- Секрет производства (ноу-хау): правовой статус
- Понятие секрета производства
- Правовая охрана секрета производства (ноу-хау)
- Распоряжение правами на секрет производства
- Лицензионный договор на ноу-хау
- Конфиденциальные сведения и ноу-хау: вводим режим коммерческой тайны в организации
- Что такое ноу-хау?
- Что дает бизнесу ноу-хау?
- Как защитить ноу-хау режимом коммерческой тайны?
Секрет производства (ноу-хау): правовой статус
Ведущий юрисконсульт ООО «ЯНДЕКС»
специально для ГАРАНТ.РУ
Настоящая колонка посвящена обзору секрета производства (известного также как ноу-хау) как результата интеллектуальной деятельности в понимании российского законодательства и в срезе российской судебной практики. В статье рассматривается правовой статус секрета производства, отдельные аспекты режима коммерческой тайны в отношении такого объекта, особенности реализации права распоряжения им, ситуации, при которых у такого результата интеллектуальной деятельности могут быть несколько независимых правообладателей.
Периодически юридическому сообществу становится известно о судебных процессах в отношении информации, являющейся секретом производства (например, Постановление Суда по интеллектуальным правам от 16 ноября 2017 г. по делу № А33-28905/2016). Иногда такие судебные споры становятся следствием перехода сотрудника из одной организации в другую, когда в связи с трудовой деятельностью на предыдущем месте работы ему стал известен секрет производства, в отношении которого был введен режим коммерческой тайны, а работник (например, ввиду недобросовестности или в корыстных целях) разгласил его коллегам на новом месте работы.
Поскольку для судебной практики секрет производства, как объект споров сторон, не такое частое явление и нередко возникают вопросы относительно его правового статуса, разграничения с понятием коммерческой тайны, целью данной колонки является освещение правового статуса секрета производства (ноу-хау) как результата интеллектуальной деятельности и его соотношение с коммерческой тайной.
Понятие секрета производства
Секрет производства как результат интеллектуальной деятельности знаком действующему российскому законодательству, что нашло свое закрепление в главе 75. «Право на секрет производства (ноу-хау)» Гражданского кодекса. Понятие секрета производства приведено в ст. 1465 ГК РФ следующим образом: «Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны».
Двойное именование обсуждаемой категории результатов интеллектуальной деятельности (как секрет производства, так и ноу-хау) объясняется тем, что ноу-хау – это результат калькирования в отечественное законодательство термина know-how из англо-саксонского права. Дословно его можно перевести как «знать-как» (то есть под этим понимаются знания практического или технического характера, ставшие известными в результате опыта или исследования). И в целях гармонизации отечественной нормативно-правовой базы праву иностранных государств (в том числе и для защиты отечественных обладателей секретов производства) было введено такое дополнительное обозначение к термину секрет производства.
В качестве сведений, составляющих секрет производства, В. Никитин выделяет следующие 1 :
- сведения о результатах научных исследований;
- техническая и технологическая документация;
- результаты опытов и испытаний;
- методики;
- материалы исследования применяемых технологий и технологических процессов;
- прогнозируемые оценки рыночной конъюнктуры;
- тенденции развития техники и технологий;
- сведения о поставщиках и покупателях;
- информация об условиях и ценах по договорам, которые заключаются или о заключении которых ведутся переговоры.
Этот перечень не является исчерпывающим, и в перечень таких сведений могут входить и иные сведения.
В качестве конкретных примеров секрета производства можно вспомнить процесс создания гидроизолирующего материала «Пенетрон», химического состава напитка «Кока-Кола», техническую документацию по блокам подготовки газа автоматический БПГА «Исток-1» (по последнему примеру см. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 января 2017 г. № Ф06-15816/2016 по делу № А65-7789/2016).
Однако не все такие сведения могут быть признаны секретом производства. Пункт 2 ст. 1465 ГК РФ определяет, что секретом производства не могут быть признаны сведения, обязательность раскрытия которых либо недопустимость ограничения доступа к которым установлена законом или иным правовым актом.
