Способы защиты экологических прав граждан курсовая

Содержание
  1. Экологическое право. Охрана окружающей среды
  2. Земельный кодекс РФ
  3. Закон РФ о недрах
  4. Лесной кодекс РФ
  5. Водный кодекс РФ
  6. Федеральный Закон о животном мире
  7. Закон РФ об охране атмосферного воздуха
  8. Ответственность за экологические правонарушения
  9. Курсовая работа: Экологические права граждан
  10. 3.1. Защита экологических прав в сфере деятельности
  11. органов исполнительной власти ………………………………… 14
  12. 3.2. Защита экологических прав граждан в
  13. Конституционном Суде РФ ……………………………………… 16
  14. 3.3. Защита экологических прав Уполномоченным по
  15. правам человека в Российской Федерации …………………. 17
  16. 3.4. Защита экологических прав и Европейский суд по
  17. правам человека …………………………………………………. 18
  18. ВВЕДЕНИЕ
  19. 3.1. Защита экологических прав в сфере деятельности
  20. органов исполнительной власти
  21. 3.2. Защита экологических прав граждан в
  22. Конституционном Суде РФ
  23. 3.3. Защита экологических прав Уполномоченным по
  24. правам человека в Российской Федерации
  25. 3.4. Защита экологических прав и
  26. Европейский суд по правам человека
  27. Заключение
  28. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Экологическое право. Охрана окружающей среды

Все в природе находится в невидимых нашему глазу экологических связях. Воздействие на любой из объектов природы неизменно отразится на другом или даже других объектах. Деятельность человека прямо или косвенно влияет на окружающую среду. И если эта деятельность непродуман на, влияние будет вредным. Так, вырубка лесов вблизи водоемов ведет к их обмелению; осушение болот (нужная в целом деятельность) нарушает режим почвенной влаги соседних земель и ведет к гибели некоторых видов почвенной фауны. Словом, каждое действие, связанное со вторжением в природные связи, должно быть безопасно для них.

Экокризис, как особая ситуация, вызывает потребность в особом нормативно-правовом регулировании проблем охраны окружающей среды обитания. Эти проблемы изучает наука экология.

Экология — это наука о взаимоотношении живых организмов с окружающей средой. Первоначально экология была предметом изучения биологов. Однако постепенно смысл этого термина расширялся, и сегодня он охватывает преимущественно социальные аспекты взаимоотношения общества с окружающей средой. Поэтому право, регулирующее общественные отношения, вызывающие отрицательное воздействие на окружающую среду, называется экологическим правом.

Экологическое право — самостоятельная комплексная отрасль российского права, направленная на регулирование общественных отношений, которые складываются между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения, улучшения, восстановления и эффективного использования и охраны природных объектов в целях сохранения окружающей природной среды. Речь идет об объектах, составляющих среду обитания человека и обеспечивающих условия его жизнедеятельности и состояние здоровья.

Какие законодательные акты охватываются понятием «экологическое право«? Пока оно не представляет собой целостности, как в других отраслях. Нормы экологического права содержатся во многих источниках права, в том числе относящихся и к разным отраслям законодательства.

Прежде всего, это Конституция РФ. Она закрепила основные принципы экологического регулирования. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42, Конституции РФ), и каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58, Конституции РФ). Природные объекты используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9. Конституции РФ).

Статья 16 Конституции Республики Татарстан закрепляет, что «Республика Татарстан обеспечивает сохранность земли, недр, вод, лесов, растительного и животного мира, принимает меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и улучшению состояния окружающей среды на основе платного природопользования». Вред, нанесенный хозяйственной деятельностью окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, подлежит размещению в соответствии с законодательством Республики Татарстан. Деятельность землевладельцев и землепользователей, других природопользователей, нарушающих законодательство Республики Татарстан, приостанавливается ее государственными органами. Физические и юридические лица, виновные в нарушении законодательства об охране окружающей среды, привлекаются к ответственности в соответствии с законом.

Основной нормативно-правовой акт, специально направленный на эколого-правовое регулирование отношений в природной сфере — это Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ. Он содержит 84 статьи и представляет собой комплексный нормативный акт, регулирующий все природоохранительные отношения, не выделяя при этом их отдельные объекты. Закон — первая попытка комплексного объединения эколого-правовых норм, содержащихся в различных разрозненных нормативно-правовых актах.

Основная идея закона — правовое обеспечение научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов, которое осуществляется тремя группами норм:

  • закрепляющими нормативы качества окружающей природной среды;
  • закрепляющими экологические требования к хозяйственной и иной деятельности;
  • определяющими механизм исполнения этих требований.

Рассмотрим и другие правовые акты, направленные на эколого-правовое регулирование.

