- Как это работаетИнформационные войны: Как спастись от пропаганды
- Для большинства современных государств открытые военные конфликты стали бессмысленными, что отражает статистика. Согласно выкладкам канадского учёного Стивена Пинкера, от войн между племенами в древности погибало в 9 раз больше людей, чем от войн в XX веке, а в Средневековье жертвами насилия становились в 30 раз больше человек, чем в последние годы. По оценке ООН, сейчас в активной стадии находятся 11 крупных конфликтов (с более чем 1 тыс. погибших за год). Это не так много, если сравнивать с предыдущими эпохами. Другое дело, что участились так называемые информационные войны. Look At Me разобрался, что они собой представляют и как не стать их жертвой.
- Вводят новые термины и образы, которыми описывают происходящее. Пропагандисты используют языковые приёмы (фонетические и лексические), а также существующие в обществе предрассудки и заблуждения, чтобы придать положительный или отрицательный окрас каким-то явлениям или группам людей. С помощью этого получается выставить противоположную сторону в уничижительном виде — например, обесчеловечить их, приравняв к животным или растениям.
- Злоупотребляют статистикой. Если у человека хорошая память и подвешен язык, он может задавить любые аргументы цифрами. Не каждый обыватель может быстро считать и оценивать, так что в подходящем контексте статистика становится сильным оружием — особенно социологическая, которая вдобавок ссылается на мнение большинства.
- Изменяют повестку дня. Манипуляторы выбирают из всего ряда событий те, которые видят наиболее выгодными для себя. Во время информационной войны медиа переполнены ложными информационными поводами и игнорируют одни происшествия в угоду другим. Так, через СМИ поддерживается высокий градус напряжения вокруг нужной темы.
- Ссылаются на анонимные источники. Манипуляторы пользуются утечками информации — как правдивыми, так и выдуманными. Делается это для того, чтобы придать некоторым утверждениям более высокую достоверность: утечки раскрывают информацию, якобы доступную единицам, что вовлекает человека в происходящее. Тем более что люди зачастую не верят заявлениям официальных лиц и во всём ищут скрытый смысл.
- Дают высказаться экспертам. В глазах обычных читателей, слушателей и зрителей эксперты обладают доступом к особым, уникальным знаниям — кем бы эти эксперты ни были. Как и ссылка на утечку информации, это ещё один способ придать суждению более высокую достоверность.
- Погружают в лёгкий транс. Звуковой и видеоряд могут усыплять сознание и открывать подсознание, из-за чего вы перестаёте воспринимать информацию критически. Это справедливо даже в том случае, если радио или телевизор работают лишь фоном.
- Запугивают альтернативным сценарием. Иногда проще не выдумывать свои достоинства на пустом месте, а искать недостатки у противника. Получается частичная правда: «Да, сейчас всё не очень хорошо, но может быть ещё хуже». Это действенно, потому что большинство людей готовы довольствоваться малым — только совсем плохо не стало бы.
- Старайтесь читать, а не слушать или смотреть. Когда человек читает, он мыслит критичнее, и его не так просто ввести в заблуждение.
- Помните приёмы манипулирования и подмечайте их в жизни. Как говорилось выше, если вы обнаружили манипулирование, то оно уже не сработало на вас.
- Не доверяйте безусловно ни одному источнику. Если вы избежали пропаганды одной стороны, это не значит, что вы не станете жертвой пропаганды другой стороны: во время войны врут все.
- Как защитить себя и близких от побочного эффекта пропаганды
- Как защититься от пропаганды и манипуляций
Как это работаетИнформационные войны:
Как спастись от пропаганды
Почему удается манипулировать общественным сознанием
Текст
Антон Мухатаев
Для большинства современных государств открытые военные конфликты стали бессмысленными, что отражает статистика. Согласно выкладкам канадского учёного Стивена Пинкера, от войн между племенами в древности погибало в 9 раз больше людей, чем от войн в XX веке, а в Средневековье жертвами насилия становились в 30 раз больше человек, чем в последние годы. По оценке ООН, сейчас в активной стадии находятся 11 крупных конфликтов (с более чем 1 тыс. погибших за год). Это не так много, если сравнивать с предыдущими эпохами. Другое дело, что участились так называемые информационные войны. Look At Me разобрался, что они собой представляют и как не стать их жертвой.
Что такое информационная война?
