Защита конституционного строя: субъекты, процедуры, формы и методы.
Правовой механизм защиты основ конституционного строя включает в себя три элемента: субъекты, объекты и средства защиты. Для целей защиты основ конституционного строя всех субъектов можно подразделить на две группы:
первую группу составляют Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, государственные и муниципальные органы, должностные лица,
а вторую – многонациональный народ Российской Федерации; граждане, а также их группы и объединения. Объектами механизма защиты являются непосредственно основы конституционного строя. Под способом (средством) защиты понимается установленная конституционным правом мера, направленная на обеспечение нормальной реализации основ конституционного строя, предупреждения, пресечения и выявления их нарушений, а также восстановления их действия и привлечения виновных к ответственности.
Под формой защиты основ конституционного строя следует понимать комплекс внутренне согласованных мер, направленных на защиту основ конституционного строя, реализуемый путем установления и исполнения правовых гарантий, деятельности уполномоченных органов и заинтересованных лиц. Все способы защиты можно объединить в три формы защиты основ конституционного строя: самозащита основ конституционного строя; защита основ конституционного строя государством и местным самоуправлением, их органами и должностными лицами; защита основ конституционного строя гражданами и их объединениями.
Самозащита основ конституционного строя обусловлена положениями статьи 16 Конституции Российской Федерации, и заключается в особом порядке пересмотра главы первой Конституции, а также в обеспечении непротиворечивости иных положений Конституции основам конституционного строя. Хотя Конституция закрепила специальный механизм пересмотра положений главы об основах конституционного строя, правовой статус Конституционного Собрания до настоящего времени законодательно не определен – поэтому поддерживаем предложения о необходимости принять Федеральный конституционный закон «О Конституционном Собрании Российской Федерации». В нем должен быть установлен ряд гарантий, обеспечивающих защиту основ конституционного строя (обеспечение высокого качества текста новой конституции, детальное регламентирование порядка работы Конституционного Собрания, финансовое обеспечение его деятельности, регламентация порядка проведения референдума по вопросу принятия конституции). Наивысшая юридическая сила основ конституционного строя должна обеспечиваться безусловным соответствием остальных норм Конституции главе об основах конституционного строя. Необходимо исходить из непротиворечивости первоначального текста Конституции, и установить механизм, позволяющий обеспечить соответствие будущих конституционных поправок главе об основах конституционного строя, в виде обязанности Конституционного Суда Российской Федерации давать заключение о соответствии принятого Федеральным Собранием Российской Федерации закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации главе первой Конституции Российской Федерации.
Защита основ конституционного строя осуществляется также государством и местным самоуправлением, их органами и должностными лицами. Особую роль в этом процессе играет Конституционный Суд Российской Федерации. Свою роль он выполняет посредством реализации закрепленных за ним полномочий – осуществления конституционного контроля, разрешения споров о компетенции между органами государственной власти и толкования конституционных норм. Помимо этого, Конституционный Суд способствует повышению уровня правосознания и правовой культуры граждан Российской Федерации. В Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» и регламенте Конституционного Суда целесообразно закрепить норму об обязательном ежегодном направлении посланий Федеральному Собранию. Защита основ конституционного строя гражданами и их объединениями осуществляется на трех уровнях: общем, групповом и индивидуальном. На общем уровне народ в лице избирательного корпуса принимает участие в выборах и референдумах. На местном уровне в число участников механизма защиты включаются также постоянно проживающие на территории муниципального образования иностранцы и лица без гражданства и используется более широкий круг институтов прямой демократии (публичные слушания, сход граждан, голосование по отзыву депутата и т.д.). Системным участником правоотношений по защите основ конституционного строя на групповом уровне являются общественные объединения, ставящие перед собой соответствующие цели. Неорганизованные (несистемные) группы граждан могут принимать участие в публичных мероприятиях (митингах, пикетированиях, шествиях и пр.), а также направлять коллективные обращения в органы государственной и муниципальной власти. На индивидуальном уровне граждане могут устраивать одиночные пикеты (которые не требуют согласования с органами власти), а также обращаться с индивидуальными жалобами, заявлениями и предложениями в суды и другие органы власти.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Источник
Конституционно-правовые способы защиты конституционного строя
—правые и организационные средства, обеспечивающие незыблемость конституционного строя от
К правым и организационным средствам защиты конституционного строя можно отнести:
1) нормы, обеспечивающие, условно говоря, самозащиту Конституции (усложненный порядок ее изменения);
2) запрет насильственных действий, призывов к таким действиям для изменения существующего строя;
3) постоянное утверждение конституционной законности;
4) возможность введения чрезвычайного или военного положения;
5) ограничение прав и свобод граждан лишь по основаниям и в пределах, предусмотренных Конституцией
Элементы конституционного строя, согласно КП РБ:
1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: государство, политические партии, общественные объединения + трудовые коллективы.
