- Тема 7. Защита информации при выполнении электронных платежей
- Оглавление
- 7.1. Общие принципы защиты информации в банках на современном этапе развития компьютерных технологий
- 7.2. Требования к информационной безопасности банка
- 7.3. Методы защиты информации в автоматизированных системах обработки данных
- 7.4. Законодательные акты в области защиты информации
- 7.5. Стандарт защиты информации в области банковских карт
Тема 7. Защита информации при выполнении электронных платежей
Цель
Получить сведения о методах защиты информации, которые применяются в компьютерных системах обработки банковской информации.
Оглавление
7.1. Общие принципы защиты информации в банках на современном этапе развития компьютерных технологий
Со времени своего появления банки неизменно вызывали интерес со стороны преступного мира. И этот интерес был связан не только с хранением в кредитных организациях денежных средств, но и с тем, что в банках сосредоточивалась важная и зачастую секретная информация о финансовой и хозяйственной деятельности многих людей, компаний, организаций и даже целых государств. В настоящее время банковская тайна охраняется законом наряду с государственной тайной.
В связи со всеобщей информатизацией и компьютеризацией банковской деятельности значение информационной безопасности банков многократно возросло. Еще 30 лет назад объектом информационных атак были данные о клиентах банков или о деятельности самого банка. Такие атаки были редкими, круг их заказчиков был очень узок, а ущерб мог быть значительным лишь в особых случаях. В настоящее время в результате повсеместного распространения электронных платежей, пластиковых карт, компьютерных сетей объектом информационных атак стали непосредственно денежные средства как банков, так и их клиентов. Совершить попытку хищения может любой — необходимо лишь наличие компьютера, подключенного к сети Интернет. Причем для этого не требуется физически проникать в банк, можно «работать» и за тысячи километров от него.
Услуги, предоставляемые банками сегодня, в немалой степени основаны на использовании средств электронного взаимодействия банков между собой, банков и их клиентов и торговых партнеров. В настоящее время доступ к услугам банков стал возможен из различных удаленных точек, включая домашние терминалы и служебные компьютеры. Этот факт заставляет отойти от концепции «запертых дверей», которая была характерна для банков 1960-х гг., когда компьютеры использовались в большинстве случаев в пакетном режиме как вспомогательное средство и не имели связи с внешним миром.
Компьютерные системы, без которых не может обойтись ни один современный банк, — источник совершенно новых, ранее неизвестных угроз. Большинство из них обусловлено использованием в банковском деле новых информационных технологий и характерны не только для банков.
Уровень оснащенности средствами автоматизации играет немаловажную роль в деятельности банка и, следовательно, напрямую отражается на его положении и доходах. Усиление конкуренции между банками приводит к необходимости сокращения времени на производство расчетов, увеличения номенклатуры и повышения качества предоставляемых услуг.
Чем меньше времени будут занимать расчеты между банком и клиентами, тем выше станет оборот банка и, следовательно, прибыль. Кроме того, банк более оперативно сможет реагировать на изменение финансовой ситуации. Разнообразие услуг банка (в первую очередь это относится к возможности безналичных расчетов между банком и его клиентами с использованием пластиковых карт) может существенно увеличить число его клиентов и, как следствие, повысить прибыль. В то же время АБС банка становится одним из наиболее уязвимых мест во всей организации, притягивающей злоумышленников как извне, так и из числа сотрудников самого банка. Чтобы обезопасить себя и своих клиентов, большинство банков предпринимают необходимые меры защиты, в числе которых защита АБС занимает одно из наиболее важных мест. Защита АБС банка — дорогостоящее и сложное мероприятие, она требует не только значительных единовременных вложений, но предусматривает затраты на поддержку системы защиты на должном уровне. В среднем банки в настоящий момент для поддержки достаточного уровня защиты тратят более $ 20 млн ежегодно.
Стратегия информационной безопасности банков весьма сильно отличается от аналогичных стратегий других компаний и организаций. Это обусловлено прежде всего специфическим характером угроз, а также публичной деятельностью банков, которые вынуждены делать доступ к счетам достаточно легким с целью удобства для клиентов.
