Способы закупок продуктов питания по 44 фз

Закупка продуктов питания – как учесть все требования закона и избежать рисков

Зачастую при проведении закупки продуктов питания заказчик сталкивается с определенными сложностями. Рассмотрим подробно закупку продуктов питания, учитывая особенности продукции на каждом этапе.

Коды ОКПД 2 по продуктам питания

  • Код 10 – продукты пищевые (9 дочерних кодов);
  • Код 11- напитки (1 дочерний код).

Использование КТРУ

Каталог обязательно применять, в том числе в части соответствия наименования продукции – товара.

Выбор способа закупки

Данные коды ОКПД 2 попадают в аукционный перечень, установленный распоряжением № 471-р. Заказчик вправе провести электронный аукцион, электронный запрос котировок/запрос предложений либо закупку у единственного поставщика.

В рамках законодательства о контрактной системе разрешено проведение закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием (с учетом того, что НМЦК будет свыше 500 тыс. руб.), открытого конкурса (НМЦК до 500 тыс. руб.), двухэтапного конкурса в случаях закупки пищевых продуктов и (или) на оказание услуг общественного питания, закупаемых для:

  • дошкольных образовательных учреждений;
  • общеобразовательных учреждений;
  • образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
  • специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • специальных учебно-воспитательных учреждений и др.

(См. п.2 распоряжения Правительства РФ № 471-р).

Проведение совместных закупок по данному предмету контракта не запрещено, но в рамках закупочной документации стоит учесть логистику поставки продукции.

Формирование лота

Осуществляется по общим правилам. Заказчикам стоит учитывать нормы Закона о защите конкуренции и не включать в один лот продукцию с ограничениями по национальному режиму. Необходимо учитывать особенности рынка, включение в регламентацию разных перечней продукции, устанавливающих ограничения и преимущества, учитывать возможность принять участие потенциальных поставщиков, не нарушая конкуренции. Например, в один лот не стоит включать рыбную продукцию и фрукты.

Описание объекта закупки

Заказчику необходимо прописать качественные и технические характеристики, требования к безопасности пищевой продукции, упаковке, маркировке, транспортировке, а также использовать условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании (ГОСТ, ГОСТ Р и т.д.).

Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Особое внимание стоит уделить хранению и сроку остаточной годности на момент поставки закупаемой продукции.

По ст. 473 ГК РФ срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.

В закупочной документации срок годности (остаточный) должен быть установлен обоснованно и в рамках конкретного периода.

Также необходимо обратить внимание, если заказчик устанавливает ежедневную периодичность поставки, то взаимосвязь со сроком годности должна быть учтена (а также с временем транспортировки, подготовки сопроводительных документов к поставляемой продукции) и важно в таком случае не ограничивать количество потенциальных участников.

И в составе первой части заявки на участие, например, в электронном аукционе, нельзя требовать указания остаточного срока годности, так как Закон № 44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки (см. Решение Управления ФАС по Краснодарскому краю № 023/06/64-2878/2020 от 22.06.2020 г.).

Требования к сотрудникам, которые имеют прямой контакт с пищевыми продуктами в рамках прохождения обязательных медицинских осмотров прописываются в закупочной документации согласно Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».

При формировании описания объекта закупки стоит исключить:

  • Разделение букв пробелами, знаками в слове (например, «Поставка мо-ло-чной проду-кции»);
  • Опечатки (например, «Поставка мсяо»);
  • Грамматические ошибки;
  • Замену букв в слове на похожие по написанию;
  • Замену слов/букв на цифры (например, «П0ставка хлеба и хле6обулочных изделий»);
  • Подмену понятий;
  • Требования к участнику закупки;
  • Искажение сведений по установленным требованиям.

Перед размещением закупочной документации в ЕИС/на ЭТП рекомендуем осуществить проверку нормативно-технических документов на актуальность.

Читайте также:  Способы подачи рыбного блюда

Обоснование НМЦК

Осуществляется на общих основаниях по ст. 22 Закона № 44-ФЗ и методологии, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ № 567. При формировании запроса на предоставление коммерческих предложений заказчику необходимо изучить потенциальных поставщиков (с опытом поставки аналогичной продукции, с положительной деловой репутацией) и рынок в своем регионе.

