Социальная экология
Охрана окружающей среды: понятие, принципы, мероприятия
Форма взаимодействия общества и природной среды, порожденная загрязнением последней, истощением природных ресурсов и угрозой разрушения экологических связей в природе, называется охраной природы.
Непосредственным объектом охраны становится человек, его жизнь, его здоровье, его генетическое будущее.
Решение данной проблемы имеет 4 направления:
1) гуманизация охраны окружающей среды – в центре внимания становится человек, его жизнь и здоровье и через эту призму решаются проблемы всей окружающей среды;
2) экологизация хозяйственной деятельности – это означает внедрение экологических требований во все виды и на всех этапах хозяйственной деятельности человека;
3) экономизация окружающей среды – данное направление исходит из важности материальной заинтересованности хозяйствующего субъекта в охране окружающей среды;
4) острая антивоенная направленность природозащитных мероприятий – снимается угроза разрушения окружающей природной среды в результате военных действий, снижается значительная доля загрязнений от предприятий военной промышленности, освобождающиеся средства можно использовать на благо природы и иные социальные нужды.
Охрана окружающей среды (ООС) – деятельность органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Требования в области ООС – предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
- ответственность органов государственной власти за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
- независимость контроля в области ООС;
- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
- сохранение биологического разнообразия;
- соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;
- ответственность за нарушение экологического законодательства;
- организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
- международное сотрудничество в области ООС.
ООС как вид экологической деятельности государства предполагает систему мероприятий по сохранению и воспроизводству действующих экологических сообществ, многообразия растений и животного мира во имя настоящего и будущего поколений. Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения подлежат: естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы; земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.
Мероприятия по ООС – это совокупность методов и мер регулирования общественных отношений по поводу земли, недр, вод, других природных ресурсов как объектов собственности, пользования и охраны. Общие черты охраны природных ресурсов вытекают с учетом принципа всеобщей связи и взаимозависимости в природе, в рамках интегративного подхода к регулированию отношений, объектом которых выступает окружающая среда в целом.
Мероприятия по ООС включают строительство и эксплуатацию очистных сооружений и устройств, развитие малоотходных и безотходных технологических процессов и производств, размещение предприятий и систем транспортных потоков с учетом экологических требований, рекультивацию земель, меры по борьбе с эрозией почвы, по охране и воспроизводству флоры и фауны, охране недр и рациональному использованию минеральных ресурсов.
Проектируемый и планируемый комплекс мероприятий природоохранного назначения должен обеспечивать: соблюдение нормальных требований к окружающей среде, отвечающих интересам охраны здоровья людей и ООС с учетом перспективных изменений, обусловленных развитием производства и демографическими сдвигами; получение максимального экономического эффекта от улучшения состояния окружающей среды, сбережения и более полного использования природных ресурсов.
Экономически природоохранные мероприятия обосновываются путем сопоставления их экономических результатов с необходимыми для их осуществления затратами с помощью показателей общей и сравнительной экономической эффективности этих мероприятий.
При планировании хозяйственной деятельности необходимо строго увязывать ее с экологическими требованиями. Любое принимаемое решение должно учитывать долговременные интересы общества в сохранении и улучшении природной среды и направляться на создание благоприятных условий труда, жизни и быта людей.
При разработке долгосрочных прогнозов и направления развития отраслей, схем размещения предприятий, народнохозяйственных планов и путей их реализации предусматривают приоритетное развитие комплексных промышленных и сельскохозяйственных производств на базе малоотходных и безотходных технологий.
Важнейшей правовой мерой рационального природопользования и ООС от вредных воздействий является экологический контроль (ЭК). Именно посредством ЭК в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований. Меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются либо в процессе ЭК, либо с привлечением иных государственных органов.
Таким образом, экологический контроль – система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области ООС, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных
ЭК как правовая мера выполняет ряд функций: предупредительную, информационную и карательную.
Роль предупредительной функции заключается в том, что субъекты ЭК, зная о возможной проверке соблюдения ими правовых экологических требований, заинтересованы в выполнении законодательства и предупреждении нарушений.
Информационная функция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов.
