Способы заключения брака законы хаммурапи

Юридические статьи

Законы Хаммурапи включают 282 нормы, на основании которых осуществлялось регулирование определенных общественных отношений в Вавилоне. Значительная часть норм данного закона определяла регулирование брачно-семейных отношений (128-195). Содержание данных норм позволяет выявить типические черты института семьи в Вавилоне, проанализировать положения о порядке заключения брака, условиях его расторжения, определить правовой статус мужа, жены, детей.

Типические черты института семьи в Вавилоне. Отношения в семье были патриархальными.Статус женщин был не намного выше положения домашних рабов. Тем не менее проявлялась тенденция к ослаблению власти мужа над женой, отца над детьми. Закон позволял рабу жениться на дочери свободного человека (175-176). Принято считать, что семья в Вавилоне была моногамной, но это не совсем так. Мужу не запрещалось иметь наложниц. В качестве наложниц выступали рабыни. Наложница не имела статуса жены, статус первой был гораздо ниже, но при этом муж мог признать детей, рожденных от рабыни, своими(170). Мужчина при определенных обстоятельствах имел право взять вторую жену. Например, в случае недостойного поведения жены (141), в случае женитьбы на женщине, которая не родила ему ребенка (145), в случае болезни жены (148).Семья была гетерогенной, в законах отсутствуют какие-либо сведения об однополых союзах. Ряд норм свидетельствует о случаях интимной связи между отцом и дочерью, матерью и сыном, уже в то время данные явления вызывали общественное порицание и законом рассматривались в качестве преступления, за которое следовало строгое наказание (154-158).

Условия и порядок заключения брака. Браком считались только те отношения между мужчиной и женщиной, которые основаны на договоре. Договор заключался между мужчиной и женщиной, которые вступают в брак (128): «если человек взял жену и не заключил с ней договора, то эта женщина — не жена». Вряд ли воля женщины на заключение брака учитывалась. Реальное содержание договора определялось женихом и семьей невесты. Фактически сторонами брачного договора были не жених и невеста, а жених с одной стороны и отец невесты — с другой. Только отец мог отказать человеку в заключении брака с его дочерью (160). Условием заключения брака было внесение женихом выкупной платы семье невесты, но это условие было не обязательным (139). Невеста имела приданное, которое было больших размеров чем выкупная плата жениха. Выкупная плата жениха представляла собой задаток. В случае нарушения женихом условий брачного договора выкупная плата (задаток) оставалась у семьи невесты, а в случае нарушения брачного договора со стороны семьи невесты, последняя возвращала выпуклую плату (задаток) в двойном размере. Таким образом об условиях заключения брака можно узнать только из норм, содержащихся в статье 128 и статьях 159-164 . Законы Хаммурапи не устанавливают возрастного ценза для супругов. В законах не указаны обстоятельства, которые препятствуют заключению брака.

Условия расторжения брака. Брак может быть расторгнут по воле одной из сторон. Обстоятельства, которые являются основанием для расторжения брака, у мужа и жены были различными.

Законы Хаммурапи предусматривают несколько причин, по которым брак может быть расторгнут по инициативе мужа. Муж не мог оставить жену, которая не родила ему детей, при этом он должен был вернуть ей приданное и выплатить серебром сумму равную выкупу (138). В том случае, когда выкупа не было муж выплачивал одну мину серебра (139), а муж — мушкенум выплачивал половину мины серебра. Муж мог оставить жену без каких — либо имущественных последствий для себя в том случае, когда жена позорила мужа и всячески выражала свою неприязнь к нему (141). По своей воле человек был вправе оставить наложницу (шугетум), а если у них есть общие дети, то наложница имела право на часть имущества этого человека (137). Муж не мог оставить больную проказой жену, он имел право взять другую жену, но был обязан содержать свою больную жену, а последняя имела право жить в доме мужа либо получить возмещение своего приданного и вернуться в дом отца (148-149).

