- Технологии защиты информации в компании
- Базовые элементы информационной безопасности
- Разновидности угроз информационной безопасности
- Угрозы доступности
- Угрозы целостности
- Базовые угрозы конфиденциальности
- Методы защиты информации
- Инструменты организационно-правовой защиты
- Инструменты инженерно-технической защиты
- Криптографические инструменты защиты
- Программно-аппаратные инструменты для защиты сведений
- Нормативные правовые акты, организационно-распорядительные документы, нормативные и методические документы и подготовленные проекты документов по технической защите информации
- Приказ ФСТЭК России от 31 августа 2010 г. N 489
- ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ
- ПРИКАЗ
- от 31 августа 2010 года N 489
- ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ, СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
- ТРЕБОВАНИЯ
- О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ, СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
Технологии защиты информации в компании
Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Информационная безопасность (ИБ) – это защищенность данных от негативных воздействий, которые могут нанести урон. Для обеспечения ИБ применяются методы защиты информации.
Вопрос: Как отразить в учете организации (пользователя) приобретение неисключительных прав на использование программы для ЭВМ (средств криптографической защиты информации) на условиях простой (неисключительной) лицензии? Лицензионный договор с лицензиаром (правообладателем) заключен в виде договора присоединения.
Посмотреть ответ
Базовые элементы информационной безопасности
Рассмотрим основные составляющие информационной безопасности:
- Доступность. Предполагает доступ субъектов к необходимой информации. Под субъектами понимаются компании, которые имеют право на доступ к соответствующим данным.
- Целостность. Сведения должны быть защищены от незаконного видоизменения, порчи.
- Конфиденциальность. Предполагает защищенность от несанкционированного доступа к данным.
Категории относятся как к самой информации, так и к инфраструктуре, с помощью которой хранятся сведения.
Разновидности угроз информационной безопасности
Угроза – это то, что может нанести урон ИБ. Ситуация, предполагающая угрозу, называется атакой. Лицо, которое наносит атаку ИБ, – это злоумышленник. Также существуют потенциальные злоумышленники. Это лица, от которых может исходить угроза.
Угрозы доступности
Частая угроза доступности – это непредумышленные ошибки лиц, работающих с информационной системой. К примеру, это может быть введение неверных данных, системные ошибки. Случайные действия сотрудников могут привести к потенциальной угрозе. То есть из-за них формируются уязвимые места, привлекательные для злоумышленников. Это наиболее распространенная угроза информационной безопасности. Методами защиты являются автоматизация и административный контроль.
Рассмотрим подробнее источники угроз доступности:
- Нежелание обучаться работе с информационными системами.
- Отсутствие у сотрудника необходимой подготовки.
- Отсутствие техподдержки, что приводит к сложностям с работой.
- Умышленное или неумышленное нарушение правил работы.
- Выход поддерживающей инфраструктуры из обычного режима (к этому может привести, к примеру, превышение числа запросов).
- Ошибки при переконфигурировании.
- Отказ ПО.
- Нанесение вреда различным частям инфраструктуры (к примеру, проводам, ПК).
Большая часть угроз относится к самим сведениям. Однако вред может быть также нанесен инфраструктуре. К примеру, это могут быть сбои в работе связи, систем кондиционирования, нанесение вреда помещениям.
Угрозы целостности
Центральная угроза целостности – это воровство и подлоги. Возникают они вследствие действий сотрудников компании. Согласно данным издания USA Today, в 1992 году вследствие рассматриваемых причин был нанесен совокупный ущерб в размере 882 000 000 долларов. Рассмотрим примеры источников угроз:
- Ввод неправильных данных.
- Изменение сведений.
- Подделка заголовка.
- Подделка всего текста письма.
- Отказ от исполненных действий.
- Дублирование информации.
- Внесение дополнительных сведений.
Внимание! Угроза нарушения целостности касается и данных, и самих программ.
Базовые угрозы конфиденциальности
Базовая угроза конфиденциальности – это использование паролей злоумышленниками. Благодаря знанию паролей заинтересованные лица могут получить доступ к конфиденциальным сведениям. Источники угрозы конфиденциальности:
- Использование многоразовых паролей с сохранением их на источниках, к которым могут получить доступ злоумышленники.
- Использование одних и тех же паролей в различных системах.
- Размещение информации в среде, которая не обеспечивает конфиденциальность.
- Использование злоумышленниками технических средств. К примеру, прослушивающие устройства, специальные программы, фиксирующие введенный пароль.
- Выставки, на которых презентуется оборудование с конфиденциальными сведениями.
