Глава IV. Закрепление основ правового статуса личности в региональном конституционном законодательстве
§ 1. Понятие и конституционные принципы правового статуса
человека и гражданина в демократическом государстве
Право присутствует в повседневной жизни человека. Оно направлено на позитивную социализацию личности, формирует идеал поведения, жизненную позицию человека путем предоставления возможностей (субъективные права) и запрета определенных действий (субъективные обязанности).
Права человека в цивилизованном обществе чрезвычайно многообразны.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — главная обязанность правового государства. Долг каждого субъекта Федерации создавать условия для материального благосостояния, духовного развития жителей, равные возможности для реализации закрепленных федеральной Конституциейосновных прав и свобод граждан России.
Права, свободы и обязанности человека и гражданина — предмет регулирования практически всех отраслей права. Однако особое значение в закреплении юридического статуса личности имеют нормы конституционного права, устанавливающие основы правового положения человека и гражданина.
Понятия «человек» и «гражданин» присутствуют в КонституцииРоссийской Федерации, региональных основных законах. Под правовым статусом человека и гражданина понимается совокупность юридических норм, закрепляющих принципы правового статуса личности; основные права, свободы и обязанности граждан, гарантии их защиты. В ФедеральнойКонституциик этому перечню относятся также нормы, составляющие институт гражданства, а также основы правового положения иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев.
Правовой статус человека и гражданина открывает каждой личности доступ к пользованию общественными благами, создает возможность самовыражения, реализации личных способностей, творческого участия в развитии экономики, управлении делами общества и государства.
Конституционное закрепление основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации имеет определенную специфику. Этот институт:
1) воплощает естественные неотчуждаемые права человека;
2) отражает сущностные взаимосвязи личности, общества и государства;
3) субъектом конституционно-правовых отношений выступает личность вне связи с ее правовым статусом (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы, зарубежные соотечественники);
4) обеспечивается высшей степенью защиты (права и свободы человека и гражданина могут быть изменены лишь путем пересмотра или принятия новой Конституции России или федерального закона);
5) нормы, составляющие институт основных прав и свобод личности, реализуются одновременно в системной взаимосвязи с нормами других отраслей права (трудового, гражданского, семейного, уголовного, жилищного, административного и др.).
Согласно КонституцииРоссии регламентация основ правового статуса личности составляет предмет исключительного ведения Федерации.
В регулировании правового статуса личности региональное законодательство исходит из приоритета федерального закона — Конституции Адыгеи (Преамбула, ч. 1 ст. 6); Бурятии (ч. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 15); Дагестана (ст. ст. 2, 18); Карачаево-Черкесии (ст. 5, ч. 1 ст. 14); Уставы Алтайского (Преамбула, ст. 7), Забайкальского (ст. 24) краев; Архангельской (ч. 1 ст. 3), Ивановской (ч. 1 ст. 9), Иркутской (ч. 2 ст. 1) областей и др. Субъекты Федерации руководствуются принципами единства конституционного статуса личности в России, юридического равенства и справедливой, социально оправданной дифференциации. Поэтому применительно к субъектам Федерации правильнее говорить не о регулировании, а о закреплении прав и свобод человека и гражданина, их механическом воспроизведении на региональном уровне.
Регламентация правового статуса личности в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации отражает качественно новый взгляд на природу основных прав и свобод человека в отечественной юриспруденции.
Новым следует признать воспроизведение в региональных законах принципа приоритета (высшей ценности) прав и свобод человека и гражданина; непосредственного действия общепризнанных принципов и норм международного права на территории региона; неотчуждаемости, прямого и непосредственного действия конституционных прав и свобод человека; гарантированного равенства граждан перед законом и судом.
Жители регионов как граждане России пользуются без ограничений всеми правами, свободами и несут обязанности, установленные федеральной Конституцией.
Конституционные (уставные) права, свободы и обязанности отражают наиболее принципиальные связи между личностью, обществом и государством.
В Российской Федерации воспринята утвердившаяся в международном праве концепция гражданских (личных), политических и социально-экономических прав и свобод. Эта концепция соответствует Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., Международному пактуо гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., Международномупактуоб экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., Европейскойконвенциио защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 г.
Цель провозглашения конституционных прав и свобод — определить границы самостоятельности гражданина, сферу свободного выбора им того или иного варианта поведения, ограничить вмешательство государственных и муниципальных органов власти, должностных лиц, иных граждан в частную жизнь человека.
