- Особенности защиты прав предпринимателей
- Федеральный закон №294 как механизм защиты прав предпринимателей
- Плановая проверка
- Внеплановая проверка
- Категории риска и освобождение от плановых проверок
- Льготные условия проверок в сфере малого предпринимательства
- Уполномоченные по правам предпринимателей
- Формы и способы защиты прав и интересов хозяйствующих субъектов
Особенности защиты прав предпринимателей
Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Предприниматели, как частные лица, так и организации, часто сталкиваются с необходимостью защиты своих прав, оценки действий контролирующих органов и поиска решений, возникающих в этой сфере проблем.
Основным документом, регулирующим правоотношения предпринимателя и органов контроля, является ФЗ №294 от 26-12-08 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля…». Этот закон применяется в 2018 году в обновленной редакции. Важный инструмент защиты прав в сфере бизнеса – структура уполномоченных по правам предпринимателей Российской Федерации. Деятельность ее опирается на положения ФЗ №78 от 7-05-13 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ».
Федеральный закон №294 как механизм защиты прав предпринимателей
Закон устанавливает правила, по которым проводятся проверки фирм государственными органами, характер этих проверок, сроки, виды и методы проведения. Любое нарушение указанного в законе регламента может рассматриваться как нарушение прав предпринимателя и способно послужить основанием для отмены результатов проверки.
По умолчанию если категория не присвоена, то она имеет низший показатель.
Статья 3 устанавливает принципы защиты предпринимателей при осуществлении государственными органами своих контролирующих функций:
- уведомительный характер начала работы для предпринимателя;
- запрет требовать от предпринимателя для начала его деятельности получения документов и разрешений, не предусмотренных законом;
- признание объектов контроля изначально добросовестными исполнителями законодательных норм;
- открытость законодательной информации и ее доступность;
- проверки только в рамках полномочий того или иного органа или его представителя;
- запрет на проверки различными органами контроля исполнения одних и тех же законодательных норм;
- ответственность перед законом контрольных органов за нарушения при осуществлении своих функций.
Проверки юридических лиц и ИП полностью бесплатны для них и финансируются из бюджета. Функции и права контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, строго разграничены в соответствии с законом. Согласно ФЗ №294 применяются указанные ниже виды проверок.
Плановая проверка
Общий план проверок выложен на сайте Генпрокуратуры РФ. Руководствуясь этой информацией, можно определить, планируется ли проверка со стороны какой-либо госструктуры в отношении организации или ИП в текущем году. У предпринимателей есть возможность устранить недочеты и ошибки вовремя и избежать санкций по результатам проверки.
Проводится не чаще одного раза в 3 года, но в отношении учреждений образования, а также здравоохранения и некоторых других. Проверки могут проводиться и чаще (ст. 9, п. 2 и 9 вышеуказанного ФЗ). Привилегиями наделены такие контролирующие структуры, как:
- органы пожарного надзора;
- органы санитарно-эпидемиологического надзора;
- лицензирующие органы.
Полный перечень видов деятельности – исключений из общего правила и сроков проверки содержит Постановление Правительства №944 от 23-11-09 г. Сроки могут варьироваться и в связи с присвоенным классом риска, опасности (ст. 9 п. 9.3 ФЗ). О проведении плановой проверки предпринимателя должны предупредить за 3 рабочих дня (ст. 9-12 ФЗ).
Внеплановая проверка
Проводится согласно ст. 10 ФЗ в строго определенных случаях:
- Организации или индивидуальному предпринимателю ранее было выдано предписание исправить недостатки в работе. По истечении установленного срока проводится проверка вне плана.
- Обращение предпринимателя в уполномоченные органы за лицензией или разрешением на определенные виды деятельности.
- В соответствующие органы поступила информация о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью людей, объектам культурного наследия, экспонатам музеев, животным, растениям, окружающей среде, государственной безопасности. Либо в случае чрезвычайных происшествий природного, техногенного свойства.
- Нарушены права потребителей или правила маркировки товаров.
- Существует обоснованное распоряжение прокуратуры для проведения проверки.
