Способы защиты нарушенных прав страхователя

О защите прав страхователя ( Четвертая публикация из цикла «Страхование»)

О защите прав страхователя ( Четвертая публикация из цикла «Страхование»)

Цель страхования — обеспечить страховую защиту в части материальных интересов физических лиц в виде полного или частичного возмещения ущерба и потерь, причиненных стихийными бедствиями, чрезвычайными происшествиями и событиями в различных областях человеческой деятельности, а также в части выплаты гражданам денежных сумм при наступлении страховых событий за счет страхового фонда, создаваемого на основе обязательных и добровольных платежей участников страхования.

С возникновением страхового случая (события), предусмотренного договором страхования или законом, возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
К числу страховых случаев в имущественном страховании преимущественно относятся: стихийные бедствия, аварии, катастрофы, последствия чрезвычайных ситуаций.

В личном страховании к их числу относятся- дожитие до определенного возраста, травма, повлекшая постоянную утрату трудоспособности или серьезное расстройство здоровья, смерть.
Законодательными актами, регулирующими отношения, возникающие при страховании являются:
Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ),
Гражданский процессуальный кодекс РФ (далее — ГПК РФ),
Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее Закон № 4015-1)
Федеральный закон от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Федеральный Закон № 40-ФЗ),
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителе» (далее — Пленум).

Исходя из разъяснений Пленума, если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются специальными законами Российской Федерации, то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
С учетом положений ст.39 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон) к отношениям, возникающим из договоров страхования, должны применяться общие положения Закона о защите прав потребителей, в частности о праве граждан на предоставление информации (статьи 8 — 12), об ответственности за нарушение прав потребителей (статья 13), о возмещении вреда (статья 14), о компенсации морального вреда (статья 15), об альтернативной подсудности (пункт 2 статьи 17), а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17) в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

Для разрешения конфликтов со страховщиком, возникающих до заключения договора, во время его действия, а также после расторжения договора, могут быть использованы юрисдикционные (защита через уполномоченные государством органы) и неюрисдикционные меры защиты прав страхователя.
Согласно ст. 30 Закона № 4015-1 надзор за деятельностью субъектов страхового дела (страховой надзор) в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений страхового законодательства, обеспечения защиты прав законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства осуществляет Банк России.
В силу п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» общий надзор за исполнение законов, в том числе со стороны органов управления и руководителей коммерческих организаций, осуществляет прокуратура РФ.
В соответствии со ст. 40 Закона Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
К способам защиты, реализуемым в неюрисдикционной форме, относится самозащита прав, разрешение конфликтов при участии независимых лиц — медиаторов, обращение в общественные организации.
В ходе самозащиты, споры между страхователем, выгодоприобреталем и страховщиком могут быть урегулированы в претензионном порядке.
Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав, неурегулированных в добровольном (претензионном) порядке, осуществляет суд.
Иск на сумму менее 50 тыс. руб. подается к мировому судье, на сумму более 50 тыс. руб. – в суд общей юрисдикции. с
Согласно ст. 966 ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора имущественного страхования, за исключением договора страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, составляет два года. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, составляет три года.

Читайте также:  Root juice biobizz способ применения

Ниже приведены наиболее распространенные нарушения прав потребителей:
— непредоставление потребителю информации, предусмотренной нормами законодательства;
— отказ в страховой выплате,
— задержка страховой выплаты;
-включение в договор страхования условий, ущемляющих права страхователя:
— об уплате заемщиком страховой премии только за счет кредитных средств,
— определение размера страховой суммы и страховой выплаты в пропорциональном соотношении к остатку задолженности по кредиту, что лишает возможности потребителя получить страховое возмещение при наступлении страхового события после погашения кредита (нарушает ст. 934, ст. 1102 ГК РФ, ст. 27 Закона);
— об изменении страховщиком условий договора в одностороннем порядке (нарушает ст. 310 ГК РФ);
— условие, исключающее возможность расторгнуть договор страхования и вернуть пропорционально денежные средства без оформления дополнительного соглашения со страховщиком (нарушает ч. 2 ст. 958 ГК РФ, ст.ст.12-14),
— условие, обуславливающее заключение договора приобретением других услуг и товаров (ст. 16 Закона);
— о взимание страховщиком расходов на ведение дела (агентского вознаграждения) в размере более чем 10 % от страховой премии (ст. 8 Закон № 4015-1);
— установление определенной подсудности возникшего спора (противоречит ч. 7 ст. 29 ГПК РФ, ч. 2 ст. 17 Закона);
— указание в качестве выгодопреобретателя по договорам страхования страхового агента или страхового брокера (нарушает п.4 ст.8 Закон № 4015-1).

