- Держи удар: методы психологической защиты
- Как научиться технике психологической защиты
- Техники защиты от негативных эмоций при общении
- Техника 1. Купол
- Техника 2. Стрелоуловитель
- Техника 3. Самонаблюдение, или Вторая пара глаз
- Техника 4. Анализ собеседника
- Техника 5. Чужая роль
- Приемы психологической защиты от негативных эмоций
- «Скорая помощь» вожатому при стрессе в лагере: как помочь себе и детям
- Как не «сгореть» на смене
Держи удар: методы психологической защиты
Как научиться технике психологической защиты
Антонина Глущак пресс-секретарь и ведущий специалист Академии иррациональной психологии
Психологическая защищенность — это свойство зрелой личности, которое зависит от интеллекта, внимательности, склонности к анализу, критичности мышления и эмоциональной устойчивости. Предлагаем вам несколько проверенных на практике приемов психологической защиты.
Если вас укусит одна или даже несколько пчел, это может быть полезным для вашего здоровья. Но если на вас нападет рой ос или вы окажетесь жертвой укуса ядовитой змеи, тут уж вам несдобровать. Ваши конкуренты, недоброжелатели или враги способны нанести вам не меньший вред, всего лишь использовав в качестве психологического оружия ранящие вашу душу слова. И чем дольше вы будете переживать по этому поводу, тем больше шансов у вас оказаться в стане проигравших.
«Если человек показывает, что он раздражен и не способен контролировать свои эмоции, ему надо заняться чем-нибудь другим, а не работой с людьми», — уверенно заявлял француз Мишель Фадуль, добившийся блистательных успехов в бизнесе на мировом уровне.
Психологическая защищенность — это свойство зрелой личности. Она состоит из целого комплекса таких характеристик, как уровень интеллекта, мировоззренческие установки, внимательность, склонность к анализу и рефлексии, критичность мышления, эмоциональная устойчивость.
Чаще задавайте себе и другим магические вопросы: что, где, когда, как, зачем и почему? Старайтесь представить всю панораму и динамику события, увидеть всю картину в целом и отметить противоречия, нестыковки и белые пятна, тщательно отнеситесь к деталям. Именно они являются необходимым материалом для оценки достоверности информации.
Предлагаем вам несколько разработанных нами и апробированных на наших тренингах приемов психологической защиты.
Прием «Вентилятор». Проанализируйте, на что вы реагируете наиболее болезненно. Что вас раздражает? Что вас приводит в бешенство или повергает в уныние? Вспомните конкретные слова, интонации, жесты ваших оппонентов или обидчиков.
Закройте глаза и снова вспомните все самые обидные, хлесткие, обжигающие слова, которые вызывают у вас чувства растерянности и никчемности или мощные вспышки агрессии.
А теперь представьте, что вы сидите напротив человека, который наносит вам эти психологические удары. Это он говорит вам жестокие, обидные слова. И вы чувствуете, как уже начинаете «заводиться». Вызовите в себе ощущение удара. Какая часть вашего тела реагирует на него? Что происходит: появляется ли жар во всем теле, или же что-то сжимается внутри, а может, просто прерывается дыхание? Что происходит именно с вами?
Воспользуйтесь техникой вентиляции эмоций. Представьте, что между вами и обидчиком стоит мощный вентилятор, который тут же относит его слова в сторону, их острые стрелы не долетают до вас.
И еще. Сделайте правой рукой фигу и накройте его ладонью левой руки. Мысленно направьте его на того человека, который пытается вывести вас из душевного равновесия. Вспомните, как такая же фига помогала вам еще в детстве «отомстить» обидчику.
Откройте глаза, и вы наверняка почувствуете, что теперь способны выдержать такой психологический удар.
Прием «Аквариум». Если при общении с негативно настроенными по отношению к вам людьми вы продолжаете болезненно реагировать на их выпады, воспользуйтесь этим приемом. Представьте, что между вами и вашим обидчиком — толстая стеклянная стена аквариума. Он что-то говорит вам нелицеприятное, но вы только видите его, а слов не слышите, они поглощаются водой и лишь пузырятся пеной на поверхности. Потому они и не действуют на вас. И вы, не теряя самообладания и спокойствия духа, не поддаетесь на провокацию, не реагируете на обидные слова. И благодаря этому переламываете ситуацию в свою пользу.
