Способы защиты организмов от хищников условно можно
Защита животных от хищников
Какими способами животные защищаются от хищников?
Краткая схема ответа на этот вопрос с некоторыми комментариями. Как «способ защиты» мы будем рассматривать любое приспособление (особенность образа жизни и т. п.), которое, на наш взгляд, снижает вероятность гибели особей данного вида от хищников. Мнение о том, что данное приспособление действительно помогает при защите, часто основано на косвенных данных, хотя во многих случаях могло бы быть проверено и экспериментально или путем сравнения с близкими видами, которые лишены такого приспособления. При ответе мы не подразумеваем, что тот или иной признак обязательно специально предназначен для защиты от хищников (т. е. возник под влиянием этой опасности и не имеет другого приспособительного значения).
Разделим все способы на три большие группы.
1) Избегание встречи с хищником до его обнаружения:
а) обитание в необычной среде, недоступной для большинства хищников (например, в очень сильно засоленных водоемах, в нефти, в смоле и т. п.), или короткий популяционный цикл, заканчивающийся в тот период, когда хищников нет, тогда как остальное время переживается в виде покоящихся форм, обычно снабженных средствами пассивной защиты;
б) использование естественных укрытий, а также случаи симбиоза с защищенными животными, например обитание среди игл морского ежа или щупалец актинии и паразитизм, и сооружение укрытий;
в) миграции; например, многие планктонные рачки мигрируют днем на большую глубину, где темно и где они недоступны для хищников-рыб, использующих для охоты зрение;
г) неподвижность;
д) малозаметность из-за мелких размеров; покровительственная окраска и форма (миметизм); маскировка с помощью различных предметов; отсутствие запаха, бесшумность; запутывание следов.
2. Избегание контакта с хищником после его обнаружения:
а) бегство;
б) затаивание;
в) выбрасывание защитных веществ — чернильного облака (отбивает обоняние хищника и отвлекает его внимание от намеченной жертвы), светящегося облака (используется глубоководными креветками, ослепляет хищника), ядовитых, едких или обжигающих аэрозолей или жидкостей, липких веществ, затрудняющих движения хищника;
г) предупреждающие окраска, запах, звук; отпугивающая окраска; мимикрия (при последнем способе неважно, чтобы хищник был обнаружен);
д) сигнал тревоги (оповещение других особей о приближении хищника) и приспособления, позволяющие заблаговременно обнаружить хищника (хорошее зрение, слух, обоняние и т. п.).
3. Способы, действенные при непосредственном контакте с хищником:
а) несъедобность, ядовитость «при съедении»;
б) панцирь, раковина, неперевариваемые оболочки, шипы, иглы, скользкость;
в) крупные размеры;
г) «активная защита» (механические средства (зубы, когти, копыта и т. п.), химические (стрекательные клетки, ядовитые зубы и др., способы впрыскивания яда), реже — другие, например электрические органы);
д) автотомия (например, отбрасывание хвоста ящерицей), жертвование частью тела.
Источник
Средства защиты от хищников у животных
Животные используют самые разнообразные средства защиты от врагов: прикидываются мертвыми, собираются в группы, выделяют отпугивающие вещества, а чаще просто спасаются бегством.
Опоссум роется в земле в поисках пищи на берегу реки в штате Аризона (США). Внезапно из зарослей кустарника выскакивает койот. Опоссум видит хищника, но спасаться бегством уже поздно. Вступать в драку или прыгать в воду бесполезно. Единственное, что остается опоссуму, – это обмануть врага. Он валится на бок, раскрывает рот и застывает на месте. Койот подходит к опоссуму, трогает его лапой, переворачивает, обнюхивает. Приняв зверька за падаль, он вскоре теряет к нему интерес и уходит прочь, а оживший опоссум мчится в укрытие.
Спасительный обморок
Похожий трюк, но чисто рефлекторно, проделывают и домашние куры. Если курицу перевернуть на спину, так что ее ноги окажутся в воздухе, птица даже не пошевелится. Этот рефлекс свойствен и многим диким птицам (голубям, чибисам, куликам-сорокам и др.). Стоит перевернуть этих пернатых ногами вверх, как они замирают, словно парализованные. Привести птицу в чувство может хлопок в ладоши или какой-нибудь другой громкий звук. Птичий «обморок» несомненно имеет защитное значение. Если на птицу нападет хищник и случайно перевернет ее на спину, она тут же превратится в «падаль». А падалью многие хищники брезгуют.
