Законы Ману: семейно-брачное право.
Законы Ману: семейно-брачное право.
Законы Ману признавали полигинию (многоженство). Число жен было определено законом для каждой варны: брахман имел право на 4 жены, кшатрий — на 3, вайший — на 2, а шудра только на 1 (ЗМ, III, 13). Законы устанавливали различие между главной и второстепенными женами, из которых первая всегда должна быть из одной с мужем варны. Привилегированное положение первой жены проявлялось в том, что она участвовала с мужем в совершении жертвоприношений. Рожденные от нее дети получали большую, сравнительно с другими, долю наследства. Идеалом религиозного законодательства древних индусов являлся моногамный брак.
Первая и единственная цель брака есть рождение детей ради продолжения семейного культа предков. Поэтому, если жена бездетна, муж должен развестись с ней и взять другую (ЗМ, IX, 81). Если же причина бездетности брака лежала в самом неспособном муже, последний мог получить страстно желаемое им дитя, устроив совокупление своей жены со своим братом или другим родственником.
При отсутствии в семье мальчика-наследника, когда жена рожала одних девочек, прибегали к юридической фикции. Отец объявлял тогда дочь путрикой («дочерью вместо сына») и должен был позаботиться, чтобы она, вступив в брак, родила сына. Её сын считался уже не потомком своего действительного отца, а сыном наследником деда с материнской стороны.
Запрещались межварновые браки, межкастовые не приветствовались.
Условия вступления в брак
Основными условиями вступления в брак являлись следующие:
1. Принадлежность супругов к равной варне.
2. Достижение брачного возраста. По Артхашастре брачным совершеннолетием признавалось для мужчин — 16 лет, для женщин — 12 лет. (III, 3(1)).
3. Согласие родителей (отца).
4. Отсутствие близкого родства между лицами, вступающими в брак. Законы запрещали вступать в брак между собой родственникам до шестой степени родства включительно, которой соответствовали троюродные братья и сестры.
5. Физическая способность к браку. При вступлении в брак предполагалась физическая способность мужчины к совокуплению. Только способный к совокуплению мужчина имел право на выбор девушки и жены, ибо целью брака являлось потомство.
Заключение (совершение) брака
Древнеиндийскому праву были известны восемь способов заключения брака: похищение, договор купли-продажи, договор о передаче дочери её отцом жениху и др. (ЗМ, III, 20-34). Они делились на две категории: хорошие и дурные. К последним относились все браки, совершённые без согласия родителей, в том числе и браки по любви.
Власть мужа над женою основывалась на передаче жениху девушки её отцом. Свадебный же обряд производился только для счастья новобрачных.
В ЗМ упоминают 8 форм брака˸
1. Поощраемые брахманами
2. Брахма (вручение отцом дочери с приданным);
3. Дайва (вручение дочери жрецу во время исполнения обряда);
4. Арша (выдача дочери после выкупа от жениха);
5. Праджапатья (после слов ʼʼИсполняйте вместе дхармуʼʼ).ʼʼДурныеʼʼ Асура (покупка невесты);
6. Гандхарва (добровольные союз М и Ж без согласия родителей);
7. Ракшаса (похищение невесты);
8. Пайшача (насилие над Ж в состоянии алкогольного или наркотического опьянения).
Развод
Брак по Законам Ману прекращался смертью и разводом. Развод допускался в исключительных случаях, как по инициативе мужа, так и жены Развод допускался, как правило, при наличии вины другого супруга, как-то: прелюбодеяние, грубые пороки одного из супругов, пьянство, сварливость, злобность, расточительность, вытравление плода (аборт) женой без ведома мужа (ЗМ, IX, 80, 72, 77-79, 82).
Развод допускался и без вины другого супруга по следующим основаниям:
1. Бесплодие жены по истечении 8 лет брачной жизни
2. Неизлечимая болезнь.
3. Безвестное отсутствие пропавшего мужа.
Развод допускался по взаимному согласию супругов (против воли одного из них развод был запрещён) при наличии непреодолимого отвращения друг к другу, взаимной ненависти
Образование Афинского государства. Реформы Тесея и Солона.
Зарождение Афинской государственности относится к XI-IX вв. до н.э., когда у четырех племен, населяющих территорию Аттики (полуостров на юго-востоке Греции), происходит процесс имущественной и социальной дифференциации. Собственно образование, государства народная традиция связывает с именем греческого героя Тесея. Приписываемые ему реформы есть не что иное, как результат постепенных изменений, происходивших в период т.н. «Гомеровской Греции» (XI-IX вв. до н.э.) и завершившихся к VIIIв. до н.э. Итогом стало объединение племен (синойкизм) в единый афинский народ, формирование центральных органов власти. Тесею приписывается также деление общества на три социальных группы: родовую знать — эвпатридов, имевших монополию на занятие государственных должностей; простых земледельцев-общинников — геоморов и ремесленников — демиургов.
Следующим шагом в развитии государственности была отмена власти родоплеменного вождя (базилевса) и учреждение новой должности архонта. Сначала архонты избирались пожизненно, затем — сроком на ТО лет, а в 683 г. до н.э. произошло образование коллегии архонтов, куда из числа знати избиралось девять человек сроком на один год. Первый архонт стоял во главе коллегии, и имел полномочия по надзору за внутренними делами, и решал судебные споры по семейным делам. Второй архонт исполнял жреческие функции, а также осуществлял руд по религиозным делам. Третий архонт (полимарх) ведал ‘ военными вопросами, Остальные шесть архонтов-фесмофетов ведали в основном судебными вопросами.
По окончании срока полномочий архонты становились членами ареопага, заменившего совет старейшин. Ареопаг был высшим судебным и контролирующим органом. Архонтами и членами ареопага могли быть только эвпатриды. Таким образом, в Афинах устанавливается политическое господство аристократии.
Развитие Афинского государства в VUI-VI вв. до н.э. протекает под знаком борьбы демоса (торговцев, ремесленников, землевладельцев) с господством родовой аристократии, долговым рабством и др. К началу VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. По свидетельству современников, народ восстал против знатных. Преодолеть возникшие противоречия могло только проведение» глубоких преобразований. Решающими этапами в формировании новых общественных отношений стали реформы, проведенные архонтами Солоном и Клисфеном.
реформы тесея: Реформы Тезея. Образование Афинского государства легенда связывает с именем греческого героя Тесея. Среди мероприятий, осуществленных Тезеем и повлекших образование государства, первым было объединение трех племен с центром в Афинах. Для руководства общими делами нового образования был создан совет, к которому перешла часть дел, находившихся ранее в ведении отдельных племен. Следующие преобразования выразились в оформлении обособленных социальных групп. Родовая знать, окончательно закрепившая за собой привилегии, создала особую группу населения — эвпатридов, которым было предоставлено исключительное право на замещение должностей. Большую часть населения составляли геоморы (земледельцы), выделялась группа ремесленников — демиургов.Значительную часть населения составляли метеки — выходцы из других общин, проживающие в Афинах. Будучи лично свободными, они не пользовались политическими правами и были ограничены в экономических правах (им запрещалось владеть землей на территории Аттики и иметь собственные дома, кроме того, они выплачивали особый налог).
Указанные преобразования являлись первыми шагами к созданию Афинского государства. Безусловно, это были постепенные и длительные процессы.
В 8-7 веках до н.э. почти все земли в Аттике оказались в руках эвпатридов. Кроме того, они сосредоточили в своих руках торговлю с/х продуктами, появление денег также способствовало концентрации богатств у незначительной части населения, следовательно, сложились экономические противоречия между родовой знатью и мало-, безземельными крестьянами, которые дополнялись политическими противоречиями между городской и родовой рабовладельческой знатью (городская знать не имела доступ к должностям).
Крестьяне + торговцы + ремесленники = ДЕМОС.
Демос постепенно выигрывал у родовой аристократии политическую власть, добивался больших уступок.
В 594 г. до н.э. всеобщее недовольство народа (долги крестьян и крайняя нужда, рабство должников и резкое деление общества на 2 враждебных класса: эвпатриды и народ) вылилось в «Великую Смуту». Общество на грани гражданской войны. Конфликт разрешили мирно – выбрали СОЛОНА. Эвпатриды выступали за него, т.к. он знатного рода, а демос выступал за него, т.к. он разорившийся богач, следовательно занимается торговлей, следовательно знает существующее в стране состояние дел. Он был известным поэтом и в своих стихах распространял свои идеи. Результат – реформы архонта Солона, которому было поручено издать законы, отменяя существующие и вводя новые по своему усмотрению.
Солон был посредником между противоборствующими партиями и конечная цель его преобразований – восстановление единства полисной общины.
Реформы Солона:
1). Для смягчения острых противоречий решает вернуть свободным людям источник существования и этим повысить обороноспособность государства на основе всеобщего ополчения народа. Солон произвел «страхование бремени» (сисахфия), т.е. навсегда отменил долговую кабалу и аннулировал все поземельные долги. Теперь рабами могут быть только иноплеменники, а закладные камни с полей были убраны, а земли возвратились к своим собственникам. Афинские граждане, потерявшие в свое время свободу за неплатежи долга или арендной платы подлежали выкупу на средства государства. Чтобы предотвратить возможность последующего разграбления крестьянской земли, Солон установил максимальный размер землевладения, принадлежавшего одному лицу. Но не был осуществлен передел земли, требуемый малоземельными и безземельными крестьянами. Солон ввел систему мер и весов. Отец должен обучить сына своему ремеслу, иначе тот может не кормит его, когда вырастет.
Итоги: в целом преобразования Солона
1. Признавали главной эксплуатационной силой иноплеменников
2. Экономически ограничивали силу эвпатридов и заложили основу для развития мелкого земледелия как основной формы земледельческого хозяйства.
2). Вводится деление всех свободных людей на 4 разряда по имущественному принципу в политических и военных целях. Единица измерения – МЕДИМН — мера емкости, применявшаяся для сыпучих тел, особенно зерна. 1 медимн =52,5 литра. Учитывался доход от сельского хозяйства.
· Годовой доход > 500 медимнов – ПЯТИСОТНИКИ
· Доход > 300 медимнов / способные содержать боевого коня – ВСАДНИКИ
· Доход > 200 медимнов –ЗЕВГИТЫ
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Источник
Семейно-брачные отношения в Древней Индии по «Законам Ману»
Вы будете перенаправлены на Автор24
«Ману-смрити» («Законы Ману») — это древнеиндийский сборник правовых и религиозно-нравственных предписаний, приписываемый традицией прародителю человечества — Ману.
Датирование текста «Законов»
Датирование «Законов Ману» является для науки важным, так как многие учёные полагают, что «Ману-смрити» была создана в период социальной нестабильности после распада империй Маурьев и Шунга, когда авторитет и влияние брахманов находились под угрозой неведических движений. Однако брахманизм не был «ведическим». Таким образом, «Ману-смрити» и прочие Дхарма-шастры представляли собой реакцию брахманов на угрозы.
В науке на данный момент утвердилась точка зрения Г. Бюлера, что «Ману-смрити» в дошедшем до нас виде сложилась во II веке до н.э. — II веке н.э. При этом не весь содержащийся в сборнике материал можно отнести к указанному периоду. Относительно новыми считаются первая и последняя главы. Из прочих глав наиболее древними являются II-VI главы, однако в них тоже есть стихи, являющиеся позднейшими добавлениями. Пандуранг Ваман Кане ограничил датировку периодом II век до н.э. — I век н. э. К.П. Джаясвала указывает точную дату: 150—120 годы до н.э.
Характеристика брачно-семейных отношений
Брачно-семейным отношениям в Законах Ману посвящены главы III и IX.
В них выделены восемь форм брака, распространенных в Индии. Первые четыре поощрялись брахманами:
- брахма (вручение отцом дочери, «наделённой драгоценностями»);
- дайва (вручение дочери жрецу, исполняющему обряд);
- арша (отец выдаёт дочь замуж после получения от жениха быка и коровы или двух их пар);
- праджапатья (вручение отцом дочери жениху после фразы «Исполняйте вместе дхарму»).
«Дурные» виды брака включали:
- асура (покупка невесты);
- гандхарва (добровольный союз жениха и невесты без согласия родителей);
- ракшасу (похищение невесты);
- пайшачу (насилие над девушкой, находящейся в состоянии опьянения, или безумной).
Не запрещалось брать в жёны несовершеннолетних. Многожёнство не поощрялось, но муж имел право взять вторую жену, если первая была злобна, склонна к пьянству или расточительна.
Сваямвара — это практиковавшийся обычай выбора жениха девушкой. О проведении сваямвары решение принимал отец девушки. Для церемонии выбирались благоприятные место и время. Цари посылали в соседние царства гонцов, приглашая царевичей участвовать в сваямваре. Простые люди приглашали претендентов из округи. Претенденты в назначенный день прибывали в дом к отцу девушки и просили её руки. Родители оценивали их качества и мужество в соревнованиях. Сделав выбор, девушка надевала на избранника гирлянду из цветов, после чего проводилась свадьба.
Готовые работы на аналогичную тему
Индуистская литература описывает несколько случаев сваямвары. В «Рамаяне» Сита выходит замуж за Раму, оказавшегося единственным царевичем, прошедшим через установленное испытание — поднять и натянуть лук Шивы. «Махабхарата» описывает сваямвару Драупади, в результате которой царевна досталась Арджуне. В «Махабхарате» описана сваямвара Дамаянти, которая против воли дэвов выбрала в мужья Налу.
Специфика брачно-семейных отношений
Виваха — это обозначение брака в индуизме; одна из 16-ти выполняемых индусами санскар.
Для Древней Индии были характерны большие патриархальные семьи. Главой семьи являлся муж. Женщина находилась в полной зависимости от супруга и сыновей. Брак собой представлял имущественную сделку, результатом которой была покупка мужем жены, которая становилась его собственностью.
Законы Ману положение женщины определяют следующим образом: ей полагалось в детстве быть под отцовской властью, в молодости – под властью мужа, после его смерти – под властью сыновей, ибо «женщина не пригодна для самостоятельности». Законы Ману требуют от жен почитать своих мужей, как бога, даже если он не имеет добродетелей. И хотя Законы Ману провозглашают высшей дхармой между мужем и женой «взаимную верность до смерти», мужчина имел несколько жен, мог развестись с женой. Жена не могла оставить семью, даже если муж ее продал, она считалась его женой. Женщина за измену подвергалась карам, вплоть до казни. Согласно традициям, жена была обязана принадлежать к одной варне с мужем. В исключительных случаях мужчина мог вступить в брак с женщиной из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчинами низших групп запрещалось. Наиболее серьезным грехом была женитьба шудры на брахманке.
Отец обладал всесильной властью над своими детьми. Все семейное имущество было общим достоянием, но управлял им глава семьи. После смерти родителей имущество делилось сыновьями или оставалось у старшего сына, который становился опекуном младших братьев. Дочери устранялись от наследования, но братья должны были выделять им для приданого по 1/4 доли. В древнеиндийском праве не было наследования по завещанию.
Артхашастра выделяет несколько форм брака (совпадающих с римскими обычаями):
- торжественный или правильный брак (приданое жены при этом становится собственностью мужа);
- брак с выкупом жены;
- брак, основанный на соглашении супругов;
- похищение жены.
Признавалось, что женщина должна находиться под опекой мужчин: отец охраняет ее в детстве, муж – в зрелости, сыновья – в старости.
Согласно Артхашастре, «муж обязан учить поведению жену и может ударить ее по спине три раза: расщепленной тростью, веревкой или рукой».
Развод для женщины был недоступен: «ни продажей, ни разводной платой жена не освобождается от мужа». Муж мог оставить жену по следующим основаниям:
- «если она его ненавидит»;
- «жена, не рожающая, может быть переменена на восьмом году, рожающая мертвых детей – на десятом, только девочек – на одиннадцатом, сварливая – немедленно».
Супружеская верность поддерживалась суровыми карами. Одновременно допускалась широкая добрачная половая свобода. Сын, которого девушка родила в доме отца, считался «сыном замужней девушки». После он становился сыном того, кто женится на девушке. Такие дети не являлись препятствием к заключению брака.
Источник