- Способы защиты информации электронно цифровая подпись
- Как получить
- Где можно применять
- Недостатки
- Неквалифицированная электронная подпись
- Как получить
- Где можно применять
- Недостатки
- Квалифицированная электронная подпись
- Как получить
- Где можно применять
- Недостатки
- Электронная подпись как элемент информационной безопасности
- Какими бывают электронные подписи?
- Электронная подпись: проблемы правового обеспечения. Способы защиты в суде
Способы защиты информации электронно цифровая подпись
Это комбинация цифровых данных, с помощью которых можно идентифицировать личность. Простой пример — логин и пароль, которые вводим на сайтах для авторизации, или смс-код, который присылают на телефон для входа в личный кабинет. Это электронная подпись для повседневной жизни.
Как получить
Простую электронную подпись (ПЭП) можно создать с помощью программного обеспечения, например:
Для оформления простого электронного сертификата (подписи) нужно создать документ, открыть меню «Файл», выбрать пункт «Защита документа», а потом выбрать «Добавить цифровую подпись». Если подпись создаётся впервые, программа выдаст запрос на получение программного обеспечения от партнеров. В этом случае поможет русскоязычная версия приложения «Карма», которое установит подпись в операционную систему.
После завершения всех действий нужно сохранить файл.
Приложение КриптоПро CSP
Этот метод сложнее, зато с помощью этого ПО можно создать усиленные ключи.
Ещё один способ — получить заверенную простую электронную подпись в удостоверяющем центре, где сертификат запишут на USB-токен. Этот вариант подойдёт тем, кто создаёт документы в текстовых программах: с помощью сертификата получится защитить документ от плагиата и подтвердить авторство.
Где можно применять
- Для регистрации или авторизации на интернет-сайтах.
- В качестве ключа доступа к файлам и базам данных, защищенным паролем.
- Для заверения электронных документов.
Недостатки
Простая электронная подпись не имеет юридической силы. Её нельзя использовать для подачи документов в государственные инстанции, а также для участия в торгах по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Чтобы при помощи ПЭП можно было подписывать обычные документы (например, договоры с контрагентами), нужно составить соглашение о простой электронной подписи. Такое соглашение должно содержать пункты об обязанности соблюдать конфиденциальность сведений и правила определения подписавшего лица — подлинности подписи. И подписывать его придётся всем сторонам, участвующим в электронном взаимодействии. Иначе все документы, подписанные ПЭП, закон признает недействительными.
Неквалифицированная электронная подпись
Неквалифицированная электронная подпись (НЭП) — чаще всего это ключ, хранящийся на USB-носителе. Иногда НЭП может создать программа, в которой работаете (только она и опознает эту подпись). Функционал такой подписи тоже частично ограничен, но, по сравнению с ПЭП, она обладает рядом преимуществ.
Как получить
Юридические лица и ИП могут оформить неквалифицированную подпись в удостоверяющих центрах или даже сделать её самостоятельно при помощи опытного программиста.
Где можно применять
- В рамках внутреннего документооборота компании.
- Для взаимодействия с контрагентами, если заключено соглашение с указанием условий использования НЭП (аналогично ПЭП).
Для аккредитации и участия в торгах на электронных площадках с помощью неквалифицированной подписи поставщик может создавать заявки и осуществлять сделки при наличии дополнительного соглашения между сторонами. Однако НЭП позволяет совершать не все типы операций.
Недостатки
НЭП подходит скорее физлицам. Юридическим лицам и ИП неквалифицированная электронная подпись подойдёт только при внушительном объёме внутреннего или внешнего документооборота, в других ситуациях её функционала может быть недостаточно.
Квалифицированная электронная подпись
Наиболее совершенный вид электронной подписи — усиленная квалифицированная подпись (КЭП). Это ключ, сформированный с помощью сертифицированных криптографических средств, который записывается на USB-носитель.
Ключ электронной подписи указан в сертификате, который выдаёт удостоверяющий центр, аккредитованный в Минкомсвязи.
КЭП состоит из двух частей:
- проверочного сертификата для ключа подписи (USB-носитель);
- лицензированного дистрибутива — установочного пакета специальной программы, который можно использовать в течение ограниченного периода действия ключа.
КЭП способна обеспечить надёжную защиту информации от посторонних лиц, а степень конфиденциальности данных владелец устанавливает сам. Данные будут защищены даже когда срок действия ключа истечёт.
Как получить
Для подачи заявления в аккредитованный удостоверяющий центр придётся собрать пакет уставных документов организации и документов, удостоверяющих личность владельца.