Применение преимуществ и ограничений при проведении закупки

Заказчик обязан во исполнение ПП РФ № 649 предоставить преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы по предлагаемой ими цене исполнения контракта (в утвержденный перечень включены такие продукты, как фрукты, мука, молоко, сыр, сметана и др.), во исполнение ПП РФ № 341 (с учетом ред. ПП РФ № 973) предоставить преимущества организациям инвалидов (например, в перечень включены изделия хлебобулочные недлительного хранения, овощи (кроме картофеля), приготовленные или консервированные с уксусом или уксусной кислотой, соки и др.) А также заказчик должен установить ограничения по ПП РФ № 832, Приказу № 126н, отталкиваясь от кода ОКПД 2, который он установит при формировании закупки.

Контрактация, приемка

Заключение контракта, расторжение, внесение изменений осуществляет на общих основаниях. В рамках проведения приемочных мероприятий заказчик должен предусмотреть экспертизу своими силами либо с привлечением специалистов.

При осуществлении приемочных мероприятий заказчику рекомендуется:

  • Проверить документы на соответствие и полноту указанных данных требованиям контракта;
  • Проверить правильность оформления сопроводительных документов;
  • Проверить соответствие заявленного количества продукции, фактическому;
  • Проверить целостность упаковки, маркировку, соблюдение температурного режима при транспортировке, срок годности.

Если заказчик в рамках проведения приемки продукции обнаружит фальсификацию необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Направить поставщику мотивированный отказ от приемки с отражением причины;
  2. Оформить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (на основании заключения эксперта/экспертной организации);
  3. Направить сведения о поставщике в РНП;
  4. Заключить контракт в соответствии с ч. 17.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ с участником, занявшим второе место.

Источник

Способы закупок продуктов питания по 44 фз

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Основания для включения в проект контракта приведенных в вопросе формулировок отсутствуют.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 11 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов (далее — Правила) утверждены постановлением Правительства РФ от 02.06.2014 N 606.
По смыслу Закона N 44-ФЗ и Правил (смотрите, в частности, п. 6 Правил) применение типовых контрактов обязательно для заказчиков. Согласно п. 7 Правил разрабатываемые проекты типовых контрактов, типовых условий контрактов состоят из постоянной части, не подлежащей изменению в конкретной закупке, и переменной части, которая предусматривает возможность выбора одного или нескольких вариантов условий (данных) из предлагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий (данных), определенных ответственным органом в типовом контракте, типовых условиях контрактов, а также возможность внесения информации об условиях (данных) конкретной закупки, содержании таких условий (данных) и порядке определения такого содержания. При осуществлении закупки, по которой утверждены типовые контракты, типовые условия контрактов, заказчик не вправе произвольно изменять положения этих документов (смотрите письмо Минэкономразвития России от 27.09.2016 N Д28и-2543). За указанные действия должностные лица заказчика могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (решение УФАС по Тамбовской области от 08.05.2019 N 068/06/64-256/2019, постановление УФАС по Краснодарскому краю от 27.03.2019 N 174А-РЗ/2019).
Приказом Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140 утвержден типовой контракт на поставку продуктов питания (далее — Типовой контракт). В частности, в пп. 2.4 и 3.4 Типового контракта содержатся условия о порядке приемки и оплаты поставленных продуктов питания. Вместе с тем указанные пп. 2.4 и 3.4 Типового контракта предусматривают исключительно возможность выбора заказчиком соответствующих вариантов формулировок, предусмотренных Типовым контрактом, но не право самостоятельного внесения заказчиком информации об условиях конкретной закупки в проект контракта.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации основания для корректировки соответствующих положений типового контракта о порядке приемки и оплаты отсутствуют.
Официальных разъяснений и правоприменительной практики по данному вопросу мы не обнаружили.

Читайте также:  Технология изготовления постижерных украшений клеевым способом

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Сравнительная таблица способов закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Способы осуществления закупок:

  • конкурентные и неконкурентные;
  • закрытые и открытые;
  • конкурсы, аукционы, запросы котировок и предложений.

С 2022 года вступает в силу так называемый оптимизационный закон, и все изменится. Готовиться рекомендуем уже сейчас.