- Проверка соответствия присвоенных организации или ИП индикаторов риска характеру их деятельности.
Если имеет место внеплановая выездная проверка, предприниматель должен быть предупрежден не позже чем за сутки до ее проведения (ст. 10-16 ФЗ). Анонимная информация не рассматривается как основание для проверки (ст. 10-3 ФЗ).
На заметку! Потребителю в случае нарушений его прав следует в первую очередь обращаться по месту нарушения. Дальнейшее рассмотрение жалоб контролирующими органами возможно лишь в случае, если вопрос не был решен на месте (ст. 10 ФЗ, ч. 2 п. 2-в).
Обе проверки могут проводиться как в документальной форме, так и в выездной. На официальный запрос о предоставлении документов при документальной проверке нужно ответить в течение 10 рабочих дней. (ст. 11-4,5 ФЗ).
Особый вид проверки – контрольная закупка, т.е. совершение сделки с целью выявления возможных нарушений предпринимателем действующего законодательства по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Это внеплановая проверка, она регулируется ст. 16.1 ФЗ.
На заметку! Максимально установленный срок любой проверки – 20 рабочих дней (ст. 13-1 ФЗ). Только в исключительных случаях, требующих тщательной экспертной работы, продлевается по решению руководства проверяющего органа (ст. 13-3 ФЗ).
Категории риска и освобождение от плановых проверок
Статьей 8.1 ФЗ №294 закреплен так называемый риск-ориентированный подход. Смысл его заключается в следующем: количество проверок контролирующих органов, их характер, периодичность, напрямую зависят от степени предполагаемого вреда, который может нанести субъект предпринимательства, если не будет соблюдать те или иные законодательные нормы. Критерии классификации по этому признаку устанавливаются Правительством, а контролирующие органы присваивают определенный признак фирме или ИП.
Предприниматель может обратиться с заявлением о пересмотре присвоенной ему категории (ст. 8.1-6 ФЗ). Правительственное Постановление №806 от 17-08-16 г. утверждает виды контроля, которым может подвергаться фирма или ИП: земельный, пожарный надзор, жилищный, строительный, в области защиты прав потребителей и др. Всего видов контроля 39. Проверки органами, не включенными в список, противозаконны.
Утверждаются 6 категорий риска и 6 категорий опасности.
Такие юридические лица или индивидуальные предприниматели освобождены от плановых проверок.
Если риск высок (чрезвычайно высок) или значителен, а категория опасности присвоена 1-3, сведения о таком предпринимателе обязательно публикуются на официальном сайте органа, осуществляющего контроль (надзор).
Льготные условия проверок в сфере малого предпринимательства
Проверки малых предприятий до окончания 2018 года находятся под запретом (ст. 26.1 ФЗ №294, ст. 4 ФЗ №209 от 25-12-08 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»).
Если предприниматель не допускал грубых нарушений законодательства, не лишался лицензии, его деятельность не приостанавливалась контролирующими органами по причине нарушений, он не был дисквалифицирован, то и проверка его деятельности вплоть до 31-12-18 г. будет незаконной.
Уполномоченные по правам предпринимателей
Уполномоченный назначается Президентом РФ, и сам может назначать помощников в регионах. Омбудсмену вменяется в обязанность рассмотрение жалоб предпринимателей на действия контролирующих органов. Отказать в принятии жалобы он может лишь в трех случаях: если существует угроза разглашения гос.тайны, если текст обращения нет возможности прочесть либо по обозначенному в нем вопросу уже давались разъяснения раньше.
Решение о принятии жалобы в работу или отказе должно быть принято течение 13 дней. Для осуществления своих функций уполномоченный обладает широкими возможностями в соответствии с законом: от участия в выездных проверках, до обращения в суд.
Источник
Формы и способы защиты прав и интересов хозяйствующих субъектов
Понятие надлежащего исполнения обязательств
Обязательство — это относительное правоотношение, опосредующее товарное перемещение материальных благ, в котором одно лицо (должник) по требованию другого лица (кредитора) обязано совершить действия по предоставлению ему определенных материальных благ.
