Эффективные приемы и формы обучения на этапе закрепления на уроках
Этап закрепления знаний
Образовательные задачи этапа учебного занятия
Содержание этапа учебного занятия
Показатели выполнения образовательных задач этапа
Условия выполнения образовательных задач этапа
Возможные методы и приемы обучения
1.Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу
2.Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания
организация деятельности уч-ся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов;
-организация деятельности уч-ся по отработке изученных знаний и способов действий посредством их применения в ситуациях по образцу и измененных ситуациях;
закрепление методики изучения нового материала;
закрепление методики ответа при очередной проверке знаний;
— отработка логики алгоритма изученных правил
— умение уч-ся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи (структура знания)
— умения уч-ся распознавать и воспроизводить изученные познавательные объекты;
— умения воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими в стандартных и измененных ситуациях;
— прочность знаний уч-ся
использование системы заданий, в основе которой лежит четко спланированная последовательность действий (на узнавание, на применение знаний по образцу и в измененной ситуации);
— использование разнообразных методов и форм закрепления знаний и способов действий уч-ся;
использование вопросов, требующих интеллектуальной активности, самостоятельной мыслительной деятельности;обеспечение дозированной помощи уч-ся
1.Использование на уроке взаимообратных задач
2.Составление карты мысле деятельности
3. «Опрос эксперта»
4. «Разбери слово по буквам»
8.«Что было бы, если…(человечество не знало…)»
9. «Придумай свои задания»
Эффективные приемы и формы обучения на этапе закрепления на уроках
Вначале мне хотелось бы напомнить о том, какое место занимает этап закрепления в структуре урока. Для этого вспомним, что в современной педагогике выделяют следующие этапы урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- Постановка учебной задачи
- «Открытие нового знания»
- Первичное закрепление
- Самостоятельная работа по закреплению новых знаний
- Включение нового знания в систему знаний и повторение
- Рефлексия нового знания (итог урока)
С моей точки зрения, первичное закрепление, самостоятельную работу по закреплению новых знаний и включение нового знания в систему знаний можно отнести к одному этапу урока – закреплению, потому что на первый план выходит одна задача – отработка практических умений и навыков. Тогда встаёт вопрос: «Как добиться того, чтобы теоретические знания перешли в практические умения и навыки?»
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, во-первых, вспомнить, а для чего вообще ребёнок приходит в школу, для чего ему нужны знания и практические навыки, то есть он должен понимать, для чего он учится.
Во-вторых, нужно понимание практической значимости изучаемого материала
Не следует забывать и о том, что на этапе закрепления необходимо сочетать устную и письменную форму обучения.
Этап закрепления будет эффективным только тогда, когда ученик хорошо усвоил теоретический материал. Поэтому первичное закрепление начинается с проверки теоретического материала.
Я использую различные формы проверки. Это может быть фронтальная проверка «по цепочке», работа в парах, в группах. Во время ответа, особенно если объем материала большой, можно использовать план ответа, составленный на уроке самостоятельно или с помощью учителя. Форма плана можно быть различной: традиционные пункты плана или план в форме «Закончи предложение». Можно использовать схему на доске. Выбор – за учеником: какая ему форма ответа подходит больше, ту он и выбирает, то есть необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика.
И только после этого, убедившись, что каждый ученик знает теоретический материал, переходим к индивидуальному закреплению. И здесь важен следующий момент: создание ситуации успеха. Наряду с индивидуальным подходом очень важен отбор дидактического материала. Не могут быть одинаковые задания для всех. Они должны быть дифференцированные. К сожалению, современные учебники не всегда являются нашими помощниками при подготовке к уроку. Поэтому приходится использовать различные источники: и учебники других авторов, и справочники, раздаточный материал.
Начинаю закрепление с упражнений у доски. Задания я подбираю под конкретного ребенка, чтобы он справился с заданием. Так создается ситуация успеха.