- Хранение сведений на резервных носителях.
- Распространение информации по множеству источников, что приводит к перехвату сведений.
- Оставление ноутбуков без присмотра.
- Злоупотребление полномочиями (возможно при обслуживании инфраструктуры системным администратором).
Суть угрозы конфиденциальности кроется в том, что злоумышленник получает доступ к данным в момент наибольшей их неуязвимости.
Методы защиты информации
Методы защиты, как правило, используются в совокупности.
Инструменты организационно-правовой защиты
Основным инструментом организационно-правовой защиты являются различные организационные мероприятия, осуществляемые в процессе формирования инфраструктуры, с помощью которой хранится информация. Данные инструменты применяются на этапе возведения зданий, их ремонта, проектирования систем. К инструментам организационно-правовой защиты относятся международные договоры, различные официальные стандарты.
Инструменты инженерно-технической защиты
Инженерно-технические средства – это различные объекты, обеспечивающие безопасность. Их наличие обязательно нужно предусмотреть при строительстве здания, аренде помещения. Инженерно-технические инструменты обеспечивают такие преимущества, как:
- Защита помещения компании от действий злоумышленников.
- Защита хранилищ информации от действий заинтересованных лиц.
- Защита от удаленного видеонаблюдения, прослушивания.
- Предотвращение перехвата сведений.
- Создание доступа сотрудников в помещение компании.
- Контроль над деятельностью сотрудников.
- Контроль над перемещением работников на территории компании.
- Защита от пожаров.
- Превентивные меры против последствий стихийных бедствий, катаклизмов.
Все это – базовые меры безопасности. Они не обеспечат полную конфиденциальность, однако без них невозможна полноценная защита.
Криптографические инструменты защиты
Шифрование – базовый метод защиты. При хранении сведений в компьютере используется шифрование. Если данные передаются на другое устройство, применяются шифрованные каналы. Криптография – это направление, в рамках которого используется шифрование. Криптография используется в следующих целях:
- Защита конфиденциальности сведений, которые передаются по открытым каналам.
- Возможность подтверждения подлинности сведений, которые передаются по различным каналам.
- Обеспечение конфиденциальности сведений в том случае, если они размещены на открытых носителях.
- Сохранение целостности данных при их передаче и хранении.
- Подтверждение отправки сообщения с информацией.
- Защита ПО от несанкционированного применения и копирования.
КСТАТИ! Криптография – это более продвинутый метод обеспечения защиты сведений.
Программно-аппаратные инструменты для защиты сведений
Программно-аппаратные инструменты включены в состав технических средств. К примеру, это могут быть:
- Инструменты для ввода сведений, нужных для идентификации (идентификация по отпечаткам пальцев, магнитные и пластиковые карты доступа).
- Инструменты для шифрования данных.
- Оборудование, предупреждающее несанкционированное использование систем (к примеру, электронные звонки, блокираторы).
- Инструменты для уничтожения сведений на носителях.
- Сигнализация, срабатывающая при попытках несанкционированных манипуляций.
В качестве этих инструментов могут выбираться разные программы. Предназначаются они для идентификации пользователей, ограничения доступа, шифрования. Для полноценной защиты применяются и аппаратные, и программные инструменты. Комплекс мер обеспечивает наивысшую степень защиты. Однако руководитель должен помнить, что добиться стопроцентной защиты невозможно. Всегда остаются слабые места, которые нужно выявлять.
Источник
Нормативные правовые акты, организационно-распорядительные документы, нормативные и методические документы и подготовленные проекты документов по технической защите информации
Приказ ФСТЭК России от 31 августа 2010 г. N 489
177 КБ | 20833 | |
92 КБ | 5921 |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 октября 2010 г. N 18704
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ
ПРИКАЗ
от 31 августа 2010 года N 489
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ, СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 424 приказываем:
Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2573.
1. Утвердить прилагаемые Требования о защите информации, содержащейся в информационных системах общего пользования.
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на руководителя Научно-технической службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации и первого заместителя директора Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.
Федеральной службы безопасности
и экспортному контролю
к Приказу ФСБ России, ФСТЭК России
от 31 августа 2010 г. N 489
ТРЕБОВАНИЯ
О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ, СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
1. Настоящие Требования распространяются на федеральные государственные информационные системы, созданные или используемые в целях реализации полномочий федеральных органов исполнительной власти и содержащие сведения о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, обязательные для размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, определяемые Правительством Российской Федерации (далее — информационные системы общего пользования), и являются обязательными для операторов информационных систем общего пользования при разработке и эксплуатации информационных систем общего пользования.
