- Закупка продуктов питания – как учесть все требования закона и избежать рисков
- Коды ОКПД 2 по продуктам питания
- Использование КТРУ
- Выбор способа закупки
- Формирование лота
- Описание объекта закупки
- Обоснование НМЦК
- Применение преимуществ и ограничений при проведении закупки
- Контрактация, приемка
- Способы закупок продуктов питания по 44 фз
- Сравнительная таблица способов закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ
- В 2022 году сократили количество способов определения поставщика
- Какие есть варианты процедур по № 44-ФЗ в 2021 году
- Конкурентные способы определения поставщика по № 44-ФЗ
- Неконкурентные способы
- Способы определения поставщика по 223-ФЗ
Закупка продуктов питания – как учесть все требования закона и избежать рисков
Зачастую при проведении закупки продуктов питания заказчик сталкивается с определенными сложностями. Рассмотрим подробно закупку продуктов питания, учитывая особенности продукции на каждом этапе.
Коды ОКПД 2 по продуктам питания
- Код 10 – продукты пищевые (9 дочерних кодов);
- Код 11- напитки (1 дочерний код).
Использование КТРУ
Каталог обязательно применять, в том числе в части соответствия наименования продукции – товара.
Выбор способа закупки
Данные коды ОКПД 2 попадают в аукционный перечень, установленный распоряжением № 471-р. Заказчик вправе провести электронный аукцион, электронный запрос котировок/запрос предложений либо закупку у единственного поставщика.
В рамках законодательства о контрактной системе разрешено проведение закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием (с учетом того, что НМЦК будет свыше 500 тыс. руб.), открытого конкурса (НМЦК до 500 тыс. руб.), двухэтапного конкурса в случаях закупки пищевых продуктов и (или) на оказание услуг общественного питания, закупаемых для:
- дошкольных образовательных учреждений;
- общеобразовательных учреждений;
- образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
- специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- специальных учебно-воспитательных учреждений и др.
(См. п.2 распоряжения Правительства РФ № 471-р).
Проведение совместных закупок по данному предмету контракта не запрещено, но в рамках закупочной документации стоит учесть логистику поставки продукции.
Формирование лота
Осуществляется по общим правилам. Заказчикам стоит учитывать нормы Закона о защите конкуренции и не включать в один лот продукцию с ограничениями по национальному режиму. Необходимо учитывать особенности рынка, включение в регламентацию разных перечней продукции, устанавливающих ограничения и преимущества, учитывать возможность принять участие потенциальных поставщиков, не нарушая конкуренции. Например, в один лот не стоит включать рыбную продукцию и фрукты.
Описание объекта закупки
Заказчику необходимо прописать качественные и технические характеристики, требования к безопасности пищевой продукции, упаковке, маркировке, транспортировке, а также использовать условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании (ГОСТ, ГОСТ Р и т.д.).
Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Особое внимание стоит уделить хранению и сроку остаточной годности на момент поставки закупаемой продукции.
По ст. 473 ГК РФ срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
В закупочной документации срок годности (остаточный) должен быть установлен обоснованно и в рамках конкретного периода.
Также необходимо обратить внимание, если заказчик устанавливает ежедневную периодичность поставки, то взаимосвязь со сроком годности должна быть учтена (а также с временем транспортировки, подготовки сопроводительных документов к поставляемой продукции) и важно в таком случае не ограничивать количество потенциальных участников.
И в составе первой части заявки на участие, например, в электронном аукционе, нельзя требовать указания остаточного срока годности, так как Закон № 44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки (см. Решение Управления ФАС по Краснодарскому краю № 023/06/64-2878/2020 от 22.06.2020 г.).
Требования к сотрудникам, которые имеют прямой контакт с пищевыми продуктами в рамках прохождения обязательных медицинских осмотров прописываются в закупочной документации согласно Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».
При формировании описания объекта закупки стоит исключить:
- Разделение букв пробелами, знаками в слове (например, «Поставка мо-ло-чной проду-кции»);
- Опечатки (например, «Поставка мсяо»);
- Грамматические ошибки;
- Замену букв в слове на похожие по написанию;
- Замену слов/букв на цифры (например, «П0ставка хлеба и хле6обулочных изделий»);
- Подмену понятий;
- Требования к участнику закупки;
- Искажение сведений по установленным требованиям.
Перед размещением закупочной документации в ЕИС/на ЭТП рекомендуем осуществить проверку нормативно-технических документов на актуальность.