Обычная компания строит свою информационную безопасность, исходя лишь из узкого круга потенциальных угроз — главным образом защита информации от конкурентов (в российских реалиях основной задачей является защита информации от налоговых органов и преступного сообщества с целью уменьшения вероятности неконтролируемого роста налоговых выплат и рэкета). Такая информация интересна лишь узкому кругу заинтересованных лиц и организаций и редко бывает ликвидна, т. е. обращаема в денежную форму.
7.2. Требования к информационной безопасности банка
Информационная безопасность банка должна учитывать следующие специфические факторы:
- Хранимая и обрабатываемая в банковских системах информация представляет собой реальные деньги. На основании информации компьютера могут производится выплаты, открываться кредиты, переводиться значительные суммы. Вполне понятно, что незаконное манипулирование с такой информацией может привести к серьезным убыткам. Эта особенность резко расширяет круг преступников, покушающихся именно на банки (в отличие например от промышленных компаний, внутренняя информация которых мало кому интересна).
- Информация в банковских системах затрагивает интересы большого количества людей и организаций — клиентов банка. Как правило, она конфиденциальна, и банк несет ответственность за обеспечение требуемой степени секретности перед своими клиентами. Естественно, клиенты вправе ожидать, что банк должен заботиться об их интересах, в противном случае он рискует своей репутацией со всеми вытекающими отсюда последствиями.
- Конкурентоспособность банка зависит от того, насколько клиенту удобно работать с банком, а также насколько широк спектр предоставляемых услуг, включая услуги, связанные с удаленным доступом. Поэтому клиент должен иметь возможность быстро и без утомительных процедур распоряжаться своими деньгами. Но такая легкость доступа к деньгам повышает вероятность преступного проникновения в банковские системы.
- Информационная безопасность банка (в отличие от большинства компаний) должна обеспечивать высокую надежность работы компьютерных систем даже в случае нештатных ситуаций, поскольку банк несет ответственность не только за свои средства, но и за деньги клиентов.
- Банк хранит важную информацию о своих клиентах, что расширяет круг потенциальных злоумышленников, заинтересованных в краже или порче такой информации.
Преступления в банковской сфере также имеют свои особенности:
- Многие преступления, совершенные в финансовой сфере, остаются неизвестными для широкой публики в связи с тем, что руководители банков не хотят тревожить своих акционеров, боятся подвергнуть свою организацию новым атакам, опасаются подпортить свою репутацию надежного хранилища средств и, как следствие, потерять клиентов.
- Как правило, злоумышленники используют свои собственные счета, на которые переводятся похищенные суммы. Большинство преступников не знают, как «отмыть» украденные деньги. Умение совершить преступление и умение получить деньги — это не одно и то же.
- Большинство компьютерных преступлений мелкие. Ущерб от них лежит в интервале от $ 10.000 до 50.000.
- Успешные компьютерные преступления, как правило, требуют большого количества банковских операций (до нескольких сотен). Однако крупные суммы могут пересылаться и всего за несколько транзакций.
- Большинство злоумышленников — сотрудники банков низшего звена, клерки. Хотя высший персонал банка также может совершать преступления и нанести банку гораздо больший ущерб — такого рода случаи единичны.
- Компьютерные преступления не всегда высокотехнологичны. Достаточно подделки данных, изменения параметров среды АБС и т. д., а эти действия доступны и обслуживающему персоналу.
- Многие злоумышленники объясняют свои действия тем, что они всего лишь берут в долг у банка с последующим возвратом. Впрочем «возврата», как правило, не происходит.
Специфика защиты автоматизированных систем обработки информации банков (АБС) обусловлена особенностями решаемых ими задач:
- АБС обрабатывают большой поток постоянно поступающих запросов в реальном масштабе времени, каждый из которых не требует для обработки многочисленных ресурсов, но все вместе они могут быть обработаны только высокопроизводительной системой.