Источник

О защите прав страхователя ( Четвертая публикация из цикла «Страхование»)

О защите прав страхователя ( Четвертая публикация из цикла «Страхование»)

Цель страхования — обеспечить страховую защиту в части материальных интересов физических лиц в виде полного или частичного возмещения ущерба и потерь, причиненных стихийными бедствиями, чрезвычайными происшествиями и событиями в различных областях человеческой деятельности, а также в части выплаты гражданам денежных сумм при наступлении страховых событий за счет страхового фонда, создаваемого на основе обязательных и добровольных платежей участников страхования.

С возникновением страхового случая (события), предусмотренного договором страхования или законом, возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
К числу страховых случаев в имущественном страховании преимущественно относятся: стихийные бедствия, аварии, катастрофы, последствия чрезвычайных ситуаций.

В личном страховании к их числу относятся- дожитие до определенного возраста, травма, повлекшая постоянную утрату трудоспособности или серьезное расстройство здоровья, смерть.
Законодательными актами, регулирующими отношения, возникающие при страховании являются:
Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ),
Гражданский процессуальный кодекс РФ (далее — ГПК РФ),
Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее Закон № 4015-1)
Федеральный закон от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Федеральный Закон № 40-ФЗ),
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителе» (далее — Пленум).

Исходя из разъяснений Пленума, если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются специальными законами Российской Федерации, то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
С учетом положений ст.39 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон) к отношениям, возникающим из договоров страхования, должны применяться общие положения Закона о защите прав потребителей, в частности о праве граждан на предоставление информации (статьи 8 — 12), об ответственности за нарушение прав потребителей (статья 13), о возмещении вреда (статья 14), о компенсации морального вреда (статья 15), об альтернативной подсудности (пункт 2 статьи 17), а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17) в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

Для разрешения конфликтов со страховщиком, возникающих до заключения договора, во время его действия, а также после расторжения договора, могут быть использованы юрисдикционные (защита через уполномоченные государством органы) и неюрисдикционные меры защиты прав страхователя.
Согласно ст. 30 Закона № 4015-1 надзор за деятельностью субъектов страхового дела (страховой надзор) в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений страхового законодательства, обеспечения защиты прав законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства осуществляет Банк России.
В силу п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» общий надзор за исполнение законов, в том числе со стороны органов управления и руководителей коммерческих организаций, осуществляет прокуратура РФ.
В соответствии со ст. 40 Закона Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
К способам защиты, реализуемым в неюрисдикционной форме, относится самозащита прав, разрешение конфликтов при участии независимых лиц — медиаторов, обращение в общественные организации.
В ходе самозащиты, споры между страхователем, выгодоприобреталем и страховщиком могут быть урегулированы в претензионном порядке.
Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав, неурегулированных в добровольном (претензионном) порядке, осуществляет суд.
Иск на сумму менее 50 тыс. руб. подается к мировому судье, на сумму более 50 тыс. руб. – в суд общей юрисдикции. с
Согласно ст. 966 ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора имущественного страхования, за исключением договора страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, составляет два года. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, составляет три года.

Читайте также:  Рецепт квашеной капусты горячим способом

Ниже приведены наиболее распространенные нарушения прав потребителей:
— непредоставление потребителю информации, предусмотренной нормами законодательства;
— отказ в страховой выплате,
— задержка страховой выплаты;
-включение в договор страхования условий, ущемляющих права страхователя:
— об уплате заемщиком страховой премии только за счет кредитных средств,
— определение размера страховой суммы и страховой выплаты в пропорциональном соотношении к остатку задолженности по кредиту, что лишает возможности потребителя получить страховое возмещение при наступлении страхового события после погашения кредита (нарушает ст. 934, ст. 1102 ГК РФ, ст. 27 Закона);
— об изменении страховщиком условий договора в одностороннем порядке (нарушает ст. 310 ГК РФ);
— условие, исключающее возможность расторгнуть договор страхования и вернуть пропорционально денежные средства без оформления дополнительного соглашения со страховщиком (нарушает ч. 2 ст. 958 ГК РФ, ст.ст.12-14),
— условие, обуславливающее заключение договора приобретением других услуг и товаров (ст. 16 Закона);
— о взимание страховщиком расходов на ведение дела (агентского вознаграждения) в размере более чем 10 % от страховой премии (ст. 8 Закон № 4015-1);
— установление определенной подсудности возникшего спора (противоречит ч. 7 ст. 29 ГПК РФ, ч. 2 ст. 17 Закона);
— указание в качестве выгодопреобретателя по договорам страхования страхового агента или страхового брокера (нарушает п.4 ст.8 Закон № 4015-1).

Источник

Особенности защиты прав потребителей страховых услуг

Отношения, возникающие из договора страхования, регулируются главой 48 «Страхование» Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), а также иными нормативно-правовыми актами о страховании. С учетом изложенного и положений статьи 39 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 года № 2300-1 (далее — Закон РФ), указанный закон применяется к отношениям, вытекающим из указанных договоров в части общих правил, а правовые последствия нарушений условий этого договора определяются гражданским кодексом РФ и иным законодательством о страховании.

