Способы защиты от информационно психологического воздействия

Содержание
  1. Информационно-психологические воздействия
  2. Области организации информационно-психологического воздействия на психику человека, групповое, массовое и общественное сознание включает в себя [390]:
  3. Объекты информационно-психологического воздействия [390]:
  4. Субъекты информационно-психологического воздействия на отдельного человека (его психику, сознание, организм), группу людей, население регионов и страны в целом [390]:
  5. Убеждение и суггестивные методы
  6. Информационно-техногенные методы
  7. Информационно-техногенные средства и методы информационно-психологического воздействия, к которым относятся:
  8. Психотропные средства информационно-психологического воздействия:
  9. «Феноменологические» методы информационно-психологического воздействия
  10. Средства и методы манипуляции сознанием
  11. Комбинирование средств и методов информационно-психологического воздействия
  12. Защита от психологического воздействия
  13. Что такое защита от психологического воздействия
  14. Закон и психологическое воздействие
  15. Способы противостояния психологическому воздействию
  16. Прямой отказ
  17. Уклонение и вытекающее игнорирование
  18. Конфронтация
  19. Конструктивная критика, контраргументация
  20. Психологическая самооборона
  21. Как защититься от психологического воздействия
  22. Защита от психологического давления на работе
  23. Защита от информационно психологического воздействия

Информационно-психологические воздействия

Фрагмент монографии С.И. Макаренко. Информационное противоборство и радиоэлектронная борьба в сетецентрических войнах начала XXI века. — СПб., 2017.

Основным способом ведения информационно-психологического противоборства является использование информационно-психологических воздействий.

Информационно-психологическое воздействие — информационное, психотронное или психофизическое воздействие на психику человека, оказывающее влияние на восприятие им реальной действительности, в том числе на его поведенческие функции, а также в некоторых случаях на функционирование органов и систем человеческого организма [390].

Любой человек как личность, активный социальный субъект, носитель определенного мировоззрения, обладающий определенным правосознанием и менталитетом, духовными идеалами и ценностными установками, может быть подвергнут непосредственному информационно-психологическому воздействию, которое, трансформируясь через его поведение, действия (или бездействие), оказывает влияние на социальные объекты разного уровня общности, различной системно-структурной и функциональной организации. Таким образом, с помощью информационно-психологического воздействия можно влиять не только на индивидуальное сознание, но и на групповое, массовое и общественное сознание. Причем это влияние может носить как позитивный, так и негативный характер [390].

В зависимости от преследуемых целей информационно-психологическое воздействие, как правило, осуществляется на конкретные сферы индивидуального, группового, массового и общественного сознания [390]:

  • мотивационную (убеждения, ценностные ориентации, влечения, желания), когда надо оказать влияние на людей для побуждения их определенным действиям;
  • познавательную (ощущения, восприятия, представления, воображение, память и мышление), когда необходимо изменить в нужную сторону представления, характер восприятия вновь поступающей информации и в итоге — «картину мира» человека;
  • эмоциональную (эмоции, чувства, настроения, волевые процессы), когда под прицелом находятся внутренние переживания и волевая активность людей;
  • коммуникативную (общение и взаимоотношения, взаимодействие, межличностное восприятие) с целью создания социально-психологического комфорта или дискомфорта, побуждения людей сотрудничать либо конфликтовать с окружающими.

Информационно-психологическое воздействие может осуществляться с помощью различных методов (приемов, форм, методик) и средств, бóльшая часть из которых, непрерывно развиваясь и совершенствуясь, превратились сегодня в сложные технологии воздействия на психику людей, обобщенно называемые в литературе психотехнологиями. Так, например, к психотехнологиям относятся современные информационные технологии воздействия на индивидуальное, групповое, массовое и общественное сознание с использованием телевизионной и радиовещательной техники, видео- и аудиопродукции, а также компьютерные технологии высокого уровня, позволяющие диагностировать и корректировать психическое и физическое состояние человека путем прямого доступа в подсознание [390].

Области организации информационно-психологического воздействия на психику человека, групповое, массовое и общественное сознание включает в себя [390]:

  • объекты информационно-психологического воздействия;
  • субъекты, воздействующие на эти объекты;
  • коммуникацию между субъектами и объектами информационно-психологического воздействия;
  • средства и методы информационно-психологического воздействия.