- В АБС хранится и обрабатывается конфиденциальная информация, не предназначенная для широкой публики. Ее подделка или утечка могут привести к серьезным (для банка или его клиентов) последствиям. Поэтому АБС обречены оставаться относительно закрытыми, работать под управлением специфического программного обеспечения и уделять большое внимание обеспечению своей безопасности.
- Другой особенностью АБС являются повышенные требования к надежности аппаратного и программного обеспечения. Поэтому большинство современных АБС построены с применением отказоустойчивой архитектуры компьютерной сети, позволяющей осуществлять непрерывную обработку информации даже в условиях различных сбоев и отказов.
Можно выделить два типа задач, решаемых АБС:
- Аналитические. К этому типу относятся задачи планирования, анализа счетов и т. д. Они не являются оперативными и могут требовать для решения длительного времени, а их результаты могут оказать влияние на политику банка в отношении конкретного клиента или проекта. Поэтому подсистема, с помощью которой решаются аналитические задачи, должна быть надежно изолирована от основной системы обработки информации и, кроме того, ввиду возможной ценности результатов их защита должна быть постоянной.
- Оперативные. К этому типу относятся задачи, решаемые в повседневной деятельности, в первую очередь выполнение платежей и корректировка счетов. Именно они и определяют размер и мощность основной системы банка; для их решения обычно требуется гораздо больше ресурсов, чем для аналитических задач. В то же время ценность информации, обрабатываемой при решении таких задач, имеет временный характер. Постепенно ценность информации, например о выполнении какого-либо платежа, становиться неактуальной. Естественно, это зависит от многих факторов, как-то: суммы и времени платежа, номера счета, дополнительных характеристик и т. д. Поэтому обычно бывает достаточно обеспечить защиту платежа именно в момент его осуществления. При этом защита самого процесса обработки и конечных результатов должна быть постоянной.
7.3. Методы защиты информации в автоматизированных системах обработки данных
Под защитой информации в информационных системах (ИС) понимается регулярное использование в них средств и методов, принятие мер и осуществление мероприятий с целью системного обеспечения требуемой надежности хранимой и обрабатываемой информации. Надежность информации — интегральный показатель, характеризующий качество информации с точки зрения физической целостности (отсутствия искажений или уничтожения элементов информации), доверия к информации (уверенности в отсутствии подмены) и безопасности — отсутствия ее несанкционированного получения и копирования.
Компоненты интегральной информационной безопасности:
- организационные меры обеспечения безопасности;
- меры обеспечения физической безопасности: охрана и защита зданий, помещений, компьютеров, перевозимых документов и т. п.
- обеспечение безопасности аппаратных средств: обеспечение надежной работы компьютеров и сетевого оборудования;
- обеспечение безопасности каналов связи: защита каналов связи от внешних воздействий;
- обеспечение безопасности программно-математического обеспечения: защита от вирусов, хакеров, вредоносных программ, ворующих конфиденциальную информацию.
Известно, что 80 % преступлений, связанных с кражей, повреждением или искажением информации, совершается при участии сотрудников фирмы. Поэтому важнейшая задача руководства, отдела кадров и службы безопасности — тщательный подбор сотрудников, распределение полномочий и построение системы допуска к элементам информации, а также контроль дисциплины и поведения сотрудников, создание хорошего морального климата в коллективе.
Организационные средства защиты информации — это специальные организационно-технические и организационно-правовые мероприятия, осуществляемые в процессе создания и эксплуатации системы, имеющие целью обеспечение защиты информации.
Законодательные средства защиты информации определяются как законодательные акты, которые регламентируют порядок использования и обработки информации, ограничения доступа и которые устанавливают ответственность и санкции за нарушение этих правил.
Технические средства делятся на физические (замки, решетки, системы сигнализации и др.) и аппаратные (замки, блокировки, сигнализации и другие устройства, применяемые непосредственно на средствах вычислительной техники и средствах передачи данных). Программные средства защиты информации — это специальные средства защиты информации, встроенные в состав программного обеспечения системы и осуществляющие самостоятельно или в комплексе с другими средствами защиту информации в системе.