Прием «Диснейленд». Болезненность психологического удара можно смягчить, а то и вовсе свести на нет, если обращаться со всеми людьми, как с малыми детьми. Вы же не обижаетесь на несмышленых детей?
Представьте себе, что вы оказались один против целой группы негативно настроенных к вам людей. Перевес сил на их стороне. И у вас всего один шанс переломить ситуацию: представить их группой детей на игровой площадке. Они злятся, капризничают, кричат, размахивают руками, бросают на пол игрушки, топчут их ногами. В общем, всячески стараются вывести вас из себя. Но вы, как взрослый, мудрый человек, относитесь к их выходками как к детским шалостям и продолжаете сохранять невозмутимое спокойствие до тех пор, пока они не выдохнутся. Вы не воспринимаете их слова как оскорбления, не реагируете на их выпады. Вам все это смешно наблюдать как взрослому человеку.
Прием «Лиса и виноград». Если в вашем прошлом были случаи, когда кому-то удавалось досадить вам так, что переживание поражения осталось до сих пор, воспользуйтесь техникой рационализации, снятия негативных «якорей». Вспомните басню «Лиса и виноград»: не дотянувшись до виноградной грозди, лиса сказала, что не очень-то и хотелось ей винограда — он кислый и зеленый.
Прием «Океан спокойствия». Представьте себя главным героем притчи: «Океан принимает воды многих бурных рек, а сам при этом остается неподвижным. Тот, в кого так же впадают все мысли и эмоции, остается бесстрастным в покое».
Прием «Театр абсурда». Можно использовать такой прием психологической защиты, как доведение ситуации до абсурда. Это в принципе то же самое, что сделать из мухи слона. То есть вслух гиперболизировать до неузнаваемости то, на что кто-то лишь намекает, и таким образом неожиданно выбить из рук своих врагов или недоброжелателей психологическое оружие. Ваша цель — сделать так, чтобы любые выпады недоброжелателя уже не вызывали ничего, кроме смеха. Это и есть решение задачи, как защититься от психологического нападения.
Прием «Театр кукол». Если вам трудно общаться с эмоционально значимыми для вас людьми, используйте именно этот прием. Представьте, что они всего лишь шаржированные персонажи телепередачи «Куклы». И пусть они говорят глупости, общаясь между собой. А вы только наблюдаете это со стороны и выносите свои оценки. Мол, этот умник корчит из себя супермена, а другой разыгрывает из себя сильную личность, профессионала, а сам слабак, просто блефует. Разыгрывайте этот спектакль до тех пор, пока не рассмеетесь. Ваш смех — показатель того, что техника сработала.
Источник
Техники защиты от негативных эмоций при общении
Часто бывает, что вы оказываетесь среди людей, враждебно на вас настроенных. Это причиняет значительные неудобства, мешает сосредоточиться на деле. В таком случае вам необходимо установить психологический барьер между вами и негативом, исходящим от собеседника.
Есть несколько техник защиты от враждебности. Особенно они полезны, когда вы не можете прервать общение с таким человеком. Например, это сотрудник, работающий в том же помещении, что и вы. Либо близкий родственник, по каким-то причинам негативно воспринимающий вас.
Суть таких техник состоит в том, что вы избирательно воспринимаете только ту информацию, которая касается обсуждаемого вопроса. И никак не реагируете на все выпады против вашей личности. Обратите внимание, что в таких случаях не умеющий держать себя в руках оппонент, взбешенный вашим невниманием к его «уколам» может угрожать вашей физической безопасности. Будьте внимательны и примите меры заранее.
Для создания психологического барьера защиты от негатива вы должны прибегнуть к возможностям своего воображения.
Техника 1. Купол
Мысленно создайте вокруг себя энергетическую ограду – прозрачный купол, защищающий вас от отрицательной энергии собеседника. Эта защита не должна быть «глухой», а должна лишь препятствовать воздействию на вас конкретного человека в конкретный момент времени.
Когда вы слышите, что собеседник начал атаку на вашу личность, пытаясь понизить вашу самооценку, либо перемежает свою речь проклятиями – вы должны остановить эту негативную энергию с помощью вашего «купола».