Первый пример я записываю на доске в качестве образца и объясняю сама, что и как нужно делать. Спрашиваю, всё ли понятно. Если кому-то что-то неясно, объясняю ещё раз. После этого вызываю к доске нескольких сильных учеников, чтобы слабые ученики ещё раз смогли прослушать новый материал и закрепить его. После сильных учеников к доске выходят все оставшиеся ученики. Если кому из них сложно выполнить задание самостоятельно, ученик может использовать алгоритм, инструкцию.
После первичного закрепления анализирую допущенные в ходе выполнения задания ошибки, ещё раз повторяю, по какому алгоритму надо работать. Выясняю, не появились ли вопросы. И только после этого перехожу к самостоятельной работе по закреплению новых знаний. Степень успешности выполнения заданий у доски каждым учеником позволяет мне подобрать дифференцированные задания для самостоятельной работы. Задания могут быть различные:
— задания из учебника с выполнением по образцу с последующей самопроверкой (ключ в учебнике) или проверкой учителем. Если задание проверяет учитель, можно стимулировать учеников хорошими оценками. После проверки и оценивания нескольких работ обязательна самопроверка по эталону для всех учащихся;
— задания по карточкам (самопроверка или взаимопроверка);
— дифференцированные задания с образцом выполнения задания и без образца, задания повышенной сложности;
— тестовые задания различной степени сложности;
— устные задания с комментариями и т. д.
Методы на этапе закрепления:
- Самостоятельная работа;
- Метод незаконченного предложения;
- Выполнение заданий на соотнесение;
- Метод «толстых» и «тонких» вопросов;
- Игра «да -нет» , «Верю не верю».
- Дидактические игры с подниманием пальцев, рук,хлопанием, топанием.
- «Третий лишний»
Завершает этап закрепления – этап включения нового материала в систему знаний и повторения. От закрепления только что полученных знаний переходим к выполнению заданий, где новые знания включаются в систему ранее изученного материала. Например, после изучения темы «Чередующиеся гласные в корне слова» мы систематизируем материалы по теме «Безударные гласные в корне слова», учим определять орфограмму: проверяемые безударные гласные, непроверяемые безударные гласные, чередующиеся безударные гласные. Или после изучения темы «Виды глагола» я объясняю, как эта тема связана с изученной ранее темой «Правописание безударных личных окончаний глагола», показываю, что при определении спряжения глагола нужно обязательно учитывать вид глагола.
Такова моя система работы на этапе закрепления при изучении любой темы. В результате практики я пришла к выводу, что слагаемыми успешного обучения являются такие компоненты, как чёткая, ясная мотивация, создание ситуации успеха для каждого ученика, индивидуальный подход, дифференцированные задания.Этап закрепления знаний
Источник
V. Методы закрепления учебного материала
1. Диалогические методы закрепления
2. Методы закрепления с использованием учебника
3. Методы самостоятельной работы учащихся
4. Методы применения знаний на практике
1. Диалогические методы закрепления
Объяснение =только первый этап познавательной деятельности, второй этап = учебная работа по осмыслению, запоминанию.
Важный и простейший метод = беседа. Вопросы учителя = разнотипные: основные, дополнительные, наводящие.
Коллективная беседа = может обеспечить заинтересованность, внимание, стимуляцию мыслительной активности.
Эвристическая беседа (ученик делает самостоятельные выводы)
Развернутаябеседа (по данной теме, но подробно, не только по этому вопросу). Некоторые требования к беседе
-нужна не катехизическая беседа (точное повторение по книге), а свободная беседа = можно перескакивать на другие вопросы
-целенаправленность беседы (давать вопросы в нужной последовательности)
-требовать полные ответы с обоснованием
-своевременно исправлять недочеты
-поддерживать вопросы со стороны ученика
-в случаях наличия различного толкования, переходить на диспут.
