- Как быстро запомнить большие объёмы информации
- Интервальное повторение
- Мнемотехники
- Метод Цицерона
- Метод пиктограмм
- Использование рифм
- Сочинение аббревиатур
- Ещё четыре подсказки для быстрого запоминания
- Секретные методы запоминания материала (советы для школьников)
- Рассмотрим двенадцать советов, которые могут помочь в учебе
- Способы запоминания информации для школьников
- 1. Регулярно повторяй пройденное (а не только перед контрольной или экзаменом)
- 2. Старайся вникать в суть и не упускать из виду общую картину
- 3. Составляй интеллект-карты
- 4. Придумывай подсказки: ассоциации, визуальные образы, истории, стихи и так далее
- 5. Рисуй блок-схемы
- 6. Используй стикеры-памятки
- 7. Учись по аудиозаписям
- 8. Смотри видеоуроки
- 9. Повторяй в группе
Как быстро запомнить большие объёмы информации
Как работает наша память и какие приёмы запоминания самые эффективные.
Быстро выучить иностранные слова, даты, формулы, теоремы и другую важную информацию для учёбы или экзамена помогут специальные методики, основанные на знании законов нашей памяти.
Интервальное повторение
Немецкий психолог, исследователь памяти Герман Эббингауз вывел так называемую кривую забывания. Он установил, что в течение первого часа мы забываем более 50% полученной информации, а через 10 часов от нее остаётся всего 35%. Дальше скорость забывания уменьшается: через 6 и через 30 дней мы помним примерно одинаковое количество выученного материала — около 20%.
На этом свойстве памяти и основана методика интервального повторения. Если повторять материал, когда мы почти успели его забыть, но ещё не забыли — он запоминается лучше.
Если повторение происходит в тот момент, когда информация еще свежа в памяти, эффект повторения минимален. Если же мы взялись за повторение слишком поздно, нам приходится учить всё заново.
Экспериментальным путём психологи выяснили: чтобы быстро выучить нужный материал, повторять его надо через следующие интервалы:
- сразу по окончании чтения,
- через 20 минут после первого повторения,
- через 8 часов после второго,
- через 24 часа после третьего.
Так можно усвоить нужную информацию за несколько дней. Если же на изучение материала есть несколько месяцев, схема другая:
- сразу по окончании чтения,
- через 20–30 минут после первого повторения,
- через 1 день после второго,
- через 2–3 недели после третьего,
- через 2–3 месяца после четвёртого повторения.
Это общие рекомендации. Индивидуальный график интервального повторения может выглядеть немного иначе. Его можно рассчитать самостоятельно, а можно воспользоваться специальными программами в интернете, которые для этого и придуманы.
Одна из таких программ — карточки Anki. Чтобы создать набор карточек, нужно скачать программу на компьютер. Лучше всего Anki подходят для запоминания дат, формул, имен, географических названий, иностранных слов. Для одного предмета стоит делать одну колоду, чтобы не путаться в информации из разных областей. Одна карточка — это один вопрос, а на обороте — ответ.
После создания колоды программа начинает самостоятельно предлагать пользователю карточки через определённые интервалы времени. Задача игрока — вспомнить ответ и сообщить программе, как быстро ему это удалось. Если информация сразу всплыла в памяти, нужно нажать кнопку Easy, если пришлось подумать — кнопку Good, а если вспомнить не получилось — кнопку Again. После этого карточки будут показываться раньше или позже, а через какое-то время программа установит наиболее подходящий именно пользователю интервал повторений. Останется только выучить материал, изложенный на карточках.
Мнемотехники
Информация запоминается лучше, если связана с другой информацией. Связь может быть разной, например, ассоциативной. Для создания и закрепления связей хорошо работает использование разных видов памяти — зрительной, тактильной и даже обонятельной. Ещё один способ запоминания — подключение эмоций. События, связанные с яркими эмоциями, обычно запоминаются надолго.
Мнемотехники придуманы для быстрого и прочного запоминания самых разных сведений, от номера телефона до плана выступления с речью. Разберём некоторые из этих техник.
Метод Цицерона
Подходит для запоминания больших объёмов информации — докладов, лекций, глав из учебника.
Заключается в создании цепочки опорных образов, связанных с нужными данными. Вспоминая, человек сначала воспроизводит в памяти образы, а за ним подтягивается и тот материал, который необходимо выучить.