Программные средства защиты информации:
- Программные средства идентификации пользователей и определения их полномочий.
- Программные средства идентификации терминалов.
- Программные средства защиты файлов.
- Программные средства защиты ОС, ЭВМ и программ пользователей.
- Вспомогательные программы различного назначения.
Криптографические средства защиты информации — методы специального кодирования, шифрования или иного преобразования информации в результате которого содержимое становится недоступным без предъявления некоторой специальной информации и обратного преобразования. Использование криптографических методов стало особенно актуальным в настоящее время в связи с передачей по открытой сети Интернет больших объемов информации государственного, военного, коммерческого и частного характера. В связи с высокой стоимостью ущерба от потерь, разглашения и искажения информации, хранящейся в базах данных и передаваемой по локальным сетям, в современных ИС рекомендуется хранить и передавать информацию в зашифрованном виде.
Криптографическая система — семейство алгоритмов преобразования открытого текста в шифртекст.
Алфавит — конечное множество используемых для кодирования информации знаков. В качестве примеров алфавитов, используемых в современных информационных системах можно привести следующие:
- алфавит Z33 — 32 буквы русского алфавита и пробел;
- алфавит Z256 — символы, входящие в стандартные коды ASCII;
- бинарный алфавит — Z2 = <0,1>.
Шифрование предполагает преобразование исходного текста Т с использованием ключа К в зашифрованный текст t. Ключ — сменный элемент шифра, который применен для шифрования конкретного сообщения. При шифровании используется понятие «гамма шифра» — это псевдослучайная числовая последовательность, вырабатываемая по заданному алгоритму, для зашифровывания открытых данных и дешифрования шифрограмм.
По характеру использования ключа известные криптосистемы можно разделить на два типа: симметричные (одноключевые, с секретным ключом) и асимметричные (с открытым ключом).
В первом случае в шифраторе отправителя и дешифраторе получателя используется один и тот же ключ. Шифратор образует шифрограмму, которая является функцией открытого текста, конкретный вид функции шифрования определяется секретным ключом. Дешифратор получателя сообщения выполняет обратное преобразование аналогичным образом. Секретный ключ хранится в тайне и передается отправителем сообщения получателю по защищенному каналу, исключающему перехват ключа криптоаналитиком противника.
Шифрование осуществляется методами замены и перестановки. Простейшее, но не поддающееся расшифровке шифрование — с заменой символов текста на случайные символы или числа. При этом длина ключа должна совпадать с длиной текста, что неудобно при больших объемах информации. Ключ используется один раз, потом его уничтожают, поэтому этот метод называют «Шифрование с отрывным блокнотом».
В реальности шифрование производится в двоичном коде с использованием коротких ключей — в международном стандарте DES (Data Encryption Standard), который работает с блоками данных по 64 байта (1998 г.), в ГОСТ 28147 — 89 — 256 байт, что обеспечивает существенно большую криптостойкость. На основании короткого ключа компьютер создает длинный ключ-гамму, используя один из нескольких алгоритмов, изложенных в стандартах шифрования DES или ГОСТ. Алгоритмы создания гаммы — гаммирования — основаны на серии замен и сдвигов, возможно, с использованием шифртекста. Алгоритмы шифрования не секретны, секретны только ключи. Для распространения ключей по сетям общего пользования применяется следующая технология: через курьеров передаются ключи первого ранга, на их основе шифруются и передаются по сетям ключи второго ранга, используемые для шифрования документов.
Наиболее современные системы шифрования используют асимметричные алгоритмы с открытым и секретным ключами, где нет проблемы безопасной транспортировки ключа. К числу таких систем относится алгоритм rsa, названный по именам разработчиков (rivest-shamir-adleman — разработчики этой системы Рональд Ривест, Ади Шамир и Леонард Адлеман, 1977 г.), базирующийся на разложении больших чисел на множители.