В 2022 году сократили количество способов определения поставщика

С 2022 года вступает в силу федеральный закон № 360-ФЗ от 02.07.2021. В п. 9 ст. 5 этого закона указано, что количество основных способов закупки в рамках 44-ФЗ сокращается до 6 форм определения поставщика:

  1. Конкурсы (открытый конкурс в электронной форме). Подробнее: «Инструкция по проведению открытого конкурса в электронной форме по 44-ФЗ»
  2. Закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме. Подробнее: «Как правильно провести закрытую закупку по 44-ФЗ».
  3. Аукционы (открытый аукцион в электронной форме). Подробнее: «Инструкция по проведению электронного аукциона по 44-ФЗ».
  4. Закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
  5. Запрос котировок в электронной форме. Подробнее: «Инструкция по проведению электронного запроса котировок по 44-ФЗ и 223-ФЗ».
  6. Малая электронная закупка у единственного поставщика. Подробнее: «Как закупают у единственного поставщика до 3 млн рублей с 01.04.2021».

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как определить типовой способ закупки при планировании. Используйте эти инструкции бесплатно.

Какие есть варианты процедур по № 44-ФЗ в 2021 году

Вот удобная таблица по № 44-ФЗ, которая наглядно демонстрирует все варианты форм определения поставщика в 2021 году.

Конкурентные формы закупок по 44-ФЗ Неконкурентные
Конкурсы (в т. ч. электронные) Закупки у единственного поставщика
Аукционы
Запросы котировок (в т. ч. электронные)
Запросы предложений (в т. ч. электронные)
Закрытые способы (в т. ч. электронные)

Конкурентные способы определения поставщика по № 44-ФЗ

Для удобства сделали сравнение способов закупки по 44-ФЗ в таблице, отражающей все конкурентные виды тендеров в рамках действующего контрактного законодательства.

Виды конкурентных процедур по 44-ФЗ Подвид Описание процедуры Как определяют победителя
Конкурсы Открытый Как и другие конкурсы, открытый проводится в «живом» виде. Какие-либо ограничения по ценам отсутствуют. Это самый распространенный подвид. Ко всем участникам предъявляются одинаковые требования. Конкурс адресован неопределенному кругу поставщиков. Извещение о процедуре должно публиковаться в ЕИС. Побеждает поставщик, предложивший наилучшие условия.
С ограниченным участием Применяется при госзакупках сложных и инновационных товаров и услуг. Победитель проходит предквалификационный отбор. Круг лиц, выступающих в качестве адресатов, неограничен, требования ко всем участникам едины.
Двухэтапный Помимо основных требований, заказчик вправе добавлять дополнительные. Побеждает тот, чьи условия окажутся наилучшими по результатам второго этапа. Двухэтапные конкурентные процедуры по 44-ФЗ проводятся в целях заключения госконтракта на проведение научных экспериментов, различных исследований, изысканий и т. д. и при необходимости обсудить с компаниями-участниками характеристики объекта. Конкурс адресуется неопределенному кругу лиц.
Закрытый Конкурсное предложение адресуется ограниченному кругу поставщиков, соответствующих определенным требованиям. Применяются, когда присутствует государственная тайна, либо закупают перевозку средств госфонда, либо при поиске водителей и персонала для обслуживания судей и судебных приставов. С 01.07.2018 этот список дополнили процедурами для федеральных органов исполнительной власти, составляющих и реализующих государственную политику в сфере обороны, обеспечения безопасности, и закупками для подведомственных им учреждений и ГУП. Полный перечень таких заказчиков утвержден ПП № 223 от 28.02.2019. В него попали Министерство обороны, СВР и ФСБ.
Закрытый с ограниченным участием
Закрытый двухэтапный
Электронные конкурсы Электронные конкурсные процедуры по 44 ФЗ — это аналог «бумажных». Проводятся по аналогии с «бумажными» процедурами. Заказчики в обязательном порядке применяют с 01.01.2019.
Аукционы Открытый в электронной форме Открытые аукционные конкурентные процедуры закупок — это самая популярная форма. В качестве критерия для выбора победителя выступает предложенная ими цена. Процедура проводится без какого-либо ограничения по сумме. Перечень закупок, обязательный для этой формы торгов, устанавливается правительством. Открытые аукционы проводятся на электронных площадках. В настоящий момент их восемь. Побеждает поставщик, чья цена в ходе торгов с пошаговым снижением стала наименьшей.
Закрытый За получение документации об этом виде аукциона устанавливают определенную плату. Ее назначает заказчик, а информация об этом должна указываться в приглашениях на принятие участия в аукционе. В Распоряжении Правительства № 1447-р от 12.07.2018 утверждается специализированная площадка для таких торгов — АСТ «ГОЗ».
Запросы котировок Используются, когда НМЦК назначена менее 500 000 рублей. Проводятся посредством передачи поставщиками конвертов с ценами заказчику. В качестве участников выступает неопределенный круг лиц. Извещение о процедуре должно размещаться в ЕИС. Побеждает поставщик, предложивший наименьшую цену.
Электронные запросы котировок С 01.01.2019 электронные запросы котировок обязаны проходить в цифровой форме. В качестве оснований для выбора этого вида закупок выступают те же, что и для «бумажного» варианта. В соответствии с ч. 45 ст. 112 № 44-ФЗ в 2019 году годовой объем госзакупок «бумажных», электронных запросов котировок или одновременно тех и других в совокупности не превышает 10 % СГОЗ.
Запросы предложений Это тоже закупки конкурентным способом по № 44-ФЗ. Используются при госзакупке лекарственных препаратов для пациентов по медицинским показаниям, спортивной экипировки и инвентаря для Олимпийских и Паралимпийских игр в случае признания повторного круга несостоявшимся. Участниками выступает неопределенный круг лиц. Информация о процедуре должна размещаться в ЕИС. Еще одно название запроса предложений — мини-конкурс. Побеждает та компания, у которой в окончательном предложении будут отражены самые идеальные условия.
Электронные запросы предложений С 01.01.2019 они перешли на дистанционный метод определения победителя. Наряду с несостоявшимся конкурсом, электронный запрос предложений выбирают после того, как признали:
  • электронный аукцион несостоявшимся по ч. 4 ст. 71 № 44-ФЗ;
  • открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, которые проводились в цифровой форме, несостоявшимися по ч. 4 ст. 55.1 Закона о контрактной системе.