В случае возрастания напора негатива – мысленно отодвиньте стенку купола чуть дальше от себя и ближе к собеседнику, чтобы создать вокруг большую безопасную зону и препятствовать психологическому вторжению. При этом вы почувствуете себя более комфортно и уверенно и сможете более уравновешенно реагировать на сложившуюся ситуацию.
Техника 2. Стрелоуловитель
Представьте себе, что все негативные слова, сказанные в ваш адрес – это стрелы, посылаемые в вас собеседником. Эти стрелы он направляет на вас, чтобы причинить вам боль, ранив ваши чувства и ваше самолюбие.
Теперь представьте, что в ваших руках находится большая толстая подушка. Мысленно держите ее между собой и оппонентом. Эта подушка имеет свойство задерживать стрелы (нет, она не отталкивает их назад, а поглощает), но пропускать позитивную и конструктивную информацию.
Перемещайте эту подушку перед собой, поглощая все реплики-стрелы. Отнеситесь внимательно к отбору нейтрализуемой информации, чтобы в ее потоке не пропустить важные сведения или примиряющую информацию.
Техника 3. Самонаблюдение, или Вторая пара глаз
Техника построена на вашем ощущении раздвоенности. Одной частью себя вы взаимодействуете с собеседником. Другая часть – является наблюдателем – беспристрастным и объективным.
При помощи Второй пары глаз вы как бы видите себя со стороны и пытаетесь разобраться в собственных реакциях: понять как они появляются и какие эмоциональные реакции появляются на различные приемы беседы, используемые оппонентом.
В этот момент лучше всего не просто наблюдать за своими реакциями и фиксировать их в своем сознании, но и критически замечать все свои «успехи» и «поражения»; отмечать всё то, что подлежит в дальнейшем исправлению.
Например: «Этот клиент очень сложный. Как я веду себя? Я спокоен, внимателен. Но разговариваю слишком громко и быстро. Значит, нужно говорить медленнее и тише… Вот теперь хорошо!»
Техника 4. Анализ собеседника
Эта техника опять связана с «раздвоением». Часть вашего сознания участвует в беседе. А другая часть не взаимодействует с собеседником, а занимается наблюдением за ним со стороны.
Что в этот момент вы можете анализировать? Буквально все: внешность собеседника, его манера говорить, двигаться; жесты, мимика, движение глаз, дыхание, обороты речи и т.д.
Обратите внимание на глаза человека, выразительность его рта. Прислушайтесь к голосу – пропуская мимо себя негативные слова. Оцените произношение, дефекты речи, или, наоборот, интересные обороты. Вы можете, в зависимости от длительности неприятного общения взять любую исходную точку наблюдения и любое направление.
Можно также сравнивать различные увиденные характеристики человека с подобными у своих знакомых.
Делайте в этот момент свои выводы по поводу его привычек, материального и социального положения, слабых и сильных сторон его личности. Попробуйте зафиксировать стереотипы поведения оппонента в различных ситуациях и взять их на заметку. Это «упражнение» также может оказать в последствии пользу в работе над собой и в дальнейшем взаимодействии с этим человеком.
Техника 5. Чужая роль
Она чем-то схожа с двумя предыдущими и может применяться в комплексе с ними. Во время исполнения этой техники вы начинаете воспринимать себя в роли своего собеседника, разглядывая ситуацию и себя его глазами.
В этот момент попробуйте предугадать его дальнейшее поведение в следующий момент. Сравните с тем, что произошло. Оцените степень схождения с вашими предположениями и подумайте, почему, все таки, поведение собеседника отличалось в некоторых случаях от того, что вы себе представили.
Эта техника поможет быть вам более внимательным к людям и научится различать малейшие нюансы их поведения.
Все эти техники построены на изменении собственной реакции в конфликтной обстановке. Благодаря этому вы не «окунетесь с головой» в конфликт, а будете способны обдумать и разрешить сложную ситуацию
Конечно, не все получится сразу. Чтобы пользоваться данными техниками, вам нужно потренироваться. Но с каждым разом, вам все легче будет абстрагироваться от конфликта и сохранять самообладание. Главное – не используете данные приемы при взаимодействии с приятными собеседниками. Вы же не хотите создавать искусственные барьеры при общении с ними?