Чтобы запомнить материал по методу Цицерона, необходимо:
- Задать опорную систему, то есть выбрать пространство, которое будет связано с информацией для запоминания. Это может быть, например, квартира, комната или любое помещение со знакомой обстановкой.
- Выбрать последовательность, с которой мы будем мысленно обходить это пространство: например, по часовой стрелке.
- Связать информацию, которую нужно запомнить, с расположением предметов в этом пространстве. Желательно и здесь соблюдать определённую последовательность. Если нужно запомнить доклад, начать следует со вступления: связать основные тезисы из него с предметом, который находится первым на пути, например, со шкафом в прихожей. Переходя к основной части доклада, каждую следующую мысль необходимо проассоциировать со следующим предметом мебели или деталью интерьера.
- Закрепить связь с помощью двух или трёх повторений.
Теперь, чтобы вспомнить доклад, достаточно будет совершить мысленную прогулку по квартире. При «взгляде» на тот или иной объект мозг воспроизведёт ту информацию, которая с ним связана.
Метод пиктограмм
Подходит для заучивания стихов, докладов, прозаических отрывков.
Текст, который требуется запомнить, нужно записать в виде пиктограмм — небольших рисунков, каждый из которых визуально отражает смысл того, что написано в тексте.
Например, нужно выучить стихотворение Н. Некрасова «Однажды в студеную зимнюю пору». Читаем и рисуем:
Однажды, в студёную зимнюю пору → Снежинки, сугроб
Я из лесу вышел; был сильный мороз. → Несколько ёлочек и изображение градусника, на котором —30.
Гляжу, поднимается медленно в гору → Гора и стрелка наверх
Лошадка, везущая хворосту воз. → Изображение лошадки и вязанки дров.
Закончив создавать рисуночное письмо, его следует положить перед собой и попытаться воспроизвести текст. Наверняка получится вспомнить больше, чем без подсказки.
Использование рифм
Подходит для изучения иностранного и русского языков, запоминания имён, фамилий, географических названий.
Рифмованные строки наш мозг запоминает куда быстрее и прочнее, чем тексты в прозе. На этом эффекте основаны многие рекламные сообщения. Вспомните, как долго крутятся в голове несколько фраз из рекламы, сказанных в рифму. «Миринда. Жизнь хороша, когда пьешь не спеша»; «Свежее дыхание облегчает понимание!»
Например, существуют стихи для запоминания глаголов-исключений второго спряжения в русском языке:
Гнать, дышать, держать, обидеть.
Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и терпеть,
А ещё смотреть, вертеть.
Писатель и педагог Александр Пыльцын написал целую поэму для заучивания неправильных глаголов в английском языке, которая начинается словами:
Я кирпичик throw-threw-thrown, (бросать)
Он в окошко fly-flew-flown, (летать)
Меня дядя catch-caught-caught, (ловить)
К папе с мамой bring-brought-brought. (приводить)
До сих пор я удивлен —
Fling-flung-flung откуда он? (выскакивать)
При желании и некоторых способностях срифмовать можно почти любой материал, который нуждается в запоминании. При этом многое останется в памяти уже в процессе сочинения.
Сочинение аббревиатур
Информацию можно закодировать, используя не только образы, но и слова, которые начинаются с тех же самых букв, что и нужные данные. Всем известна фраза «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». В ней закодирована последовательность цветов радуги — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Точно так же можно закодировать любую последовательность.
Напишите список слов, которые вам необходимо запомнить. Например, названия планет солнечной системы. Выпишите первые буквы названий. Получится М В З М Ю С У Н П.
А теперь попробуйте придумать любое связное предложение, слова которого начинаются на эти буквы. Не ограничивайте свою фантазию! Это занятие не только поможет запомнить материал, но и поднимет настроение.
Вариантов можно придумать множество. Например, «Морозным Вечером Залез на Мачту Юнга Стремясь Увидеть Незнакомый Порт». Таким же образом можно закодировать число Пи, падежи и даже последовательность расположения черепных нервов в мозгу человека!
Ещё четыре подсказки для быстрого запоминания
- Лучше всего информация запоминается перед сном. Прежде чем отправиться в кровать, найдите время для повторения важного материала. Не используйте время перед засыпанием для чтения новостей в соцсетях и игр на телефоне.