Являясь важным институтом конституционного права, фундаментом демократии и правового государства, основные права и свободы обладают рядом юридических свойств, отличающих их от других элементов правового статуса гражданина. Они:
1) составляют ядро правового статуса человека и гражданина, лежат в основе всех других прав, свобод и обязанностей, регламентируемых отраслевым законодательством;
2) выражают общие, наиболее принципиальные связи человека и гражданина с обществом и государством, которые опосредуются в конкретных правах, свободах и обязанностях;
3) не приобретаются и не отчуждаются по воле индивида, а являются естественными и неотчуждаемыми. Они прекращаются со смертью человека или утратой российского гражданства;
4) объем конституционных прав, свобод и обязанностей одинаков для каждого гражданина России независимо от региона проживания;
5) характеризуются конституционной (уставной) формой закрепления;
6) реализуются в конкретных правоотношениях и находятся под защитой государства (региона).
Важнейшей отличительной чертой современного подхода к закреплению основных прав и свобод личности является признание их естественного характера, высшей социальной ценности, непосредственного действия. Они соответствуют международным стандартам и находятся под защитой государства.
По сравнению с прежними, советскими конституциями расширяются перечень прав и свобод человека и гражданина, их формулировки, содержательная насыщенность, порядок расположения в тексте основного закона.
Естественно, отказ от множества ограничений, связанных с идеологическими соображениями, курс на построение правового государства и гражданского общества позволили установить в России и ее субъектах высокий конституционно-правовой стандарт прав и свобод человека и гражданина, гарантировать их реализацию.
В большинстве конституций и уставов субъектов Федерации правам и свободам личности посвящены самостоятельные разделы (главы), аналогичные главе 2Конституции Российской Федерации. Так как характер отношений «личность — общество — государство» производен от общественно-политической и социально-экономической ситуации, раздел (глава), регламентирующий(-ая) эту группу отношений, следует в региональных конституциях (уставах) за главой об основах конституционного строя — Конституции Коми (гл. 2); Татарстана (разд. II «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина»); Саха (Якутии), Северной Осетии — Алании, Хакасии (гл. 2 «Права, свободы и обязанности человека и гражданина»); Конституции Мордовии, Дагестана, Карачаево-Черкесии, Чеченской Республики (гл. 2); Конституция Алтая (Преамбула, ст. 3 и разд. II «Правовой статус человека и гражданина»); Уставы Пермского края и Ивановской области (гл. 2 — «Права и свободы человека и гражданина»); Уставы Тамбовской, Тверской и Тульской областей (разд. II «Человек, гражданин и государственная власть»); Алтайского края (гл. 2 «Основы правового положения человека и гражданина в Алтайском крае»); Камчатского края и Тульской области (гл. 2 «Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина»); гл. 2 Устава Приморского края — «Человек и власть» и др.
Разделы (главы) региональных основных законов, посвященные правам и свободам человека и гражданина, практически воспроизводят комплекс аналогичных федеральных конституционных норм. В то же время в ряде региональных основных законов (Уставы Забайкальского, Краснодарского и Пермского краев; Астраханской, Иркутской, Ленинградской, Ульяновской областей, г. Москвы и др.) отсутствуют разделы (главы), посвященные правам и свободам личности. В этих актах имеются отдельные статьи, констатирующие, что на территории соответствующего субъекта без всяких ограничений и изъятий действуют права и свободы человека и гражданина, установленные КонституциейРоссийской Федерации (Уставы Забайкальского края — ст. 8, Сахалинской области — ст. 8, г. Санкт-Петербурга — ст. 3, Еврейской автономной области — ст. 8, и др.).
В преамбулах конституций и уставов субъектов Российской Федерации и базовых главах, посвященных основам конституционного строя, обязательно закрепляются положения о приоритете личности, ее социальной ценности (Конституции Башкортостана, Бурятии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии — Преамбула, ст. 2; Дагестана — Преамбула, ст. 3; Коми — Преамбула, ст. 4; Саха (Якутии) — ч. 1 ст. 2; Северной Осетии — Алании — ст. 2; Чеченской Республики — ст. 3; Уставы краев Алтайского — Преамбула, ч. 1 ст. 9; Забайкальского — Преамбула, ст. 8; Камчатского и Пермского — Преамбула, ст. 2; областей Иркутской — Преамбула, ст. 1; Новосибирской — Преамбула, ст. 2; гг. Москвы — Преамбула, Санкт-Петербурга — ст. 3, и др.).
Так, ст. 2 Конституции Карелии закрепляет:
«1. Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, личная неприкосновенность и безопасность, права и свободы являются высшей ценностью.