Объекты информационно-психологического воздействия [390]:

  • личность как гражданин, активный социальный субъект, в том числе конкретные представители органов государственной власти и управления, вооруженных сил, органов правопорядка и безопасности, работники государственных и негосударственных организаций, учреждений и предприятий, деятельность которых имеет или может иметь важные социальные последствия;
  • система формирования и функционирования духовной сферы, общественного сознания и общественного мнения, в том числе: системы образования и подготовки кадров; системы распространения социально значимой информации; системы распространения социокультурных ценностей и т. п.;
  • социальные группы и объединения людей как компоненты социальной структуры общества, обладающие групповым сознанием, в том числе политические, профессиональные, национально-этнические, демографические, религиозные, конкретных регионов и другие;
  • органы власти, государственного и военного управления;
  • органы представительной и исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления;
  • общественные и политические организации, общественно-политические движения, объединения граждан на различной основе и т. п.;
  • силовые министерства и ведомства;
  • население страны в целом как социально-историческая общность людей, обладающая своим общественным сознанием;
  • государство и общество, выступающие как объекты информационно-психологических операций других государств, особенно в период международных конфликтов, кризисов и вооруженных столкновений.
Читайте также:  Земельный барон 4 способа взять земельный участок

Субъекты информационно-психологического воздействия на отдельного человека (его психику, сознание, организм), группу людей, население регионов и страны в целом [390]:

  • государственные и правительственные учреждения (в том числе иностранные), правовые и силовые (военные) организации;
  • общественные организации — политические, религиозные, культурные, национально-этнические и т. п. (в том числе зарубежные);
  • учреждения здравоохранения;
  • финансово-экономические, коммерческие и торговые организации (в том числе зарубежные);
  • криминальные структуры (в том числе международные);
  • микрогруппы (по месту работы, учебы, службы, жительства, друзья, семья, случайные знакомые, толпа и т. п.);
  • отдельные субъекты (граждане).

Субъект информационно-психологического воздействия по своему местоположению может быть [390]:

  • внутренним, т. е. принадлежать стране, на объекты которой осуществляется воздействие;
  • внешним (зарубежным).

Внешними субъектами информационно-психологического воздействия могут выступать отдельные государства, их политические, экономические, военные, разведывательные и информационные структуры [390].

Самым главным средством достижения политических целей государствами в недалеком будущем может стать воздействие на психологию противника — индивидуальное, массовое, групповое и общественное сознание с целью разрушения государственных и общественных институтов, провоцирования массовых беспорядков, деградации общества, развала государства [390].

Средства и методы информационно-психологического воздействия могут быть классифицированы с точки зрения физической сущности, принципов и механизмов воздействия (рис. 5.2) [390, 391].

Убеждение и суггестивные методы

Убеждение — метод открытого вербального (словесного) информационно-психологического воздействия на сознание индивида или группы людей, основу которого составляет система ясных, четко сформулированных доводов (аргументов), выстроенных по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый субъектом воздействия тезис (точку зрения).

Суггестия или внушение — это процесс неаргументированного информационно-психологического воздействия на сознание человека, связанный со снижением критичности при восприятии и реализации им содержания сообщаемой информации, с отсутствием активного ее понимания, осмысления, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом. В отличие от убеждения, внушение основывается не на логике и разуме человека, а на его способности воспринимать слова другого лица как должное, как инструкцию к действию. При внушении сначала происходит восприятие информации, содержащей готовые выводы, а затем на ее основе формируются мотивы и жизненные установки определенного поведения.

Информационно-техногенные методы

Пропаганда — распространение политических, философских, научных, художественных знаний (идей) и другой информации в обществе с целью формирования у людей определенного мировоззрения — обобщенной системы взглядов на окружающий мир, место и роль в нём человека, на отношение людей к объективной реальности и друг к другу, а также соответствующих этому идеалов и убеждений, принципов познания и деятельности, ценностных ориентаций.

Средства и методы предъявления неосознаваемой акустической информации.

Средства и методы предъявления неосознаваемой зрительной информации. Предполагается, что визуальные средства, в отличие от вербальных, позволяют человеку практически мгновенно воспринимать запрограммированное информационно-психологическое воздействие (хотя сработать оно может значительно позднее), причем это воздействие является более глубоким и долговечным, поскольку визуальные системы влияют не только на интеллект, но и на эмоционально-чувственный базис человека.

Гипнотические методы информационно-психологического воздействия, основанные на выявленном факте, что соответствующими внушениями в гипнотическом состоянии можно программировать человека на выполнение тех или иных действий.

Метод нейролингвистического программирования — особая психотерапевтическая техника, сутью которой являлось кодирование (программирование) человека как вербальными «формулами поведения», так и невербальными (мимика, пантомимика и т. д.) средствами воздействия.

Тренинговые методы информационно-психологического воздействия — методы регуляции психического состояния человека, такие как: управление вниманием, оперирование чувственными образами, словесные внушения, регуляция мышечного тонуса, управление ритмом дыхания.