Карательная функция проявляется в применении к нарушителям правовых экологических требований, предусмотренных законодательством санкций по результатам соответствующих проверок.
В природоохранительной практике России выделяются следующие виды ЭК: государственный, производственный, муниципальный, общественный. Критериями такой классификации является субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.
Задачей государственного экологического контроля (ГЭК) является обеспечение выполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и ООС от загрязнения всеми государственными органами, которым такие требования адресованы. Перечень должностных лиц органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль, устанавливается Правительством РФ. Запрещается совмещение функций государственного экологического контроля и функций хозяйственного использования природных ресурсов.
Государственные инспектора в области ООС при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:
- посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными материалами, необходимыми для осуществления государственного экологического контроля;
- проверять соблюдение государственных стандартов и иных нормативных документов в области ООС, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по ООС;
- проверять соблюдение требований, норм и правил в области ООС среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и иных объектов;
- проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;
- предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области ООС и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;
- приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области ООС;
- привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области ООС.
Потенциально ГЭК более других видов контроля может влиять на процесс исполнения экологических требований, поскольку он как инструмент осуществления экологической функции государства может использовать не только собственные полномочия государственно-властного характера, но и прибегать к поддержке правоохранительных органов прокуратуры и суда. Основными мерами административного принуждения при этом являются меры: административного пресечения (приостановление или прекращение эксплуатации экологически вредных объектов), административной ответственности (предупреждение, штраф и другие), административно-процессуальные меры (постановка вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности, возмещении экологического вреда или применении мер общественного воздействия).
Производственный экологический контроль (ПЭК) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по ООС, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и местного самоуправления, контроль в порядке, установленном законодательством.
Основные цели осуществления ПЭК:
- организация системы текущего мониторинга осуществляемой деятельности в соответствии с законодательством РФ, поставленными экологическими целями и задачами;
- обеспечение выполнения в процессе хозяйственной деятельности мероприятий по ООС, оценка соблюдения требований законодательства;
- накопление данных для анализа динамики количественных и качественных показателей по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу, объемов образующихся отходов производства и потребления и также принятых для сбора и транспортировки к конечному объекту размещения/использования/обезвреживания.
Порядок организации ПЭК регулируется положениями, утверждаемыми самими предприятиями, учреждениями и организациями. Контроль на предприятии осуществляют руководитель предприятия, экологические службы и руководители функциональных служб (главного инженера, энергетика, технолога, механика и др.) и производственных подразделений.
Должностные лица службы, ответственной за осуществление ПЭК, должны проверять выполнение планов и мероприятий по ООС, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдению нормативов качества окружающей природной среды, выполнению требований природоохранительного законодательства.
Отсутствие программы ПЭК у организации или же ненадлежащее его осуществление расценивается как несоблюдение требований законодательства Российской Федерации и влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность: наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Муниципальный экологический контроль (МЭК) осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами на территории муниципального образования.
Основные задачи МЭК: выявление на территории муниципального образования природопользователей, нарушающих требования природоохранного законодательства и принятие мер для привлечения их к ответственности; мониторинг состояния природной среды на территории муниципального образования; информирование населения через средства массовой информации о состоянии природной среды на территории муниципального образования; пропаганда природоохранного законодательства; осуществление плановых и внеплановых проверок по соблюдению природоохранного законодательства; контроль за наличием разрешений на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов; осуществление проверки обоснованности расчетов платежей за загрязнение окружающей природной среды, распределение платежей за пользование природными ресурсами между бюджетами различных уровней.
Общественный экологический контроль (ОЭК) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения экологического законодательства общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Результаты общественного экологического контроля подлежат обязательному рассмотрению.
Важной формой осуществления ОЭК за деятельностью предприятий и государственных органов является затребование от них информации о природоохранной деятельности и состоянии окружающей среды, право на которую предусмотрено рядом законов. Но основе полученной информации граждане и общественные формирования вправе обжаловать решения, действия и бездействие, нарушающие их экологические права и законные интересы, в суде, С проведением ОЭК может быть связано также обжалование в суде заключения государственной экологической экспертизы, если оно противоречит требованиям законодательства, экологическим правам и интересам граждан и общественных формирований.
Источник