Для работы с квалифицированной подписью потребуются:
- Флеш-накопитель.
- Компьютерная программа, которая устанавливается с флэш-накопителя к ЭЦП. Например, КриптоПро.
- Установленный личный сертификат.
- Установленные библиотеки для электронной подписи.
Где можно применять
Если коротко — везде.
- Для (пере)регистрации онлайн-кассы в ФНС.
- Для удалённой подачи документов.
- Для работы с государственными порталами, включая ФНС, ПФР и другие.
- Для участия в коммерческих и государственных торгах или покупки имущества банкротов на множестве площадок.
Недостатки
У КЭП существует один недостаток: нужно ежегодно оплачивать сертификат электронной подписи.
Источник
Электронная подпись как элемент информационной безопасности
Автор: Семёнова Дарья, руководитель PR-службы, отдела IT и разработок
Агентства Финансовой и Правовой Безопасности
Бурное развитие интернета и информационных технологий, наблюдающееся в течение последних лет, способствовало появлению электронной цифровой подписи (сокращённо – ЭЦП) – информации в цифровом виде, связанной с электронным документом. Эта информация может идентифицировать подписавшее его лицо – полноправного участника документооборота – и защитить этот документ от подделки. ЭЦП создается благодаря криптографическому преобразованию данных с использованием специального ключа, который является определенной последовательностью символов. Этот ключ – аналог собственноручной подписи на обычном бумажном носителе, имеющий такую же юридическую силу.
ЭЦП позволяет установить отсутствие каких-либо изменений информации в документе и трудно поддается подделке: чтобы подобрать искомую комбинацию символов криптографического ключа, злоумышленникам необходимо произвести большое количество сложных математических вычислений, что, без сомнения, потребует многих недель или даже месяцев кропотливой работы.
Какими бывают электронные подписи?
Согласно закону №63-ФЗ «Об электронной подписи» ЭЦП бывает трех видов:
- Простая электронная подпись – последовательность символов, зашифрованная с помощью разных алгоритмов и защищенная паролем. Простая ЭЦП указывает на лицо, подписавшее документ, но не дает возможности определить неизменность подписи и подписанных данных. Она не предполагает использование сертификата ключа электронной подписи, что повышает вероятность её подделки. Этот вид подписи прекрасно подойдет для подписания электронных сообщений, которые направляются должностным лицам, а также в органы федеральной, региональной или местной власти.
- Неквалифицированная ЭЦП – электронная подпись, ассоциируемая с владельцем и имеющая юридическую силу равную традиционной подписи. Она защищается специальным ключом и позволяет сохранить неизменность подписанной информации или обнаружить факт ее изменения. Данная подпись создаётся как при помощи сертификата неаккредитованного удостоверяющего центра, так и без него.
- Квалифицированная ЭЦП соответствует признакам неквалифицированной ЭЦП и при этом имеет специальный сертификат, выданный аккредитованным удостоверяющим центром – организацией, занимающейся выпуском сертификатов ключей идентификации электронных подписей. Квалифицированная ЭЦП создается при помощи программных средств, которые одобрила ФСБ. Это гарантирует ей высокую степень безопасности.
Важно: квалифицированные и неквалифицированные электронные подписи заменяют собой подписанные и заверенные печатью бумажные документы во всех случаях (кроме тех, когда федеральный закон требует наличия бумажных документов).
Преимущества ЭЦЦ
В ближайшем будущем эра бумажных документов завершится, не сумев устоять под всесильным натиском передовых информационных технологий 21-го века. На смену ей придет совершенно иная эпоха – царство электронного документооборота в государственных и коммерческих структурах. Это изменит организацию рабочего процесса и наложит свой отпечаток на коммуникационное взаимодействие между сотрудниками, служащими государственных учреждений и обычными гражданами. Система электронного документооборота (или СЭД) на предприятии может предполагать использование ЭЦП.
Целесообразно выделить ряд преимуществ электронной цифровой подписи:
- ЭЦП дает возможность сократить издержки фирмы благодаря удешевлению процедуры учета, доставки и хранения документов. При полном отказе от бумажного документооборота экономия денежных средств будет весьма ощутимой.
- Использование электронной подписи сокращает время оформления сделок и значительно увеличивает скорость обмена документацией между сотрудниками, что приводит к повышению эффективности их работы.
- ЭЦП минимизирует риск потери денежных средств, обусловленной кражей конфиденциальных данных.
- Электронная цифровая подпись гарантирует достоверность корпоративной документации.