Информационно-техногенные средства и методы информационно-психологического воздействия, к которым относятся:

  • информационные и технические психотехнологии с использованием телевизионной, вычислительной, радиовещательной техники, аудио-, видео-, печатной и кинопродукции;
  • воздействие через компьютерные видеоигры и Интернет;
  • генераторы специальных излучений;
  • акустические системы с «интеллектуальным» сигналом (включая инфразвук и ультразвук);
  • оптические средства в видимом, инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах;
  • биорезонансная стимуляция работы головного мозга.
Читайте также:  Способы добычи березовый сок

Информационно-психологическое воздействие с помощью этих средств и методов достигается по направлению «от техники к человеку» и наиболее широко осуществляется через средства массовой информации.

Психотропные средства информационно-психологического воздействия:

  • психотропные средства;
  • другие биологически активные вещества, оказывающие преимущественно влияние на психические функции человека (в том числе на эмоции и поведение), а также способные переводить его в измененное состояние сознания.

«Феноменологические» методы информационно-психологического воздействия

Неосознаваемое информационное взаимодействие через органы чувств путем применения методов психофизиологии и сенсорной физиологии человека.

Средства и методы манипуляции сознанием

Специфический вид скрытого информационно-психологического воздействия, направленный на программирование идей, мнений, мотивов, жизненных установок, стереотипов, устремлений, настроений и даже психического состояния людей с целью обеспечения такого их поведения, которое нужно тем, кто владеет средствами манипуляции.

Комбинирование средств и методов информационно-психологического воздействия

Одновременное применение двух и более средств (методов) такого воздействия.

Достаточно подробно применение всех вышеуказанных в классификации средств и методов информационно-психологического воздействия рассмотрено в работе [390].

Выделяют три этапа при информационно-психологическом воздействии [405]:

  • операциональный, когда субъектом осуществляется информационно-психологическое воздействие на объект;
  • процессуальный, когда имеет место принятие (одобрение) или неприятие (неодобрение) данного воздействия объектом;
  • заключительный, когда проявляются ответные реакции как следствие перестройки психики объекта воздействия.

Перестройка психики под влиянием информационно-психологического воздействия может быть различной как по широте, так и по временной устойчивости. По первому критерию различают парциальные изменения, т. е. изменения какого-нибудь одного психологического качества (например, мнения человека о конкретном явлении), и более общие изменения психики, т. е. изменения ряда психологических качеств индивида (или группы). По второму критерию изменения могут быть кратковременными и длительными [405].

Применение информационно-психологического воздействия в боевой обстановке имеет свои особенности [405]:

  • допускаются не только гуманные, но и антигуманные способы и приемы психологического воздействия;
  • психологическое воздействие осуществляется в сочетании с применением средств вооруженной борьбы;
  • есть стремление достичь максимальной психогенной результативности воздействия.

Информационно-психологическое воздействие только тогда дает наибольший реальный эффект, когда учитываются присущие этим конкретным сферам особенности функционирования индивидуального, группового и общественного сознания [405].

© Макаренко С.И., 2017 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора

Источник

Защита от психологического воздействия

Ранее мы писали о видах психологического воздействия, а сегодня расскажем, как научиться противостоять манипуляторам. Вместо войн, прямой агрессии и физического насилия, люди активно используют против нас с вами речевые уловки, подстрекательства. Защита от психологического воздействия – необходимый навык для человека 21 века.

Что такое защита от психологического воздействия

Защита от психологического воздействия — это комплекс мер, улучшающий поведение человека в стрессовых ситуациях. Учит препятствовать манипуляциям со стороны окружающих, защищать свои интересы.

Закон и психологическое воздействие

Знайте, что психологическое давление на человека – незаконно. К этому относятся не только прямые угрозы, но и:

  • подстрекательство;
  • обман;
  • оскорбления, унижающие личность и достоинство человека;
  • демонстрация оружия;
  • физическое воздействие на материальные предметы (кражи, порча имущества);
  • использование как орудий детей, животных и птиц.

Оказание психологического давления регламентирует статья 40 УК РФ: «Физическое и психическое принуждение». Психика ребенка – более хрупкий механизм, она сильнее подвержена воздействиям извне. Психологическое насилие над ребенком грозит обвиняемому статьями 110 и 151 УК РФ.

Поэтому если угрожают вам или вашим близким, подстрекают к суициду или совершению неправомерных действий – смело обращайтесь в правоохранительные органы. Обидчику грозит штраф или срок в зависимости от тяжести преступления.

Способы противостояния психологическому воздействию

Для начала мы познакомим вас с основными способами защиты от негативного психологического воздействия.

Прямой отказ

Начнем с самого сложного метода защиты от психологического воздействия – отказа. Люди со слабой жизненной позицией не могут дать отказ, даже если предложение явно противоречит их интересам. Работает железное «нет» не со всеми. Например, мошенники только загораются, услышав отказ. Начинают приставать, навязывать услуги. Тут главное – сохранять спокойствие и пробовать другие способы защиты.