- Двигайтесь, когда что-то изучаете. Можно расхаживать туда-сюда по комнате, приседать, делать простые гимнастические упражнения.
- Задействуйте зрительную память. Запишите нужную информацию на карточках и повесьте в разных местах квартиры, где она будет часто попадаться на глаза: над столом, у зеркала в коридоре, на двери туалета, на холодильнике.
- Пишите конспекты. Небольшие заметки в процессе чтения нового материала стимулируют запоминание. Конспект можно выполнять в виде схемы, диаграммы, графика или интеллект-карты. Графические элементы, использование цветов и изображений создаёт в мозгу систему образов и помогает лучше усвоить информацию.
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Источник
Секретные методы запоминания материала (советы для школьников)
Двенадцать советов, которые помогут запомнить школьный материал.
Бытует мнение, что память хорошая у всех людей. Просто некоторые не умеют ею правильно пользоваться, чтобы все запоминалось быстро и легко. Кроме того, нужно не только запомнить материал, но и воспроизвести его.
Рассмотрим двенадцать советов, которые могут помочь в учебе
1. Подумай, как этот материал связан с тем, что ты уже знаешь.
География, наверняка, связана с историей, история связана с литературой, физика связана с химией, и так далее.
2. Повтори текст несколько раз.
Желательно воспроизводить мысли разными словами. Каждый раз повторяй по-новому, не зубри.
3. Если надо выучить стих, придумай для него мелодию.
Возможно, она будет нескладной, но песня лучше запоминается.
4. Расскажи это кому-нибудь.
Рассказывай с интересом тому, кому это будет интересно. Мы всегда запоминаем то, что нас впечатляет.
5. Попробуй на практике.
Не заучивай текст учебника по физике, а реши задачу или сделай эксперимент. Найди на карте изучаемые географические объекты.
6. Материал лучше воспринимается при ходьбе.
Возьми учебник в руки и, читая, пройдись по комнате. Размышлять тоже лучше тогда, когда прогуливаешься.
7. Придумай смешное название картинке, если тебе нужно ее запомнить.
Дорисуй на ней что-нибудь карандашом.
8. Если формула не запоминается, напиши ее другой рукой, не той, которой пишешь обычно.
Тоже самое можно сделать и с историческими датами.
9. Самый сложный материал нужно повторять перед сном, а изучать его лучше на свежую голову.
10. Мы можем запомнить за один раз лишь некоторый объем материала.
Ученые говорят, что он кратный семи единицам: семь цифр, семь страниц, семь слов. Ты почувствуешь, когда больше не запоминается. Именно тогда и следует сделать перерыв и переключится на что-то другое.
11. Используй разные виды памяти: смотри, пиши, проговаривай вслух.
Больше внимания следует уделять тому виду памяти, который развит от природы, так будет легче.
12. Иногда возникает блокировка памяти: никак не можешь вспомнить то, что учил.
В таких случаях следует расслабиться, закрыть глаза и представить черную точку.
Если заданий много, начни с тех, которые можешь выполнить. Спустя несколько минут увидишь, что можешь решить, если не все, то большую часть заданий.
Источник
Способы запоминания информации для школьников
Как запоминать информацию, чтобы она откладывалась в голове надолго? Бездумная зубрежка учебников в ночь накануне экзамена — точно не лучший метод. Делимся полезными советами и приемами, которые помогут школьнику учиться эффективнее и прочнее усваивать материал.
1. Регулярно повторяй пройденное (а не только перед контрольной или экзаменом)
Каждую неделю и каждый месяц повторяй пройденный материал. Ученики, которые не жалеют на это времени в течение года, оказываются в выигрыше. Им легче готовиться к экзаменам и контрольным.
В конце недели напиши на карточках краткое изложение главных тем по всем предметам.
Каждый предмет можно обозначить своим цветом или хранить тематические карточки в разных коробках.
В конце каждого месяца просматривай карточки недели. Так ты увидишь более общую картину пройденного, сможешь связать отдельные темы и освежить информацию в памяти.
Такое повторение облегчает процесс учебы: небольшие объемы информации запоминаются лучше и без особого напряжения.
2. Старайся вникать в суть и не упускать из виду общую картину
Заучивание разрозненных частей информации без понимания ее смысла сродни складыванию пазла наугад. Если ты просто зазубрил материал перед проверочной работой, но не понял его, то, скорее всего, забудешь все детали уже через несколько недель.
