Технологические приемы запоминания табличного сложения и вычитания.
Различаются два основных случая сложения и вычитания в пределах двадцати: табличное сложение и вычитание с переходом через десяток и вне табличное сложение и вычитание без перехода через десяток. Табличное сложение связано с усвоением наизусть соответствующих результатов, тогда как запоминать результаты внетабличного сложения, а следовательно, и изучать каждый случай в отдельности нет необходимости. Поэтому табличное сложение следует проходить после внетабличного. Табличное вычитание может быть пройдено совместно с прямым действием. Что касается внетабличного вычитания, то вычитание однозначного числа из двузначного и из двадцати не труднее, чем соответствующие случаи сложения, а потому также изучается совместно с этими случаями. Приемы вычитания двузначного числа из двузначного и из двадцати являются более громоздкими, чем приемы табличного сложения и вычитания, и потому даются после работы над всеми остальными случаями сложения и вычитания в пределах двадцати.
Сложение и вычитание в пределах 10 составляют основу выполнения устных и письменных вычислений за пределами первого десятка.
Конкретный смысл сложения и вычитания осознается детьми в процессе действий с множествами предметов и находит применение при решении задач. Сложение рассматривается как объединение множеств, не имеющих общих элементов. Вычитание — как удаление части множества. Сложение связывается с увеличением числа элементов данного множества; вычитание – с уменьшением числа элементов данного множества.
Значительное место в этой теме отводится знакомству с названиями компонентов и результатов действий и осознанию связей между ними, а также усвоению свойств арифметических действий.
Подготовительная работа к изучению сложения и вычитания начинается с первых уроков. Рассматриваются случаи а±1, а±2. На практике, при решении задач необходимо показать, что операции объединения множеств соответствует действие сложения, а операции удаления части множества – действие вычитания. Когда прибавляют, становится больше, чем было; когда вычитают, становится меньше.
К концу изучения нумерации учащиеся должны прочно усвоить способы образования любого числа первого десятка присчитыванием и отсчитыванием единицы и, используя этот прием (а не пересчитывание), свободно выполнять сложение и вычитание с единицей. Постепенно дети обобщают свои наблюдения и формулируют выводы: прибавить 1 к числу—значит назвать следующее за ним число; вычесть 1 из числа — значит назвать предшествующее ему число. На специально отведенном уроке приводят в систему все изученные случаи а±1, под руководством учителя дети составляют таблицы «прибавить I» и «вычесть I» и затем заучивают их наизусть.
На втором этапе рассматривают случаи сложения и вычитания вида: а±2, а±3, а±4, результаты которых находятся присчитыванием или отсчитыванием.
Чтобы подчеркнуть, с одной стороны, сходство вычислительных приемов, а с другой стороны, противоположный характер действий сложения и вычитания, случаи «прибавить 2» и «вычесть 2» так же, как позднее случаи «прибавить З» и «вычесть З», затем «прибавить 4» и «вычесть 4», изучаются одновременно в сопоставлении друг с другом.
Работа над вычислительными навыками строится по такому плану:
1) подготовительные упражнения;
2) знакомство с приемами вычисления;
3) закрепление знания приемов, выработка вычислительного навыка;
4) составление и заучивание таблиц.
Рассмотрим методику ознакомления с вычислительным приемом «прибавить и вычесть 2».
На подготовительном этапе (за 1—2 урока до изучения темы) рекомендуется научить детей решать примеры в два действия вида: 64-1+1, 9-1-1, чтобы дети закрепили умения прибавлять и вычитать единицу и накопили наблюдения: если прибавим (вычтем) 1 и еще 1, то всего прибавим (вычтем) 2. Вначале решение таких примеров иллюстрируют действиями с предметами, например: «Положите 4 синих квадрата, придвиньте 1 желтый квадрат. Сколько квадратов получилось? Придвиньте еще 1 желтый квадрат. Сколько квадратов получилось? Запишите пример: 4+1+1, объясните, как решаем такой пример (к 4 прибавить 1, получится 5; к 5 прибавить 1, получится 6».