Государство — это «особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа»
Политическая партия —особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления.
Общественное объединение —добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Трудовой коллектив – это организационно оформленная группа работников, созданная для реализации комплекса производственных целей. Трудовые коллективы являются субъектом КП и чаще всего субъектом избирательных правоотношений. Исходя из норм избирательного кодекса, трудовые коллективы имеют права:
· Могут выдвигать представителей в избирательные комиссии
· Могут выдвигать кандидатов в депутаты
· Представителей для общественного наблюдения за проведением выборов
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – закрепляет формы собственности и равные возможности для физических и юридических лиц для осуществления хозяйственной и др. деятельности (ст. 13 Конституции – государство поощряет развитие кооперации). Один из принципов экономической системы КС является принцип социально-ориентированного рыночного хозяйства и экономики + государство участвует в регулировании эк.деятельности в интересах человека и общества.
3. СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА – система социальных стандартов и услуг + система сложившихся и развивающихся общественных отношений. В РБ социальные стандарты реализуются по 44 направлениям.
Социальные отношения и социальная политика основаны на следующих принципах:
1. Государство создаёт условия для обеспечения личности достойного уровня существования.
2. Охрана труда и здоровья людей
3. Установление гарантированных государством минимальных размеров оплаты труда
4. Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых людей – через систему соц.льгот и выплат
5. Развитие системы социальных служб и предоставление социальных услуг
6. Установление государственных гарантий социальной защиты
По поводу культурно-духовных отношений: Конституция гарантирует культурные права всех граждан и национальных общностей.
4. ВЛАСТЬ НАРОДА (некоторые учёные выделяют)
Характеристика конституционного строя РБ.
Первый раздел белорусской Конституции содержит общие, основополагающие, отправные положения и так и называется «Основы конституционного строя». Конституционный строй в КП РБ – новое понятие, до этого – «общественный строй», «государственный строй».
Основы конституционного строя – это основные принципы Конституции, которые предопределяют государственное и общественное устройство.
Основы конституционного строя РБ – это:
· Гуманизм («Человек, его права, свободы и гарантии их реализации является высшей ценностью и целью общества и государства» — ч.1 ст.2 Конституции РБ)
· Демократизм, выражающийся в народном суверенитете (ст.3), разделении властей (ст.6), политическом, экономическом и идеологическом многообразии (ст.4,5)
· Шаг вперед в сравнении с БССР – в РБ – все условия для существования и развития всех форм собственности, в том числе защиты частной собственности (ст. 13 и 44)
· Социально-ориентированная рыночная экономика
· Унитарное государство (единое, имеет свое АТД)
· Полнота власти на своей территории
· Светское государство (церковь отделена от государства, нет государственной религии и ни одно из религиозных вероучений не признается обязательным)
· Провозглашение РБ правовым государством
· Приоритет прав человека над правами государства
· Республиканская форма правления
· Государственный суверенитет РБ
· Признание приоритетов принципов международного права и обеспечение соответствия им законодательства (ст.8 Конституции)
Основные принципы конституционного строя РБ = принципы демократизма, гуманизма и законности.