Любая война — это вооружённая борьба между несколькими сторонами, которые добиваются своих целей. Для информационной войны характерно то, что её участники пытаются получить преимущество над противником, а не победить или полностью уничтожить его. Она может быть как следствием, так и причиной традиционной войны, а также развиваться сама по себе: например, во время выборов или политического кризиса.
Что входит в понятие информационной войны?
В широком смысле информационная война включает в себя манипулирование информацией и средствами коммуникации, сбор данных, пропаганду, саботаж логистики и электроники, слежку и другие меры. В прикладных значениях термин близок к понятиям психологической войны (дезинформация и пропаганда) и кибервойны (воздействие на каналы коммуникации). Большинство людей затрагивает первый тип, поэтому речь пойдёт о нём.
Как ведётся информационная война?
Основные задачи информационной войны — повлиять на систему ценностей людей, изменить их поведение и способ мышления, лишить способности сопротивляться. Воздействуют при этом не только на противоборствующую, но и на свою сторону. Для этого лучше всего подходят средства массовой информации, прежде всего — телевидение. Оно по-прежнему создаёт эффект присутствия и соучастия успешнее, чем интернет в целом и социальные сети в частности. Как и рекламные кампании, информационные войны отличаются друг от друга по степени воздействия (ровные, нарастающие и нисходящие), направленности (целевые и общественные) и охвату (региональные, национальные и международные). Иногда информационные войны ведутся импульсно, с периодическими всплесками активности.
Как манипулируют сознанием?
Манипулируют всегда скрытно: если вы знаете, что вами пытаются манипулировать, значит, это не удалось. Техники манипулирования постоянно совершенствуются. В первую очередь важно не то, что говорят, а то, как говорят. В наши дни пропаганда не даёт прямые ответы: когда людям слишком откровенно навязывают чужую точку зрения, они сопротивляются. Вместо этого пропаганда подталкивает людей к выводам, чтобы они думали, что пришли к ним сами. Всего исследователи выделяют несколько десятков правил, которым следуют манипуляторы.
Какими приёмами пользуются манипуляторы?
Вводят новые термины и образы, которыми описывают происходящее. Пропагандисты используют языковые приёмы (фонетические и лексические), а также существующие в обществе предрассудки и заблуждения, чтобы придать положительный или отрицательный окрас каким-то явлениям или группам людей. С помощью этого получается выставить противоположную сторону в уничижительном виде — например, обесчеловечить их, приравняв к животным или растениям.
Злоупотребляют статистикой. Если у человека хорошая память и подвешен язык, он может задавить любые аргументы цифрами. Не каждый обыватель может быстро считать и оценивать, так что в подходящем контексте статистика становится сильным оружием — особенно социологическая, которая вдобавок ссылается на мнение большинства.
Изменяют повестку дня. Манипуляторы выбирают из всего ряда событий те, которые видят наиболее выгодными для себя. Во время информационной войны медиа переполнены ложными информационными поводами и игнорируют одни происшествия в угоду другим. Так, через СМИ поддерживается высокий градус напряжения вокруг нужной темы.
Ссылаются на анонимные источники. Манипуляторы пользуются утечками информации — как правдивыми, так и выдуманными. Делается это для того, чтобы придать некоторым утверждениям более высокую достоверность: утечки раскрывают информацию, якобы доступную единицам, что вовлекает человека в происходящее. Тем более что люди зачастую не верят заявлениям официальных лиц и во всём ищут скрытый смысл.
Дают высказаться экспертам. В глазах обычных читателей, слушателей и зрителей эксперты обладают доступом к особым, уникальным знаниям — кем бы эти эксперты ни были. Как и ссылка на утечку информации, это ещё один способ придать суждению более высокую достоверность.
Погружают в лёгкий транс. Звуковой и видеоряд могут усыплять сознание и открывать подсознание, из-за чего вы перестаёте воспринимать информацию критически. Это справедливо даже в том случае, если радио или телевизор работают лишь фоном.
Запугивают альтернативным сценарием. Иногда проще не выдумывать свои достоинства на пустом месте, а искать недостатки у противника. Получается частичная правда: «Да, сейчас всё не очень хорошо, но может быть ещё хуже». Это действенно, потому что большинство людей готовы довольствоваться малым — только совсем плохо не стало бы.
Почему манипулирование работает?
