (или) смежных прав, или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет;
6) согласие заявителя на обработку его персональных данных (для заявителя — физического лица).
И в конце заявления можно немного «покошмарить» нарушителя: «Если данная информация не будет удалена с вашего сайта в течение 24 часов, мы направим исковое заявление в суд».
Согласно ч. 6 ст. 15.7 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в течение двадцати четырех часов с момента получения заявления или уточненных заявителем сведений владелец сайта в сети Интернет обязан удалить указанную в заявлении информацию.
Примечание: заявление можно подать в письменном виде (отправить почтой), можно подать в электронном виде (сканированный документ). Если заявление подается лицом, уполномоченным правообладателем, то обязательно нужно приложить к заявлению документ, который подтверждает эти полномочия (например, доверенность).
Если получится так, что владелец сайта проигнорирует ваше письмо, то за вами остается право обратиться к хостинг-провайдеру. Чтобы установить провайдера, можно воспользоваться сервисом http://whois-service.ru/ . И обратите внимание, что при подаче претензии хостинг-провайдеру у вас должны быть подготовленные доказательства вашего авторства.
В адрес хостинг-провайдера направляем письмо-претензию/заявление, но только без угрожающей подписи об обращении в суд (требования к заявлению можно будет найти на сайте хостинговой компании).
Статья 1253.1 ГК РФ предусматривает ответственность информационного посредника (каковым является хостинг-провайдер) за нарушение интеллектуальных прав. Есть и исключения, когда информационный посредник не будет нести ответственности. Перечислю: п. 2 ст. 1253.1: Информационный посредник, осуществляющий передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети, не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, произошедшее в результате этой передачи, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) он не является инициатором этой передачи и не определяет получателя указанного материала;
2) он не изменяет указанный материал при оказании услуг связи, за исключением изменений, осуществляемых для обеспечения технологического процесса передачи материала;
3) он не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицом, инициировавшим передачу материала, содержащего соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, является неправомерным.
Пункт. 3 ст. 1253.1: Информационный посредник, предоставляющий возможность размещения материала в информационно-телекоммуникационной сети, не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, произошедшее в результате размещения в информационно-телекоммуникационной сети материала третьим лицом или по его указанию, при одновременном соблюдении информационным посредником следующих условий:
1) он не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, содержащихся в таком материале, является неправомерным;
2) он в случае получения в письменной форме заявления правообладателя о нарушении интеллектуальных прав с указанием страницы сайта и (или) сетевого адреса в сети «Интернет», на которых размещен такой материал, своевременно принял необходимые и достаточные меры для прекращения нарушения интеллектуальных прав. Перечень необходимых и достаточных мер и порядок их осуществления могут быть установлены законом.
Но, несмотря на эти исключения, информационному посреднику может быть предъявлено требование о защите интеллектуальных прав (п. 4 ст. 1253.1 ГК РФ).
Судебное разбирательство
Если первый вариант не дал результатов, то тогда обращаемся в суд. И вот тут уже начинаются сложности. Давайте разбираться.
1. Если нарушитель (ответчик) и автор (истец) являются физическими лицами, то обращаться нужно будет в суд общей юрисдикции либо по месту жительства/нахождения ответчика, либо (если место жительства/нахождения ответчика неизвестно) по месту жительства истца.
2. Если одной из сторон конфликта является юридическое лицо, то иск будет подаваться в арбитражный суд по месту нахождения нарушителя (ответчика).
3. Далее составляем исковое заявление. Требования к исковому заявлению перечислены в ст. 131 Гражданского процессуального кодекса .
4. Прикладываем к исковому заявлению следующие документы (согласно п. 4 ст. 144.1 ГПК РФ):
а) подтверждающие факт использования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, объектов исключительных прав;
б) права заявителя на данные объекты.