2. Республика Карелия обеспечивает реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина в соответствии с положениями КонституцииРоссийской Федерации, Конституции Республики Карелия, общепризнанными принципами и нормами международного права».
Аналогично содержание ст. 2 Устава Чукотского автономного округа — «Права и свободы человека и гражданина»:
«1. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
2. В Чукотском автономном округе признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, установленные КонституциейРоссийской Федерации, федеральными законами и нормами международного права».
Правовые нормы, установленные федеральным и региональным законодательством, формируют стандарты поведения личности, сближая потребности индивида и общества.
Важным принципом конституционной регламентации прав и свобод личности в демократическом правовом государстве является соответствие их международно-правовым стандартам.
Региональный законодатель, как и федеральный, соотносит свои конституционные (уставные) законоположения с международно-правовыми обязательствами России (Конституции Российской Федерации — ч. 4 ст. 15,ч. 1 ст. 17; Бурятии — ч. 2 ст. 2; Северной Осетии — Алании — ст. 18; Чеченской Республики — ст. 18; Уставы краев Камчатского — ч. 1 ст. 9; Пермского — Преамбула, ст. 13; областей Ивановской — Преамбула, ст. 16; Томской — ст. 21, и др.).
Конституционное закрепление основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в России предполагает имплементацию в федеральные и региональные основные законы международных и европейских стандартов. Огромное влияние на развитие национального законодательства в области прав и свобод человека и гражданина имеют Устав ООН; Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.; Международный пакто гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.; Международныйпактоб экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.; Европейскаяконвенцияо защите прав человека и основных свобод, подписанная в Риме 4 ноября 1950 г.; Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы от 9 декабря 1998 г. Национальное федеральное и региональное законодательство о правах и свободах человека и гражданина должно соответствовать этим международно-правовым актам.
Общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся прав и свобод человека и гражданина, составляют часть правовой системы России. Обязательства, добровольно взятые на себя государством в области прав и свобод человека согласно Уставу ООН, подлежат неукоснительному выполнению.
Проводя различия между человеком и гражданином, региональные конституции и уставы, как и КонституцияРоссии, воспроизводят общечеловеческие ценности, закрепленные в нормах международного права.
Права человека имеют естественную природу, они присущи всем людям от рождения, а права гражданина закрепляются за ним в силу принадлежности к государству. Одновременно подчеркивается приоритетное значение общегуманистических принципов, естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека, морально-нравственных ценностей народа. Так, в Конституции Чеченской Республики закреплено: «Общепризнанные традиции и обычаи народов Чеченской Республики — уважение к старшему, женщине, людям различных религиозных убеждений, гостеприимство, милосердие — священны, охраняются Конституцией Чеченской Республики и законами республики» (ч. 4 ст. 35).
И федеральная Конституция, и региональные основные законы отражают концепцию естественного происхождения прав человека. Естественная школа права исходит из принадлежности человеку прав и свобод от рождения, их неотъемлемости, отрицании октроированного характера.
В период существования СССР правовая наука признавала неотчуждаемые права только за социальными общностями (право народа на избранный им уклад жизни; на революцию, если социальная справедливость оказывалась попранной; право наций на самоопределение; право класса бороться против угнетения и эксплуатации). Современная правовая наука стоит на принципиально иных позициях. Она распространяет признание естественных прав на индивида. Закрепляется новая концепция взаимоотношений личности и государства. Патерналистские начала этих отношений уступают место социальному партнерству и сотрудничеству в соответствии с принципами конституционного права. Правовой статус человека и гражданина очищается от идеологического догматизма, апологетики.
Государство закрепляет, а не предоставляет человеку права и свободы, создает гарантии их реализации.
Устанавливается взаимосвязь прав, свобод и взаимной ответственности гражданина и государства.
Государство в лице своих органов и должностных лиц выступает гарантом прав человека, справедливости, социальной стабильности. Государство ответственно перед гражданином и обеспечивает его свободное развитие, защищает жизнь и здоровье, честь и достоинство, свободу, неприкосновенность личности, ее неотчуждаемые права. В свою очередь, гражданин ответствен перед государством за исполнение обязанностей, возложенных на него основным законом.
Человек, его жизнь и здоровье, права и свободы, личная неприкосновенность и безопасность признаются, соблюдаются и защищаются государством, законом, правосудием. Права и свободы человека и гражданина безусловный приоритет для органов публичной власти.
Так, Устав Забайкальского края предписывает: «Уважение человеческого достоинства, полная, безусловная и незамедлительная защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение условий для свободного развития граждан являются обязанностью органов государственной власти края, органов местного самоуправления и их должностных лиц» (ч. 2 ст. 19).