Так же рассматривается пример 7 — 1 – 1.
На уроке по ознакомлению с новыми приемами вычислений вначале так же выполняют несколько подготовительных упражнений, а потом объясняют сам прием.
Затем приступают к рассмотрению приема прибавления и вычитания числа 2.
Учитель ставит цель перед детьми — научиться прибавлять и вычитать число 2. Решение первых примеров выполняется с опорой на предметное действие. Решается пример 4+2. Пусть эти букеты на окне изображают число 4, а эти 2 букета на столе — число 2. Покажите, как эти 2 букета присоединить к тем 4 букетам (ученик переносит цветы на окно: сначала один букет, потом второй). Запишем то, что сделал Вова. Сколько сначала к 4 прибавили? Сколько получилось? Как же можно прибавить 2 к 4? Чтобы прибавить 2 к 4, надо прибавить сначала 1 к 4, получится 5, а потом прибавить к 5 еще 1, получится 6).
На доске запись:
Далее ученики выполняют задание: рисуют в тетрадях, например, 7 яблок, затем 2 яблока раскрашивают, записывают пример 7—2 и, опираясь на свою практическую работу (сначала раскрасили 1 яблоко, а потом еще 1 яблоко), объясняют, как вычесть 2 (из 7 вычесть 1, получится 6; из 6 вычесть 1, получитсяВ таком же плане рассматривается еще пара заданий (например, по иллюстрациям в учебнике), а затем уже переходят к решению примеров с пояснением приемов вычислений. В результате такой работы дети к концу урока усваивают, как можно прибавить 2 к любому числу и как вычесть 2 из любого числа.
С помощью аналогичных упражнений раскрываются приемы вычислений для случаев а±3 и а±4. Чтобы дети применяли здесь свои умения прибавлять и вычитать 2, при решении примеров на сложение и вычитание с числами 3 и 4, они должны представить 3 как 2 и 1 или как 1 и 2, а число 4 как 2 и 2. Приемы вычислений также иллюстрируют действиями с предметами и на первых порах несколько примеров решают с подробной записью приема.
Чтобы избежать трудностей при изучении таблиц сложения применяются следующие виды учебных заданий:
— на выделение признаков сходства и различия данных выражений;
— на соотнесение рисунка и числового выражения;
— на запись числового выражения по данному рисунку;
— на выбор числового выражения, соответствующего рисунку.
Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Задания для детей должны быть занимательными. С этой целью используют различный занимательный материал: дидактические и сюжетно-ролевые игры, задачи в стихах, задачи-шутки, загадки, ребусы, игровые и занимательные ситуации. Занимательный материал на уроках математики не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка.
Включение в урок математики игр и игровых ситуаций делает процесс обучения интересным, создаёт у ребят бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание.
Источник
Учим с увлечением таблицы сложения и вычитания однозначных чисел. Консультация для учителей начальных классов
Анна Шевчук
Учим с увлечением таблицы сложения и вычитания однозначных чисел. Консультация для учителей начальных классов
Необходимость заучивания таблиц сложения и вычитания наизусть не вызывает ни у кого сомнения. Однако одними заданиями, обязывающими детей заучивать таблицы, ничего не добьешься. Нужна систематическая, целенаправленная работа на уроках по запоминанию таблиц. Ведь известно, что запоминание таблиц во многом зависит от усвоения приемов сложения и вычитания однозначных чисел. Знание приемов позволяет этот процесс сделать более осознанным, а не механическим. Когда приемы сложения и вычитания усвоены, возникает необходимость обеспечить запоминание наизусть результатов табличного сложения и вычитания.
Как правило, человек запоминает то, что ему интересно, то, что имеет для него значение. Это особенно важно для младших школьников. Для них живая заинтересованность в материале во многом зависит от того, как этот материал преподнесен, поэтому в процессе работы над запоминанием таблиц следует больше вводить упражнений игрового характера, широко использовать наглядность.