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. N 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5832).
2. Информационные системы общего пользования должны обеспечивать:
сохранность и неизменность обрабатываемой информации при попытках несанкционированных или случайных воздействий на нее в процессе обработки или хранения (далее — целостность информации);
беспрепятственный доступ пользователей к содержащейся в информационной системе общего пользования информации (далее — доступность информации);
защиту от действий пользователей в отношении информации, не предусмотренных правилами пользования информационной системой общего пользования, приводящих в том числе к уничтожению, модификации и блокированию информации (далее — неправомерные действия).
3. Информационные системы общего пользования включают в себя средства вычислительной техники, информационно-вычислительные комплексы и сети, средства и системы передачи, приема и обработки информации, средства изготовления, тиражирования документов и другие технические средства обработки речевой, графической, видео- и буквенно-цифровой информации, программные средства (операционные системы, системы управления базами данных и т.п.), средства защиты информации, применяемые в информационных системах.
4. Информация, содержащаяся в информационной системе общего пользования, является общедоступной.
5. Информационные системы общего пользования в зависимости от значимости содержащейся в них информации и требований к ее защите разделяются на два класса.
5.1. К I классу относятся информационные системы общего пользования Правительства Российской Федерации и иные информационные системы общего пользования в случае, если нарушение целостности и доступности информации, содержащейся в них, может привести к возникновению угроз безопасности Российской Федерации. Отнесение информационных систем общего пользования к I классу проводится по решению руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти.
5.2. Ко II классу относятся информационные системы общего пользования, не указанные в подпункте 5.1 настоящего пункта.
6. Защита информации, содержащейся в информационных системах общего пользования, достигается путем исключения неправомерных действий в отношении указанной информации.
7. Методы и способы защиты информации в информационных системах общего пользования определяются оператором информационной системы общего пользования и должны соответствовать настоящим Требованиям.
Достаточность принятых мер по защите информации в информационных системах общего пользования оценивается при проведении мероприятий по созданию данных систем, а также в ходе мероприятий по контролю за их функционированием.
8. Работы по защите информации в информационных системах общего пользования являются неотъемлемой частью работ по созданию данных систем.
9. Размещение информационных систем общего пользования, специальное оборудование и охрана помещений, в которых находятся технические средства, организация режима обеспечения безопасности в этих помещениях должны обеспечивать сохранность носителей информации и средств защиты информации, а также исключать возможность неконтролируемого проникновения или пребывания в этих помещениях посторонних лиц.
10. Защиту информации в информационных системах общего пользования обеспечивает оператор информационной системы общего пользования.
11. В информационных системах общего пользования должны быть обеспечены:
поддержание целостности и доступности информации;
предупреждение возможных неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;
проведение мероприятий, направленных на предотвращение неправомерных действий в отношении информации;
своевременное обнаружение фактов неправомерных действий в отношении информации;
недопущение воздействия на технические средства информационной системы общего пользования, в результате которого может быть нарушено их функционирование;
возможность оперативного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие неправомерных действий;
проведение мероприятий по постоянному контролю за обеспечением их защищенности;
возможность записи и хранения сетевого трафика.
12. Мероприятия по обеспечению защиты информации в информационных системах общего пользования включают в себя:
определение угроз безопасности информации, формирование на их основе модели угроз;
разработку на основе модели угроз системы защиты информации, обеспечивающей нейтрализацию предполагаемых угроз с использованием методов и способов защиты информации, предусмотренных для соответствующего класса информационных систем общего пользования;
проверку готовности средств защиты информации к использованию с составлением заключений о возможности их эксплуатации;
установку и ввод в эксплуатацию средств защиты информации в соответствии с эксплуатационной и технической документацией;
обучение лиц, использующих средства защиты информации, применяемые в информационной системе общего пользования, правилам работы с ними;
учет применяемых средств защиты информации, эксплуатационной и технической документации к ним;
контроль за соблюдением условий использования средств защиты информации, предусмотренных эксплуатационной и технической документацией;
проведение разбирательств и составление заключений по фактам несоблюдения условий использования средств защиты информации, которые могут привести к нарушению безопасности информации или другим нарушениям, снижающим уровень защищенности информационной системы общего пользования, разработку и принятие мер по предотвращению возможных опасных последствий подобных нарушений;
описание системы их защиты.
13. Для разработки и осуществления мероприятий по защите информации в информационных системах общего пользования оператором информационной системы общего пользования назначается структурное подразделение или должностное лицо (работник), ответственные за обеспечение защиты информации.