Все перечисленные устои находятся во взаимодействии, они дополняют друг друга и, таким образом, усиливают свое влияние. Основы, да и сам конституционный строй утверждены народом, что обуславливает юридическую силу конституционных норм, их верховенство и обязательность для органов государства и граждан.
Вопрос № 13 Осветите конституционные основы политической системы общества как элемента конституционного строя Республики. Охарактеризуйте государство как важнейший элемент политической системы.
В конституционном законодательстве, как Республики Беларусь, так и других государств, не содержится определения политической системы. Очевидно, в силу данного обстоятельства это понятие неоднозначно трактуется в литературе, ему даются различные определения, содержащие более или менее широкий круг составных частей политической системы. Обобщая существующие точки зрения, их можно свести к двум подходам: широкому и узкому (или институциональному). Согласно широкой трактовке политическая система – это комплекс всех составляющих элементов, связанных с осуществлением политической власти. В качестве таковых выступают: политические учреждения или институты (государство, органы местного самоуправления, политические партии и иные общественные объединения, трудовые коллективы), образующие механизм осуществления политической власти; политический процесс, политический режим, политическая культура, политическое сознание, политические отношения. В большей или меньшей степени все они подвержены конституционно-правовому регулированию.
Узкое (институциональное) понимание политической системы предполагает включение в нее лишь субъектов (институтов), составляющих стержень этой политической системы. К ним следует отнести государство (основной элемент политической системы), органы местного самоуправления, политические партии и иные общественные объединения, трудовые коллективы, церковь (в теократических и клерикальных государствах). Указанные субъекты выступают в качестве основных и, при понимании политической системы, в широком значении.
Таким образом, политическую систему можно определить как организационно-правовой механизм, включающий государство, органы местного самоуправления, политические партии и иные общественные объединения, трудовые коллективы, сми, посредством которых народ реализует принадлежащую ему по Конституции власть, управляет государством, определяет и проводит в жизнь внутреннюю и внешнюю политику.
Конституционные основы ПС составляют основополагающие начала, принципы организации и функционирования политической власти в стране.
Государство – основной элемент пс общества. Государство выполняет свою роль в пс посредством функций – основных направлений в деятельности государства. В юридической литературе выделяют след функции:
Вопрос № 14 Назовите понятие, виды и правовое положение политических партий в Республике Беларусь.
Важной составной частью политической системы общества являются политические партии. Что касается Республики Беларусь, то здесь по состоянию на 1 января 2009 г. функционировало 15 политических партий. Их правовой статус регулируется Конституцией и Законом Республики Беларусь «О политических партиях». В Конституции, прежде всего, следует выделить ее статью 4, в которой закрепляются как возможность многообразия политических институтов, так и запрет на установление обязательной идеологии политических партий и иных общественных объединений и социальных групп. Важное положение содержится в статье 3 Конституции, которая устанавливает запрещение деятельности политических партий и иных общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.
Согласно статье 1 указанного Закона, политической партией является независимое, образованное на основе индивидуального добровольного членства объединение граждан, действующее в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах.
Принадлежность или непринадлежность гражданина к политической партии не может служить основанием для ограничения его прав и свобод либо для недопущения исполнения им установленных законом обязанностей.
Политические партии действуют на основе принципов свободы ассоциаций, демократизма, самоуправления, законности, гласности и равноправия всех политических партий. Они основывают свою деятельность согласно своим уставам и программам.
Государство гарантирует защиту прав и законных интересов политических партий, создание условий для выполнения ими своих уставных целей и задач, в том числе путем пользования государственными средствами массовой информации.
Органам государственной власти и управления, предприятиям, организациям, учреждениям и их должностным лицам запрещается вмешиваться во внутренние дела политических партий либо препятствовать в той или иной форме их деятельности, если она осуществляется в соответствии с законом и их уставами.
На территории Республики Беларусь не могут создаваться и действовать политические партии других государств и их территориальные единицы.
В качестве учредителей политических партий имеют право выступать граждане Республики Беларусь, достигшие 18-летнего возраста, обладающие избирательным правом, не ограниченные судом в дееспособности и не находящиеся в местах лишения свободы. Для создания и деятельности политической партии необходимо не менее 1000 учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и города Минска. Для создания и деят-ти союза необходимо не менее 2 полит партий, выступающих в кач-ве его учредителей (членов).