- Все документы, имеющие ЭЦП, – это доказательства определенного соглашения, решения или факта. В случае возникновения спорной или конфликтной ситуации на основе документа, подписанного ЭЦП, можно провести объективное внутрикорпоративное расследование.
Система электронного документооборота в компании, использующая электронные подписи, является полноценной заменой кипам бумажных документов – заявлениям, служебным запискам, распоряжениям, счетам-фактурам, налоговым декларациям и т.д. Она удобна, надежна и экономически выгодна, поэтому будущее корпоративного документооборота, бесспорно, принадлежит ей.
Как внедрить ЭЦП?
В последние годы компании чаще стали использовать системы электронного документооборота, поддерживающие ЭЦП. Это позволило им снизить операционные расходы, повысить информационную безопасность и увеличить скорость обмена данными между подразделениями.
Чтобы внедрить ЭЦП в систему корпоративного электронного документооборота, им пришлось обзавестись программным обеспечением удостоверяющего центра и службы штампов времени, программно-аппаратным комплексом СЭД с интегрированной опцией «ЭЦП и шифрование», несколькими криптопровайдерами – независимыми модулями (программы или аппаратные комплексы), которые осуществляют криптографические операции в операционных системах Microsoft.
Службы штампов времени удостоверяют точное время создания документов в цифровом виде, подписанных ЭЦП. Штампы времени – документы, имеющие ЭЦП, – выполняют весьма важную функцию: они доказывают факт существования документа в определенный момент времени.
Службу штампов времени следует интегрировать в систему электронного документооборота, поскольку срок действия сертификата электронной подписи ограничен. Когда он заканчивается, ранее созданные документы теряют юридическую силу согласно закону №63-ФЗ «Об электронной подписи». Кроме того, становится невозможным определить, была ли ЭЦП создана, когда сертификат был еще действительным, или когда его срок действия закончился. Однако в случае интеграции СЭД со службой штампов времени можно легко проверить действительность сертификата на момент создания ЭЦП.
Чтобы внедрить ЭЦП, необходимо:
- Получить сертификат и создать закрытый ключ.
- Заключить договорное соглашение с удостоверяющим центром или разработать собственное программное обеспечение, позволяющее создавать сертификаты ключей подписей, осуществлять их аннулирование, приостановление действия, возобновление, а также вести реестр.
- Разработать корпоративную нормативно-правовую базу, которая должна учитывать выбранную систему электронного документооборота и особенности делопроизводства в компании.
Для эффективного внедрения ЭЦП следует создать доверенную информационную среду в компании с помощью различных программных средств: необходимо использовать надежные антивирусные программы и регулярно их обновлять, загружать ОС с помощью «электронного замка».
Обеспечение информационной безопасности – это важнейшая задача для любой компании, которая желает минимизировать риски утечки конфиденциальных данных и возможных убытков, вызванных этой утечкой.
Можно сделать вывод: выгоды от использования электронной подписи стоят того, чтобы потратиться на ее внедрение.
Источник
Электронная подпись: проблемы правового обеспечения. Способы защиты в суде
Электронная подпись: проблемы правового обеспечения.
Способы защиты в суде
С развитием Интернета бизнес постепенно перемещается в виртуальное пространство. Информационные технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур управления, его регламента, документации, фиксирования и передачи информации. Одной из новых технологий является электронная подпись (ЭП), которая позволяет пройти все этапы, начиная с разработки проекта электронного документа (ЭД) до его доставки адресату за считаные секунды, что отвечает требованиям современного документооборота.
Правовая основа применения электронной подписи и экономическая целесообразность
Юридическое значение электронной подписи определяется п. 2 статьи 160 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), из которого следует, что электронная подпись является аналогом собственноручной. Правовые условия использования электронной подписи в электронных документах регламентирует Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «Об электронной подписи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.12.2017), который отменил Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.2002 № 1-ФЗ. В соответствии с новым законом термин «электронная цифровая подпись» заменяется на «электронная подпись». Содержание понятия «электронная подпись» дано в п. 1 ст.2 Закона № 63-ФЗ: «ЭП представляет собой информацию в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с информацией, которая используется для определения лица, подписывающего информацию». Таким образом, закон предусматривает условия признания электронных документов, подписанных ЭП, равнозначными документам на бумажном носителе с собственноручной подписью (ст. 6 Закона № 63‑ФЗ).