При регламентации конституционного статуса личности и Федерация, и ее субъекты руководствуются как общеправовыми принципами равенства, гарантированности, непосредственного действия правовых норм, так и принципами морали, справедливости, стремлением людей к миру и прогрессу.
Как и федеральная Конституция, региональные основные законы закрепляют принцип равенстваправ и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, социального, имущественного или должностного положения, места жительства, возраста, пола, образования, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, рода и вида занятий, а также других обстоятельств (Конституции Российской Федерации -ч. 2 ст. 19, Алтая — ст. 22, Северной Осетии — Алании — ч. 2 ст. 20, Чеченской Республики — ст. 12, ч. 2 ст. 16; Уставы краев Алтайского — ч. 3 ст. 9, Забайкальского и Камчатского — ч. 1 ст. 9; областей Кемеровской (ст. 13), Магаданской (ст. 11) и др.).
Закон в равной мере распространяется на всех граждан, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Так, например, не подлежат уголовному преследованию душевнобольные, лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом. Ограничиваются в правах отбывающие наказание в местах лишения свободы.
Не допускаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Разжигание расовой, национальной и религиозной вражды и ненависти, призывы к насилию преследуются по закону.
Принцип равенства распространяется на всех находящихся на территории субъектов Федерации граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Закрепляется не только равноправие граждан независимо от национальной принадлежности, но и право свободно определять ее, пользоваться родным языком, запрет оскорбления национального достоинства.
Граждане России, в каком бы субъекте Федерации ни проживали, пользуются защитой государства на равных основаниях. Они обязаны соблюдать конституцию и устав, действующие законы, оберегать государственный суверенитет и территориальную целостность России, участвовать в создании независимого демократического правового государства, уважать его политические институты, государственный язык и государственные символы, национальную культуру, традиции, обычаи народа.
Государство, руководствуясь принципами равенства и гуманизма, гарантирует свободное развитие каждой национальности, ее этническую самобытность, уважительное отношение к ее языку. Гарантируются права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Какая бы то ни было дискриминация по расовому, национальному, языковому и иному признаку, связанная с национальной принадлежностью, запрещается и наказывается в установленном федеральным законом порядке.
Принцип равенства имплементирован в конституции демократических государств из Устава ООН, в котором утверждается, что люди рождаются свободными и равными в достоинстве и правах. Каждый должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными Всеобщей декларацией прав человека, без каких бы то ни было различий, в частности в отношении расы, цвета кожи или национального происхождения. Все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту закона от дискриминации и какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.
Всякие теории расового превосходства в научном отношении ложны, в моральном — предосудительны, в социальном — несправедливы и опасны.
Дискриминация в отношении людей по признаку расы, цвета кожи или этнического происхождения представляет собой посягательство на достоинство человеческой личности и осуждается как отрицание принципов Устава ООН.
Никакое государство не должно с помощью полицейских мер или иным способом поощрять, защищать или поддерживать дискриминацию по признаку расы, цвета кожи или этнического происхождения, проводимую какими-либо группами, учреждениями или отдельными лицами. Осуждаются всякая пропаганда и организации, основанные на идеях или теориях превосходства одной расы или группы лиц определенного цвета кожи или этнического происхождения и имеющие целью оправдание или поощрение расовой дискриминации в какой бы то ни было форме.
Считаются преступлением против общества и караются по закону подстрекательство к насилию или акты насилия как со стороны отдельных лиц, так и со стороны организаций, направленные против любой расы или группы лиц другого цвета кожи или этнического происхождения.
Россия придерживается концепции международной правосубъектности индивидов, создания надгосударственных органов защиты прав человека, приоритета общепризнанных принципов и норм международного права о правах человека по сравнению с национальным законодательством.
Равенство перед законом предполагает одинаковое применение норм права к каждому. Оно может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования юридических норм всеми правоприменителями.
Однако следует обратить внимание на некоторые нюансы в понимании равенства всех перед законом и судом. Касаясь принципа общегражданского равенства, надо признать, что отдельные категории граждан (инвалиды, пенсионеры, беременные женщины, многодетные, беженцы и др.) и отдельные категории государственных служащих (судьи, прокуроры, работники милиции, таможенной службы и др.) могут пользоваться льготами и дополнительными социальными гарантиями с учетом их психофизических особенностей или рода деятельности, условий труда. Закон исходит из того обстоятельства, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении, но если эти условия неравны, федеральный законодатель вправе установить для них различный правовой статус. В то же время принцип равенства перед судом гарантирует отсутствие каких-либо ограничений или преимуществ при осуществлении доступа к правосудию .