Обязательства заключаются для того, чтобы привести к определенному результату. Содержание обязательства составляет совершение определенных действий либо воздержание от действий. Действия , которые подлежат исполнению, различны и зависят от конкретного содержания обязательственного отношения. осуществление действий подчиняется общим правилам. Общие правила исполнения обязательства именуются принципами исполнения обязательств.
Действующее гражданское законодательство предусматривает 2 принципа исполнения обязательств : принцип надлежащего исполнения и принцип реального исполнения.
Принцип надлежащего исполнения, предусмотренный ст. 309 ГК, устанавливает, что “обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно применяемыми требованиями”. Принцип надлежащего исполнения предполагает, что обязательство должно быть исполнено надлежащими субъектами, в надлежащем месте, в надлежащее время, надлежащим предметом и надлежащим образом.
Оба принципа имеют диспозитивный характер, поскольку нормы, в которых они воплощены, предоставляют сторонам право сформулировать правила иные, чем установленные законом. Так, в ст. 309 ГК предусмотрено, что стороны прежде всего должны руководствоваться условиями обязательства, определяемыми сторонами, и сущностью самого обязательства, а также требованиями закона и иных правовых актов. Роль общих принципов исполнения обязательств проявляется в тех случаях, когда стороны не устанавливают специальных правил исполнения, которые, разумеется, указанным принципам не должны противоречить.
Понятие и виды внедоговорных обязательств
Обязательство — это относительное правоотношение, опосредующее товарное перемещение материальных благ, в котором одно лицо (должник) по требованию другого лица (кредитора) обязано совершить действия по предоставлению ему определенных материальных благ.
В зависимости от основания возникновения все обязателства делятся на 2 типа :
Договорные обязательства возникают на основе заключения договора, а внедоговорные обязательства предполагают в качестве своего основания другие юридические факты. Значение разграничения всех обязательств на 2 типа состоит в том, что содержание договорных обязательств определяется не только законом, но и соглашением лиц, участвующих в обязательстве. Содержание же внедоговорных обязательств зависит только от закона или закона и воли одной из сторон в обязательстве.
Внутри внедоговорных обязательств можно выделить 2 группы :
-обязательства из односторонних сделок. В этих случаях субъект гражданского права путем одностороннего волеизъявления либо распоряжается своим субъективным правом, либо возлагает на себя субъективную обязанность, наделяя тем самым другую сторону в обязательственном правоотношении соответствующим субъективным правом (# публичное обещание награды).
Входящие в одну и ту же группу обязательства характеризуются экономической общностью, предопределяющей и общность их правового регулирования.
Вещно-правовые способы защиты прав хозяйствующих субъектов
Право на защиту является элементом-правомочием, входящим в содержание всякого субъективного гражданского права. Поэтому субъективное право на защиту — это юридически закрепленная возможность управомоченного лица использовать меры правоохранительного характера с целью восстановления нарушенного прав и пресечения действий, нарушающих право.
Содержание права на защиту, т.е. возможности управомоченного субъекта в процессе его осуществления, определяется комплексом норм гражданского материального и процессуального права, устанавливающих
а) само содержание правоохранительной меры
б) основания ее применения
в) круг субъектов, уполномоченных на ее применение
г) процессуальный и процедурный порядок ее применения
д) материально-правовые и процессуальные права субъектов, по отношению к которым применяется данная мера.
Перечень способов защиты прав хоз. субъектов в ст. 12 ГК:
восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения
признания необходимой сделки недействительной и применения последствий недействительности ничтожной сделки
признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления
присуждения к исполнению обязанности в натуре
компенсация морального вреда
прекращения или изменения правоотношения
неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону
иными способами, предусмотренными законом.
Сама закрепленная или санкционированная законом правоохранительная мера, посредством которой производится устранение нарушения права и воздействие на правонарушителя , называется в науке гражданского права способом защиты гражданского права.
Формы и способы защиты прав и интересов хозяйствующих субъектов
— Присуждения исполнения обязанности в натуре
— Возмещение убытков, неустойка, компенсация морального труда
— Неприменения судом акта гос. органа не противоречащего закону и др.