Электронные подписи разделяются законом на три вида: простая ЭП, усиленная неквалифицированная ЭП (НЭП) и усиленная квалифицированная ЭП (КЭП) (ст. 5 Закона № 63-ФЗ). Усиленная НЭП и усиленная КЭП создаются с помощью средства криптографической защиты информации — специальной программы, которая шифрует и расшифровывает передаваемую информацию для создания и проверки ЭП. При использовании НЭП сертификат ключа проверки ЭП может не создаваться, если соответствие электронной подписи признакам НЭП, установленным Законом № 63-ФЗ, может быть обеспечено без использования сертификата ключа проверки ЭП (п.5 ст.5 ФЗ №63).Усиленная КЭП обладает аналогичными возможностями и приобретается в аккредитованном удостоверяющем центре. Владелец усиленной КЭП получает открытый и закрытый ключи проверки ЭП и квалифицированный сертификат проверки ЭП. Экономическая целесообразность перехода на обмен ЭД очевидна: их проще хранить и передавать. Электронная форма сокращает время подготовки и согласования документов, минимизирует затраты. Еще одним преимуществом электронного документооборота является высокая защищенность.Для ЭП используется криптопровайдер с квалифицированным сертификатом. Защита обеспечивается программными комплексами (ключи I-Token, смарт-карты), в которых находится безопасное хранилище для применения PIN-кодов при работе с квалифицированным сертификатом.
Вот основные аспекты и целесообразность использования ключа ЭП. Но есть и проблемы правового характера при использовании ЭП, связанные с несовершенством российского законодательства.
Проблемы правового регулирования применения электронной подписи и пути их решения
- Проблема идентификации субъекта (лица), подписавшего ЭД
ЭП не дает возможность определить с абсолютной точностью лицо, подписавшее ЭД. Проблема надлежащей идентификации субъекта и неопределенности субъектного состава, выражается в том, что достоверность идентификации участника электронных отношений возможна только при применении субъектом усиленной КЭП. Во всех остальных случаях — применение простой ЭП, IP‑адреса, доменного имени, логинов и паролей — идентификация лица, участвующего в данных правоотношениях сторон, является недостоверной.
— пропишите в учредительных документах, в нормативных ведомственных актах лицо, имеющее правомочия владельца сертификата ЭП;
— разработайте Положение об электронном документообороте, в котором предусмотритезапрет на передачу ЭП иному лицу с целью соблюдения конфиденциальности (ст. 10 Закона № 63-ФЗ), а также должностные инструкции для владельцев ЭП с учетом требований Приказа Минфина России от 10.11.2015 N 174н «Об утверждении Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной КЭП» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 N 41145)
- Проблема территориальной подсудности
Проблема в том, что субъект коммерческой деятельности в Интернете может не иметь офиса. Единственным его идентифицирующим признаком выступает адрес веб-сайта или веб-сервера. При этом оферент может разместить оферту, находясь в другой стране, а акцептант — отправить акцепт с персонального компьютера, находясь, например, в купе поезда или с борта самолета.
Решение: Через сайт направьте провайдеру заявление с просьбой предоставить сведения об IP‑адресе (уникальном числовом идентификаторе конкретного устройства в составе компьютерной сети) и все подключения пользователя (отправителя ЭД в Ваш адрес). Если провайдер откажется предоставить сведения об IP‑адресе, Вы сможете получить сведения об IP-адресе отправителя,обратившись в территориальное подразделение Управления «К» МВД России, с заявлением о проведении проверки по факту и отправке запроса в адрес провайдера о предоставлении необходимых сведений, сославшись на предоставленное им право в соответствии с п. 4 ч.1 ст.13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», статью 15 Федерального закона от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об ОРД» или путем подачи ходатайства в суд об отправке судебного запроса о предоставлении сведений об IP‑адресе отправителя ЭД (ст.57 ГПК РФ, ст.66 АПК РФ). После получения сведений от провайдера об IP‑адресе отправителя ЭД подписанных ЭП Вы можете подать иск по подсудности или если иск уже подан ходатайствовать перед судом овозврате иска,мотивируя, что дело неподсудно данному суду
- Отсутствие законодательства и критериев, предъявляемым к электронным документам
Законодательство не регламентирует порядок составления, передачи, архивного хранения ЭД. Нет критериев достоверности сведений, содержащихся в электронных документах. В законе не прописана процедура защиты интересов потребителей, заключающих электронные сделки.
