- Как защитить коммерческую тайну компании
- Что такое коммерческая тайна
- Как оформить коммерческую тайну
- Как защитить коммерческую тайну
- Что можно прописать в соглашении или в положении:
- Ответственность за разглашение коммерческой тайны
- Насколько серьёзна утечка информации, определит суд или следствие, если вы подадите заявление в полицию.
- Короче
- —
- —
- —
- —
- Защита коммерческой тайны
- Ошибки в коммерческой тайне
- Раздел для коммерческой тайны в договоре
- Что считается тайной
- Гриф «Секретно»
- Что запрещено делать с тайной
- Штраф за нарушение условий тайны
- Расследование из-за тайны
- Что надо помнить
- Что написать в договоре
- 200 000 ₽
Как защитить коммерческую тайну компании
Чтобы обезопасить секретные сведения компании от разглашения, можно придать им статус коммерческой тайны. Рассказываем, как это сделать.
Что такое коммерческая тайна
Коммерческая тайна — это информация, которую компания не разглашает, чтобы увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить или улучшить своё положение на рынке либо получить любую другую коммерческую выгоду. Засекретить можно рецепт блюда или напитка, рыночную стратегию и тактику ведения бизнеса, списки клиентов и поставщиков, принципы ценообразования.
Коммерческой тайной, может быть всё, что вы считаете важным скрыть, за исключением:
- Информации, которая содержится в учредительных документах ИП или юрлица и государственных реестрах;
- Сведений о составе имущества государственного или унитарного предприятия и учреждения, об использовании ими средств госбюджетов;
- Кадровой информации: о численности и составе штата, об условиях и охране труда, наличии вакансий и т. д.;
- Сведений о задолженностях работодателей по зарплатам и социальным отчислениям;
- Информации о доходах и выплатах некоммерческих организаций, а также об их размере и структуре, использовании бесплатного труда граждан (волонтёров, например);
- Сведений о представителях предприятия, которые могут действовать без доверенности;
- Условий конкурсов и аукционов по приватизации государственного и муниципального имущества;
- Важных для общественности фактов: о загрязнении окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановке, противопожарной безопасности, качестве продуктов питания и выявленных в них нарушениях требований безопасности и т. п.;
- Сведений о нарушениях предприятием или его руководством законодательства и привлечении за это к ответственности.
- Другой информации, которую по закону нельзя скрывать. Например, банки обязаны публиковать финотчетность.
Все указанные данные засекречивать нельзя.
Обладатель коммерческой тайны обязан раскрывать её полиции, суду и иным госорганам по требованию. Запрос властей должен быть официально оформлен и подписан руководителем структуры, содержать причину и сроки удовлетворения требования. Госорганы, в свою очередь, обеспечивают сохранность информации от конкурентов.
Обладатель коммерческой тайны — это лицо, которое на законном основании владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, и ограничивает доступ к этой информации. Только обладатель тайны вправе раскрывать её государству. Власти могут обязать рассекретить сведения руководителя предприятия или ИП, но не работников. Сотрудники не должны разглашать коммерческую тайну даже по официальному запросу.
Как оформить коммерческую тайну
- Составьте перечень сведений, которые хотите засекретить.
- Нанесите гриф «Коммерческая тайна» на все материальные носители, на которых они будут храниться, и укажите обладателя коммерческой тайны: Ф. И. О. и место жительства индивидуального предпринимателя или полное наименование и местонахождение компании.
- Установите порядок обращения с коммерческой тайной и зафиксируйте в локальных документах фирмы (приказе, рекомендации, должностной инструкции отдельных работников). Идеальный вариант: положение о коммерческой тайне — документ, определяющий права и обязанности сотрудников по обращению с тайной, а также санкции за нарушения.
- Определите круг лиц, которых допустите к скрытым сведениям, и ведите учёт этих людей. Вы можете завести специальный журнал учёта, а можете оформлять всё на компьютере и заносить сотрудников в базу данных, выдавать пароль под роспись.