Обоснование НМЦК
Осуществляется на общих основаниях по ст. 22 Закона № 44-ФЗ и методологии, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ № 567. При формировании запроса на предоставление коммерческих предложений заказчику необходимо изучить потенциальных поставщиков (с опытом поставки аналогичной продукции, с положительной деловой репутацией) и рынок в своем регионе.
Применение преимуществ и ограничений при проведении закупки
Заказчик обязан во исполнение ПП РФ № 649 предоставить преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы по предлагаемой ими цене исполнения контракта (в утвержденный перечень включены такие продукты, как фрукты, мука, молоко, сыр, сметана и др.), во исполнение ПП РФ № 341 (с учетом ред. ПП РФ № 973) предоставить преимущества организациям инвалидов (например, в перечень включены изделия хлебобулочные недлительного хранения, овощи (кроме картофеля), приготовленные или консервированные с уксусом или уксусной кислотой, соки и др.) А также заказчик должен установить ограничения по ПП РФ № 832, Приказу № 126н, отталкиваясь от кода ОКПД 2, который он установит при формировании закупки.
Контрактация, приемка
Заключение контракта, расторжение, внесение изменений осуществляет на общих основаниях. В рамках проведения приемочных мероприятий заказчик должен предусмотреть экспертизу своими силами либо с привлечением специалистов.
При осуществлении приемочных мероприятий заказчику рекомендуется:
- Проверить документы на соответствие и полноту указанных данных требованиям контракта;
- Проверить правильность оформления сопроводительных документов;
- Проверить соответствие заявленного количества продукции, фактическому;
- Проверить целостность упаковки, маркировку, соблюдение температурного режима при транспортировке, срок годности.
Если заказчик в рамках проведения приемки продукции обнаружит фальсификацию необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:
- Направить поставщику мотивированный отказ от приемки с отражением причины;
- Оформить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (на основании заключения эксперта/экспертной организации);
- Направить сведения о поставщике в РНП;
- Заключить контракт в соответствии с ч. 17.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ с участником, занявшим второе место.
Источник
Способы закупок продуктов питания по 44 фз
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Основания для включения в проект контракта приведенных в вопросе формулировок отсутствуют.
Обоснование вывода:
Согласно ч. 11 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов (далее — Правила) утверждены постановлением Правительства РФ от 02.06.2014 N 606.
По смыслу Закона N 44-ФЗ и Правил (смотрите, в частности, п. 6 Правил) применение типовых контрактов обязательно для заказчиков. Согласно п. 7 Правил разрабатываемые проекты типовых контрактов, типовых условий контрактов состоят из постоянной части, не подлежащей изменению в конкретной закупке, и переменной части, которая предусматривает возможность выбора одного или нескольких вариантов условий (данных) из предлагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий (данных), определенных ответственным органом в типовом контракте, типовых условиях контрактов, а также возможность внесения информации об условиях (данных) конкретной закупки, содержании таких условий (данных) и порядке определения такого содержания. При осуществлении закупки, по которой утверждены типовые контракты, типовые условия контрактов, заказчик не вправе произвольно изменять положения этих документов (смотрите письмо Минэкономразвития России от 27.09.2016 N Д28и-2543). За указанные действия должностные лица заказчика могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ (решение УФАС по Тамбовской области от 08.05.2019 N 068/06/64-256/2019, постановление УФАС по Краснодарскому краю от 27.03.2019 N 174А-РЗ/2019).
Приказом Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140 утвержден типовой контракт на поставку продуктов питания (далее — Типовой контракт). В частности, в пп. 2.4 и 3.4 Типового контракта содержатся условия о порядке приемки и оплаты поставленных продуктов питания. Вместе с тем указанные пп. 2.4 и 3.4 Типового контракта предусматривают исключительно возможность выбора заказчиком соответствующих вариантов формулировок, предусмотренных Типовым контрактом, но не право самостоятельного внесения заказчиком информации об условиях конкретной закупки в проект контракта.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации основания для корректировки соответствующих положений типового контракта о порядке приемки и оплаты отсутствуют.
Официальных разъяснений и правоприменительной практики по данному вопросу мы не обнаружили.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник
Сравнительная таблица способов закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Способы осуществления закупок:
- конкурентные и неконкурентные;
- закрытые и открытые;
- конкурсы, аукционы, запросы котировок и предложений.
