Способы запоминания речи презентация

Способы запоминания
презентация к уроку по психологии по теме

В презентации говорится о видах памяти, об упражнениях, с помощью которых можно развивать тот или иной вид памяти.

Скачать:

Вложение Размер
Пезентация 549.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Способы запоминания Родительское собрание Составитель: педагог-психолог Нуртдинова О.А.

Память бывает разная: Рече двига тель ная Слуховая Зритель ная Память запаха Память вкуса Память ума Память чувств Виды памяти

В зависимости от продолжительности закрепления и сохранения Информации память делят на 3 вида: Сенсорная Кратковременная Долговременная

В зависимости от того, какие ощущения преобладают говорят о памяти Зрительной Слуховой Эмоциональной Логической

Для развития зрительно – моторной и зрительной памяти ♦ необходимо организовать работу по образцу (списывание с доски, работа с прописями, с последующим продолжением по памяти)

Для развития слуховой памяти ♦ необходима работа по словесной инструкции с указанием порядка выполнения задания: написание под диктовку элементов букв, рисование под диктовку геометрических узоров по клеточкам и т.п.; Для развития логической памяти ♦ необходимо запоминать последовательности слов, которые могут быть объединены в смысловые группировки, последовательности действий в сюжетных рассказах и т.д.

Несколько советов для лучшего запоминания: Чаще всего человек владеет хорошо лишь одним из типов памяти ( зрительной, слуховой, моторной ). Разные виды памяти компенсируют друг друга.

Эмоциональная окраска материала способствует его запоминанию. Необходима цель, личностный смысл для запоминания. Запоминание без цели, Без личного смысла – это стрельба в пустоту. Для успешного запоминания необходима установка на запоминание и даже на длительность хранения. Важен род занятий до и после работы с материалом

Можно ли улучшить природу и силу человеческой памяти? ПРАВИЛО: Запоминается лучше тот материал, который логически связан между собой.

СПОСОБ: Для запоминания можно «рисовать» картинки, использовать ассоциации. При этом, чем абсурднее картинка, чем более эмоционально окрашена, тем лучше запоминается и воспроизводится. Эмоциональная окраска материала способствует его запоминанию.

СОН Многочисленные эксперименты показали, что сон играет важную роль в воспроизведении следа памяти и, возможно, даже в самом запоминании. Предполагается, что именно во сне происходит сортировка и, так сказать, укладка на полочки накопленной за день информации. Только это должен быть здоровый, полноценный сон.

СПОСОБ: -для запоминания можно использовать рисунки. Рисунки при этом должны быть однозначными и отражать основные мысли того, что необходимо запомнить.

Метод Цицерона Перед своим выступлением в римском сенате, он тренировался в произнесении речи у себя дома, переходя из одной комнаты в другую. Всякий раз, когда при обдумывании речи он переходил к следующей мысли, он делал небольшую паузу и мысленно соединял соответствующий раздел речи с определенным уголком своего дома.

Что же необходимо для лучшего запоминания: эмоциональная окраска заучиваемого; установка на запоминание; крепкая нервная система; полноценный, здоровый сон; организация материала; использование способов запоминания.

Несколько советов для эффективной тренировки своей памяти 1. Усталость и утомление – враги памяти. Хочешь хорошо запомнить заданный на дом материал, отдохни после школы, лучше на свежем воздухе. 2. Для лучшего запоминания нужны положительные эмоции, нужно хорошее настроение, при подготовке домашних заданий постарайся не думать о плохом. Если ты раздражен, взволнован, то сначала успокойся. 3. Постарайся избавиться от лени. Лень – злейший враг памяти. Для лучшего запоминания нужна готовность к восприятию, интерес.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Простые способы запоминания иностранных слов»

В данной статье вы найдете простые рекомендации ,следуя которым вы сможете обогатить свой словарный запас при изучении иностранного языка.

Ох, уж эта физика (или три способа запоминания физики)

В статье приведены примеры развивающих игр на уроке физики.

Приложение 3. Проект по орфоэпии. Способ запоминания.

Как лучше запомнить правильные ударения.

Эффективные способы запоминания словарных слов

Успешное усвоение трудных словарных слов достигается многократным систематическим повторением с использованием разнообразных эффективных способов.

Учебно-исследовательская работа » Эффективные способы запоминания словарных слов»

Цель: Изучить эффективные способы и приемы для запоминания слов с непроверяемыми орфограммами.В работе были использованы различные методы исследования: сбор и обработка информации, а.

Орфоэпические рифмовки как способ запоминания норм ударения.

Нормы ударения представлены в словарях ударения и в орфоэпических словарях. Поскольку язык находится в постоянном изменении, одно и то же слово может по-разному интерпретироваться в разных словарях. Ф.

Мнемотехника как эффективный способ запоминания иностранных слов (на примере английских слов по теме «Мебель»).