2. Методы закрепления с использованием учебника
Работа с использованием учебника = важнейший способ закрепления. Основные правила организации и проведения работы:
— поставить цель работы с учебником, определить частные задачи
— четко определить: какой текст, в каком объеме, в какой момент и т.д.
— указать вопросы, которые требуют усвоения
—определить порядок работы над учебником
— предложить способы самоконтроля над усвоением
— наблюдать и контролировать ход работы с учебником
— добиваться не просто чтения, а глубокого осмысления и усвоения
— непременно провести беседу по результатам.
3. Методы самостоятельной работы учащихся
Дидактическое значение самостоятельной работы (с//р) =активная познавательная деятельность. Только с//р создает условия для глубокого овладения знаниями и развития мышления (К.Д.Ушинский). С//р – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию и в специально представленное для этого время. Виды:
Работас книгой.Разные варианты приемов:
— на доске заранее написать вопросы, ответы искать по учебнику
— сначала провести демонстрацию, дать наглядность, описать по учебнику
— дать выборочное чтение, или дифференцированное (для разных учеников)
Дидактическиетребованияк использованию учебника для с//р
++ правильный выбор темы и содержания
++ предшествующая обстоятельная беседа
++ наблюдать и оказывать помощь
++ не затягивать на весь урок, сочетать с другой работой
++ вырабатывать умения самостоятельно осмысливать
Лабораторные (лат. работать) работы: под руководством учителя, по определенному плану проделывать опыты, выполнять практические задания и т.п. (наблюдения, опыт, измерения, решение экспериментальных задач).
Алгоритм лабораторной работы: постановка темы, определение задач; определение порядка выполнения полностью и отдельных частей; выполнение; подведение итогов.
Упражненияс обучающими машинами и программирование
Вводить элементы игры, но не превращать в игру, это-труд.
4. Методы применения знаний на практике
Метод упражнений.Требования к упражнениям:
— должны носить сознательный характер
— можно проводить только после осмысления и усвоения
— должны способствовать углублению знаний
— должны содействовать развитию творческих способностей.
— сочетание подражательной и творческой деятельность
— научить переносу знаний (применение в других условиях и ситуациях)
— постепенное усложнение (от простого показа учителем до творческого)
Этапы формирования умений и навыков при упражнениях:
1.объяснение учителя: цель, задачи, для каких знаний
2.показ учителя (что и как надо)
3.первоначальное воспроизведение действий учителем
4.тренировочная деятельность ученика.
Виды упражнений (по тому, какие умения и навыки вырабатываются):
== устные: произношение слов терминов, счет и т.д.
== письменные (по решению задач, описанию явлений, событий и т.д.)
== практические (измерения, работа с механизмами…)
Разные приемы для интенсификации умственной деятельности:
· вставить пропущенные буквы и слова
· составить предложения с данными словами
· написать краткое сочинение, краткое описание
· письменная работа со словарем
· диктанты: выборочный, творческий, свободный и т.п.
Лабораторные занятия
Практические работы для формирования навыков и умений
Творческие работы (устные и письменные)
Графические работы: изготовление карт, чертежей, схем, зарисовок, таблиц, диаграмм, графиков, плакатов, альбомов, стендов и т.д.
Опытническая работа.
VI. Методы проверки и оценки знаний
1.Основные функции проверки и оценки
2. Дидактические требования к контролю
3. Методы проверки и контроля
4. Оценка знаний школьников
1. Основные функции проверки и оценки
При контроле надо выявлять:
== уровень знаний, умений и навыков
== овладение мировоззренческими, нравственно -эстетическими идеями
== развитие памяти, речи, логического мышления
== выработку воли, настойчивости
== отношения к учебному труду с учетом его возможностей.
Основные функции контроля:
· Контрольная = выявление истинного уровня зун
· Обучающая = образовательный аспект
· Развивающая = контроль как средство развития
· Организационная = организация поведения и отношения к учебе.