- Заключите с работниками дополнительное соглашение о неразглашении коммерческой тайны или обяжите их подписать положение. Обязанность хранить тайну можно прописать также в гражданско-правовых договорах с контрагентами.
- Ознакомьте выбранных сотрудников с коммерческой тайной под расписку.
Как защитить коммерческую тайну
В трудовых договорах может фигурировать пункт «Охрана коммерческой тайны», но он не обезопасит ваши данные. Если сотрудник не ознакомлен под роспись с конкретной информацией, он просто не знает, что можно рассказывать о своей работе, а что — нет. Поэтому для надёжности подпишите дополнительное соглашение или положение.
Что можно прописать в соглашении или в положении:
Запрет передавать коммерческую тайну и раскрывать публично без согласия руководства организации;
Сотрудник может не понять, что значит «раскрывать публично». Во избежание недоразумений, напишите подробно, что именно он имеет право делать с полученными данными, тогда все остальные действия будут считаться разглашением. Или прямо укажите, что считается нарушением: ссылки на засекреченную информацию в текстах, обсуждение сведений где-либо, кроме переговорной комнаты, и с кем-либо, кроме установленного круга лиц.
Запрет использовать полученную информацию для другой деятельности, если это может нанести ущерб организации.
Например, сотрудник не может использовать производственный секрет компании, решив открыть своё дело, — даже после увольнения .
Обязанность работника обращаться в полицию и ставить в известность руководство при попытках шпионажа или шантажа с целью получить доступ к коммерческой тайне.
Вилли Вонка из фильма «Чарли и шоколадная фабрика» закрыл фабрику из-за происков конкурентов, которые подсылали к нему шпионов и крали рецепты. Если бы самые верные работники, вроде дедушки Чарли, вовремя сообщали ему об этом, многолетнего перерыва можно было бы избежать.
Обязанность незамедлительно сообщать об утечке информации или утере носителей, на которых она хранится, возможных рисках разглашения и причинах, по которым сведения уже стали известны другим.
Если сотрудник, допущенный к коммерческой тайне, потерял флешку с секретной информацией, он должен сразу поставить в известность руководителя, чтобы тот успел предотвратить утечку данных .
Условия и сроки хранения коммерческой тайны после увольнения или выхода на пенсию.
Санкции за разглашение коммерческой тайны.
Ответственность за разглашение коммерческой тайны
Считается , что работник, который получил секретные сведения непосредственно от их обладателя, получил их легально. Однако, если вы нигде не зафиксировали, что он ознакомлен с коммерческой тайной, вы не сможете привлечь его к ответственности. Поэтому заключайте с работниками соглашения и берите расписки.
Для работы над проектом Пётр Семёнович привлекает Владимира и знакомит его с секретными данными, не заключая соглашений и не беря расписок. Владимир передаёт их конкурентам. Но наказывать его не за что, ведь причастность к секретным сведениям ничем не подтверждается. Без документов, обязывающих хранить коммерческую тайну, привлечь работника к ответственности практически невозможно.
Ответственность за раскрытие коммерческой тайны может быть дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной.
Вы можете объявить проговорившемуся сотруднику выговор, оштрафовать или уволить — это дисциплинарное взыскание. Если работник оформлялся не трудовым договором, а ГПХ, то с него можно взыскивать убытки в рамках гражданского законодательства.
По гражданскому праву можно требовать возмещения убытков, полученных из-за разглашения коммерческой тайны, и с других лиц: компаний-партнёров, приглашённых специалистов, госучреждений. То есть вы можете предъявить к ним претензию или обратиться в суд и требовать денежных компенсаций.
Уголовная ответственность наступает в следующих случаях:
- Кто-то умышленно пытается завладеть вашей коммерческой тайной незаконным путём: похищает документы, подкупает или шантажирует сотрудников и так далее. Наказание нарушителю — до 2 лет лишения свободы или штраф до 500 000 рублей.