Источник
Приемы психологической защиты от негативных эмоций
Психологическая защищенность — это свойство зрелой личности, которое зависит от интеллекта, внимательности, склонности к анализу, критичности мышления и эмоциональной устойчивости. Держи удар!
Если вас укусит одна или даже несколько пчел, это может быть полезным для вашего здоровья. Но если на вас нападет рой ос или вы окажетесь жертвой укуса ядовитой змеи, тут уж вам несдобровать. Ваши недоброжелатели способны нанести вам не меньший вред, использовав в качестве психологического оружия ранящие вашу душу слова. Чем дольше вы будете переживать по этому поводу, тем больше шансов у вас оказаться в стане проигравших.
Если человек показывает, что он раздражен и не способен контролировать свои эмоции, ему надо заняться чем-нибудь другим, а не работой с детьми. Психологическая защищенность — это свойство зрелой личности. Она состоит из целого комплекса таких характеристик, как уровень интеллекта, мировоззренческие установки, внимательность, склонность к анализу и рефлексии, критичность мышления, эмоциональная устойчивость.
Чаще задавайте себе и другим магические вопросы: что, где, когда, как, зачем и почему? Старайтесь представить всю панораму и динамику события, увидеть всю картину в целом и отметить противоречия, нестыковки и белые пятна, тщательно отнеситесь к деталям. Именно они являются необходимым материалом для оценки достоверности информации.
Рассмотрим несколько апробированных приемов психологической защиты.
Проанализируйте, на что вы реагируете наиболее болезненно. Что вас раздражает? Что вас приводит в бешенство или повергает в уныние? Вспомните конкретные слова, интонации, жесты ваших оппонентов или обидчиков.
Закройте глаза и снова вспомните все самые обидные, хлесткие, обжигающие слова, которые вызывают у вас чувства растерянности и никчемности или мощные вспышки агрессии.
Теперь представьте, что вы сидите напротив человека, который наносит вам эти психологические удары. Это он говорит вам жестокие, обидные слова. И вы чувствуете, как уже начинаете «заводиться». Вызовите в себе ощущение удара. Какая часть вашего тела реагирует на него? Что происходит: появляется ли жар во всем теле, или же что-то сжимается внутри, а может, просто прерывается дыхание? Что происходит именно с вами?
Воспользуйтесь техникой вентиляции эмоций. Представьте, что между вами и обидчиком стоит мощный вентилятор, который тут же относит его слова в сторону, их острые стрелы не долетают до вас.
Еще сделайте правой рукой фигу и накройте его ладонью левой руки. Мысленно направьте его на того человека, который пытается вывести вас из душевного равновесия. Вспомните, как такая же фига помогала вам еще в детстве «отомстить» обидчику.
Откройте глаза, и вы наверняка почувствуете, что теперь способны выдержать такой психологический удар.
Если при общении с негативно настроенными по отношению к вам людьми вы продолжаете болезненно реагировать на их выпады, воспользуйтесь этим приемом. Представьте, что между вами и вашим обидчиком — толстая стеклянная стена аквариума. Он что-то говорит вам нелицеприятное, но вы только видите его, а слов не слышите, они поглощаются водой и лишь пузырятся пеной на поверхности. Потому они и не действуют на вас. И вы, не теряя самообладания и спокойствия духа, не поддаетесь на провокацию, не реагируете на обидные слова. И благодаря этому переламываете ситуацию в свою пользу.
Болезненность психологического удара можно смягчить, а то и вовсе свести на нет, если обращаться со всеми людьми, как с малыми детьми. Вы же не обижаетесь на несмышленых детей?
Представьте себе, что вы оказались один против целой группы негативно настроенных к вам людей. Перевес сил на их стороне. И у вас всего один шанс переломить ситуацию: представить их группой детей на игровой площадке. Они злятся, капризничают, кричат, размахивают руками, бросают на пол игрушки, топчут их ногами. В общем, всячески стараются вывести вас из себя. Но вы, как взрослый, мудрый человек, относитесь к их выходками как к детским шалостям и продолжаете сохранять невозмутимое спокойствие до тех пор, пока они не выдохнутся. Вы не воспринимаете их слова как оскорбления, не реагируете на их выпады. Вам все это смешно наблюдать как взрослому человеку.