Нужно делать упор на осмысление материала, рассматривать каждую тему в контексте целого и использовать ключевые фрагменты как шаги к пониманию предмета.
3. Составляй интеллект-карты
Визуальное представление — один из самых эффективных способов обучения. Составление интеллект-карт стимулирует творческие способности, помогает выделить главное и увидеть связи между темами.
Составление интеллект-карты начинают с ключевого слова, которое помещают в центр. Обычно это название предмета, тема или категория. Слово обводят и проводят от него несколько линий — «ветвей». Каждая соответствует понятию, связанному с этим словом. От толстых линий могут отходить более мелкие «веточки» — детали или примеры, связанные с основными понятиями.
4. Придумывай подсказки: ассоциации, визуальные образы, истории, стихи и так далее
Существует множество вспомогательных средств, позволяющих лучше запомнить информацию. Можно начать с простых подсказок: картинок, ассоциаций, музыки, простых историй или акронимов.
Хорошо известен прием, когда из начальных букв слов, которые необходимо запомнить в определенной последовательности, складывают фразу.
Например, фраза «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» помогает вспомнить порядок основных цветов видимого спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Еще один способ лучше запомнить информацию — зарифмовать ее. Многие всю жизнь помнят стихи, выученные в детстве, что лишь доказывает эффективность этого способа.
А ведь можно придумывать свои стихи и использовать их для повторения. Этот творческий метод стимулирует память и способность воспроизводить соответствующую информацию.
5. Рисуй блок-схемы
Сложную информацию легче усваивать и повторять в форме блок-схемы. Особенно она полезна для изучения процессов и методов. Стрелками и цифрами показывают порядок пунктов или действий и связи между ними. Для наглядности используй цвета, символы или картинки.
Чтобы составить блок-схему, запиши этапы процесса или метода в виде ключевых слов. Покажи стрелками, как они связаны между собой.
6. Используй стикеры-памятки
Некоторые любят использовать стикеры или заметки-наклейки. Они хороши тем, что их можно переклеивать — в комнате, дневнике, а также в книгах, которые часто используются.
Они служат визуальной подсказкой и особенно удобны для повторения иностранных слов: знакомые объекты можно снабдить наклейкой с названием на другом языке.
7. Учись по аудиозаписям
Большое преимущество аудиофайлов — возможность загрузить их на мобильное устройство и слушать где угодно.
Если нужного аудиоматериала нет, можешь создать его самостоятельно. Читай вслух текст по учебнику или конспекту и записывай на диктофон, смартфон или компьютер.
При чтении изменяй темп и интонацию, чтобы текст звучал интересно и разнообразно. Затем прослушай запись несколько раз.
Многократное прослушивание активизирует обработку информации в мозге и помогает ее запомнить.
8. Смотри видеоуроки
В интернете можно найти короткие видеоуроки, в том числе по школьной программе. Сочетание видео и звука активизирует процесс запоминания.
Изученный с помощью зрения и слуха материал усваивается лучше, чем прочитанный.
Часто хорошо составленные видеоуроки захватывают и увлекают зрителей, что также стимулирует память.
9. Повторяй в группе
Занятия в одиночестве могут вызвать скуку и привести к откладыванию работы «на потом». В этом случае стоит позаниматься с друзьями. Объяснение тем друг другу способствует лучшему усвоению материала и позволяет отрепетировать устный ответ. Активная совместная работа развивает творческие способности.
Чтобы группа работала продуктивно, при ее организации важно придерживаться следующих правил.
- Договоритесь о времени занятий.
- Выберите тихое место.
- Уберите все, что отвлекает. Отключите телефоны.
- Составьте план и определите цели каждого занятия.
- Руководите занятиями по очереди.
- Учитесь друг у друга, работайте в команде, поддерживайте друг друга.
- Договоритесь о правилах работы.
- Начинайте занятие с обсуждения результата, который вы хотите получить.
Договорившись о времени и правилах, можно приступать к занятиям. Используйте разные виды работы, чтобы лучше понять и усвоить материал.
Больше полезных идей и советов, которые помогут школьнику успешно усваивать новые знания, — в книге «Как научить ребенка учиться»
Источник