Классификация способов защиты:
Фактич. действия уполномоченных субъектов, носящие признаки самозащиты гражданских прав
Меры воздействия на нарушения прав
Меры правоохранит. хар-ра ,применяемых компетентн.
органами к нарушителю прав.
Самозащита прав – это:
(1) совершение уполномоченным лицом не защищенным законом действий фактич. Порядка, направленных на охрану личных и имуществ. Прав + совершение действий в состоянии необходимой обороны и условиях крайней необходимости. Недопустимо использование мер охраны имущества опасных для жизни и здоровья окружения, наносящих вред нравственным устоям общества и основам правопорядка
(2) Юридические средства правоохранительного х-ра, которые применяются к нарушителю прав непосредственно уполномоченным лицом, как стороной хоз.правоотношений без обращений за защитой права к компетентным гос органам (односторонний отказ от нарушенного другой стороны договора, удержание имущества )
Отличие (2) от (1) в том , что (2) носит юридич. хар-тер,а (1) – фактич.
способы защиты прав,кот.реализуютися в юридикционной форме т.е. в судебном или административном порядке
3.1 . Меры превентивного или предупредит. хар-ра
3.2. Меры регулятивного хар-ра
3.1. имеют целью предупреждение правонарушений, т.е. возможного нарушения права. Может быть реализовано при запрещении деятельности создающей опасность в причинении вреда в будущем.
Признание права и установление факта, имеющего юридич. значение.
Признание недейств.акта гос. органа или органа самоуправл.
(3,2) применяются компетентн. гос. органами, когда гражданско –правовые споры и сами стороны не всостоянии урегулировать конфликт
Данные меры не связаны с применением санкций, поэтому их не относят к мерам ответственности. Это меры направл. на устранение разногласий между участниками правоотношений., меры направл. на восстановл. имущественной сферы потерпевшей стороны ( виндикационный иск — об истребовании имущества из чужого незаконного владения, Негаторный иск – об устранении нарушения не связанного с нарушением владений, двусторонняя реституция )
Меры ,направленные на обеспечение реального исполнения.
Обязанности должникам в принудит. порядке ( пример – принуждение исполнить обязат. в натуре и др. )
Защита вещных прав
Гражданско-правовая защита вещных прав — это совокупность мер, которые применяются к нарушителям отношений., оформляемых с помощью гражданских прав.
При непосредств. нарушении права собственности или иного вещного права используются вещно правовая защита с помощью абсолютных исков, т.е. исков., применяемых к любым нарушителям вещного права.
Виндикационный – это иск невладеющего вещью собственника незаконно владеющего ею несобственнику.
Истцом явл. либо собственник , либо другой титул. владелец. Ответчик – незаконный владелец, фактически обладающий вещью на момент предъявления требования.
Объект виндикации – индивидуальная определенная вещь.
2 вида незаконного владения
1 – добросовестное – фактич. владелец не знает и не должен знать о незаконности своего владения.
2 – недобросовестное – фактич. владелец знает или должен знать об отсутствии унего прав на имущество.
Субъект негаторного иска – это собственник или титулованный владелец , кот. сохраняет вещь в своем владении , но испытывает проблемы в ее использовании.
Объект – устранение длящегося правонарушения, сохраняющегося к моменту нарушения иска. Требование
Может быть предъявлено в любое время пока сохраняется
Правонарушение – ст. 146 ГК – трактовка гражданских прав и свобод.
Выражается в установлении временных пределов для защиты нарушенного права в суде.
Общий срок исковой давности – три года.
Все нормы об исковой давности носят императивный хар-тер, т.е. немогут быть изменены соглашением сторон – ст.195 ГК
Требования о защите исков права принимаются судом независимо от срока исковой давности – ст.199 ГК
Исковая давность может применяться только по требованию стороны в споре. Ст.208 ГК определяет требования на которые исковая давность не распрстраняется.
Срок исков давности
Специальный – ст.181, сроки больше или меньше 3 лет
( 1 год – ст.725 ГК и 797 ГК
Перечень обстоятельств приостановления течения срока исковой давности – ст.202 ГК.
Источник