Способы закупки по 223 фз таблица 2021

Инструкция по проведению закупок по 223-ФЗ с изменениями в 2021 году

223-ФЗ о закупках для «чайников» — это закон, по которому закупаются госкомпании, госкорпорации и другие отдельные виды юридических лиц. Но все равно для таких тендеров есть определенные правила и инструкции.

Скачать Федеральный закон 223-ФЗ с последними изменениями и комментариями на 2021 год из КонсультантПлюс

Пошаговая инструкция по проведению тендеров по 223-ФЗ

Пошаговое руководство по закупке по 223-ФЗ в 2021 году:

  • планируют проведение;
  • выбирают способ;
  • проводят процедуру;
  • заключают договор.

Разберем каждый этап подробнее.

Планируем

Каждый заказчик, который реализует конкурентные и неконкурентные закупки по 223-ФЗ, составляет план закупок. Этот документ охватывает период не менее одного года и подлежит обязательному размещению в ЕИС. Форма плана утверждена постановлением № 932 от 17.09.2012, как и требования к его содержанию. В плане указывают:

  • сведения о заказчике;
  • номер документа;
  • что закупают;
  • характеристики товара;
  • единицы измерения, количество и место поставки товара;
  • максимальную цену договора;
  • когда разместят процедуру;
  • срок выполнения договора;
  • способ проведения процедуры;
  • сведения о процедурах для СМП и инновационной, высокотехнологичной продукции.

Форма планов закупок инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств установлена постановлением № 932, а конкретный перечень заказчиков, которые обязаны проводить эти процедуры, — распоряжением Правительства РФ № 475-р от 21.03.2016. Такие планы составляют на срок не менее пяти лет и размещают в ЕИС.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали применение 223-ФЗ для чайников: просто о сложном. Используйте эти инструкции бесплатно.

Выбираем форму и способ определения поставщика

Вот пошаговое руководство по закупке по 223-ФЗ для заказчиков.

Шаг 1. Выбираем вид — конкурентная или нет. Под неконкурентной понимается прямая покупка у конкретного поставщика, конкурентная закупка по 223-ФЗ — это тендер, о котором сообщено неограниченному кругу лиц. Способом у единственного источника и иными неконкурентными способами реализуют покупки малого объема, для которых проведение тендера нецелесообразно.

Шаг 2. Определяем тип процедуры — электронная или бумажная. Какие тендеры проводят в электронной форме, указано в постановлении № 616 от 21.06.2012. Также ФЗ-223 обязывает проводить электронные процедуры для МСП.

Шаг 3. Выбираем способ определения поставщика в соответствии с положением о закупке, которое принято в компании:

  • конкурсы проводят, когда важны неценовые критерии выбора победителя — опыт, квалификация, деловая репутация и проч.;
  • аукцион проводится, если основной критерий — цена;
  • заказчики используют запрос предложений и запрос котировок по 223-ФЗ, когда необходим быстрый выбор победителя, а предмет и сумма договора это позволяют;
  • вот как провести процедуру закупок по 223-ФЗ без цены: когда невозможно определить цену тендера, заказчик приводит в документации формулу расчета суммы договора, максимальное значение или стоимость единицы товара, в этом случае заказ проводят без начальной цены договора;
  • закрытые способы используют, если в информации о тендере содержатся секретные сведения;
  • упрощенный порядок проведения тендеров реализуют для отдельных категорий участников (СМП).

Главная особенность 223-ФЗ для поставщика: заказчики в своей работе руководствуются регламентом проведения тендеров из положения, которое утверждено руководством организации.

Проводим процедуру

Регламент проведения процедур заказчики указывают в положении в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ, конкурентные закупки осуществляются следующим образом в несколько этапов:

Этап 1. Подготовка документации. Часть 10 ст. 4 ФЗ-223 уточняет, что писать в ЕИС про порядок подготовки и (или) осуществления закупки по 223-ФЗ заказчику:

  • характеристики товара, который подлежит поставке;
  • требования к его качеству и безопасности;
  • место, срок поставки и оплаты;
  • что включено в цену;
  • обоснование цены тендера;
  • требования к участникам и их заявкам;
  • как получить разъяснения по документации;
  • что является критерием для определения победителя;
  • когда будут рассмотрены заявки.

Этап 2. Формирование извещения о проведении тендера. Часть 9 ст. 4 ФЗ-223 разъясняет, что писать в ЕИС про условия применения способа закупки по 223-ФЗ заказчику:

  • способ определения победителя;
  • сведения о заказчике;
  • предмет тендера;
  • куда поставлять товар;
  • цену договора или порядок ее расчета;
  • как получить тендерную документацию;
  • сроки и порядок подачи заявок.
Читайте также:  Способ мытья посуды по санпин

Этап 3. Реализация промежуточных этапов, таких, как предварительный отбор и т. п. (если этот порядок осуществления конкурентной закупки по 223-ФЗ предусмотрен положением).

