Коррозия металлов и способы защиты от нее
Коррозия – это процесс разрушения металлов и металлических конструкций под воздействием различных факторов окружающей среды – кислорода, влаги, вредных примесей в воздухе. |
Коррозионная стойкость металла зависит от его природы, характера среды и температуры.
- Благородные металлы не подвергаются коррозии из-за химической инертности.
- Металлы Al, Ti, Zn, Cr, Ni имеют плотные газонепроницаемые оксидные плёнки, которые препятствуют коррозии.
- Металлы с рыхлой оксидной плёнкой – Fe, Cu и другие – коррозионно неустойчивы. Особенно сильно ржавеет железо.
Различают химическую и электрохимическую коррозию.
Химическая коррозия сопровождается химическими реакциями. Как правило, химическая коррозия металлов происходит при действии на металл сухих газов, её также называют газовой. |
При химической коррозии также возможны процессы:
Fe + 2HCl → FeCl2 + H2
2Fe + 3Cl2 → 2FeCl3
Как правило, такие процессы протекают в аппаратах химических производств.
Электрохимическая коррозия – это процесс разрушения металла, который сопровождается электрохимическими процессами. Как правило, электрохимическая коррозия протекает в присутствии воды и кислорода, либо в растворах электролитов. |
В таких растворах на поверхности металла возникают процессы переноса электронов от металла к окислителю, которым является либо кислород, либо кислота, содержащаяся в растворе.
При этом электродами являются сам металл (например, железо) и содержащиеся в нем примеси (обычно менее активные металлы, например, олово).
В таком загрязнённом металле идёт перенос электронов от железа к олову, при этом железо (анод) растворяется, т.е. подвергается коррозии:
Fe –2e = Fe 2+
На поверхности олова (катод) идёт процесс восстановления водорода из воды или растворённого кислорода:
2H + + 2e → H2
O2 + 2H2O + 4e → 4OH –
Например, при контакте железа с оловом в растворе соляной кислоты происходят процессы: |
Анод: Fe –2e → Fe 2+
Катод: 2H + + 2e → H2
Суммарная реакция: Fe + 2H + → H2 + Fe 2+
Если реакция проходит в атмосферных условиях в воде, в ней участвует кислород и происходят процессы:
Анод: Fe –2e → Fe 2+
Катод: O2 + 2H2O + 4e → 4OH –
Суммарная реакция:
Fe 2+ + 2OH – → Fe(OH)2
4Fe(OH)2 + O2+ 2H2O → 4Fe(OH)3
При этом образуется ржавчина.
Методы защиты от коррозии
Защитные покрытия
Защитные покрытия предотвращают контакт поверхности металла с окислителями.
- Катодное покрытие – покрытие менее активным металлом (защищает металл только неповреждённое покрытие).
- Покрытие краской, лаками, смазками.
- Создание на поверхности некоторых металлов прочной оксидной плёнки химическим путём (анодирование алюминия, кипячение железа в фосфорной кислоте).
Создание сплавов, стойких к коррозии
Физические свойства сплавов могут существенно отличаться от свойств чистых металлов. Добавление некоторых металлов может приводить к повышению коррозионной стойкости сплава. Например, нержавеющая сталь, новые сплавы с большой коррозионной устойчивостью.
Изменение состава среды
Коррозия замедляется при добавлении в среду, окружающую металлическую конструкцию, ингибиторов коррозии. Ингибиторы коррозии — это вещества, подавляющие процессы коррозии.
Электрохимические методы защиты
Протекторная защита: при присоединении к металлической конструкции пластинок из более активного металла – протектора. В результате идёт разрушение протектора, а металлическая конструкция при этом не разрушается.
Источник
Методическая разработка урока химии по теме «Коррозия металлов. Защита от коррозии», 11-й класс
Разделы: Химия
Класс: 11
Цели урока:
образовательная — изучить химическую и электрохимическую коррозию как окислительно — восстановительные процессы; рассмотреть бытовые и экологические проблемы, вызываемые процессами коррозии;
развивающая – формировать умения учащихся проводить исследования, строить логические цепочки и выводы из наблюдений, прогнозировать решение некоторых проблем;
воспитательная – воспитание активной позиции, ответственного отношения к коллективной работе, обучение навыкам общения.
Оборудование урока:
- Медиапроектор.
- Таблицы – «Периодическая система Д.И. Менделеева», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Коррозия металлов», «Защита от коррозии».