С 2022 года вступает в силу так называемый оптимизационный закон, и все изменится. Готовиться рекомендуем уже сейчас.
В 2022 году сократили количество способов определения поставщика
С 2022 года вступает в силу федеральный закон № 360-ФЗ от 02.07.2021. В п. 9 ст. 5 этого закона указано, что количество основных способов закупки в рамках 44-ФЗ сокращается до 6 форм определения поставщика:
- Конкурсы (открытый конкурс в электронной форме). Подробнее: «Инструкция по проведению открытого конкурса в электронной форме по 44-ФЗ»
- Закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме. Подробнее: «Как правильно провести закрытую закупку по 44-ФЗ».
- Аукционы (открытый аукцион в электронной форме). Подробнее: «Инструкция по проведению электронного аукциона по 44-ФЗ».
- Закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
- Запрос котировок в электронной форме. Подробнее: «Инструкция по проведению электронного запроса котировок по 44-ФЗ и 223-ФЗ».
- Малая электронная закупка у единственного поставщика. Подробнее: «Как закупают у единственного поставщика до 3 млн рублей с 01.04.2021».
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как определить типовой способ закупки при планировании. Используйте эти инструкции бесплатно.
Какие есть варианты процедур по № 44-ФЗ в 2021 году
Вот удобная таблица по № 44-ФЗ, которая наглядно демонстрирует все варианты форм определения поставщика в 2021 году.
Конкурентные формы закупок по 44-ФЗ | Неконкурентные |
---|---|
Конкурсы (в т. ч. электронные) | Закупки у единственного поставщика |
Аукционы | |
Запросы котировок (в т. ч. электронные) | |
Запросы предложений (в т. ч. электронные) | |
Закрытые способы (в т. ч. электронные) |
Конкурентные способы определения поставщика по № 44-ФЗ
Для удобства сделали сравнение способов закупки по 44-ФЗ в таблице, отражающей все конкурентные виды тендеров в рамках действующего контрактного законодательства.
Виды конкурентных процедур по 44-ФЗ | Подвид | Описание процедуры | Как определяют победителя |
---|---|---|---|
Конкурсы | Открытый | Как и другие конкурсы, открытый проводится в «живом» виде. Какие-либо ограничения по ценам отсутствуют. Это самый распространенный подвид. Ко всем участникам предъявляются одинаковые требования. Конкурс адресован неопределенному кругу поставщиков. Извещение о процедуре должно публиковаться в ЕИС. | Побеждает поставщик, предложивший наилучшие условия. |
С ограниченным участием | Применяется при госзакупках сложных и инновационных товаров и услуг. Победитель проходит предквалификационный отбор. Круг лиц, выступающих в качестве адресатов, неограничен, требования ко всем участникам едины. | ||
Двухэтапный | Помимо основных требований, заказчик вправе добавлять дополнительные. Побеждает тот, чьи условия окажутся наилучшими по результатам второго этапа. Двухэтапные конкурентные процедуры по 44-ФЗ проводятся в целях заключения госконтракта на проведение научных экспериментов, различных исследований, изысканий и т. д. и при необходимости обсудить с компаниями-участниками характеристики объекта. Конкурс адресуется неопределенному кругу лиц. | ||
Закрытый | Конкурсное предложение адресуется ограниченному кругу поставщиков, соответствующих определенным требованиям. Применяются, когда присутствует государственная тайна, либо закупают перевозку средств госфонда, либо при поиске водителей и персонала для обслуживания судей и судебных приставов. С 01.07.2018 этот список дополнили процедурами для федеральных органов исполнительной власти, составляющих и реализующих государственную политику в сфере обороны, обеспечения безопасности, и закупками для подведомственных им учреждений и ГУП. Полный перечень таких заказчиков утвержден ПП № 223 от 28.02.2019. В него попали Министерство обороны, СВР и ФСБ. | ||
Закрытый с ограниченным участием | |||
Закрытый двухэтапный | |||
Электронные конкурсы | Электронные конкурсные процедуры по 44 ФЗ — это аналог «бумажных». | Проводятся по аналогии с «бумажными» процедурами. Заказчики в обязательном порядке применяют с 01.01.2019. | |
Аукционы | Открытый в электронной форме | Открытые аукционные конкурентные процедуры закупок — это самая популярная форма. В качестве критерия для выбора победителя выступает предложенная ими цена. Процедура проводится без какого-либо ограничения по сумме. Перечень закупок, обязательный для этой формы торгов, устанавливается правительством. Открытые аукционы проводятся на электронных площадках. В настоящий момент их восемь. | Побеждает поставщик, чья цена в ходе торгов с пошаговым снижением стала наименьшей. |