Приведем некоторые упражнения.
1. Игра «Какой пример решен?»
Учитель записывает на доске несколько примеров из таблиц сложения и вычитания и предлагает познакомиться с данными примерами, прочитать их про себя. Затем к доске вызывается ученик, который встает к доске спиной. Учитель, молча, показывает указкой пример. Ученики решают, и кто — то из них говорит ответ. Вызванный ученик должен определить, какой пример решил его товарищ. Он будет считаться лучшим счетчиком, если правильно назовет все примеры. Если ошибется, к доске выходит следующий ученик.
2. Игра «В поисках примера».
На доске записаны примеры:
24+6 9-8 16+14 17-5 7+8
Среди записанных примеров следует найти примеры из таблиц сложения и вычитания однозначных чисел, прочитать их и назвать ответы.
На доске три столбика примеров. Вызываются три ученика, которые по команде учителя записывают ответы. Победит тот, кто первым правильно выполнит свое задание.
4. Работа с таблицей.
1. Назовите числа, от сложения которых в сумме получается 16, 18,12,15,19.
2. Дана разность -15. Найдите уменьшаемое и вычитаемое.
3. Прочитайте ряд чисел, полученных в результате прибавления числа 6.
4.Каждое число увеличьте на 7 и запишите результаты под ним:
5. Запишите по памяти разность чисел в каждом столбике:
Интересны и полезны упражнения с различными целевыми установками, способствующие развитию творческой активности,например:
1. Запишите по памяти таблицу прибавления чисел 4, 5, 6, 7,8 к 8.
2. Запишите по памяти таблицу вычитания чисел 1,2,3,4,5 к 9.
3. Составьте таблицы сложения и вычитания числа 7.
4. Продолжите таблицу по памяти:
5. Выпишите только те примеры,ответы которых вы помните:
6+8 9-1 4+9 7+4 7-6 8+5 9-6
6. Если ли среди следующих примеров такие, у которых одинаковые суммы?
8+5 18+1 7+6 8+9 6+7 7+8
Система упражнений, предлагаемая на уроках в целях запоминания таблиц, должна содержать определенное количество однотипных упражнений.Поэтому некоторые упражнения вида: составление таблиц, решение примеров, запись таблиц по памяти, воспроизведение их в определенной системе – повторяются часто, каждый раз пытаясь варьировать в них несущественными признаками (разные числа, форма подачи)
Как было уже сказано выше, упор делается не на механическое, а на осмысленное запоминание, на создание наилучших условий для формирования и развития именно смысловых связей. Большое значение в этом отношении имеет решение и составление пар,троек и четверок вида:
1. Выполните действия и объясните,как связаны эти примеры:
2. Объясните,как связаны между собой примеры каждого столбика:
В процессе повторения большое внимание уделяется самостоятельной работе, самопроверке и взаимной проверке.
Дидактические игры на закрепление счета и усвоение чисел Игры на закрепление счета и усвоение чисел, «ГОТОВИМ САЛАТ», «СОКИ И КОМПОТ», «ВАРИМ БОРЩ», «ГОТОВИМ ЧУДО-ПИЦЦУ». Задачи: 1. Упражнять.
Конспект НОД в старшей логопедической группе «Сравнение смежных чисел» Конспект НОД в старшей логопедической группе (5 – 6 лет) Тема: «Сравнение смежных чисел» Лексическая тема: «Хищные животные» Интеграция.
Конспект открытого занятия по ФЭМП «В мире чисел» Элементарных математических представлений в старшей группе Тема. «В мире чисел»Цель: Учить детей составлять задачи, используя сюжеты русских.
Конспект занятия по математике «Волшебный мир чисел» Конспект занятия “Волшебный мир чисел” Развитие элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе с использованием.