Комплексный анализ Закона о контрактной системе определяет, какие способы закупок используются при объемах менее 500 000 руб. в 2021 году, — только запрос котировок в «бумажной форме». Это указано в ст. 72 № 44-ФЗ. Но это не означает, что другие процедуры не проводят при таких объемах, для аукциона, конкурса, запроса предложений предельной начальной (максимальной) цены не предусмотрено.

А с 01.04.2021 заказчики вправе проводить электронные запросы котировок на сумму до 3 млн руб. До этой даты предельная стартовая цена была ограничена 500 000 рублей.

Обратите внимание на сводный отчет мониторинга госзакупок. Минфин ежегодно публикует таблицу способов закупок по 44-ФЗ, в которой показывает, какие из них чаще проводятся, а какие практически не используются заказчиками. Вот пример такой таблицы из отчета за 2020 год.

Неконкурентные способы

Существует только один неконкурентный способ закупки по № 44-ФЗ — у единственного поставщика. Она предусматривает возможность заключения госконтракта без организации процедуры по отбору компании-победителя (так записано в ст. 93 № 44-ФЗ). Список случаев является закрытым. В нем 55 различных оснований, в их числе:

  • покупка лекарств;
  • ликвидация аварий;
  • и др.

Способы определения поставщика по 223-ФЗ

В настоящее время по № 223-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют способы закупок конкурентного и неконкурентного типа. Вплоть до 01.07.2018 в законодательстве закреплялось только два вида таких процедур: конкурс и электронный аукцион. Но, после того как в силу вступили изменения к Положению о проведении закупок, заказчиков обязали самостоятельно прописывать алгоритмы проведения аукционов, конкурсов и запросов предложений и запросов котировок по № 223-ФЗ.

Для остальных процедур заказчики вправе задавать в Положении прочие способы выбора поставщика. Например:

  • редукцион (представляет собой аукцион на повышение);
  • многолотовый аукцион и др.

Заказчику необходимо прописать все условия для проведения процедур, начиная с оснований и заканчивая вариантами развития событий при признании их несостоявшимися.

Для неконкурентных способов по № 223-ФЗ четкого перечня процедур нет. Юридические лица определяют их самостоятельно. Ограничивают эти действия только правовые акты о защите конкуренции.

Источник

Читайте также:  Посчитай разными способами сколько клеток вмещает каждая фигура
Оцените статью
Разные способы