2. Дидактические требования к контролю
Виды контроля: текущая, четвертная, годовая, экзамены Другая классификация: предварительный контроль, текущий, заключительный, периодический (по четвертям и т.п.).
Основные дидактические принципы контроля
** сочетание его с самоконтролем и взаимоконтролем
** всесторонность (полный охват зун)
** систематичность (не случайно, не эпизодически)
** индивидуализация: видеть каждого
** объективность (без предвзятости, кто и что заслужил)
** дифференцированность: применять к каждому свое задание
** гласность: не скрыто (это в воспитательных целях, но не злоупотреблять)
** действенность: от контроля должен быть результат
** сочетание количества и качества (количество нужно, но не увлекаться)
** не превращать в наказание.
3. Методы проверки и контроля
** Повседневное наблюдение за работой учащихся
** Устный опрос: вопросы учителя по содержанию, побуждать думать и отвечать, проверять усвоение. Модификации устного опроса:
-фронтальный опрос: мелкие вопросы для всех;
— уплотненный опрос: один отвечает устно, 5-6 (можно и все) — письменно
-поурочный балл: дополнял, выступал, отвечал (и накопил за урок).
** Контрольная работа: после прохождения темы. Требования к ней:
== проводить лишь тогда, когда известно, что усвоили хорошо
== предупредить заранее (1-2 недели);
== в содержании = основные положения + творческий вопрос
== обеспечить самостоятельность выполнения (разные варианты)
== время проведения = первая половина недели, 2-3-уроки
== внимательно проверять, объективно оценивать.
** Программированный контроль: на вопросы предложены 3-4 варианта ответов. Экономия времени при большом охвате. Но нет глубины и объема.
**Тестирование: письменное задание, ответ устный или письменный. Виды:
— выбрать правильный ответ из предложенных
— классифицировать материал по данному основанию
— данное утверждение оценивать на «верно-неверно»
— соотнести элементы двух приводимых положений
— дополнить данный ряд недостающими элементами
— найти ошибки в данном ряде элементов
Повторительно-обобщающие уроки по теме
Контрольные графические работы
Лабораторные занятия
4. Оценка знаний школьников
Как и любой контроль, оценка имеет образовательную, воспитывающую, развивающую, организующую, контрольную функции. Виды оценок: разовые (текущие), четвертные, годовые, экзаменационные, итоговые; знать их соотношения, уметь выводить годовые и итоговые. Учитывать: когда оценивать, что, на основании чего ставить отметку, не влияет ли на тебя ореол ученика или стереотип о нем, не поддался ли давлению со стороны.
Отметка = условное выражение (в цифрах) уровня зун, требуемых программой. Она показывает правильность ответа по содержанию, полноту и последовательность, точность, сознательность усвоения, связь с практикой.
Существуют общие требования к определению оценки зун:
1. усвоение программы
2. выделение главного, ответы на измененные вопросы
3. умение применять на практике
4. отсутствие ошибок при воспроизведении, на контрольных работах
5. отсутствие необходимости дополнительных, подсказывающих вопросов
Тогда отметки ставят по следующим критериям:
5 = полно + да + да + да + да; 4 = знает + да + да + да + да; 3 = затруднение + затруднение + плохо + нет + нет; 2 = частично + нет + нет + нет + нет;
1 = нет + нет + нет + нет + нет.
VII. Урок как основная организационная форма обучения
1. Понятие об организационных формах обучения
2. Урок — основная форма обучения школьников
3. Классификация уроков
4. Подготовка учителя к уроку
1. Понятие об организационных формах обучения
Форма обучения =внешняя сторона организации учебного процесса, связанная с количеством учащихся, временем, местом обучения и порядком его осуществления. Это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме.