Читайте также:  Способы формирования имиджа руководителя

Уклонение и вытекающее игнорирование

Стремление избегать любых форм воздействия с манипулятором – уклонение. То же касается лжи во благо, ухода от темы. Или игнорирование – когда человек специально закрывает глаза на неприятную тему, не замечает действий и присутствия оппонента.

Конфронтация

Высказывание манипулятору своих интересов и требований, открытое изложение своей позиции – конфронтация, спор. Не всегда является эффективным. Например, при разговоре с теми же мошенниками, лучше проигнорировать их. Споря с ними, вы только потеряете время.

Конструктивная критика, контраргументация

Почти то же, что и конфронтация, только подкрепленная фактами и доводами. Подходит для разговоров с начальством и любыми вышестоящими лицами. Главный секрет успешного для вас исхода – умелая игра с доказательствами, наличие убедительных контраргументов.

Психологическая самооборона

Важный способ защиты от психического воздействия – самооборона. Чтоб защититься от нападок используется размеренный тон, паузы. Поспешные ответы, перебивание собеседника только ухудшают ваше положение. Оппонент видит, что вы спешите отбросить от себя неприятное утверждение. Вы становитесь открытым для новых воздействий, т. к. не успеваете продумать стратегию защиты. Короткое молчание перед ответом воспринимается как признак силы, уверенности в себе.

Как защититься от психологического воздействия

Вы познакомились с методами защиты от манипулирования, следующий шаг – продумывание стратегии защиты от психологического воздействия.

Осознание факта манипулирования — первый шаг на пути к победе

Когда продавец в магазине рассказывает, как хорош его продукт, что акция вот-вот закончится, и вам срочно надо купить этот супер-блендер, скажите «стоп». Постарайтесь избавиться от навязчивого маркетолога и осознайте, что вам пытаются навязать лишнюю услугу. Или когда вас просят о чем-то незначительном, но вы чувствуете подвох — отвлекитесь. Перед совершением сделки обдумайте все несколько раз.

Чтоб вам легче было осознать факт манипуляции, мы собрали 5 признаков того, что вами пользуются:

  1. Вы чувствуете себя должным что-либо сделать.
  2. Беспочвенная симпатия и сострадание к просящему.
  3. Вы точно знаете, что это не входит ваши планы и обязанности, но соглашаетесь.
  4. Вы колеблетесь и нутром чуете подвох.
  5. После выполнения просьбы манипулятора вы чувствуете тяжесть, грусть, печаль.

Чтоб эффективно противостоять психологическому давлению — чаще прислушивайтесь к интуиции.

Защита от психологического давления на работе

Рассмотрим ситуацию: начальник предлагает остаться после работы (бесплатно). Сильный человек скажет «нет» и на этом дело закончится. Ах, если бы все было так просто! Тут зависит от начальника: если он встанет в сильную позицию, то начнет уговаривать («мы без вас никак», «вы же понимаете, у нас трудное положение» и т. п.). Сказать «нет» уже сложнее.

Вы можете соврать начальнику: «у меня жена заболела – сегодня никак»; «везу кота к ветеринару»; «свадьба лучшего друга» и т. п. Это сработает 1-2 раза, а потом что? Можно тихо уйти, но это вызовет гнев со стороны руководства.

Чтоб противостоять психологическому давлению на работе, выиграйте для себя время. Задавайте наводящие вопросы, чтоб сбить оппонента с толку:

А: Вы можете сегодня задержаться на работе?

Б: Я могу отказаться/что будет, если я откажусь?

Если начальство подчеркивает, что вы вольны выбирать, они сами себя загоняют в угол. Скорее всего, начальник откажется от агрессии и уговоров. Особенно в присутствии ваших коллег.

Если на вас кричат, угрожают — научитесь сохранять спокойствие в стрессовой ситуации. Подождите, пока манипулятор исчерпает силы. Продолжайте задавать наводящие вопросы. Вы окажетесь в доминирующей позиции, а вашему оппоненту останется сдаться.

Если вам грозят увольнением, лишением премии, задумайтесь: нужна ли вам такая работа?

Защита от информационно психологического воздействия

В СМИ нас давят яркой и красочной рекламой, призывающей покупать бесполезные вещи. Хороший рекламщик это опытный психолог, который получает деньги за игру с вашим разумом. Чтоб защититься от информационного воздействия, мы рекомендуем:

  1. Сократить время просмотра ТВ.
  2. Установить ограничители рекламы на ПК и мобильный.
  3. Фильтровать информацию в СМИ, читать новости в различных источниках.
  4. Меньше интересоваться мнением блогеров.
  5. Научиться распознавать нативную рекламу.

Берегите себя и не поддавайтесь влиянию окружающих!

Источник

Оцените статью
Разные способы