Порядок заключения международного коммерческого контракта
Многие компании в процессе расширения бизнеса в поисках новых партнёров и клиентов обращают внимание за рубеж. Однако нужно понимать, что сделки с иностранными структурами имеют свои особенности, о которых нужно помнить на всех этапах, включая заключение контракта и оформление всех сопутствующих документов. В данной статье мы рассмотрим, как правильно заключить сделку с зарубежным предприятием, что нужно учесть и как сделать так, чтобы контракт был безопасным и выгодным для обеих сторон.
Что считается международным коммерческим контрактом?
Прежде, чем переходить к оформлению, нужно понимать, что вкладывается в понятие международного коммерческого контракта . Согласно действующему российскому законодательству, речь идет о договоре поставки товаров, оказания услуг или выполнения работ, который заключен между двумя или более сторонами, которые находятся в разных странах и являются субъектами права разных государств. В привязке к законодательству РФ одной из сторон такого иностранного контракта должна быть компания с российской регистрацией.
Также следует обратить внимание, что при определении того, является ли контракт международным, первоочередное значение имеет «прописка» основного коммерческого предприятия. Так, например, если международная корпорация создала в России дочернюю фирму с российской регистрацией, контракт между ней и российским предприятием все равно будет международным. Также влияет характер отношений: если предусматриваются экспортно-импортные операции, перечисление денег с зарубежных счетов на отечественные и наоборот, речь идет о международном контракте.
Основные принципы международных коммерческих контрактов
Существует ряд особенностей, которые отличают международные контракты от обычных сделок и которые нужно помнить при заключении такого договора. Вот они:
- определение валюты сделки – очевидно, что раз контракт международный, то и взаиморасчеты между сторонами могут проходить в иностранной валюте. Этот момент нужно заранее оговорить в тексте договора с указанием конкретной валюты (или несколько, если допускается использование двух и более денежных единиц), а также как будет рассчитываться текущий обменный курс (например, по среднерыночному курсу, с ориентацией на курс Центробанка и т. д.). Также оговаривается валюта выплаты неустоек, штрафов и других платежей;
- механизм оплаты услуг или товаров – стороны должны обсудить, через какие банки и в каком виде будут поступать деньги от заказчика к исполнителю. Это очень важный вопрос, поскольку не все банки имеют возможности осуществлять международные переводы, или стоимость таких переводов может быть очень высокой;
- применимое право – в случае, если между сторонами сделки возникнет спор, очень важно знать, по правилам какой из стран он будет разрешаться. Это очень важный нюанс, поскольку в ряде моментов право двух государств может отличаться кардинально, и то, что считается нормальной практикой в одной, будет правонарушением или уголовным преступлением в другой. Также оговаривается в каком суде будут слушаться спорные вопросы. Если стороны не могут прийти к консенсусу, за основу может быть взято международное право, например Венская конвенция ООН или Гаагская конвенция, которые регламентируют вопросы трансграничной торговли;
- вопросы налогообложения – нужно помнить, что существует понятие «двойного налогообложения», когда компания, получающая доходы от иностранного партнера, должна уплачивать налоги и в своей стране, и в той стране, где находится источник дохода. С некоторыми странами Россия подписала соглашение об отмене двойного налогообложения, и в этом случае такой неприятный момент исключен. Потому рекомендуется прежде, чем заключать сделку, убедиться в том, что вы избежите двойного налогообложения, или сразу учесть этот фактор в бизнес-модели;
- таможенные вопросы – большинство международных договоров включают в себя экспортные или импортные операции. Практически для всех групп товаров предусмотрено взымать таможенные сборы, которые могут сильно отличаться в зависимости от страны и категории товара. Также нужно помнить, что некоторые товары вообще запрещены к ввозу или вывозу, и их список постоянно меняется в соответствии с международными договорами, эмбарго, санкциями и другими нюансами.
Если учесть эти особенности и принципы, можно заключить безопасный и эффективный международный контракт без особых рисков.
Порядок действий при заключении международного коммерческого контракта
В целом процедура заключения международного контракта не сильно отличается от аналогичного договора между сторонами одной юрисдикции (конечно, со своими нюансами) и состоит из таких этапов:
- Обсуждение спорных вопросов и урегулирование нюансов. В разделе выше можно найти основные такие вопросы: механизм оплаты, налогообложение, валюта расчетов, таможенные вопросы, применимое право и т. д. Согласовывать их лучше не только между представителями компаний, но и с участием юриста по международным делам , который проконсультирует по различным спорным моментам и подскажет, как правильно оформить все документы.
- Определение основных положений договора. Как и в любом контракте, в международном есть обязательные (существенные) положения: указание сторон, перечень товаров или услуг, которые должны быть поставлены, стоимость, механизм оплаты, сроки поставки и т. д. Всё это обязательно должно быть отображено в договоре, причем чем подробнее, тем лучше – в будущем проще будет разрешать возникающие конфликты.
- Составление и подписание договора. Когда все положения и спорные моменты улажены, составляется документ, который после анализа юристами сторон подписывается ответственными представителями (обычно это директор или его заместитель с правом подписи).
- Перевод текста договора. Чаще всего международный контракт должен быть переведен на все языки, которыми пользуются стороны, для исключения разночтений или сложностей с пониманием отдельных пунктов. Причем перевод должен быть заверен нотариусом – только в этом случае он получает юридическую силу. Также в тексте договора нужно указать, какой из языков будет считаться предпочтительным при возникновении споров.
Отдельно регистрировать в российских государственных органах контракт не нужно. После подписания и перевода он вступает в силу.
Подготовка международного договора – очень ответственное дело, в котором нужно учесть немало нюансов. От того, насколько удачно он составлен, во многом зависит успех сделки и ее безопасность. Потому, чтобы не упустить важные моменты, минимизировать возможные риски и защитить свои интересы, при подготовке рекомендуется воспользоваться услугами юриста по международному праву .
Источник
Способы заключения внешнеторговых сделок: что важно знать
Оферту можно определить как коммерческое предложение на продажу и поставку определенного товара, которое потенциальный продавец направляет одному или нескольким возможным покупателям с целью заключения сделки. Оферта должна содержать, как минимум, все существенные условия контракта. Оферты (предложения) бывают нескольких видов и различаются по своему содержанию и форме.
Контракт — это важнейший внешнеторговый коммерческий документ, оформляющий внешнеторговые сделки купли-продажи товаров, услуг, работ и других объектов внешнеторговой деятельности. В зависимости от вида внешнеторговой сделки и ее конкретных условий заключаемые контракты отличаются большим разнообразием.
Подготовка проекта контракта является важным элементом внешнеторговой операции. Эта работа должна быть выполнена особенно тщательно. После составления текста контракта его необходимо внимательно проверить, чтобы исключить возможные коммерческие, правовые, грамматические ошибки и неточности.
Условия контракта не должны противоречить императивным нормам отечественного и международного права, сложившейся торговой практике и обычаям, действующим в странах контрагентов. Особое внимание следует уделять тому, чтобы не допустить включения в контракт заведомо невыгодных, дискриминационных условий в отношении российской стороны.
Название этого документа («контракт») широко распространено в отечественной и мировой коммерческой практике. Этим фиксируется коммерческий (возмездный) характер отношений между сторонами. Однако данный термин отсутствует в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ). Вместо контракта употребляется слово «договор», как принято во внутрихозяйственной практике нашей страны. Следует учитывать, что на английском языке, наиболее распространенном в мировой торговле, договор коммерческого характера обозначается именно как contract.
В мировой торговой практике известны несколько способов заключения внешнеторговых сделок:
- единый документ: контракт, подписанный всеми участниками сделки;
- безоговорочное подтверждение (акцепт) покупателем (адресатом) полученного предложения (оферты), если продавец (оферент) выступает с инициативой заключения сделки;
- подтверждение (акцепт) продавцом поступившего заказа, когда инициатива заключения сделки исходит от покупателя (заказчика).
Многие российские и зарубежные коммерсанты считают наиболее удобным способом оформления сделок подписание сторонами одного документа —контракта. Подписание контракта целесообразно также после подтверждения оферты или заказа и является обязательным условием оформления сделок на специальных рынках.
В самом общем виде оферту можно определить как коммерческое предложение на продажу и поставку определенного товара, которое потенциальный продавец направляет одному или нескольким возможным покупателям с целью заключения сделки. Сторона, предлагающая товар, называется оферентом.
Вместе с тем в мировой коммерческой практике оферта (предложение) трактуется и в более широком смысле — как заявление о намерении заключить контракт. Такой подход к сути оферты предопределяет, что ее может направлять не только продавец возможному покупателю, но также и покупатель продавцу, причем оферта должна содержать, как минимум, все существенные условия контракта.
Оферты (предложения) бывают нескольких видов и различаются по своему содержанию и форме. Исходя из своих намерений, в каждом конкретном случае оферент может выдавать твердую или свободную оферту. В зависимости от того, какая сторона (продавец или покупатель) выступает с инициативой заключения сделки, различают инициативные и пассивные оферты. Если инициатива заключения сделки исходит от покупателя, заявление последнего, направляемое продавцу, принято называть запросом или заказом.
Твердая оферта (согласно Венской конвенции оферта этого вида называется безотзывной) связывает предлагающую сторону (оферента) определенными обязательствами, а именно: предлагающая сторона не вправе ни отозвать оферту, ни изменить ее условия, если иное прямо не оговорено в самой оферте. Причем продолжительность этих обязательств исчисляется с момента вступления оферты в силу до истечения срока ее действия (предельный срок принятия оферты) или получения определенного ответа другой стороны.
В самом тексте такой оферты целесообразно указывать, что товар предлагается твердо с ответом до определенного срока (дата, час). Это позволяет сторонам намечаемой сделки избежать неоднозначного понимания характера оферты. Следует учитывать, что оферта признается твердой, если в ней прямо не указано иное.
Твердую оферту на имеющуюся конкретную партию товара возможно выдать только одному покупателю. Получение оферентом подтверждения контрагента о принятии оферты без каких-либо оговорок в пределах установленного срока (безоговорочный акцепт оферты) означает заключение сделки. Однако поскольку оферент вынужден в течение определенного срока ждать ответа адресата, который не обязательно акцептует оферту, это лишает продавца возможности гибко маневрировать в этот период, что может замедлить реализацию данной партии товара.
Свободная (нетвердая) оферта не налагает прямых обязанностей на продавца. В ее тексте указывается, что оферент готов предложить товар не твердо или без обязательств предлагающей стороны либо при условии ее окончательного подтверждения. Такая оферта на одну и ту же партию товара может направляться одновременно нескольким адресатам в целях ускорения продажи товара. Однако в этом случае покупатели могут предположить, что предлагаемый товар имеется в избыточном количестве и попытаются воспользоваться этой ситуацией для снижения цены и получения иных уступок по коммерческим условиям предложения. В связи с этим оференту следует взвешивать свои действия, чтобы не допустить ухудшения условий реализации товара.
Инициативная оферта применяется по усмотрению оферента в тех случаях, когда у него имеются веские причины не скрывать своего намерения заключить сделку. Пассивная оферта направляется в ответ на полученный запрос контрагента. Нередко продавец намеренно воздерживается от проявления инициативы и ожидает поступления запроса покупателя, чтобы не раскрывать заинтересованность в продаже товара, так как это может способствовать достижению более выгодных условий сделки.
Содержание оферты зависит от специфики товара, сложившейся торговой практики, характера деловых связей конкретных контрагентов. Обычнымиреквизитами оферты считаются следующие:
- предмет предложения с точным обозначением товара, услуг (при необходимости с конкретизацией качественных показателей, технических характеристик, описанием товара, ссылкой на известный стандарт, образец и т. д.);
- количество предлагаемого товара в принятых единицах измерения;
- цена за единицу измерения товара в определенной валюте с обязательным указанием базиса поставки;
- срок поставки;
- условия платежа (с возможным предоставлением кредита);
- срок действия предложения.
Особое внимание следует обратить на тщательную калькуляцию цены, исходя из реальных цен внешнего рынка, с учетом возможных поправок по коммерческим и техническим характеристикам.
Помимо вышеуказанных реквизитов оферта может содержать дополнительные условия, например: о характере упаковки, предоставлении гарантий, сдаче-приемке товара, технической документации, командировании специалистов, арбитраже, встречных обязательствах и др.
В международной практике оферты выдаются в различных формах:
- устно: по телефону или при личной встрече;
- письменно: в виде соответствующего делового письма, направляемого адресату почтой или вручаемого лично, сообщения по факсу, электронной почте, путем направления (вручения) проекта контракта, подписанного оферентом, а в некоторых случаях в виде проформы счета на предназначенный к поставке товар;
- в смешанной форме: частично в письменной и дополнительно в устной формах либо первоначально устно с последующим письменным подтверждением.
Обычно предложение, сделанное в устной форме, подтверждается письменно, в том числе деловым письмом, памятной запиской, меморандумом, которые в тот же день направляются другой стороне сделки. Для российских участников ВЭД имеет юридическую силу только письменное предложение. Во многих зарубежных странах коммерсанты, привыкшие ценить время, рассматривают устное предложение как твердое обязательство.
Экспортеры, регулярно выступающие с продажами определенных товаров, разрабатывают типовые (стандартные) формы предложений. В них излагается набор унифицированных условий, на которых данный продавец обычно предлагает свой товар различным покупателям. Применение типовых форм значительно упрощает технику подготовки конкретного предложения. В этих случаях работа оферента сводится к определению немногих индивидуальных условий данной оферты, а именно: количество предлагаемой партии товара, цена на установленном базисе поставки и срок поставки.
Коммерческий запрос (вызов на оферту) — это обращение потенциального покупателя к продавцу, содержащее просьбу предложить определенный товар. По ряду реквизитов запрос сходен с офертой. Однако текст запроса обычно существенно короче оферты. В нем, как правило, не указывается цена, поскольку приоритетное право назначить исходную цену сохраняется за продавцом.
Запросы можно направлять одновременно нескольким продавцам. Это позволяет лучше использовать конкуренцию между продавцами и сэкономить время на заключение сделки. В результате анализа и сопоставления полученных конкурентных предложений покупатель выбирает наиболее выгодные из них для продолжения и завершения переговоров о заключении сделки.
В ряде случаев запрос направляется не с целью заключения сделки, а для получения информации о ценах. Если неоднократные запросы не завершаются заключением сделки (тем более если оферент совсем не получает ответа на свои предложения), у продавца складывается впечатление об отсутствии реального намерения запрашивающего закупить товар и утрачивается интерес к дальнейшей переписке с этим коммерсантом. В такой ситуации трудно рассчитывать на получение от продавца коммерчески достоверных предложений.
Направление запроса не порождает обязательств по заключению сделки. В целях ускорения ее заключения покупатель может направить продавцу заказ, содержащий достаточный минимум существенных условий сделки. По степени обязательности заказ равносилен твердой оферте. Получение покупателем от продавца безоговорочного подтверждения заказа считается заключением сделки (размещением заказа).
По получении оферты (запроса) от иностранного контрагента изучается ее содержание и принимается принципиальное решение: целесообразна ли покупка (продажа) товара, предлагаемого данным оферентом, с учетом всех обстоятельств, связанных с заключением этой сделки (экономическая целесообразность, наличие валютных средств, обеспеченность транспортными средствами, возможность получения соответствующих лицензий и т. д.)
Следует иметь в виду, что на практике ответ на предложение оферента далеко не всегда является безоговорочным подтверждением адресата. Адресат может посчитать неприемлемым то или иное условие либо несколько условий полученного предложения (например, не устраивает уровень цены, срок поставки, условия платежа и т. д.) Тогда он вправе направить оференту встречное предложение об изменении соответствующих условий первоначального предложения, называемое обычно контрпредложением (контрофертой).
Получив контрпредложение, первоначальный оферент может принять (акцептовать) его, направив другой стороне безоговорочное подтверждение контрпредложения, что будет свидетельствовать о заключении сделки. В этом случае основаниями для заключения сделки будут служить не два, а три документа: первое предложение, контрпредложение и его безоговорочное подтверждение.
Источник