Человеку важно осознавать себя частью общества и сверяться с мнением большинства. Через СМИ можно навязать любую точку зрения под видом мнения большинства. Люди, которые придерживаются иного взгляда, побоятся высказаться, если решат, что с ними мало кто согласится — хотя на деле большинство может быть с ними согласно. Кроме того, человеку необходима система координат — он не может жить в неопределённости. Пресса создаёт иллюзию цельной картины мира и объясняет все события, не выходя за её рамки. Во всё, что этому не противоречит, охотно верят. Здесь возникает и почва для конспирологии: не все события легко объяснить стечением обстоятельств, мотивы людей не всегда прозрачны, поэтому проще свести всё к заговору.
Как не стать жертвой информационной войны?
Есть только одно идеальное противоядие — почти полностью изолировать себя от СМИ. Но в постиндустриальном обществе это возможно только в том случае, если вы станете отшельником. Тем, кто не готов к такой радикальной мере, пригодятся несколько советов, которые позволят сгладить влияние дезинформации и пропаганды до минимума:
Старайтесь читать, а не слушать или смотреть. Когда человек читает, он мыслит критичнее, и его не так просто ввести в заблуждение.
Помните приёмы манипулирования и подмечайте их в жизни. Как говорилось выше, если вы обнаружили манипулирование, то оно уже не сработало на вас.
Не доверяйте безусловно ни одному источнику. Если вы избежали пропаганды одной стороны, это не значит, что вы не станете жертвой пропаганды другой стороны: во время войны врут все.
Также помните, что информационные войны ведутся поэтапно. Поддерживать высокий градус напряжения долго не получается, а потому в самые напряжённые моменты войн разумно устраивать себе информационную диету. Например, уехать в отпуск или засесть за какой-нибудь сериал, книгу или видеоигру.
профессор, заведующий кафедрой
связей с общественностью МГИМО
«Информационные войны могут вестись долго, в зависимости от продолжительности кризиса. Начинаться они могут внезапно, почти одномоментно, но чаще всего общество втягивают постепенно, по нарастающей. С академической точки зрения любая информационная война — это коммуникационная кампания высокой интенсивности, та же самая рекламная или PR-кампания.
Чтобы избежать отрицательного влияния информационных войн на себе, лучше не смотреть телевизор, а читать новости и статьи. Это главная рекомендация. А все остальные, как ни странно, относятся к ментальной гигиене: 1) постараться не включаться в информационную ситуацию эмоционально, а то становишься её заложником; 2) всегда помнить, что за картинкой стоят страдания реальных людей; 3) ограничить время на просмотр новостей и новостных сайтов (скажем, 15–20 минут в день — этого вполне достаточно, чтобы быть в курсе событий); 4) ни в коем случае не жить политикой, а отдавать дань культуре (хотя бы походу в кино); 5) очень полезно и важно хотя бы 15–20 минут в день гулять (лучше в парке) — это снимает психоэмоциональное напряжение. Так что, видите, никаких секретов и тайн нет — мы все это хорошо знаем. Но, увы, не делаем».
Источник
Как защитить себя и близких от побочного эффекта пропаганды
Пропаганда, чуть ли не как отдельная наука, как элемент информационной войны, активно использовалась Советским Союзом, знания накапливались и передавались по другим странам бывшего Соцлагеря. Сейчас этот феномен активно изучается западными специалистами, и ему дано практически официальное название — Brain Washing (промывка мозгов). По мне, эффективность пропаганды очевидна в распространении своих идей, но достаточно сомнительна в части конкретных и долговременных результатов. Т.е. можно убедить людей кратковременно в том, что кругом враги и нужно немного потерпеть, но от этого желудки у людей не наполнятся. Подробнее можно почитать в моей предыдущей статье на тему промывки мозгов. Проблема основная в том, что пропаганда затрагивает и активно использует особенности человеческой психики, и, как и любое вмешательство, не проходит бесследно. Но, цель этой статьи не в обсуждении, плохо это или хорошо заниматься пропагандой, а в том какие побочные эффекты она вызывает и как сохранить свое психологическое здоровье и своим близким.
В основе промывки мозгов лежит механизм когнитивного баланса, впервые описанного Хейдером в 1946 году. Суть его в том, что человеческая психика стремится к стабильному, сбалансированному состоянию. Классически данная ситуация описывается на примере с ксилофоном: Петр хорошо относится к Оскару, и они оба хорошо относятся с ксилофону – сбалансированное состояние; Петр хорошо относится к Оскару, но Оскар плохо относится к ксилофону – нестабильное состояние. Подробнее можно прочитать в моей предыдущей статье. Затрагивание этого механизма когнитивного баланса и является основной проблемой. Например, сейчас, при такой активной работе информационной машины по формированию определенного мнения общества на ситуацию войны на Украине происходит массовое, масштабное нарушение когнитивного баланса общества. Линия разлома при этом проходит по семьям, по родственникам, по друзьям детства. Один брат считает, что правы Украинцы, другой считает, что они каратели, в итоге оба как сидели на диванах или у компьютеров, так и сидят, никто из них никаких действий фактически не предпринял, но они теперь находятся в глубокой личной ссоре, и отношения между ними испорчены очень сильно. Психологическая атака по отношению к ситуации на Украине была произведена настолько мощная, что треснули отношения между родственниками.