Земельный кодекс РФ

Земельный кодекс РФ — содержит ряд нормативно-правовых предписаний, имеющих экологический характер: правовое обеспечение экологического благополучия на земельных участках; обязанность производить экологически чистую продукцию; не допускать в почвах повышенную концентрацию вредных химических, бактериальных, паразитно-бактериальных и радиоактивных веществ.

Закон РФ о недрах

Закон РФ о недрах предусматривает систему эколого-правового регулирования отношений, вызывающих отрицательное воздействие недропользования на окружающую среду. Так, при определении границ горного отвода должны учитываться зоны влияния работ, связанных с использованием недр (подходные и эксплуатационные горные выработки, охранные целики и др). Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения охраны окружающей природной среды. При полной или частичной ликвидации подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды и т. п.

Лесной кодекс РФ

Лесной кодекс РФ предусматривает такие мероприятия, как сбережение, охрану и защиту лесов; сохранение биологического разнообразия; отнесение тех или иных видов лесов к группам и категориям исходя из их природоохранных, экологических и социальных функций и местоположения; установление порядка ведения лесного хозяйства в зависимости от группы и категории защитности лесов; определение обязанности исключать или ограничивать отрицательное воздействие пользования лесным фондом на состояние других природных объектов и т. п.

Чтобы было понятно, рассмотрим пример. Лесохозяйствеиные мероприятия осуществляются при условии сохранения благоприятной среды обитания диких животных. Тем самым интересы лесопользователей при всей их хозяйственной самостоятельности (закон запрещает вмешиваться в деятельность организации под страхом материальной ответственности) гармонично должен уживаться с интересами сохранности среды обитания животных (дикой фауны).

Водный кодекс РФ

Водный кодекс РФ содержит в себе такие эколого-правовые нормы, как: возможность ограничения или запрещения пользования отдельными водными объектами и их частями в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья населения; установление лимитов водопользования в целях предотвращения истощения водных объектов; обязанность водопользователей не допускать условий ухудшения водной и околоводной флоры и фауны; лицензирование водопользования и возможность пересмотра условий лицензии в случае ухудшения экологической и санитарной обстановки в водном бассейне; устанавливает платность водопользования, право собственности граждан и юридических лиц на замкнутые водоемы; разрешает некоторые сделки по приобретению права водопользования и др.

Федеральный Закон о животном мире

Федеральный Закон о животном мире предполагает сохранение видового многообразия животных в состоянии естественной свободы: охрану среды обитания, условий размножения и путей миграции животного мира; возможность использования полезных свойств жизнедеятельности животных (без изъятия их из природной среды, если законом не предусмотрено иное); запрет самовольного перевода животных в новые места их акклиматизации и скрещивания, поскольку это может внести нарушение в баланс природной среды, и т. п.

Закон РФ об охране атмосферного воздуха

Закон РФ об охране атмосферного воздуха предусматривает введение нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и уровней физических воздействий на атмосферу; установление разрешительного порядка выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; борьбу с производственными и иными шумами путем внедрения малошумных технологий, улучшения конструкций дорог и коммуникаций; расположение на отдаленном расстоянии от населенных пунктов сооружений и оборудования, представляющих собой источники шума, и т. п.

Помимо специальных законов, действующее российское законодательство содержит в себе массив общих нормативных актов, в которых имеются эколого-правовые нормы. Так, в Законах «Об инвестиционной деятельности» и «Об иностранных инвестициях» установлены запреты инвестирования объектов, представляющих экологическую опасность, и т.п.

Поскольку практически любая деятельность человека оказывает воздействие на окружающую природную среду, правовое регулирование всех общественных отношений должно быть максимально экологизировано. Так, проектирование строительства тех или иных объектов, могущих нанести вред окружающей среде, должно проходить обязательную предварительную экологическую экспертизу; не могут регистрироваться в качестве изобретений разработанные автором технические решения задачи, если внедрение их экологически опасно; не могут внедряться в промышленность и в гражданский оборот средства производства и товары, дающие экологически грязную продукцию и отрицательные экологические последствия.

Экологический кризис — мировое бедствие, от которого государствам не отделиться никакими «китайскими стенами», а поэтому в эколого-правовом регулировании действует приоритет международно-правовых норм.

Ответственность за экологические правонарушения

Ответственность за экологические правонарушения — обязанность конкретного лица претерпеть определенные в законе лишения личного или материального характера за совершенное экологическое правонарушение. Оно может быть экологическим проступком или экологическим преступлением. За совершение проступка должностные лица и граждане могут нести дисциплинарную, административную либо гражданско-правовую, за преступления — уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации — административную и гражданско-правовую ответственность.

Дисциплинарная ответственность может наступать за экологические правонарушения, совершенные работниками в процессе исполнения ими своих трудовых обязанностей. При этом следует иметь в виду, что она налагается лишь за нарушение тех экологических правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения применяется администрацией предприятия, на котором работает правонарушитель, или кооператива, членом которого он состоит.