- Банковскую, налоговую или коммерческую информацию разгласил сотрудник, который получил её легально. Наказание — до 3 лет лишения свободы или штраф до 1 000 000 рублей.
- Кто-то умышленно разгласил коммерческую тайну в корыстных целях, и это причинило крупный ущерб фирме — до 5 лет лишения свободы или штраф до 1 500 000 рублей.
Насколько серьёзна утечка информации, определит суд или следствие, если вы подадите заявление в полицию.
Специалистов, которым по долгу службы открыли коммерческую тайну, и они её разгласили, можно привлечь к административной ответственности и наложить взыскания, если тяжесть нарушения не подходит под уголовную статью. Штраф в таком случае составит: до 1 000 рублей — для граждан, до 5 000 рублей — для должностных лиц и адвокатов.
Если кто-то случайно или по ошибке получил доступ к коммерческой тайне и разгласил её, не подозревая о том, что нарушает закон, он не несёт ответственности за это. Однако вы можете после этого обязать его хранить информацию в секрете, и повторное разглашение не останется безнаказанным.
Короче
— 
Режим коммерческой тайны может ввести любая компания. Засекречивать можно что угодно, кроме тех сведений, которые по закону нельзя скрывать.
— 
Чтобы придать сведениям статус коммерческой тайны, нужно нанести на них гриф «Коммерческая тайна», указать правообладателя, прописать режим обращения с секретными данными и ознакомить с ними выбранных лиц. Всё это важно зафиксировать в документах компании и договорах с персоналом.
— 
Если госорганы направляют мотивированное требование раскрыть коммерческую тайну, её обладатель обязан это сделать.
— 
Разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, влечёт за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.
Источник
Защита коммерческой тайны
Обычно в договорах с партнерами есть что-то о коммерческой тайне. Смысл такой: одна компания передает другой секреты и запрещает их разглашать.
Оказывается, не всегда фразы о коммерческой тайне защищают. Партнер подписывает договор, а всё равно вправе рассказать что угодно, и не получится его наказать. Что написать в договоре о коммерческой тайне, советует юрист Людмила Харитонова.
Ошибки в коммерческой тайне
Коммерческая тайна — это секреты компании. Секретом может стать почти что угодно: чертежи, механика рекламных акций, код программы. Что считается секретом, описывает закон о коммерческой тайне, 98 ФЗ.
В этой статье мы говорим о защите коммерческой тайны для работы с партнером. Допустим, магазин закупает у поставщика товар, подписывает договор на поставку, а в договоре — что-то о защите коммерческой тайны. Часто в таких договорах есть две ошибки:
- компания не ввела режим тайны, но ссылается на нее в договоре. Например, «Заказчик передает конфиденциальные сведения, исполнитель не вправе их разглашать»;
- компания ввела режим, но о коммерческой тайне написала одну фразу, по смыслу такую: «Мы передали вам секреты, вы обязаны их хранить».
Коммерческая тайна работодателя
В обоих случаях компания рискует. В первом, потому что без режима коммерческой тайны не действует запрет на разглашение. Фразой можно пугать партнеров, но для юристов и суда запрета нет. Партнер вправе рассказывать, что угодно и кому угодно.
Если режима коммерческой тайны нет, его надо ввести. Что для него понадобится, рассказываем в статье на Деле.
Во втором случае компания защищает себя формально. Если дело дойдет до суда, суд может решить, что коммерческой тайны нет, потому что нет конкретики.
Раздел для коммерческой тайны в договоре
Для подстраховки советую посвятить коммерческой тайне целый раздел в договоре. Он помогает в двух случаях.
Раздел привлекает внимание юриста партнера. Когда юрист видит шаблонную фразу о конфиденциальных сведениях, он не обращает на нее внимание. Юрист может думать так: «Это копипаст из шаблонов. Скорее всего, формальность, самого режима тайны нет. Мой клиент ничем не рискует».