Из данной статьи Вы узнаете, как можно быстро и эффективно запоминать иностранные слова. Познакомитесь с такой техникой запоминания иностранных слов, как мнемотехника. В статье представлено пошаг.

Источник

Презентация к лекции «Запоминание речи»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Вопросы: Что такое композиция речи? Назовите пять составляющих композиции. Что такое план? Каковы его разновидности? Каковы задачи вступления? Какие рекомендации Вы можете дать при подготовке основной части выступления? Дайте определения тропам и фигурам. Приведите примеры из русской литературы.

Следующий этап в работе над речью — это ее запоминание. Метод запоминания и подготовки к выступлению у каждого индивидуален. Несколько советов ораторам: 1. Начинать готовиться к выступлению, особенно если оно важное, лучше не накануне, а за несколько дней. Это позволит «вжиться» в тему. 2. Речь нужно репетировать. 3. Репетировать речь нельзя «по кускам», а нужно только как целое. Если запутались, не начинайте сначала, а ищите выход по ходу речи. Упустив нечто важное, всегда можно ввести пропущенное в удобное место, сказав: «Чуть было не забыл… Вы еще спросите…» — и добавить то, что нужно. 4. Готовясь к речи, вы можете составить шпаргалку — несколько небольших листов бумаги, которые удобно держать в руке. Они должны содержать необходимый фактический материал: цифры, цитаты, примеры, доказательства.

5. Перед тем как репетировать речь, составьте план. Для короткого выступления это может быть просто перечень основных мыслей в нужном порядке, для более обстоятельного — развернутый общий план, отражающий завершенную форму будущей речи. 6. Когда репетируете, представьте себе, если возможно, ситуацию будущей речи — аудиторию, помещение. 7. Репетируя, не старайтесь запомнить фразы, отдельные обороты… Ваша цель — запомнить идеи речи, а не форму, в которой они выражаются. Помните, что вы будете беседовать со слушателями, а не читать наизусть. 8. Естественно, что при каждой репетиции речь будет получаться по-разному. Это и хорошо. Репетируя, обращайтесь к написанному плану только в том случае, если забудете сам ход мысли. 9. На листке плана оставьте широкие поля — на них вы можете записать опорные (ключевые) слова: по опорному слову вы легко восстановите в памяти весь соответствующий раздел.

Особое внимание следует обратить на использование в риторике мнемотехники — искусства запоминания. В античности были выработаны такие методы запоминания, которые помогали усилить память. I. Одним из старейших методов запоминания ораторских речей является метод loch или метод мест (слово loci по-латыни означает «место»). Этот метод состоит в том, что необходимая информация размещается в воображаемых местах. Чтобы вспомнить фрагмент речи, необходимо вспоминать место, где он «хранится». Запоминать публичные выступления удобно, если записать основные положения выступления, затем выбрать хорошо знакомое вам здание (лучше всего свой дом). В этом здании разместим основные части нашего выступления. Например, первую часть публичного выступления оставим возле входной двери, вторую часть выступления — в гостиной. Переходим из одной комнаты в другую, и в каждой оставляем по определенной части речи. Дополнительным местом можно считать любой предмет мебели (сервант, полку для книг, кресло и т.д.).

Известно, что этот метод широко использовался примерно с 500 г. до н.э. до 1600-х годов н.э. Конечно, мнемотехника основана на ассоциациях. Современный оратор может усовершенствовать этот метод, добавляя различные места. Например, городской парк, улицы родного города, фруктовый сад могут стать объектом внимания. Главное, чтобы эта территория была хорошо изучена и чтобы одно место отличалось от другого. Каждое место должно быть памятным и индивидуально неповторимым. Нам важно, чтобы запоминаемый предмет надежно связывался с местом его «хранения».

II. Другим мнемоническим приемом является метод ключевых слов. Он основан на том, что следует находить в каждой фразе ключевые, или опорные, слова, которые помогают быстро вспомнить целиком всю фразу. Ключевое слово дает оратору своеобразный мыслительный импульс, и это побуждает его раскрыть мысль. Например. Хорошая память является надежным ключом к успеху на любом профессиональном поприще. Ключевые слова в этом предложении — память, успех. Эти слова являются каркасом, вокруг которого группируются остальные слова. В каждом абзаце текста также можно выделить ключевую фразу, что позволяет легко вспомнить один раз прочитанный абзац.

Пример. Для прочного запоминания иностранных слов лучше всего работать на отдельных карточках. На одной стороне карточки напишите слово, а его перевод на другой. Рекомендуется работать не более чем с семью карточками одновременно. Ключевые слова? Задача оратора — вспомнить и развернуть предложенный материал (речь, доклад).

