Право. 11 класс
Конспект урока
Урок №16. Экологическое право
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
1. Каковы экологические права граждан?
2. На каких принципах основано экологическое право?
3. Какие способы защиты окружающей среды предусматривает закон?
Глоссарий по теме:
Экологическое право – совокупность юридических норм, предназначенных для регулирования поведения людей по отношению к окружающей природной среде.
Природоохранные нормы – юридические правила об охране окружающей среды.
Природоресурсные нормы – юридические правила об использовании природных ресурсов – земли, недр, воды, воздуха, животного мира.
Экологические правонарушения – виновные противоправные поступки, нарушающие природоохранное законодательство и причиняющие вред окружающей среде и здоровью человека.
Экоцид – массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы,
Ключевые слова: Экологическое право; природоохранные нормы; природоресурсные нормы; экологические правоотношения; экологический контроль; экологическая экспертиза; экологические правонарушения; экологическая ответственность.
Основная литература по теме урока:
Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.2/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 248с. – (Инновационная школа), стр.107-119.
На уроке мы узнаем, каковы экологические права граждан
Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ касающихся вопросов экологического права.
Сможем раскрывать сущность основных понятий.
Основное содержание урока.
Экологическое право является комплексной отраслью в системе российского права. Она включает в себя ряд самостоятельных отраслей права:
- земельное;
- водное;
- горное;
- воздухоохранительное;
- лесное;
- фаунистическое.
Под экологическим правом понимается совокупность основанных на эколого-правовых идеях норм, регулирующих общественные отношения собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, и конкретных правоотношений в данных сферах.
Относительного охраны окружающей среды принципы отрасли экологического права определены в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды». К ним относятся:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
- ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
- независимость государственного экологического надзора;
- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- сохранение биологического разнообразия;
- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
- некоторые другие принципы.
Экологические права и обязанности граждан — это установленные нормативными правовыми актами возможности или ограничения, определяющие меру допустимого поведения индивида при взаимодействии с окружающей средой.
Право на благоприятную окружающую среду – одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иных условий его жизни.
Каждый гражданин имеет право на:
- благоприятную окружающую среду;
- защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;
- достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
- возмещение вреда окружающей среде.
- создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
- направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране
В соответствии с нормативными предписаниями Федерального закона «Об охране окружающей среды» граждане обязаны:
- сохранять природу и окружающую среду;
- бережно относиться к природе и природным богатствам;
- соблюдать иные требования законодательства.
Экологическое правонарушение – это противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое право-дееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или создающее реальную угрозу причинения такого вреда, либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.
Глава 26 УК РФ включает в себя нормы об ответственности за следующие экологические преступления:
- нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);
- нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);
- нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами и токсинами (ст. 248);
- нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249);
- загрязнение вод (ст. 250);
- загрязнение атмосферы (ст. 251);
- загрязнение морской среды (ст. 252);
- нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253);
- порчу земли (ст. 254);
- нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);
- незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256);
- нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 257);
- незаконную охоту (ст. 258);
- уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259);
- незаконную рубку лесных насаждений (ст. 260);
- уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261);
нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов
Природный объект – это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохраняющие свои природные свойства.
Природные ресурсы более узкое понятие с природными объектами это компоненты природной среды, природный объект и природный антропогенный объект, который использовался или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.
Природный комплекс – это комплекс функционально и естественно связывающих между собой природных объектов, объединённых географическими и иными соответствующими признаками. К ним относятся: — особо охраняемые природные территории, — морская среда, — экологически неблагополучные территории, — континентальные шельф.
Разбор типового тренировочного задания
Прочитайте суждения. Впишите правильные слова в клетки.
2. охота (а также промышленное рыболовство, любительская рыбная ловля, вырубка леса, сбор растений и т. д.), нарушающая законодательство об охране окружающей среды.
3. участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс, а охота запрещена.
1. массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастроф
Разбор типового контрольного задания
Соотнесите природные объекты, ресурсы и комплексы.
Источник
Защита экологических прав
Экологические права граждан принадлежат к естественным и неотчуждаемым правам, которые возникают с момента рождения человека и прекращаются с его смертью. Они определяют поведение человека в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности. В настоящей статье рассматриваются особенности защиты экологических прав граждан.
Виды экологических прав
Экологические права – тип естественных человеческих прав, обладающих неотчуждаемым характером. Законодательством определяется мера определенной свободы и гражданское поведение в области использования, сохранности природы и обеспечения экологических норм по безопасности.