5. Если вы все сделали правильно (написали исковое заявление, приложили необходимые документы), то суд выносит определение о предварительном обеспечении защиты авторских прав (п. 5-7 ст. 144.1). В этом определении устанавливается срок (не более пятнадцати суток со дня вынесения определения) для подачи искового заявления по требованию в связи с которым судом приняты меры по обеспечению имущественных интересов заявителя.
Примечание: если в пятнадцатидневный срок иск не подается, то меры по предварительному обеспечению подлежат отмене. И да, не злоупотребляйте своим правом подачи в суд заявления о предварительных обеспечительных мерах без дальнейшей подачи искового заявления. Это наказуемо, п. 9 ст. 144.1 ГПК предусматривает за это ответственность. Ответчик может потребовать от вас возмещение убытков.
Ну вот, этот этап разобрали — идем дальше. После того, как суд выносит в вашу пользу акт (решение) и он вступает в законную силу, вам нужно направить заявление в Роскомнадзор ( на сайте Роскомнадзора форма заявления есть ). Все дальнейшие действия Роскомнадзора перечислены в ст. 15.2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Немного практики
Приведу вам пару примеров споров по защите интеллектуальной собственности.
С Алёнкой все сладко да гладко
Спор между ОАО «Московская кондитерская фабрика «Красный октябрь» и ЗАО «Кондитерская фабрика «Славянка», который связан с брендами шоколадок «Аленка» и «Алина». Дело было в дизайне упаковки шоколада.
«Красный октябрь» требовал компенсации более 310 миллионов рублей (. ) от «Славянки» за нарушение исключительных прав на товарный знак. По мнению «Красного октября», «Славянка» выпускала шоколад «Алина», дизайн которой «схож до степени смешения с этикеткой шоколада „Аленка“». Представитель «Красного октября» даже представил суду исследование ВЦИОМ, которое установило, что шоколад «Аленка» и «Алина» воспринимаются «как товары линейки одного производителя».
Разбирательство завершилось подписанием мирового соглашения: «Славянка» обязалась прекратить выпуск шоколадок в спорном оформлении, а также выплатить «Красному октябрю» 15 миллионов рублей.
И снова о вкусняшках
В 2007 году группа Ferrero подала иск в арбитраж Москвы о нарушении исключительного права на товарный знак, охраняющий внешний вид конфет Raffaello. Ответчиками по иску выступили ЗАО «Ландрин» и предприятие розничной торговли ООО «Чакуба» (Москва). Компания Soremartek S.A. (входит в Ferrero) зарегистрировала на свое имя товарный знак, представляющий собой реалистичное изображение (фотографию) конфеты шарообразной формы белого цвета с неровной поверхностью — в обсыпке из кокосовой стружки.
В итоге судебных разбирательств все четыре инстанции арбитражной системы подтвердили исключительное право Ferrero на бренд Raffaello.
Ваша песенка спета
А вот весьма занятная история о том, как работает защита интеллектуальных прав не у нас в России:
«Happy birthday to you» — кто из нас хоть раз в жизни не исполнял эти слова в качестве поздравления с днем рождения? =) Но вот коммерческое исполнение этой песни без отчислений правообладателю в США запрещено. Именно поэтому крайне редко встретишь эту песню, например, в американских фильмах (ибо дорого). Авторами этой песни являются сестры Пэтти и Милдред Дж. Хилл (они написали песню в 1893 году). Права на песню перешли родственникам сестер. Официально авторские права на песню «Happy birthday to you» были зарегистрированы в 1935 году и по законам США истекут к 2030 году.
Еще больше похожих историй вы найдете в следующих источниках:
- Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015 г.
- Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения судами норм авторского права
Здесь приведены различные спорные ситуации и решения по ним.
Подытожим
Описанные процессы предотвращения и защиты авторских прав весьма трудоемки и трудозатратны. Поэтому не ленитесь и на самом первом этапе творческого процесса заботьтесь о защите своего детища. =)
Ну а если Муза вас давно не посещала, а уникального контента на сайте хочется, то обращайтесь к нашим копирайтерам.
Источник