Читайте также:  Повестка дня общего собрания собственников по выбору способа управления

Допускается расторжение брака по инициативе жены. Это возможно в том случае, если муж очень унижал жену, изменял ей, а она была ему при этом верной женой (142). Наличие данных обстоятельств женщина должна доказать «кварталу», если ей этого не удастся сделать, то ее ждет суровое наказание(муж имеет право утопить свою жену; 143), поэтому скорее всего содержание этой нормы имеет лишь формальный характер и ей вряд ли пользовались жены. Тем не менее указанная выше норма довольно либеральна для того времени. В том случае если человек бежал из своего поселения и оставил свою жену, жена имела право расторгнуть брак независимо от того вернется ли этот человек в поселение или нет (136).

Строгое наказание предусматривалось за измену женой. Муж мог утопить неверную жену (129). Жена признавалась невиновной, если ее изнасиловали (130). Изнасилование определялось как преступление, за совершение которого преступника убивали.

Семья для жителя Вавилона имела большое значение. Семья давала возможность мужчине оставить после себя наследников, продолжателей рода. Положению детей в семье, их имущественным правам уделялось особое внимание в вавилонских законах.

Дети могли наследовать как по закону, так и по завещанию. Правом наследовать имущество отца обладали сыновья, дочери же не наследовали имущества своих родителей. Закон предусматривал исключение, если у отца были одни только дочери, то они наследовали имущество, но впоследствии были обязаны передать данное имущество в собственность свои сыновьям (176). Если дочку отдавали в храм, где ее посвящали в жрицы для служения богам, то ее отец давал ей приданное. Дочь имела право собственности на то имущество, которое составляло приданное, в том случае, если отец составлял об этом соответствующий документ (183). В том случае, если указанный выше документ отсутствовал, то данное имущество наследовали сыновья. Последние обязаны были возместить стоимость данного имущества своей сестре (178-179; 184). В том случае если дочери, которая являлась надитум, кадиштум или кульмашитум, отец не оставлял приданного, то после его смерти она приобретала право пожизненного пользования на часть наследственного имущества (180-182). Отец мог подарить свое недвижимое имущество любимому сыну, тогда такое имущество не входило в состав наследственной массы, остальное же имущество делилось поровну между всеми сыновьями (165). Отец не мог просто так лишить сына наследства. Лишение наследства допускалось только в случае двукратной тяжкой повинности со стороны сына (168-169).

Сыновья от разных браков, имеющие общего отца, наследовали приданное своих матерей, а имущество отца наследовали в равных частях (167). Сыновья от разных браков, имевшие общую мать, наследовали ее приданное в равных частях (173). Сыновья не наследовали имущество от отчима или от мачехи (174).

Законы Хаммурапи предусматривали такую форму принятия в семью детей как усыновление. Было два вида усыновления. Первый вид, когда усыновление осуществлялось семьей, которая не могла иметь детей, в этом случае целью усыновления было продолжение рода. Второй случай, когда усыновление осуществлялось человеком для приобретения рабочих рук, тогда за усыновляемым сохранялось право на получение обязательной доли в наследстве от того человека, который его усыновил. Обязательная доля составляла одну треть от движимого имущества усыновителя (191).

Закон устанавливает случаи, когда за ребенком сохранялось право вернуться в родную семью (185 — 190).

Особый порядок наследования был установлен для сыновей, рожденных рабыней. Если отец признавал этих детей своими и относил их к сыновьям супруги, то они наследовали имущество на общих основаниях, также как и сыновья, рожденные от супруги (170). Если отец не признавал сыновей, рожденных от рабыни своими, тогда они не наследовали имущества после смерти отца, но тем не менее рабыне и ее сыновьям предоставлялась свобода.

В Законах Хаммурапи есть определенная связь между дарением и наследованием имущества. Муж / отец мог подарить свое имущество жене / сыну / дочери, такое имущество не входило в состав наследства. Для того чтобы договор дарения был признан действительным его необходимо заключать в письменной форме. Если муж не дарил имущества жене, то она имела право на имущество, оставшееся после смерти мужа, наравне со своими сыновьями (172).