Политические партии учреждаются на их учредительных съездах, конференциях (других учредительных организационных мероприятиях). Учредительный съезд, конференция (другое учредительное организационное мероприятие) принимают решение о создании политической партии, ее названии, устав, программу и образуют выборные органы.
Политические партии строятся исключительно по территориальному принципу и должны иметь Минскую городскую и областные организационные структуры в большинстве областей РБ, создаваемые в порядке, установленном законодат-м и уставом полит партии, в 6месячный срок со дня гос регистрации политической партии. Они имеют фиксированное членство, их членами могут быть только граждане Республики Беларусь.
В названии полит партии и ее организац структур не допускается использование:
1. Слов «РБ», «Беларусь», «национальный», «народный», если иное не определено президентом РБ
2. Официальных названий (полных и сокращенных) иностранных гос-в либо ранее существовавших гос-в
3. Имени гражданина – при отсутствии заявления такого гражданина ( в случае его смерти – заявл его наследников) о даче согласия на исп-е в названии его имени
4. Указания на превосходство какой-либо расы, религии, национальности, социальной группы
5. Гражданин РБ мб членом только 1 партии. Членами союза являются полит партии, входящие в этот союз.
Президент Республики Беларусь, члены Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов приостанавливают членство в политических партиях на весь срок полномочий.
Не могут быть членами партий на весь период своих полномочий судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля и его территориальных органов Республики Беларусь, органов безопасности, военнослужащие и другие лица, на которых распространяется статус военнослужащих.
Надзор за соответствием деятельности политических партий Конституции Республики Беларусь и законам Республики Беларусь осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры.
Контроль за соответствием деятельности политических партий Конституции Республики Беларусь, действующему законодательству и их уставам осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь, которое ведет их государственный реестр (учет и регистрацию).
За нарушения Конституции Республики Беларусь, а также других актов законодательства Республики Беларусь в отношении политических партий могут быть применены следующие виды взысканий: письменное предупреждение, ликвидация политической партии.
В случае совершения политической партией действий, нарушающих Конституцию Республики Беларусь и (или) устав, Министерством юстиции Республики Беларусь выносится предупреждение руководящему органу этой политической партии. Письменное предупреждение Министерства юстиции Республики Беларусь может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Беларусь.
Ликвидация ПП осущ-ся:
А) По решению высшего органа полит партии союза
Б) По решению ВС РБ
Политическая партия ликвидируется по решению Верховного Суда Республики Беларусь в случаях:
1) совершения партией действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды;
2) повторного в течение года совершения действий, за которые было вынесено письменное предупреждение;
3) если при регистрации политической партии со стороны ее учредителей были допущены такие нарушения актов законодательства, которые носят непоправимый характер.
4) если числ-ть ПП не соответствует требованиям закона
5) неустранения нарушений, послуживших основанием для приостановления деят-ти ПП, союза, в срок, устан реш ВС РБ
6) за однократн наруш зак-ва о массовых мероприятиях в случаях. Предусмотренных законодательн актами. Политические партии, профессиональные союзы и иные организации, ответственные лица которых не обеспечили надлежащего порядка организации и (или) проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации и пикетирования, что повлекло причинение ущерба в крупном размере (ущерб на сумму, превышающую в 10000 и более раз размер базовой величины, установленный на день совершения правонарушения) или существенного вреда правам и законным интересам граждан, организаций либо государственным или общественным интересам (срыв массового мероприятия, временное прекращение деятельности организаций либо нарушение движения транспорта, гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения одному или нескольким потерпевшим), могут быть ликвидированы в установленном порядке за однократное нарушение законодательства Республики Беларусь о массовых мероприятиях.
7) за получ иностранной безвозмездн помощи ПП или ее организац стр-рой
Заявл о ликвидации ПП, союза подается в ВС РБ, Минюстом или ген прокуратурой РБ.
Источник