Этап 4. Подведение итогов на основании критериев, которые установлены в документации, или результатов ценового предложения участника.

Этап 5. Оформление результатов тендера в виде протокола, который содержит:

  • дату подведения итогов;
  • сколько получено заявок и их номера;
  • кто отклонен и по какой причине;
  • результаты оценки заявок;
  • почему тендер признан несостоявшимся (если это так).

Этап 6. Размещение документа в ЕИС в срок не более 3 календарных дней.

Этап 7. Заключение контракта.

Как обосновать НМЦД при проведении процедуры покупки:

  1. Выбрать методику в соответствии с положением организации.
  2. Провести калькуляцию.
  3. Внести информацию в план и тендерную документацию.

Приводим таблицу сроков проведения конкурентных процедур по 223-ФЗ в 2021 году (ст. 3.2):

Процедура Срок проведения (не менее)
Конкурс 15 календарных дней
Аукцион 15 календарных дней
Запрос котировок 5 рабочих дней
Запрос предложений 7 рабочих дней

Заказчик вправе отменить тендер в любой момент до наступления последнего дня подачи заявок. При внесении изменений срок подачи продлевают так, чтобы до его окончания оставалось не менее половины установленного для данной процедуры срока. Участники направляют запросы о разъяснении положений документации не позднее чем за 3 дня до окончания подачи заявок. Участники указывают срок действия КП по 223-ФЗ в пределах сроков проведения тендера.

Заключаем договор

Подписание соглашения проводят с помощью торговой площадки и ЭЦП или в бумажном виде. Основные положения контракта берут из заявки, которая поступила от участника, и тендерной документации.

Федеральный закон о закупках отдельными категориями юр. лиц разъясняет, в какой минимальный срок можно заключить контракт по результату конкурентной закупки по закону 223-ФЗ: минимальный срок со дня публикации итогового протокола — 10 календарных дней, максимальный — 20.

Особенности тендеров для МСП

Тендеры для субъектов малого и среднего предпринимательства проводят в электронном виде с учетом положений постановления № 1352 от 11.12.2014, которое разъясняет, как проводить упрощенную закупку по 223-ФЗ для МСП, регламентирует годовой объем покупок у этой категории юрлиц и устанавливает ряд льгот:

  1. Ускоренный возврат обеспечения заявки — 7 рабочих дней.
  2. Размер обеспечения заявки — не более 2 % от НМЦД.
  3. Обеспечение договора — не более 5 % от НМЦД.
  4. Максимальный срок оплаты по договору — 15 рабочих дней.
  5. Пониженные тарифы у торговых площадок.

Сроки проведения тендеров для МСП указаны в таблице (ст. 3.4 № 223-ФЗ):

С 1 апреля 2021 года вступил в силу Федеральный закон № 452-ФЗ от 22.12.2020, который скорректировал правила проведения конкурентных электронных закупок среди СМСП по 223-ФЗ. Заказчики в течение 90 дней со дня вступления в силу поправок меняли положения о закупке.

Мы собрали в таблицу ключевые изменения, которые привнес 452-ФЗ.

Утвердили требования к заявке в зависимости от процедуры покупки. Так, заявка на участие в электронном аукционе состоит из 2 частей:

  1. Предложение по объекту покупки.
  2. Обязательные документы и информация, кроме ценового предложения. Сведения из второй части заявки понадобятся, если по закупочным документам их надо предоставлять.

А заявка на участие в электронном запросе котировок включает обязательные документы и информацию, если того потребуют закупочные документы.

В новом законе предусмотрен перечень сведений, которые заказчик вправе запросить у участников. К ним, в частности, относятся:

  • название, адрес, учредительный документ, если участник — юрлицо;
  • ФИО (при наличии), паспортные данные, адрес места жительства физлица, если участник закупки — ИП;
  • ИНН участника или его аналог (для иностранного лица);
  • сведения об обеспечении заявки, если такое требование есть в закупочных документах: реквизиты спецсчета или банковская гарантия (ее копия);
  • предложение по предмету закупки;
  • предложение о цене договора (исключение — электронный аукцион).

Кроме того, заказчики получили полномочия потребовать задекларировать ряд сведений. Пример: факт того, что деятельность участника не приостановлена. Участники обязаны предоставить актуальные сведения на дату подачи заявки. Декларация размещается на электронной площадке. Отдельный документ не нужен.