Если информацию о коммерческой тайне расписать подробно, юрист встревожится, дернет клиента и убедится, что клиент сможет сохранить коммерческую тайну. Так юрист помогает другой компании сохранить секреты.
Помогает устоять в суде. Партнер слил секрет, и это дорого обошлось компании — можно подать в суд и отсудить штраф. Подробный раздел дает суду больше оснований поддержать компанию.
Чтобы раздел сработал, в нем надо написать, что считается секретом, что нельзя с ним делать, какой штраф и как компания узнает, кто виноват. Обо всем по порядку.
Что считается тайной
Почти во всех договорах есть фраза:
Стороны обязуются не разглашать конфиденциальную информацию без согласия другой стороны.
Вроде всё в порядке: компании договорились, что есть секреты и они не будут их выдавать. Проблема в том, что непонятно, какие сведения считаются секретом. Это плохо по двум причинам.
Первая причина — компании по-разному понимают конфиденциальную информацию. Одна уверена, что нельзя раскрывать суть заказа, другая считает: можно — и описывает заказ у себя в портфолио.
Вторая — сложно выиграть суд, даже если одна из компаний раскроет секрет, а вторая получит доказательства. Для суда расплывчатая формулировка значит, что нет запрета на разглашение конкретно этого секрета.
Компания проиграла иск, потому что не включила в договор список конфиденциальных сведений — судебное решение в Картотеке арбитражных дел
Транспортная компания «Динакс» подала иск к ИП Череде за разглашение конфиденциальных сведений.
Предприниматель по заказу компании перевозил мебель, но компания не оплатила рейс. В отместку он написал гневный отзыв на сайте ati. su, где рассказал о заказе и долге.
По мнению компании, Череда нарушил условия коммерческой тайны. Якобы он не вправе публиковать сведения о заказе в интернете, а отзыв и есть такая публикация.
Суд встал на сторону предпринимателя. Почти дословная цитата из судебного решения:
истец не доказал факт нарушения, потому что в договоре нет конкретного перечня сведений, которые относятся к конфиденциальным сведениям.
Отсутствие списка — не единственная причина проигрыша компании, но список тоже повлиял на решение суда.
Чтобы подстраховаться от случайного разглашения секретов или суда, в договор надо включить список конфиденциальных сведений.
Список есть в положении о коммерческой тайне компании. Его можно скопировать и выбрать из него пункты под партнера.
Компания заказывает разработку ЦРМ и передает для этого разработчикам контакты клиентов, своих продавцов, скрипты разговоров, описание акций. Всё это можно включить в договор с разработчиками. Текст может быть таким:
Стороны признают конфиденциальной информацией:
- все контакты компаний и людей, которые заказчик передает исполнителю;
- скрипты продаж и дальше по списку.
Чем точнее список, тем выше степень защиты. Если список занимает две и больше страниц, его можно вынести в приложение к договору.
Гриф «Секретно»
По закону о коммерческой тайне, на конфиденциальных сведениях должен стоять гриф, например, «Это секретно», «Коммерческая тайна». Итоги рекламной акции — секрет, значит, на итогах нужен гриф.
Грифом может быть что угодно, лишь бы было заметным. Для грифа подходит красная печать, всплывающее окно в ЦРМ или дисклеймер в электронной переписке.
В договоре с партнером надо написать, как выглядит гриф. Например, вот так:
Стороны пришли к соглашению, что конфиденциальная информация помечается:
- печатью с надписью «Конфиденциально», если это материальный носитель;
- дисклеймером «Конфиденциально», если это электронная переписка или файлы.