4. Прием «Лиса и виноград»
Если в вашем прошлом были случаи, когда кому-то удавалось досадить вам так, что переживание поражения осталось до сих пор, воспользуйтесь техникой рационализации, снятия негативных «якорей». Вспомните басню «Лиса и виноград»: не дотянувшись до виноградной грозди, лиса сказала, что не очень-то и хотелось ей винограда — он кислый и зеленый.
5. Прием «Океан спокойствия»
Представьте себя главным героем притчи: «Океан принимает воды многих бурных рек, а сам при этом остается неподвижным. Тот, в кого так же впадают все мысли и эмоции, остается бесстрастным в покое».
6. Прием «Театр абсурда»
Можно использовать такой прием психологической защиты, как доведение ситуации до абсурда. Это в принципе то же самое, что сделать из мухи слона. То есть вслух гиперболизировать до неузнаваемости то, на что кто-то лишь намекает, и таким образом неожиданно выбить из рук своих врагов или недоброжелателей психологическое оружие. Ваша цель — сделать так, чтобы любые выпады недоброжелателя уже не вызывали ничего, кроме смеха. Это и есть решение задачи, как защититься от психологического нападения.
7. Прием «Театр кукол»
Если вам трудно общаться с эмоционально значимыми для вас людьми, используйте именно этот прием. Представьте, что они всего лишь шаржированные персонажи телепередачи «Куклы». И пусть они говорят глупости, общаясь между собой. А вы только наблюдаете это со стороны и выносите свои оценки. Мол, этот умник корчит из себя супермена, а другой разыгрывает из себя сильную личность, профессионала, а сам слабак, просто блефует. Разыгрывайте этот спектакль до тех пор, пока не рассмеетесь. Ваш смех — показатель того, что техника сработала.
Научитесь уверенному и выгодному для себя поведению не только в конфликтах, но и в повседневных рабочих ситуациях.
«Скорая помощь» вожатому при стрессе в лагере: как помочь себе и детям
Стресс ‒ это универсальная реакция организма на любое изменение ‒ внутреннее или внешнее, реальное или воображаемое. Он аккумулирует энергию и перераспределяет активность организма для того, чтобы бороться, изменить реальность, приспособиться к переменам или убежать от угрозы.
В отличие от физиологического стресса, психологический может быть вызван не только каким–то конкретно действующим, но и вероятным событием, которое еще не произошло, но которого человек боится.
Основные симптомы стресса в подростковом и юношеском возрасте:
- Эмоциональные проявления: беспомощность, взволнованность, беспричинная раздражительность, агрессивность, злоба, плаксивость, перепады настроения, страхи.
- Физические и физиологические проявления: головные боли, головокружение, усталость, бессилие, тошнота, потеря аппетита, учащенное сердцебиение, озноб, кожный зуд, беспокойный сон.
- Изменения в поведении: беспокойство, суетливость, капризы, замкнутость, нежелание общаться, обкусывание ногтей.
- Когнитивные изменения: ухудшение памяти, трудности со средоточием, заторможенность, нарушения мышления ( иррациональность, черно-белое видение, сверх-обобщение).
Для сохранения и поддержания психического (душевного) здоровья детей и специалистов в лагере необходимо их обучение приемам личной самопсихогигиены и профилактики стресса. Проведенный анализ специальной литературы позволяет нам выделить приемы и техники, которые могут выполнять функцию «скорой помощи и поддержки» в стрессовой ситуации в лагере:
1. группа – физиологические процедуры улучшающие самочувствие:
- Пить воду маленькими глоточками (в идеале у вожатого всегда собой бутылка воды);
- Высыпаться (стараться спать столько, сколько возможно);
- Носить с собой мятные карамельки (мята успокаивает);
- Плакать можно! Слезы выполняет функцию разрядки и обезболивающего;
- Пробежка по лестнице или просто пробежка;
- Многократное расчесывание волос (до 10 минут);
- Душ;
- Ароматические масла;
- Расслабляющая музыка;
- Самомассаж.