С учетом положений вышеназванной статьи Закона РФ, к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие главы III Закона РФ, должны применяться общие положения Закона РФ, в частности о праве граждан на предоставление информации (статьи 8-12), об ответственности за нарушение прав потребителей (статья 13), о возмещении вреда (статья 14), о компенсации морального вреда (статья 15), об альтернативной подсудности (пункт 2 статьи 17), а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (пункт 3 статьи 17) в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 333 36 Налогового кодекса Российской Федерации.

Отсутствие достаточных знаний у потребителей, длительность периодов страхования, в течение которых может измениться законодательство и экономические условия в стране существенно затрудняет возможность реальной оценки услуги и защиты прав потребителей в случае возникновения конфликта. Поэтому перед потребителем изначально возникает ряд проблем:

  1. Отсутствие полной информации об услуге и критериев для всесторонней оценки предлагаемой услуги.
  2. Объективная оценка надежности (платежеспособности) страховой организации с учетом периода действия договора.
  3. Наличие знаний, умений и готовности правильно действовать в случае нарушения прав страхователя (застрахованного) как потребителя услуг страхования.
Читайте также:  Способы контроля колесных пар

Для решения вышеназванных проблем и правильного выбора услуги целесообразно проанализировать предложения разных исполнителей услуги страхования, изучив содержание предлагаемых ими договоров. При анализе договора потребителю следует оценить полноту информации об оказываемой услуге и степень защищенности интересов потребителя. (Сложность проблемы заключается в том, что правила страхования и текст договора разрабатывает страховщик. При этом в правила и договор могут быть внесены сложные условия страхования, смысл которых могут понять далеко не все страхователи. Цель таких ловушек — освободить страховщика от ответственности перед страхователем при наступлении страхового случая.

Договор страхования должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора страхования, за исключением договора обязательного государственного страхования.

Договор страхования может быть заключен путем составления одного документа либо вручения страховщиком (страховой организацией) страхователю (потребителю, застрахованному) на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком.

В последнем случае согласие страхователя заключить договор на предложенных страховщиком условиях подтверждается принятием от страховщика документов. Страховщик при заключении договора страхования вправе применять разработанные им или объединением страховщиков стандартные формы договора (страхового полиса) по отдельным видам страхования.

Что касается порядка платежей, потребителю следует обратить внимание, учтена ли в договоре инфляция при определении размера платежей. Если применена валютная оговорка, необходимо указать по какому курсу (покупки или продажи) потребитель обязан оплачивать страховые взносы и, что наиболее важно, страховое возмещение. Обязательный вопрос, который должен оговариваться в договоре, — это порядок условий оплаты.

Реальность получения полагающейся потребителю компенсации за несоблюдение страхователем условий договора оценивается по наличию имущества (желательно недвижимого) у фирмы, с которой он вступает в договорные отношения, а также местом расположения юридического лица.

Потребитель по услугам страхования вправе попросить показать лицензию на интересующий его вид страхования и вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о страхователе, режиме его работы и реализуемых им услугах, а также в соответствии со статьей 10 Закона РФ, страхователь обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Статьей 12 Закона РФ предусмотрена ответственность исполнителя за ненадлежащую информацию об услуге страхования. Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию об услуге, он вправе потребовать от страхователя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за оказанную услугу суммы и возмещения других убытков.

Если иное не предусмотрено законодательством о страховании, то потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты страховой компании фактически понесенных ей расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору (ст. 32 Закона «О защите прав потребителей»).

При некачественном оказании услуг по договору страхования либо в случае расторжения договора, потребителю необходимо обратиться в страховую компанию с соответствующим требованием. Претензия пишется в двух экземплярах, один экземпляр отдается (направляется) страховщику, страховой организации.

Согласно ст.11 ГК РФ и ст.17 Закона РФ, защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом. Таким образом, в случае неудовлетворения Ваших требований страховщиком, Вы вправе обратиться с иском в суд. В исковом заявлении предъявите следующие требования: выплатить сумму согласно договору и денежную компенсацию за моральный вред. Сумма морального ущерба должна быть обоснованна.

Иск о защите своих прав может быть предъявлен по выбору истца в суд по месту:

  • нахождения организации;
  • жительства или пребывания истца;
  • заключения или исполнения договора.

Кроме этого необходимо иметь в виду, что надзор и контроль за страховыми компаниями осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), куда потребитель может обратиться в случае нарушения его прав страхователя (застрахованного).

В Тверской области — это Территориальный отдел РО ФСФР России в ЦФО в г. Твери (адрес: 170000, г.Тверь, ул. Советская, 35, телефоны: 34-11-80, 35-39-61).

Версия для печати Версия для MS Word Защита прав потребителей

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области, 2006-2021 г.

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта

Адрес: 170034, г. Тверь, ул. Дарвина, д. 17

Тел.: +7 (4822) 34-22-11, факс: +7 (4822) 35-61-85

Источник

Оцените статью
Разные способы