Системы оповещения
У многих животных бегство – единственное средство защиты от врагов. Но и спасаться бегством надо с умом. При виде врага европейские сурки и африканские сурикаты прячутся в норах. Но у них в отличие от поступающих так же кроликов и луговых собачек хорошо налажена система оповещения сородичей. У сурков один из членов группы всегда стоит в дозоре и при малейших признаках угрозы подает сигнал тревоги – громкий свист. Сурикатам, живущим большими колониями, требуется более совершенная система сигнализации. Дозорщики у них расставлены по всей территории колонии. Они также предупреждают сородичей об опасности с помощью звуков.
Тревога, тревога!
Громкие сигналы тревоги, издаваемые некоторыми птицами, помогают спасаться от врагов и другим животным. Такие звуки, например, издают южноамериканские зонтичные птицы, или головачи. Их предупреждения об опасности играют важную роль в жизни многих других пернатых. Головачи – территориальные птицы, ревностно охраняющие свои участки.Поэтому другим, более робким пернатым выгодно гнездиться рядом с ними.
Золотистые ржанки, гнездящиеся на севере Евразии, тоже подают громкие сигналы тревоги при нарушении границ их территории. В средней полосе Евразии аналогичную роль играет озерная чайка, рядом с колониями которой нередко селятся другие, менее шумные птицы, например черношейные поганки и серые утки, которые нередко строят гнезда прямо посреди колонии чаек.
Чувство локтя
Лев, ворвавшийся в табун зебр, оказывается в полной растерянности: мельтешащие перед глазами белые и черные полосы мешают хищнику наметить конкретную жертву. Перед лицом опасности многие животные инстинктивно сбиваются в группы, чтобы напугать врага. Косяк сардин из многих тысяч особей движется в толще воды, как одна огромная рыба. Он ведет себя как единый «сверхорганизм». Когда стая замечает, например, приближение морского котика, она уходит на глубину, в надежде оторваться от хищника. Косяк может даже разделиться на две части или окружить котика, пытаясь ввести его в замешательство. В плотной стае рыб котику трудно выбрать себе одну единственную жертву. Ему приходится атаковать сардин вновь и вновь, пока одна из рыб не отобьется от стаи. Кроме того, собираясь в стаи, сардины экономят энергию: рыбам помогают плыть потоки воды, создаваемые соседями.
В кильватере акулы
Морские котики охотятся на мелких рыб, но и сами часто становятся жертвами крупных рыб – акул. У берегов Южной Африки белые акулы нередко охотятся на капских морских котиков. Чтобы не стать добычей акулы, котики стараются держаться небольшой плотной группой и плыть непосредственно у ее хвоста: из-за огромных размеров тела разворачиваться хищнице очень нелегко. Проделав такой маневр несколько раз, акула устает и уплывает восвояси. Но если один из котиков зазевается и отстанет от остальных, его ждет судьба поедаемых им сардин.
Поближе к родителям
Крупные стада зебр и антилоп гну состоят из взрослых животных и их детенышей. Детеныши обычно стараются держаться поближе к матерям, в глубине стада, где от коварных хищников их отделяет несколько рядов взрослых. Однако при нападении хищника стадо зебр или гну бросается врассыпную, и детеныши нередко становятся легкой добычей зверей.
Овцебыки, живущие в тундре на севере Азии и Америки, ведут себя иначе. Летом они держатся небольшими группами, а зимой собираются в огромные стада. При приближении волков взрослые животные образуют плотное кольцо, в центре которого прячутся телята. Поэтому волки нападают на овцебыков нечасто: если хищники подойдут к стаду слишком близко, огромные быки могут броситься в атаку.
Химическое оружие
Для защиты от хищников некоторые животные пускают в ход пахучие и едкие вещества. Так, например, обороняется лесной хорек. В анальной области этого зверька находятся железы, выделяющие вещество с резким неприятным запахом, которое может отпугнуть любого хищника. Похожее вещество вырабатывают и многие другие представители семейства куньих (ласки, норки, барсуки). Но непревзойденными мастерами химической обороны по праву считаются другие представители куньих – североамериканские скунсы.
С помощью химического оружия защищаются от врагов и многие насекомые, в частности жук-бомбардир. Когда его пытается схватить хищник, жук выбрасывает из анального отверстия едкую жидкость, мгновенно испаряющуюся в воздухе с громким треском. Многие муравьи брызгают во врагов едкой муравьиной кислотой, выделяемой железами на конце брюшка. Немало других живых существ используют для защиты от врагов едкие и ядовитые вещества, которые они вводят в тело врага с помощью игл и шипов, например такие обитатели моря, как рыбы скорпены и ряд морских ежей.