Читайте также:  Способы введения препаратов ректально

Супруги совместно отвечали по имущественным обязательствам, возникшим после заключения брака (152). Муж имел право отдать за долги свою жену / детей в рабство сроком на три года (117). Супруга еще до заключения брака могла получить от будущего мужа документ, содержащий правило о том, что ни один из супругов не отвечает по имущественным обязательствам друг друга, возникшим до заключения брака (151). Следует отметить, что Законы Хаммурапи не указывают конкретный момент, после которого брак считается заключенным.

Законы Хаммурапи, как один из наиболее значимых правовых памятников Древнего Востока, дают возможность сформировать нам представление о браке и семье на начальной стадии их развития. В настоящее время невозможно совершенно точно представить себе те брачно-семейные отношения, которые фактически существовали в Вавилоне в XVIII веке до н. э. Тем не менее в силу того, что Законы Хаммурапи были основаны на обычаях и юридической практике, которая сложилась к тому времени, имели казуистический характер, можно предположить, что данные законы не содержали лишь формальные нормы и являлись отражением реальных общественных отношений. Законы Хаммурапи сохранили для нас сведения о первых и самых трудных шагах на пути к правовому регулированию брачно-семейных отношений. Заметно влияние религии, общественных устоев на брак и семью. Нормы Законов Хаммурапи, регулирующие брачно-семейные отношения, имели либеральный характер. Об этом свидетельствует наличие у жены определенных прав и гарантий, которые обеспечивали данные жене права. Законы Хаммурапи установили более высокий правовой статус для жены и детей. В целом, несмотря на то, что семья того времяни оставалась патриархальной, в Законы Хаммурапи был заложен принцип о том, что сильный должен уступать слабому. Данные законы повлияли на закрепление принципа справедливости в правовом регулировании, определили путь дальнейшего развития брака и семьи.

Источник

Брачно-семейное право по Судебнику Хаммурапи

Вы будете перенаправлены на Автор24

Законы Хаммурапи — это свод законов старовавилонского периода, созданный в 1750-х годах до н. э. при царе Хаммурапи. Один из древнейших памятников права в мире.

Заключение брака

Законы Хаммурапи квалифицировали брак одной из разновидностей договора. По обыкновению он заключался между родителями жениха и невесты, согласие которых не требовалось.

Девочек замуж выдавали с 7 лет. В соответствии со статьей 128 действовало правило: нет письменного контракта – нет брака:

«Если человек взял жену и не заключил письменного договора, то женщина не жена».

Допускался брак свободного мужчины с рабыней или свободной женщины с рабом, если он служил во дворце или находился в услужении у мушкенума. Дети от подобных браков являлись свободными (статьи 175, 176). В случае смерти отца половина наследства по праву принадлежала владельцу раба. Зять платил выкуп, обменивался подарками с тестем. Полагалось дочери выдать приданое. Закон отказывался от брака как разновидности сделки купли-продажи.

Подарки и приданое давали жене определенные гарантии ее материального благополучия на случай развода или смерти мужа (за исключением случаев, когда она обвинялась в предосудительном поведении или разгульном образе жизни).

Развод и наследственные права

Муж мог выделить жене часть своего наследства наравне с долей сыновей. Если дети притесняли мать, выгоняя ее из дома, она могла уйти от них, взяв приданое, но потеряв свою долю наследства. Взяв приданое, женщина могла вновь выйти замуж за человека, «ей по сердцу» (статья 172). Она могла получить развод, покинуть мужа и вернуться к отцу, если муж «гулял, унижал. А она себя блюла и не совершала греха, или же люто возненавидела мужа. Сказав ему: «Не прикасайся ко мне. Не трогай меня» (статья 142)». В таком случае дело о разводе рассматривалось в квартале, где проживает женщина.

Законом предусматривались гарантии женщине с детьми, если ее оставлял сожитель. Покидая ее, муж-авилум должен был выделить половину имущества на воспитание детей.

Если дети достигали совершеннолетия, их мать получала долю наследства, равную части любого из сыновей наследника (статья 137). Она могла выйти замуж за человека, «который ей нравился». В таком случае усматривается один из ранних видов алиментных обязательств.