Формально писать о грифе необязательно. Если описания грифа нет, это не обнуляет запрет на разглашение секретов, но делает его менее надежным. Партнер может слукавить: типа не понял, что механика акций — часть коммерческой тайны, поэтому рассказал о ней другой компании. А раз описание грифа есть и гриф стоит на механике акций, слукавить не получится. Сразу видно, что акция — секрет.
Что запрещено делать с тайной
У коммерческой тайны один принцип: ее надо охранять от посторонних и самим не разглашать. Кажется, это очевидно и не надо объяснять что-то еще. Это не всегда так.
Магазин заказывает разработку ЦРМ и подписал договор с айти-компанией.
Магазин против пересылки рабочих файлов на личную почту, но не написал об этом в договоре. Сотрудники не догадались, что так нельзя, и пересылали файлы всё время, пока работали над ЦРМ.
Описание запрещенных действий — защита от слива секретов по неосторожности. Магазин из нашего примера рисковал утечкой сведений, хотя мог бы избежать риска, если бы написал об этом в договоре.
Список запрещенных действий помогает защититься в суде. У суда подход такой: раз компания не предупредила о запретах — значит, люди с доступом к секретам могли не понять, чего нельзя делать.
Чтобы оставить возможность наказать нарушителя, прописывайте в договоре, что запрещено. Это можно сделать так:
Сведения, которые относятся к коммерческой тайне, запрещено:
- пересылать на любую почту кроме рабочей;
- копировать в нерабочие облачные хранилища, на флешки, диски и на другие устройства;
- распечатывать копии и выносить из офиса;
- выбрасывать документы, пока их не порезал шредер.
Чем точнее список запретов, тем проще доказать в суде ответственность партнера: вы предупредили, что так делать нельзя, партнер под этим подписался, а потом нарушил.
Штраф за нарушение условий тайны
Закон разрешает наказывать обидчика за нарушение условий коммерческой тайны. Можно взять деньги или добиться уголовного срока. Мы не будем говорить о сроке, лучше поговорим о деньгах.
У компании два варианта: получить возмещение убытка или конкретную сумму. Скорее всего, просто так обидчик деньги не отдаст, поэтому придется судиться.
Суд определяет, сколько получит компания. Для этого он слушает аргументы обидчика и компании, которая потеряла секреты. Если компания хочет возмещение убытка, придется доказывать, что она потеряла деньги из-за разглашения секрета, а не по другим причинам.
Магазин закупается у поставщика. Поставщик вычислил популярные товары и рассказал о них конкуренту магазина, а тот провел под эти товары рекламную акцию: скидки, ленточки, баннеры. Покупатели узнали и перешли к конкуренту.
Магазин выяснил, кто слил информацию и оценил убыток из-за поставщика в миллион рублей. Но суд не согласился: покупатели могли уйти по разным причинам, а конкурент — сам додуматься до акций на эти товары. Связи между секретом и потенциальным убытком нет, магазин ничего не получил.
Это упрощенный пример, но схема бывает такой.
На сбор доказательств может уйти полгода, а суд всё равно их не примет и решит, что убытка не было. Или согласится с убытком, но определит его в десять тысяч рублей.
Чтобы повысить шансы на деньги, лучше указать в договоре конкретную сумму. Юристы называют такой штраф «штрафом в твердой сумме». Указать можно любую сумму, хоть миллиард.
Суд вправе снизить сумму, если решит, что она слишком большая. На юридическом это называется «установлением несоразмерности неустойки». Задача суда — убедиться, что компания не ущемляет права того, кто раскрыл секрет.
Суд снизил размер штрафа, потому что решил, что он слишком большой — судебное дело на право.ру
Компания АСГ-бизнес подала иск к ИП Паутину за разглашение коммерческой тайны потребовала выплатить 39 000 рублей.
Предприниматель перевозил груз по заказу компании и опубликовал на www.ati.su условия: стоимость, маршрут, что перевозит.
По договору между ИП и компанией описание заказа — часть коммерческой тайны, за ее разглашение предприниматель обязан выплатить стоимость заказа, или тридцать девять тысяч рублей.