Если в документации об электронном конкурсе, электронном запросе предложений предусмотрены критерии и порядок оценки заявок, то указывайте, какие еще сведения предоставлять. Но если их нет, то это не повод отклонять заявку.

Требовать другие документы и информацию от участников тендера нельзя. Их перечень закрытый.

Особенности тендеров малого объема

Неконкурентные способы закупок по 223-ФЗ — это покупки без проведения тендера. Заказчики регулируют порядок проведения неконкурентной процедуры, как и условия проведения покупок по 223-ФЗ, в положении. Как правило, указывают:

  1. Способ — у единственного источника, который предусмотрен 223-ФЗ.
  2. Какие документы оформляют — расчет максимальной цены покупки, обоснование способа и т. п.
  3. Регламент прохождения согласования документов в отделах и подразделениях внутри компании. К примеру, экономический отдел одобряет финансирование в течение двух дней, юридический проверяет договор в течение трех дней и т. п.

Выдержка из положения, в котором предусмотрен способ «у единственного источника» для проведения неконкурентных процедур:

В Законе о закупках отдельными видами юридических лиц не указано, как провести покупку через магазин малых закупок 223-ФЗ, т. к. заказчики, которые работают в рамках этого закона, пока не обязаны использовать эту функцию.

Об авторе этой статьи

Элла Залужная Эксперт проекта Закончила Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕВРАЗЭС по специальности «Финансы и кредит».

В 2013 году — Северо-Западный институт управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по программе: «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2014 году — НИУ ВШЭ по программе «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2020 году прошла профессиональную переподготовку на базе образовательного центра «Гарант» и «Сбербанк-АСТ» по программе «Управление закупками для государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ) и корпоративными закупками (223-ФЗ)».

С 2008 по 2009 год работала экономистом отдела закупок на скорой помощи. С 2009 г. — ведущим экономистом госзаказа в театре им. Н.П. Акимова. В 2011 г. — специалистом Управления торгов Биржи (торги для Газпрома, Транснефти). С 2012 года — заместитель директора по финансово-хозяйственной деятельности в ГБУ. С 2017 года — консультирует заказчиков и поставщиков.

Источник

Изменения в Законах 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в 2021 году

Редактор-эксперт Контур.Школы по направлению «Закупки 44-ФЗ, 223-ФЗ»

Полный перечень ключевых изменений в закупках: новеллы, действующие и вступающие в силу в апреле 2021 года

Изменения в закупках по 44-ФЗ

Квотирование закупок

В декабре 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2014, которое устанавливает минимальную долю отечественных товаров в процентном отношении к общему объему закупок определенных товаров, осуществленных заказчиком в отчетном году. На текущий момент определено более 100 наименований таких товаров. Для каждого из них установлена доля в объеме закупок на период с 2021 по 2023 г., которая должна приходиться именно на отечественный товар, включая продукцию из стран ЕАЭС. Применительно к лифтам, например, определена норма 90%, у других категорий она варьируется от 50 до 90–100%.

Также ПП РФ № 2014 установлен ряд особенностей определения НМЦК либо цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, для достижения минимальной доли закупки. Контроль за квотированием закупок закреплен за Минпромторгом: министерство будет следить, собирать данные, анализировать и выдавать оценку соблюдения требований по закупке отечественных товаров в необходимой минимальной доле. В случае если установленная норма не будет выполнена, Минпромторг представит отчет, в котором отразит перечень заказчиков и причины, по которым квотирование не выдержано.

Постановление Правительства РФ № 2014 вступило в силу 1 января 2021 года.

Больше подробностей о том, как меняются закупки в рамках контрактной системы, — в видеосовете эксперта Контур.Школы Петра Воронцова.

Обязанности закупочной комиссии

С 1 января 2021 года у закупочных комиссий, работающих в рамках Закона 44-ФЗ, появилась новая обязанность: проверять участников закупки на предмет их привлечения к ответственности по ст. 19.28 КоАП в срок до двух лет до момента подачи заявки. Данная статья посвящена вопросам незаконного вознаграждения от имени юридических лиц. Проверить участника закупки сегодня можно на сайте Генпрокуратуры.

Электронный запрос котировок

С 1 апреля 2021 года вступает в силу новый порядок электронного запроса котировок.

Основные моменты электронного запроса котировок с апреля 2021 года:

  • НМЦК не более 3 млн руб.;
  • общий годовой объем не более 10% от СГОЗ;
  • не предусмотрено внесение изменений в извещение о запросе котировок;
  • закупку можно отменить за 1 час до окончания срока подачи заявок;
  • извещение и проект контракта публикуются в ЕИС не позднее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок;
  • после окончания срока подачи заявки рассматриваются в течение одного рабочего дня;
  • контракт заключается не ранее чем через 2 дня после размещения в ЕИС протокола подведения итогов.