Рекомендации: 1. Внимательно прочитайте текст, выделите в нем логически связанные разделы. 2. В каждом разделе выберите главное, опорное слово, к нему присоедините ключевые слова тех фраз, которые предстоит запомнить. 3. После того как выстроится логическая цепочка из ключевых слов и фраз, ее надо немедленно проверить на прочность запоминания. Отработка связей продолжается до тех пор, пока оратор не обретет уверенность в своих силах. Психологи считают, что повторение материала пять-шесть раз подряд позволяет прочно удержать слова в памяти.

4. Письменно составить всю последовательность ключевых слов с той целью, чтобы осмыслить и уточнить их внутреннюю взаимосвязь. Важно определить и усвоить, как взаимосвязаны каждые соседние ключевые слова. Логическую последовательность ключевых слов следует повторить, осмыслить и выучить. 5. К каждому ключевому слову нужно сформулировать вопрос. Вопрос следует задавать так, чтобы он связывал это слово с соответствующим разделом, фразой. 6. В целях закрепления материала весь текст нужно повторить от начала до конца. Можно отдохнуть, совершить прогулку, послушать музыку, а через пять-шесть часов следует вернуться к работе с ключевыми словами: восстановить в памяти цепочку ключевых слов, создать с ее помощью весь текст и пересказать его.

Метод ключевых слов требует энергичной и настойчивой работы. Зато и действует он безотказно: ритору достаточно держать в памяти цепочку взаимосвязанных ключевых слов, чтобы текст речи «вытягивался» вслед за ними. Этот метод эффективен и надежен. Профессиональная практика, исследования ученых показали, что использование метода ключевых слов помогает без особого труда запомнить множество иностранных слов. Нужно только включить свое воображение, использовать метод визуализации и тогда можно успешно расширять свой словарный запас. Эксперимент с изучением иностранного языка

При использовании мнемонических приемов исключительно велика роль образов. К апробированным мнемоническим приемам можно отнести прием мысленных картин. Доказано, что любую информацию можно перевести в кодирующую ее схематическую картинку. Широко применяется этот прием составителями схем в школьных учебниках. Схемы Таблицы Диаграммы Иллюстрации Фотографии и проч. Прием мысленных картин становится особенно эффективным, если ритор научится хорошо воображать себе определенные картины.

Метод четырех ступеней (четырехступенчатый метод запоминания и усвоения информации) один из мнемотехнических методов укрепления памяти. Сущность его в том, что обычное повторение основано на внутреннем и устном проговаривании / пересказе прочитанного. Каждая из четырех ступеней запоминания имеет свои задачи и функции. Первая стадия называется основные мысли. Это подразумевает быстрое чтение материала (доклада, текста публичного выступления). Оратор нацелен на выделение основных мыслей и их взаимосвязей. После такого чтения следует повторить текст по памяти, включая взаимосвязь.

Вторую стадию можно назвать внимательное чтение. Оратор еще раз читает материал своего выступления, но уже более внимательно, отмечает подробности, которые можно и необходимо добавить к основным мыслям. Эти подробности должны усилить темп, сделать его более убедительным. Затем нужно мысленно все это привязать и разметить. Кроме того, необходимо мысленно повторить всю схему основных мыслей в их взаимосвязи, ввести отмеченные подробности.

Третья стадия представляет собой обзор. Оратор снова обращается к тексту выступления, но не читает, а просматривает его, причем в обратном направлении, от конца к началу. При этом обратном прохождении материала важно проверить и повторить связь основных мыслей друг с другом и с подробностями. Оратор мысленно задает себе предваряющие вопросы об этих связях, сразу отвечает на них и проверяет ответы. Обратное прохождение материала — один из эффективных способов запоминания.

Четвертая стадия —доработка, или доводка, материала. Не заглядывая в текст, оратор по памяти повторяет всю речь. От одной мысли к другой он идет по усвоенной к этому времени схеме. Ему следует вспомнить все подробности, связанные с каждой основной мыслью. На этой заключительной стадии запоминания повторять лучше не образами, а проговаривая про себя. Еще лучше пересказывать вслух, отрывками и большими фрагментами речи. Чем удобен этот метод? Он допускает проведение стольких повторений всего цикла или любого его этапа, сколько это необходимо.

Метод оперативного поэтапного освоения материала. Как оперативно получить нужную информацию? 1. Прочитать резюме: в нем, как правило, четко формулируются основные мысли рассмотренной главы. 2. Если в аннотации к книге есть описание данной главы, следует обязательно прочитать это описание. 3. Просматривая сам текст, необходимо особое внимание уделить подзаголовкам, схемам, таблицам, фотографиям и т.д. Такой целенаправленный обзор дает действительно хорошее представление о том, чему посвящена данная глава. После знакомства с резюме более осмысленно читается текст, воспринятый ранее.

1. Как запомнить номер телефона? Например, 2348055? 2. Как запомнить лица людей? 3. Как запомнить имена и фамилии?

Источник

Читайте также:  Как лечить эндометриоз народными способами
Оцените статью
Разные способы