Решение: составьте договор о взаимоотношениях сторон в корпоративных информационных системах, опишите все документы и их машинное представление, пропишите процедуру разбора конфликтных ситуаций в случае использования ЭД подписанных ЭП, основываясь на Постановлениях Правительства РФ от 08.06.2011 № 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей технологическое взаимодействие информационных систем. » и от 08.09.2010 № 697 «О системе электронного взаимодействия».
4.Проблематичность представления ЭД, подписанного ЭП, в суд в качестве доказательства
Несмотря на то, что законодатель допускает представление в суд письменных доказательств в виде электронных документов (ст. 41, п. 3 ст. 75, п. 2 ст. 126 АПК РФ), в силу ст. 64 и 75 АПК РФ,доказательства должны быть приобщены к делу, то есть представлены на бумажном носителе.
Решение: нотариальное заверение электронных документов или проведение экспертизы ЭП.
Проведение экспертизы (исследования) ЭП в ЭД необходимо заказать в аккредитованном удостоверяющим центре, в котором сертификат ключа проверки ЭП создан. Удостоверяющий центр подтвердит (или опровергнет) действительность сертификата ключа ЭП на дату подписания ЭД. Есть нюанс: удостоверяющий центр не сможет подтвердить подлинность ЭП, выданной другим удостоверяющим центром. Поэтому если электронный документ удостоверен несколькими ЭП, выданными разными удостоверяющими центрам, в случае спора о содержании электронного документа экспертизу (исследование) необходимо заказать в каждом из таких удостоверяющих центров.
Если же и после обращения в удостоверяющий центр спор разрешить не удалось, то нужно будет обратиться в суд с ходатайством о назначении судебной технико-криминалистической экспертизы подлинности ЭД, подписанного ключом проверки ЭП (ст. 79 ГПК РФ, ст. 82 АПК РФ) для подготовки и предоставления в суд экспертного заключения (или рецензии специалиста) о юридической значимости электронного документа, включающего протокол проверки ЭП, а также всей необходимой информации об электронной подписи, сертификате ключа проверки электронной подписи и его владельце
- Недостатки электронного взаимодействия
Порядок электронного взаимодействия коммерческих структур с банками, ФНС и различными фондами закреплен их ведомственными инструкциями. Вместе с тем работники указанных структур перестраховываются и игнорируют просьбу клиента о блокировке ЭП даже при наличии заявления.
Решение данной проблемы возможно не иначе как в судебном порядке.
Судебный спор
Расскажу Вам о таком судебном споре, когда работником банка проигнорировано письменное заявление клиента о временной блокировке электронной подписи с целью исключения несанкционированного списания средств со счета в системе АС Сбербанк Бизнес Онлайн. В результате чего через пять дней после уведомления денежные средства были списаны со счета истца в пользу третьего лица.
Между Клиентом и Банком заключен договор банковского счета, предмет которого — открытие счета и предоставление клиенту расчетных и кассовых услуг. Весной 2018 года директором Общества было подано заявление о временной блокировке ЭП в системе АС Сбербанк Бизнес Онлайн.
Несмотря на это, через пять банковских дней кредитным учреждением были списаны денежные средства со счета истца в пользу третьего лица. В поле «Назначение платежа» в платежных поручениях указано основание списания платежа: «Оплата по договору №», который фактически не заключался.
Поскольку платежные поручения не оформлялись и не подписывались ключом проверки ЭП, а договор не заключался, Общество подготовило и вручило сотруднику банка заявление о возврате денежных средств, в котором изложило обстоятельства хищения ЭП к клиент-банку АС Сбербанк Бизнес Онлайн, а также логина и пароля для входа в систему, с пояснением о том, что на дату подачи заявления о временной блокировке ключа проверки ЭП о его хищении Общество подозревало, но доказательств не имело. На заявление о возврате денежных средств Банк прислал отказ. Досудебную претензию ответчик проигнорировал. Заинтересованные лица: УМВД, Банк России, Роскомнадзор — рекомендовали обратиться в суд. Истец, полагая, что ответчик должен компенсировать ущерб, обратился с иском в суд.
В суде
Истец настаивал, что списание средств со счета должно осуществляться банком на основании распоряжения клиента, по судебному решению или на основании закона (договора) (ст. 845, 854 ГК РФ). По мнению истца при наличии заявления о блокировке ЭП, банк должен был осуществить дополнительные мероприятия с целью установления волеизъявления клиента на совершение операций по счету. Ответчик иск не признал и пояснил суду, что обращение истца о временной блокировке ЭЦП расценено банком, как намерение временно приостановить предоставление услуг по договору. Суд счел доводы ответчика несостоятельными. Суд пришел к выводу, что истцом доведены сведения до сотрудника банка, принявшего заявление о блокировке счета, надлежащим образом. Ответчик осознавал, что сделал выбор в пользу идентификации поручения клиента и принял на себя риск негативных последствий, которые повлекли совершение действий противных волеизъявлению клиента. Истцом представлены доказательства, подтверждающие нарушение ответчиком принятых обязательств, причинную связь между понесенными истцом убытками и ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств, размеру убытков в результате действий ответчика. Вина ответчика в причинении убытков истцу установлена.