Некоторые рыбы используют для обороны электрические разряды. Один из самых известных примеров – южноамериканский электрический угорь: электричество помогает ему ориентироваться в воде, охотиться и защищаться от врагов. Он обитает в бедных кислородом заросших лесных реках. По всему его телу тянутся рядами до 6000 «электрических батареек» – видоизмененных мышц. Их разрядом мощностью в 500 Вт угорь легко убивает маленьких рыбешек; более слабое напряжение он использует для ориентировки в мутной воде. «Электрошокером» вооружены также некоторые скаты, сомы и другие рыбы. Чтобы незаметно уплыть от врага, головоногие моллюски (осьминоги, кальмары и каракатицы) выпускают перед ним непроницаемое чернильное облако.
Источник
Какими способами животные защищаются от хищников?
Как «способ защиты» мы будем рассматривать любое приспособление (особенность образа жизни и т. п.), которое, на наш взгляд, снижает вероятность гибели особей данного вида от хищников. Мнение о том, что данное приспособление действительно помогает при защите, часто основано на косвенных данных, хотя во многих случаях могло бы быть проверено и экспериментально или путем сравнения с близкими видами, которые лишены такого приспособления. При ответе мы не подразумеваем, что тот или иной признак обязательно специально предназначен для защиты от хищников (т. е. возник под влиянием этой опасности и не имеет другого приспособительного значения). Разделим все способы на три большие группы. В скобках после описания каждого способа укажем номера тех из них, с которыми он чаще всего сочетается.
1. Избегание встречи с хищником до его обнаружения:
а) обитание в необычной среде, недоступной для большинства хищников (например, в очень сильно засоленных водоемах, в нефти, в смоле и т. п.), или короткий популяционный цикл, заканчивающийся в тот период, когда хищников нет, тогда как остальное время переживается в виде покоящихся форм, обычно снабженных средствами пассивной защиты (36);
б) использование естественных укрытий (к этому способу отнесем также случаи симбиоза с защищенными животными, например, обитание среди игл морского ежа или щупалец актинии, и паразитизм) и сооружение укрытий;
в) миграции; например, многие планктонные рачки мигрируют днем на большую глубину, где темно и где они недоступны для хищников-рыб, использующих для охоты зрение;
г) неподвижность (1 д) ;
д) малозаметность из-за мелких размеров; покровительственная окраска и форма (миметизм); маскировка с помощью различных предметов; отсутствие запаха, бесшумность; запутывание следов (1г).
2. Избегание контакта с хищником после его обнаружения:
а) бегство (1б); часто «укрытием» служит недоступная для хищника среда — птица взлетает, бобр ныряет и т. п.; это придает данному способу сходство со способом 1а; одним из способов бегства может служить реакция «мнимой смерти», при которой, например, жук «замертво» падает на землю (1 г, 1 д), этот способ близок к способу 2б.
б) затаивание (способ аналогичен способу 1г);
в) выбрасывание защитных веществ — чернильного облака (отбивает обоняние хищника и отвлекает его внимание от намеченной жертвы), светящегося облака (используется глубоководными креветками, ослепляет хищника), ядовитых, едких или обжигающих аэрозолей или жидкостей, липких веществ, затрудняющих движения хищника (2а; способ отчасти сходен с За и в значительной степени — с Зг);
г) предупреждающие окраска, запах, звук (За); отпугивающая окраска; мимикрия (при последнем способе неважно, чтобы хищник был обнаружен);
д) сигнал тревоги (оповещение других особей о приближении хищника) (2а, 2б, Зг).
Сюда же могут быть отнесены и приспособления, позволяющие заблаговременно обнаружить хищника (хорошее зрение, слух, обоняние и т. п.), которые полезны в сочетании с большинством других способов защиты.
3. Способы, действенные при непосредственном контакте с хищником:
а) несъедобность, ядовитость «при съедении» (2г); на самом деле до «непосредственного контакта» дело здесь доходит редко, так как большинство хищников от рождения или вследствие опыта избегает ядовитых жертв;
б) панцирь, раковина, неперевариваемые оболочки, шипы, иглы, скользкость (2а) — «бегством» здесь может считаться принятие защитной позы, например, замыкание створок раковины; способ в значительной мере аналогичен способу 1б;
в) крупные размеры (3б, Зг); в ряде случаев размеры эффективны и сами по себе: хищник просто не может проглотить крупную жертву; часто он даже не нападает на чересчур крупную добычу, так что этот способ можно отнести и к первой группе;
г) «активная защита»: жертва «дерется» с хищником, стремясь нанести ему повреждения; при этом чаще всего используются механические средства (зубы, когти, копыта и т. п.) и химические (стрекательные клетки, ядовитые зубы и другие способы впрыскивания яда), реже — другие, например, электрические органы (Зв); часто эффективность активной защиты повышается ее коллективным характером (2д);
д) автотомия (например, отбрасывание хвоста ящерицей), жертвование частью тела (например, отвлекающая окраска или форма, когда хищнику «подставляется» менее уязвимая часть тела) (2а).