Констект урока по математике в 1 классе «Закрепление знаний таблицы сложения с переходом через десяток» Урок: математика Класс: 1Г Тема урока: Закрепление знаний таблицы сложения с переходом через десяток. Тип урока: Урок закрепления новых.
Открытый урок математики в 1 классе «Название и последовательность чисел от 10 до 20» Тема: Название и последовательность чисел от 10 до 20. Цели: 1) Дать представление о счёте предметов парами, тройками, четвёрками, десятками.
Социальный проект «Движение с увлечением!» Текст к презентации «Движение с увлечением!» 1 слайд Добрый день уважаемые гости, родители, партнеры! Мы рады приветствовать вас в нашем.
Наглядное пособие «Состав чисел 2–10» Для изучения темы «Состав числа 10», я всегда использую «Домики», которые сама разработала в нужном мне формате. Распечатываю их на цветном.
Таблицы для заучивания стихотворений, или Мнемотаблицы Мы все понимаем, что заучивание стихотворений для ребёнка приносит огромную пользу: расширяется кругозор, развивается память. Но иногда.
Урок математики во 2 классе по закреплению темы «Табличное сложение и соответствующие случаи вычитания» Учитель: Янушок М. Б. МБОУ — ООШ №13 п. Черёмухи Тема: Табличное сложение и соответствующие случаи вычитания (закрепление). Цель:.
Источник
Памятка «КАК ВЫУЧИТЬ ТАБЛИЦУ СЛОЖЕНИЯ»
КАК ВЫУЧИТЬ ТАБЛИЦУ СЛОЖЕНИЯ
Одна из причин неуспешности младшеклассников – это незнание таблицы сложения. Точнее, дети ее знают, но не так уверенно как таблицу умножения. Дело в том, что таблицу умножения учат наизусть и учитель регулярно проводит опрос по таблице умножения. А если мы спросим первоклассника (или даже третьеклассника): «Сколько будет 5+7», ответ мы получит не сразу, а спустя пару секунд. Потому что ребенок будет сначала считать, а потом уже ответит. В принципе, конечно, не обязательно знать таблицу сложении. Всегда можно посчитать. Но для школьника это знание – критерий успешности. Почему? Потому что на контрольной работе есть лимит времени. И тот, кто не тратит секунды на подсчет того, сколько будет 6+8 или 13-8, имеет больше времени на обдумывание задачи, на проверку. Однако учить таблицу сложения скучновато. Но всегда можно поиграть. Игра 1. «Ходилка». Возьмите обычную игру-ходилку с кубиком и фишками. Единственное условие, поле у игры должно быть достаточно большим (90-100 пунктов). И так как большинство игр такого рода предназначены для малышей, можно немного усложнить процесс и нарисовать дополнительные стрелочки-переходы. Секрет один – нужно играть не одним, а двумя кубиками. Уже в начале игры вы увидите, легко ли ваш ребенок складывает числа. Если ребенок начинает ходить сразу после того, как бросил кубики, то можно утверждать, что он неплохо знает таблицу сложения. Если же он делает паузы на подсчеты, стоит играть в эту игру, достигая беглости счета. Потом игру можно усложнить, сделав кубики самостоятельно. Ведь играя обычными кубиками, мы тренируем счет лишь до двенадцати. Сделайте кубики и напишите на них цифры от 1 до 9 (пример кубика смотрите ниже). Игра 2. Домино. Сделайте домино сами. Только вместо традиционных точек или картинок, нужно написать примеры. На картонные прямоугольники можно просто написать примеры на сложение и вычитание. А дальше можно играть, параллельно тренируя устный счет. Игра 3. Математическая цепочка. Это усложненный вариант домино. Заранее нужно подготовить некоторое количество карточек, которые ребенок должен выложить в цепочку. Пример такого задания приведен здесь (см. фото под текстом). Правда, это уже не игра, а именно задание. Однако школьники обычно составляют цепочки с интересом.
Источник