Административная ответственность за экологические правонарушения частично закреплена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).

Уголовную ответственность несут должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений. Они довольно многочисленны и предусмотрены 26-й главой Уголовного кодекса РФ. Уголовная ответственность предусмотрена, например, за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, за загрязнение вод, атмосферы, морской среды, за порчу земли, за нарушение правил охраны и использования недр, за незаконную добычу водных животных и растений, за нарушение правил охраны рыбных запасов, за незаконную охоту, за уничтожение или повреждение лесов и другие преступления.

Существует и гражданско-правовая ответственность. В Законе РФ «Об охране окружающей среды» говорится об обязанности и порядке полного возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности окружающей природной среде (ст. 77); о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды (ст. 79). Предприятия, учреждения, организации и граждане вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу людей, народному хозяйству и окружающей природной среде.

Важная роль в решении природоохранных задач принадлежит правоохранительным органам. Так, например, в России созданы и действуют природоохранные прокуратуры. Одни из них работают на определенной территории, например, Татарстанская природоохранная межрайонная прокуратура осуществляет надзор за исполнением экологического законодательства во всей республике. Другие природоохранные прокуратуры созданы для более эффективного исполнения законов на определенном экологическом объекте. Так, создана Волжская межрегиональная экологическая прокуратура, расположенная в Твери. Она осуществляет надзор за исполнением природоохранного законодательства по реке Волге, тем самым как бы охраняя великую реку от правонарушений, наносящих ей непоправимый вред. Структурное подразделение этой прокуратуры действует и в нашей республике, так как Волга протекает через всю ее территорию. Называется она Казанская межрайонная экологическая прокуратура. Обе эти прокуратуры взаимодействуют.

Читайте также:  Какие способы тепловой обработки продукции можно осуществлять с помощью поля свч

Многое делают для предупреждения и пресечения экологических правонарушений органы внутренних дел.

Специальные государственные органы осуществляют контроль за соблюдением правил охраны природы. Например, органы Государственной лесной охраны оберегают леса, проверяют соблюдение в лесах правил пожарной безопасности. Имеются также органы охраны водных ресурсов, рыбоохраны и др. За проступки, посягающие на природные богатства, эти органы налагают такие административные взыскания, как штраф, конфискация орудий незаконного лова рыбы или незаконной охоты, лишение охотничьего билета и др.

Охрана природы и рациональное использование ее богатств — важнейшая государственная задача.

Лучшие адвокаты нашего бюро «Сайфутдинов и партнеры» оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.

Если Вам нужна консультация адвоката по вопросам экологического права в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru

Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Источник

Курсовая работа: Экологические права граждан

Учебная дисциплина – Экологическое право

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН»

1. Понятие и виды экологических прав человека ……………….. 5

2. Правовое регулирование экологических прав человека

по российскому законодательству ………………………………. 8

3. Защита экологических прав граждан в судебном и

административном порядке ………………………………………. 13

3.1. Защита экологических прав в сфере деятельности

органов исполнительной власти ………………………………… 14

3.2. Защита экологических прав граждан в

Конституционном Суде РФ ……………………………………… 16

3.3. Защита экологических прав Уполномоченным по

правам человека в Российской Федерации …………………. 17

3.4. Защита экологических прав и Европейский суд по

правам человека …………………………………………………. 18

4. Роль общественных объединений в защите

экологических прав граждан ……………………………………. 20

Список использованных источников ……………………………….. 24

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос об экологических правах индивида является центральным в современном праве окружаю­щей среды России. При этом имеются в виду не антропоцентристские концепции охраны окружающей среды, основанные на идее решения экологических задач в интересах человека, а собственно право каждого на благоприятную окружающую среду , реализация которого будет отвечать не только экологическим интересам чело­века, но и, что самое важное, сохранению и восстановлению благо­приятного состояния окружающей среды. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью[1] .

Но любые права должны быть закреплены и защищены законом. Таким законом в нашей стране является Федеральный закон от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды». Этот нормативный акт содержит перечень экологических прав граждан и определяет порядок их регулирования в Российской Федерации.

Означает ли, что с принятием нового нормативно-правового акта все экологические проблемы в стране будут решены, и все экологические права соблюдены? Безусловно, нет. Потребуется детальная оценка применимости каждой статьи, глубокая проработка механизмов практической реализации закона. Все это обусловливает необходимость проведения фундаментальных исследований в данной предметной области.

Целью курсовой работы является теоретическое обобщение основных положений в области регулирования экологических прав граждан.

Данная цель достигается решением следующих задач :

-систематизация понятийного аппарата и группирование экологических прав человека по видам;

-раскрытие основных подходов к правовому регулированию экологических прав граждан в соответствии с российским законодательством;

-анализ особенностей осуществления защиты экологических прав граждан в судебном и административном порядке;

-оценка роли общественности в защите экологических прав граждан.