Закрытый | За получение документации об этом виде аукциона устанавливают определенную плату. Ее назначает заказчик, а информация об этом должна указываться в приглашениях на принятие участия в аукционе. В Распоряжении Правительства № 1447-р от 12.07.2018 утверждается специализированная площадка для таких торгов — АСТ «ГОЗ». | ||
Запросы котировок | Используются, когда НМЦК назначена менее 500 000 рублей. Проводятся посредством передачи поставщиками конвертов с ценами заказчику. В качестве участников выступает неопределенный круг лиц. Извещение о процедуре должно размещаться в ЕИС. | Побеждает поставщик, предложивший наименьшую цену. | |
Электронные запросы котировок | С 01.01.2019 электронные запросы котировок обязаны проходить в цифровой форме. В качестве оснований для выбора этого вида закупок выступают те же, что и для «бумажного» варианта. В соответствии с ч. 45 ст. 112 № 44-ФЗ в 2019 году годовой объем госзакупок «бумажных», электронных запросов котировок или одновременно тех и других в совокупности не превышает 10 % СГОЗ. | ||
Запросы предложений | Это тоже закупки конкурентным способом по № 44-ФЗ. Используются при госзакупке лекарственных препаратов для пациентов по медицинским показаниям, спортивной экипировки и инвентаря для Олимпийских и Паралимпийских игр в случае признания повторного круга несостоявшимся. Участниками выступает неопределенный круг лиц. Информация о процедуре должна размещаться в ЕИС. Еще одно название запроса предложений — мини-конкурс. | Побеждает та компания, у которой в окончательном предложении будут отражены самые идеальные условия. | |
Электронные запросы предложений | С 01.01.2019 они перешли на дистанционный метод определения победителя. Наряду с несостоявшимся конкурсом, электронный запрос предложений выбирают после того, как признали:
|
Комплексный анализ Закона о контрактной системе определяет, какие способы закупок используются при объемах менее 500 000 руб. в 2021 году, — только запрос котировок в «бумажной форме». Это указано в ст. 72 № 44-ФЗ. Но это не означает, что другие процедуры не проводят при таких объемах, для аукциона, конкурса, запроса предложений предельной начальной (максимальной) цены не предусмотрено.
А с 01.04.2021 заказчики вправе проводить электронные запросы котировок на сумму до 3 млн руб. До этой даты предельная стартовая цена была ограничена 500 000 рублей.
Обратите внимание на сводный отчет мониторинга госзакупок. Минфин ежегодно публикует таблицу способов закупок по 44-ФЗ, в которой показывает, какие из них чаще проводятся, а какие практически не используются заказчиками. Вот пример такой таблицы из отчета за 2020 год.
Неконкурентные способы
Существует только один неконкурентный способ закупки по № 44-ФЗ — у единственного поставщика. Она предусматривает возможность заключения госконтракта без организации процедуры по отбору компании-победителя (так записано в ст. 93 № 44-ФЗ). Список случаев является закрытым. В нем 55 различных оснований, в их числе:
- покупка лекарств;
- ликвидация аварий;
- и др.
Способы определения поставщика по 223-ФЗ
В настоящее время по № 223-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют способы закупок конкурентного и неконкурентного типа. Вплоть до 01.07.2018 в законодательстве закреплялось только два вида таких процедур: конкурс и электронный аукцион. Но, после того как в силу вступили изменения к Положению о проведении закупок, заказчиков обязали самостоятельно прописывать алгоритмы проведения аукционов, конкурсов и запросов предложений и запросов котировок по № 223-ФЗ.
Для остальных процедур заказчики вправе задавать в Положении прочие способы выбора поставщика. Например:
- редукцион (представляет собой аукцион на повышение);
- многолотовый аукцион и др.
Заказчику необходимо прописать все условия для проведения процедур, начиная с оснований и заканчивая вариантами развития событий при признании их несостоявшимися.
Для неконкурентных способов по № 223-ФЗ четкого перечня процедур нет. Юридические лица определяют их самостоятельно. Ограничивают эти действия только правовые акты о защите конкуренции.
Источник