Правовая охрана секрета производства (ноу-хау)
Правовая охрана секрета производства выражается в том, что секрет производства признается законодательством самостоятельным результатом интеллектуальной деятельности, в виду чего обладателю секрета производства принадлежит исключительное право его использования и распоряжения любым не противоречащим закону способом, в том числе при изготовлении изделий и реализации экономических и организационных решений (см. п. 1 ст. 1466 ГК РФ).
Ввиду этого, если лицо неправомерным образом получит информацию, представляющее собой секрет производства ее обладателя, и это станет причиной нарушения исключительного права такого обладателя, последний будет вправе защищать свои нарушенные права всеми допустимыми с точки зрения закона средствами, добиваясь устранения такого нарушения.
Однако если лицо добросовестно и независимо от других обладателей секрета производства стало обладателем сведений, составляющих содержание охраняемого секрета производства, такое лицо приобретает самостоятельное исключительное право на этот секрет производства (п. 2 ст. 1466 ГК РФ). Такая норма позволяет сделать вывод о том, что у секрета производства может быть несколько независимых обладателей, если каждый из них правомерно и отдельно от других смог в силу опыта, знаний либо исследований достигнуть того информационного результата, который представляет собой соответствующий секрет производства.
В то же время, наличие этой нормы позволяет говорить о том, что законодатель, в целях развития и стимулирования инноваций и конкуренции (в первую очередь, в промышленной сфере деятельности), тем самым позволяет различным лицам получить правовую охрану на один и тот же, по сути, секрет производства.
При этом, законодательно определено, что правовая охрана в отношении секрета производства (в виде предоставления его обладателю в отношении него исключительного права на секрет производства) действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание (ст. 1467 ГК РФ). Как только конфиденциальность сведений, составляющих секрет производства, утрачивается, исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей. При этом если обладатель такого секрета производства пожелает прекратить его правовую охрану путем правомерного раскрытия конфиденциальной информации, составляющей секрет производства, законодательно он не обязан уведомлять иных обладателей такого секрета производства о своем решении и наступающих вследствие этого правовых последствиях и тем более согласовывать с ними такие свои действия.
Сведения могут считаться конфиденциальными, если в отношении них введен режим коммерческой тайны. Этот вывод сделан на основании п. 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ от 26 марта 2009 г. № 29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», который изложен следующим образом: «Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны».
Соответственно, чтобы обладатель информации мог считать такую информацию своим секретом производства, он должен принять все необходимые меры, чтобы в отношении такой информации действовал режим коммерческой тайны, который предусмотрен положениями Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». При отсутствии режима коммерческой тайны лицензионный договор на секрет производства может быть признан незаключенным (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2017 г. по делу № А40-137995/2016).
Как верно отмечает П. Гулидов 2 , указанный федеральный закон не предусматривает определенного способа прекращения режима коммерческой тайны в отношении информации конфиденциального характера. Также ни этот закон, ни положения ГК РФ не предусматривают исключений для восстановления режима правовой охраны секрета производства, если действия по разглашению такой информации носили неправомерный характер. Поэтому если представить ситуацию, в соответствии с которой в ходе открытого судебного разбирательства будет установлено, что разглашение лицом сведений, составляющих содержание секрета производства, было незаконным и данное лицо будет привлечено к ответственности за разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, исключительное право на такой секрет производства все равно можно считать прекращенным уже по тому основанию, что указанные сведения стали известны неопределенному кругу лиц.
Распоряжение правами на секрет производства
Помимо такого своеобразного вида распоряжения исключительным правом на секрет производства, как совершение действий по раскрытию сведений, составляющих его содержание (то есть досрочное прекращение исключительного права), обладатели вправе также передать (произвести отчуждение) исключительное право на секрет производства в полном объеме другой стороне (ст. 1467 ГК РФ) или предоставить другой стороне право использования (лицензию) соответствующего секрета производства в установленных договором пределах (ст. 1468 ГК РФ).