См.: Конституция Российской Федерации: Постатейный научно-практический комментарий коллектива ученых МГЮА им. О.Е. Кутафина / Под рук. д.ю.н., проф. Е.И. Козловой. М.: Библиотечка РГ, 2009. С. 66.
Региональные конституции и уставы, равно как и федеральная Конституция, провозглашают принцип непосредственного (прямого) действия конституционных прав и свобод(Конституции Российской Федерации -ст. 18; Алтая — ст. 23, Северной Осетии — Алании — ст. 19, Дагестана — ст. 19, Карачаево-Черкесии — ст. 15; Уставы Камчатского края — ч. 2 ст. 2, Брянской области — ч. 2 ст. 7, и др.). Это означает обязанность судов, иных органов государственной и муниципальной власти, их должностных лиц защищать права человека как в ситуациях, детализированных отраслевым законодательством, так и в случаях, когда такие акты отсутствуют. Таким образом, решения о защите прав и свобод личности могут выноситься со ссылками наКонституциюРоссийской Федерации, конституции и уставы ее субъектов. Конституционные нормы о правах и свободах человека и гражданина определяют смысл и содержание деятельности органов законодательной, исполнительной и судебно-прокурорской власти, местного самоуправления.
Прямое действие конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина получает развитие в актах текущего законодательства.
Региональные основные законы, по аналогии с федеральной Конституцией, закрепляют неотчуждаемыйхарактер основных прав и свобод личности, их принадлежность каждому от рождения (Конституции Российской Федерации -ч. 2 ст. 17; Адыгеи — ч. 2 ст. 18, Алтая — ст. 23, Карачаево-Черкесии — ч. 2 ст. 14, Чеченской Республики — ч. 2 ст. 14; Устав Амурской области — ч. 2 ст. 5, и др.). Это означает признание факта, что каждый человек рождается свободным и в силу этого обладает комплексом присущих ему прав и свобод.
1) признать эти права, т.е. закрепить их в национальном законодательстве;
2) соблюдать, т.е. не нарушать права и свободы личности;
3) создавать благоприятные условия для их реализации;
4) охранять основные права и свободы личности от нарушений;
5) не может лишить своих граждан конституционных прав и свобод, а также гражданства.
Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации могут быть ограничены в условиях чрезвычайного и военного положения, а также в интересах должного признания и уважения прав и свобод других лиц, удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и предотвращения преступлений, обеспечения общего благосостояния. Возможные ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом должны преследовать конституционно значимые цели и быть соразмерными.
В конституциях и уставах субъектов, как и самой Федерации, провозглашается гарантированность прав и свободпроживающих на их территории физических лиц, подчеркивается взаимная ответственность гражданина и государства (Конституции Российской Федерации -ч. 1 ст. 17; Адыгеи — ч. 2 ст. 20; Уставы Забайкальского края (гл. 2 — «Гарантии прав и свобод человека и гражданина»), областей Амурской — ст. 8, Астраханской — ч. 1 ст. 2, Нижегородской — ч. 1 ст. 10, Челябинской — ч. 2 ст. 2, и др.).
Конституционный принцип гарантированности прав и свобод означает реальную возможность пользоваться ими. Региональные органы государственной власти не могут ограничить принадлежащие гражданину права и свободы иначе как на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо для обеспечения национальной безопасности, защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Региональные нормы о правах и свободах личности имеют ряд особенностей. Во-первых, вопросы гражданства, правового статуса иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев остаются в сфере федеральной компетенции. Во-вторых, региональные основные законы не вправе вводить дополнительные ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина на своей территории.
Региональные конституции и уставы не содержат норм о гражданстве. В России, согласно федеральной Конституциии Федеральномузаконуот 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изм.) признается единое гражданство .
СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031; 2003. N 46. Ст. 4447; 2006. N 2. Ст. 170; 2007. N 49. Ст. 6057; 2008. N 40. Ст. 4498; 2009. N 1. Ст. 9, 17.
Гражданство — это устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, т.е. правовое состояние физического лица, обусловленное его юридической связью с определенным государством. Эта связь территориально не ограничена и служит основанием для обладания юридическим статусом гражданина данного государства. Она означает распространение на граждан, находящихся как на территории соответствующего государства, так и за его пределами, юрисдикции данного государства. Все жители субъектов Федерации (за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства) являются гражданами России.
Гражданство — атрибут государственного суверенитета. В то же время право на гражданство следует рассматривать как неотъемлемое субъективное право человека.
Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в субъектах Федерации, пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Источник