1. Понятие и виды экологических

Под экологическими правами человека понимаются признан­ные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспе­чивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой [2] .

По уровню правового регулирования эти права подразделяются на основные и иные права в области окружающей среды.

Основные права часто называются конституционными и фунда­ментальными. В Российской Федерации они закреплены Консти­туцией, а также международно-правовыми документами по пра­вам человека, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. К междуна­родным документам относятся, в частности, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейская социальная хартия (1961 г.).

Так, основными конституционными являются право частной собственности на землю (ст. 36), право каждого на благоприятную окружающую среду , достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба , причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Прямое отношение к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), а также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и др. Перечень прав дается в гл. 2 Конституции РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основные экологи­ческие права относятся к категории неотчуждаемых, естественных прав человека. Квалифицируя их как неотчуждаемые, Конститу­ция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения чело­века таких прав. Они являются правами субъективными и естест­венными, поскольку природа наделяет ими человека в момент рож­дения.

К категории иных экологических прав человека относятся права в области природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. Примерами разно­видности таких прав являются право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды , право граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданст­ва, проживающих на территории Российской Федерации, на ра­диационную безопасность, право граждан на пребывание в лесах и др.

Выделение в предлагаемой классификации категории «иные экологических прав» вовсе не означает, что они юридически менее значимы, чем основные. Эти права также подлежат государствен­ному обеспечению и защите.

Наряду с представленной выше классификацией, экологичес­кие права могут быть подразделены также по видам регулируемых ими интересов или сторон деятельности. Как в Российской Консти­туции, так и в Международных пактах по правам человека выделя­ются гражданские (личные) права; политические права; культур­ные права; социальные и экономические права. Очевидно, что как самостоятельные по содержанию экологические права, так и юри­дически значимые экологические интересы граждан проявляются в большей или меньшей степени в каждом из названных видов прав[3] .

Так, гражданские (личные) права определяют защищенность человека, его здоровья и имущества от какого-либо незаконного вмешательства (к примеру, от вредного воздействия окружающей среды).

Политические права граждан выражают возможности индиви­да на участие в осуществлении государственной власти (посредст­вом проведения референдума по вопросам охраны окружающей среды, участия в процессе подготовки и принятия экологически значимых решений и др.), установления контроля за властью (путем судебного обжалования решений и действий государствен­ных органов и должностных лиц, а также их бездействия, наруша­ющих экологические права граждан).

Культурные права позволяют обеспечивать рост уровня эколо­гической культуры человека.

Социальные и экономические права призваны обеспечить чело­веку достойный жизненный уровень с учетом экологических ха­рактеристик, право на труд в экологически безопасных условиях, защиту здоровья от вредного воздействия загрязненной окружаю­щей среды, право на экологическое образование.

С учетом важности экологических интересов для человека, об­щества и государства, уровня развития экологических прав чело­века они должны быть выделены в качестве самостоятельной раз­новидности прав.

2. Правовое регулирование экологических прав человека по российскому

Признание и регулирование экологических прав граж­дан – одна из наиболее существенных новаций развивающегося российского законодательства. Поэтому особенно важно то, что эта разновидность прав признана Конституцией России (ст.ст. 36, 37, 41, 42),

К решению вопросов в сфере взаимодействия общества и приро­ды вполне могут быть применимы также некоторые другие консти­туционные права – свободно искать, получать, передавать, произ­водить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29), на объединение для защиты своих интересов (ст. 30), соби­раться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демон­страции, шествия и пикетирование (ст. 31), обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Гарантируя государственную защиту прав и свобод челове­ка и гражданина в России, Конституция предусматривает в то же время, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).

Конституция РФ развивает и конкретизирует экологические права граждан, закрепленные в международных документах в об­ласти охраны окружающей среды. Конституционное право каждо­го на благоприятную окружающую среду – одно из фундаменталь­ных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с под­держанием нормальных экологических, экономических и эстети­ческих условий его жизни. Лишь немногие, преимущественно новые конституции зарубежных государств в разных формах за­крепляют право своих граждан на благоприятную окружающую среду.

Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» не только закрепил право граждан на охрану здоровья от неблагопри­ятного воздействия окружающей природной среды, но и предус­мотрел ряд важных полномочий граждан, способствующих обеспе­чению его защиты. В частности, он предоставил гражданам право :

а) создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

б) направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

в) принимать участие в собраниях, пикетированиях, демонстрациях, шествиях и митингах, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и иных не противоречащих законодательству РФ акциях;

г) выдвигать предложения о проведении экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

д) оказывать содействие органам государственной власти РФ в решении вопросов охраны окружающей среды;

е) обращаться в органы государственной власти с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды;

ж) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

з) осуществлять другие предусмотренные законом права[4] .