- Карточки с заданиями.
- На столах учащихся демонстрационные опыты (стаканчики с результатами опытов по исследованию процессов коррозии, опыты поставлены заранее, за 3-4 дня до проведения урока):
- опыт №1— гвоздь опущен в раствор хлорида натрия
- опыт №2 — в раствор хлорида натрия помещен гвоздь с прикрепленной медной проволочкой
- опыт №3 — в раствор хлорида натрия помещен гвоздь с прикрепленной цинковой пластинкой
- опыт №4— гвоздь помещен в водный раствор
- опыт №5— гвоздь помещен в слабощелочной раствор хлорида натрия
- Карточки для опроса у доски (приложение №1).
- Карточки с заданиями для «тихого» опроса — работа в парах (приложение №2).
- Карточки с заданиями для изучения нового материала в группах цветные карточки: красные, синие, желтые, зеленые (приложение №3).
- 6.Лист для фиксирования количества баллов в группе (Приложение №4).
Оценочная карточка:
ФИ учащегося | Актуализация знаний. Результаты проверка домашнего задания | Работа в группе (записан вопрос, указан цвет карточки) | Ответы на дополнительные вопросы | Итого | ||||||
| ||||||||||
|
Результат опыта №3 показывает, что разрушается (корродирует) цинк как более активный металл, образуется не ржавчина, а гидроксид цинка: Результаты можно объяснить исходя из положения металлов в электрохимическом ряду. Если два различных металла, находящихся в контакте между собой, опустить в водный раствор электролита, то металл более активный, расположенный в электрохимическом ряду напряжений левее, будет разрушаться, предохраняя тем самым менее активный металл от коррозии. 4 группа (зеленые карточки) Рассмотрите, как влияет на процессы коррозии внешняя среда. С этой целью сравните результаты опытов: а)опыты №4 – гвоздь + водная среда и №1 – гвоздь + раствор хлорида натрия. б)опыты №1 – гвоздь + раствор хлорида натрия и №5 – гвоздь + раствор хлорида натрия + раствор гидроксида натрия. а) Скорость коррозии больше в среде, содержащей хлорид натрия. В реальных условиях металл окружают грунтовые воды, содержащие ионы хлора, сульфат-ионы и др., сконденсированная влага из атмосферы, которая не имеет нейтральной реакции, а содержат часто ионы водорода, известно такое выражение, как «кислотные дожди». б) При добавлении в раствор хлорида натрия гидроксида натрия скорость коррозии уменьшается. Ионы хлора усиливают коррозию, а гидроксид-ионы – подавляют ее. 4. Закрепление – 10 мин. На защиту металлов и сплавов от коррозии тратятся большие средства. Зная об условиях течения процессов коррозии, вы сможете сами предложить способы защиты от нее. Составить таблицу. Приложение №5 Максимальная оценка – 3 балла.
Запись на экране (слайд №3,4). Проверка на экране (слайд №5). В заключение урока подведем итог: сможем ли мы применить полученные знания на практике? Вопросы на экране (слайд №6). В подвале дома обнаружили ящик с гвоздями, но от неправильных условий хранения многие из них были покрыты ржавчиной. Что представляет собой ржавчина с химической точки зрения? Гидроксид железа (III) Каким простым способом можно удалить ржавчину? Протереть раствором соляной кислоты или уксуса. Молодая хозяйка повесила сушить белье на железную проволоку, натянутую между стойками. Когда белье высохло, она с ужасом обнаружила на чистом белье желтые полосы. Как объяснить появление полос на белье? Как можно избавиться от этих пятен? В домашней мастерской всегда много инструментов, запчастей и материалов, которые в основном изготовлены из металлов и их сплавов. Но вот беда — при хранении металлические изделия подвергаются коррозии. Укажите условия хранения металлических изделий, которые продлят срок их службы. Использовать защитные покрытия – смазки, краски, лаки. Соляная кислота с добавкой ингибитора нашла применение для очистки паровых котлов от отложений накипи и удаления с поверхности металлов ржавчины и окалины. Накипь, ржавчина и оксиды металлов в кислоте растворяются, а металл в кислоте в присутствии ингибитора не растворяется. Домашнее задание (слайд№7) учебник Г.Е. Рудзитис, Химия-11, Москва, Просвещение, 2008 Выводы по уроку – рефлексия. Учащиеся должны высказать свое мнение об уроке. Что полезного они узнали? В чем затруднения? Источник |