2. группа – психологические:
- Чаще хвалить себя за любые достижения, называть ласковыми словами;
- Принимать все свои реакции: злиться, огорчаться, обижаться и т.д. – это нормально;
- Не стараться в одиночку решать проблемы, обращаться за помощью;
- В свободную минутку писать, звонить близким, любимым, всем кто является вашим ресурсом (даже если человек сейчас далеко от вас, он все равно ваша поддержка);
- Находить в любой ситуации смешную и положительную стороны, смех и юмор, идеальные средства для разрядки;
- Обниматься, объятия снижают нервное напряжение;
- Выражать эмоции ( покричать в лесу, попинать или побить грушу, потопать ногами и т.д.).
- Растирание ладоней и лица;
- Дыхательные упражнения 4-8-7;
- Любые спортивные игры и плавание;
- Переключите внимание на что-то другое;
- Пение;
- Счет;
- Рисование;
- Чай с травами
- Визит к психологу;
- «Место силы»;
- «Мой герой» или «Защитник»;
- «Мусорная корзина», «Помойное ведро»;
- Модель BASIC;
- Кинезиологические упражнения.
Вот неполный список эффективных упражнений и техник, которые легко может освоить вожатый для гармонизации своего состояния и состояния детей в своем отряде.
Как не «сгореть» на смене
Вожатый, как актер, всегда должен быть в форме, всегда должно быть хорошее настроение. Должен быть кураж. Как следствие — некоторая опустошенность, эмоциональная усталость. Научиться подзаряжать свои «батарейки» — настоящее искусство, не все люди способны им овладеть.
Работать с людьми, а особенно с детьми, очень непросто, даже в самых благоприятных ситуациях это стресс для любого организма. Учитесь отпускать стресс, проблемы и находить радость даже в самых безвыходных ситуациях.
Причины эмоционального выгорания при работе с детьми:
- Продолжительная работа без должного отдыха.
- Сложные дети
- Конфликты с напарником/детьми.
- Личные проблемы, заглушенные работой.
- Слишком ответственный подход к делу (желание всем угодить, излишний перфекционизм, слишком много взято в свои руки).
Но даже со всем этим можно работать, если грамотно построить свою работу внутри себя и взаимодействовать с окружающими вас людьми. После определения главных признаков, мы перейдем к методам решения:
- Потеря интереса к работе
- Быстрая утомляемость.
- Отсутствие радости, апатия, депрессия
- Не желание что-либо делать, и в чем-то участвовать.
- Срывы на окружающих/коллег/близких.
Помните, что даже появление одного из признаков, повод задумать о том, что пора расслабиться и возможно попросить о помощи.
Итак, после того, как вы поняли, что у вас или вашего коллеги/близкого человека выгорание, нужно незамедлительно ему помогать, и это нужно делать постепенно, как с любым психологическим заболеванием, но экстренно.
Как не «сгореть» на смене, изображение №2 Но лучше, не доводить до этого состояния, и для этого запомните правила, как помощи, так и профилактики:
- Первое, и самое важное: «Научитесь отдыхать сами, и давайте отдыхать напарнику/коллеге». Наблюдайте за состоянием напарника, и за своим. Видите, что напарник начал уставать – отпустите поспать, побыть наедине с собой, отдохнуть. Устали сами – попросите отдыха! Делите все проблемы пополам.
- Второе, не менее важное правило: «Создавайте в вожатских/рабочих местах атмосферу уюта, спокойствия и крепости. Куда вы можете прийти, посидеть 15 минут и вам станет легче.» Делайте фишечки, приятности. Спонтанные, ни к чему не обязывающие. Просто от души. И это касается не только напарников, но и детей. Чем больше вы отдаете, тем больше получаете.
- Третье правило: «Отвлекитесь на свое любимое дело, хотя бы на 15 минут». Запасайтесь на смену тем, что вам поднимает настроение! (книги, сериалы, любимая игрушка, вкусный чай, плед, уютные свитера, все то, что дает заряд позитивных эмоций). Больше занимайтесь спортом, танцуйте, танцуйте с детьми, пробегитесь по лагерю.
- И конечно же, помимо всех прочих правил и законов: «Между сном и работой выбирайте сон!» Меняйтесь на ночные смены с напарником. Если не спали ночь, попроситесь поспать в тихий час, если нет особо важных дел и дедлайнов. Отдыхайте, и восполняйте свою энергию с помощью положительных эмоций, и приятных моментов.
Тогда любая работа с любыми детьми будет в кайф, а каждая смена станет лучшей!
Источник