Ряд существенных прав граждан в области охраны окружаю­щей среды установлен иными законодательными актами России . Так, по Федеральному Закону РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право:

-на благоприятную среду обитания (включая окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или исполь­зуемую продукцию народного хозяйства), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на орга­низм человека настоящего и будущих поколений;

-на своевременное возмещение в полном объеме ущерба от вреда, причиненного их здоровью в результате нарушений санитарных правил, повлекших за собой возникновение мас­совых инфекционных и (или) неинфекционных заболеваний и отравлений людей, а также профессиональных заболева­ний;

-при обращении на предприятия и в организации – на полу­чение от них в пределах их компетенции полных и достовер­ных сведений:

а) о состоянии среды обитания и здоровья на­селения, эпидемиологической обстановке, действующих са­нитарных правилах;

б) о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпиде­миологического благополучия и их резуль­татах;

в) о качестве выпускаемых товаров народного потреб­ления, в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воды;

-непосредственно или через своего представителя, или через общест­венные объединения участвовать в разработке, обсуж­дении и принятии органами государственной власти и управ­ления реше­ний, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологиче­ского благополучия населения[5] .

С учетом высокой социальной и экологической опасности ра­диационного загрязнения окружающей среды Федеральным зако­ном «О радиационной безо­пасности населения» также установлен ряд прав граждан. Согласно ст. 22 этого Закона, граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, про­живающие на территории Российской Федерации, имеют право на радиацион­ную безопас­ность. Граждане и общественные объединения имеют также право на получение объективной информации от организации, осущест­вляющей дея­тельность с использованием источников ионизирую­щего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиаци­онной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиаци­онной безопасности (ст. 23). Представителям общест­венных объ­единений предоставлено право доступа в организацию, осущест­в­ляющую деятельность с использованием источников ионизирую­щего излуче­ния, в порядке и на условиях, установленных законо­дательством Российской Федерации (ст. 24).Согласно ст. 26, граж­дане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причинен­ных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх уста­новленных данным Федеральным законом основных пределов доз, в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации. А в случае радиацион­ной аварии граждане имеют право на возмеще­ние вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмеще­ние причиненных им убытков в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации.

Законом «О защите прав потребителей» (в редакции Федераль­ного за­кона от 9 января 1996 г.) установлено право потребителей на просвещение в об­ласти защиты прав потребителей (ст. 3). Это право обеспечивается посредством включения соответствующих требова­ний в государственные образовательные стандарты и общеобразо­вательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приоб­рести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Закон устанавливает другое важное экологически значимое право потребителя – на без­опасность товара (работы, услуги) (ст. 7). Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работ, услуга) при обычных условиях его ис­пользования, хранения, транспортировки и утилизации был без­опасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред его имуществу.

В системе экологических прав граждан можно выделить права на природопользование, т.е. на использование природных ресурсов для удовлетворения разнообразных потребностей человека – эко­номических, оздоровительных, рекреационных, эстетических, на­учных, культурных. Права граждан на природопользование регу­лируются природоресурсными актами законодательстваЗе­мельным, Водным, Лесным кодексами, законами «О недрах», «О животном мире» и др .

3. Защита экологических прав граждан

в судебном и административном порядке

В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент Рос­сии является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Содействовать реализации главой государства его конституци­онных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина призвана Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Как совещательный и консультативный орган при Президенте Комиссия осуществляет свою деятельность на основа­нии Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18 ок­тября 1996 г.

Однако статус Комиссии не высок. Она не является даже само­стоятельной структурой в системе органов Президента РФ, а вклю­чена в структуру Управления по работе с обращениями граждан.

Таким образом, в действующем государственно-правовом меха­низме пока отсутствует механизм последовательной реализации полномочий Президента РФ как гаранта экологических прав чело­века.

ВКонституции РФ предусмотрена система юридических га­рантий экологических прав граждан. В частности, определяются юридические процедуры, в рамках которых может осуществлять­ся охрана таких прав:

-судебная защита прав и свобод;

-право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуп­равления, общественных объединений и должностных лиц;

-право на получение квалифицированной юридической по­мощи;

-право на возмещение государством вреда, причиненного не­законными действиями (или бездействием) органов государ­ственной власти или их должностными лицами;

-право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосу­дарственные средства правовой защиты[6] .

Гарантируя судебную защиту прав и свобод человека и гражда­нина, Конституция РФ устанавливает, что каждый вправе защи­щать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). При этом важно, что могут быть обжалованы в суд не только неконституционные, противоречащие экологическим правам граждан решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объеди­нений и должностных лиц, но и бездействие этих органов и лиц (ст. 26).