В асимметричных криптосистемах (криптосистемах с открытым ключом) в алгоритмах шифрования и дешифрования используются различные ключи, каждый из которых не может быть получен из другого с приемлемыми затратами временных и других ресурсов. Один ключ — открытый — используется для шифрования информации, другой — секретный — для дешифрования, т. е. прочесть сообщение может только тот, кому оно предназначено, например глава фирмы, получающий сообщения от своих многочисленных агентов.
Системы электронной подписи основаны на асимметричном шифровании, но секретный ключ хранится у отправителя сообщений, а открытым ключом, созданным на основе секретного путем математического преобразования, располагают многие. Открытый ключ может быть передан вместе с сообщением. Но в этом случае шифруется не само сообщение, а его хэш-функция, получаемая из сообщения путем его преобразования по определенному алгоритму и занимающая всего несколько байт. Изменение хотя бы одного бита в тексте сообщения приводит к существенному изменению хэш-функции. Получатель сообщения может расшифровать зашифрованную хэш-функцию, переданную вместе с сообщением, создать хэш-функцию полученного сообщения, используя известный алгоритм, и сравнить расшифрованную и воссозданную хэш-функции. Их совпадение гарантирует целостность полученного документа, т. е. отсутствие в нем искажений. Получатель не может внести изменений в полученный документ, т. к. не может зашифровать новую хэш-функцию. Поэтому электронная подпись имеет такую же юридическую силу, как и обычная подпись и печать на бумаге. Секретные и открытые ключи, программы и аппаратура для систем электронной подписи поставляют лицензированные ФСБ фирмы, которые в случае необходимости могут представить в суд копии ключей.
Существует два основных способа защиты: программный и аппаратный. Программный способ защиты данных хорош тем, что при относительно небольшой затрате средств можно получить программу, обеспечивающую требуемую надежность хранения информации. Но программные средства обладают несколькими существенными недостатками, о которых следует знать при выборе данного пути:
- обычно работают медленнее аппаратных;
- любую программу можно вскрыть, это лишь вопрос времени и квалификации специалиста;
- при хищении носителя информации похищается и программа.
Аппаратные средства тоже обладают рядом недостатков: их разработка обходится дороже, прибавляются расходы на производство и обслуживание, аппаратная система более сложна и также требует помимо аппаратной части программное обеспечение.
Но преимущества использования аппаратных средств очевидны:
- быстрая работа без привлечения ресурсов системы;
- проникнуть в программу аппаратного средства без его хищения невозможно;
- не имея аппаратного средства, невозможно расшифровать защищенные данные.
7.4. Законодательные акты в области защиты информации
В России принимаются меры для противодействия информационному оружию и компьютерной преступности. В Госдуме РФ действует депутатская группа «Электронная Россия», проводятся круглые столы по информационной безопасности для разработки соответствующих законов. Приняты Закон РФ «О безопасности», Закон «Об электронной подписи» и «Об информации, информатизации и защите информации», в котором определено, что информация подлежит защите так же, как материальное имущество собственника. Обеспечением безопасной передачи правительственной информации раньше занималось ФАПСИ, сейчас — ФСБ и ФСО, защитой передачи коммерческой информации — фирмы, имеющие лицензию ФСБ. Разработан руководящий документ Гостехкомиссии РФ «Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классификация автоматизированных систем и требований по защите информации» и соответствующие Государственные стандарты:
ГОСТ 28147-89. Системы обработки информации. Защита криптографическая. Алгоритм криптографического преобразования;
ГОСТ Р 34. 10-94. Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процедуры выработки и проверки электронной цифровой подписи на базе асимметричного криптографического алгоритма;
ГОСТ Р 34. 11-94. Информационная технология. Криптографическая защита информации. Функция хэширования;
ГОСТ Р 50739-95. Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Общие технические требования.
С 2004 г. действует новый национальный стандарт безопасности ГОСТ/ИСО МЭК 15408 — 2002. Общие критерии оценки безопасности информационных технологий.