14. Запросы пользователей на получение информации, содержащейся в информационных системах общего пользования, а также факты предоставления информации по этим запросам регистрируются автоматизированными средствами информационных систем общего пользования в электронном журнале обращений. Содержание электронного журнала обращений периодически проверяется соответствующими должностными лицами (работниками) оператора информационной системы общего пользования.
15. При обнаружении нарушений порядка доступа к информации оператор информационной системы общего пользования организует работы по выявлению причин нарушений и устранению этих причин в установленном порядке. Подсистема информационной безопасности должна обеспечивать восстановление информации в информационной системе общего пользования, модифицированной или уничтоженной вследствие неправомерных действий в отношении такой информации. Время восстановления процесса предоставления информации пользователям не должно превышать 8 часов.
16. Реализация требований по обеспечению защиты информации в средствах защиты информации возлагается на их разработчиков.
17. При создании и эксплуатации информационных систем общего пользования должны выполняться следующие требования по защите информации:
17.1. В информационных системах общего пользования I класса:
использование средств защиты информации от неправомерных действий, в том числе средств криптографической защиты информации (электронной цифровой подписи, при этом средства электронной цифровой подписи обязательно должны применяться к публикуемому информационному наполнению), сертифицированных ФСБ России;
использование средств обнаружения вредоносного программного обеспечения, в том числе антивирусных средств, сертифицированных ФСБ России;
использование средств контроля доступа к информации, в том числе средств обнаружения компьютерных атак, сертифицированных ФСБ России;
использование средств фильтрации и блокирования сетевого трафика, в том числе средств межсетевого экранирования, сертифицированных ФСБ России;
осуществление локализации и ликвидации неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;
осуществление записи и хранения сетевого трафика при обращении к государственным информационным ресурсам за десять и более последних дней и предоставление доступа к записям по запросам уполномоченных государственных органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность;
обеспечение защиты от воздействий на технические и программные средства информационных систем общего пользования, в результате которых нарушается их функционирование, и несанкционированного доступа к помещениям, в которых находятся данные средства, с использованием технических средств охраны, в том числе систем видеонаблюдения, предотвращающих проникновение в помещения посторонних лиц;
осуществление регистрации действий обслуживающего персонала и пользователей;
обеспечение резервирования технических и программных средств, дублирования носителей и массивов информации;
использование сертифицированных в установленном порядке систем обеспечения гарантированного электропитания (источников бесперебойного питания);
осуществление мониторинга их защищенности уполномоченным подразделением ФСБ России;
введение в эксплуатацию только после направления оператором информационной системы общего пользования в ФСБ России уведомления о готовности ввода информационной системы общего пользования в эксплуатацию и ее соответствии настоящим Требованиям.
17.2. В информационных системах общего пользования II класса:
использование средств защиты информации от неправомерных действий, сертифицированных ФСБ России и (или) ФСТЭК России с учетом их компетенции, в том числе средств криптографической защиты информации (электронной цифровой подписи, при этом средства электронной цифровой подписи должны применяться к публикуемому информационному наполнению);
использование средств обнаружения вредоносного программного обеспечения, в том числе антивирусных средств, сертифицированных ФСБ России и (или) ФСТЭК России с учетом их компетенции;
использование средств контроля доступа к информации, в том числе средств обнаружения компьютерных атак, сертифицированных ФСБ России и (или) ФСТЭК России с учетом их компетенции;
использование средств фильтрации и блокирования сетевого трафика, в том числе средств межсетевого экранирования, сертифицированных ФСБ России и (или) ФСТЭК России с учетом их компетенции;
осуществление локализации и ликвидации неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;
осуществление записи и хранения сетевого трафика при обращении к государственным информационным ресурсам за последние сутки и более и предоставление доступа к записям по запросам уполномоченных государственных органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность;
обеспечение защиты от воздействий на технические и программные средства информационных систем общего пользования, в результате которых нарушается их функционирование, и несанкционированного доступа к помещениям, в которых находятся данные средства;
осуществление регистрации действий обслуживающего персонала;
обеспечение частичного резервирования технических средств и дублирования массивов информации;
использование систем обеспечения гарантированного электропитания (источников бесперебойного питания);
осуществление мониторинга их защищенности уполномоченным подразделением ФСБ России;
введение в эксплуатацию только после направления оператором информационной системы общего пользования в ФСТЭК России уведомления о готовности ввода информационной системы общего пользования в эксплуатацию и ее соответствии настоящим Требованиям.
Источник