Источник
Промежуточная работа по экологии. 9 класс
Промежуточная аттестация по экологии. 9 класс. В работе 2 части. 1 часть содержит 10 вопросов с выбором 1 варианта ответа (верный ответ 1 балл). Часть 2 содержить 3 вопроса (верный ответ 2 балла). Таким образом, максимальное количество баллов 16
Просмотр содержимого документа
«Промежуточная работа по экологии. 9 класс»
Промежуточная аттестация по экологии 9 класс
Работа промежуточной аттестации включает 12 зданий, из которых 10 заданий базового уровня, 2 задания повышенного уровня (№11,12). Внимательно читайте текст заданий. Выполняйте задания последовательно. Не теряйте время, если не знаете, как выполнить задание, пропустите его и переходите к следующему. Если останется время, можете ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.
Критерии оценивания: За верные ответы к заданиям под номерами 1-10 вы получите 1 балл; задания 11,12 оцениваются максимум в 2 балла. Если вы допускаете в них 1 ошибку, то получите 1 балл, если ошибок будет больше, — 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 14.
Оценка «5» — 13-14 баллов, оценка «4» -10-12 баллов, оценка «3» — 7-9 баллов, оценка «2» менее 7 баллов
Часть 1 (задания с выбором одного верного ответа)
Наука о связях между живыми существами и окружающей средой.
а) экология, б) биология; в) психология; г) социология
Факторы неорганической среды, влияющие на жизнь и распространение живых организмов, называют
а) абиотическими; б) живыми, в) антропогенными, г) биотическими.
Автотрофные организмы, способные производить органические вещества из неорганических: а) консументы, б) редуценты, в) продуценты.
Оболочка Земли, населенная живыми организмами, называется:
а) биосфера, б) гидросфера, в) литосфера, г) атмосфера
5. Выберите правильно составленную пищевую цепь.
а) листья укропа → землеройка → обыкновенный ёж → ястреб;
б) листья укропа → обыкновенный ёж → ястреб;
в) листья укропа → личинка майского жука → землеройка → обыкновенный ёж;
г) листья укропа → гусеница бабочки махаон → большая синица → ястреб
6. Факторы, возникающие в ходе деятельности человека
а) социальные, б) абиотические, в) химические
7. Во время войны…
а) снижается численность, б) снижается рождаемость,
в) усиливаются миграции, г) все варианты верны.
8. Экологическим называется общество
а) развитие которого не согласуется с эволюцией природы,
б) развитие которого согласуется с эволюцией природы,
в) любое
9. Верно ли утверждение «Устойчивое развитие – это путь равномерного увеличения производства и благосостояния всех людей, который не приводит к разрушению окружающей среды» а) верно, б) неверно
10. Какие виды занесены в красную книгу Республики Коми?
а) скворец розовый, полоз узорчатый, аист черный;
б) серая неясыть, купальница европейская, лебедь кликун,
в) лотос орехоносный, зубр, кубышка желтая.
11. Что из перечисленного является примером рационального природопользования? Запишите цифры в порядке возрастания, под которыми указаны примеры рационального природопользования.
1) создание терриконов в местах добычи полезных ископаемых
(террикон — отвал, искусственная насыпь из пустых пород, извлечённых при подземной разработке месторождений угля и других полезных ископаемых. ),
2) расчистка лесов от сухостойных деревьев,
3) создание лесных полезащитных полос в степной зоне,
4) введение оборотного водоснабжения промышленных предприятий.
12. Способы защиты организмов от хищников условно можно разделить на три группы (см. таблицу). Установите соответствие между буквами (способами защиты) и цифрами (вариантами защиты), записывая номера предлагаемых ниже вариантов защиты напротив каждой из этих групп.
Способы защиты организмов хищников
А. Избегание жертвой встречи с хищником
Б. Избегание жертвой контакта с хищником
В. Способы, действенные при непосредственном контакте
Варианты защиты.
1. Сооружение убежищ или использование естественных укрытий
2. Несъедобность, ядовитость «при опробовании».
3. Покровительственная форма и окраска.
4. Жертва обладает крупными размерами тела.
5. Миграции из мест, обильных хищниками.
6. Обладание панцирем, раковиной, шипами, иглами.
7. Выбрасывание защитных веществ.
Кодификатор элементов содержания работы для проведения промежуточного тестирования учащихся по экологии 9 класс
В первом столбце таблицы указаны коды разделов и тем, на которые разбит курс основной и средней (полной) школы. Во втором столбце указаны коды содержания разделов (тем), для которых создаются проверочные задания.
Номер вопроса в тесте
Элементы содержания, проверяемые заданиями проверочной работы
Источник