Классификации разные. По количеству учащихся = коллективные, групповые, микрогрупповые, индивидуальные формы. По месту учебы =школьные (уроки, работа в учебных мастерских, на пришкольном участке, в лаборатории и т.п.), внешкольные (домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на предприятиях и т.д.). По продолжительности = классический урок (45 мин), спаренные уроки (90 мин), спаренные укороченные (70 мин), уроки без звонка (произвольной продолжительности).
Применяют также различные их комбинации
2. Урок — основная форма обучения школьников
Основной формой организации обучения является урок по классам. Урок = это элемент (этап, звено) учебного процесса, обладающий законченностью в смысловом, временном и организационном отношениях. Она характеризуется следующим признаками:
— постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня
-каждый урок посвящен только одной теме в рамках лишь одного предмета
-учебный процесс разбит на последовательный ряд уроков
-уроки постоянно чередуются по предметам
-реализуется руководящая роль учителя
-применяются различные виды познавательной деятельности школьника
Требования к уроку направлены на достижение триединой цели (обучать, воспитывать, развивать), на развитие самостоятельности школьников, на обеспечение логического, психологического и организационного единства, на полное и эффективнее использование времени урока.
= использование новейших достижений науки
= обеспечение условий для продуктивной деятельности учащихся
= установление межпредметных и внутрипредметных связей
= мотивация и активизация познавательной деятельности школьника
= связь с жизнью, формирование практических умений
= тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование
· реализация дидактических принципов
· четкое определение целей и задач каждого урока
· рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов
· сочетание коллективной и самостоятельной видов работы
· обеспечение оперативной обратной связи
— обоснованное выявление воспитательных возможностей урока
— формирование реальных воспитательных целей
— соответствие воспитательных задач целям и содержанию работы
— формирование важнейших качеств: ответственность, честность и т.п.
— воспитание на общечеловеческих ценностях.
* Формирование и развитие положительных мотивов учебы
* изучение и учет уровня развития
* стимулирование наступления новых качественных изменений
* предвидение изменений в развитии ученика.
3. Классификация уроков
Существует немалое число классификаций урока. Наиболее простая:
== урок изучения новых знаний (изложение нового материала)
== урок формирования новых умений (урок запоминания, закрепления)
== урок практического применения знаний и умений (упражняющий)
== урок обобщения и систематизации изученного
== урок контроля и коррекции знаний, умений (контрольный)
== смешанный (комбинированный урок).
Структура урока — это его внутреннее строение, последовательность его этапов. Обычная структура комбинированного урока:
** повторение ранее изученного (актуализация знаний);
** изучение новых знаний, формирование новых умений;
** применение на практике;
Нестандартные уроки по своему построению и видам организации работы отличаются от обычных, общепринятых. Вот некоторые из них:
Урок — деловая игра Урок — соревнование Театрализованный урок
Урок — пресс-конференция Урок- консультация Компьютерный урок
Урок — взаимообучения Урок- аукцион Урок — творческий отчет
Урок — концерт Урок — зачет Урок школьника
Урок- лекция Урок — диалог Урок — конференция
Урок — экскурсия Урок-КВН Межпредметный урок
Выбор учителем того или иного типа урока определяется целями урока, содержанием материала, предполагаемыми методами и средствами обучения, уровнем подготовленности учащихся, местом урока в системе уроков, предпочтениями и опытом учителя, конкретными условиями проведения.
4.Подготовка учителя к уроку
Можно условно выделить два этапа подготовки учителя к уроку
** Предварительная подготовка:
//изучение общественно-политической, специальной, психолого-педагогической, методической литературы;
//ознакомление с учебной программой (содержанием, требованиями, пояснительной запиской);
//ознакомление с учебниками и учебными пособиями;
//ознакомление с опытом других учителей;
//анализ собственного опыта;
//составление календарного плана и тематических планов.
** Непосредственная подготовка:
== определение места данного урока и его связей
== соотнесение материала с конкретными условиями
== определение особенностей урока и его структуры
== определение методов и приемов
== составление поурочного плана (конспекта, плана-конспекта)
Источник