Судебное решение и способы защиты в суде
Суд взыскал с ответчика в пользу истца убытки и проценты согласно за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 ГК РФ.
Приведенный пример из моей судебной практики показывает, что при составлении ЭД, подписанных ЭП, нужно соблюдать следующие рекомендации по заключению и подписанию договоров в электронной форме:
1) Если стороны решили заключить сделку дистанционно без обмена бумажными договорами, подписанными собственноручно, то перед заключением договора целесообразно договориться, что стороны признают юридическую силу за электронным договором, подписываемым аналогом собственноручной подписи (ч. 2 ст.160 ГК РФ, п. 2 ст. 6 Закона № 63-ФЗ).
2) Чтобы не возникало споров при применении простой ЭП, в электронном договоре возможно прописать фразу о том, что стороны достигли соглашения о подписании ЭД путем простой ЭП или просто составить Соглашение о применении простой ЭП при подписании ЭД, которое подписать собственноручно в письменном виде либо усиленной КЭП (ст. 9 Закона № 63-ФЗ).
3) Технически целесообразно использование электронного договора в формате PDF. Данный формат ЭД обеспечивает целостность документа и удобен для архивного хранения.
4) С целью недопущения возможных споров тех лиц, которые хотят видеть в договоре подпись руководителя или требуют копии документов по сделкам, например: сотрудники пенсионного возраста, сомневающиеся контрагенты, ФНС или банки — есть смысл предусмотреть в договоре следующее:
— электронные документы дублировать бумажными;
— ставить оттиск факсимиле подписи руководителя на электронных документах.
В последнем случае при распечатке ЭД на них отображается копия собственноручной подписи руководителя организации, что успокоит сомневающихся лиц.
Если же иск подан, принят судом к производству, то вероятность выигрыша спора увеличится, если Вы представите в материалы дела надлежащие письменные доказательства.
Исходя из сложившейся судебной практики, такими доказательствами могут быть:
1.Соглашение сторон о применении электронного документооборота с использованием ЭП. (Например, Решение Арбитражного суда Омской области от 27.05.2019 по делу № А46‑4990/2019)
2.Скриншоты электронных документов, заверенные нотариусом (например, Постановление Суда по интеллектуальным правам от 09.07.2018 № С01-456/2018 по делу № А40-102329/2017)
3. Подписанные товарные накладные и подтверждение провайдером подлинности ключа ЭП. (Например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2015 № 09АП-21682/2015 по делу № А40-26656/2015)
4. Подтверждение (отчет) провайдера, что при использовании IP-адреса ответчика всеподключения ответчика (отправителяэлектронных документов)идентифицируются в Интернет с IP‑адресом ответчика(переписка, договор, финансовые документы и прочее. (Например, Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.05.2013 по делу № А60-5531/2013)
Список можно продолжать в связи с тем, что законом не установлен перечень допустимых доказательств, на основании которых устанавливается факт нарушения при рассмотрении споровв случае использования ЭД подписанных ЭП(статья 55 ГПК РФ, статья 64 АПК РФ). Поэтому при разрешении вопроса о том, имел ли место такой факт, суд в силу статей 55 и 60 ГПК РФ, статей 64 и 68 АПК РФ вправе принять любые средства доказывания, предусмотренные процессуальным законодательством.И здесь, как понимаете, многое зависит от квалификации Вашего представителя в суде.
Заключение
Фиксация в учредительных документах лиц, имеющих правомочия владельца сертификата ЭП, заключение с этими сотрудниками договоров о материальной ответственности в случае передачи ключа ЭП третьему лицу, обучение этих сотрудников, установка антивирусной лицензионной программы минимизирует риски передачи ЭП третьим лицам и технические риски. Согласование с контрагентами и партнерами признания юридической силы за электронными документами, подписываемыми ЭП, а также осуществление мероприятий по сохранению на почтовых серверах всех электронных документов, предшествующих заключению хозяйственных договоров и подписанных ЭП, способствует выигрышу дела в случае спора хозяйствующих субъектов
Источник