Разделение экологических прав обуславливает наличие прав общих и специальных. Формулировка общих прав приведена в Конституции РФ. Права специального вида установлены законодательством, регулирующим использование и охрану обособленных природных объектов.
К основополагающим конституционным экологическим правам относятся:
- право на благоприятное состояние природной среды;
- право на достоверную информацию о состоянии природы;
- право на компенсацию вреда, нанесенного здоровью или имуществу индивида экологическими правонарушениями.
Защита экологических прав
Нормы российского права гарантируют гражданину защиту его экологических прав. В целях защиты личных экологических прав индивиды могут:
- организовывать общественные союзы по охране окружающей среды;
- обращаться в органы государственной власти РФ для получения достоверных сведений о состоянии природной среды;
- участвовать в митингах, демонстрациях, референдумах и иных мероприятиях, касающихся охраны природы;
- вносить предложения о проведении экологических экспертиз;
- подавать в государственные органы жалобы относительно охраны природы и состояния окружающей среды;
- обращаться с иском в суд о компенсации экологического вреда
- реализовывать иные права, предусмотренные законодательством.
Что касается защиты экологических прав со стороны государства, то в ст. 13 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определена правовая система соответствующих мер:
- Органы государственной власти РФ любого уровня должны гарантировать соблюдение и реализацию их прав в области охраны окружающей среды;
- При размещении объектов, деятельность которых способна причинить вред окружающей среде, решение о размещении принимается при учете мнения населения или итогов референдума.
- Должностные лица, препятствующие гражданам и организациям в реализации их экологических прав привлекаются к ответственности.
Защита экологических прав граждан и организацией обеспечивается также и возложением на них определенных обязанностей. Они обязаны сохранять окружающую среду, относиться бережно к природе в целом и соблюдать законодательство в данной области.
Способы защиты экологических прав
Согласно ст. 45 Конституции РФ граждане могут защищать свои права и свободы любыми способами, не запрещенные законодательством РФ.
Лицо, чьи права нарушены может отстаивать интересы сам (самозащита) либо обратиться в государственные органы за защитой (государственная защита).
Таким образом, защита экологических прав представляет собой деятельность не только физических и юридических лиц, но и государственных органов, органов местного самоуправления, так как защита прав и свобод человека является первостепенной обязанностью государства.
Способы защиты экологических прав:
- судебный контроль за работой администрации (общие суды компетентны рассматривать административные споры);
- административный (внутриведомственный и надведомственный) контроль и надзор, который осуществляется в пределах самой исполнительной власти;
- приема и рассмотрение обращений (заявлений и жалоб) органами исполнительной власти;
- прокурорский надзор за законностью деятельности структур исполнительной власти (министерств и ведомств) и органов местного самоуправления;
- контроль, предусмотренный законодательством, со стороны представительных органов власти за аппаратом управления, но в обязательном порядке в соответствии с системой «сдержек и противовесов».
Административный порядок защиты прав граждан регламентируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Гражданам гарантируется право на обращение с жалобой в государственные органы или органы местного самоуправления касательно нарушенных экологических прав, включая жалобы на незаконные действия/бездействия государственных структур, которые повлекли данные нарушения. Поданная жалоба рассматривается в течении 30 дней с момента регистрации, на которую законодатель отводит 3 дня. Государственный орган/орган местного самоуправления обязан
- всесторонне и объективно изучить обращение,
- при необходимости запросить материалы и документы в соответствующих государственных структурах,
- принять меры о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
- дать письменный ответ по существу поставленных вопросов в обращении;
- уведомить гражданина о направлении обращения в другой государственный орган/орган местного самоуправления, компетентный рассмотреть и решить данный вопрос.
Если гражданин получил отказ в удовлетворении жалобы в административном порядке либо не получил ответа по истечении срока, предусмотренного законодательством, он имеет право обратиться в суд.
Судебный порядок рассмотрения административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 г. N 21-ФЗ.
В данном законе регламентируется оспаривание нормативно — правовых актов, решений, а также действий/бездействий государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.
Суд рассматривает жалобу, если она обоснована, то он признает действие или решение, повлекшее нарушение прав гражданина, незаконным, восстанавливает нарушенные права и свободы, отменяет примененные к нему ранее меры ответственности.
Суд может вынести решение о возмещении убытков, морального вреда, нанесенных гражданину незаконными действиями (решениями), а также предоставлением недостоверной информации.
Источник