3.1. Защита экологических прав в сфере деятельности

органов исполнительной власти

Весьма актуальный вопрос о конкретных способах и средствах защиты прав и законных интересов граждан государственными органами исполнительной власти приобретает особую значимость и остроту в условиях, когда реализация гражданином экологических прав зачастую зависит от усмотрения администрации, а от­дельные должностные лица, чинящие произвол в этой сфере, не несут за это ответственности. К таким средствам и способам защи­ты относятся:

а) судебный контроль за деятельностью администрации (имеют­ся в виду полномочия общих судов по рассмотрению администра­тивных споров, а также возможная организация административ­ной юстиции);

б) административный (внутриведомственный и надведомственный) контроль и надзор, осуществляемый в рамках самой испол­нительной власти. Сюда следует отнести и президентский кон­троль за деятельностью подчиненной ему системы государствен­ных органов;

в) организация приема и рассмотрения обращений (заявлений и жалоб) в органы исполнительной власти;

г) прокурорский надзор (общий надзор прокуратуры) за закон­ностью деятельности отдельных структур исполнительной власти (министерств и ведомств), а также за органами местного самоуп­равления;

д) контроль со стороны представительных органов власти за аппаратом управления в рамках, определенных законом, и с уче­том принципа разделения властей.

Административный способ обжалования решений и действий, нарушающих экологические права граждан, регулируется Зако­ном РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995 г.).

Закон предоставляет истцу возможность выбора органа, в кото­рый он может обратиться для обеспечения защиты нарушенного экологического права. Он может обратиться либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государст­венному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, должностному лицу. Вышестоя­щие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны в соответствии с Законом рассмотреть жалобу в ме­сячный срок. Если в удовлетворении жалобы гражданину отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Закон определяет также сроки обращения с жалобой в суд. Если решения или действия, нарушающие экологические права гражда­нина, были обжалованы им в административном порядке, срок подачи жалобы в суд – один месяц со дня получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения или должностного лица в удовлетворении жалобы; если же граждани­ном не был получен письменный ответ на жалобу, то срок обраще­ния в суд наступает по истечении месячного срока после подачи жалобы. Если же гражданин избирает непосредственно судебный порядок защиты своих прав, для обращения с жалобой установлен срок три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нару­шении его прав и закон наделяет суд правом восстановления про­пущенного по уважительной причине срока подачи жалобы. Ува­жительной причиной считаются любые обстоятельства, затруд­нившие получение информации об обжалованных действиях (ре­шениях) и их последствиях.

Рассмотрев жалобу, суд выносит решение. Если жалоба обосно­ванна, он признает обжалуемое действие или решение, приведшее к нарушению прав гражданина, незаконным, обязывает удовле­творить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

3.2. Защита экологических прав граждан в

Конституционном Суде РФ

Важная роль в механизме защиты экологических прав граждан принадлежит Конституционному Суду РФ. Статья 125 Конституции РФ определяет круг нормативно-пра­вовых актов, конституционность которых проверяет Конституци­онный Суд РФ. Это – федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Пра­вительства РФ; конституции республик, уставы, а также законы и Другие нормативные акты субъектов Российской Федерации; договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации; не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ осуществляет проверку конституционности указанных актов, однако, не по собственной инициативе, а по запросам. Правом на обращение в Конституционный Суд с за­просом имеют Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государ­ственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

Наряду с проверкой конституционности законов и других актов, защита экологических прав граждан в рамках Конституци­онного Суда связана с реализацией права граждан на конституци­онную жалобу. В соответствии с Законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» правом на обращение в Конституци­онный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нару­шение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежа­щим применению в конкретном деле, и объединения граждан. Таким правом обладают также иные лица и органы, указанные в Федеральном законе (ст. 96).

По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом консти­туционных экологических прав принимается одно из двух реше­ний: о признании закона либо отдельных его положений соответст­вующими Конституции РФ; о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ или созда­ющими возможность не соответствующего Конституции истолко­вания судом или иным органом. В случае признания закона, при­мененного в конкретном деле, не соответствующим Конституции, это дело подлежит пересмотру соответствующим органом в обыч­ном порядке.

3.3. Защита экологических прав Уполномоченным по

правам человека в Российской Федерации

Нарушенные экологические права человека и гражданина могут быть защищены и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Эта должность учреждена в соответствии со ст. 103 Конституции РФ в целях обеспечения гарантий государ­ственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уваже­ния государственными органами, органами местного самоуправле­ния и должностными лицами.