И если в отношении отчуждения исключительного права следует, главным образом, иметь в виду положения п. 2 ст. 1467 ГК РФ, согласно которым при отчуждении исключительного права на секрет производства лицо, распорядившееся своим правом, обязано сохранять конфиденциальность секрета производства до прекращения действия исключительного права на секрет производства (то есть чтобы прежний обладатель исключительного права, после получения вознаграждения за секрет производства, не обнулил коммерческую ценность переданного секрета производства путем разглашения его содержания, и тем самым лишил выгоды нового обладателя), то про лицензионный договор можно рассуждать более подробно.
Лицензионный договор на ноу-хау
Как и в случае с отчуждением исключительного права на секрет производства, к отношениям сторон по лицензионному договору также применимы ограничения относительно разглашения информации. Так, согласно ст. 1469 ГК РФ, лица, получившие соответствующие права по лицензионному договору, обязаны сохранять конфиденциальность секрета производства до прекращения действия исключительного права на секрет производства. Это объясняется той же необходимостью сохранить коммерческую ценность секрета производства в случаях, когда лицензиат перестал быть связан условиями такого лицензионного договора. И чтобы у него не было соблазна раскрыть сведения, составляющие секрет производства, по истечении срока действия договора (и тем самым причинить вред действующим обладателям такой информации), полагаем, на этот случай и предусмотрено данное законодательное ограничение.
Если говорить про срок действия лицензионного договора, то ГК РФ не устанавливает определенные требования к нему. Лицензионный договор может быть заключен как с указанием, так и без указания срока его действия. Однако если срок в договоре не конкретизирован, то за каждой из сторон законодательно закреплено право на односторонний отказ от договора с обязательным условием предварительного предупреждения другой стороны об этом в срок не позднее, чем за 6 месяцев до даты вступления такого отказа в силу (ст. 1469 ГК РФ). При этом, стороны вправе закрепить в договоре иной, более длительный срок такого предварительного уведомления.
Лицензия на использование секрета производства может быть предоставлена в том числе и в рамках договора коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ, Решение Советского районного суда г. Казани (Республика Татарстан) № 2-2216/2017 2-2216/2017
В целом, можно говорить о том, что такой правовой институт, как секрет производства, нашел определенное правовое закрепление в действующем законодательстве, что позволяет обладателям сведений, составляющих секрет производства, в полной мере реализовывать свои правомочия относительно такого объекта интеллектуальных прав и защищать такие свои права в судебном и внесудебном порядке на основании действующей нормативно-правовой базы.
Высказанные в настоящей статье суждения являются личным мнением автора и могут не совпадать с официальной позицией ООО «ЯНДЕКС».
Источник
Конфиденциальные сведения и ноу-хау: вводим режим коммерческой тайны в организации
Александр Язовский (справа) , управляющий партнер юридической фирмы Patent.Lab, Карен Мусаелян, старший партнер юридической фирмы Patent.Lab |
Что такое ноу-хау?
Конфиденциальная и иная ценная информация компании в России защищается как специальный объект интеллектуальной собственности – секрет производства (ноу-хау). Пункт 1 ст. 1465 Гражданского кодекса признает секретом производства (ноу-хау) любые сведения (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности. Но для этого ноу-хау должно отвечать следующим требованиям:
- информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам;
- у третьих лиц нет свободного доступа к такой информации;
- предприняты разумные меры для соблюдения секретности таких сведений.
Что дает бизнесу ноу-хау?
Надеемся, что секреты вашей компании уже приносят вам доходы, иначе бы вы не заинтересовались их защитой и не начали читать этот материал. Здесь мы сосредоточимся на дополнительных выгодах, которые дает правовая защита ноу-хау.
Во-первых, снижение рисков от человеческого фактора. Если в компании никак не защищаются секреты производства, то любой работник или третье лицо, получивший доступ к вашим секретам может безнаказанно разгласить их компаниям-конкурентам, либо распространить их в отношении широкого круга лиц, и привлечь его к ответственности за такое разглашение будет невозможно. Максимум, что можете сделать вы как работодатель в данных ситуациях – лишить работника поощрительных выплат и предпринять попытку уволить его, тем самым защитив свою будущую интеллектуальную собственность. Но такие способы защиты уже не восстановят коммерческую ценность разглашенных секретов, и не позволят вам взыскать компенсацию с работникам в денежном (или ином) эквиваленте. Напротив, введение ноу-хау позволит привлекать таких недобросовестных работников и других лиц к ответственности, в том числе взыскивать с них компенсации. Риск вместе с работой и деловой репутацией потерять несколько миллионов рублей останавливает готового к проступку работника, а знание, что защищенный секрет будет сложно реализовать без последствий для покупателя, вовсе отваживает от недобросовестных поступков.