Малые закупки

С 1 апреля 2021 года вступит в силу новое правило осуществления малых закупок. Заказчик получит право осуществлять закупки на сумму 3 млн руб. только в том случае, если они проводятся в электронной форме. Годовой объем таких закупок остался без изменений — 5% СГОЗ и 50 млн руб. для закупок по п. 4 ч. 1
ст. 93 44-ФЗ и 50% от СГОЗ и 30 млн руб. для закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. То есть в рамках определенных лимитов можно будет закупать как по прямым контрактам, соответственно, в прежних объемах, так и планировать покупку товаров, работ или услуг до 3 млн руб., но при наличии «электронных» особенностей.

В конце статьи вы найдете шпаргалку с описанием порядка проведения малых закупок в 2021 году.

В конце статьи есть шпаргалка

Изменения, которые коснутся Реестра недобросовестных поставщиков, вступят в силу 1 июля 2021 года. Они обусловлены тем, что закон о контрактной системе в вопросах Реестра недобросовестных поставщиков носит несколько ущемляющий интересы учредителей компаний характер. На сегодняшний день существует норма, согласно которой в РНП включатся сведения не только о самой организации, но и о ее учредителе. Это не всегда правильно, поэтому данное правило пересматривается, и принято решение с 1 июля текущего года внести существенные корректировки. В РНП будут включаться данные об участниках (членах) корпоративного юридического лица, которые могут влиять на его деятельность, только в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25% акций (долей, паев) такого лица. Таким образом, если на момент нарушения учредитель мог оказать влияние на действие провинившегося недобросовестного участника, сведения о нем будут включены в реестр. Если же учредитель по факту является миноритарием, данные о нем в РНП не попадут.

Изменения в закупках по 223-ФЗ

Закупка российских товаров отдельных видов

3 декабря 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2013, согласно которому товаром российского происхождения признается товар, включенный:

  • в Реестр промышленной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 года № 616;
  • в Реестр российской радиоэлектронной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 года № 878.

Для таких товаров установлена минимальная доля, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении работ, закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.

Новые правила применяются к закупкам, осуществляемым с 1 января 2021 года.

О других изменениях в закупках по 223-ФЗ рассказал эксперт Контур.Школы Петр Воронцов.

Административная ответственность

Важное новое изменение касается административной ответственности для заказчиков по закону 223-ФЗ в части нарушения сроков оплаты по договору либо его отдельному этапу, заключенному с СМСП. Предусмотрены довольно внушительные штрафы:

  • для должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • для юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Изменения в КоАП РФ вступили в силу 2 января 2021 года.

Расширение перечня заказчиков

В апреле 2021 года расширяется перечень заказчиков, на которых распространяется действие 223-ФЗ. Теперь Закон регулирует закупки региональных операторов по обращению с ТКО. Ранее предусматривались закупки в сфере обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, а теперь речь идет именно об операторах по обращению! Такие заказчики обязаны разработать Положения о закупках в срок до 2 апреля 2021 года. В противном случае они будут считаться неразмещенными. Закупки, опубликованные до даты обновления Положения согласно новым требованиям Закона 223-ФЗ, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения такого извещения.

Особенности закупок среди СМСП

С 1 апреля 2021 года изменяются особенности конкурентных электронных закупок среди СМСП. В частности:

  • изменяется порядок проведения электронного конкурса (он будет проходить без квалифицированного отбора);
  • электронный запрос предложений будет проводиться по правилам электронного конкурса. Подача окончательного (дополнительного ценового предложения) не предусмотрена;
  • заявка на участие в электронном аукционе должна состоять из двух частей:
    • первая — предложение по предмету закупки;
    • вторая — обязательные документы и информация, кроме ценового предложения;
  • определен исчерпывающий перечень сведений, которые заказчик вправе запросить у участников.

В течение 90 дней после 1 апреля 2021 года все заказчики обязаны внести изменения в Положение о закупках.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Источник

Читайте также:  Способ доказательства от противного это
Оцените статью
Разные способы
Что изменилось Суть изменений
Порядок проведения электронного конкурса Среди этапов электронного конкурса нельзя предусмотреть квалификационный отбор участников. Еще поправили порядок проведения этапов этой процедуры. Пример: сроки проведения каждого из них придется указывать не в извещении, а в документации.
Порядок проведения электронного запроса предложения Придется проводить по правилам, которые аналогичны электронному конкурсу. А возможность подачи окончательного предложения (дополнительного ценового предложения) убрали.
Состав заявки