Институт Уполномоченного по правам человека, существующий в более чем 100 государствах, помогает, дополняет и расширяет традиционные контрольные функции парламента в отношении других государственных органов с позиций соблюдения и защиты прав граждан. Он назначается на должность и осво­бождается от должности Государственной Думой в порядке, пред­усмотренном Федеральным конституционным законом от 26 фев­раля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Россий­ской Федерации». Учреждение должности Уполномоченного по правам человека способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства России о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию между­народного сотрудничества в области прав человека, правовому про­свещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

3.4. Защита экологических прав и

Европейский суд по правам человека

С момента, когда Россия стала членом Совета Европы, ее граж­дане получили право обращаться за защитой нарушенных экологи­ческих прав в Европейский суд по правам человека. Рассмотрим процедуру реализации этого права.

Обращение направляется заявителем лично либо через адвока­та в Европейскую комиссию по правам человека (Страсбург), где проходит отбор на право быть принятым к рассмотрению, или не­посредственно в суд. В обращении указывается заявитель, прави­тельство, ответственное за нарушение, объект претензии и статьи Европейской конвенции о защите прав человека и основных сво­бод, которые, по мнению заявителя, были нарушены. Кроме того, должны быть представлены документы, подтверждающие, что в России он исчерпал все доступные средства правовой защиты.

Такими документами могут быть ответы Генеральной прокурату­ры РФ, Верховного Суда РФ и др. При этом обращение в Европей­скую комиссию должно быть направлено в течение шести месяцев со времени получения отрицательного ответа из последней инстан­ции.

Европейская комиссия по правам человека, изучив обращение, принимает решение о его рассмотрении по существу, если удосто­верится, что исчерпаны все доступные внутригосударственные средства правовой защиты и не истек шестимесячный срок после принятия решения на национальном уровне. Комиссия устанавли­вает юридические факты, относящиеся к делу. Одновременно она предпринимает усилия к дружественному разрешению спора. Если они не приводят к положительному результату, Комиссия готовит доклад, в котором указываются нарушения положений Конвен­ции, допущенные правительством. Доклад поступает в Комитет министров Совета Европы, который решает вопрос о том, была ли нарушена Конвенция. В случае утвердительного ответа он обязы­вает соответствующее государство принять в течение определенно­го времени предписанные ему решением Комитета меры. По исте­чении этого периода в случае невыполнения государством вынесен­ных предписаний Комитет министров решает вопрос о том, какие дополнительные меры должны быть приняты для выполнения его первоначального решения. Это решение Комитета принимается большинством в две трети голосов его членов. Комитет министров рассматривает жалобы лишь в том случае, если они не были пере­даны в Европейский суд по правам человека. Дела в суд передаются Комиссией по правам человека.

11 мая 1994 г. члены Совета Европы приняли Протокол №11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, который предоставил права индивиду, неправительствен­ным организациям и группам лиц направлять петиции непосред­ственно в суд. Для рассмотрения дела Суд учреждает комитеты из трех судей, палаты из семи судей и большие палаты из сем­надцати судей. Вопросы о приемлемости жалоб решаются коми­тетами из трех судей. Сами же дела решаются палатами. Решения Суда обязательны для государств-участников, а за их осущест­влением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Судебные издержки с момента подачи жалобы и до ее разрешения несет заявитель.

4. Роль общественных объединений в защите

экологических прав граждан

Возможности граждан обеспечивать соблюдение и защи­щать свои экологические права возрастают при объединении уси­лий путем создания экологических организаций , наделенных более широкими полномочиями, чем отдельные граждане.

Полномочия общественных экологических объединений в об­ласти охраны окружающей природной среды предусмотрены рядом законодательных актов. Наиболее концентрированно они выражены в Законе «Об охране окружающей природной среды»[7] .

Экологические и иные общественные объединения, выполняю­щие экологические функции, имеют право:

а) разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

б) за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

в) оказывать содействие органам государственной власти РФ в решении вопросов охраны окружающей среды;

г) организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством РФ, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об осуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

д) обращаться в органы государственной власти и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

е) участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

ж) обращаться в органы государственной власти с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды;

з) организовывать и проводить слушания по вопросам размещения объектов, деятельность которых может нанести вред окружающей среде;

и) организовывать и проводить экологическую экспертизу;

к) рекомендовать своих представителей для участия в проведении экологической экспертизе;

л) подавать в органы государственной власти, в суд обращения об отмене решений, способных оказать негативное воздействие на окружающую среду;

м) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

н) осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

В России создано более 1000 общественных экологических фор­мирований, осуществляющих многообразную полезную деятель­ность.

Одним из примеров реализации прав общественных объедине­ний в области охраны окружающей среды может служить опротес­тование Российским социально-экологическим союзом в Вологод­ском областном арбитражном суде решения вологодских властей о строительстве на территории Национального природно-исторического парка «Русский Север», образованного Правительством РФ в марте 1992 г., полигона для хранения твердых отходов. В марте 1996 г. суд удовлетворил иск общественной организации.