Суд признал, что предприниматель нарушил условие коммерческой тайны, но не согласился со штрафом. Вот его аргументы:
предприниматель описал заказ из-за жалобы на компанию;
штраф равен стоимости заказа, который выполнил предприниматель. Если взять штраф, получится, предприниматель работал бесплатно;
предприниматель опубликовал описание заказа после того, как его выполнил. Описание не привело к негативным последствиям для компании.
Благодаря оценке суда предприниматель заплатил в четыре раза меньше, чем требовала компания.
Нет универсального совета, какую сумму указывать в качестве штрафа. Обычно для оценки размера штрафа суд сопоставляет оборот компании, значимость раскрытого секрета и насколько компания зависит от него. Одно дело, кто-то опубликовал код программы, на котором зарабатывает компания, другое — скрипт продаж. Ценность программы выше, и штраф за ее публикацию будет больше.
Компании ставят большой штраф для устрашения. Скорее всего, суд снизит размер, зато штраф привлекает внимание партнера.
Компании просто так не ставят большие штрафы в договоре. А если поставили, значит, планируют отстаивать его до вплоть до суда. Мало кому хочется разбираться, поэтому партнер внимательнее посмотрит условия коммерческой тайны и будет стараться их выполнять. Это не стопроцентная защита, но лучше, чем ничего.
В договоре о штрафе можно написать так: «За каждый факт нарушения коммерческой тайны исполнитель оплачивает штраф в размере 200 000 рублей».
Расследование из-за тайны
Штраф за нарушение условий коммерческой тайны не выглядит таким уж пугающим: всё-таки не так просто получить штраф с обидчика, и все это знают. Встряхнуть партнера можно рассказом, как компания будет доказывать факт нарушения условий.
Подходит любой процесс: можно собрать комиссию, предупредить о записи всех разговоров и выборочной проверке писем. Что угодно, лишь бы это смотрелось внушительно.
Задача — показать, что компания серьезно относится к коммерческой тайне. И если заметит неладное, готова потратить время и деньги на расследование. В договоре можно написать так:
Если заказчик заподозрил разглашение коммерческой тайны, он вправе:
- проверить письма, сообщения и запись разговоров с корпоративного телефона и почты;
- пригласить исполнителя на беседу для выяснения обстоятельств;
- собрать экспертную комиссию из своих сотрудников, айти-специалистов, нотариуса и других специалистов при необходимости;
- по итогам расследования составить акт и передать его в суд;
Идеально в договоре описать права партнера во время расследования. Иначе суд может сказать, что партнер ничего о проступке не знал и компания лишила его возможности оправдаться. Чтобы не рисковать, в договоре можно написать так:
Исполнитель вправе:
- присутствовать на заседаниях экспертной комиссии;
- дать письменные комментарии к акту по итогам расследования;
- отказаться от участия в расследовании.
Для суда тоже пригодится описание служебного расследования и акт по его итогам. Такая проработка показывает, что компания заранее продумала план, просто так вину на партнера не вешает, а во всем разбирается.
В целом, подход к коммерческой тайне в договоре с партнером такой: чем подробнее и точнее всё опишете, тем меньше шансов, что партнер сольет ваши секреты. А если такое случится, будет возможность получить с него штраф.
Короче
Что надо помнить
Если в компании нет режима коммерческой тайны и партнер слил секрет, будет сложно его наказать
НДА не действует, если в компании нет режима коммерческой тайны
Надежнее в договоре с партнером посвятить тайне целый раздел
Что написать в договоре
Что конкретно считается тайной, как с ней можно работать и как нельзя
Как компания выделяет коммерческую тайну. Может, ставит печать «Это секретно» или добавляет дисклеймер
Какой штраф за разглашение тайны
Как компания доказывает вину партнера
200 000 ₽
— можно писать в качестве штрафа за разглашение тайны
Источник