Благодаря тому, что человеческая психика очень пластичная и гибкая, она не разбивается, как ваза, которую больше не склеить, она вполне может достаточно легко восстановиться благодаря все тем же психологическим механизмам. Если ситуация, как в нашем примере с Украиной, стала линией разлома отношений между родственниками и друзьями, то эти же родственные и дружеские отношения и станут линиями склейки. Для этого нужно предпринять следующие действия:
Потребность убедить других в своей правоте, в своем мнении, нужна непосредственно инициатору и для того, чтобы укрепиться самому в своей вере, в своих убеждениях. Человеческая потребность достичь баланса путем обращения всех вокруг в свою веру или убеждения и есть механизм распространения этих самих идей. Идеи в обществе распространяются как вирусы, это можно сказать, подвид информационного вируса, который приводит к таким же эпидемиям, только информационным. И первое, что делают при эпидемиях, – это предпринимают меры по ограничению распространения вируса. В случае же с информационным вирусом, если у нас и нет возможности повлиять на источник, то у нас, у каждого из нас, есть все возможности остановить его распространение. Для этого нужно просто каждому остаться при своем мнении. И все.
Если стесняетесь лично поговорить со своими близкими, или уже не разговариваете, то попробуйте просто послать ссылку на эту статью как предложение взаимно перестать доказывать свою правоту.
Источник
Как защититься от пропаганды и манипуляций
На протяжении всей истории человеческие общества разрабатывали средства формирования сознания отдельного человека и контроля за его поведением с момента рождения до смерти.
Пропаганда рождается там, где циркулируют потоки информации. Она — необходимая часть общества, так как дает «образцы мышления» и мнений, без которых невозможен контроль за сознанием, выработка определенного мировоззрения. В узком значении пропаганда — это деятельность, направленная на распространение в массах идеологии и политики государства и определенных политических сил.
Пропагандистские мифы создаются, прежде всего, средствами массовой информации. Процесс превращения информации в пропаганду складывается из следующих составляющих.
Отбор информации, актуальность и новизна. Выбор информационных тем — уже акт влияния на аудиторию. Обратимся к суждению известного германского философа Карла Поппера: «Не существует информации, не несущей в себе какой-либо тенденции. Это видно уже по отбору материала, который кладется в основу предлагаемой людям информации. Причем уже заранее устанавливается, как осветить те или иные факты, решается, насколько они интересны и значимы. Потому различия между «воспитывать» и «информировать» нет и быть не может, даже если вы говорите: «Мы объективны, мы показываем только факты».
Разработка драматургии сюжета, который включает в себя интригующее начало, «завязку» драмы, основное противоречие и акценты, заключение. Все это несет смысловую нагрузку, влияющую на восприятие. На телевидении, в силу его технологических особенностей, зрительный ряд как ведущая информационная составляющая тоже становится мифом. Немецкие социологи опросили телеоператоров на предмет выяснения, какие средства визуального наблюдения они используют для достижения определенного эффекта, как они оценивают возможности воздействия съемочной техники на создание впечатления? 78% операторов считали «вполне возможным» и 22% «возможным», что «чисто оптическими средствами они могут добиться особо положительного или особо отрицательного впечатления о том или ином человеке».
Информационная насыщенность сюжета. Объем материала, многообразие источников, предыстория, исторические параллели, подробности биографии героев — все это в совокупности выделяет сюжет или тему, превращая ее в ударную в телепрограмме или в номере периодического издания, а значит — наиболее эффективную по влиянию на аудиторию.
Порядок подачи информации. Это первый шаг в создании пропагандистских мифов. Они начинаются с компоновки, подачи материалов на странице сайта, газетной полосе или в телевизионных информационных выпусках и продолжаются в журналистских, авторских и иных выступлениях. Причем эта подача на сайте, полосе или в телепрограммах может быть целенаправленной, акцентирующей, а может быть хаотичной, бессистемной, чтобы в этой бессистемности сознательно «утопить» действительно важное событие.