Во-вторых, имущественный актив. Ноу-хау является нематериальным активом компании, который имеет стоимость и вносится на бухгалтерский баланс как нематериальный актив и ценен уже в силу его наличия. Например, у вас есть уникальная технология или даже просто клиентская база. Оформив их надлежащим образом в качестве объектов ноу-хау, вы повышаете стоимость своей компании в соответствии со стоимостью этих объектов. Сколько стоит ноу-хау? Это зависит от его коммерческой применимости и конкурентных преимуществ, которые предоставляет ноу-хау. Оценка может производиться гибко, с учетом специфики конкретного объекта правовой охраны.
В-третьих, оптимизация налогообложения. Как имущественный нематериальный актив, поставленный на бухгалтерский баланс, ноу-хау позволяет оптимизировать налоги посредством, например, амортизации (приказ Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007).
В-четвертых, легальный дополнительный источник доходов. Ноу-хау можно совершено легально передать иному лицу по договору отчуждения или предоставить его использование по лицензии (франшизе), тогда как незащищенные секреты реализовать указанными выше способами можно только вне правового поля с соответствующими рисками.
В-пятых, широта охвата предметов защиты. Помимо ноу-хау, интеллектуальная собственность бывает разная: товарные знаки, патенты, селекционные достижения, объекты авторского права. Однако их недостаток не только в том, что нужно разглашать их коммерческую сущность при регистрации в уполномоченных органах или организациях, но и в том, что круг сведений, охраняющихся в качестве ноу-хау, значительно шире, чем круг сведений, которые могут охраняться другими объектами интеллектуальной собственности. Если у вас есть информация, и вы не обязаны ее разгласить по закону, то вы можете обеспечить ее защиту как ноу-хау в тех пределах, представляющихся вам достаточными и необходимыми. Так можно защитить незапатентованное изобретение, клиентскую базу, технологии работы, рецепты, формулы, маркетинговые стратегии на интересующих рынках и другие виды информации.
Наконец, озвученные выгоды внедряются быстро, не требуют больших вложений и действуют бессрочно. Срок правовой охраны ноу-хау не ограничен. По сути, его правовая охрана длится до тех пор, пока составляющие его сведения не перестали быть конфиденциальными. Не существует государственной регистрации ноу-хау, поэтому введение режима коммерческой тайны, необходимый для защиты ноу-хау, можно осуществить даже за один день, в отличие, например, от изобретения и полезной модели, которые патентуются не один год и разглашают при регистрации. Введение режима коммерческой тайны в организации – это пакет документов и комплекс технических мер, не требующие больших материальных затрат.
Как защитить ноу-хау режимом коммерческой тайны?
Первое – ввести режим коммерческой тайны в организации:
- подробно и детализировано определить перечень сведений, которые будут составлять коммерческую тайну. При этом следует максимально четко определить, какие сведения являются секретными и не подлежат разглашению. Например, не просто «клиентская база», а «сведения о клиентах компании, бывших, действующих и потенциальных, включая ФИО учредителей, руководителей, наименование компании, контактные телефоны, адреса электронной почты, интересы, поступившие запросы и заявки, приобретенные продукты, цена и другие условия заключенных сделок, сведения о контролирующих лицах и лицах, принимающих решения, ФИО и контакты сопровождающего клиента менеджере, содержащуюся на материальных носителях – жестких дисках, облачных сервисах в форме электронных документов и/или в бумажных документах, содержащих гриф «Коммерческая тайна»;
- ограничить любой доступ к секретным сведениям, а именно указать: ФИО сотрудника, каким образом, и в каком порядке и объеме обращается с засекреченной информацией, и определить лицо, ответственное за контроль над установленным режимом предоставления доступа к ней;
- составить подробный список лиц (с максимально точным уточнением персональных данных), которые получили или получают фактический доступ к информации;
- разработать документы о порядке использования информации работниками – трудовые договоры с подробным описанием прав и обязанностей работников при взаимодействии ими с конфиденциальной информацией, положение о конфиденциальной информации в организации и должностные инструкции, где устанавливается, что работник получает доступ к коммерческой тайне в связи с исполнением своих трудовых обязанностей. С указанными документами работник должен быть ознакомлен под подпись;
- нанести гриф «Коммерческая тайна» на все материальные носители, содержащие конфиденциальную информацию. Обязательно нужно указать владельца информации: для юридических лиц – полное наименование и местонахождение; для предпринимателей – ФИО и местожительство.