По иску партии «зеленых» к Правительству Ленинградской об­ласти суд признал незаконным выделение участка под садоводчес­кие хозяйства на территории, прилегающей к заказнику «Линдуловская роща». Эти земли, полученные ПО «Союз» с благословения областных правителей, оказались по соседству со знаменитой кора­бельной рощей, находящейся под охраной ЮНЕСКО, где сохрани­лись сибирские лиственницы, посаженные еще в 1738г. Партия «зеленых», на чьей стороне было общество охраны природы, ука­зывала на факты варварского уничтожения ценных деревьев под будущие дачи под удобным предлогом «сантехнических вы­рубок».

Успешно для российского отделения Гринпис и населения Крас­ноярского края завершилось рассмотрение иска его представите­лей к Президенту России о признании незаконным пункта Указа «О государственной поддержке структурной перестройки и кон­версии атомной промышленности в г. Железногорске Краснояр­ского края» от 25 января 1995г. противоречащего российскому природоохранительному законодательству.

Заключение

Российская Федерация – одно из самых больших по площади государств мира. Естественно, что природные условия на таком обширном пространстве отличаются большим разнообразием. Но это благополучие не беспредельно, а экология страны очень ранима.

Глубокое преобразующее воздействие на природу сказывается на российском обществе в целом и на каждом человеке конкретно. И порой – негативно. Экологическую ситуацию в России многие ученые и специалисты считают кризисной. В настоящее время в пределах страны выделено 13 регионов, в которых экологическая ситуация считается очень острой.

ЮНЕСКО произвела оценку экологической ситуации и уровня жизни населения всех стран мира по 5-бальной шкале. Вывод был поразителен: «Выживаемость русских достигла критической отметки». Полученный коэффициент (1,4 балла), по существу рассматривается как смертный приговор нации. Этот диапазон означает, что население обречено либо на постепенное вымирание, либо на деградацию – «воспроизводимые» поколения будут отличаться физиологичес­кой и интеллектуальной неполноценностью, существуя лишь за счет удовлетворения естественно-природных инстинктов. Эти по­коления не смогут аналитически мыслить, ибо у них не будет спо­собностей к самостоятельному мышлению[8] .

Защита нации от экологической катастрофы задача многогранная. Но с какой бы стороны к ней ни приступало общество, исходной будет правовая посылка. Выбранная государством стратегия перехода России к «устойчивому развитию» требует внедрения эффективной правовой базы защиты экологических интересов всех и каждого.

Сделанные государством законодательные шаги в этом направлении дают надежду на выход из кризисной экологической ситуации. Важно, чтобы теперь законы начали действовать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации 1993 г. – М.: Проспект, 1999.

2. Федеральный закон от 20.03.2001 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод». // Российская газета. – 2001, 23 марта.

3. Федеральный закон от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды». // Российская газета. – 2002, 12 января.

4. Федеральный закон от 10.01.2002 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию на Семипалатинском полигоне». // Российская газета. – 2002, 12 января.

5. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». // Российская газета. – 1999, 6 апреля.

6. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». // Российская газета. – 1997, 30 июля.

7. Федеральный закон от 7.11.2000 г. «О социальной защите граждан, занятых с химическим оружием». // Российская газета. – 2000, 9 ноября.

8. Федеральный закон «Об общественных объединениях». // Российская газета – 1995, 25 мая.

9. Боголюбов С.А. Защита экологических прав. Пособие для граждан и общественных организаций. – М.: ЦЭП, 1996.

10. Васильева М.И. Судебная защита экологических прав. – М., 1996.

11. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. Учебник. – М.: Просвещение, 1998.

12. Вронский В.А. Прикладная экология. Учебное пособие. – Р/на Дону: Феникс, 1996.

13. Общественное экологическое движение России. Справочное пособие. / Под ред. Смирнова А.К. – М.: Экология, 1995.

14. Экологическое право России. Учебник. – М.: ИМП, 1997.

15. Экологическая безопасность России. Выпуск 2. – М., 1996.

[1] Конституция Российской Федерации 1993 г. Ст.2.

[2] Экологическое право России. Учебник. – М.: ИМП, 1997. С. 227.

[3] Экологическое право России. Учебник. – М.: ИМП, 1997. С. 246.

[4] Федеральный Закон от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды». Ст.11.

[5] Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». // Россий­ская газета. – 1999, 6 апреля.

[6] Конституция Российской Федерации 1993 г. Ст.17.

[7] Федеральный Закон от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды». // Российская газета 2002, 12 января. Ст. 12.

[8] Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. Учебник. – М.: Просвещение, 1998. С. 210.

Источник

Читайте также:  Подчинение как способ выживания
Оцените статью
Разные способы
Название: Экологические права граждан
Раздел: Рефераты по экологии
Тип: курсовая работа Добавлен 18:38:40 18 октября 2004 Похожие работы
Просмотров: 1795 Комментариев: 20 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать