- Честь и достоинство. презентация к уроку по орксэ (4 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Урок ОРКСЭ по теме: Честь и достоинство план-конспект урока (4 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Основы светской этики. Тема урока: Честь и достоинство.
- Содержимое публикации
Честь и достоинство.
презентация к уроку по орксэ (4 класс) на тему
Презентация подготовлена для проведения урока ОРКСЭ по модулю «Светская этика» на тему: « Честь и достоинство».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chest_i_dostoinstvo.pptx | 936.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие чести и достоинства способы их защиты.
Понятие чести и достоинства По своему содержанию честь и достоинство — это очень близкие понятия. Честь и достоинство относятся к нематериальным благам (правам), приобретаемым человеком с момента рождения. Особенность этих прав заключается в том, что они не могут быть оценены в денежном выражении.
Честь Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя Ч естность Порядочность Верность Справедливость Благородство Достоинство
Достоинства человека Д оброта Трудолюбие Вежливость Честность Аккуратность Смелость Забота
Честь — это высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости . Чтобы отстоять свою честь в 19 веке люди подвергали свою жизнь смертельной опасности, вызывая друг друга на дуэли. Дуэль представляла собой определенную процедуру по восстановлению чести и достоинства.
Дуэ́ль « поединок», «борьба двух »— поединок между двумя людьми , цель которого — удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить на нанесенное его чести оскорбление с соблюдением максимально честных и равных условий боя. Цель дуэли — удовлетворение поруганной чести (а не цирковое представление, не решение спора и не состязание в силе); Участников дуэли только двое (а не «стенка на стенку»), т. е. оскорбленный и его обидчик Средство дуэли — смертоносное оружие а не кулаки.
При всех недостатках, дуэли заставляли ценить жизнь, достоинство других людей. Дело в том, что у русского дворянства, ЧЕСТЬ всегда была самым дорогим в жизни. Душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь – никому!» По русскому дуэльному кодексу отказаться от дуэли было нельзя . Такой поступок расценивался как признание в собственной несостоятельности.
Дуэли в России всегда были серьезным испытанием для характера . Впервые строгий закон, запрещающий дуэли, издал император Петр I. Намного позже в России был издан Приказ (№ 118 от 20 мая 1894 года ) « Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде ». Ссоры, споры и конфликты начали разбираться в суде.
На сегодняшний день достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления. Эта гарантия дается любому человеку — охраняется достоинство не только взрослого, но и ребенка, и душевнобольного, и даже умершего. Действующее законодательство предусматривает различные средства защиты чести и достоинства человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка занятия по литературному чтению на примере произведения Л. Пантелеева «Честное слово», дает возможность понять значение слов «честь» и «достоинство» и применить его в собственном жизненном .
Воспитание высоких моральных качеств, акцентрирование обучающихся на собственную личность с целью саморазвития в обществе, стране.
Тема урока выбрана в соответствии с примерной программой комплексного учебного курса ОРКСЭ по модулю « Основы светской этики» и раскрывает такие понятия моральных качеств человека, как честь и д.
Презентация составлена к уроку » Честь и достоинство по модулю ОРКСЭ » Основы светской этики».
Целью данного урока являются раскрытие ценностных понятий «честь» и «достоинство».
Предлагаемый материал может быть всесторонне использован как в цикле занятий «Основы светской этики», так и при планировании классных часов по теме «Толерантность», «Олимпийское движение в Росси.
Источник
Урок ОРКСЭ по теме: Честь и достоинство
план-конспект урока (4 класс) по теме
Данный материал представляет собой урок ОРКСЭ (светская этика) и включает конспект, презентацию, раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_orkse_chest_i_dostoinstvo.docx | 33.94 КБ |
prezentatsiya_chest_i_dostoinstvo.pptx | 630.3 КБ |
razdatochnyy_material.docx | 11.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики»)
Тема «Честь и достоинство»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
План-конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе.
- деятельностного подхода;
- моральных дилемм и дискуссий.
Формы : фронтальная, индивидуальная.
Цель : формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении других людей.
- способствовать формированию понятий: честь и достоинство;
- учить участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мысли;
- помочь усвоить основы взаимоотношений в обществе;
- способствовать воспитанию моральных качеств: честь и достоинство;
- развивать представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
- развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам;
- способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности;
- способствовать выполнению «открытия» новых знаний;
- создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- создать условия для совместного решения учебной задачи;
- способствовать осуществлению взаимодействия ребенка при работе в паре;
- развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность выполнения задания.
- развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать;
- помочь выделить и сформулировать познавательную цель;
- устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание;
- продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике
- способствовать высказыванию детьми своего мнения;
- способствовать оцениванию своей деятельности на уроке;
- развивать умение работать с разными видами информации.
- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному развитию;
- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести;
- осознание ценности человеческой жизни.
- уметь выделять основные признаки нравственных ценностей, приводить пример их проявления;
- понимание учащимися, что носители различных моделей поведения должны взаимодействовать между собой на основе «Золотого правила нравственности»: не делай другому того, чего не желаешь себе»;
- освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности ( в т. ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»;
Основные понятия: «честь» и «достоинство»
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М. Просвещение, 2012.
Идея урока : «Не сильные лучшие, а честные. Честь и
собственное достоинство – сильнее всего» (Ф. М. Достоевский)
1.Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.
Перед тем как приступить к изучению темы, вспомним и уточним задачи, которые мы решаем (чем мы занимаемся) на занятиях «Основы светской этики»).
На занятиях модуля «Основы светской этики» мы учимся отличать добро от зла, приходим к выводу, что человек сам должен отвечать за свои поступки.
Чтобы перейти к теме сегодняшнего урока послушаем песню («Честь имею»)
Соотнесите слова песни с высказыванием известного во всем мире русского писателя Ф.М.Достоевского.
Д: «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего»
Сформулируйте, пожалуйста, цель урока.
На уроке мы должны понять и объяснить значение слов честь и достоинство, определить своё отношение к происходящему: оценить свои и чужие поступки, делать выбор.
Как вы считаете: как будет звучать тема нашего урока?
Тема данного урока «Честь и достоинство»
— Попробуем разобраться в этих понятиях
— Подберите однокоренные слова к слову «честь»
Честно, честный, честность, чествовать
4.Что означает слово «честь»? В каких ситуациях мы употребляем в своей речи это слово?
Когда играем: честно – значит по правилам, справедливо, а нечестно – если жульничаешь, обманываешь.
Значит, честь проявляется, когда действуешь по правилам, без обмана?
А ещё когда обещаем, маме обязательно выполнить что-то: уроки, например, или погулять с собакой. Тогда мы говорим: «Даю честное слово!».
– По телевизору часто слышим: «Чествуем победителей», «В честь высокого гостя был дан концерт».
Чем победители и почётные гости заслуживают такое отношение к себе?
Чествуют победителей и героев в знак уважения .
Что становится человеку наградой за хорошие и правильные поступки?
Уважение других людей – заслуга за хорошие и добрые поступки.
-Я подобрала вам несколько определений слова «честь». Прочитайте, подчеркните в каждом определении слова, которые считаете самыми важными, для определения слова честь. Составьте свое определение этого слова.
Честь — это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека, его незапятнанная репутация и т. п.
2 . Решение проблемы, открытие новых знаний.
— Раскроем эти понятия на примере литературных героев.
— Известны ли вам эти произведения? Что вы знаете о поступках героев этих произведений? Какую оценку их поступкам вы бы дали?
В рассказе «Честное слово» маленький мальчик, о котором забыли большие ребята во время игры «у порохового склада», не потерял веры в понятия «часовой», «пост», «честь». Он, будучи в игре «сержантом», сдержал своё «Честное слово — не уйду». Лишь случайный прохожий, помня свое детство, привел майора, который разрешил «сержанту» покинуть пост.
В произведении С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» случайный парень спасает в пожаре девочку, забираясь на последний этаж пожаром объятого дома. Это смелый, мужественный поступок.
В произведении «Золотая антилопа» крестьянский мальчик-сирота спасает от охотников волшебную антилопу, способную ударом копыта добывать золото. Он не предаёт своего друга – антилопу даже тогда, когда жадный правитель-раджа и его слуги схватили мальчика, под угрозой смерти требуя рассказать, где прячется Золотая антилопа.
Какие моральные качества присущи этим героям?
— Если человек держит своё слово, не предаёт друзей, не изменяет своим моральным принципам, всегда приходит на помощь слабым, то о нём говорят «человек чести».
-Можно ли сказать, что это «люди чести», несмотря на возраст, национальность, время, когда происходило действие.
-Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя.
Источник
Основы светской этики. Тема урока: Честь и достоинство.
Содержимое публикации
1.Основы светской этики. Урок22. Тема: Честь и достоинство
2.Цель: формирование у учащихся нравственных норм поведения, ориентированных на моральные ценности: честность, справедливость, порядочность, долг, толерантность, любовь к Родине, основанных на знании понятий «честь и достоинство».
3. Основные понятия:
Честь- это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека, его незапятнанная репутация, благородство души, доблесть, честность, чистая совесть и т. п.
Достоинство— это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе.
4.Ресурсы для проведения урока: учебник «Основы светской этики», стр. 46-47
иллюстрации из учебника и электронного приложения, тест из электронного приложения к уроку.
I .Актуализация знаний.
II .Решение проблемы, открытие новых знаний.
III .Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
IV .Включение в систему знаний и повторение.
VI .Домашнее задание.
-Мы живем сейчас в очень непростое время. Даже нам, взрослым, бывает порою трудно разобраться в происходящем, понять его и принять. А что говорить о вас, только еще вступающих в жизнь?
Над этим вопросом люди задумывались во все времена, пытаясь понять: В чем же назначенье Человека, как надо жить? Спокойно, ни во что, не вмешиваясь, оберегая себя от излишних волнений и тревог, или, наоборот, активно вторгаться в жизнь, пытаясь в ней что-то изменить, сделать ее лучше. Что значит, прожить жизнь с честью и достоинством?.
Такие привычные и знакомые слова. Они звучат с экрана телевизора, встречаются на страницах книг и газет. Употребляя их в разговоре, мы едва задумываемся над значением этих слов.
— На уроке мы должны понять и объяснить значение слов честь и достоинство, определить своё отношение к происходящему.
-А как, вы думаете, что значит слово «честь»?
-Какое определение дают этому слову авторы учебника? с 46(до слов Достоинство)
Работа в группах.
— Я подобрала вам несколько определений слова «честь». Прочитайте, подчеркните в каждом определении слова, которые считаете самыми важными, для определения слова честь. Составьте свое определение этого слова.
Честь – это готовность отстаивать свои интересы и интересы своего государства, пренебрегая при этом даже угрозой для жизни
Честь – внутренний сторож, не допускающий не только низких поступков, но и недобродетельных помыслов
Честь – это одно из главных достоинств человека, определяющих всю его жизнь.
Честь – это неприкосновенность тела, сила души и чистота помыслов.
Составляют и записывают своё определение слова честь.
Честь-это одно из главных достоинств человека, определяющих всю его жизнь, который не допускает низких поступков и помыслов, сила его души, готовность отстаивать свои интересы и интересы своего государства.
2)А теперь давайте, прочитаем, как понимает слово «честь» один из героев рассказа.
Чтение рассказа М. Дружининой « Дело чести».
Объясни название рассказа .
— Какой договор предложил заключить Владику Гусеву Петька Редькин ?
— Какие желания были у Петьки? Почему они его веселили, а Владика огорчали?
— Что испытывал Владик, выполняя их?
— Понимал ли Петька, что поступает плохо?
-Найди пословицу, объясни её значение. К месту ли её употребил Петька? (Это дело чести — держать своё слово. Не сдержишь слово, не будет у тебя чести)
Не пострадала ли честь Владика, когда он отказался выполнить условие договора?
— Как бы вы объяснили Петьке смысл слов « дело чести»?
3)Работа с понятием через подбор ассоциаций и синонимов.
— Подберите и запишите по вертикали слова, ассоциирующиеся со словом честь и начинающиеся с букв, составляющих это слово (кроме буквы ь).
С ________________________(совесть, справедливость, сила))
4).Запишите синонимы к слову честь ( благородство, мужество, верность, справедливость, правдивость, достоинство.)
5)Анализ иллюстраций на с.46 – 47 и из электронного приложения урок 22, «Иллюстрации».
— Придумайте к этим фотографиям названия в виде фраз со словом «честь» или словами, образованными от него.
6) Проявление чести в повседневной жизни.
-Как проявляется честь в повседневной жизни?
-Объясните эти понятия:
Воинская честь – это главное качество, которое должно быть присуще хорошему воину, как и рядовому, так и полководцу.
Гражданская честь — человек, вступившийся за слабого или оскорблённого.
Кого в наше время называют рыцарем?
(В наше время рыцарем называют человека, готового на подвиг во имя человека, умеющего держать данное слово, быть вежливым, благожелательным, заступаться за слабого)
Спортивная честь. ( отстаивать честь страны на международных соревнованиях, олимпиадах-Сочи2014г, Александр Зубков-братчанин чемпион олимпийских игр по бобслею).
П. Корнель (французский поэт, драматург) сказал « Я всякую беду согласен перенесть, Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь».
-Какой вывод из сказанного можно сделать? ( пострадала честь- это значит, пострадало твоё собственное имя, достоинство, верность благородство. Не даром честь отдают офицеры, дают клятву президент, врачи,. Это помогает людям осознать свою ответственность, взять её на себя.)
Следовательно, жить надо так, чтобы окружающие сказали про тебя «человек чести».
-Кого мы можем назвать человеком чести? Какими качествами он должен обладать? Групповая работа.
-Запишем эти качества:
умение сдержать своё слово,
прийти на помощь слабым,
не предать друзей, Родину,
не изменить своим моральным принципам
1)- Рядом с понятием «честь» стоит «достоинство».
-Что такое достоинство человека?
— Ответить на этот вопрос и легко, и сложно одновременно. Попробуйте мысленно перечислить достоинства вашего ближайшего друга. Возможно, вы вспомните про его надёжность, верность, доброту, честность, ум, эрудицию и многое другое. То есть достоинство – это какое-либо положительное качество.
-Значит честь и достоинство близки по смыслу. Но между ними есть различие. Каково же оно?
2) Чтение текста учебника. Приём инсерт.
3) Прочитайте определение « достоинство» в учебнике.
-Что такое чувство собственного достоинства?
( Уважение к себе, помогающее человеку чувствовать себя достойной личностью)
-К чему надо прислушиваться человеку, чтобы ощутить это чувство?
( К голосу совести).
— Теперь с помощью учебника выпишем моральные качества, которыми должен обладать достойный человек.
отличает добро от зла,
не совершает безнравственных поступков,
способен быть справедливым
уважает достоинство других и не теряет собственного
-Что значит «безнравственный поступок»?
-Что значит не унижать достоинство других и не терять собственного?
(Если ты не лжёшь, отличаешь добро от зла, справедлив, не совершаешь безнравственных поступков, то ты достоин уважения. Но достаточно один раз обмануть, незаслуженно оскорбить, ударить слабого или больного, как тебя настигнет осуждение, о тебе пойдёт недобрая молва. Если прежде к твоим словам прислушивались, то теперь их слушать не захотят. Если в твоих делах видели общую пользу, то теперь увидят коварство или бесполезность)
-Теперь сравним понятия « человек чести» и « достойный человек».
-Мы видим много общего, это подтверждает что «достоинство» и «честь» понятия синонимичные.
-Так в чём же их различие? (если дети не смогут чётко ответить на этот вопрос – помощь учителя)
Часто моральные качества «Человек чести» совершает непроизвольно, потому что его так воспитали, он учится этим поступкам на примере других достойных людей, героев.
«Достойный человек»- это осознанный выбор человека.
-Итак, достоинство- это моральное качество человека, основанное на уважении к другим людям и на самоуважении.
4)- Об одном из качеств достойных человека мне хочется с вами поговорить, а поможет нам притча. Послушайте.
Один старец призвал однажды своих учеников и показал им чистый лист бумаги, в середине которой стояла чёрная точка.
-Что вы здесь видите?- спросил старец.
-Точку.- ответил один.
-Чёрную точку. — подтвердил другой.
-Жирную точку.- уточнил третий.
И тогда их любимый учитель заплакал.
-Скажи нам, о чём ты так горько плачешь?- удивились ученики.
-Я плачу о том, что все мои ученики увидели только маленькую чёрную точку. И никто из вас не заметил чистого белого листа.
Как часто мы судим о человеке только по его маленьким недостаткам, забывая о его достоинствах.
-Чему учит эта притча? (нужно видеть в другом человеке только достоинства, его положительные черты характера).
-Поможет ли это качество вам в жизни?
-Как? (это поможет в общении, избежать вражды, мести, взаимных обид).
5)-Исходя из всего сказанного сделаем вывод, что значит быть ЧЕЛОВЕКОМ?
Работа с материалами электронного приложения (урок 22 «Золотое слово» — «Человек».
Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой,
Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются с тобой.
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег.
Тогда весь мир ты примешь, как владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь человек. Р. Киплинг
— Какие условия того, чтобы человек стал человеком, называет Киплинг? Запишите их в тетрадь (в виде цитат)
— Можно ли назвать такого человека честным и достойным? Ответ обоснуйте.
— Ребята, перед вами на партах лежат карточки со словами. На данном этапе урока вы будете работать в парах. Вам необходимо из данных слов собрать высказывание – расположить карточки в таком порядке, чтобы можно было прочесть высказывание.
— Как вы понимаете это высказывание?
Задача каждого человека
Учащиеся собирают (выстраивают) высказывание (предложение):
Задача каждого человека — не унижать достоинство других и не терять собственного.
Учитель предлагает учащимся выполнить индивидуально (или в парах) задания из электронного приложения (урок 22, «Контроль»)
Тест по теме «Честь и достоинство)
1. Как ты понимаешь смысл высказывания: «Больше достоинства в уменье побеждать пороки. Нежели в том, чтобы не иметь их?»
Свои пороки нужно скрывать
Не нужно стесняться своих недостатков, нужно их исправлять
Нужно стремиться становиться лучше
У человека не должно быть недостатков
2.Честный человек это тот, кто:
Обладает нравственными качествами и проявляет их в своём поведении
Не признаёт своих ошибок
В незнакомых людях видит подлецов и негодяев
Умеет сделать так, что его обман не заметят другие
3.Достойный человек это тот, кто:
Уважает себя и окружающих, проявляет доброжелательность, вежлив
Побеждает в споре путём применения сил
Постоянно берет свои слова обратно
Не хочет брать ответственности за свои дела
4. Достоинство связано с:
Верны все варианты
-Насколько важными вы считаете, чувства чести и достоинства?
— Всегда ли вы можете сказать, что вас уважают окружающие, и вы себя уважаете?
Предлагаю выполнить следующее задание:
Обучающимся выдаётся ладошка.
Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец – для меня важно и интересно;
Указательный палец — мне было трудно (не понравилось);
Средний – для меня было недостаточно;
Безымянный палец – мое настроение;
Мизинец – мои предложения;
Найти рассказы или вспомнить произведения о чести и достоинстве.
Пословицы о чести и достоинстве
Книжка-раскладушка «Способы защиты чести и достоинства у людей разных национальностей»
Приложение:рассказ М Дружинина « Дело чести», тест «Честь и достоинство».
Источник