Второе – поддерживать режим коммерческой тайны на уровне документооборота:
- обеспечить регулярную актуализацию перечня объектов защиты, например, баз данных и содержимого охраняемых документов;
- в локальных нормативных актах и на материальных носителях следует указывать дату введения режима коммерческий тайны в отношении информации содержащихся на них, срок действия коммерческой тайны, дату последней актуализации сведений;
- при существенном изменении состава или содержания конфиденциальных сведений следует обеспечивать надлежащее уведомление об этом работников под подпись.
Третье – фиксировать факты:
- доступа к секретным сведениям, в том числе дату, время, место доступа, устройство, с которого осуществлялся доступ, документы или электронные файлы, к которым получен доступ, сведения о лице, которое получило доступ, сведения о лице, которое зафиксировало доступ и может подтвердить данный факт своим показаниями;
- получения лицом уведомления о секретности сведений, оформленный надлежащим образом;
- разглашения секретных сведений;
- причинения убытков, в том числе размер убытков, причинно-следственную связь с действиями лица, разгласившего информацию, наличие вины.
Четвертое – контролировать соблюдение конфиденциальности информации:
при помощи технических мер – расширенный список мер, которые максимизируют эффективность:
- средства физической защиты материальных носителей секретной информации от несанкционированного доступа (защищенные хранилища, сейфы, кодовые замки);
- разработка системы видеонаблюдения;
- контрольно-пропускной режим и система контроля доступа в помещения с фиксацией каждого получившего доступ лица;средства авторизации, сертификации, получения прав на доступ к информации; средства шифрования и криптографии; средства защиты от компьютерных вирусов, межсетевые экраны, разграничение доступа к информации; средства мониторинга сетей и протоколирования всех фактов и процедур обращения с конфиденциальной информацией;
организационные меры: введение функций контроля в должностные обязанности руководителей, контролеров, ревизоров, аудиторов, системных администраторов, работников служб безопасности.
Судебная практика показывает, что ненадлежащее введение режима коммерческой тайны (постановление Суда по интеллектуальным правам от 16 ноября 2017 г. по делу № А33-28905/2016) или неприемлемая фиксация юридически значимых фактов (апелляционное определение Московского городского суда от 18 сентября 2013 г. № 11-28840, определение Московского городского суда от 16 декабря 2014 г. № 33-40501/2014) является основанием для отказа в привлечении работника, разгласившего секретные сведения, к какой-либо ответственности. Будьте внимательны к соблюдению всех четырех пунктов, перечисленных выше.
Любой бизнес нуждается в комплексной защите, особенно в защите коммерчески важной и конфиденциальной информации от разглашения ее сотрудниками компании. В обратном случае компания может потерять всю ценную и конкурентно важную информацию, если ее сотрудник решит эту информацию украсть или использовать в новой компании, куда будет трудоустраиваться в будущем. Для того чтобы защитить секретную информацию необходимо оформить потенциально прибыльные сведения в виде такого результата интеллектуальной деятельности, как ноу-хау и ввести в отношении него режим коммерческой тайны. Введение режима коммерческой тайны в организации обусловлено практической целью – созданием нематериального имущественного объекта, который будет являться активом компании, а также защита от разглашения данных сведений, которая влечет за собой крупные конкурентные, а следовательно и финансовые потери.
О том, какие практические действия предпринять, если работник все же нарушил режим коммерческой тайны, поговорим в следующей колонке.
Источник