Читайте также:  Оборотная ведомость является способом обобщения тест ответ

Готовые работы на аналогичную тему

Женщина могла уйти к другому мужчине, если муж попадал в плен и не оставлял средств к существованию (статья 134). Если же затем он возвращался, то жена была обязана к нему вернуться, а дети «должны идти за отцами». Если муж-авилум бросал семью и убегал из селения, а потом возвращался, то жена не была обязана к нему возвращаться. Авилум мог оставить жену, если она бездетна и не может рожать. Ей возвращались приданое и выкуп или мина серебра (статья 138, 139). Мушкенум при подобном разводе должен был платить полмины. Сумма по тем временам весьма значительная. Муж мог при бездетной жене привести наложницу в дом, но не вправе был взять наложницу, если жена приводила родившую детей рабыню.

Закон определяет положение супругов, их наследственные права и т.д. Муж-авилум мог отдать жену в долговую кабалу, если в брачном договоре она не оградила себя от такого (статья 151). В случае тяжелой болезни жены муж мог брать вторую жену. Он мог изгнать жену, если она была мотовкой и разоряла семью или унижала его достоинство. Приданое не возвращалось (статья 141). Если жену в таком случае не прогоняли, она становилась рабыней, а муж имел право жениться на другой (статья 141). Развод для мужчины, следовательно, был возможен в любое время. Одновременно закон говорит об определенной правоспособности замужних женщин.

Права и обязанности женщин и детей

Жена авилума могла распоряжаться приданым, заниматься ростовщичеством, ремеслом, торговлей, имела широкую гражданскую дееспособность. Законом охранялись ее честь и достоинство. Если без оснований авилум оклеветал чужую жену в безнравственном поведении, то его надлежало повергнуть перед судьями и обрить виски (статья 127). Изнасилование чужой жены или проживающей в доме отца девушки наказывалось смертной казнью (статья 130).

Если муж обвинял жену в прелюбодеянии, но факт не был доказан, жена, дав клятву непорочности, могла вернуться в дом отца (статья 131). В качестве альтернативы доказательства невинности жена могла подвергнуться водной ордалии. Утонувшая почиталась за виновную.

Жену за безнравственное поведение следовало утопить, бросить в реку, если она, не дождавшись мужа из плена, не хранила достояния и «вошла в дом другого» (статья 133) или «была схвачена, лежащей с другим мужчиной» (статья 129). За убийство мужа жену сажали на кол (статья 153). Женщину могли приговорить к смертной казни, если при наличии детей от первого брака она без разрешения суда вторично выходила замуж.

По Законам Хаммурами, положение вавилонянок, по сравнению с законами шумеров, ухудшилось. На улице или в общественных местах девушка могла появиться лишь в сопровождении родственников, иначе она считалась «гулящей». В случае изнасилования подобной девушки мужчина мог быть освобожден от ответственности, если клялся в том, что принял ее за «гулящую». Если дочь не выходила замуж, отец мог на положение блудницы передать ее храму, что не считалось постыдным и зазорным.

В привилегированном положении находились состоящие при храме жрицы. Однако высокие должности в храме получали дочери высокопоставленных родителей. В сфере имущественных отношений права жриц и служителей богини любви Иштар мало отличались от прав авилум.

Законы Хаммурапи предусматривали большую власть отца над детьми. Он мог продать детей в рабство, отдать в долговую кабалу, отдать дочь в качестве жрицы любви в храм, где она торговала телом, а деньги отдавала в казну храма, что считалось богоугодным занятием.

Если сын ударил отца, ему отрубали пальцы (статья 195). Если приемный сын отрекался от родителей, которые его воспитали, ему отрезали язык. Отец мог лишить сына наследства, получив предварительную санкцию суда.

Таким образом, Законы Хаммурапи не только закрепили и сохранили большую власть главы патриархальной семьи, но и усилили ее. Возможно, что традиции и обычаи шумеров, аккадцев, аморитов и прочих народов, не зафиксированные в Законах Хаммурапи, содержали иные установления в сфере брачно-семейных отношений.

Источник

Оцените статью
Разные способы