Дж. Мартин замечает: «С успехом работающий пропагандист сочетает благоприятную и неблагоприятную информацию, принижая последнюю и изображая ее не имеющей значения и в то же время раздувая первую». Л Г. Шиллер обращает внимание на другой метод подачи информации: «Возьмем, например, принцип составления обычной телевизионной или радиопрограммы, или компоновки первой страницы крупной ежедневной газеты. Общим для всех является полная разнородность подаваемого материала и абсолютное отрицание взаимосвязи освещаемых социальных явлений». Речь идет о методе фрагментации, который делает для индивида безнадежным поиск смысла.
Интонация ведущего или журналиста. Личность ведущего и журналиста, их стиль, интонация формируют отношение к информационному сообщению, определяют его качество. Информационные сообщения представляют разновидность того или иного мифа — информационного, публицистического или художественно-публицистического. Любая информация в прессе, на телевидении — образец сконструированного мифа. Информация в прессе и на телевидении, существующая только благодаря методам преподнесения — это пропаганда. Новость, поданная соответствующим образом — это пропаганда.
Выступления журналистов и политиков в жанре шоу-публицистики являют собой развлекательно-популистский стиль. Вопрос или тема, лежащие в основе их выступлений, рассматриваются упрощенно: все противоречия отметаются, факты, ситуации и проблемы изображаются простыми и легкими для понимания. Язык шоу-публициста прост и раскован, одновременно ироничен, саркастичен, насмешлив и агрессивен по отношению к оппоненту, иной точке зрения или иной ситуации. Шоу-публицист рассказывает истории, с легкостью «лепит» образы, смешит, нанизывает аргументы из разных, часто нестыкуемых сфер жизни, разных исторических эпох, смело их препарирует, как фокусник жонглирует фактами и стереотипами, подгоняя под выбранную схему. Публика завороженно следит за таким представлением, в эти мгновения она легко внушаема.
Такая шоу-публицистика особенно эффективна в неосведомленной, неинформированной, в подверженной предрассудкам аудитории. Такая шоу-публицистика творит и укрепляет мифы с необыкновенной легкостью. На фоне подобной шоу-публицистики серьезная аналитическая публицистика и аналитический стиль требуют от публики напряжения мысли, на что способны немногие. Такая публицистика «скучна», нетелевизионна, неувлекательна.
Чтобы ложное сообщение было принято за истинное, надо сохранить веру адресата в правдивость сообщения. Как обман выдать за правду? Здесь главный прием обмана — это феномен полуправды. Иными словами, обманный, провокационный текст включает в себя крупицы правдивых фактов, а также домыслы, искажения, недоговоренную правду и прямую ложь. Создание правдоподобия зависит от формулировок, способов подачи материала, его интерпретации.
Д. Дубровский выделяет основные приемы правдоподобия:
сокрытие и скрупулезное дозирование «плохого» и постоянное прокламирование «хорошего»;
искусная подмена одного основания объяснения другим, с тонкими смысловыми деформациями;
уложение сути документа в традиционные для адресата рамки (нормативы, установки, символы веры и т. д.);
«приклеивание» к высшим ценностям (добро, благо народа).
Этими приемами достигается главный принцип — создание полуправды, которая выступает как необходимое средство дезинформации, официальной лжи, инспирации общественных настроений и векторов активности (т. е. организации общественного мнения, конструирования объектов общественной любви и ненависти, восхищения, презрения, осуждения и т. п.)
Дезинформация, по мнению французского исследователя П. Норда — «оружие интеллектуального действия, агрессия против человеческого разума». Посредством этого оружия людей можно дезориентировать, сделать беспомощными. Дезинформация — это сообщение, имеющее целью ввести людей в заблуждение, навязать им искаженное, превратное представление об идеях и о реальной действительности. Среди этих сообщений могут быть сенсации, лживая информация, информация-полуправда. Дезинформация работает на создание стереотипов мышления.
Слухи — это инструмент дезинформации, подсказывающий людям линию поведения. Слухи могут быть полностью лживыми или с элементами истины, они могут быть по своей направленности и организации подстрекательскими, пугающими, паническими или вселяющими надежду. Они могут рождаться на основе умалчиваемой информации: факт известен, но содержание и подробности события замалчиваются. Враг слухов — всесторонняя, достоверная и одновременно оперативная информация.
Вячеслав Александрович Соснин — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН, эксперт центра дистанционного образования «Элитариум»
Источник