Годом рождения стандарта можно считать 1990-й — именно тогда были начаты работы по созданию стандарта в области оценки безопасности информационных технологий (ИТ) под эгидой Международной организации по стандартизации (ИСО). Этот документ был переведен и взят за основу при разработке ГОСТ/ИСО МЭК 15408 — 2002. Название стандарта сложилось исторически. Работы над ним велись при содействии государственных организаций по стандартизации США, Канады, Великобритании, Франции, Германии и Голландии и преследовали следующие концептуальные цели:
- унификация различных национальных стандартов в области оценки безопасности ИТ;
- повышение уровня доверия к оценке безопасности ИТ;
- сокращение затрат на оценку безопасности ИТ на основе взаимного признания сертификатов.
Российский стандарт представляет собой точный перевод международного стандарта. Он принят постановлением Госстандарта России от 4.04.2002 г. № 133-ст с датой введения в действие 1 января 2004 г. Появление этого ГОСТа отражает не только процесс совершенствования российских стандартов с использованием международного опыта, но и часть правительственной программы по вступлению России в ВТО (как известно, при вступлении в эту организацию в стране-претенденте должны быть унифицированы пошлины, налоги, стандарты на производство, стандарты качества и некоторые стандарты в области информационной безопасности).
В рамках нового стандарта вводятся понятия «угроза» и «профиль».
Профиль защиты — «независимая от реализации совокупность требований безопасности для некоторой категории продуктов или ИТ-систем, отвечающая специфическим запросам потребителя».
Все механизмы защиты, описанные в профиле, называются функциями безопасности объекта (ФБО). В профиль защиты включаются только те функции безопасности, которые должны защищать от угроз и соответствовать политике безопасности.
Предположения безопасности — это описание конкретных условий, в которых будет эксплуатироваться система. Политика безопасности — «одно или несколько правил, процедур, практических приемов или руководящих принципов в области безопасности, которыми руководствуется организация в своей деятельности». В общем случае такой набор правил представляет собой некий функционал программного продукта, который необходим для его использования в конкретной организации.
В соответствии с рекомендациями нового ГОСТа были разработаны отраслевые стандарты.
Один из наиболее сбалансированных и жизнеспособных документов — внутриотраслевой стандарт Банка России по ИБ. Его последняя редакция (2006 г.) свидетельствует о явном намерении Центробанка сменить рекомендательный характер документа на обязательный статус.
7.5. Стандарт защиты информации в области банковских карт
Payment Card Industry Data Security Standard (PCI DSS) — стандарт защиты информации в индустрии платежных карт, разработанный международными платежными системами Visa и MasterCard.
Решение о создании данного единого стандарта было принято международными платежными системами в связи с ростом числа компаний, сообщивших о том, что находившаяся у них конфиденциальная информация о счетах их клиентов была потеряна или украдена.
- повышение защищенности электронных торговых и платежных систем;
- обеспечение безопасной среды для хранения данных держателей карт;
- сокращение несогласованности в требованиях к обеспечению безопасности в индустрии платежных карт;
- модернизация и рационализация бизнес-процессов и снижение издержек.
Требования стандарта PCI DSS распространяются на все компании, работающие с международными платежными системами Visa и MasterCard. В зависимости от количества обрабатываемых транзакций каждой компании присваивается определенный уровень с соответствующим набором требований, которые они должны выполнять. В рамках требований стандарта предусматриваются ежегодные аудиторские проверки компаний, а также ежеквартальные сканирования сетей.
Стандарт PCI Data Security Standard с сентября 2006 г. введен международной платежной системой VISA на территории региона CEMEA как обязательный, соответственно его действие распространяется и на Россию. Поэтому поставщики услуг (процессинговые центры, платежные шлюзы, Интернет-провайдеры), работающие напрямую с VisaNet, должны пройти процедуру аудита на соответствие требованиям Стандарта. В противном случае VISA будет применять к компаниям определенные штрафные санкции.
Источник